«Демон» (1841). История русской литературы XIX века. Часть 2. 1840-1860 годы
«Демон» (1841)
Эта романтическая поэма создавалась Лермонтовым в течение 10 лет. Ее окончательная редакция сложилась в 1839 г. При жизни Лермонтова поэма не была опубликована и впервые появилась за границей.
Сюжетом «Демона» послужила легенда о падшем ангеле, когда-то входившем в свиту Бога, но затем возроптавшем на Него за то, что Бог будто бы несправедлив и допускает зло. Образ Демона восходит к ветхозаветному пророчеству о гибели Вавилона, в котором говорится о падшем ангеле, восставшем на Бога. Отпав от Бога, ангел стал демоном, слугой Сатаны, и ополчился на Бога якобы из любви к человечеству и с расчетом на то, что люди покинут Бога. За это он был наказан бессмертием и вечным изгнанием. Однако посеянное демоном зло не принесло плодов добра. Оно так и осталось злом, не исправив человечество, а породив еще больше грешников. И тогда демон разочаровался в Сатане.
Он решил помириться с Богом. Сюжет легенды предполагает конфликт исполинских героев (Сатаны, Демона) с Богом. Поэтому местом действия становятся заоблачные сферы, астральное пространство. Литературная традиция трактовки мистериального сюжета восходит к поэме Мильтона «Потерянный рай».
Лермонтов написал поэму о том, что случилось после бегства ангела от Бога и после разочарования демона в Сатане. Вопросы, которые были поставлены Лермонтовым в поэме, звучат примерно так: возможно ли искупление грехов, возвращение в лоно Бога, если герой поэмы – Демон – не собирается отказываться от своих прежних убеждений? Может ли примириться с Богом тот, кто Божьего мира не принимает и кто по-прежнему остается индивидуалистом, противополагающим всему миру свое «я»? Может ли падший ангел, вновь ищущий согласия с Богом, творить добро?
Чтобы разрешить эти художественные задачи, Лермонтов выдвигает две идеи. Одна из них – романтическая мысль о любви, спасающей от одиночества и изгнания. Предполагается, что, полюбив земную женщину, Демон может вновь приобщиться к Божьему миру.
Земная женщина своей любовью должна возродить героя, который встанет на путь добра. Вторая мысль противоположна первой: если земная любовь благотворна для Демона, то чувство Демона к земной женщине пагубно. Дьявольская страсть несет человеку гибель. Итак, поэма основана на двух несовместимых и отрицающих друг друга идеях, которые реализуются в ходе романтического конфликта, приобретающего мистериальный характер, – развертывающуюся на небесах распрю Демона с Богом.Демон некогда вступил в конфликт с Богом и созданным им мирозданием. По убежденьям Демона, мирозданье устроено плохо. Так как творец мира – Бог, то, стало быть, он и виноват в несовершенстве своего творения. Демон воспринимает созданный Богом мир как нанесенную ему личную обиду. Она имеет своим основанием, казалось бы, любовь Демона к людям. Из этой любви и из чувства обиды на Бога вырастает мятеж, бунт Демона, обращенный против Творца. Демон понимает его как справедливую месть за несовершенство мира. Бунт Демона, олицетворяющего злое начало, с одной стороны, расширяется до грандиозных пределов Вселенной и доходит до полного отрицания всего, что создано Богом; с другой стороны, бунт суживается до разочарования и протеста каждой отдельной личности, неудовлетворенной несовершенством земного мира.
В поэме «Демон» центральный персонаж не враждует с Богом, он хочет достичь с Ним мира, гармонии, вновь почувствовать ценность добра и красоты («Хочу я с Богом помириться.
