Как проходила христианизация руси: Христианизация Руси и единая национальная русская культура | «Образование Ямала»

Христианизация Руси и единая национальная русская культура | «Образование Ямала»

Давыдова А. С.

библиотекарь

МБУК «Централизованная библиотечная система»

г. Ноябрьск

Давыдова А. С.,

библиотекарь муниципального бюджетного учреждения культуры

«Централизованная библиотечная система», г. Ноябрьск.

 

 

Православие и культура

 

Христианизация Руси и единая национальная русская культура

 

 

Введение

Становление и укрепление Древнерусского государства, борьба с племенной раздробленностью, развитие феодальных отношений порождали необходимость в принятии новой идеологии.

Первой попыткой была религиозная реформа князя Владимира в 980 году – суть её в создании единого пантеона языческих богов во главе с Перуном и предание ему стройной иерархической системы.

Реформа потерпела поражение, но расшатала племенные и религиозные верования, тем самым подготовила почву для принятия христианства.

Официальной датой принятия христианства на Руси считается 988 год, год Крещения Руси.

Значение принятия христианства велико. Укрепился международный авторитет Руси, оно способствовало дальнейшему развитию древнерусской культуры, более тесными стали связи Руси и Византии.     

Актуальность данной темы состоит в том, что христианизация Руси не только проливает свет на далекое прошлое, но и проявляет немало проблем, соотносимых с оценкой религии в целом, её роли в общественной жизни для каждой исторической эпохи.

 

Христианизация Руси и единая национальная русская культура

Важнейшим событием культурной жизни Руси является принятие христианства. Характер исторического выбора, сделанного князем Владимиром, был, безусловно, не случайным. Местоположение Руси между Востоком и Западом, перекрестное влияние на неё различных цивилизаций плодотворно воздействовало на духовную жизнь и культуру русского народа.

Но не однократно создавало и критические моменты в её истории. Несмотря на географическую близость Западной Европы, основной обмен идеями и людьми для восточнославянских племен шел в северном и южном направлениях. По этому пути с юга, из Византии, христианство стало проникать на Русь задолго до его официального утверждения, что во многом предопределило выбор князя Владимира, также до него – княгини Ольги.[1]

После крещения Ольги христианизация пошла более быстрыми темпами. В ту пору Русь не хотела ориентироваться на какую-то одну из церковных сторон: добрые отношения поддерживались и с византийской, и с римской церковью.[2]

Не менее важным был другой фактор, связанный с религиозной психологией народа, особенностями его художественно-эмоционального воспитания мира. Весьма примечательно, что именно на этом акцентирует внимание «Повесть временных лет». В ней приводиться большой рассказ о сомнениях Владимира и его бояр при выборе веры. О прибытии миссионеров из Византии, мусульман – из Дунайской Болгарии, иудаистов – из Хазарии, о том, что князь был не удовлетворен проповедями всех, кроме византийца о том, как он послал бояр в разные страны для выбора лучшей веры, а затем принял решение остановиться на христианстве византийского обряда.

Византийское богослужение произвело на русских, впервые знакомившихся с христианством, сильное впечатление. «Да созерцают они славу Бога нашего! – сказал император и, зная, что грубый ум пленяется более наружным блеском, нежели истинами отвлеченными, приказал вести послов в Софийскую церковь, где сам патриарх, облаченный в святительские ризы, совершал литургию. Великолепие храма, присутствие всего знаменитого духовенства греческого, богатые одежды служебные, убранство алтарей, красота живописи, благоухание фимиама, сладостное пение клироса, безмолвие народа, священное таинство обрядов изумили русичей. Им казалось, что сам Всевышний обитает в храме  и непосредственно соединяется с людьми. Возвращаясь обратно, послы поведали князю: «Всякий человек, вкусив сладкое, имеет уже отвращение от горького, так и мы, узнав веру греков, не хотим иной».[3]   

В 988 году князь Владимир принял христианство. Обстоятельства, предшествовавшие этому событию и сопровождавшие его, рассказываются с баснословными чертами, которые вполне свойственны устным преданиям, записанным уже довольно долгое время спустя после означенного события. Достоверно только то, что Владимир крестился и в то же время вступил в брак с греческой  царевной Анной, сестрой императоров Василия и Константина. Крещение его происходило на юго-западном берегу Крыма. Именно оттуда он привез первых священников и необходимые принадлежности для христианского богослужения. Вначале крещение приняло все население Руси. В один из летних дней по приказу Владимира были опрокинуты все языческие идолы во главе с Перуном. На следующее утро все жители города явились к реке. Там все они вошли в воду, и над ними священники провели обряд крещения. Тут же великий князь велел начать строительство церквей. И построил он церковь Святого Василия и церковь Богородицы, так называемую «Десятинную», названную так оттого, что князь назначил на содержание этой церкви и её духовенства десятую часть княжеских доходов.

Утверждение христианства на Руси в качестве государственной религии оказало большое влияние на разные сферы общественной и духовной жизни страны. Ускорилось изживание местных, племенных различий в отдельных областях Руси и формирование древнерусской народности с единым языком, культурой, этническим самосознанием.

Одной из особенностей византийского христианства являлось то, что оно разрешало вести церковную службу в землях новообращенных народов на их родном языке, в отличии от римской церкви, которая допускала богослужение лишь на латинском языке.[4] Это приближало новую религию к народу, делало её частью его духовной жизни, быта и культуры.

Владимир не смог учесть еще одной особенности византийской церковной организации. Во главе её стоял не церковный служитель, как римский папа, а глава светской власти – император, ему подчинялся патриарх. Эта традиция переносилась на Русь. 

С принятием христианства на Руси возникла и литература. В IX веке со времени правления Ярослава Мудрого возникает древнерусская литература. И как раз здесь роль христианской церкви была велика. Большинство ранних древнерусских писателей происходило из христианской среды.

Но самым важным последствием принятия христианства явилось то, что оно послужило мощным стимулом для ознакомления Руси с византийской культурой. Через Византию из глубины веков в Древнюю Русь активнее начало проникать и влияние мировой цивилизации, в том числе наследие античного мира и Ближнего Востока.

Центром сосредоточения культуры становились монастыри. Они являлись центрами книжности, где трудолюбивые монахи переписывали летописи, древние манускрипты. Монастыри отличал и высокий эстетический уровень религиозной деятельности: церковного пения, литургического слова, так же процветала живопись и практически все виды  искусств: музыка, поэзия, скульптура, прикладное, декоративное искусство, дизайн.

Крещение  оказало огромное влияние и на культурную жизнь страны, в частности, на развитие техники. В земледелии оно выразилось в значительном повышении техники огородничества. Этому несомненно способствовало  повышение потребления овощей, которое стимулировалось и многочисленными постами, установленными христианскими учениями, и требованиями монастырского жития.[5]

     Становление христианства на Руси – было фактически рождением новой цивилизации. Общие верования, ценностные и жизненные ориентации, нормы морали и права содействовали сплоченности общества. Эмоциональное единство, идеалы гуманного сострадательного отношения к людям вели к рождению цивилизованного и гуманного общества.

 

Заключение

Принятие христианства способствовало объединению и сплочению русских людей под началом непоколебимой веры в Бога, Высшего творца и Христа-спасителя. Христианство способствовало духовному и моральному росту нашего народа. В настоящее время именно гуманистические идеалы христианства приняты за основу многочисленных организаций, защищающих права человека.

Принятие христианства, сменившего собой изжившее себя, жесткое и жертвоненасытное язычество, позволило продолжить дальнейший экономический рост страны,  значительно увеличился вес Руси в окружающем её мире, превратив варварскую страну язычников в просвещенную нацию.            

