Как поссорились иван иванович: Фильм Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем (1959) описание, содержание, трейлеры и многое другое о фильме

Содержание

«Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», анализ

История создания

«Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» была написана в конце 1833 г. и вошла в сборник «Миргород», изданный в 1835 г. В 1834 г. «Повесть…» была напечатана во второй части альманаха «Новоселье» с подзаголовком «Одна из неизданных былей Пасечника Рудого Панька».

Она представляла обывательскую сторону жизни малороссийского уездного города. Источником истории стала повесть Нарежного «Два Ивана, или страсть к тяжбам» (1825). Бытовой анекдот Гоголь превратил в символ абсурдной злости. В произведении отражены впечатления Гоголя от поездки на родину в 1832 г.

Литературное направление

Сборник «Миргород», включивший в себя 4 повести, написан Гоголем-романтиком. Романтическая природа «Повести…» понятна только в контексте «Миргорода». В романтическом произведении исключительному герою, высоким идеалам противопоставлен мир ничтожных обывателей. По этому признаку «Тарас Бульба» и «Вий» противоположны «Повести…», в которой описан «цвет общества», дворяне, а также их дворня. Все они подвергаются сатирическому осмеянию.

В «Повести…» проступают черты абсурда, свойственного романтикам при описании беспросветной жизни. Абсурдно сравнение боязливости Ивана Ивановича с широтой шаровар Ивана Никифоровича, послушание Ивана Ивановича Агафии Федосеевне, которая даже не была его родственницей, но так сурова, что откусила нос у заседателя.

Жанр

Жанр «Повести…» обозначен в названии. Такая жанровая характеристика традиционна для первой половины 19 века. С современной точки зрения «Повесть…» близка к рассказу, но такого названия жанра ещё не было во времена Гоголя.

Проблематика и конфликт

Повод для конфликта между Иваном Ивановичем и Иваном Никифоровичем — отказ Ивана Никифоровича подарить Ивану Ивановичу ружьё или поменять его на свинью и два мешка овса. Ничтожный повод привёл к взаимным оскорблениям, так что Иван Никифорович назвал Ивана Ивановича гусаком.

Конфликт усугубился, когда в него вовлеклись другие люди: судья и все, находившиеся в присутственном месте, затем городничий и все его гости, ставшие свидетелями повторённого Иваном Никифоровичем оскорбления.

После публичного оскорбления конфликт между соседями стал достоянием и даже достопримечательностью Миргорода, но он же вызывает у рассказчика ощущение скуки и тоски.

Основная проблема повести – ничтожность человека, погрузившегося в мелочность провинциальной жизни, «почтенных мужей, чести и украшения Миргорода». Критике и осмеянию подвергается система судебной власти.

Герои повести

Главные герои – соседи Иван Иванович и Иван Никифорович. В первой главе сравниваются их быт, внешность и характеры. Ивану Ивановичу уделяется больше внимания, читатель видит ситуацию через призму его восприятия. Оба героя – прекрасные люди, например, Иван Иванович хорош потому, что любит дыни. Друзья совершенно непохожи.

Иван Иванович говорит приятно, а словцо Ивана Никифоровича отбреет лучше всякой бритвы. Иван Иванович высокий и худощавый, а Иван Никифорович ниже, но «распространяется в толщину». Рассказчик сравнивает несопоставимое: Иван Иванович не любит мух в борще, а Иван Никифорович любит купаться; Иван Иванович боязлив, а у Ивана Никифоровича шаровары в широких складках.

Подчёркивается набожность Ивана Ивановича, который после службы расспрашивает нищих, хотят ли они хлеба и мяса, а после отпускает их с богом, прибавляя: «Ведь я тебя не бью».

Иван Иванович – достойнейший человек, потому что отказывается от каждой чашки чаю по три раза. С точки зрения рассказчика, это свидетельствует о «бездне тонкости» у Ивана Ивановича.

Иван Никифорович не такой деликатный, он часто поминает чёрта, чем огорчает Ивана Ивановича. Он несколько медлителен и не так предприимчив, как Иван Иванович: не догадывается первым подать прошение в суд.

Дальнейшие события проявляют отрицательные качества «друзей». Они клевещут друг на друга, прибегают к угрозам в суде и тратят состояние на тяжбу. Если Иван Иванович считает, что за оскорбление с соседа нужно взыскать штраф, заковать его в кандалы и препроводить в городскую тюрьму, то Иван Никифорович требует не только заковать в кандалы, а ещё и публично наказать и отправить на каторгу в Сибирь.

Двенадцатилетняя тяжба не имеет ни конца ни края. Проезжая через Миргород, рассказчик, в глубине души разуверившись в «прекрасности» бывших друзей, унывает.

Образ рассказчика очень важен. Читатель благодаря ему погружается в жизнь уездного города, как будто наблюдает его изнутри. Обыватель-рассказчик ничем не лучше Ивана Ивановича, Ивана Никифоровича или других героев. Но даже ему становится скучно на этом свете от бессмысленного существования. Он как будто разочаровывается в идеалах жителей уездного города и выезжает в открытое пространство, такое же безотрадное.

Остальные жители Миргорода под стать соседям Иванам. Другой Иван Иванович кривой на один глаз, а городничий волочит ногу после ранения. Это гротескное изображение внутренних недостатков обывателей, которые отражаются в их внешности. Авдотья Федосеевна наверняка ведьма, потому что имеет непонятную власть над бывшими друзьями.

Стиль, сюжет и композиция

События повести занимают 12 лет. Сюжет можно рассказать как анекдот: соседи судились из-за ничтожного оскорбления много лет, в тяжбу вовлекли весь город и даже уезд, и конца этому не предвидится, они будут судиться до самой смерти.

Пушкин смеялся над повестью, которую читал ему Гоголь. Природа этого смеха в пограничном состоянии рассказчика. С одной стороны, он уже не принадлежит к среде обывателей, осознаёт скуку их жизни. С другой — он искренне считает обывателей прекрасными людьми, так что, когда это не подтверждается, огорчается.

Стилистические особенности «Повести» — гротескное сатирическое изображение героев, создание образа Миргорода как провинциального городка обывателей, мира абсурда.

  • «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», краткое содержание по главам
  • «Портрет», анализ повести Гоголя, сочинение
  • «Мертвые души», анализ произведения Гоголя
  • «Мертвые души», краткое содержание по главам поэмы Гоголя
  • «Нос», анализ повести Николая Васильевича Гоголя
  • «Ревизор», анализ комедии Николая Васильевича Гоголя
  • «Шинель», анализ повести Николая Васильевича Гоголя
  • «Майская ночь, или Утопленница», анализ повести Гоголя
  • «Портрет», краткое содержание по частям повести Гоголя
  • «Майская ночь, или Утопленница», краткое содержание по главам повести Гоголя
  • «Ревизор», краткое содержание по действиям комедии Гоголя
  • «Нос», краткое содержание по главам повести Гоголя
  • «Шинель», краткое содержание повести Гоголя
  • «Вий», анализ повести Николая Васильевича Гоголя
  • «Ночь перед Рождеством», анализ повести Гоголя

По произведению: «Повесть о том как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»

По писателю: Гоголь Николай Васильевич


Гоголь-сатирик («Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»)

«Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» вошла в сборник «Миргород» вместе с историко-героической повестью «Тарас Бульба». Такое сопоставление позволяло Гоголю показать, как мелочны и низки их мысли и поступки, если сравнить их с подвигами запорожских казаков. Гоголь написал это произведение для того, чтобы обнажить нелепость и комизм обыденной жизни. Он называл это областью скучного. А это очень большая область: у Гоголя — целый город, который расширяется до размеров всей страны. Гоголь находит комическое и в поместье Товстогубов, и в смешной ссоре и тяжбе двух миргородских приятелей Перерепенко и Довгочхуна.

