Как называется ракета гагарина: Макет ракеты-носителя «Восток» на ВДНХ

«Разулся и зашел в корабль»: полет Гагарина глазами современников

Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

«Разулся и зашел в корабль»:

полет Гагарина в воспоминаниях

Мария Семенова

Космонавт Юрий Гагарин в кабине космического корабля «Восток-1» перед стартом. Космодром Байконур, 12 апреля 1961 года

Шестьдесят лет назад в степях Казахстана на никому не известном секретном полигоне все присутствовавшие в командном центре замерли: слушали переговоры Юрия Гагарина с руководством. «Мертвая тишина стояла», — рассказывал позже один из инженеров-испытателей. 

Через час и сорок восемь минут первый космонавт приземлился около деревни Смеловка в Саратовской области. РИА Новости публикует воспоминания современников об этом историческом дне.

«А в соседней комнате — 15 солдат»

В 1955 году на маленькой, затерянной в степях Казахстана станции «Тюратам» появилась бригада строителей. Через несколько лет тут образовался поселок Ленинский, который затем превратился в город Ленинск (после 1996-го — Байконур).

Площадь В. И. Ленина в Звездограде (неофициальное название поселка Ленинского, ныне город Байконур)

Именно здесь и оборудовали первый в мире космодром (в то время он назывался ракетным полигоном), с которого 12 апреля 1961 года стартовал «Восток-1».

«Города как такового не было. Штаб, кинотеатр и столовая — в бараках. Единственное каменное здание — казарма для солдат. Шутя ее называли «Казанский вокзал», потому что теснота такая же. Все секретно, город обнесли колючей проволокой», — рассказывает инженер-испытатель Анатолий Корешков, работавший на полигоне с 1957 года.

Ветеран Байконура Виктор Кулепетов вспоминает, что по городу нельзя было пройти с фотоаппаратом: снимать можно было разве что у себя дома, на семейных торжествах. Он жил рядом с полигоном с 1957-го: его отец, получив назначение, перевез сюда семью из Новгородской области. Виктору тогда было десять лет.

Виктор Кулепетов

© Фото : из личного архива Виктора Кулепетова

«В одной комнате — пятнадцать солдат, в другой, поменьше, — мы: трое детей и родители. Младшая сестра была еще совсем маленькая. Быт сложный. Даже без холодильников. Строители делали ямы на берегу реки, загружали туда лед, закрывали его камышом или опилками и хранили все там», — говорит Кулепетов.

До Гагарина

Анатолий Корешков продолжает: в начале 1957-го на полигон привезли команду испытателей, которые развернули наземное оборудование, а весной по железной дороге из ОКБ-1 (особого конструкторского бюро) прибыла первая межконтинентальная баллистическая ракета Р-7 (на ее основе и сделали ракету-носитель «Восток»).

Анатолий Корешков в юности

© Фото : из личного архива Анатолия Корешкова

В мае состоялся первый пуск, но неудачный, на борту была неисправность, вспыхнул пожар, ракета упала на наших глазах — очень тяжело было смотреть на это». Корешков принимал участие и в следующем — уже успешном — старте Р-7 в конце августа 1957-го, и в выведении на орбиту первого искусственного спутника Земли. О том, что в космос могут отправить человека, Корешков догадывался: инженерам-испытателям полигона не сразу сообщили об этом.

«Хорошо запомнил день, когда услышал, что готовится запуск человека в космос. В январе 1960-го привезли корабль — мы по его компоновке и габаритам все поняли. Во-первых, он был с тормозной двигательной установкой — то есть планировалось возвращение на Землю. Во-вторых, внутри работала система терморегулирования, поддерживавшая температуру 20 градусов. Выводы сделать было нетрудно. Первые попытки были неудачными. В 1960-м запустили четыре корабля с собачками, мы их называли «четвероногие экипажи». Успешным стал только один, вы наверняка знаете: когда вернулись Белка и Стрелка. Отправлять человека при таком раскладе было рано», — отмечает бывший инженер-испытатель.

Врачи извлекают собак из кабины головной части геофизической ракеты на месте приземления

Четвероногие космонавты — собаки Белка и Стрелка — после полета космического корабля-спутника с подопытными животными

Врачи извлекают собак из кабины головной части геофизической ракеты на месте приземления

В июле через 19 секунд после старта из-за взрыва ракеты-носителя погибли собаки Лисичка и Чайка, в декабре не вернулись на Землю Пчелка и Мушка, а через несколько недель из-за поломки, произошедшей уже после пуска, не вышел на орбиту корабль с еще одним четвероногим экипажем — собаки, впрочем, выжили.

«Сделали паузу. А в марте объявили о запуске человека. На полигон доставили ракету, корабль с креслом. Запустили успешно, после этого прибыла еще одна такая же и отряд космонавтов. По следующему полету решали, можно отправлять человека или нет. Все прошло нормально».

«Поэтому Королев его и выбрал»

С отрядом первых космонавтов испытатели близко не общались: «Не принято было, у них своя работа, у нас — своя».

Первый отряд космонавтов на занятиях

© Фото : Роскосмос

Летчик-космонавт СССР Юрий Гагарин во время спортивной подготовки в спортзале Звездного городка

Космонавт Юрий Гагарин перед полетом в космос. Кадр из документального фильма «Первый рейс к звездам» режиссера Игоря Гостева

Первый отряд космонавтов

© Фото : Роскосмос

Первый отряд космонавтов на занятиях

© Фото : Роскосмос

«Но вот один эпизод могу рассказать: на моих глазах было. Когда космонавты приехали на полигон, в МИК (монтажно-испытательный корпус. — Прим. ред.), Королев провел с ними небольшую беседу, потом предложил каждому заглянуть в корабль, посмотреть на то, что может стать их будущим «домом». И вот они залезают туда один за другим, никаких эмоций не проявляют.

А Юрий Гагарин у лестницы разулся и только после этого поднялся в корабль, благоговея перед ним. Королев не мог не обратить на это внимание. Понравилось ему это. Поэтому, может, он его и выбрал», — рассуждает Корешков.

Ваш браузер не поддерживает данный формат видео.

Предполетная подготовка Юрия Гагарина

© РИА Новости

Впрочем, лидерство Гагарина не было секретом еще в январе, когда шесть первых кандидатов сдавали экзамены по управлению кораблем и теории. В итоге приняли следующую очередность: Гагарин, Титов, Нелюбов, Николаев, Быковский, Попович. Об этом писал в дневниках генерал-полковник Каманин, руководивший отбором и подготовкой отряда первых космонавтов.

«Не к добру»

Старт 12 апреля проходил очень спокойно. «Как ни странно, к кораблю практически не возникло замечаний: при других запусках их было сотни, и мы принимали меры, заменяли приборы, а в этот раз на Земле ничего не выявили — чудо просто. Единственное, когда на старте закрывали люк, не сработал контакт. Было у нас какое-то предчувствие, что это не к добру, как бы в полете чего не случилось. И действительно так и вышло», — вспоминает Анатолий Корешков.

Ключ на старт

© Фото : из личного архива Виктора Кривошеева

Последние напутствия главного конструктора Сергея Павловича Королева Юрию Гагарину перед стартом

Космонавт Юрий Гагарин в автобусе направляется на стартовую площадку космодрома Байконур, 12 апреля 1961 года

Юрий Гагарин перед полетом в космос

Ключ на старт

© Фото : из личного архива Виктора Кривошеева

Гагарин сказал свое знаменитое «Поехали». Тогда Корешкову казалось, что эти слова прозвучали торжественно, но, послушав их в записи, он уже не услышал эти интонации.

 

 

 

Заря 1 (Королев): «Дается зажигание…»
Кедр: «Понял: дается зажигание».
Заря 1 (Королев): «Предварительная ступень…
Промежуточная…
Главная…
Подъем!»
Кедр: «Поехали!
Шум в кабине слабо слышно. Все проходит нормально, самочувствие хорошее, настроение бодрое, все нормально».
Заря 1 (Королев): «Мы все желаем Вам доброго полета, все нормально».
Кедр: «До свидания, до скорой встречи, дорогие друзья!»
Заря 1 (Королев): «До свидания, до скорой встречи!»
Кедр: «Вибрация учащается, шум несколько нарастает. ..»

 

«РОСКОСМОС»

 

«Первое, что случилось, — сбой системы радиоуправления, хотя при подготовке на старте все было нормально. Техника-то ламповая, видимо, от тряски вышла из строя», — объясняет инженер-испытатель. Система радиоуправления должна была отключить двигатель третьей ступени, но это сделал дублирующий механизм. 

«В результате корабль набрал скорость больше, чем нужно, и оказался выше, чем планировали. Значит, приземлится не там, где его ждут».

Ваш браузер не поддерживает данный формат видео.

Старт корабля «Восток»

© РИА Новости

Высоту рассчитывали так, чтобы космонавт выжил даже при отказе тормозного двигателя: через семь-десять дней корабль бы сам сошел с орбиты. «Неизвестно, где бы он сел, если в океан — это могила. Самое главное — воздуха было на десять дней, а при столь высокой орбите пришлось бы крутиться двадцать, Гагарину бы не хватило кислорода. К счастью, тормозной двигатель сработал вовремя и успешно», — продолжает Корешков.

Тогда-то и произошло главное ЧП: после того как спускаемый аппарат отделился от приборно-двигательного отсека, соединительный кабель остался состыкованным.

Научные сотрудники в здании первого Центра управления полетом в Московской области 12 апреля 1961 года рассчитывают траекторию полета Юрия Гагарина

«Обе части корабля продолжали полет в связке, кувыркаясь. Они могли столкнуться, кроме того, катапультирование было невозможно: во-первых, для этого нужен сигнал о расстыковке, во-вторых, даже если удалось бы, Гагарин бы насмерть разбился, ударившись о корабль, или стропы бы запутались. Спасло то, что при входе в плотные слои атмосферы, кабель сгорел. Если о предыдущих опасностях Гагарин мог не знать, то тут точно был в курсе. Целых десять минут так летел. Докладывал: «Разделения нет, разделения все нет». На Земле не понимали, в чем дело, помочь ничем не могли».

«Родился в рубашке»

На старте с Гагариным общались по УКВ-каналу. Переговоры слышали все в командном центре.

Академик Сергей Павлович Королев во время запуска корабля «Восток» с Юрием Гагариным

«Чувствовалось, что Королев волновался, а Гагарин произносил фразы размеренно, будто сидел в тренажере. Это нас просто поражало. Королев не промахнулся, когда выбрал его первым. В командном центре стояла мертвая тишина. То, что человек находится на борту ракеты, с трудом укладывалось в голове. У меня возникла ассоциация с японскими торпедами, которые камикадзе направляли в американские корабли во время войны. Люди заведомо шли на гибель, только бы достичь цели. А еще я незадолго до этого книгу прочитал Стефана Цвейга «Звездные часы человечества». И вот действительно звездный час! У меня так стихотворение называется», — рассказывает Корешков.

В океане солнечного света,
Словно от причала — пароход,
Взмыла в небо
Соколом ракета
И ушла, сверкнув, за горизонт.

Так Гагарин,
Скрыв в душе тревогу,
Покоряя силой духа нас,
Людям в Космос
Проложил дорогу,
И пробил
Планеты Звездный час.

О том, что Гагарин успешно приземлился, Анатолий Анатольевич узнал вместе со всей страной, когда об этом сообщили по радио.

Спускаемый аппарат космического корабля «Восток» с космонавтом Юрием Гагариным совершил посадку в 10 часов 55 минут в районе деревни Смеловка Саратовской области

Первый секретарь ЦК КПСС, Председатель Совета Министров СССР Никита Сергеевич Хрущев разговаривает по телефону с первым космонавтом Земли Юрием Гагариным, успешно завершившим космический полет

Спускаемый аппарат космического корабля «Восток» с космонавтом Юрием Гагариным совершил посадку в 10 часов 55 минут в районе деревни Смеловка Саратовской области

«Угодил на вспаханное поле, посадка была мягкая. Рядом — деревня. Попросил позвонить — за ним из обкома прислали машину. Сел он под Энгельсом, а ждали его в Казахстане, в районе Жезказгана. Там последующие корабли встречала спасательная команда. А он был первым и оказался предоставлен самому себе. Но повезло ему во многом, в рубашке родился», — говорит Корешков.

«Хорошо, что не война»

Местные о запуске человека в космос не знали — даже в закрытом Ленинском.

В день полета Юрия Гагарина в космос москвичи раскупили все газеты

Демонстрация в день торжественной встречи героя-космонавта Юрия Гагарина в Москве

В день полета Юрия Гагарина в космос москвичи раскупили все газеты

«Двенадцатого апреля по громкоговорителям сказали: «Сейчас будет передаваться важное правительственное сообщение». Время было трудное, жили в кольце врагов. Я подумал: «Не дай бог, война», — делится воспоминаниями Виктор Кулепетов. В 1961 году ему было 14 лет. Кулепетов до сих пор не забыл: была среда. Он, как обычно, отправился в школу во вторую смену — к этому моменту новость о полете Гагарина облетела весь СССР.  

«Началось такое ликование! На уроке литературы учительница то ли по собственной инициативе, то ли по просьбе руководства сказала: «Давайте, детки, запомним, как мы провели этот день». Девочка одна написала: «Схватила подушку и стала с ней танцевать». Событие неординарное. Мы, подростки, это чувствовали».

Первый в мире космонавт Земли Юрий Гагарин после приземления, в окружении — поисковая команда, возглавляемая командиром ракетного дивизиона майором А. Гасиевым и местные жители

Первое выступление летчика-космонавта, Героя Советского Союза Юрия Гагарина на Центральном телевидении

Первый в мире космонавт Земли Юрий Гагарин после приземления, в окружении — поисковая команда, возглавляемая командиром ракетного дивизиона майором А. Гасиевым и местные жители

Космонавты, в том числе и Гагарин, выступали перед школьниками. «Я его видел буквально в шаге. Эта встреча навсегда осталась в моей памяти. Он меня поразил. Я думал, Юрий Алексеевич богатырского телосложения, а он был обычный человек, улыбался, интересно рассказывал. Мы, мальчишки, внимательно следили за космонавтами: в городе был «нулевой квартал», где их размещали. Мы каждого по-своему оценивали: этот хороший, не гоняет детей, эти построже. Гагарин не гонял. Он был человек открытый, не суровый», — вспоминает Виктор Николаевич.

Книга с автографом Юрия Гагарина

© Фото : из личного архива Виктора Кривошеева

Кулепетов, как и его отец, работал на космодроме. Принимал участие в запуске межпланетной станции «Луна-16» и орбитальной станции «Салют-1». Его судьбу определили впечатления того самого утра. «Это был романтический период, когда писали песни, стихотворения, книги о космосе. Я 12 апреля пришел в школьную библиотеку: «Дайте книжку о полетах!» — «Вот, возьми, Жюль Верн «Из пушки на Луну». Но я-то уже знал, что из пушки не летают. Нас всех Гагарин позвал в космос».

Инженер-испытатель Анатолий Корешков признается: хоть он и участвовал в грандиозных космических программах, в его работе — да и в жизни тоже — не было ничего ярче, чем полет Юрия Гагарина.

08:00 12.04.2021 (обновлено: 08:04 12.04.2021)

Место приземления Ю.А.Гагарина — ГАУК НПЦ

Русский / English

Достопримечательное место
«МЕСТО ПРИЗЕМЛЕНИЯ ПЕРВОГО В МИРЕ КОСМОНАВТА Ю.А. ГАГАРИНА»

Место приземления первого в мире космонавта Ю. А. Гагарина расположено в Энгельсском районе Саратовской области, в 3 км от села Новая Терновка на юго-восток или в 3 км от трассы Энгельс – Ровное в районе села Смеловка.

Герой Советского Союза, лётчик-космонавт полковник Ю.Гагарин, в своём обращении к саратовской молодёжи, опубликованном областной газетой «Заря молодёжи» 7-го января 1965 года, сказал, что он увидел, приземляясь 12-го апреля 1961 года после первого в мире космического полёта: «Внизу блеснула лента Волги. Я сразу узнал реку и берега, над которыми меня учил летать Дмитрий Павлович Мартьянов. Всё было хорошо знакомо: и широкие окрестности, весенние поля, и рощи, и дороги, и Саратов, дома которого, как кубики громоздились вдали…».

В 10 часов 55 минут космический аппарат «Восток», облетев земной шар, благополучно опустился на вспаханное под зябь поле.

Корабль «Восток» после приземления.

К вечеру того же дня на месте приземления Ю.А.Гагарина врыли столб с дощечкой, на которой была надпись:

НЕ ТРОГАТЬ. 12.04.61. 10 ч. 55 м. моск. врем.

 Через два дня они сложили на этом месте небольшой кирпичный постамент, на котором под стеклом была выполнена временная надпись:

«Здесь 12.04.61 г. в 10 ч. 55 м. приземлился Ю.А.Гагарин»

Для полной убедительности вскоре рядом поместили портрет Юрия Алексеевича Гагарина.

Этот временный обелиск, высотой всего метра в полтора, был как бы прообразом будущего большого обелиска.

Потом за постаментом появилась деревянная арка с незатейливым узором, на которой вывешивались транспаранты к праздничным дням. Учащиеся близлежащих сельских школ высадили несколько рядов деревьев, разбили цветочные клумбы.

 Обелиск с аркой. 1962 год.

Затем здесь поднялся ввысь 12-метровый деревянный обелиск, напоминающий взлёт ракеты с образовавшимся за ней длинным шлейфом.

На месте приземления. 1963 год.

Побывавший 6-го января 1965 года на своём месте приземления Юрий Алексеевич Гагарин видел именно этот макет-обелиск.

10-го мая 1965 года был установлен обелиск на постаменте из мраморной. За основу был взят проект обелиска, установленного в Москве у ВДНХ СССР (теперь ВВЦ).

Обелиск на Гагаринском поле. Конец 1960-х годов.

Серебристый двадцатисемиметровый обелиск вознёсся над холмом, окружённый подросшими стройными деревьями.

В декабре 1966 года к месту приземления уже прокладывается асфальтированное шоссе.

Асфальтирование дороги к месту приземления Ю.А.Гагарина.

 К 10-летию полёта Ю.А.Гагарина были произведены серьёзные работы по благоустройству места приземления.

12 апреля 1971 года в основание обелиска была заложена капсула с текстом обращения к молодежи 2001 года.

К 20-летию первого космического полёта, в 1981 году, к обелиску добавилась фигура Гагарина, выполненная местным скульптором Кларой Алексеевной Матвеевой.

  Модель памятника Ю.А.Гагарину. 1971 год.

              Скульптор К.А.Матвеева

В апреле 1981 года, к 20-летию полёта, скульптура Ю.А.Гагарина была установлена перед обелиском. На обелиске появилась надпись:

«12 апреля 1961 года здесь приземлился первый в мире космонавт Юрий Алексеевич Гагарин».

К 50-летию полёта первого в мире  космонавта был разработан план развития и благоустройства места приземления Ю. А.Гагарина.

Скульптор А.А.Рожников и архитектор М.В.Тихомиров органично ввели в существующий мемориальный комплекс на месте приземления Юрия Гагарина новые объекты.

В начале площади мемориального комплекса (на противоположной стороне от памятника Ю.А.Гагарину) была установлена архитектурно-скульптурная композиция, посвящённая  великому учёному, идеологу  изучения и освоения космического  пространства К.Э.Циолковскому и Генеральному конструктору отечественного ракетостроения С.П.Королёву.

По оси композиции, по направлению к памятнику Ю.А.Гагарину, установлена «Галерея космонавтов», барельефные портреты 12 космонавтов, ставших первыми в рейтинге освоения космоса за прошедшие годы и космонавтов, родившихся или проходивших подготовку и приземлившихся в Саратовской области.

В эти же дни слева от памятника Гагарину был установлен космический корабль «Фотон», доставленный на торжества из Самары.

В данный момент на территории мемориального комплекса высажены ели. Заасфальтированы новые площадки и дорожки. Таким образом, мемориал в завершённом виде включает в себя устремлённую ввысь ракету, памятник первому космонавту планеты Ю.А.Гагарину, композицию, посвящённую идеологу космоса К.Э.Циолковскому и Генеральному конструктору ракетостроения С.П.Королёву, и барельефные портреты 12 космонавтов, установлены зрительские трибуны, проложена трасса для проведения авто и мотогонок.

В дальнейшем реконструкция мемориального комплекса заключается в развитии инфраструктуры комплекса: установке зрительских трибун, сцены для проведения торжественных мероприятий и т. д.