Хочу любить, хочу молиться, хочу я веровать добру»). Казалось бы, Демон лишен недостатков человеческой природы – он вечен. Будучи «чистым херувимом», Демон
Не знал ни злобы, ни сомненья,
И не грозил уму его
Веков бесплодных ряд унылый…
Вечность не была ему в тягость. Но все изменилось с тех пор, как Демон отпал от Бога. По своей роли он стал носителем и сеятелем зла. С тех пор два чувства угнетали Демона: он властвовал ничтожной землей и скучал:
Давно отверженный блуждал
В пустыне мира без приюта…
Власть над ничтожной землей – не слишком большая честь для безгранично амбициозного Демона. Он, «счастливый первенец творенья», решает вернуться в свиту Бога, вновь обрести ангельский чин. Однако Демон по-прежнему презирает землю, ее природу, все человечество, весь сотворенный Богом мир. Величественные, роскошные и дикие картины горного Кавказа, открывшиеся его глазам, не трогают его.
Все это означает, что через земную природу Демон не мог возродиться к новой жизни. Природа была бессильна вдохновить Демона на добро, она не меняла ни его духа, ни его души.
Перелом в Демоне происходит в тот миг, когда он увидел Тамару. В ней играли жизнь, молодость, она была детски чиста, весела и наивна, превосходя естественностью саму природу:
И улыбается она,
Веселья детского полна…
Здесь, в этом месте, речь повествователя (поэма «Демон» имеет подзаголовок «Восточная повесть») вторгается «восточный» стиль, передающий впечатления Демона:
Клянусь полночною звездой,
Лучом заката и востока…
В этот миг в Демоне возникло желание переродиться, и он подумал, что такая попытка может окончиться успехом, если его полюбит земная женщина, в которую он должен вдохнуть любовь к себе и которую он полюбит сам. Отныне любовь к Тамаре и потребность внушить ей любовь к себе занимает все существо Демона, потому что через любовь к земной женщине гордый дух надеется вновь прикоснуться к мировой гармонии. Живая красота Тамары рисовала перед Демоном некогда обретенное и потом потерянное счастье. Если после утраченного счастья душа Демона омертвела, стала опустошенной и немой, если его «грудь» была «бесплодной», если чувства ему ничего не говорили, кроме злобы, зависти, ненависти и презрения, если в нем ничего не рождалось – ни звуков, ни слов, то теперь любовь пробудила его к творческой жизни («В нем чувство вдруг заговорило Родным когда-то языком»).
Итак, любовь наполнила душу Демона и вытеснила из нее все остальные желания. Все, что есть на свете великого, мощного и драгоценного, стало ничтожно перед любовью к Тамаре. Неземная страсть сделала Демона поэтом, обладающим неземной музыкой речи.
Однако на пути к сердцу Тамары Демон встретился с препятствием: его заочная возлюбленная, которая еще не подозревает о своей участи, – невеста. Чтобы Тамара досталась только ему, «лукавый Демон» возмущает жениха Тамары «коварною мечтою» и способствует его гибели. Однако остается память Тамары о женихе, остается ее неутешное горе.
Вторгаясь в жизнь Тамары, Демон разрушает устойчивый, наивный мир патриархальной цельности. Его любовь к Тамаре исполнена эгоизма: она нужна Демону для собственного возрождения и возвращения утраченной гармонии с миром. Для замысла Демона чрезвычайно важно, чтобы не только Демон полюбил земную женщину, но и чтобы земная женщина полюбила неземное существо, неземной дух. Жестокость умысла Демона состоит в том, что земная душа Тамары и неземная душа Демона несовместимы. Тамара – плотское существо. Демон – бесплотен. Между ними не может быть гармонии. Любовь Тамары к Демону означает, равно как и любовь Демона к Тамаре, либо гибель Тамары, либо крах надежд Демона. Кто-то из героев либо оба должны пасть жертвами любви, если она будет пробуждена. Демон заранее требует такой жертвы от Тамары. Сам он не хочет жертвовать ничем.
Уговаривая Тамару забыть о погибшем женихе, он с тем же презрением, как и раньше, убеждает ее в ничтожестве земной жизни и доли человека. И тут же открывает перед ней картины вечной космической жизни («На воздушном океане Без руля и без ветрил Тихо плавают в тумане Хоры стройные светил…»). Там, в этом необозримом, холодном и чуждом Тамаре мире, куда Демон увлекает Тамару и где он чувствует себя господином и хозяином, нет ни радости, ни горя, ни прошедшего, ни настоящего, ни памяти, ни забвенья, ни зла, ни добра. Это не земля, не небесный рай, – это область обещанного обитания Тамары, где властвует изгнанник рая.С явлением Демона и с его речью Тамара погружается в неведомое ей царство. Слова и звуки, льющиеся из его уст, тоже поражают Тамару своей неземной новизной, небывалой, доселе никогда не слышанной выразительностью:
И этот голос чудно-новый,
Ей мнилось, все еще звучал.
В голосе Демона есть не смысловое, а мощное музыкально-поэтическое обаяние. Этот голос обладает убеждающей магической силой, и Тамара смущена и потрясена не столько значениями слов, сколько веющей от слов и речи Демона, от звуков его голоса музыкальной мощью[88].Тамара не может объяснить, что же содержали в себе слова Демона, но она ощущает, как ее душа словно покидает плоть и землю, устремляясь к чистой духовности, в горние выси и желая преодолеть земное притяжение.
Чувствуя таящуюся в этих переживаниях опасность, она умоляет отца отдать ее в монастырь. Но и там «дума преступная» неотступно преследует ее сердце, которое уже не может предаться «восторгам чистым». Мир для Тамары теперь «одет угрюмой тенью»,
И всё ей в нем предлог мученью –
И утра луч и мрак ночей.
Встреча с Демоном означает для Тамары потерю естественности и погружение в область познания. Земная любовь сменяется могучей, сверхчеловеческой страстью, цельный внутренний мир дает трещину, являя противоборство добрых и злых начал, выступающих как верность прежней любви и неясная мечта («Все беззаконною мечтой В ней сердце билося как прежде»). Отныне противоречия раздирают душу Тамары и терзают ее. Она как бы вкусила от древа познания и узнала сомнения. С тех пор княжна погружена в думу. Душа Тамары становится ареной борьбы обычаев, патриархальных устоев и нового, «грешного» чувства.
Искушая Тамару, Демон представляется ей страдальцем, которому опостылели зло, познание и свобода, нелюбовь неба и земли, отверженность, бесприютность и одиночество. Он просит любви и участия к его страданиям и душевным терзаниям, уверяя, что впервые полюбил земной любовью, впервые познал мучения любви. Жалуясь Тамаре на свое бессмертие в скуке одиночества, Демон раскрывает перед ней такие страдания, которые незнакомы героине. Демон лелеет свои мучения, потому что они, во-первых, отличны от людских, во-вторых, по грандиозности и безнадежности не могут сравниться с мучениями людей.
Итак, на одной чаше весов – минута и вечность страданий Демона, на другой – тягостные лишения, труды и беды человеческих поколений, которые рано или поздно исчезнут, ибо жизнь человеку дана на срок. С одной стороны, на земле нет вечной красоты, вечной любви, вечной дружбы, вечной жизни, с другой – земные страдания тоже не вечны. Демон хочет навечно сохранить блаженство и навсегда уничтожить свои мучения. Однако земля и владения Демона устроены по-другому: на земле красота соседствует с безобразием, добро со злом, любовь с ненавистью; в мире Демона царствуют вечное зло, вечное сомнение, вечная тревога и вечное презрение. Лишь в раю вечно цветет красота, торжествуют добро и бессмертная любовь. Демон – и Тамара, жалея его, готова пожертвовать собой, отдать ему свою любовь и переселиться в его владения, если он даст ненарушимую клятву в отказе «от злых стяжаний», – обещает ей раскаяться перед Богом и стереть «следы небесного огня», напечатленные на своем челе при изгнании из рая. Он готов раскаяться в своих прегрешениях, лишь бы Тамара одарила его любовью, которая для Демона – пропуск в рай.