Эта повесть очень смешная. Когда читаешь ее, то не понимаешь, как же можно так жить? Ссора между двумя добрыми приятелями возникла на пустом месте. Произведение начинается с подчеркнуто восторженного описания костюма, дома и сада Ивана Ивановича: «Прекрасный человек Иван Иванович! Какая славная у него бекеша! Когда сделается жарко, Иван Иванович скинет с себя и бекешу, отдыхает в одной рубашке и глядит, что делается во дворе и на улице. Дыни — его любимое кушанье. Скушает дыню Иван Иванович, а семена соберет в особую бумажку и напишет на ней: «Сия дыня съедена такого-то числа». А какой дом у Ивана Ивановича! С пристройками и навесами, так что крыши всего строения похожи на губки, нарастающие на дереве. А сад! Чего там только нет! Всякие деревья и всякая огородина есть в этом саду!»

Этот восторг перед героем на самом деле сатирически указывает на его недостатки и пороки. Особенно хорошо это видно, когда автор пишет о том, что Иван Иванович «очень богомольный человек». Он ходит в церковь, но только для того, чтобы поговорить с нищими. При этом он не подает им милостыню. Вот как он рассуждает: «Чего же ты стоишь? Ведь я тебя не бью…» Этот герой любит, когда ему преподносят подарки или чем-то угощают. Он не любит работать, а любит просто рассуждать. Он богат, поэтому все считают его порядочным человеком. Но если такого человека признают порядочным, то какие же люди тогда непорядочные?

Его сосед, Иван Никифорович, тоже порядочный и уважаемый человек. Он тоже лентяй, поэтому очень толстый. Иван Никифорович -человек простой, не гонится за славой эстета, как его сосед, и употребляет такие словечки, от которых Ивану Ивановичу делается не по себе.

Тогда он возмущенно восклицает: «Довольно, довольно, Иван Никифорович; лучше скорее на солнце, чем говорить такие богопротивные слова». Но тем не менее оба соседа — «прекрасные люди».

Между этими «прекрасными людьми» происходит ссора: «Итак, два почтенных мужа, честь и украшение Миргорода, поссорились между собою! И за что? За вздор, за то, что один назвал другого гусаком». Удивляет то, что два таких хороших друга очень быстро стали заклятыми врагами. Они даже начинают войну друг с другом — портят хозяйство. Например, Иван Иванович с настоящим «рыцарским бесстрашием» испортил гусиный хлев соседа и т. д.

Эта ссора затронула не только соседей, но и весь Миргород. Теперь целью их жизни стал выигрыш суда. Бывшие приятели ездят в город, подают жалобы в суд, тратят деньги на взятки чиновникам, но дело не движется. Поскольку оба соседа люди одного социального положения, то неизвестно, когда их тяжба закончится. Гоголь показывает, как их засасывает трясина кляуз и жалоб, как они начинают существовать в придуманном мире, наконец, как они теряют свою прежнюю хорошую и сытую жизнь.

В этом произведении Гоголь с блеском проявил свой талант сатирика. Он показал нелепость, комичность и неправильность в существовании обычных людей. Заканчивается это произведение словами: «Скучно на этом свете, господа!»

Николай Гоголь — Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем читать онлайн бесплатно

Николай Васильевич Гоголь

Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем

Глава I. Иван Иванович и Иван Никифорович

Славная бекеша у Ивана Ивановича! отличнейшая! А какие смушки [1]! Фу ты, пропасть, какие смушки! сизые с морозом! Я ставлю бог знает что, если у кого-либо найдутся такие! Взгляните, ради бога, на них, – особенно если он станет с кем-нибудь говорить, – взгляните сбоку: что это за объядение! Описать нельзя: бархат! серебро! огонь! Господи боже мой! Николай Чудотворец, угодник божий! отчего же у меня нет такой бекеши! Он сшил ее тогда еще, когда Агафия Федосеевна не ездила в Киев. Вы знаете Агафию Федосеевну? та самая, что откусила ухо у заседателя.

Прекрасный человек Иван Иванович! Какой у него дом в Миргороде! Вокруг него со всех сторон навес на дубовых столбах, под навесом везде скамейки. Иван Иванович, когда сделается слишком жарко, скинет с себя и бекешу и исподнее, сам останется в одной рубашке и отдыхает под навесом и глядит, что делается во дворе и на улице. Какие у него яблони и груши под самыми окнами! Отворите только окно – так ветви и врываются в комнату. Это все перед домом; а посмотрели бы, что у него в саду! Чего там нет! Сливы, вишни, черешни, огородина всякая, подсолнечники, огурцы, дыни, стручья, даже гумно и кузница.

Прекрасный человек Иван Иванович! Он очень любит дыни. Это его любимое кушанье. Как только отобедает и выйдет в одной рубашке под навес, сейчас приказывает Гапке принести две дыни. И уже сам разрежет, соберет семена в особую бумажку и начнет кушать. Потом велит Гапке принести чернильницу и сам, собственною рукою, сделает надпись над бумажкою с семенами: «Сия дыня съедена такого-то числа». Если при этом был какой-нибудь гость, то: «участвовал такой-то».

Покойный судья миргородский всегда любовался, глядя на дом Ивана Ивановича. Да, домишко очень недурен. Мне нравится, что к нему со всех сторон пристроены сени и сенички, так что если взглянуть на него издали, то видны одни только крыши, посаженные одна на другую, что весьма походит на тарелку, наполненную блинами, а еще лучше на губки, нарастающие на дереве. Впрочем, крыши все крыты очеретом [2]; ива, дуб и две яблони облокотились на них своими раскидистыми ветвями. Промеж дерев мелькают и выбегают даже на улицу небольшие окошки с резными выбеленными ставнями.

Прекрасный человек Иван Иванович! Его знает и комиссар полтавский! Дорош Тарасович Пухивочка, когда едет из Хорола, то всегда заезжает к нему. А протопоп отец Петр, что живет в Колиберде, когда соберется у него человек пяток гостей, всегда говорит, что он никого не знает, кто бы так исполнял долг христианский и умел жить, как Иван Иванович.

Боже, как летит время! уже тогда прошло более десяти лет, как он овдовел. Детей у него не было. У Гапки есть дети и бегают часто по двору. Иван Иванович всегда дает каждому из них или по бублику, или по кусочку дыни, или грушу. Гапка у него носит ключи от комор и погребов; от большого же сундука, что стоит в его спальне, и от средней коморы ключ Иван Иванович держит у себя и не любит никого туда пускать. Гапка, девка здоровая, ходит в запаске [3], с свежими икрами и щеками.

А какой богомольный человек Иван Иванович! Каждый воскресный день надевает он бекешу и идет в церковь. Взошедши в нее, Иван Иванович, раскланявшись на все стороны, обыкновенно помещается на крылосе и очень хорошо подтягивает басом. Когда же окончится служба, Иван Иванович никак не утерпит, чтоб не обойти всех нищих. Он бы, может быть, и не хотел заняться таким скучным делом, если бы не побуждала его к тому природная доброта.

– Здорово, небого [4]! – обыкновенно говорил он, отыскавши самую искалеченную бабу, в изодранном, сшитом из заплат платье. – Откуда ты, бедная?

– Я, паночку, из хутора пришла: третий день, как не пила, не ела, выгнали меня собственные дети.

– Бедная головушка, чего ж ты пришла сюда?

– А так, паночку, милостыни просить, не даст ли кто-нибудь хоть на хлеб.

– Гм! что ж, тебе разве хочется хлеба? – обыкновенно спрашивал Иван Иванович.

– Как не хотеть! голодна, как собака.

– Гм! – отвечал обыкновенно Иван Иванович. – Так тебе, может, и мяса хочется?

– Да все, что милость ваша даст, всем буду довольна.

– Гм! разве мясо лучше хлеба?

– Где уж голодному разбирать. Все, что пожалуете, все хорошо.

При этом старуха обыкновенно протягивала руку.

– Ну, ступай же с богом, – говорил Иван Иванович. – Чего ж ты стоишь? ведь я тебя не бью! – и, обратившись с такими расспросами к другому, к третьему, наконец возвращается домой или заходит выпить рюмку водки к соседу Ивану Никифоровичу, или к судье, или к городничему.

Иван Иванович очень любит, если ему кто-нибудь сделает подарок или гостинец. Это ему очень нравится.

Очень хороший также человек Иван Никифорович. Его двор возле двора Ивана Ивановича. Они такие между собою приятели, какие свет не производил. Антон Прокофьевич Пупопуз, который до сих пор еще ходит в коричневом сюртуке с голубыми рукавами и обедает по воскресным дням у судьи, обыкновенно говорил, что Ивана Никифоровича и Ивана Ивановича сам черт связал веревочкой. Куда один, туда и другой плетется.

Иван Никифорович никогда не был женат. Хотя проговаривали, что он женился, но это совершенная ложь. Я очень хорошо знаю Ивана Никифоровича и могу сказать, что он даже не имел намерения жениться. Откуда выходят все эти сплетни? Так, как пронесли было, что Иван Никифорович родился с хвостом назади. Но эта выдумка так нелепа и вместе гнусна и неприлична, что я даже не почитаю нужным опровергать пред просвещенными читателями, которым, без всякого сомнения, известно, что у одних только ведьм, и то у весьма немногих, есть назади хвост, которые, впрочем, принадлежат более к женскому полу, нежели к мужескому.

Несмотря на большую приязнь, эти редкие друзья не совсем были сходны между собою. Лучше всего можно узнать характеры их из сравнения: Иван Иванович имеет необыкновенный дар говорить чрезвычайно приятно. Господи, как он говорит! Это ощущение можно сравнить только с тем, когда у вас ищут в голове или потихоньку проводят пальцем по вашей пятке. Слушаешь, слушаешь – и голову повесишь. Приятно! чрезвычайно приятно! как сон после купанья. Иван Никифорович, напротив; больше молчит, но зато если влепит словцо, то держись только: отбреет лучше всякой бритвы. Иван Иванович худощав и высокого роста; Иван Никифорович немного ниже, но зато распространяется в толщину. Голова у Ивана Ивановича похожа на редьку хвостом вниз; голова Ивана Никифоровича на редьку хвостом вверх. Иван Иванович только после обеда лежит в одной рубашке под навесом; ввечеру же надевает бекешу и идет куда-нибудь – или к городовому магазину, куда он поставляет муку, или в поле ловить перепелов. Иван Никифорович лежит весь день на крыльце, – если не слишком жаркий день, то обыкновенно выставив спину на солнце, – и никуда не хочет идти. Если вздумается утром, то пройдет по двору, осмотрит хозяйство, и опять на покой. В прежние времена зайдет, бывало, к Ивану Ивановичу. Иван Иванович чрезвычайно тонкий человек и в порядочном разговоре никогда не скажет неприличного слова и тотчас обидится, если услышит его. Иван Никифорович иногда не обережется; тогда обыкновенно Иван Иванович встает с места и говорит: «Довольно, довольно, Иван Никифорович; лучше скорее на солнце, чем говорить такие богопротивные слова». Иван Иванович очень сердится, если ему попадется в борщ муха: он тогда выходит из себя – и тарелку кинет, и хозяину достанется. Иван Никифорович чрезвычайно любит купаться и, когда сядет по горло в воду, велит поставить также в воду стол и самовар, и очень любит пить чай в такой прохладе. Иван Иванович бреет бороду в неделю два раза; Иван Никифорович один раз. Иван Иванович чрезвычайно любопытен. Боже сохрани, если что-нибудь начнешь ему рассказывать, да не доскажешь! Если ж чем бывает недоволен, то тотчас дает заметить это. По виду Ивана Никифоровича чрезвычайно трудно узнать, доволен ли он или сердит; хоть и обрадуется чему-нибудь, то не покажет. Иван Иванович несколько боязливого характера. У Ивана Никифоровича, напротив того, шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строением. У Ивана Ивановича большие выразительные глаза табачного цвета и рот несколько похож на букву ижицу; у Ивана Никифоровича глаза маленькие, желтоватые, совершенно пропадающие между густых бровей и пухлых щек, и нос в виде спелой сливы. Иван Иванович если попотчивает вас табаком, то всегда наперед лизнет языком крышку табакерки, потом щелкнет по ней пальцем и, поднесши, скажет, если вы с ним знакомы: «Смею ли просить, государь мой, об одолжении?»; если же незнакомы, то: «Смею ли просить, государь мой, не имея чести знать чина, имени и отечества, об одолжении?» Иван же Никифорович дает вам прямо в руки рожок свой и прибавит только: «Одолжайтесь». Как Иван Иванович, так и Иван Никифорович очень не любят блох; и оттого ни Иван Иванович, ни Иван Никифорович никак не пропустят жида с товарами, чтобы не купить у него эликсира в разных баночках против этих насекомых, выбранив наперед его хорошенько за то, что он исповедует еврейскую веру.

Читать дальше

Женитьба. Опера о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем

«Женитьба» (1868) – новаторская опера, созданная молодым Мусоргским в пику существующим традициям музыкального театра. В ней композитор использовал почти неизмененный текст пьесы Гоголя, поставив перед собой задачу воспроизведения в музыке «человеческой речи во всех ее тончайших изгибах». «Женитьба» не была завершена – Мусоргский написал только первый акт из первоначально запланированных трех, который, к тому же, остался неоркестрованным. Единственное прижизненное исполнение состоялось в кружке единомышленников-музыкантов, из которого родилась так называемая «Новая русская школа». Потрясенные «невероятной талантливостью» «Женитьбы», они, вместе с тем, усомнились в возможности представления ее на современной оперной сцене: рукопись сочинения пролежала в безвестности в недрах петербургской Публичной библиотеки вплоть до 1906 года, когда Римский-Корсаков посчитал обстановку созревшей для ее обнародования и стал готовить ее к печати. Первые концертные исполнения оперы под рояль состоялись лишь спустя сорок лет после ее написания, когда самого автора уже давно не было в живых.
«Женитьба» может заставить согласиться с теорией, что музыка произошла из разговорной речи, как стилизация ее естественных акцентов. Персонажи Мусоргского говорят в ней почти так же, как люди в повседневной жизни, и в то же время поют. Композитор точно переводит на музыкальный язык речевые интонации, доводя все их характерные черты до высшей художественной яркости. И подобно мольеровскому Журдену, пораженному открытием, что он всю жизнь говорил прозой, слушатель «Женитьбы» с удивлением убеждается, что он всю жизнь говорил речитативами! Поиски Мусоргским правдивого выражения интонаций человеческой речи, обусловившие обращение к прозаическому тексту, явились вполне закономерными: в литературе, с которой непосредственно связано оперное искусство, аналогичное стремление к простоте и естественности привело к переориентации на прозу еще в первой половине XIX века. В ближайшем окружении Мусоргского и одновременно с ним, в том же направлении работали Кюи («Вильям Ратклиф») и Даргомыжский («Каменный гость»). Но здесь, как и во всем, композитор оказался наиболее «продерзостным» (его собственное выражение): в отличие от старших современников, искания которых проходили все же в рамках опоэтизированных, овеянных романтикой сюжетов, традиционных для музыкальной сцены, Мусоргский обратился к сатире гоголевского «совершенно невероятного события». Можно себе представить, как должно было ошеломлять аудиторию того времени «выдвинутое» музыкой звучание таких «низких», кажущихся неприемлемыми для пения выражений, как «пес врет», «набитый дурак», «черт возьми» и им подобных, когда уже только упоминание будничных, прозаических предметов вроде ваксы, сапог, лавочки, воротничков, крахмала становилось источником веселья.
Аналитический метод письма, открытый в «Женитьбе», сыграл важную роль в формировании стиля композитора, однако значение этой оперы выходит далеко за рамки творчества Мусоргского. Именно она открыла харáктерную «гоголевскую» линию в музыкальном театре и многие последующие обращения к сатире Гоголя на оперной сцене не миновали ее влияния. На сцене Мариинского театра «Женитьба» исполняется в оркестровке, выполненной по заказу Валерия Гергиева в 1991 году профессором Санкт-Петербургской консерватории, заслуженным деятелем искусств России Вячеславом Лаврентьевичем Наговициным. В. Л. Наговицин отдал немало сил наследию Мусоргского – именно он подготовил к исполнению первую оперу композитора «Саламбо», представив ее в двух различных оркестровых версиях (эти редакции неоднократно прозвучали в России и за рубежом). К инструментовке «Женитьбы» В. Л. Наговицин подошел творчески и не стал стилизовать Мусоргского: его целью было создание собственного, современного варианта, которым он стремился подчеркнуть и представить в самом выгодном свете новаторские вокальные находки композитора.
Надежда Кулыгина

 

 

«Опера о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» одного из крупнейших российских композиторов современности, профессора Санкт-Петербургской консерватории Геннадия Банщикова была написана в 1971 году по заказу Кировского театра. Предложенная театром гоголевская тема оказалась близка композитору: в детстве он часто проводил лето на родине Гоголя, причем посещение знаменитых гоголевских мест сопровождалось усиленным чтением книг писателя.
Миргородская повесть о ссоре двух помещиков – это абсолютно современная история о том, как люди не умели и не умеют договариваться друг с другом. Вероятно, все мировые конфликты происходят из-за «гусака», из-за ерунды. Банщиков использовал в опере первую часть повести, остановившись на том самом месте, где Иван Иванович с позором изгоняется со двора бывшего закадычного друга. Вся история долгой безысходной тяжбы миргородских помещиков осталась за пределами одноактного произведения, собственно говоря – развернутой оперы-сцены.
Действие, как таковое, здесь практически отсутствует (разве что баба по нелепому случаю вместе с бельем вывешивает ржавое ружье) и «драма» разворачивается в сугубо разговорном, диалогическом плане. Текст Гоголя использован в неизмененном виде и сохраняет сочность и образность языка, удивительную лепку характеров и абсурдность ситуаций. Хотя смысл гоголевской улыбки меньше всего в ситуации, он почти весь в том, как рассказана эта ситуация. И композитор очень точно передает в опере эту особенность прозы Гоголя: комическое заключено в парадоксальном несоответствии ничтожности случая и глубокой серьезности его изложения. Несмотря на камерность оперы, оркестр выступает в полном (тройном) составе: по уровню симфонического развития материала опера сопоставима с масштабными музыкальными драмами Вагнера и Рихарда Штрауса (последнему, высоко ценимому Банщиковым, композитор и посвятил свое сочинение). Первый иронический жест автора обнаруживается уже во вступлении в виде явного намека на Героическую симфонию Бетховена – вот, полюбуйтесь на «героев» моего представления. Главной темой оперы стала украинская песня «Дывлюсь я на нэбо» композитора XIX века Зарембы, чья наивная, простодушная мелодия, так соответствующая местному колориту и характеру персонажей, подвергается изощренным трансформациям, отражающим всю палитру состояний и эмоций миргородских помещиков в борьбе за обладание «предметом страсти». Композитор не боится сочетать совершенно контрастные стили. Не близок ли этот прием манере Гоголя ставить рядом возвышенное и земное, рассказывать заурядный анекдот с рафинированной артистичностью, изысканнейшим литературным языком?
В «Опере о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» действительно много по-настоящему остроумного. Комичная своей серьезностью и серьезная своей комичностью, она тонко воссоздает атмосферу гоголевского повествования.
Надежда Кулыгина

Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем читать онлайн бесплатно

Николай Васильевич Гоголь

Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем

Глава I. Иван Иванович и Иван Никифорович

Славная бекеша у Ивана Ивановича! отличнейшая! А какие смушки [1]! Фу ты, пропасть, какие смушки! сизые с морозом! Я ставлю бог знает что, если у кого-либо найдутся такие! Взгляните, ради бога, на них, – особенно если он станет с кем-нибудь говорить, – взгляните сбоку: что это за объядение! Описать нельзя: бархат! серебро! огонь! Господи боже мой! Николай Чудотворец, угодник божий! отчего же у меня нет такой бекеши! Он сшил ее тогда еще, когда Агафия Федосеевна не ездила в Киев. Вы знаете Агафию Федосеевну? та самая, что откусила ухо у заседателя.

Прекрасный человек Иван Иванович! Какой у него дом в Миргороде! Вокруг него со всех сторон навес на дубовых столбах, под навесом везде скамейки. Иван Иванович, когда сделается слишком жарко, скинет с себя и бекешу и исподнее, сам останется в одной рубашке и отдыхает под навесом и глядит, что делается во дворе и на улице. Какие у него яблони и груши под самыми окнами! Отворите только окно – так ветви и врываются в комнату. Это все перед домом; а посмотрели бы, что у него в саду! Чего там нет! Сливы, вишни, черешни, огородина всякая, подсолнечники, огурцы, дыни, стручья, даже гумно и кузница.

Прекрасный человек Иван Иванович! Он очень любит дыни. Это его любимое кушанье. Как только отобедает и выйдет в одной рубашке под навес, сейчас приказывает Гапке принести две дыни. И уже сам разрежет, соберет семена в особую бумажку и начнет кушать. Потом велит Гапке принести чернильницу и сам, собственною рукою, сделает надпись над бумажкою с семенами: «Сия дыня съедена такого-то числа». Если при этом был какой-нибудь гость, то: «участвовал такой-то».

Покойный судья миргородский всегда любовался, глядя на дом Ивана Ивановича. Да, домишко очень недурен. Мне нравится, что к нему со всех сторон пристроены сени и сенички, так что если взглянуть на него издали, то видны одни только крыши, посаженные одна на другую, что весьма походит на тарелку, наполненную блинами, а еще лучше на губки, нарастающие на дереве. Впрочем, крыши все крыты очеретом [2]; ива, дуб и две яблони облокотились на них своими раскидистыми ветвями. Промеж дерев мелькают и выбегают даже на улицу небольшие окошки с резными выбеленными ставнями.

Прекрасный человек Иван Иванович! Его знает и комиссар полтавский! Дорош Тарасович Пухивочка, когда едет из Хорола, то всегда заезжает к нему. А протопоп отец Петр, что живет в Колиберде, когда соберется у него человек пяток гостей, всегда говорит, что он никого не знает, кто бы так исполнял долг христианский и умел жить, как Иван Иванович.

Боже, как летит время! уже тогда прошло более десяти лет, как он овдовел. Детей у него не было. У Гапки есть дети и бегают часто по двору. Иван Иванович всегда дает каждому из них или по бублику, или по кусочку дыни, или грушу. Гапка у него носит ключи от комор и погребов; от большого же сундука, что стоит в его спальне, и от средней коморы ключ Иван Иванович держит у себя и не любит никого туда пускать. Гапка, девка здоровая, ходит в запаске [3], с свежими икрами и щеками.

А какой богомольный человек Иван Иванович! Каждый воскресный день надевает он бекешу и идет в церковь. Взошедши в нее, Иван Иванович, раскланявшись на все стороны, обыкновенно помещается на крылосе и очень хорошо подтягивает басом. Когда же окончится служба, Иван Иванович никак не утерпит, чтоб не обойти всех нищих. Он бы, может быть, и не хотел заняться таким скучным делом, если бы не побуждала его к тому природная доброта.

– Здорово, небого [4]! – обыкновенно говорил он, отыскавши самую искалеченную бабу, в изодранном, сшитом из заплат платье. – Откуда ты, бедная?

– Я, паночку, из хутора пришла: третий день, как не пила, не ела, выгнали меня собственные дети.

– Бедная головушка, чего ж ты пришла сюда?

– А так, паночку, милостыни просить, не даст ли кто-нибудь хоть на хлеб.

– Гм! что ж, тебе разве хочется хлеба? – обыкновенно спрашивал Иван Иванович.

– Как не хотеть! голодна, как собака.

– Гм! – отвечал обыкновенно Иван Иванович. – Так тебе, может, и мяса хочется?

– Да все, что милость ваша даст, всем буду довольна.

– Гм! разве мясо лучше хлеба?

– Где уж голодному разбирать. Все, что пожалуете, все хорошо.

При этом старуха обыкновенно протягивала руку.

Читать дальше

Гоголь-сатирик(«Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» )❤️

Работая над «Повестью о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», Гоголь хочет выявить комическое вне трагических конфликтов жизни, в области «скучного». Она широка, эта область — от внешне идиллических форм бытия в пределах запущенного поместья Товстогубов до анекдотической ссоры и тяжбы двух миргородских приятелей Перерепенко и Довгочхуна, рассказ о которых заканчивается знаменитыми словами: «Скучно на этом свете, господа!»
Открывается повесть нарочито восторженным описанием костюма, дома и сада Ивана Ивановича. И чем больше «восторгается» писатель своим героем, тем большая никчемность этого человека раскрывается перед нами. С нескрываемым сарказмом описывает Гоголь «богомольного человека Ивана Ивановича», который в церковь ходит лишь для того, чтобы после службы побеседовать с нищими, узнать их нужды, но при этом ничего не подать. Он рассуждает «очень логично»:
— Чего же ты стоишь? Ведь я тебя не бью…
Иван Иванович очень любит, если ему кто-нибудь сделает подарок или преподнесет гостинец. Это ему очень нравится. Лежебока и пустозвон Иван Иванович в силу привычки окружающих и благодаря своему имущественному положению слывет в Миргороде за порядочного человека.
Таким же «хорошим» является его сосед Иван Никифорович. Он не столько высок, сколько «распространяется в толщину». Лежебока и ворчун, не следит за своей речью и порой допускает такие словечки, что его сосед Иван Иванович, «эстет», только говорит в ответ: «Довольно, довольно, Иван Никифорович; лучше скорее на солнце, чем говорить такие богопротивные слова». Впрочем, заключает автор, несмотря на некоторые несходства, оба приятеля «прекрасные люди».
Беспечная и праздная жизнь сделала из этих помещиков бездельников, занятых только тем, как развлечь и потешить свою праздность. Ни о каком духовном росте, самосовершенствовании личности речь не идет. Эти герои даже слов таких не знают. Они заняты сугубо своими персонами, удовлетворением самых примитивных своих потребностей. И когда возникает малейшая преграда на пути этих потребностей, то разражается настоящее сражение. Причем методы, которыми пользуются обе стороны, такие же недостойные, как и их исполнители.
С непревзойденным мастерством и юмором Гоголь показывает, как молниеносно из закадычных приятелей Иван Иванович и Иван Никифорович делаются заклятыми врагами. Между ними разворачиваются «военные действия», закончившиеся порчей гусиного хлева Ивана Никифоровича, с «рыцарским бесстрашием» совершенного Иваном Ивановичем.
С нескрываемым сарказмом описывает Гоголь Миргород, в котором имели место данные события. Какой духовности и высоты помыслов можно ждать от жителей города, главной примечательностью которого являлась «удивительная лужа! Единственная, какую только вам удавалось когда видеть! Она занимает почти всю площадь. Прекрасная лужа! Дома и домики, которые издали можно принять за копны сена, обступивши вокруг, дивятся красоте ее…»
Герои повести с возникновением ссоры оживились, воспряли духом. У них появилась цель в жизни. Каждый хочет выиграть тяжбу в суде. Они ездят в город, подают бумаги во все инстанции, тратят свои доходы на подношения чиновникам всех рангов, но никаких видимых результатов не достигают. Они стоят на одной ступени общественной лестницы. Поэтому «их дело» вряд ли завершится в обозримом будущем. Оно кончится только по смерти одного из судящихся. Но ни Иван Иванович, ни Иван Никифорович этого не понимают. Иллюзию жизни они принимают за саму жизнь, потонув в тяжбах и кляузах, они утеряли тот первоначальный комфорт и благополучие, которые имели.
«Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» вошла в сборник «Миргород» наряду с историко-героической повестью «Тарас Бульба». Такое соседство помогло писателю показать всю мелочность и низость поступков и помыслов Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича по сравнению с настоящими подвигами Тараса и его соратников. Скучно становится автору от созерцания своих героев. Неужели прошли времена великих поступков?! Эту тему автор продолжает в своем гениальном произведении «Мертвые души».

«ПОВЕСТЬ О ТОМ, КАК ПОССОРИЛСЯ ИВАН ИВАНОВИЧ С ИВАНОМ НИКИФОРОВИЧЕМ»,. Гоголь

«ПОВЕСТЬ О ТОМ, КАК ПОССОРИЛСЯ ИВАН ИВАНОВИЧ С ИВАНОМ НИКИФОРОВИЧЕМ»,

повесть. Впервые опубликована в альманахе А. Ф. Смирдина «Новоселье» (СПб., 1834. Ч. 2) с подзаголовком: «Одна из неизданных былей пасичника Рудого Панька».

При первой публикации была датирована 1831 г. По этому поводу Гоголь писал 28 сентября 1833 г. М.П. Погодину: «Где-то Смирдин выкопал одну повесть мою и то в чужих руках, писанную за царя Гороха. Я даже не глядел на нее, впрочем, она не годится для альманаха на 1834-й год (имелась в виду третья книга альманаха М. А. Максимовича „Денница“. — Б. С.), я отдал ее ему». Издателю же альманаха «Денница» М. А. Максимовичу Гоголь 9 ноября 1833 г.: «Смирдин из других уже рук достал одну мою старинную повесть, о которой я совсем было позабыл и которую я стыжусь назвать своею; впрочем она так велика и неуклюжа, что никак не годится в ваш альманах». В 1835 г. повесть вошла в сборник «Миргород». В одном сохранившемся уникальном экземпляре этого сборника, в отличие от остальной части тиража, имеется гоголевское предисловие к П. о т., к. п. И.И. с И.Н.: «Долгом почитаю предуведомить, что происшествие, описанное в этой повести, относится к очень давнему времени. Притом она совершенная выдумка. Теперь Миргород совсем не то. Строения другие; лужа среди города давно уже высохла, и все сановники: судья, подсудок и городничий — люди почтенные и благонамеренные». Предисловие было написано для того, чтобы заполнить образовавшийся в наборе пробел, но затем его пришлось снять, поскольку потребовалось использовать эту страницу для внесения примечания о «погрешности», обнаружившейся в «Вие» и написания нового заключения к этой повести.

Гоголь, обращаясь в ноябре 1850 г. к А. М. Трахимовскому с рекомендацией о выдвижении в депутаты по Миргородскому уезду своего родственника Д. А. Трощинского, отмечал: «Придает еще шпоры моей просьбе и неприятный отзыв о Миргородском уезде, который случилось мне услышать дорогою от дворянства других уездов, будто бы они глуше и невежественней всех прочих в Полтавской губернии. Что уездный наш город Миргород плох, мы это знаем сами и над ним смеемся. Но пустынность уездного города и непроцветание его скорее показывает то, что дворяне сидят по местам и заняты делом, а не баклушничают по городам. Дворяне других уездов уже и позабыли, что лучшие губернские предводители, и притом более других пребывавшие в этом звании, были все из Миргородского уезда». Гоголь отнюдь не считал жителей родного уезда хуже обитателей других уездов Российской империи, напротив, находил у них ряд достоинств. И если жизнь в Миргороде, где живут герои П. о т., к. п. И. И. с И. Н., столь безотрадна и пошла, то здесь повинны какие-то вселенские пороки человеческого бытия.

Ссора главных героев повести происходит от скуки, от пошлости провинциальной жизни. В бесконечной тяжбе с соседом каждый из них обретает смысл жизни. Отсюда и финальная авторская реплика: «Скучно на этом свете, господа!» В П. о т., к. п. И. И. с И. Н., как и в «Старосветских помещиках», присутствует ясный намек на то, что барин, не имея законного потомства, живет со своей дворовой девкой: «…Уже тогда прошло более десяти лет, как он овдовел. Детей у него не было. У Гапки есть дети и бегают часто по двору. Иван Иванович всегда дает каждому из них по бублику, или по кусочку дыни, или грушу. Гапка у него носит ключи от комор и погребов; от большого же сундука, что стоит в его спальне, и от средней коморы ключ Иван Иванович держит у себя и не любит никого туда пускать. Гапка, девка здоровая, ходит в запаске, с свежими икрами и щеками». Гапка здесь — настоящий «сосуд греховный». Это подчеркивается тем, что Иван Иванович, ублажая свою любовницу нарядами, отказывает в милостыне старухе-калеке, да еще в церкви. Различия между Иваном Ивановичем и Иваном Никифоровичем комически подчеркиваются путем сопоставления незначительных и не сопоставимых черт: «Иван Иванович несколько боязливого характера. У Ивана Никифоровича, напротив того, шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строением. У Ивана Ивановича большие выразительные глаза табачного цвета и рот несколько похож на букву ижицу; у Ивана Никифоровича глаза маленькие, желтоватые, совершенно пропадающие между густых бровей и пухлых щек, и нос в виде спелой сливы». Тем самым подчеркивается ничтожность обоих персонажей.

В. Г. Белинский в статье «О русской повести и повестях г. Гоголя» (1835) подчеркивал, что «Иван Иванович и Иван Никифорович существа совершенно пустые, ничтожные и притом нравственно гадкие и отвратительные, ибо в них нет ничего человеческого; зачем же, спрашиваю я вас, зачем вы так горько улыбаетесь, так грустно вздыхаете, когда доходите до трагикомической развязки? Вот она, эта тайна поэзии! вот они, эти чары искусства! Вы видите жизнь, а кто видел жизнь, тот не может не вздыхать!… Комизм или гумор г. Гоголя имеет свой, особенный характер: это гумор чисто русский, гумор спокойный, простодушный, в котором автор как бы прикидывается простачком. Г. Гоголь с важностию говорит о бекеше Ивана Ивановича, и иной простак не шутя подумает, что автор и в самом деле в отчаянии оттого, что у него нет такой прекрасной бекеши». А в статье «Русская литература в 1841 году» В. Г. Белинский особо отметил юмор, который «проникает собою насквозь дивную повесть о ссоре Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем; оканчивая ее, вы от души восклицаете с автором: „Скучно на этом свете, господа!“ точно, как будто выходя из дома умалишенных, где с горькою улыбкою смотрели вы на глупости несчастных больных…»

Аудиокнига недоступна | Audible.com

  • Эвви Дрейк начинает больше

  • Роман
  • От: Линда Холмс
  • Рассказал: Джулия Уилан, Линда Холмс
  • Продолжительность: 9 часов 6 минут
  • Полный

В сонном приморском городке штата Мэн недавно овдовевшая Эвелет «Эвви» Дрейк редко покидает свой большой, мучительно пустой дом спустя почти год после гибели ее мужа в автокатастрофе. Все в городе, даже ее лучший друг Энди, думают, что горе держит ее взаперти, и Эвви не поправляет их. Тем временем в Нью-Йорке Дин Тенни, бывший питчер Высшей лиги и лучший друг детства Энди, борется с тем, что несчастные спортсмены, живущие в своих самых страшных кошмарах, называют «криком»: он больше не может бросать прямо и, что еще хуже, он не может понять почему.

  • 3 из 5 звезд
  • Что-то заставило меня продолжать слушать….

  • От Каролина Девушка на 10-12-19

«Как поссорились два Ивана» Николая Гоголя

«Как поссорились два Ивана» Николая Гоголя во многом напомнили мне «Закс» доктора Сьюза, в котором Закс, идущий на север, и Закс, идущий на юг, сталкиваются друг с другом. другой, и оба отказываются двигаться.В этой истории два Ивана, высокий и красивый Иван Иванович и низкий и толстый Иван Никифорович, бывшие друзья, ссорятся, когда первый Иван завидует ружью своего соседа Ивана Никифоровича. Но дело не столько в том, что первый Иван хочет ружье другого, что приводит к их ссоре. При торге за ружье первый Иван предлагает второму Ивану товары, которые второй Иван находит оскорбительными, и спор достигает пика, когда второй Иван называет первого Ивана (подождите…) «гусыней».Это оскорбление приводит в ярость первого Ивана. Дело усугубляется, когда в дело вмешивается женщина (да, Гоголь мало того, что антисемит, но и очень шовинист в своих произведениях). «ни родственница Ивана Никифоровича, ни невестка его, ни даже его кумянка»; рассказчик прибавляет: «Кажется, незачем было ей приезжать к нему, и он не особенно радовался ее обществу; тем не менее, она приезжала и жила на нем неделями, а то и дольше»).Однако она мешает Ивану Никифоровичу помириться со своим другом, и с этого момента дело обостряется еще больше. Вскоре два Ивана, когда-то лучшие приятели, перестают быть друзьями, а врагами до такой степени, что втягивают в свой спор судебную систему.

Хотя два Ивана могут быть упрямы, как Закс доктора Сьюза (хотя здесь из-за влияния женщины), они пытаются загладить свою вину, но нанесенный ущерб оказывается непоправимым (особенно когда слово «гусь» снова произносится).В то время как вокруг них может продолжаться жизнь (и действительно строятся новые дороги, как в истории с Заксом), их дело застревает в колесах бюрократии с ее бесконечным бумажным делом, которое Гоголь так же изображает неэффективным в «Мертвых душах».

То, как его рассказчик осторожно сообщает нам, что он не будет описывать блюда, съеденные на приеме у полицмейстера (Гоголь любит описывать еду и делает это с удовольствием в «Старомодных крестьянах» и «Мертвые души »), поклявшись «ни о творожных варениках со сметаной, ни о блюде из щуки, которое подавали к супу, ни об индейке со сливами и изюмом, ни о блюде, очень напоминавшем по виду сапог, вымоченный в квасе, ни ни от соуса, который является лебединой песней старомодного повара, ни от другого блюда, которое принесли, окутав пламенем вина, которое так же забавляло, как и пугало дам, доводили меня до белого каления. Но я не думаю, чтобы мне что-нибудь так понравилось, как представление другого Ивана Иваныча, который сначала представляется нам так: «Позвольте мне пробежаться по списку тех, кто там был: Тарас Тарасович, Евпль Акинфович, Евтихий Евтихиевич, Иван Иванович, — не тот Иван Иванович, а другой — Габба Гаврилонович, наш Иван Иванович… Далее нам сообщают, что у другого Ивана Ивановича только один глаз, и Гоголь продолжает отличать его здесь вперед от нашего Ивана Ивановича с отступлениями типа «не того Ивана Ивановича, а другого, у которого был только один глаз».«Хотя в этой истории есть чему порадоваться, именно его гоголевские социальные наблюдения в сочетании с его юмором (а затем и деталями) действительно делают Гоголя таким великим рассказчиком. Я бы сказал вам о том, как я очень люблю Гоголя, но я предпочитаю читать его, чем писать о его достоинствах

Сказка о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем Резюме

Эти заметки предоставлены членами Сообщество GradeSaver. Мы благодарны за их вклад и призываем вас внести свой собственный вклад.

В Миргороде живут два знатных господина — Иван Иванович и Иван Никифорович. Соотечественники находят их обоих красивыми людьми, но между ними есть некоторая непохожесть. Иван Иванович худощав и высок; Иван Никифорович несколько ниже, но гораздо толще. У Ивана Ивановича голова как у редьки хвостиком вниз, у Ивана Никифоровича голова как у редьки хвостиком вверх. Иван Иванович чрезвычайно деликатный и чуткий человек, который в разговоре никогда не скажет дурного слова.Иван Никифорович, наоборот, часто тащит эти слова.

Оба живут в собственных домах по соседству.

В один летний день, отдыхая от зноя на своем дворе, Иван Иванович увидел через забор тощего слугу Ивана Никифоровича, который проветривал его несвежее платье. Глупая женщина повесила на веревке не только одежду, но и седло, шпагу, а потом вытащила ружье. Иван Иванович хотел иметь ружье, а его сосед и его друг никогда не охотились. Иван Иванович встал и пошел к Ивану Никифоровичу ружье просить или на что-нибудь другое выменять.

Толстый Иван Никифорович лежал в затененной комнате на ковре совершенно голый. Выяснилось, что пистолет он купил, когда несколько лет назад собирался в полицию. Иван Никифорович дорожил этим ружьем и не отдал его Ивану Ивановичу, хотя предложил заменить его откормленной бурой свиньей, а потом добавил еще два мешка овса. Разговор двух друзей закончился ссорой. Иван Никифорович предложил Ивану Ивановичу поцеловаться с его свиньей, назвал его обидным словом «гусь» и, наконец, велел своей горничной вывести соседку за дверь.

С того дня прежняя привязанность двух почтенных друзей ушла. Агафья Федосеевна, которая по неизвестной причине очень часто ездила к Ивану Никифоровичу и оставалась там подолгу, стала раздувать потасовку. Агафья Федосеевна была так сварлива, что однажды даже откусила заседателю ухо.

Усобица дошла до того, что двор Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича начал бить перелезших через забор собак у соседа. В том месте, где в заборе была дыра, Иван Никифорович с дьявольской быстротой — в один день — построил большой гусиный сарай.

Иван Иванович так возмутился этим поступком, что на следующую ночь взял пилу, подкрался к сараю и распилил деревянные столбы, на которых она стояла. Сарай провалился с треском. Обеспокоенный Иван Иванович в горячке бежал домой и ждал, когда бывший друг в отместку за ущерб подожжет его дом.

Дойдя до нервного расстройства, Иван Иванович явился в Миргородский уездный суд и подал иск о том, чтобы попасть на «известного во всем мире своими нечестивыми, повлекшими за собой отвратительные противоправные действия, Ивана Никифоровича».Иван Иванович писал, что нападавший назвал его гусем и питает намерение поджечь его дом. По этой причине требуется забить Ивана Никифоровича в цепи и посадить в тюрьму.

Судья и офис были настолько ошеломлены разрывом двух старых друзей, что потеряли дар речи и пролили чернила. Не успел Иван Иванович уйти, как Иван Никифорович подал на него иск в суд. Он сообщил, что «буйный дворянин и разбойник Иван Иванович» забрался ночью, как вор, на его задний двор и зарубил стоявший там сарай.Иван Никифорович настоял на том, чтобы нападавшего лишили чина и дворянства, заковали в цепи, избили плетьми и сослали в Сибирь.

Скандальное дело усугубилось необычным происшествием. Когда вечером судья и его помощники вышли из кабинета, прибежала бурая свинья Ивана Ивановича, схватила со стола жалобу Ивана Никифоровича и убежала с ней. Свинью поймать не удалось, несмотря на брошенные в нее линейки и чернильницы.

На другой день дворовой воевода Петр Федорович посетил Ивана Ивановича и рассказал о деле со свиньей, которая унесла важную служебную бумагу.Иван Иванович настаивал на том, что его вины нет. Но губернатор напомнил о прошлогоднем постановлении, запрещающем выгуливать нечистых животных, особенно свиней и коз, по улицам Миргорода. Иван Иванович возражал, говоря, что свинья — божье творение. Петр Федорович пытался пригрозить ему уголовным иском, но тут хозяин свиньи пообещал зарезать ее и прислать жене пару искусно сделанных сосисок. На прощание Петр Федорович от имени всех уважаемых граждан настоятельно советовал помириться с Иваном Никифоровичем.

Когда Иван Никифорович узнал, что его иск украла свинья его врага, он написал еще одну бумагу в суд. Миргородский судья прибегнул к своей обычной тактике: отправил дело в кабинет, где оно и пролежало несколько лет. Все ожидали, что за это время противники примирятся, но примирения не произошло.

Тем временем губернатор устроил однажды пышное собрание с многочисленными гостями. Только Иван Никифорович отказался приехать из-за присутствия Ивана Ивановича.Собравшиеся прислали к Ивану Никифоровичу своего заместителя с поручением привести отсутствующих на всеобщее торжество.

Чудной Антон Прокофьевич убедил Ивана Никифоровича, что Ивана Ивановича здесь нет. Иван Никифорович пошел на собрание. Когда все сели за стол, уставленный разнообразными яствами, горожане подстроили так, что оба врага оказались прямо друг перед другом.

Увидев друг друга, они сначала оцепенели, но никто из них не отошел от стола. Всем казалось даже, что оба врага готовы забыть свою ссору. После обеда гости стали медленно подталкивать Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича друг к другу, почти сталкивая их лбами. Подойдя поближе, они стали разговаривать. Дело дошло до благополучного конца, но его испортила неосторожная фраза Ивана Никифоровича о том, что его бывший друг зря оскорбил слово «гусь».

Услышав опять оскорбительное прозвище, Иван Иванович вспылил и пришел в такую ​​ярость, в которой не дай Бог видеть человека.Он бросил на Ивана Никифоровича испепеляющий взгляд и выбежал из собрания. Судебный процесс, о котором уже давно почти не вспоминают, был запущен обеими сторонами с новой силой.

Обновите этот раздел!

Вы можете помочь нам, пересматривая, улучшая и обновляя эта секция.

Обновите этот раздел

После того, как вы запросите раздел, у вас будет 24 часа , чтобы отправить черновик. Редактор рассмотрит отправку и либо опубликует ее, либо предоставит отзыв.

«Сказка о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»

«Сказка о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» (1835 г.), также известная на английском языке как «Склока », является заключительной сказкой Миргородской сборник Николая Гоголя и известен как один из самых юмористических его рассказов.

Краткое содержание сюжета

Действие происходит в Миргороде (по-украински Миргород), она написана в стиле гротескно-реалистичных изображений персонажей.Два Ивана — большие друзья, каждый из которых является почти полной противоположностью другого. Иван Иванович рослый, худощавый и красноречивый, например, а Иван Никифорович низенький, толстый и с едкой прямотой в точку.

История начинается с обсуждения того, как они живут рядом друг с другом в полной гармонии и известны всей деревне как лучшие друзья. Однажды Иван Иванович замечает, что слуга его друга развешивает для просушки одежду, а также некоторые военные принадлежности, особенно интересующую его турецкую винтовку. Он идет к дому Никифоровича в надежде заполучить винтовку, не находя, что она ему нужна, и входит в дом, чтобы найти своего друга, лежащего голым на полу, расслабляющегося, потому что на улице слишком жарко. Он спрашивает о ружье и предлагает обменять его на бурую свиноматку и два мешка овса, но его друг не хочет расставаться с ним и называет Ивана Ивановича гусем, чем ужасно его обижает. После этого они начинают ненавидеть друг друга.

Никифорович возводит гусиный загон с двумя столбами, опирающимися на имение Ивановича.В отместку Иван Иванович ночью отпиливает ноги, а затем рассуждает, что его старый друг собирается сжечь его дом, поэтому его слуга следит за любыми странными укладками соломы вокруг его дома. В конце концов, Иван Иванович обращается в суд с ходатайством об аресте Ивана Никифоровича за клевету. Суд не может поверить в происходящее и пытается убедить его загладить свою вину, но он игнорирует их предложения и покидает здание суда.

Вскоре после этого Иван Никифорович приходит в суд со своим прошением, к изумлению собравшихся. Как ни странно, вскоре после отъезда Ивана Никифоровича челобитную крадет бурая свинья. Из-за этого полицмейстер вынужден ехать в дом Ивана Ивановича, так как фальсификация судебных документов незаконна, и это была его свинья. У них ссора из-за свиньи, и начальник полиции пытается убедить его помириться со своим другом, но он все равно отказывается. Из-за свиноматки подается новое прошение, которое быстро дублируется и подается в течение дня, но лежит на складе несколько лет, так и не будучи заполненным.

В конце концов, у полицмейстера вечеринка, на которой присутствует Иван Иванович, а у его старого друга нет, потому что ни тот, ни другой никуда не пойдут. Партия заставляет Антона Прокофьевича пойти в дом Ивана Никифоровича, чтобы убедить его приехать, не зная другого Ивана. Когда он убеждает его, он садится обедать, и оба Ивана замечают друг друга, сидящего за столом, и вечеринка замолкает. Однако они продолжают есть, но ничего не происходит. В конце ужина оба пытаются уйти незаметно для другого, и некоторые члены группы подталкивают их друг к другу, чтобы они помирились. Они начинают, но Никифорович снова произносит слово «гусь», и Иванович выбегает из дома.

Рассказчик через некоторое время возвращается в Миргород и снова видит двух Иванов, совершенно изможденных и не похожих на них. Каждый убежден, что на следующий день их дело будет решено в его пользу, и рассказчик с сожалением качает головой и уходит, заявляя: «Это депрессивный мир, господа!»

Фонд Викимедиа.2010.

Н. Г. Гоголь, «Сказка о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» | Антон Гаркин

Н. Г. Гоголь, «Сказка о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» | Антон Гаркин | Гаркин ← еще из
machinarec|GARRR! ••• показывай меньше

Каждую пятницу получайте свежие музыкальные рекомендации на свой почтовый ящик.

Н.

Г. Гоголь, «Сказка о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»

от Антон Гаркин

  • Цифровой трек

    Потоковое + Скачать

    Включает неограниченную потоковую передачу через бесплатное приложение Bandcamp, а также высококачественную загрузку в форматах MP3, FLAC и других форматах.

    Можно приобрести с подарочной картой

    Купить цифровой трек $7
    Отправить в подарок

около

аудиоперформанс

кредитов

выпущен 28 октября 2013 г.
Антон Гаркин — саунд-продюсер, запись, сведение и мастеринг

лицензия

все права защищены

теги

Если вам нравится Н.Г. Гоголь, «Сказка о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», вам также могут понравиться:

Женитьба. Опера «Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»

Женитьба (1868) — новаторская опера, написанная молодым Мусоргским на пике сохранившихся традиций музыкального театра. Здесь композитор использовал почти неизмененный текст гоголевской прозы, поставив перед собой задачу воссоздать в музыке «человеческую речь во всех ее тончайших нюансах». «Женитьба » осталась незавершенной — Мусоргский написал только первое из запланированных трех действий, да и оно осталось, к тому же, не оркестрованным. Единственное выступление при жизни композитора состоялось в кругу музыкантов-единомышленников, составивших так называемую «Новую русскую школу». Ошеломленные «невероятными достоинствами» произведения «Женитьба », они в то же время сомневались в возможности исполнения его в современном оперном театре: рукопись произведения пролежала забытой в недрах Публичной библиотеки Санкт-Петербурга вплоть до 1906 г., когда Римский-Корсаков счел, что настало время для ее «открытия», и начал подготовку к ее публикации.Первые концертные исполнения оперы под аккомпанемент фортепиано состоялись лишь через сорок лет после ее написания и спустя много времени после смерти самого композитора.
Брак может заставить нас согласиться с теорией о том, что музыка возникла из устного слова, как стилизация его естественных акцентов. Герои Мусоргского говорят на этом просторечии почти так же, как люди в быту, и в то же время поют. Композитор точно переводит на музыкальный язык различные речевые интонации, возводя все их характерные черты до высочайшего художественного звучания.И подобно мольеровскому господину Журдену, пораженному открытием, что он всю свою жизнь говорил прозой, публика в «Свадьба » с удивлением обнаруживает, что всю свою жизнь они говорили речитативом! Поиск Мусоргским правдивого выражения интонаций человеческой речи, обусловивший это обращение к прозаическому тексту, был совершенно закономерен: в литературе, с которой неразрывно связана опера, подобная тенденция к простоте и естественности привела даже к переориентации на прозу. в первой половине 19 века.Кюи ( Уильям Рэтклифф ) и Даргомыжский ( Каменный гость ) также находились в близком окружении Мусоргского, работая одновременно с ним и преследуя одну цель. Но здесь, как и во всем остальном, композитор был максимально «продержен» (по его собственному выражению): в отличие от старших современников, искания которых оставались в рамках традиционных для музыкального театра опоэтизированных, высоко романтизированных сюжетов, Мусоргский обратился к сатире Гоголя. ´s «совершенно невероятное явление».Можно себе представить, как ошеломляла бы публика того времени звучание таких «низких» выражений, как «раскрученных» музыкой, при вроде бы недопустимых для пения выражениях, таких как «лежачий пес», «отъявленный дурак». », «Черт возьми!» и так далее, когда даже ссылка на повседневные, прозаические предметы, такие как полироль, сапоги, скамья, воротнички или крахмал, была бы источником веселья.
Аналитический метод письма, открытый в «» «Женитьба », сыграл важную роль в формировании стиля композитора, хотя значение этой оперы выходит далеко за рамки одного только творчества Мусоргского.Именно это открыло волевую «гоголевскую» линию в музыкальном театре, и многие последующие обработки гоголевской сатиры в опере не остались нетронутыми ее влиянием.
В Мариинском театре, Спектакль «Женитьба » исполняется в оркестровке, сделанной по заказу Валерия Гергиева в 1991 году у профессора Санкт-Петербургской консерватории, заслуженного артиста России Вячеслава Лаврентьевича Наговицына. Вячеслав Наговицын посвятил наследию Мусоргского много сил — именно он подготовил к постановке первую оперу композитора « Саламбо », представив ее в двух разных оркестровых редакциях (эти редакции многократно исполнялись как в в России и за рубежом).Вячеслав Наговицын творчески подошел к инструментовке «Женитьба » и не пытался стилизовать Мусоргского: его целью было создание собственной, современной версии, в которой он стремился подчеркнуть и изобразить новаторские вокальные открытия композитора в максимально благоприятный свет.
Кулыгина Надежда

 

Опера «Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем » крупнейшего современного русского композитора, профессора Санкт-Петербургской консерватории Геннадия Банщикова была поставлена ​​по заказу Кировского театра в 1971 году. Предложение Театра о гоголевской теме было близко композитору: в детстве он часто проводил лето на родине Гоголя, посещая известные гоголевские места и увлеченно читая книги писателя.
Эта миргородская повесть о ссоре двух помещиков есть совершенно актуальная история о том, как люди не были и остаются неспособными договориться друг с другом. Весьма вероятно, что все мировые конфликты возникают из «пустяков», из пустяков. В опере Банщикова первая часть сказки, останавливающаяся там, где Ивана Ивановича с позором гонят со двора его бывшего закадычного друга.Вся история длинной, нескончаемой тяжбы миргородских помещиков осталась за рамками одноактного произведения, можно сказать, развернутой оперной сцены.
Действие, как таковое, здесь практически отсутствует (разве что крестьянка случайно вывешивает ржавое ружье вместе с бельем), а «драма» разворачивается в глубоко болтливой, диалогической форме. Гоголевский текст используется без изменений и сохраняет богатство и образность языка, удивительную лепку характеров и нелепость различных ситуаций. Хотя смех Гоголя менее всего относится к ситуации, а скорее к тому, как эта ситуация рассказывается. И композитору удалось передать в опере ту особую сущность гоголевской прозы, суть смешного, неожиданного, выражающегося в парадоксальном несоответствии ничтожности случайности и глубокой серьезности события. как это происходит. Противовес камерной сцене разыгрывается полным (тройным) оркестром, и его роль значительна: по симфоническому развитию материала оперу можно сравнить с обширными музыкальными драмами Вагнера и Рихарда Штрауса (Банщиков весьма относился к последнему и посвятил ему работу).Первый иронический жест автора можно найти уже во вступлении в виде не очень тонкого намека на симфонию Бетховена: вот, любите «героев» моего воображения. Главной темой оперы является украинская песня « Удивлен я небом » композитора 19 века Зарембы, наивная, простая мелодия которой так хорошо сочетается с местным колоритом и характером персонажей, подвергается утонченной обработке. трансформаций, отражающих всю палитру состояний и переживаний миргородских помещиков в борьбе за обладание «предметом страсти».Композитор не боится сочетать совершенно противоположные стили — и не является ли это воспроизведением в музыкальных средствах гоголевской манеры сопоставлять небесное и земное, с изысканным артистизмом рассказывать посредственный анекдот, самым изысканным литературным языком?
В Опере о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем , действительно много действительно остроумного. Комическая своей серьезностью и серьезная своей комичностью, она тонко воссоздает атмосферу гоголевской повести.
Надежда Кулыгина

Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем: (с примечанием к биографии) — Николай Гоголь — Бок

Vissa av webbplatsens funktioner begränsas av dina webbläsarinställningar (например, privat läge). Byt Surfläge для att kunna lägga artiklar я varukorgen.

Мени

Тилфэллигт шлюха

Funktionen begränsas av dina webbläsarinställningar (т.бывший. частная школа).

  • Предложения: Николай Гоголь
  • Формат: Хафтад
  • ISBN: 9781501018213
  • Спрок: Энгельска
  • Антал сидор: 110
  • Утгивнингсдатум: 2014-08-01
  • Внешний вид: DJ Хогарт
  • Форлаг: Независимая издательская платформа Createspace

Andra av samma författare

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.