Как родился вяйнемейнен: Рождение Вяйнемёйнена — Русская историческая библиотека

Вяйнямейнен (Вяйнемёйнен) — главный герой (uros) карело-финского поэтического эпоса «Калевала»

В карело-финском руническом эпосе Калевала, помимо Богов, присутствуют и три героя. Главным из них является Вяйнямёйнен, который из 50 рун повествования упоминается более чем в половине.

Место действия: Карелия, Финляндия
Язык: русский, карельский, финский
Сфера (музыка, литература, театр и т.д.): литература
Жанр: рунический эпос

Содержание

  • 1. Появление на свет
  • 2. Жизнь и подвиги
  • 3. Уход в царство мертвых
  • 4. Соотнесение легенды с реальной историей
  • 5. Вяйнямёйнен в культуре

Появление на свет Редактировать

Согласно легендам, Вяйнямёйнен стал первым человеком на земле. Он появился на свет вскоре после сотворения мира. Отличием от мифологических героев других стран является уникальное рождение Вяйнямёйнена – сразу в образе взрослого мужчины. Его мать, Ильматар, не выпускала ребенка из чрева на протяжении 30 лет. В результате, сидящий внутри будущий герой взмолился о помощи к Большой Медведице. И только благодаря ее заступничеству богиня все же позволила выйти на свет своему первенцу.

 Еще одной отличительной чертой Вяйнямёйнена является отсутствие у него отца. А будучи рожденным на свет человеком, он значительно превосходил двух других финно-карельских богатырей – Йоукахайнена и Лемминкайнена – своими способностями. Помимо безупречного владения мечом и копьем, ему подвластна сильнейшая магия. С ее помощью он не только познает всю мудрость мира, но и засеивает малоплодородную землю.

Жизнь и подвиги Редактировать

Помогают магические способности Вяйнямёйнену и во всех его поединках. Первым становится не обычный, а шаманский «бой» с колдуном из Лапландии Йоукахайненом. После поражения лапландец обязан был отдать в жены победителю свою сестру, Айно. Но той он показался страшным стариком, и девушка предпочла смерть в море подобному браку.

Тогда, по совету матери, герой отправляется в соседнюю страну – Похьёлу. Где вступает в магический поединок с другими претендентами на руку и сердце дочери царицы Лоухи. Подобно греческому Гераклу, герою приходится выполнять невероятные для простого человека задания:

·      снимать с неба звезду;

·      вспахивать поле со змеями, голыми руками завязывая их в узел;

·      вылавливать волшебную щуку из таинственной реки и т.д.

 

Одно из заданий он даже проигрывает своему сопернику – Ильмаринену, а во время другого случайно разрубает собственную ногу. Однако магия и помощь колдунов помогает богатырю залечить рану. И последний подвиг – добыть волшебную мельницу Сампо – герою приходится совершать вместе с другими соискателями, Ильмариненом и Лемминкайненом.

Вяйнямёйнен обороняет сампо от старухи Лоухи. Художник: Аксели Галлен-Каллела2

Для этого Väinämöinen сначала возрождает из мертвых великана-мудреца Випунена. Чтобы получить нужные древние знания, ему приходится сразиться с оживленным мертвецом. Несмотря на то, что во время битвы великан даже проглатывает героя, тот все равно выходит победителем.

 Благодаря сведениям мудреца, Вяйнямёйнен делает музыкальный инструмент – кантеле, от звуков которого погружается в глубокий сон все население Похъёлы. Так претенденту удается похитить мельницу Сампо, а заодно и увести с собой невесту. Однако далее, во время погони царицы Лоухи за похитителем, мельница разбивается, а кантеле теряется во время бегства. Но Вяйнямёйнен создает новый инструмент, с основой из березы и струнами из волос молодой жены.

 В будущем игра на нем настолько восхищает морского царя, что он одаривает главного героя Калевалы всяческими богатствами, включая различные магические амулеты.

Уход в царство мертвых Редактировать

В завершающем, 50-м стихе рассказывается об уходе героя эпоса в Царство мертвых. Причиной тому послужило рождение мальчика, которому впоследствии суждено было стать царем всей Калевалы.

 

По легенде, он также не имел отца, а его мать Марьятта забеременела от съеденной волшебной ягоды. Когда младенцу исполнилось всего две недели, его понесли показать великому правителю Вяйнямёйнену. Тот осмотрел младенца и каким-то магическим чувством понял, что мальчик не должен остаться живым. После чего приказал убить ребенка, но тот внезапно заговорил.

 

Малыш прилюдно обвинил великого героя во всех совершенных им при жизни грехах, включая вынужденную смерть Айно, утопившуюся в море. Интересно, что после этого ребенок был окрещен, что указывает на связь последних рун Калевалы с временем прихода на карело-финские земли христианства.

 

Вяйнямёйнен после этого сам изготовил себе лодку из меди, на которой оправился в свой последний путь. Но пообещал, что обязательно восстанет из мертвых и вернется, когда его соплеменникам по-настоящему понадобится его помощь.