 

 

Список использованной литературы

 

1.     Захаревич А. В. История отечества: Уч. – М.: «Дашков и К», 2006

2.    История России с древнейших времен/ Под. ред. Н. И. Павленко. М.: Высшая шк. 2001

3.    Кацва Л. А., Юрганов А. Л. История России.:Уч.-М.:МИРОС, 2004

4.    Скрынников Р. Г. Русь. СПб.: «Питер», 2005

5.    Некрасова М. Б. История России: Уч.пос. – М.: Юрайт-издат, 2005

 

Электронные ресурсы

1.    Исторический справочник, [электронный ресурс] //справочное издание. URL: http://xreferat.ru/35/9485-1-hristianizaciya-rusi-ee-posledstviya.html

2.    История России, [электронный ресурс] // сайт электронных словарей  и энциклопедий. URL: http://www.ref.by/refs/33/40129/1.html

3.    Принятие христианства, [электронный ресурс] // Популярный справочник. URL: http://nfor.org/books/Noch_Svaroga/14part07.php

 

           

 


[1] Кацва Л. А., Юрганов А. Л. История России.:Уч.-М.:МИРОС, 2004

[2] Скрынников Р. Г. Русь. СПб.: «Питер», 2005

 

[3] Захаревич А. В. История отечества: Уч. – М.: «Дашков и К», 2006

 

[4] История России с древнейших времен/ Под. ред. Н. И. Павленко. М.: Высшая шк. 2001

[5] Некрасова М. Б. История России: Уч.пос. – М.:Юрайт-издат, 2005

Кратко: Крещение Руси князем Владимиром

Posted on Author calculator 0

Удобная навигация по статье:

  • 1 Главное: краткая история крещения Руси
    • 1.1 Язычество на Руси
    • 1.2 Исторические причины крещения Руси:
    • 1.3 Крещение Руси Владимиром 988г.
    • 1.4 Последствия Крещения Руси для российского государства
    • 1.5 Причины и значение принятия христианства на Руси
    • 1.6 Видео-лекция: краткая история крещения Руси

Язычество

на Руси

До середины десятого века в Киевской Руси в качестве основной религии выступало язычество. Общая ментальность славян была основана на идее вечности и равнозначности добра и зла. Язычники воспринимали мир только на основе парных противоположных понятий. В качестве основного символа защиты они считали круг. Из этого геометрического знака и пошли такие обереги как кольца, цепи, венки и пр. При этом, славяне имели свой пантеон богов в который входили Мокошь, Даждьбог, Велес, Стрибог, Семаргл и Перун.

Однако, укрепление Киевской Руси требовало принятие единоверия для сплочённости народных (племенных) масс. Подробно о выборе князем Владимиром веры можно прочесть в самой знаменитой древнерусской летописи «Повесть временных лет». Современники утверждают, что великого киевского князя Владимира прежде всего покорило богатство и красота византийских храмов. Однако, необходимо отметить, что к 988 году многие на Руси уже исповедовали христианство, так как тому поспособствовала собственным примером великая княгиня Ольга.

Исторические причины крещения Руси:

Исторические причины принятия христианства на Руси
Христианство способствовало укрепления княжеской власти и объединение разрозненных племен под началом киевского князя
Международная обстановка и принятие большинством западноевропейских государств христианства требовало от киевского князя совершить исторический выбор
Христианство позволило Руси приобщится к развитой культурной среде
Исторические причины крещения Руси

Крещение Руси Владимиром 988г.

При этом, фактической датой крещения Руси историки привыкли считать именно 988 год. В этот год принял христианство великий Владимир Красно Солнышко, после чего, возвратившись в Киев, он запустил процесс христианизации славянского государства. Вначале крещение приняла княжеская дружина, купцы и бояре.

Исследователи отмечают, что массовое крещение Руси киевским князем проходило не всегда гладко. По этой причине процесс христианизации общества был растянут на долгие года. Есть краткие упоминания в некоторых летописях о насильственном крещении народа, а сами языческие обряды проводились ещё не одну сотню лет в тайном порядке.

Последствия Крещения Руси для российского государства

Историческую значимость христианизации Руси для дальнейшего развития государства Киевская Русь довольно сложно переоценить. Ведь после 988 года Русь в качестве христианского государства стала претендовать на высокий статус на европейской арене, что, безусловно, упрочнило связь между самыми влиятельными государствами и Русью. Однако, самым важным последствием, которое и преследовал князь Владимир обращая в христианскую веру Киевскую Русь, было смягчение общественных нравов и сплочение народных масс. Это событие для развития культуры стало эпохальным.

Таким образом, провозглашение Владимиром в качестве государственной религии христианской веры по византийскому образцу считается, пожалуй, самой важной вехой в истории нашей страны.

Причины и значение принятия христианства на Руси

Видео-лекция: краткая история крещения Руси

 

Рубрика: История России Прокомментировать

Статья о христианизации+руси из The Free Dictionary

Христианизация+руси | Статья о христианизации+руси от The Free Dictionary

Христианизация+русов | Статья о крещении+руси от The Free Dictionary


Слово, не найденное в Словаре и Энциклопедии.

Пожалуйста, попробуйте слова отдельно:

христианизация из рус

Некоторые статьи, соответствующие вашему запросу:

  • Христианизация Русского каганата
  • История Украины
  • Культура Древней Руси
  • Крещение Киевской Руси
  • Брестская уния
  • Чешско-Словацкая Православная Церковь
  • История Русской православной церкви
  • Христианизация Литвы
  • История чешских земель в средние века
  • Владимир Святославич
  • Божественная литургия
  • Средневековая Армения
  • Список митрополитов и патриархов Московских
  • 860с
  • Русская Православная Церковь
Не можете найти то, что ищете? Попробуйте выполнить поиск по сайту Google или помогите нам улучшить его, отправив свое определение.

Полный браузер ?

  • Журнал христианства
  • Журнал христианства (Церкви Христа)
  • Журнал христианства (значения)
  • Открытие христианства
  • Христианство сегодня
  • Христианство сегодня
  • Международное христианство сегодня
  • Христианство, Календарь
  • Христианство, Развитие
  • Христианство, начало
  • Христианство, социальная терпимость и гомосексуальность
  • Христианство. com
  • Христианство/монофизитство
  • Христианство/монофизитство
  • Христианство/монофизитство
  • Христианство: подделка за гранью веры
  • Христианизация
  • Христианизация
  • Христианизация
  • Христианизация
  • Христианизация
  • Христианизация Болгарии
  • Христианизация Исландии
  • Христианизация Киевской Руси
  • Христианизация Литвы
  • Христианизация Польши
  • Крещение Руси
  • Христианизация святых и праздников
  • Христианизация Скандинавии
  • Христианизация Русского каганата
  • Христианизация+русов
  • Крещение
  • Христианизировать
  • Христианизировать
  • Христианизировать
  • христианизированный
  • христианизированный
  • христианизированный
  • Христианизированные мифы и образы
  • христианизированных сайтов
  • Христианизатор
  • Христианизация
  • христианизирует
  • христианизирует
  • христианизация
  • христианизация
  • христианизация
  • христианский
  • Кристианлили
  • христианин
  • христианин
  • христианин
  • Кристианна Бранд
  • Кристиан Кляйн
  • Кристиан Менесес Джейкобс
  • Кристиан Оливейра
  • христианство
  • Христианоконча
  • Христианоконча квинталия
  • ChristianRock. Net
  • христиан

Сайт: Следовать:

Делиться:

Открыть / Закрыть

 

Православие на Руси — Свято-Иоанновская Православная Церковь

Название этой главы дает нам отправную точку для понимания развития Русской Православной Церкви. Его родина сегодня охватывает несколько разных стран, которые назывались землями Руси. Политическая и социальная организация была сформирована норвежцами из Скандинавии. От Рюрика до святого Владимира Великого они правили славянскими и некоторыми финскими народами Северной России и Украины. Это сделало бы норманнов, франков, англосаксов, скандинавов двоюродными братьями с современными русскими народами, а также через королевские смешанные браки намного позже в европейской истории. Падение Константинополя перед османами и отделение Римско-католической церкви в Италии и в остальной Европе создали для России пространство для контроля над своими собственными интересами и духовным развитием. Русская история в этой главе делится на киевское, а затем на московское православие. Это свидетельствует о смене политического и религиозного центра территории Руси.

Ранее мы также узнали о важности древних городов земель Руси и Крещения славян князя Владимира с Киевом как важным политическим и духовным центром. Первый раздел этой главы описывает политическую и духовную основу Киевской митрополии. Митрополия этимологически означает город-мать. Первым митрополитом Киевским был Михаил в 10 в. Мы знаем, что князь Владимир женился на византийской монархии через Анну. Были церковно-приходские школы, росли города и около 400 храмов, построенных к концу правления св. Владимира с архиерейскими местами в городах Новгороде и Полоцке. Собор Святой Премудрости строился в Новгороде так же, как и в Киеве. Процесс и подробности христианизации Руси освещены в известных литературных произведениях «Повести временных лет» и «Слове о законе и благодати» митрополита Илариона. Как и многие народы прежде, правители Руси переосмысливали прошлую историю, чтобы показать, как промысел Божий управлял и распоряжался событиями в пользу своего царства, народа и христианизации. Во времена, когда свобода вероисповедания, демократические выборы и права человека не существовали как понятие, «массовые крещения» в Древней Руси записываются как успех и дар от Бога. Это почти полная замена славянского язычества православием. Даже в 12 в. большинство митрополитов «Киевских и всея Руси» были греками. Со временем греческие иерархи были заменены исконно русскими.

В 13 в. Хан Батый и Золотая Орда двинулись на запад, в русские земли и города, разграбляя города и открывая период, называемый монголо-татарским игом. Степные земли Восточной Европы и Центральной Азии наблюдали эту закономерность на протяжении тысячелетий, и фактически из того же самого источника древние индоевропейцы проникли в Европу и изменили уже существующие там местные культуры. На западе католические тевтонские рыцари, будучи продолжением руки папы римского, представляли для России еще одну угрозу, физическую и духовную опасность обращения в римскую веру и забвения православия. Россия всегда нуждалась в сильном правителе, потому что она всегда готовы противостоять угрозам с западного или восточного фланга. Итак, новгородец Александр Невский решил не затягивать войну с татарами, а поддерживать с ними дипломатические отношения. По приказу папы Григория IX был организован крестовый поход против русских и финнов шведской монархией. Александр разгромил шведов и Ливонский орден у Чудского озера. Он также отклонил предложения Папы Иннокентия IV об обращении через письма и посланные кардиналами лично, чтобы убедить его королевство стать частью Папы и западных держав. Из этой главы следует, что митрополит Иларион описывает правление монголо-татар как опустошительное, но в целом менее навязчивое в религиозной жизни русских христиан, чем прямой контроль римо-католицизма и других европейских монархов, постоянно имевших интерес в обращении русских так же, как они имели в советах Феррары-Флоренции и Лиона. Золотая Орда, казалось, была больше заинтересована в сборе налогов, чем в реформировании русских церквей или их преобразовании, подобно османам или тевтонским орденам. Но и князья, и митрополиты должны были получить ярлык (разрешение) через монгольскую бюрократию, прежде чем действовать в церковных или государственных учреждениях.

В 14 веке митрополит Петр и его преемники переехали в Москву, и она стала «фактически» центром митрополии. Переезд из Киева в Москву во многом был связан с ростом и значением города во время правления великого князя (татарский титул) Ивана I Калиты. Это был также сильный город, чтобы начать борьбу с монголо-татарским игом. Также в московский период жили такие духовные деятели, как святой князь Димитрий Донской, преподобные Алексий и преподобный Сергий Радонежский. Они представляют в русском образе святого правителя государства, руль Церкви и подвижника-провидца дремучих московских лесов. Но Константинополь в 14 в. по-прежнему оказывал большое влияние на Русскую Церковь в ее патриаршестве и митрополии. Москва действительно обрела независимость, когда в 15 в. пал Константинополь. Но греки по-прежнему контролировали Киевскую митрополию. Например, в 1458 году они поставили патриарха Григория Мамаса. Москва стала независимой от Константинополя, а Киев оставался в руках греков как отдельная митрополия до 1685 года, когда Киев был включен в состав Московского патриархата. Кажется, есть хороший прецедент как для права греков в Киеве сохранять свою независимость, так и для культурной связи Москвы с метрополией Киевской Руси. Остальная часть главы посвящена весьма специфическим культурным и религиозным спорам в России в XVI-XVII веках. Один из них особенно кровавый, связанный с дебатами о том, кому должны владеть земли: монахам или монарху. Также важно отметить, что когда Федор сменил Ивана Грозного в XVI веке, патриаршество было установлено по церковным канонам, тогда как более ранние автокефальные действия совершались без одобрения Константинополя. Эта идея независимости церкви может показаться западным христианам странной. Но это не сильно отличается от взаимодействия и желаний христианских королей и князей в Европе, которым пришлось вести политику с Папой, чтобы получить влияние, которого они добивались, на свои земли и народ, и эта модель достигает кульминации в насилии и расколах в 16-м веке. 17 и 18 вв. Европе, которую мы называем Просвещением — движением, столь противоположным и враждебным монархии как законной и стабильной форме правления и средоточию религиозного примера. В предыдущие века ожидалось, что правитель живет в соответствии с моральными стандартами религии большинства. А вот в наше время все совсем наоборот. Мы можем держать свои религиозные убеждения и веру в тайне на работе и в офисе. В этом нет ничьей вины, кроме самой структуры власти, которая сложилась. Одной из революционных основ этого основания является разделение церкви и государства, общественной и частной жизни. Пока эта религия не была римско-католической, такое разделение было выгодно большинству американцев. Хлодвиг и Карл Великий подали пример того, как короли правят больше за счет индивидуальной харизмы и военного лидерства. Византия имела долгую имперскую жизнь не только потому, что унаследовала то, что до этого завоевал Рим, но и потому, что люди были верны идее, философии и православной вере, а не только харизматичным личностям или военной мощи. Не имело значения, был король еретиком или нет, потому что люди были верны не отдельным личностям, а самим идеям. Чтобы понять, как многие христиане думали до недавнего времени, мы должны принять во внимание, что царство было частью ткани личности, совершенно странной для нас концепцией. Не потому, что речь шла о политике, поскольку королевские семьи были выше политики, но не выше безнравственности, интриг и насилия. Но никто не покупал престол, а рождался на нем; мудрые правители обладают огромным потенциалом, который другие системы просто не могут реализовать. Просвещение, которое заслуживает того, чтобы его били, как дохлую лошадь, начало процесс дехристианизации, фактически преследуя многих христиан с насмешкой, в то же время, когда оно шло по пути демонархизации европейских культур с его окончательной кровавой победой над христианскими монархами в мировых войн и революций. Стоит также отметить, что православная история может показаться капризной, как мы склонны думать о средневековой истории, поскольку это в значительной степени монархический или имперский мир, а часто и очень религиозная среда. Но на самом деле это не более и не менее хаотично, чем демократизация земного шара в наше время или бесконечные потрясения, которые политические референдумы и выборы могут вызвать в гражданской и религиозной жизни. Этот блог и тома митрополита Илариона не претендуют на то, чтобы быть легкой апологией монархии — в любом случае для большинства людей в современном обществе это часто довольно нелепая идея. Но монархическое правление — это большая часть православной истории, хотя нет никакой необходимости, чтобы оно было в будущем. Его влияние не следует упускать из виду, и его не следует так быстро отбрасывать как отсталый и маловажный фактор в создании многих православных стран и непреходящей идентичности, всегда ожидающей обновления.

Последний раздел этой главы посвящен тому, что митрополит Иларион называет «православием в Западной Руси», под которым он подразумевает в первую очередь страну Украину и украинский этнос. Брестская уния была, по сути, очередной попыткой влияния и партий Папы в Риме обратить православных христиан в Восточной Европе. Идея называется униатством. Это уничижительный термин, означающий, что православные христиане сохраняют свой внешний византийский обряд, подчиняя всю юрисдикционную и доктринальную власть Папе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *