✅ БЫЛИНЫ. Исполняли былины певцы-сказители. Когда-то в древней Руси их называли…
✅ БЫЛИНЫ
Исполняли былины певцы-сказители. Когда-то в древней Руси их называли боянами (или баянами). Отсюда происходит и название музыкального инструмента. Правда, под баян былины никогда не исполнялись, а название дано инструменту в XIX веке просто в честь старинных певцов. Когда-то в старину былины исполнялись под мерный, неторопливый перебор гуслей (гусли — русский народный щипковый многострунный инструмент типа арфы). В XVIII–XIX веках, когда учёные начали собирать и записывать былины, они исполнялись, как правило, без аккомпанемента.
Одна былина может длиться больше часа. Чтобы люди с интересом слушали её, нужно обладать актёрским талантом и иметь специальную выучку. Умение сказывать былины — это особая профессия. Чаще сказителями были мужчины, их искусство передавалось по наследству — от отца к сыну, затем к внуку и так далее. Сказители странствовали по деревням. Для деревенских жителей приход сказителя был праздником. Всей деревней собирались послушать былину. Хорошего сказителя щедро одаривали.
Название «сказитель» происходит от слова сказывать. Действительно, былины и не поют, и не рассказывают, а именно сказывают. В былинном сказе есть и ритм, и мелодия, его можно записать нотами. Но его нельзя назвать пением. как и в древних обрядовых песнях, главным в былине является слово. В то же время напевы былин очень отличаются от напевов обрядовых песен. Музыкальные фразы здесь часто бывают очень длинными, потому что они точно следуют за фразировкой торжественного, неторопливого былинного стиха:
Из того ли то из города из Мурома,
Из того села да с Карачарова
Выезжал удаленький дородный добрый мoлодец;
Он стоял заутреню во Муроме,
А й к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град,
Да й подъехал он ко славному ко городу к Чернигову.
Ритм былинного напева гибко следует за изменчивым ритмом стиха, поэтому в нотных расшифровках былин часто возникают переменные размеры.
Напев былины не заслоняет слово, а укрупняет его, усиливает смысл. В нотной записи он кажется монотонным и заунывным, но талант и мастерство сказителей преображают его, делают повествование захватывающим и увлекательным. Собиратель и исследователь былин Павел Николаевич Рыбников описал свои впечатления от исполнения сказителя: «Всё его пение — на каких-нибудь трёх нотах, но вибрации голоса удивительно помогают ему разнообразить напевы. По-видимому, ни с того ни с сего старик вдруг ускорит пение и точно расколет голос, а выйдет отлично и совершенно под лад содержанию».
Часто для плавности сказа вставляются дополнительные слоги («Что не ветры-то по полю развевалися, что не мелкие пески да рассыпалися»). Иногда своеобразно распеваются не только гласные, но и согласные звуки.
Кроме киевских известны новгородские былины. Их гораздо меньше. В этих былинах другие сюжеты и другие герои. Новгородская земля лежала в глубине Руси и была защищена от внешних врагов. Долгое время новгородцы почти не знали войн. В их былинах нет «военных» сюжетов, в них прославляются личные качества человека. Один из главных героев новгородских былин — гусляр и купец Садко, в котором соединились талант, ум, предприимчивость.
В более поздние времена, после объединения Руси, старые сюжеты и напевы разных былин переплелись между собой, образуя новые варианты.
Исторические песни (баллады)
Примерно в XIV веке появляется новый жанр народного эпоса — исторические песни. Они возникли как горестный отклик на страдания народа. Так же, как и былины, их называли в народе старинами и не делали различия между ними. Но различий этих очень много — и в сюжетах, и в мелодиях, и в характере исполнения.
Для обозначения жанра этих песен фольклористы пользуются западноевропейским термином баллада. Французские, английские, итальянские баллады — это эпические поэмы, как правило, трагического содержания. Трагические сюжеты характерны и для русских исторических песен-баллад. Это первое их отличие от праздничных, жизнеутверждающих былин.
Второе отличие, тоже очень важное: в балладах мы не найдём никаких сказочных преувеличений. Никто не орудует палицей-дубиной в тридцать три пуда (528 кг), нет там ни трёхглавых змеев, ни других заморских чудищ. Сюжеты исторических песен соответствуют жизненной правде и рассказывают о простых людях.
Все баллады грустные, с печальными концами. И эта печаль выражается не только словами, но и мелодией. Мелодия не просто подчиняется словам, как в былинах, но выражает общее настроение. Поэтому мелодии исторических песен более развитые и напевные. Это третье отличие баллад.
Есть и четвёртое отличие. Их слагали и пели не профессиональные сказители, а обычные, простые люди. И чаще — женщины. Правда, иногда и сказители включали баллады в свой репертуар (хотя они и не знали таких слов, как «репертуар» и «баллада»).
Былина | Научно-популярный журнал: «Рукопись»
Содержание:
- Былины и реалии
- Расцвет былин
- Поэтический язык былин
Былина это фольклорная эпическая песня о героическом событии или примечательном эпизоде древней русской истории. В первоначальном виде былины возникли в Киевской Руси, сложившись на почве архаичной эпической традиции и унаследовав от нее многие мифологические черты; однако фантастика оказалась подчиненной историзму видения и отображения действительности. С точки зрения народа значение былины заключалось в сохранении исторической памяти, поэтому их достоверность не подвергалась сомнению. Былины близки волшебным сказкам о богатырях. Они художественно обобщили историческую действительность 11-16 веков и бытовали до середины 20 века,соответствовали эпическому творчеству многих народов Европы и Азии. В народе их называли «старинами», т.е. песнями о действительных событиях далекого прошлого. Термин «былина» (научный) был введен в 1840-х на основании упоминаемых в «Слове о полку Игореве» «былинах сего времени».
В середине 18 века на Урале был создан рукописный сборник былин и исторических песен, позже получивший название «Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым». В 1830-40-х П.В.Киреевский возглавил собирание русских песен; позже в составе многотомного издания «Песни, собранные П.В.Киреевским» была опубликована так называемая «старая серия», в которую вошли былины и исторические песни. В середине 19 века П.Н.Рыбников обнаружил в Олонецком крае активно бытующую живую былинную традицию («Песни, собранные П.Н.Рыбниковым». М., 1861-67). Исполнителей былин и других эпических песен называли «сказителями». Во второй половине 19 и в 20 веке на Русском Севере была проведена огромная работа по выявлению и записи былин, вследствие которой появился ряд научных изданий: А.Ф.Гильфердинга, А.Маркова, А.Д.Григорьева, Н.Онучкова, А.М.Астаховой и др.
Былины и реалии
Былины отразили многие исторические реалии. Северные певцы передавали не знакомую им географию и пейзаж Киевской Руси («раздольице чисто поле»), изображали борьбу древнерусского государства против степняков-кочевников. С удивительной точностью были сохранены отдельные детали военного княжеско-дружинного быта. Сказители не стремились передать хроникальной последовательности истории, а изображали ее важнейшие моменты, находившие воплощение в центральных эпизодах былин. Исследователи отмечают их многослойность: донесли имена реально существовавших лиц: Владимира Святославовича и Владимира Мономаха, Добрыни, Садко, Александра (Алёши) Поповича, Ильи Муромца, половецких и татарских ханов (Тушркана, Батыя). Однако художественный вымысел позволял относить былины к более раннему или позднему историческому времени, допускал совмещения имен. В народной памяти происходило искажение географических расстояний, названий стран и городов. Представление о татарах как главном враге Руси вытеснило упоминания половцев и печенегов.
Расцвет былин
Расцвет былин самого раннего Владимирова цикла происходил в Киеве в 11-12 веках, а после ослабления Киева (со второй половины 12 века) они переместились на запад и на север, в Новгородский край. Дошедший до нас народный эпос позволяет судить лишь о содержании древних песен Киевской Руси, но не об их форме. Эпос был усвоен скоморохами, оказавшими на него значительное влияние: в былинах ряд сцен представляет скоморохов-певцов на пирах у князя Владимира, есть и собственно скоморошьи былины («Вавило и скоморохи»). В 16-17 веках содержание былин отразило быт высших классов Московской Руси, а также казачества (Илья Муромец называется «старым казаком»).
Науке известно около 100 сюжетов былин (всего с вариантами и версиями записано более 3000 текстов, значительная часть которых опубликована). В силу объективных исторических причин русский эпос не сложился в эпопею: борьба с кочевниками закончилась в то время, когда условия жизни уже не могли способствовать созданию цельного эпоса. Сюжеты былин остались разрозненными, но в них содержится тенденция к циклизации по месту действия (Киев, Новгород) и по героям (например, былина об Илье Муромце). Представители мифологической школы выделяли былины о старших богатырях, в образах которых отразились мифологические элементы (Волх, Святогор, Сухмантий, Дунай, Потык), и о младших богатырях, в образах которых мифологические следы незначительны, но выражены исторические черты (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Василий Буслаев). Глава исторической школы В.Ф.Миллер делил былины на два типа:
- Богатырские
- Новеллистические
Для первых он считал характерной героическую борьбу богатырей и ее государственные цели, для вторых — внутренние столкновения, социальные или бытовые. Современная наука, вводя былины в международный контекст эпического творчества, группирует их по следующим сюжетно-тематическим разделам:
- О старших богатырях
- О борьбе с чудовищами
- О борьбе с иноземными врагами
- О встречах и спасении родных
- Об эпическом сватовстве и борьбе героя за жену
- Об эпических состязаниях.
- Особую группу составляют былины-пародии.
Поэтический язык былин
Поэтический язык былин подчинен задаче изображения грандиозного и значительного. Они исполнялись без музыкального сопровождения, речитативом. Их напевы торжественны, но монотонны (каждый сказитель знал не более двух-трех мелодий и разнообразил их за счет вибрации голоса). Предполагается, что в древности былины пели под аккомпанемент гуслей. Стих былин связан с напевом и относится к тоническому стихосложению, (см. Былинный стих). Композиционную основу сюжетов многих былин составляют антитеза и утроение. В репертуаре скоморохов возникли стилистические формулы внешней орнаментовки сюжета: запевы и исходы (самостоятельные мелкие произведения, не связанные с основным содержанием былин). Традиция эпического сказительства выработала формулы привычного изображения — loci communes (лат. «общие места»), которые использовались при повторении однотипных ситуаций: пир у князя Владимира, седлание коня, богатырская поездка на коне, расправа богатыря с врагами и пр. Повествование в былинах велось неторопливо, величаво. В развертывании сюжета обязательно присутствовали многочисленные повторения. Замедленность действия (ретардация) достигалась путем утроения эпизодов, повторения общих мест, речи героя. Поэтический стиль создавали повторения слов, которые могли быть тавтологическими («черным-черно», «много-множество») или синонимическими («злодей-разбойник», «драться-ратиться»).
Один из приемов соединения строк — палилогия (повторение последних слов предыдущей строки в начале последующей). Нередко смежные строки использовали синтаксический параллелизм. В былинах могло появиться единоначатие (анафора), а на концах строк иногда возникали созвучия однородных слов, напоминающие рифму. Появлялись аллитерации и ассонансы. Широкая типизация персонажей былин не исключала элементов индивидуализации, что отметил еще в 1871 Гильфердинг: князь Владимир — благодушный и лично совершенно бессильный правитель; Илья Муромец — спокойная и уверенная в себе сила; Добрыня — олицетворение вежливости и изящного благородства; Василий Игнатьевич — пьяница, отрезвляющийся в минуту беды и становящийся героем. Один из принципов эпической типизации — синекдоха: былины изображали не всю древнерусскую дружину, а отдельных воинов-богатырей, побеждающих полчища врагов; вражеская сила также могла изображаться в единичных образах (Тугарин Змеевич, Идолище). Главный художественный прием — гипербола. Собиратели засвидетельствовали, что певцы воспринимали гиперболы как достоверное изображение реальных качеств в их максимальном проявлении.
Сюжеты, образы, поэтика былин нашли отображение в русской литературе («Руслан и Людмила», 1820, А.С.Пушкина, «Песня про царя Ивана Васильевича…», 1838, М.Ю. «Лермонтова», «Кому на Руси жить хорошо», 1863-77, Н.А.Некрасова, «народные рассказы» Л.Н.Толстого). Былины являлись источником вдохновения художников, композиторов, кинематографистов.
Шоу менестрелей | Описание, история и факты
шоу менестрелей
Просмотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Мастер Джуба Стивен Фостер Эл Джолсон Дэниел Декейтер Эммет Томас Дартмут Райс
- Похожие темы:
- менестрель Мистер Тамбо собеседник олио Труппа исполнителей негритянских песен
Посмотреть весь связанный контент →
Шоу менестрелей , также называемое Менестрели , американская театральная форма, популярная с начала 19 до начала 20 века и основанная на комическом разыгрывании расовых стереотипов. Традиция достигла своего апогея между 1850 и 1870 годами. Хотя эта форма постепенно исчезла из профессиональных театров и стала чисто средством для любителей, ее влияние сохранилось — в водевилях, радио и телевидении, а также в кино и мировой музыке. промышленности 20 и 21 веков.
Самые ранние шоу менестрелей устраивались белыми менестрелями-мужчинами (странствующими музыкантами), которые с выкрашенными в черный цвет лицами карикатурно изображали пение и танцы рабов. Ученые обычно выделяют эту форму традиции как менестрелей с черным лицом. Отцом блэкфейс-шоу был Томас Дартмут Райс, широко известный как «Джим Кроу», один из первых подражателей афроамериканцев, чьи выступления создали моду на этот жанр. Первопроходческая труппа, Virginia Minstrels, квартет во главе с Дэниелом Декейтером Эмметом, впервые выступила в 1843 году. Другими заслуживающими внимания труппами были Брайант, Кэмпбелл и Хаверли, но наиболее важной из первых компаний была группа Christy Minstrels, которая играла на Бродвее для почти 10 лет; Стивен Фостер писал песни для этой компании.
Формат шоу менестрелей, обычно состоящего из двух частей, был установлен компанией Christy и впоследствии мало изменился. В первой части исполнители располагались полукругом, в центре – собеседник, а в конце – г. Тамбо, игравший на бубне, и мистер Боунс, гремящий костями (пара хлопушек, названных в честь исходного материала, из которого они были сделаны) — на концах. Собеседник в белом лице обычно носил формальную одежду; другие, с черными лицами, были одеты в безвкусные пальто с ласточкиным хвостом и в полосатые брюки. Программа открывалась припевом, часто парадным выходом, а в конце песни собеседник давал команду: «Господа, садитесь». Затем последовал ряд шуток между собеседником и конечными мужчинами, перемежавшихся балладами, шуточными песнями и инструментальными номерами, главным образом на банджо и скрипке. Вторая часть, или olio (микс или попурри), состояла из серии отдельных действий, которые завершались хоудауном или прогулкой, в которой каждый участник исполнял специальный номер, а другие пели и хлопали.
Труппы менестрелей, состоящие из чернокожих исполнителей, были сформированы после Гражданской войны в США, и некоторые из них, в том числе менестрели Хикса и Сойера, имели чернокожих владельцев и менеджеров. Некоторые из них, такие как Consolidated Spectacular Colored Minstrels Каллендара, были популярны как в Соединенных Штатах, так и в Великобритании в конце 19-го и начале 20-го веков. Первоначально эти шоу устраивались исключительно мужскими труппами, в которые входили певцы-альтисты и сопрано. Более крупные шоу черных менестрелей включали группы талантливых инструменталистов, которые играли марши для парадов труппы в дневное время и исполняли аккомпанемент для струнных для вечерних шоу. В дополнение к некоторой музыке Стивена Фостера, в их репертуаре была музыка черных композиторов, таких как Джеймс Блэнд, популярный певец и банджоист, написавший около 700 песен, в том числе «Carry Me Back to Old Virginny».
В целом эти шоу менестрелей были единственным театральным средством, в котором одаренные чернокожие исполнители того периода могли прокормить себя. В некоторых крупных компаниях работали как черные, так и белые исполнители. К 20 веку женщины также появлялись в шоу менестрелей; великие блюзовые певицы Ма Рейни и Бесси Смит в начале своей карьеры были менестрелями. Шоу менестрелей практически исчезли к середине 20 века. Однако пережитки их расовых стереотипов и эстетики исполнения сохранялись на протяжении десятилетий в различных средствах исполнения, включая телевизионные комедии положений, такие как Sanford and Son , Good Times и The Jeffersons , которые транслировались в Соединенных Штатах в 1970-х и 80-х годах, а также жанр мировой музыки Южной Африки, известный как
Редакция Британской энциклопедии Эта статья была недавно отредактирована и обновлена Адамом Августином.
Исполнители и артисты | Американский опыт | Официальный сайт
Стивен Фостер | Статья
Center for American Music, U. of Pittsburgh Эдвард П. Кристи (1815-1862)
Хотя он не был, как он утверждал, лидером первой труппы менестрелей блэкфейс, он, бесспорно, руководил одной из самых известных. Во время успешного выступления, которое включало десятилетнее пребывание на Бродвее, «Оригинальные менестрели Вирджинии» Кристи сделали Э. П. Кристи известным и богатым человеком. Тем не менее, его жизнь закончилась трагедией.
Родившийся 21 мая 1815 года в Филадельфии, Э. П. Кристи начал исполнять блэкфейс песни и пародии еще в молодости. Один из немногих первых исполнителей блэкфейса, которые действительно были свидетелями рабства на глубоком Юге, он наблюдал за рабами на канатной дороге в Новом Орлеане. Хотя он утверждал, что его более поздние выступления достоверно воссоздали пение этих рабов, его утверждения были ложными. Как и большинство белых мужчин, выступавших с черным лицом, выступления Кристи были просто карикатурами, изображавшими черных как счастливых, недалеких существ. Тем не менее, его средства к существованию зависели от того, чтобы изображать их музыкально талантливыми и очень одаренными в комедии.
После нескольких лет выступлений в стиле блэкфейс Кристи сформировал свою первую труппу менестрелей в Буффало, штат Нью-Йорк, в 1842 году, играя в таверне, которую часто посещали лодочники на Великих озерах и канале Эри. Несомненно, успех — и формат — первой настоящей труппы менестрелей, «Менестрелей Вирджинии» Дэна Эммета, вдохновил Кристи.
В 1843 году Эммет начал выступать в формате шоу менестрелей. В него входили четыре человека — один на банджо, один на скрипке, один на бубне и один на костях. В спектакле музыка сочеталась с комедийными сценками, юмористическими речами и даже пьесами, пародирующими жизнь на плантации и популярные произведения, такие как «9» Шекспира.0058 Гамлет . «Эммет и менестрели из Вирджинии» пользовались беспрецедентным успехом и даже стали хитом на Бродвее. Когда позже в том же году Virginia Minstrels распались, EP Christy быстро заняла место, чтобы заполнить образовавшуюся брешь. К 1846 году менестрели Christy’s переехали в Mechanic’s Hall в Нью-Йорке, место, которое они не покидали в течение десяти лет.
Кристи перенял формат Эммета и даже дошел до того, что назвал свою труппу «Оригинальный оркестр менестрелей Кристи из Вирджинии». Тем не менее, Кристи также добавила нововведений – и уровня полировки, что расширило аудиторию шоу менестрелей. В области музыкальности группа Кристи явно превзошла конкурентов. Кристи проницательно смягчила более пикантные аспекты традиционного шоу менестрелей, исключив песни со ссылками на секс и насилие в пользу сентиментальных баллад о плантациях и сладких вокальных гармоний.
Среди песен, которые Кристи помогла прославить, были некоторые, написанные Стивеном Фостером. В 1851 году Фостер предоставил Кристи эксклюзивное право на премьеру своих композиций. Фостер даже продал Кристи право называться автором песни «Старики дома» (песня, более известная как «Река Свани»), о чем Фостер будет вечно сожалеть.
Десятилетнее пребывание Кристи Менестрелей на Бродвее и их успешный тур по Англии помогли им стать выдающейся труппой менестрелей в мире. Это также сделало Е. П. Кристи богатым. Он вышел на пенсию в 1854 году в возрасте 39 лет., оставив Менестрелей выступать без него. Но выход на пенсию оказался далеко не идеальным для Кристи. Он боролся с психической нестабильностью — борьбу, которую он проиграл в 1862 году, когда он выпрыгнул из окна второго этажа и погиб.
Дэниел Декейтер Эммет (1815-1904)
Этот талантливый композитор и исполнитель, наиболее известный как автор «Дикси», помог сделать шоу менестрелей международной сенсацией. Родившийся 29 октября 1815 года в Маунт-Вернон, штат Огайо, Дэн Эммет работал печатником, прежде чем присоединиться к армии Соединенных Штатов в 1834 году. Там он применил свои музыкальные способности, играя на флейте и барабане.
Уволившись из армии, Эммет начал работать в цирках, выступая в качестве афроамериканского музыканта и имитатора. Примерно в 1838 году он написал «Bill Crowder», песню в стиле блэкфейс, которая, вероятно, была одной из его первых композиций. Его стереотипные изображения афроамериканцев были типичными для песен с черным лицом того времени.
Блэкфейс веками был популярен в Европе. Многие из песен с черным лицом, исполнявшихся в Англии в восемнадцатом веке, рассказывали о тяжелом положении рабов и помогали ускорить конец рабства там. Перевезенный в Соединенные Штаты, блэкфейс стал неотъемлемой частью театра. Но в Америке музыка блэкфейс вскоре перестала сочувствовать, и песни начали изображать афроамериканцев как добродушных, невежественных шутов.
Среди самых известных ранних звезд блэкфейса был Томас «Папа» Райс. Его танец с черным лицом, известный как «прыгающий Джим Кроу», якобы был вдохновлен работой ног пожилого чернокожего конюха. Танец помог Райс стать очень популярной сольной исполнительницей.
Осенью и зимой 1842 года Эммет сотрудничал с другим артистом цирка Фрэнком Брауэром, комиком, певцом, танцором и игроком на костях, в ряде нью-йоркских театральных представлений. Во время шумного джем-сейшена в нерабочее время Эммет и Брауэр вместе с Уильямом Уитлоком и Ричардом Пелхэмом придумали концепцию группы менестрелей.
На первой сессии Эммет играл на скрипке, Уитлок — на банджо, Пелхэм — на бубне, а Брауэр — на костях в исполнении «Старого Дэна Такера». Настолько довольны были исполнители, что решили вывести на сцену групповой формат. Менестрели Вирджинии, как называлась новая труппа блэкфейсов, оттачивали свое мастерство в ряде представлений в Нью-Йорке, прежде чем 7 марта 1843 года состоялась премьера их первого полномасштабного «Эфиопского концерта» в масонском храме в Бостоне. исполнители, менестрели Вирджинии полагались на грубые, стереотипные изображения чернокожих, чтобы развлечь белую публику. Например, в их раннем репертуаре была «Негритянская лекция о локомотивах», призванная продемонстрировать предполагаемое невежество чернокожих. Оборванные костюмы исполнителей, почерневшие от пробки лица, выпяченные губы и преувеличенная диалектическая дикция дополняли негативный образ чернокожих. И изображения плантации в шоу как благодатного, счастливого места игнорировали жестокость рабства.
По инициативе Эммета и его труппы шоу менестрелей приняло стандартный формат, состоящий из двух, а иногда и трех частей. Часть первая обычно включала шутки и песни. Часто это заканчивалось танцевальным номером. Вторая часть, эстрадная, часто содержала юмористическую речь на диалекте. Третий акт, получивший распространение позже, обычно включал в себя пьесу. Поначалу такие акты устанавливали на плантации. Позже они пародировали серьезные драмы, такие как произведения Шекспира.
Почти с самого начала «Вирджинские менестрели» Эмметта стали хитом, но их тираж был недолгим. Выступив перед толпой на Бродвее, весной 1843 года они совершили поездку по Англии. Там их приняли неоднозначно, хотя лондонские толпы проявили некоторый энтузиазм. К концу июля менестрели Вирджинии распались. Эммет пробыл в Англии еще год, прежде чем вернуться в Штаты.
Вернувшись в США, Эммет продолжал выступать в цирках и театрах. Его мелодии для банджо были опубликованы и широко распространены. В 1858 году Эммет присоединился к Менестрелям Брайанта, которые тогда выступали в Mechanic’s Hall в Нью-Йорке. Он оставался в труппе до июля 1866 года. За это время он написал свою самую продолжительную композицию «Земля Дикси», известную в народе как «Дикси». Сыгранный на инаугурации Джефферсона Дэвиса, он стал гимном Конфедерации, а затем и Юга.
Эммет переехал в Чикаго в 1867 году, но продолжал выступать, хотя и более спорадически с годами. Он вернулся на родину в 1888 году и совершил прощальное турне в 1895–1896 годах с труппой менестреля Эла Г. Филда. Дэн Эммет умер в 1904 году в Маунт-Вернон в возрасте 88 лет. не мог не заметить влияние так называемого «шведского соловья» на американскую музыкальную сцену. Родившаяся 6 октября 1820 года в Стокгольме, Швеция, Дженни Линд покорила столицы Европы еще до того, как ей исполнилось 30 лет. Талантливое сопрано могло петь в диапазоне от си ниже средней до до высокой соль, но, возможно, это было связано с чистотой голоса Линд и скромное представление, которое заставило королеву Викторию бросить цветы к ее ногам.
Хотя большинство американцев никогда не слышали о Линд, не кто иной, как мастер шоу-бизнеса П. Т. Барнум, в ноябре 1849 года отправил эмиссара в Европу, чтобы договориться с ней о серии американских концертов. В то время Барнум был больше известен как пропагандист аттракционов, чем как приверженец серьезного искусства. Тем не менее, он заплатил 187 500 долларов авансом, чтобы привезти Линд и ее аккомпаниаторов в Америку на 150 выступлений.
Если Линд была неизвестна всем, кроме нескольких американских поклонников оперы, когда она подписала контракт с Барнумом, к тому времени, когда она прибыла в Нью-Йорк 1 сентября 1850 года, ее имя стало нарицательным. Непревзойденный манипулятор СМИ, Барнум создал Мания Дженни Линд дошла до апогея с рекламой, хорошими положительными отзывами и даже конкурсом на написание песни, которую Линд исполнит на своем американском дебюте. Приблизительно 30 000 человек собрались на набережной Нью-Йорка, когда прибыл Линд, — это дань уважения рекламному гению Барнума.
Почти никто из американцев не слышал, как поет Линд, и она не была ни жизнерадостной, ни красивой по социальным стандартам и восприятию женщин того времени. То, что Барнум успешно продал публике, было изображением Линд как простой женщины с талантом, данным Богом, которая посвятила свою жизнь – и свои значительные заработки – ряду благотворительных целей. Ее первый концерт в Castle Garden в Нью-Йорке 11 сентября прошел при аншлаге из 5000 человек, которые купили билеты на аукционе по 225 долларов за штуку. И в тот первый вечер толпа взревела от удовольствия, когда Линд приложила свой немалый талант к интерпретации «Casta Diva», «Il Turco in Italia» и доморощенной песенки под названием «Приветствие Америке». Песня, написанная поэтом и писателем Баярдом Тейлором, выиграла конкурс Барнума и приз в размере 200 долларов США.
После первого выступления появилось несколько скептиков, включая поэта Уолта Уитмена. Но Линд вообще получил восторженные отзывы. Доходы от концертов в размере 10 000 долларов, которые она пожертвовала благотворительным организациям, в том числе Фонду пожарной охраны и приюту для бездомных женщин, помогли укрепить ее положение возлюбленной Америки. После более чем 30 концертов в Нью-Йорке Линд разъехалась по всей Америке, где повсюду выступала перед восторженной публикой. Мания Дженни Линд охватила всю страну. Школы, мосты и другие общественные здания были названы в честь шведского соловья, как и многочисленные потребительские товары, от пирогов и сигар до шляп и виски. Только в Гаване, Куба, где зрители сочли высокую цену билетов оскорблением, пыл угас — только для того, чтобы восстановиться во время ее первого выступления там.
Как и надеялся П. Т. Барнум, он и Дженни Линд вместе сочинили прекрасную музыку — валовой доход составил около 712 161 доллара. В городе за городом Барнум и Линд зарабатывали больше денег, чем Стивен Фостер заработал бы за всю свою карьеру. Но даже денег не хватило, чтобы удержать их вместе. Линд разорвала контракт с Барнумом после 93 концертов. Она продолжала сама, но без импресарио никогда не обходилась так хорошо, как с ним.
В 1852 году, во время турне по Америке, Линд вышла замуж за своего аккомпаниатора Отто Гольдшмидта. Вскоре после этого она вернулась с ним в Европу, где они вырастили семью из двух мальчиков и одной девочки, живя сначала в Дрездене, Германия, а затем в Малверн-Хиллз в Англии. Линд потратила большую часть денег, которые она заработала в Америке, на создание благотворительных фондов. Она редко пела публично после американского турне; когда она это делала, обычно это было на представлениях, организованных ее мужем. Дженни Линд дала свое последнее выступление в 1883 году. В том же году она начала трехлетнюю преподавательскую деятельность в Лондонском Королевском музыкальном колледже. Она умерла от кровоизлияния в мозг 2 ноября 1887 года в возрасте шестидесяти семи лет.
Томас Мур (1779-1852)
Его влияние на американскую популярную музыку девятнадцатого века — и на творчество Стивена Фостера — было неисчислимо, однако Томас Мур был больше, чем просто автором текстов. Мур родился в Дублине, Ирландия, 28 мая 1779 года. Он окончил Тринити-колледж, а затем переехал в Лондон изучать право. Однако славу и богатство он обрел не как юрист, а как поэт, сатирик, лирик, музыкант и композитор. Он был (и остается) официальным национальным поэтом Ирландии.
Томас Мур опубликовал свою первую книгу, Поэтические произведения Томаса Литтла, , в 1801 году. Но именно его Ирландские мелодии , группа из десяти песенников, изданных между 1808 и 1834 годами, сделали его известным. В книгах Мур написал новые тексты для традиционных ирландских песен, иногда меняя мелодии в соответствии со своими текстами. Мур работал над книгами с двумя разными композиторами, сэром Джоном Стивенсоном и сэром Генри Бишопом.
Популярность ирландских мелодий в Англии и США в девятнадцатом веке невозможно переоценить. Песенники продавались очень хорошо, как и многочисленные пиратские издания. Говорят, что одна песня «Это последняя роза лета» была продана тиражом 1,5 миллиона копий нот. До 1909, большая антология из 400 американских популярных песен, включающая 5 ирландских мелодий Мура.
Музыкальное влияние Стивена Фостера включало поэзию Роберта Бернса, итальянскую оперу и песни чернолицых исполнителей-менестрелей. Но, пожалуй, никто так не повлиял на творчество Фостера, как Томас Мур. Старшая сестра Фостера Шарлотта исполняла некоторые из ирландских мелодий до рождения Стивена. Стивен, несомненно, знал творчество Мура, и это проявлялось в его песнях, которые часто стремились к ностальгии и сентиментальности, популяризированным Муром. Нигде влияние Мура не проявляется так явно, как в песне Фостера «Джини со светло-каштановыми волосами», в которой есть не только сентиментальные тексты, но и типично «ирландская» мелодия.