Соотнесение легенды с реальной историей Редактировать

Сказания Калевалы были устными легендами. Расположил их по временным отрезкам и смыслу и после этого перенес на бумагу фольклорист XIX века Элиас Лённрот. Он же стал и первым исследователем, который попытался найти исторический прототип Вяйнямёйнена.

 Достоверно установить такого ни ему, ни другим знатокам эпоса не удалось. Однако, по мнению Ленротта, им, вероятнее всего, являлся какой-то могущественный шаман. И фольклорист написал новую историю о Калевале, значительно изменив ее сюжет.

Вяйнямёйнен в культуре Редактировать

Книжный вариант эпоса «Калевала» Лённрот опубликовал в 1849 году. После чего Väinämöinen сделался чрезвычайно популярным легендарным героем.

 О нем стали писать книги, создавать и устанавливать скульптуры, рисовать картины. Его именем стали называть улицы и площади. 

В Сортавале расположен Памятник рунопевцу, который местные жители называют памятником Вяйнямёйнену.

А еще в Карелии помнят Василия Сидорова, среди подпольщиков известного как «дедушка Вяйнямёйнен» – вождя антисоветского восстания в Карелии в 1921 году. На тот момент ему было 66 лет, и внешне он немного напоминал былинного героя

4.

Земля Калевалы

Читать «Калевалу»

«Ка́левала» (карел. и фин. Kalevala) — карело-финский поэтический эпос. Состоит из 50 рун (песен).

В основу «Калевалы» легли карельские народные эпические песни. Обработкой исходного фольклорного материала занимался финский языковед и врач Элиас Лённрот (1802—1884), который сюжетно связал отдельные народные эпические песни, произвёл определённый отбор вариантов этих песен, сгладил некоторые неровности[1]. Обработка была произведена Лённротом дважды: в 1835 году вышло первое издание «Калевалы», в 1849 году — второе[2]. Полный перевод поэмы на русский язык был выполнен Л. П. Бельским и опубликован в журнале «Пантеон литературы» в 1888 году, отдельным изданием вышел в 1889 году. «Калевала» — важный источник сведений о дохристианских религиозных представлениях финнов и карел. Название «Калевала», данное поэме Лённротом, — это эпическое имя страны, в которой живут и действуют карельские народные герои. Суффикс la означает место жительства, так что Kalevala — это место жительства Калева, мифологического родоначальника богатырей Вяйнямёйнена, Ильмаринена, Лемминкяйнена, называемых иногда его сыновьями.

[2]

Материалом для сложения обширной поэмы из 50 песен (рун) послужили Лённроту отдельные народные песни, частью эпического, частью лирического, частью магического характера, записанные со слов карельских и финских крестьян самим Лённротом и предшествовавшими ему собирателями. Лучше всего помнили старинные руны (песни) в российской Карелии, в Архангельской (приход Вуоккиниеми — Вокнаволок) и Олонецкой губерниях — в Реполе (Реболы) и Химоле (Гимолы), а также в некоторых местах финляндской Карелии и на западных берегах Ладожского озера, до Ингрии.

1 руна Калевалы повествует о начале мира, когда не было ни солнца, ни животных, ни птиц, ни деревьев. Была лишь вода и одинокая (yksin) дочь воздуха Ильматар, которая в скорби от воды зачинает Вяйнямёйнена. Параллельно к Ильматар прилетает утка (sotka: чернети), которая откладывает ей на колено 7 яиц: шесть золотых и одно железное. Разбившись, яйца порождают землю (maa), небо (taivas), солнце (päivyt), луну (kuu) и звезды (tähiksi). Ильматар оформляет рельеф, создавая острова, бухты и мысы.

Вяйнямёйнен родился взрослым (его постоянный эпитет vanha — старый) и несколько лет плавал в воде, пока не достиг страны Калевалы. Во 2 руне Вяйнямёйнен при помощи Сампсу Пеллервойнена засевает землю растениями. Однако внезапно один волшебный дуб сильно разрастается и заслоняет солнце. На борьбу с ним выходит морской карлик с медным топором (vaskikirves). Вяйнямейнен оказывается в стране Калевала и сеет там ячмень (ohra). 3 руна повествует о противостоянии с лапландцем Йоукахайненом, который выкупает свою жизнь обещанием отдать в жены Вяйнямёйнену свою сестру Айно. Однако в 4 руне Айно (Aino) не желает выходить замуж за старика и кончает жизнь самоубийством, утопившись в море.

В конце 5 руны Вяйнямёйнен слышит совет своей матери, что искать невесту себе нужно не в Лапландии, а в Похьёле. Вяйнямейнен отправляется туда, однако из-за стрелы Йоукахайнена он оказывается в море и лишь благодаря орлу оказывается в Похьеле. Местная колдунья требует, чтобы Вяйнямейнен изготовил Сампо, обещая выдать за него замуж свою дочь. В 8 руне герой знакомится с девушкой, но во время испытания он ранит себя топором, не может унять кровотечения и идет к старому колдуну (loitsija), которому в 9 руне рассказывает предание о происхождении железа (rauta). Возвратившись домой,

Вяйнямёйнен поднимает заклинаниями ветер и переносит кузнеца Ильмаринена в Похьёлу, где тот, согласно обещанию, данному Вяйнямёйненом, выковывает для хозяйки Севера таинственный предмет, дающий богатство и счастье — мельницу Сампо. С 11 по 15 руну описывают похождениях героя Лемминкяйнена, воинственного чародея и соблазнителя женщин, который ездит в Похьёлу, но во время одного из испытаний гибнет, но возвращается к жизни благодаря молитве матери к Укко. Далее рассказ возвращается к Вяйнямёйнену, который задумал построить лодку, однако необходимость поиска магических слов приводит его в Маналу. Также описывается его пребывание в утробе великана Випунена (Antero Vipunen), добытие им от последнего магических слов, отплытие героя в Похьёлу с целью получить руку северной девы. Однако в 18 руне дочь хозяйки Похьёлы выбирает себе в мужья кузнеца Ильмаринена, за которого выходит замуж, причём подробно описывается свадьба и приводятся свадебные песни, излагающие обязанности жены (уважать родственников мужа, поддерживать огонь в очаге и чистоту в доме, кормить скотину) и мужа. 26-30 руны снова рассказывают о похождениях неугомонного Лемминкяйнена в Похьёле, куда он прибывает незваным гостем на свадьбу Ильмаринена, убивает в ссоре хозяина Похьелы и бежит от возмездия на далекий остров. В 31-36 рунах повествуется о печальной судьбе богатыря Куллерво, соблазнившего по неведению родную сестру, вследствие чего оба, брат и сестра, кончают жизнь самоубийством, принадлежит по глубине чувства, достигающего иногда истинного пафоса, к лучшим частям всей поэмы. Руны о богатыре Куллерво были записаны помощником Лённрота фольклористом Даниэлем Европеусом.

Дальнейшие руны содержат пространный рассказ об общем предприятии трёх карельских героев — о том, как были добыты сокровища Сампо из Похьёлы, как Вяйнямёйнен изготовил кантеле из щуки и игрой на нём очаровал всю природу и усыпил население Похьёлы, как Сампо был увезён героями. Рассказывается о преследовании героев колдуньей-хозяйкой Севера при помощи Утутар, Укко и Ику-Турсо, о падении Сампо в море, о благодеяниях, оказанных Вяйнямёйненом родной стране посредством осколков Сампо, о борьбе его с разными бедствиями и чудищами, насланными хозяйкой Похьёлы на Калевалу, о дивной игре героя на новом кантеле, созданном им из березы, когда первое упало в море. После того как Лоухи похитила солнце, небесный бог Укко создает новое, которое падает в озеро Алуэ. Получив сильные ожоги от огня Укко, Ильмаринен кует еще одно солнце, но настоящее все же спрятано в Похьеле у Лоухи. И герои в 49 руне отправляются за солнцем и Лоухи идет на попятную.

Последняя руна содержит народно-апокрифическую легенду о рождении чудесного ребёнка девой Марьяттой (Marjatta). Вяйнямёйнен дает совет его убить, так как ему суждено превзойти могуществом карельского героя, но двухнедельный младенец осыпает Вяйнямёйнена упрёками в несправедливости, и пристыженный герой, спев в последний раз дивную песнь, уезжает навеки в челноке, уступая место младенцу Марьятты, признанному властителю Карелии. Сама по себе Калевала является страной, где живет главный герой Вяйнямёйнен. Калевале традиционно противостоит Похъёла, куда герои Калевалы добираются по морю. Совсем за пределами обитаемой земли находится Манала. Тем не менее, упомянуты и совсем привычные страны: Эстония (Viro), Ингрия (Inkeri), Карелия, Суоми, Саво, Россия (Venäjä), Швеция (Ruotsi), Лапландия (Lappi), Вьена (Viena, Беломорье) и Германия(Саксония, Saksa). По соседству с Лапландией и Похьелой упоминается страна Турья (Turja). Из рек упоминается Вуокса c водопадом Иматра и Нева . Из городов упомянут только Таллин (Tanikan linna). Ежегодно 28 февраля празднуется «День народного эпоса Калевалы» — официальный день финской и карельской культуры, этот же день посвящён финскому флагу. Каждый год в Карелии и Финляндии проходит «Калевальский карнавал», в форме уличного костюмированного шествия, а также театрализованных представлений по сюжету эпоса. Ежегодно, с 2006 года в Санкт-Петербурге проводится Международный этнофестиваль «Земля Калевалы», объединяющий ведущих экспертов, художников, дизайнеров и творческие коллективы из России и Финляндии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *