Как кирилл и мефодий создали азбуку: «У них был другой алфавит». Что на самом деле создали Кирилл и Мефодий

Содержание

«У них был другой алфавит». Что на самом деле создали Кирилл и Мефодий

https://ria.ru/20220524/mefodiy-1790235505.html

«У них был другой алфавит». Что на самом деле создали Кирилл и Мефодий

«У них был другой алфавит». Что на самом деле создали Кирилл и Мефодий — РИА Новости, 24.05.2022

«У них был другой алфавит». Что на самом деле создали Кирилл и Мефодий

Православные отмечают день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Все знают, что они создали славянскую азбуку — кириллицу. Однако это не совсем так. РИА Новости, 24.05.2022

2022-05-24T08:00

2022-05-24T08:00

2022-05-24T08:07

религия

салоники

греция

венгрия

русская православная церковь

высшая школа экономики (вшэ)

аналитика — религия и мировоззрение

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/05/17/1790114112_0:0:3072:1728_1920x0_80_0_0_527f45a1bfd580f422ce0b9059c5f90f. jpg

МОСКВА, 24 мая — РИА Новости, Никита Бизин. Православные отмечают день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Все знают, что они создали славянскую азбуку — кириллицу. Однако это не совсем так. О том, у кого какой был алфавит, — в материале РИА Новости.То ли греки, то ли болгарыУдивительно, но даже настоящие имена братьев неизвестны. Монашеские — Кирилл и Мефодий — дали им в юности. А Кирилл незадолго до кончины принял схиму (высшая иноческая ступень), еще раз сменив имя — на Константина.Братья родились в городе Салоники (северо-восток современной Греции). Однако насчет их происхождения ученые спорят. Одни говорят, что святые были выходцами из племени драговитов, предков современных македонян. На это указывает их блестящее владение славянским языком.Другие считают Кирилла и Мефодия болгарами. Этот народ сформировался в результате смешения тюркского племени булгаров, пришедших с Восточного Приазовья, с местными славянами. Болгарское царство достигло пика могущества как раз в IX веке. В Византийской империи многие знали болгарский язык. Отсюда третья, самая распространенная версия: Кирилл и Мефодий — греки. В их житиях говорится, что родились они в семье чиновника.Большинство ученых согласны с этим. Но уверенным на сто процентов быть нельзя — слишком мало данных.Сломали вековые устоиКирилла и Мефодия часто называют просветителями славян. Но это в православном мире. Католики, например, говорят о них ни много ни мало как о покровителях Европы. Действительно, святые, по сути, были христианскими миссионерами для половины континента.К IX веку славянские племена заселили всю Центральную и Восточную Европу, а также половину Балкан. Образовались их первые государства. Самой влиятельной была Великая Моравия (на территории современных Венгрии, Словакии, Чехии и Польши), чей князь Ростислав в 862-м отправил к византийскому императору посольство.»Наш народ, — говорилось в послании к Михаилу III, — отверг язычество и содержит закон христианский. Только нет у нас такого учителя, который бы веру Христову объяснил нам на родном языке. Другие страны, увидя это, пожелают идти за нами. Посему, владыко, пошли к нам такового епископа и учителя, ведь от вас во все страны добрый закон исходит».Греческий правитель направил в Моравию Кирилла и Мефодия. Те разработали новую азбуку и стали переводить на славянский язык Священное Писание. Тем самым они совершили настоящую революцию: до этого в Европе считали, что нести слово Божие дозволено лишь на трех языках — иврите, греческом и латыни.Легаты папы римского, которые соперничали с братьями за сферу влияния, обвинили их в молитвах на неосвященном языке и создании нового учения о Святом Духе. Последнее, как выяснилось позже, было клеветой.Многочисленные препоны не помешали миссии: в 866-м появилась Библия на славянском. Просветители выполнили крайне сложную задачу: не просто изобрели алфавит, а создали особый религиозный язык — церковнославянский. На нем и сегодня служат в Русской православной церкви.Парадный вариантВпрочем, если современный священник откроет моравское Евангелие IX века, то ничего в нем не разберет. Дело в том, что у славян было две системы написания. Одна — кириллица, названная по имени одного из братьев, вторая — глаголица.Долгое время именно глаголицу считали истинным языком славян: утверждали, будто в ее основе лежат древние славянские руны — черты и резы. Однако эту теорию опровергли. В XX веке предположили, что глаголица возникла после кириллицы. Но сохранившиеся литературные памятники свидетельствуют об обратном.В последние годы все больше специалистов приходят к выводу: святые Константин и Мефодий изобрели именно глаголицу.»В этом не приходится сомневаться. У нас накопилось много данных в пользу этой версии», — отмечает ведущий научный сотрудник Лаборатории лингвосемиотических исследований НИУ ВШЭ Алексей Гиппиус.По его словам, если кириллица основана на греческом алфавите, то у глаголицы собственные знаки. То есть миссионеры придумали специальный богослужебный алфавит, воспользовавшись, в частности, древнееврейской и самаритянской азбуками.А то, что мы называем кириллицей, — результат коллективного творчества учеников Кирилла и Мефодия. После смерти Мефодия в 885-м их изгнали из Великой Моравии. Зато радушно приняли в Болгарии.»Однако условия там были принципиально иными. У болгар преобладала греческая традиция. И, по-видимому, местная знать, не имея ничего против славянского языка в богослужении, делала ставку на греческое письмо», — поясняет Алексей Гиппиус.Так возник компромиссный вариант: глаголический алфавит на манер византийского уставного письма. А со временем «парадная азбука» превратилась в общеупотребительную и в X веке вместе с болгарскими миссионерами попала на Русь. Ее назвали в честь равноапостольного просветителя Кирилла — хотя он изобрел не совсем это.