Демону удается одержать верх над земной женщиной, которая, поверив его магически-убедительным, полным поэтической силы речам, одаряет его любовью («Увы! злой дух торжествовал! Смертельный яд его лобзанья Мгновенно в грудь ее проник», «Двух душ согласное лобзанье»). Проникшись глубоким сочувствием к страданиям духа зла и надеясь на его возрождение, Тамара отвечает ему любовью и приносит свою жизнь в жертву этой любви. Во влюбленном Демоне пробудился поэт, из уст которого полились волшебные речи. Однако неземная любовь Демона губительна для земной женщины: его поцелуй наполнен смертельным ядом. Любимая Демоном женщина умирает в тот миг, когда злой дух
Коснулся жаркими устами
Ее трепещущим губам.
Совершившая грех душа усопшей Тамары еще полна внушенных Демоном сомнений.
От власти Демона-искусителя Тамару спасает ангел, смывающий слезами знаки зла с грешной души. Оказывается, Бог послал «испытание» Тамаре, которая, преодолев страдания и пожертвовав собой, полюбила Демона, чтобы тот обратился к добру. Иначе говоря, Тамара стремилась приобщить Демона к добру через любовь, жертвуя собой, и потому творила благое дело. Она достойна прощения, о чем и сообщает ангел.
Страдания Демона по гармонической утопии, его порывы к свободе, его страстный протест против несправедливого бытия, его тревожные искания беспокойного духа, взыскующего истины, не могли осуществиться, потому что гармония достигалась путем своеволия, с помощью зла. Демонизм, как бы он ни был «высок» и «поэтичен», всегда жесток, бессмыслен и разрушителен. Это противоречие неустранимо, и потому индивидуалистический бунт обречен. Но попытка разрешить коллизию мирового масштаба и значения вовсе не бессмысленна: Лермонтов ставил вопросы, стало быть, «учил» и «учился» мыслить. Он побуждал своих героев – прежде всего Григория Александровича Печорина – смело идти по тому же пути.
Демон, которого создали мы
Демон, которого создали мы Этого следовало ожидать. После того как Акунин растоптал достоинство российского государства, он принялся за религию. Так диктовал закон динамичного развития. Другим удивить читателя, привыкшего к его номерам, было бы очень сложно. Мысль о том,
Лермонтов — демон!
Лермонтов — демон! В отличие от жизнеутверждающей поэзии Пушкина, лирика Лермонтова построена на отрицании. Даже признание в любви у Лермонтова начинается так: «Нет, не тебя так пылко я люблю!» Какой девушке это понравится? Дальше поэт объясняет, что он любит в ней свое
М. Ю. Лермонтов (1814–1841)
М. Ю. Лермонтов (1814–1841) Поэзия Лермонтова сразу, точнее не скажешь, берет в плен то могучим напором напряженного «железного стиха», то нежными и трогательными звуками, то неторопливо, размеренно текущей разговорной речью. Ораторская патетика стихотворения «Смерть
«Родина» (1841)
«Родина» (1841) В этом стихотворении Лермонтов назвал свою любовь к отчизне «странной». В нем ничто не вызывает волнения: ни мир, не нарушаемый войнами, ни «заветные преданья», ни нынешняя «слава», добытая в кровопролитных сражениях. Лермонтов не отвергает названные им
«Пророк» (1841)
«Пророк» (1841) В этом стихотворении «правды» поэта и «толпы» несовместимы. Лермонтовский пророк – это и праведник[73], свято соблюдающий поручение, данное Богом и принятое от Него («Завет предвечного храня…»). Однако в нынешнее время «толпа», как и в стихотворении «Поэт», не
«Сказка для детей» (1841)
«Сказка для детей» (1841) Почти сразу же после завершения «Демона» и во время работы над «Героем нашего времени» Лермонтов принялся за сочинение «легкой» или «короткой поэмки в сорок песен». Называлась она «Сказка для детей». Завершена она не была: вместо 40 шутливо
5.2. «Демон возможности»: Поплавский и Поль Валери
5.2. «Демон возможности»: Поплавский и Поль Валери В 1926 году Поль Валери[537] выпустил сборник текстов о господине Тэсте, куда включил «Вечер с господином Тэстом», «Письмо друга», «Письмо госпожи Эмилии Тэст», «Выдержки из log-book господина Тэста». В этом же году Поплавский
Демон без мировой революции
Демон без мировой революции Пусть меня не заподозрят в попытке реабилитировать Сталина, но Сталин был для России не худшим вариантом. Троцкий был хуже. Наверное, были и поужаснее Троцкого нет предела совершенству в оба конца; русская земля плодит таких чудаков, что на
Демон ускользающий
Демон ускользающий Высший цвет творческой юности Лермонтова и неотступный его спутник на протяжении десяти лет, «Демон» вобрал все изначальные искания поэта, его жизненные тяготения и душевную борьбу. Прекратив работу над поэмой в 1839 году и еще до этого пустив ее гулять
сочинение по литературе на Сочиняшка.Ру
В поэме М.Ю. Лермонтова «Демон» особое внимание уделяется теме любви, так как в основе повествования лежит история любви между Демоном и Тамарой.