Посадка космического корабля «Восток»





 

Восток успешно приземлился

На обратном пути все выглядело хорошо до завершения 40-секундного включения тормозного двигателя, успешно инициированного в 10:25 мск. Космический корабль начал вращаться вокруг своей оси с очень большой скоростью. На протяжении десятилетий сам факт, не говоря уже о причине всего инцидента с отделением капсулы и ее приборного модуля, оставался неизвестным для широкой публики. Даже спустя полвека популярные описания аварии крайне неточны.

Предыдущая глава: Восток вращается вокруг Земли

Ухабистая дорога домой

Все выглядело хорошо до завершения 40-секундного включения тормозного двигателя, успешно начатого в 10:25 по московскому времени. В послеполетном отчете Гагарин написал:

.

«Как только ТДУ (тормозной двигатель) отключился, произошел резкий толчок. Корабль начал вращаться вокруг своей оси с очень большой скоростью. Земля проходила во взоре (окне) сверху вниз и справа налево Скорость вращения была около 30 градусов в секунду, не меньше. . Все вертелось. То я вижу Африку — это случилось над Африкой — то горизонт, то небо. Я едва успел оттениться от солнце, чтобы свет не слепил мне глаза. Я протянул ноги к (нижнему) окну, но не закрыл жалюзи. Я хотел сам узнать, что происходит». (230)

Гагарин ожидал отделения спускаемого аппарата от приборного отсека через 10-12 секунд после спуска с орбиты, однако этого не произошло. Тем временем космический корабль продолжал бешено кувыркаться, приближаясь к более плотным слоям атмосферы. Несмотря на эту ситуацию, Гагарин написал, что, по его мнению, все готово для безопасной посадки:

.

«По телефону сообщил, что разделения не произошло. Решил, что ситуация не чрезвычайная, кодовой системой передал ВН4, что означает «Все Нормально» (Все в порядке).» (230)

По словам Гагарина, окончательное разделение произошло в 10:35, когда корабль находился над Средиземным морем.

Сбой при торможении

На протяжении десятилетий сам факт, не говоря уже о причине всего инцидента с отделением капсулы и ее приборного модуля, оставался неизвестным широкой публике.

Даже после публикации доклада Гагарина по крайней мере один участник событий отрицал какие-либо проблемы при входе в атмосферу и пытался объяснить ситуацию замешательством Гагарина относительно реального времени отделения. Однако благодаря усилиям Новости Космонавтики и, особенно, его неутомимого исследователя Игоря Лисова, (232) в 2000-е годы наконец была нарисована правдоподобная картина события.

Как выяснилось, единственный клапан в тормозном двигателе не смог полностью закрыться в начале работы двигателя, из-за чего часть топлива вытекла и не попала в камеру сгорания. В результате у двигателя «кончился бензин» и он отключился примерно на секунду раньше запланированного срока. Прерванный маневр замедлил космический корабль на 132 метра в секунду вместо запрограммированных 136 метров в секунду. Хотя этого было достаточно, чтобы оттолкнуть космический корабль от его орбиты к входу в атмосферу, этого, по-видимому, было недостаточно для того, чтобы «пунктуальная» система управления полетом выдала номинальную команду на отключение двигателя.

В отсутствие надлежащей команды отключения топливопроводы двигателя оставались открытыми после того, как он выработал топливо и заглох. В результате газ наддува и оставшийся окислитель продолжали выходить через главное сопло и рулевые двигатели, вызывая бешеное вращение космического корабля.

Хотя позже двигатель был отключен таймером, отсутствие развиваемой тяги также заставило систему управления полетом стереть первичную последовательность разделения боеголовки и приборного модуля. К счастью, примерно через 10 минут (около 10:36 мск) разделение все-таки произошло, предположительно, в результате экстренной команды. Точный механизм, сгенерировавший эту резервную команду, обсуждался еще в 2010 году. Преобладающая теория заключалась в том, что датчики температуры, реагирующие на тепло при входе в атмосферу, вызвали разделение. (870) Однако оценки, сделанные Игорем Лиссовым, показали, что к 10:36 космический корабль мог снизиться только до высоты 150-160 километров, что, вероятно, все еще слишком высоко, чтобы датчики температуры могли вызвать разделение.

(464) Таким образом, по состоянию на 2010 год этот аспект полета все еще оставался под вопросом.

Вход и посадка

Спускаемый аппарат космического корабля «Восток-3КА №3», доставившего в космос Юрия Гагарина. Слева виден люк капсулы, справа демо-версия катапультного кресла. В нижней части основного люка хорошо видна направляющая, используемая катапультным креслом. Шкафчик для хранения можно увидеть выше. На «Востоке» было достаточно провизии для 10-дневной миссии.


Когда корабль погрузился в атмосферу, Гагарин увидел, как за его окнами появилось яркое малиновое свечение. Это сопровождалось потрескиванием слоев теплозащиты, сгорающих в жару входа в атмосферу.

Гагарин подсчитал, что на пике их перегрузки превышали 10:

«Был момент, секунд 2-3, когда данные на контрольных приборах стали расплываться. В глазах начало сереть. Я собрался и собрался. Помогло, все как бы вернулось на свои места.» (230)

Потенциально гораздо более тревожным и неожиданным, чем перегрузки, был запах гари в салоне. К счастью, оно было очень слабым и недолгим, по воспоминаниям Гагарина после полета.

Когда перегрузка уменьшилась и капсула продолжила безопасное снижение, Гагарин приготовился катапультироваться из своего корабля. На высоте семи километров главный люк капсулы был сброшен, а через несколько секунд пилот катапультировался. Было 10:42 по московскому времени. Затем катапультное кресло Гагарина мягко оторвалось, и он остался падать на землю. Основной парашют системы ПС-6415-59 раскрылся успешно, однако запасной парашют также раскрылся позже и с некоторой задержкой раскрылся. В результате Гагарин спускался под двумя парашютами. Во время спуска с парашютом, который длился от шести до десяти минут, Гагарин с трудом открывал клапан для дыхания атмосферным воздухом. Устройство застряло под его внешним оранжевым слоем, и ему пришлось использовать зеркало, чтобы открыть клапан.

По словам Гагарина, он мягко ударился о мягкую поверхность свежевспаханной земли в чистом поле недалеко от города Энгельса. Позже его посадку определили недалеко от села Смеловка Терновского района под Саратовом. Многие источники говорят, что Гагарин приземлился в 10:55 по московскому времени (228), но, согласно послеполетному отчету от 29 мая 1961 года, опубликованному в 2011 году, спускаемый аппарат приземлился в 10:48, а пилот в 10:53 по московскому времени. Время. Их разделяло 1,5 км. (463)

17 июля 2012 года Правительство РФ объявило памятник в трех километрах юго-восточнее станции Новая Терновка в Саратовской области, Энгельсский район, объектом культурного наследия федерального значения.

Операции по восстановлению после приземления

Анихаят (Анна) Тахтарова, жена местного лесника, и ее пятилетняя внучка Румия (Рита) Нурсканова, сажавшие картошку неподалеку на колхозном поле села Подгорное, примерно в 35 километрах от Саратова, Сначала они испугались, когда увидели мужчину в ярко-оранжевом костюме и шлеме, идущего к ним через поле.

Однако они преодолели свои сомнения и ответили на его приветствия. Тахтарова помогла Гагарину открыть тугой замок шлема и предложила ему молока из бидона, который был с ней на обед. К ним присоединились и другие сельскохозяйственные рабочие.

По словам командира зенитной части № 40218, которая дислоцировалась на возвышенности в восточной части села Подгорное, майора Ахмеда Гасиева, он услышал громкий хлопок, а его подчиненный Сопельцев сообщил ему, что видел летательный аппарат в воздухе.

По словам рядового Анатолия Пекарского, перед приземлением его подразделение было приведено в состояние повышенной боевой готовности, и незадолго до приземления офицеры предупредили солдат о готовящейся посадке космического корабля (а не о возможной цели противника). Затем солдаты услышали звуковой удар и бросились смотреть высадку. Они увидели капсулу, катапультное кресло и, наконец, космонавта, спускающегося на землю под парашютами на поле под Подгорным и примерно в двух километрах от блока.

Майор Гасиев направил две имеющиеся машины к местам посадки капсулы и катапультного кресла, однако, когда наконец засекли космонавта, им пришлось отправить трак ТМЗ, используемый для загрузки ракет в их пусковые установки.

Заместитель командира отряда Константин Копейкин немедленно вылетел к месту предполагаемой посадки космического корабля на гусеничном ходу, а Гасиев направился к спускающемуся Гагарину на колесном ходу. Гасиев подтвердил, что видел, как Гагарин коснулся земли в 10:55, и заявил, что догнал его всего через четыре минуты. Однако Пекарский, который также был свидетелем приземления, сказал, что он взглянул на свои очень точные спортивные часы, которые мама подарила ему на выпускной, и запомнил время приземления как 10:52, или всего одну минуту по сравнению с одновременный отчет, выпущенный ОКБ-1. (952)

Гагарин попытался сделать официальный доклад Гасиеву, сказав: «Старший лейтенант Гагарин. Приземлился успешно. Синяков и травм нет». Затем Гасиев прервал его крепким объятием. Гагарин попросил ближайший телефон, и Гасиев предложил подвезти его к себе в часть, откуда можно было позвонить. По словам Гасиева, Гагарин провел в части около 40 минут, где позвонили в военный штаб дивизии, и Гагарин доложил генералу Вовку, что находится в хорошей форме. Затем он снял свой оранжевый комбинезон и попросил Гасиева сохранить его вместе с часами, пистолетом и носовым платком. На место слетелся практически весь личный состав части, а также их родственники, которые уже слышали новость.

Там Пекарский сделал бесценные фотографии сцен после приземления на свой фотоаппарат «Зенит-С», который он контрабандой пронес в часть. Пекарски вспомнил, что сделал первые фотографии примерно через 12 минут после приземления.

Затем Гасиев попросил разрешения сфотографироваться, и Гагарин с удовольствием позировал с ним и с его шестилетним сыном Сашей, но не удосужился расчесать спутанные волосы, сняв каску. Лейтенант Буряк фотографировал.

Затем

Гагарин попросил отвезти его обратно к местонахождению его парашюта и катапультного кресла. Место охраняли лейтенант Калмыков и сержант Ершов. Как только они вышли на главную дорогу, то услышали вертолет и стали махать пилоту.

Как выяснилось, штатное место посадки Гагарина находилось в 300 км северо-восточнее, в районе райцентра Пестравка, в 89 км от Куйбышева (Самары). (468) Штаб поисково-спасательного отряда под руководством командующего Приволжским военным округом ВВС СССР К. Т. Цедрика располагался на аэродроме Кряж в 79 километрах от Пестравки.

Утром 12 апреля над местом предполагаемой посадки появились поисковые вертолеты и самолет с медиками, прошедшими подготовку в качестве парашютистов, но капсулы Гагарина нигде не было.

Один из вертолетов, летевший по предполагаемой траектории полета «Востока», наконец-то заметил Гагарина и его нечаянных спасителей, размахивающих руками, в чистом поле примерно в 300 километрах к юго-западу от запланированной площадки посадки. Вертолет приземлился, забрал на борт Гагарина и Гасиева, и они первыми полетели к месту его посадки. Гасиев остался на площадке, где помог установить маркер с табличкой: «10:55, не трогать».

Судя по всему, после очередной остановки возле спускаемого аппарата вертолет с Гагариным на борту добрался до аэродрома в Энгельсе, примерно в 25 километрах северо-восточнее. Эта взлетно-посадочная полоса была ближайшей к месту фактической посадки и фактически стала местом встречи спасателей. Самолет Ил-14, пилотируемый капитаном Лебедевым с бригадой медиков, засек место посадки спускаемого аппарата слишком поздно для планового послеполетного медицинского осмотра космонавта. Прыжки с парашютом отменили, а команду перенаправили в Энгельс.

Подполковнику Виталию Воловичу, руководившему медицинской бригадой, пришлось размахивать пистолетом, чтобы пробиваться локтями через возбужденную толпу возле КПП аэродрома. Наконец он догнал Гагарина на втором этаже здания аэропорта, откуда Гагарин. видимо звонил в Москву. Однако первую возможность измерить Гагарину пульс и артериальное давление Волович получил только на борту Ил-14, следовавшего из Энгельса в Куйбышев (Самару). Все жизненные показатели Гагарина были в норме.

Из Энгельса вертолетами доставлена ​​группа специалистов-эвакуаторов к месту приземления капсулы «Восток». Спускаемый аппарат был обнаружен всего в 10 метрах от склона оврага, спускающегося к Волге.

К исходу дня 12 апреля техническая группа ОКБ-1 во главе с Арвидом Палло вернулась в Энгельс, а пять членов спасательной группы во главе с Черновским М.А. и несколько парашютистов остались на ночь охранять капсулу . Когда начало темнеть и температура упала, они поняли, что у них нет ни еды, ни убежища на открытых лугах, где на земле все еще лежат участки снега. Они были вынуждены использовать парашют спускаемого аппарата в качестве одеяла, а Черновский и руководитель парашютной группы отправились в близлежащую деревню. Доехав до поселка, им пришлось стучать в окна нескольких домов, пока их не направили к главе сельсовета. Он вызвал шофера и приказал загрузить для команды дрова и пару буханок хлеба, которые быстро доставили к месту высадки. Развели костер, но все равно пришлось ночевать завернувшись в парашют. (463)

13 апреля

Утром Черновский отправил своих людей в овраг, чтобы срубить несколько палок, которые были расставлены 10-метровым кругом вокруг модуля спуска. Затем они отрезали от парашюта нить и прикрепили ее к палочкам, образовав периметр вокруг космического корабля. Палло и его инженеры вылетели обратно утром и нашли капсулу в хорошем состоянии.

С начала дня на место начала прибывать множество людей, чтобы посмотреть на капсулу, и Черновский предоставил возможность ответить на вопросы общественности. Несмотря на импровизированный забор, некоторые люди пытались достать из капсулы сувениры. Так как кормить спасателей Черновского было некому, они довольствовались космической едой в капсуле.

После того, как известие об успешном приземлении достигло Тюратама, члены Государственной комиссии, в том числе Королев, Келдыш и Рязанский, и другие первые лица устремились на аэродром «Ласточка» для вылета в Энгельс. Однако к месту приземления они прибыли на вертолете 13 апреля.

Арвид Палло сказал Королеву, что на основании его осмотра космического корабля его можно будет снова использовать после некоторых обновлений и испытаний. Однако главному инженеру Генриху Ивановскому внешний вид капсулы напоминал танки, только что вышедшие из боёв Великой Отечественной войны.

Только к концу дня техники упаковали капсулу для транспортировки и прикрепили к вертолету Ми-6, чтобы доставить в Энгельс. На маленьком углублении, оставленном капсулой при первом ударе о землю, установили самодельный шест с датой. Только тогда спасатели наконец смогли покинуть место приземления и в первый раз нормально пообедать в Энгельсе, так как было уже темно.

В Энгельсе капсулу перегрузили в транспортный самолет Ан-12 и отправили в ОКБ-1 в Подлипки. (463)

14 апреля

Тем временем Гагарин провел два дня на даче местного партийного руководства под Куйбышевом, пока Москва лихорадочно готовилась к его триумфальному приезду. 14 апреля 1961 года вылетел из Куйбышева в Москву на пассажирском самолете Ил-18. Когда самолет приближался к городу, его сопровождала группа истребителей. На взлетно-посадочной полосе Никита Хрущев с полной свитой представителей Коммунистической партии вместе с ликующей толпой зевак наблюдал, как Гагарин, одетый в форму военно-воздушных сил, выходит из самолета и идет по красной ковровой дорожке, где советский лидер встречает героя. (Шнурок на одной из туфель Гагарина развязался во время этой исторической прогулки, запечатленной в вечных видеозаписях и фотографиях.)

Исследование проблем запуска

На следующий день после запуска, когда весь СССР праздновал триумф Гагарина, группе инженеров (застрявших в Тюратаме по строгому приказу Королева) предстояло выполнить историческую, но обыденную задачу по изучению телеметрических лент, записанных во время запуска. Именно тогда они обнаружили отказ системы радиоуправления, РУП, контролирующего дальность и ускорение ракеты и отвечающего за выдачу команды отключения двигателя на основной ступени, известной как Блок А. Радиотехники во главе с Михаилом Борисенко объяснили проблему отказом. силового преобразователя. (466)

Как вспоминал инженер системы РУП Николай Семенов, критический сигнал на отключение двигателя «запнулся» внутри одного из дешифровальных блоков, а затем вышел на долю секунды позже, чем требовалось. Это исказило показания ракеты по дальности, в результате чего вычислительное устройство на одной из наземных станций радиоуправляемой сети РУП выдало команду на отключение чуть позже запланированного. (51)

Согласно другому источнику, оценка записей телеметрии выявила сбой питания антенн РУП всего через 156 секунд после старта, что привело к прекращению связи между наземными станциями РУП и кораблем. В результате наведение ракеты взяла на себя автономная система управления полетом. Однако его датчик скорости был откалиброван так, чтобы отключать двигатели на одну секунду позже временной шкалы системы RUP, что привело к пролету на высоте 83 км. (463)

По оценкам Игоря Лисова, 0,6-0,7-секундной задержки выключения двигателя будет достаточно, чтобы отправить космический корабль примерно на 100 километров выше, чем требуется. (467)

Узнав о проблеме, Королев приказал исключить сеть РУП (изначально разработанную для управления МБР Р-7) от дальнейших орбитальных пусков. (51)

Повезло не нарисовано

Расследование после приземления показало, что при посадке Гагарин и его капсула направлялись прямо в реку Волгу, где они обязательно окажутся либо в тихую погоду, либо при восточных и южных ветрах. Учитывая тот факт, что аварийный комплект Гагарина, включающий лодку и рацию, был сорван при спуске, такое приводнение могло закончиться катастрофически. К счастью, сильный западный ветер на высоте семи километров вызвал огромный снос спускаемого аппарата и пилота, не позволивший им совершить посадку на воду. Гагарин оказался примерно в девяти километрах от берега.

Место посадки располагалось на высоте около 50 метров над уровнем моря на мягком грунте при температуре на улице около 7,5 градусов. (463)

Последствия

Запущенный в космос из бездны секретности, Гагарин вернулся на Землю мировой знаменитостью. Ударная волна миссии «Восток» распространилась далеко за пределы советской космической программы и надолго пережила своего героя.

Вслед за Sputnik Гагарин нанес еще один серьезный удар по американскому национализму. В то же время «Восток» укрепил американскую решимость вкладывать значительные средства в свою зарождающуюся пилотируемую космическую программу и политически облегчил правительству США выполнение рискованной и амбициозной задачи по высадке человека на Луну в течение десяти лет. Вместе со спутником миссия Гагарина положила начало программе «Аполлон». До сих пор популярные американские книги и журнальные статьи по истории освоения космоса, в значительной степени не обращающие внимания на какие-либо события за пределами США, делают исключение для «Спутника» и Гагарина.

В то же время прыжок Гагарина над Землей способствовал созданию обманчивой видимости Советского Союза как самого передового и дальновидного государства на Земле. В случае с «Востоком» каприз истории наделил Кремль тем высокомерием, которое он только что снял с Белого дома. Советский лидер Никита Хрущев и его гораздо более консервативные преемники сделали Гагарина одной из самых выдающихся икон советской системы, продолжая при этом идти по пути саморазрушительной экономической политики, неконтролируемой гонки вооружений, изоляции и подавления любого инакомыслия. По иронии судьбы, советский военно-промышленный комплекс, который сделал возможным успех Гагарина, также способствовал экономическому банкротству и окончательному упадку той самой системы, которую это достижение должно было продвигать.

 

Сайты, связанные с посадкой Гагарина:

Основная (штатная) посадочная площадка корабля Восток 3КА №3

г. Пестравка

52.40 Север

49,96 Восток

Фактическая посадочная площадка

д. Смеловка

51.16 Север

45,58 Восток

Оперативный штаб поисково-спасательного отряда

Аэродром Кряж

53.11 Север

50.10 Восток

Передовая база поисково-спасательного отряда

Аэродром Пугачев

 

Основные рекорды, официально заявленные СССР по завершении первого пилотируемого полета «Востока»:

  • Рекордная продолжительность полета: 108 минут*
  • Рекорд высоты: 327,7 км
  • Рекордная масса, поднятая на эту высоту: 4725 кг

*По более поздним данным, миссия длилась 106 минут.


 

Следующая глава: Миссия Германа Титова на борту «Востока-2»


 

 

Гагарин, вероятно, сфотографирован в в/ч 40218.







 

 

 

 

Первый полет человека в космос: Восток-К