https://ria.ru/20220522/nikola-1789784747.html

салоники

греция

венгрия

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2022

Никита Бизин

Никита Бизин

Новости

ru-RU

https://ria. ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

1920

1080

true

1920

1440

true

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/05/17/1790114112_341:0:3072:2048_1920x0_80_0_0_1f4c5783980c4725d0ad4375f3220a24.jpg

1920

1920

true

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Никита Бизин

салоники, греция, венгрия, русская православная церковь, высшая школа экономики (вшэ), аналитика — религия и мировоззрение

Религия, Салоники, Греция, Венгрия, Русская православная церковь, Высшая школа экономики (ВШЭ), Аналитика — Религия и мировоззрение

МОСКВА, 24 мая — РИА Новости, Никита Бизин. Православные отмечают день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Все знают, что они создали славянскую азбуку — кириллицу. Однако это не совсем так. О том, у кого какой был алфавит, — в материале РИА Новости.

То ли греки, то ли болгары

Удивительно, но даже настоящие имена братьев неизвестны. Монашеские — Кирилл и Мефодий — дали им в юности. А Кирилл незадолго до кончины принял схиму (высшая иноческая ступень), еще раз сменив имя — на Константина.

Братья родились в городе Салоники (северо-восток современной Греции). Однако насчет их происхождения ученые спорят. Одни говорят, что святые были выходцами из племени драговитов, предков современных македонян. На это указывает их блестящее владение славянским языком.

Другие считают Кирилла и Мефодия болгарами. Этот народ сформировался в результате смешения тюркского племени булгаров, пришедших с Восточного Приазовья, с местными славянами. Болгарское царство достигло пика могущества как раз в IX веке.

В Византийской империи многие знали болгарский язык. Отсюда третья, самая распространенная версия: Кирилл и Мефодий — греки. В их житиях говорится, что родились они в семье чиновника.

Репродукция иконы «Святые Кирилл и Мефодий»

Большинство ученых согласны с этим. Но уверенным на сто процентов быть нельзя — слишком мало данных.

Сломали вековые устои

Кирилла и Мефодия часто называют просветителями славян. Но это в православном мире. Католики, например, говорят о них ни много ни мало как о покровителях Европы. Действительно, святые, по сути, были христианскими миссионерами для половины континента.