Одинокий Демон, «сеющий зло без наслажденья» и негативно или равнодушно относящийся ко всему окружающему, почувствовал «неизъяснимое волненье», когда увидел Тамару. В повествовании отмечается, что Демон «вновь постигнул святыню любви, добра и красоты». Внешняя и внутренняя красота Тамары заставили появиться у Демона давно потерянное чувство любви. М.Ю. Лермонтов демонстрирует, что Демон хочет с помощью Тамары и любви к ней вернуться к прежней жизни: к раю и совершению добра. Возникшее чувство любви, заставляющее задуматься о возвращении к когда-то потерянной гармонии, говорит о существовании в Демоне положительных качеств; любовь помогает ему бороться со злом внутри себя.
Но любовь Демона к Тамаре является эгоистичной. Демон всюду преследует Тамару, искушает ее красивыми речами. Он не готов жертвовать чем-то ради любви к Тамаре, однако требует жертв от нее. Находясь рядом с монастырем, в который ушла Тамара, Демон на время задумывается о том, чтобы оставить свой «умысел», однако уже спустя мгновенье заходит в «приют» Тамары. Вступая с ангелами в спор относительно Тамары, Демон демонстрирует, что в первую очередь он хочет владеть ею. Он не задумывается о том, что причиняет Тамаре боль, для нее владеть и торжествовать важнее, чем любить. Демон искушает Тамару своими словами и обещаниями, что у Тамары не оказывается никакого выбора: она не может противиться неземному чувству любви, даже нахождение в монастыре не помогает ей избавиться от постоянных мыслей о Демоне и постоянного ожидания его. Автор показывает, что любовь Демона к Тамаре самой Тамаре приносит только боль и негативные результаты, но она продолжает жертвовать ради любви всем, что у нее есть.
Двоякие чувства Демона по отношению к Тамаре подчеркивают двойственный характер центрального персонажа: в нем есть как ангельское, так и дьявольское; в нем борются между собой Добро и Зло. Любовь Демона является как Добром, так и Злом. В поэме нет четкой авторской позиции относительно истинных намерений Демона: действительно ли его меняет любовь к Тамаре или он хочет казаться перед ней видоизмененным, а может быть, он хочет измениться, но не знает, сможет он это сделать или нет.
Проблема любви в поэме «Демон» раскрывается не только через взаимоотношения между Демоном и Тамарой, но и через отношение к Богу. Тамара до конца пытается сохранить верность к Богу, Демон же презирает Создателя и все, что он создал. После смерти Тамара получает божественное прощение, поскольку она поняла, что любовь к Богу превыше всего. Демон же не захотел подчиняться Богу и отказываться от сопротивления ему, поэтому он не получил прощения от Бога, так и оставшись в полном одиночестве, без возможности обрести гармонию с мирозданием и с самим собой. М.Ю. Лермонтов демонстрирует, что от любви к Богу зависит будущее человека.
Понравилось сочинение? А вот еще:
Антон Рубинштейн «Демон» (опера в 3-х действиях) (Опера)
Блестящий классический Театр балета и оперы им. Станиславского (основан в 1887 году, основан Станиславским)
В спектакле 1 антракт
Расписание спектакля Антона Рубинштейна «Демон» (опера в 3-х действиях) 2022
Художник по свету: Дамир Исмагилов
Художник по костюмам: Галина Соловьева
Композитор: Антон Рубинштейн
Музыкальный руководитель: Вольф Горелик
Оркестр: Симфонический оркестр театра имени Станиславского
Опера в 3-х действиях
Исполняется на русском языке с синхронизированными английскими субтитрами
90 003 Премьера постановки: 11 июня 2008 г. , Театр балета и оперы Станиславского, Москва
Композитор Антон Рубинштейн
Либретто автор
Павел Висковатов
Музыкальный руководитель и дирижер Волк
Горелик
Режиссер-постановщик Геннадий
Тростянецкий
Хореография Сергей Грицай
Сет
Эскиз Семен Пастух
Эскиз костюма Галина
Соловьева
Главный хормейстер Станислав
Лыков
Освещение Дамир Исмагилов
«Белые ангелы, черные демоны, парящая луна и огромная птица, парящая над
сцена – цвета и эффекты были выбраны обдуманно и
щедрость. Фантасмагорическая атмосфера шоу добавляет приятной ностальгии.
отсылает к трагическим страстям оперы. Благодаря аккуратной работе Вольфа Горелика
руководство, отличный оркестр, слаженная ансамблевая работа и певцы, конечно же,
музыкальность спектакля на высоте».
Алена Данилова,
«Новые Известия»
Синопсис
Сеттинг Демона где-то между небом, адом и землей — так же, как и сам демон — падший ангел, внутренне разорванный характер, отрицающая сила и противник ангела в то же время. Не в силах любить и при этом быть скромным, он влюбляется в Тамара, собирающаяся выйти замуж за сына князя Гудала, убивает жениха. невеста сбегает в монастырь, где ее посещает демон, который обещает отречься зло и рисуют свое будущее как вечность и безграничную силу. Тамара, уступая к искушению, погибает, когда целует ее. В борьбе за свою душу ангел держит верх, ибо «любящий принадлежит раю». Для демон, на самом деле ничего не изменилось: он продолжает жить в вечном проклятии и теряет надежду в образе Тамары, с которой делил свое одиночество, свою тоска по любви, его жажда знаний и проистекающая из этого печаль все.
АКТ I . Буря в дикой стране. Ангел говорит демону что он может получить небо через любовь, но получает ответ с насмешкой. сверхъестественные силы исчезают, и буря заканчивается. Тамара появляется с ней девушки; ей одной виден демон, вселяющий в нее беспокойные мысли мозг.
Смена сцены: Горы. Принц Синодала находится на пути к его невеста Тамара. Пока он спит, татары, подстрекаемые бесом, нападают и убить принца.
АКТ II . Зал дворца Гудал. Брак готовится пир, когда приносят печальную весть о смерти князя. демон снова пытается поймать Тамару, но она требует, чтобы ей разрешили войти в монастырь. Старый принц Гудал решает отомстить за убийство принц.
АКТ III . монастырь. Снова демон приближается к его жертва, но отгоняется ангелом.
Смена сцены : монастырская келья Тамары. Снова появляется демон, прося у нее любви, и Тамара больше не может его выдерживать. Получив его поцелуй, она умирает. земля. Демон считает, что победил, но обращается в бегство. ангелы, которые несут Тамару на небеса.
«Демон» (опера в 3-х действиях) | ||
youtube.com/embed/KziDaB8FXk8″ frameborder=»0″ allowfullscreen=»»> | ||
Об этом видео 04:25 Музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко«Демон» (опера в 3-х действиях) |
«Демон» Антона Рубинштейна, «У барда, исследует изгнание»
Ефим Завальный в «Демоне» Антона Рубинштейна в барде SummerScape. Изображение Стефани Бергер
Заглавный персонаж оперы Антона Рубинштейна «Демон», появляющийся в Bard SummerScape до 5 августа, является аномалией. На самом деле он не заинтересован в том, чтобы сеять зло. Он не стремится к небу; он всегда находил это скучным. Он глубоко скептически относится к беспрекословному поклонению Богу. Его не волнует идея божественной любви, убежденный, что только человеческая любовь может его искупить. В погоне за этой любовью он совершает тяжкое преступление. Но его наказание — не отправка в ад; это просто оставаться одиноким на земле.
В опере, поставленной Бардом в постановке Таддеуса Штрассбергера, под управлением Леона Ботштейна и основанной на стихотворении Михаила Лермонтова, Демон, веками заточенный на земле, влюбляется в готовящуюся замуж принцессу Тамару. . Он устраивает смерть ее избранника, принца Синодала; Тамара, привлеченная Демоном, несмотря на свои лучшие инстинкты, и напуганная смертью Синодала, уходит в монастырь. Демон следует за ней туда, добивается от нее признания в любви и целует ее, провоцируя ее смерть. Появляется ангел, который ведет душу Тамары на небеса, предлагая ей искупление. Демон вынужден остаться, снова один.
Несмотря на то, что Демон грозен и безжалостен, мало что в нем напоминает фигуру демона, как его изображают в народе. Он скорее отчаянный, чем злобный; он не кажется действительно злым. Хотя привязанность Тамары к нему доказывает ее падение, она кажется искренней и, по-видимому, непринужденной. В программной заметке к постановке Барда ученый Эмили Фрей пишет, что демон лермонтовской поэмы был «титанической фигурой» по образцу «Фауста, Люцифера Мильтона» и популярных среди романтиков дьявольских фигур. Приняв музыкальную традицию романса, жанра русской народной песни, Фрей пишет, что опера Рубинштейна на либретто Павла Висковатова «очеловечивает своего главного героя».
Возможна дополнительная интерпретация: Рубинштейн создал оперу, в которой характеристики, делавшие Демона человеком, очень напоминали те, которые делали Рубинштейна евреем.
Рубинштейн родился в еврейской семье, которая обратилась в русское православие, когда он был ребенком, надеясь, что это позволит им войти в основное русское общество. Тем не менее Рубинштейн оставался привязанным к еврейской идентичности на протяжении всей своей карьеры, сочиняя оперы о Маккавеях и Моисее. Независимо от того, насколько хорошо Рубинштейн был знаком с еврейскими представлениями о моральном строении мира, с еврейской точки зрения неопределенность, которую занимает «Демон Рубинштейна», кажется глубоко родственной. В поисках смысла и без надежды найти его, он находится в изгнании из дома, по которому скучает и считает невыносимым.
Изгнание — мощная тема в «Демоне». Демона привлекает Тамара из-за разницы, которую он видит между ней и ее сверстниками, качества страсти, которого не хватает другим. Именно эта разница побуждает ее искать изгнания из собственного дома, уверенная, что будущее, которое ее там ждет, не содержит ничего хорошего. Синодал за несколько мгновений до того, как на его караван нападут татары, задерживаясь на пути к своей свадьбе, навязчиво размышляет о своем желании преодолеть расстояние от Тамары. Его короткая ария — один из самых прекрасных моментов оперы, в музыкальном плане наполненная меланхолией, которую сам Синодал, конечно, не до конца понимает. Он, в отличие от Рубинштейна, не знает, что его ждет. Он умрет в изгнании от своей любви.
В качестве сильного упрека операм, существующим в более традиционно христианской моральной вселенной, Синодал и Тамара умирают, ища развязку, но так и не найдя ее. Спасение Тамары происходит настолько внезапно, что кажется почти насильственным.