К IX веку славянские племена заселили всю Центральную и Восточную Европу, а также половину Балкан. Образовались их первые государства. Самой влиятельной была Великая Моравия (на территории современных Венгрии, Словакии, Чехии и Польши), чей князь Ростислав в 862-м отправил к византийскому императору посольство.

«Наш народ, — говорилось в послании к Михаилу III, — отверг язычество и содержит закон христианский. Только нет у нас такого учителя, который бы веру Христову объяснил нам на родном языке. Другие страны, увидя это, пожелают идти за нами. Посему, владыко, пошли к нам такового епископа и учителя, ведь от вас во все страны добрый закон исходит».

© Public domainРостислав (князь Великой Моравии)

© Public domain

Ростислав (князь Великой Моравии)

Греческий правитель направил в Моравию Кирилла и Мефодия. Те разработали новую азбуку и стали переводить на славянский язык Священное Писание. Тем самым они совершили настоящую революцию: до этого в Европе считали, что нести слово Божие дозволено лишь на трех языках — иврите, греческом и латыни.

Легаты папы римского, которые соперничали с братьями за сферу влияния, обвинили их в молитвах на неосвященном языке и создании нового учения о Святом Духе. Последнее, как выяснилось позже, было клеветой.

Многочисленные препоны не помешали миссии: в 866-м появилась Библия на славянском. Просветители выполнили крайне сложную задачу: не просто изобрели алфавит, а создали особый религиозный язык — церковнославянский. На нем и сегодня служат в Русской православной церкви.

Парадный вариант

Впрочем, если современный священник откроет моравское Евангелие IX века, то ничего в нем не разберет. Дело в том, что у славян было две системы написания. Одна — кириллица, названная по имени одного из братьев, вторая — глаголица.

CC BY-SA 3.0 / Apostoloff / National History Museum, Bulgaria, Sofia, kvartal BojanaГлаголица и кириллица в Национальном историческом музее Болгарии

CC BY-SA 3.0 / Apostoloff / National History Museum, Bulgaria, Sofia, kvartal Bojana

Глаголица и кириллица в Национальном историческом музее Болгарии

Долгое время именно глаголицу считали истинным языком славян: утверждали, будто в ее основе лежат древние славянские руны — черты и резы. Однако эту теорию опровергли. В XX веке предположили, что глаголица возникла после кириллицы. Но сохранившиеся литературные памятники свидетельствуют об обратном.

В последние годы все больше специалистов приходят к выводу: святые Константин и Мефодий изобрели именно глаголицу.

«В этом не приходится сомневаться. У нас накопилось много данных в пользу этой версии», — отмечает ведущий научный сотрудник Лаборатории лингвосемиотических исследований НИУ ВШЭ Алексей Гиппиус.

По его словам, если кириллица основана на греческом алфавите, то у глаголицы собственные знаки. То есть миссионеры придумали специальный богослужебный алфавит, воспользовавшись, в частности, древнееврейской и самаритянской азбуками.

А то, что мы называем кириллицей, — результат коллективного творчества учеников Кирилла и Мефодия. После смерти Мефодия в 885-м их изгнали из Великой Моравии. Зато радушно приняли в Болгарии.

© Public domain Первая страница Евангелия от Марка

© Public domain

Первая страница Евангелия от Марка

«Однако условия там были принципиально иными. У болгар преобладала греческая традиция. И, по-видимому, местная знать, не имея ничего против славянского языка в богослужении, делала ставку на греческое письмо», — поясняет Алексей Гиппиус.

Так возник компромиссный вариант: глаголический алфавит на манер византийского уставного письма. А со временем «парадная азбука» превратилась в общеупотребительную и в X веке вместе с болгарскими миссионерами попала на Русь. Ее назвали в честь равноапостольного просветителя Кирилла — хотя он изобрел не совсем это.

«Вторая Масленица». Чего мы не знаем о Николе Вешнем

22 мая 2022, 08:00

Кирилл и Мефодий — создатели славянской азбуки (алфавита)

Содержание статьи

  • Кирилл и Мефодий
  • Братья из Фессалоник
  • Миссионер-политик
  • «Никто другой»
  • Рождение письменности
  • Цена успеха
  • Дар ценнейший

Кирилл и Мефодий

Святые учители словенские стремились к уединению и молитве, но в жизни постоянно оказывались на передовых позициях — и когда отстаивали христианские истины перед мусульманами, и когда взяли на себя великий просветительский труд. Их успех иногда выглядел как поражение, но в результате именно им мы обязаны обретением «дара ценнейшего и большего всякого серебра, и злата, и драгоценных камней, и всего преходящего богатства». Этот дар — славянская письменность.

Братья из Фессалоник

Русский язык был крещен еще в те времена, когда наши предки не считали себя христианами — в девятом веке. На западе Европы наследники Карла Великого делили франкскую империю, на Востоке укреплялись мусульманские государства, тесня Византию, а в молодых славянских княжествах проповедовали и трудились равноапостольные Кирилл и Мефодий — подлинные основатели нашей культуры.

История деятельности святых братьев изучена со всевозможной тщательностью: сохранившиеся письменные источники многократно прокомментированы, и ученые мужи спорят о деталях биографий и допустимых интерпретациях дошедших сведений. Да и как может быть иначе, когда речь идет о создателях славянского алфавита? И однако же до сих пор образы Кирилла и Мефодия теряются за обилием идеологических построений и просто выдумок. Хазарский словарь Милорада Павича, в котором просветители славян встраиваются в многогранную теософскую мистификацию, — не худший вариант.

Кирилл — младший и по возрасту, и по иерархическим званиям — до конца жизни был просто мирянином и монашеский постриг с именем Кирилл принял только на смертном одре. В то время как Мефодий, старший брат, занимал большие должности, был правителем отдельной области Византийской империи, настоятелем монастыря и закончил жизнь архиепископом. И все же традиционно Кирилл занимает почетное первое место, и его именем назван алфавит — кириллица. Всю жизнь он носил другое имя — Константин, и еще почтительное прозвище — Философ.

Константин был чрезвычайно одаренным человеком. «Быстрота его способностей не уступала прилежанию», — житие, составленное вскоре после его кончины, неоднократно подчеркивает глубину и обширность его знаний. Переводя на язык современных реалий, Константин Философ был профессором столичного Константинопольского университета, очень молодым и перспективным. В 24 года (!) он получил первое важное государственное задание — отстаивать истинность христианства перед лицом иноверцев-мусульман.

Миссионер-политик

Причудливо смотрится в наши дни эта средневековая неразделенность духовных, религиозных задач и дел государственных. Но и для нее можно найти некоторую аналогию в современном мировом порядке. И сегодня супердержавы, новейшие империи, основывают свое влияние не только на военной и экономической силе. Всегда есть идеологическая составляющая, идеология, «экспортируемая» в другие страны. Для Советского Союза это был коммунизм. Для Соединенных Штатов — либеральная демократия. Кто-то принимает экспортируемые идеи мирно, где-то приходится прибегать к бомбардировкам.

Для Византии доктриной было христианство. Укрепление и распространение Православия воспринималось императорской властью как первостепенная государственная задача. Поэтому, как пишет современный исследователь кирилло-мефодиевского наследия А.-Э. Тахиаос, «дипломата, вступавшего в переговоры с врагами или “варварами”, всегда сопровождал миссионер». Таким миссионером и был Константин. Поэтому так сложно отделить собственно просветительскую его деятельность от политической. Только перед самой смертью он символически сложил с себя государственную службу, приняв монашество.

«Более я не слуга ни царю, ни кому-либо другому на земле; только Богу Вседержителю был и буду во веки», — напишет теперь уже Кирилл.

О его арабской и хазарской миссии, о каверзных вопросах и остроумных и глубоких ответах рассказывает житие. Мусульмане спрашивали его о Троице, как могут христиане поклоняться «многим богам» и почему вместо непротивления злу они укрепляют армию. Хазарские иудеи оспаривали Боговоплощение и ставили в вину христианам несоблюдение ветхозаветных предписаний. Ответы Константина — яркие, образные и краткие — если и не убеждали всех оппонентов, то, во всяком случае, доставляли полемическую победу, приводя слушающих в восхищение.

«Никто другой»

Хазарской миссии предшествовали события, сильно изменившие внутреннее устроение солунских братьев. В конце 50-х годов IX века и Константин — успешный ученый и полемист — и Мефодий — незадолго до этого назначенный архонтом (главой) провинции, удаляются от мира и ведут в течение нескольких лет уединенный подвижнический образ жизни. Мефодий даже принимает монашеский постриг. Братья уже с ранних лет отличались благочестием, и мысль о монашестве не была им чужда; впрочем, вероятно, были и внешние причины для такой резкой перемены: смена политической обстановки или личных симпатий власть имущих. Однако об этом жития умалчивают.

Но мирская суета отступила ненадолго. Уже в 860 году хазарский каган решил устроить «межрелигиозный» диспут, в котором христиане должны были отстаивать истинность своей веры перед иудеями и мусульманами. По выражению жития, хазары были готовы принять христианство, если византийские полемисты «одержат верх в спорах с евреями и сарацинами». Снова отыскали Константина, и император лично напутствовал его словами: «Иди, Философ, к этим людям и беседуй о Святой Троице с Ея помощью. Никто другой не может этого достойно принять на себя». В путешествие Константин взял себе помощником старшего брата.

Переговоры закончились в целом удачно, хотя хазарское государство и не стало христианским, каган позволил желающим креститься. Были и политические успехи. Нам же стоит обратить внимание на важное попутное событие. По дороге византийская делегация заехала в Крым, где около современного Севастополя (древний Херсонес) Константин отыскал мощи древнего святого папы Римского Климента. Впоследствии мощи святителя Климента братья передадут в Рим, чем дополнительно расположат к себе папу Адриана. Именно с Кирилла и Мефодия начинается особое почитание святого Климента у славян — вспомним величественную церковь в его честь в Москве недалеко от Третьяковской галереи.

Скульптура святых апостолов Кирилла и Мефодия в Чехии. Фото: pragagid.ru

Рождение письменности

862 год. Мы дошли до исторического рубежа. В этом году моравский князь Ростислав посылает письмо византийскому императору с просьбой прислать проповедников, способных на славянском языке наставить его подданных в христианстве. Великая Моравия, включавшая в то время отдельные области современной Чехии, Словакии, Австрии, Венгрии, Румынии и Польши, уже была христианской. Но просвещало ее немецкое духовенство, и все богослужение, священные книги и богословие были латинские, для славян непонятные.

И снова при дворе вспоминают про Константина Философа. Если не он, то кто же еще сможет выполнить задачу, в сложности которой отдавали себе отчет и император, и патриарх — святитель Фотий?

У славян не было письменности. Но даже не сам факт отсутствия букв представлял главную проблему. У них не было отвлеченных понятий и богатства терминологии, которое обычно складывается в «книжной культуре».

Высокое христианское богословие, Писание и богослужебные тексты надо было переложить на язык, не обладавший к тому никакими средствами.

И Философ справился с задачей. Конечно, не следует представлять, что работал он в одиночку. Константин снова призвал на помощь брата, были привлечены и другие сотрудники. Это был своего рода научный институт. Первый алфавит — глаголицу — составили на основе греческой тайнописи. Буквы соответствуют буквам греческого алфавита, но выглядят по-другому — настолько, что глаголицу часто путали с восточными языками. Кроме того, для звуков, специфических для славянского наречия, были взяты еврейские буквы (например, «ш»).

Дальше переводили Евангелие, выверяли выражения и термины, переводили богослужебные книги. Объем переводов, осуществленных святыми братьями и их непосредственными учениками, был весьма значителен — ко времени крещения Руси уже существовала целая библиотека славянских книг.

Цена успеха

Впрочем, деятельность просветителей не могла ограничиться только научно-переводческими изысканиями. Предстояло научить славян новым буквам, новому книжному языку, новому богослужению. Особенно болезненным был переход на новый богослужебный язык. Неудивительно, что духовенство Моравии, следовавшее до того немецкой практике, восприняло новые веяния в штыки. Выдвигались даже догматические аргументы против славянского переложения служб, так называемая триязычная ересь, будто бы с Богом можно говорить только на «священных» языках: греческом, еврейском и латинском.

Догматика переплеталась с политикой, каноническое право с дипломатией и властными амбициями — и в центре этого клубка оказались Кирилл и Мефодий. Территория Моравии находилась под юрисдикцией папы, и хотя Западная Церковь тогда еще не была отделена от Восточной, на инициативу византийского императора и константинопольского патриарха (а именно такой статус имела миссия) все же смотрели с подозрением. Немецкое духовенство, тесно связанное со светской властью Баварии, видело в начинаниях братьев осуществление славянского сепаратизма. И действительно, славянские князья кроме духовных интересов преследовали и государственные — свой богослужебный язык и церковная независимость значительно укрепили бы их положение. Наконец, папа находился в напряженных отношениях с Баварией, и поддержка оживления церковной жизни в Моравии против «триязычников» вполне укладывалась в общее направление его политики.

Политические противоречия дорого стоили миссионерам. Из-за постоянных интриг немецкого духовенства Константину и Мефодию дважды приходилось оправдываться перед римским первосвященником. В 869 году, не выдержав перенапряжения, св. Кирилл скончался (ему было всего 42 года), и его дело продолжил Мефодий, вскоре после этого рукоположенный в Риме в епископский сан. Мефодий скончался в 885 году, пережив изгнание, оскорбления и заточение, продолжавшееся несколько лет.

Дар ценнейший

Преемником Мефодия стал Горазд, и уже при нем дело святых братьев в Моравии практически заглохло: богослужебные переводы были запрещены, последователи убиты или проданы в рабство; многие сами бежали в соседние страны. Но это был не конец. Это было только начало славянской культуры, а значит, и русской культуры тоже. Центр славянской книжности переместился в Болгарию, потом в Россию. В книгах стала использоваться кириллица, названная так в честь создателя первого алфавита. Письменность выросла и окрепла. И сегодня предложения упразднить славянские буквы и перейти на латинские, которые в 1920-е годы активно продвигал нарком Луначарский, звучат, слава Богу, нереально.

Так что в следующий раз, расставляя точки над «ё» или мучаясь над русификацией новой версии фотошопа, задумайтесь, каким богатством мы обладаем.

Совсем немногие народы удостоились чести иметь свой собственный алфавит. Это понимали уже в далеком девятом веке.

«Бог сотворил и ныне в наши годы — объявив буквы для языка вашего — то, чего не было дано никому после первых времен, чтобы и вы были причислены к великим народам, которые славят Бога на своем языке… Прими же дар, ценнейший и больший всякого серебра, и злата, и драгоценных камней, и всего преходящего богатства», — писал император Михаил князю Ростиславу.

Художник Ян Матейко

И после этого мы пытаемся отделить русскую культуру от культуры православной? Русские буквы придумали православные монахи для церковных книг, в самом основании славянской книжности лежит не просто влияние и заимствование, а «пересадка», «трансплантация» византийской церковной книжности. Книжный язык, культурный контекст, терминологию высокой мысли создавали прямо вместе с библиотекой книг апостолы славян святые Кирилл и Мефодий.


Читайте также:

  • В начале было Слово.
    И у русских, и у якутов
  • Святые Кирилл и Мефодий
  • Просветительская деятельность святых Кирилла и Мефодия

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Святых Кирилла и Мефодия | Описание, наследие и факты

Святые Кирилл и Мефодий , (соответственно, род. ок. 827, Фессалоника, Фема Фессалоника, Византийская империя (ныне в Греции) — умер 14 февраля 869 г., Рим; род.

ок. 815, Фессалоника — умер 6 апреля 884, Моравия; день памяти обоих, 14 февраля [католицизм, англиканство, лютеранство] или 11 мая [восточное православие]), братьев, которые за христианизацию дунайских славян и за влияние на религиозного и культурного развития всех славянских народов, получили титул «Апостолы славян».

Кирилл (первоначально имя Константин) имел миссионерский опыт с арабами и был профессором философии в патриаршей школе в Константинополе, когда он начал работать со своим братом Мефодием, настоятелем греческого монастыря, для обращения хазар к северо-востоку от Черного моря в 860 г. В 862 г., когда князь Великоморавский Ростислав попросил в Константинополь миссионеров, император Михаил III и патриарх Фотий назвали Кирилла и Мефодия.

Они начали свою работу среди славян в 863 году, используя славянский язык в литургии. Они перевели Библию на язык, позже известный как старославянский (или староболгарский), и изобрели глаголицу, славянский алфавит, основанный на греческих буквах, который в своей окончательной кириллической форме все еще используется в качестве алфавита для современного русского языка и числа. других славянских языков.

В 867 году братья приняли приглашение Папы Николая I в Рим, чтобы объяснить свой конфликт с немецкими архиепископами Зальцбурга и Пассау, которые претендовали на контроль над той же самой славянской территорией и хотели навязать исключительное использование латинской литургии. Кирилл и Мефодий прибыли в Рим в 868 году, где новый папа Адриан II встал на их сторону и официально разрешил использование славянской литургии. Когда Кирилл умер в 869 году, Адриан отправил Мефодия обратно к славянам в качестве своего легата и архиепископа Сирмиума.

Церковная провинция Мефодия включала всю Моравию. Когда племянник и преемник Ростислава, Святополк, не поддержал Мефодия, в 870 году немецкое духовенство судило его, жестоко обращалось с ним и заключило в тюрьму, пока не был освобожден благодаря вмешательству папы Иоанна VIII. В 880 г. Мефодий был снова вызван в Рим по поводу славянской литургии, еще раз получив одобрение папы на использование им народного языка.

Когда викинг Мефодия (епархиальный) епископ Вичинг продолжал создавать проблемы, выступая за использование латинской литургии, Мефодий попытался укрепить свои позиции в Восточной церкви, посетив Константинополь в 882 году. После смерти Мефодия Папа Стефан V (или VI) запретил употребление славянской литургии. Вичинг, как преемник Мефодия, отправил в ссылку учеников Кирилла и Мефодия.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас

Посмертное влияние Кирилла и Мефодия достигло далекого Киева в России и оставило следы среди славян Хорватии, Богемии и Польши. Они были признаны святыми довольно рано восточно-православными церквями и были прославлены Римско-католической церковью в 1880 году. Они были отмечены Папой Иоанном Павлом II в его энциклике 1985 года Slavorum Apostoli («Апостолы славян»).

Редакторы Британской энциклопедии Эта статья была недавно отредактирована и обновлена ​​Мелиссой Петруцелло.

СВЯТЫЕ КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ — 5 июля 2023 г.

День святых Кирилла и Мефодия приходится на 5 июля. В 863 году братья Кирилл и Мефодий были приглашены для проповеди Евангелия на славянском языке. Для этого они создали кириллицу и перевели на славянский язык «Библию» и богослужебные книги, которые в то время еще не имели письменности, отсюда их статус основоположников славянской письменности — они были известны как «апостолы Славяне. »

История святых Кирилла и Мефодия

Святые Кирилл и Мефодий были двумя братьями, родившимися в Фессалониках, Византии, в 9 веке. Они принадлежали к известной христианской семье. Их отец был греком, а мать болгаркой. В 860 году Кирилл и Мефодий отправились миссионерами на нынешнюю Украину, чтобы обратить в христианство славянские народы Болгарии, Великой Моравии и Паннонии
.
Братьям также приписывают изобретение глаголицы. Моравский князь Растислав попросил двух братьев переписать религиозные книги с греческого на древнеболгарский. Предполагается, что глаголица является предшественником кириллицы, которая была названа в честь Кирилла. Интересно, что Кирилл был известен как Константин. Он принял религиозное имя Кирилл только на смертном одре. Сегодня в большинстве славянских стран, включая Россию, используется тот или иной вариант алфавита. Именно поэтому День святых Кирилла и Мефодия также известен как День Алфавита.

В 1880 году папа Лев XIII решил ввести их праздник в календарь Римско-католической церкви. В 1980 году Папа Иоанн Павел II объявил их со-покровителями Европы. В Чехии День Святых Кирилла и Мефодия является одним из крупнейших религиозных событий года. Этот день отмечается проведением ежегодной паломнической мессы в Велеграде. Паломничество приурочено к годовщине прибытия миссионеров, в том числе святых Кирилла и Мефодия, в Великую Моравию в 863 году нашей эры. Хотя День святых Кирилла и Мефодия отмечается и в других странах, этот день имеет особое историческое, культурное и религиозное значение для людей. Словакии.

Хронология святых Кирилла и Мефодия

815 г. н.э.

Святой Мефодий

Святой Мефодий родился в Фессалониках.

827 г. н.э.

Святой Кирилл

Святой Кирилл родился в Фессалониках.

869 г. н.э.

Смерть святого Кирилла

Смерть святого Кирилла в Риме.

884 г. н.э.

Смерть святого Мефодия

Смерть святого Мефодия в Риме.

Святые Кирилл и Мефодий

FAQ s

Что сделали святые Кирилл и Мефодий?

Они перевели «Библию» на язык, впоследствии известный как старославянский, и изобрели глаголицу.

Покровителями чего являются святые Кирилл и Мефодий?

Святые Кирилл и Мефодий – главные покровители Люблянской архиепископии.

Кирилл и Мефодий были болгарами или греками?

Святые Кирилл и Мефодий не были ни греками, ни болгарами; они были славянами из Македонии.

Как поминать святых Кирилла и Мефодия

  1. Посетить церковь

    В церквях в этот день часто организуются специальные мессы. Посетив мессу, вы также сможете больше узнать о жизни святых Кирилла и Мефодия и их вкладе в христианство.

  2. Выучить кириллицу

    Святому Кириллу приписывают изобретение кириллицы. Отпразднуйте День святых Кирилла и Мефодия, выучив алфавит.

  3. Посетите Болгарию

    В славянских странах, таких как Болгария, День Святых Кирилла и Мефодия является большим государственным праздником, отмечаемым с большим праздником. Погрузитесь в празднование дня, посетив Болгарию.

5 Интересные факты о Болгарии

  1. Болгария никогда не была колонией

    Вероятно, это связано с ее холмистым рельефом.

  2. Родина кириллицы

    В 2012 году кириллице исполнилось 1150 лет.

  3. Болгарские женщины самые высокие в Европе

    Средний рост болгарской женщины 63,4 дюйма.

  4. Болгарский флаг был разработан поэтом

    Дизайнер Петко Славейков также написал национальный гимн Болгарии.

  5. Болгарский парламент – старейший в Европе

    Первый болгарский парламент был созван 11 мая 1879 г..

Чем важны святые Кирилл и Мефодий

  1. День важен для христиан

    День святых Кирилла и Мефодия – важный день для христиан в славянских странах. В этот день святые Кирилл и Мефодий прибыли в Великую Моравию для распространения учения христианства среди славянских народов.

  2. Это государственный праздник

    День святых Кирилла и Мефодия является государственным праздником в Болгарии. В этот день школы и предприятия закрыты, а преданные собираются вместе, чтобы помолиться и провести время со своими семьями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *