Как и когда произошло идеологическое оформление древнерусского государства: 4. Идеологическое оформление Древнерусского государства

4. Идеологическое оформление Древнерусского государства

Владимир Святославич

(980–1015)

Контрольные задания к вопросу:

1.Назовите основные задачи внутренней политики первых киевских князей.

2.Перечислите важнейшие направления внешней политики Киевской Руси.

До образования государства у восточных славян было распространено язычество. После образование Киевской Руси язычество продолжало существовать. Постепенно в языческом пантеоне произошли изменения: главным божеством князей и воинов стал бог грозы Перун, который превратился в славянского Марса (бога войны). Именем Перуна клялись послы, скреплялись дипломатические договоры. Порядок в славянском пантеоне богов навел князь Владимир (980–1015). Он был хорошим полководцем и умным государственным деятелем, подлинным реформатором. Владимир расширил границы государства, укрепил связь между его отдельными частями, построил на границах сильные крепости, усилил гарнизоны, стабилизировал положение внутри страны. Одной из его реформ была религиозная: попытка сделать язычество общей религией для всего государства, а Перуна — главным богом славян. Но вскоре Владимир понял, что эта попытка не удалась, так как славяне клялись Перуном, но по-прежнему верили своим племенным богам и им поклонялись. Необходимо было идеологически укрепить государство и принять одну из монотеистических религий, которые тогда уже были хорошо известны на Руси. Представители разных конфессий проживали и в Киеве. Но принять в тех условиях религию от какого-либо государства означало стать вассалом этого государства. Владимиру удалось обойти это правило благодаря удачно сложившейся международной обстановке.

Образование и развитие Древнерусского государства, реформы Владимира Святого.

Владимир установил добрые отношения с Византией, которую раздирали внутренние противоречия (там шла ожесточенная борьба за престол). Киевский князь был союзником императора Василия II, даже помог ему в борьбе против полководца Варды Фоки, послал к берегам Босфора 6000 воинов, 2000 из которых погибли в боях против Фоки.

Но Василий II оказался неблагодарным: он приказал не пускать русских в Константинополь, а переправить их в Болгарию и отправить домой. Узнав о поступке императора, Владимир решил проучить греков. Он взял Херсонес и потребовал от Византии выполнить все ранее заключенные с Русью договоры: вывести свои войска из устья Дуная; заплатить дань русским воинам (живым и мертвым), участвовавшим в борьбе против полководца Фоки; скрепить мир с Русью брачным союзом Владимира и принцессы Анны, сестры Василия II и внучки Константина VII Багрянородного. В случае отказа выполнить эти требования Владимир обещал пойти войной на Константинополь.

Испуганный император вынужден был согласиться на условия киевского князя, так как знал его силу. Но Византия потребовала от Владимира, чтобы он принял христианство, так как Анна не могла стать женой язычника. После венчания с Анной Владимир начал крещение Руси. Он вернулся в Киев, где стал рубить и жечь идолов. Перуна привязали к хвосту коня и стащили с горы в Днепр.

Жители Киева и всех русских земель были вынуждены принять новую религию.

Владимир согласился не потому, чтобы взять в жены византийскую принцессу, а он хотел, чтобы Русь, приняв христианство, стала равноправным членом тогдашнего цивилизованного мира. Вопрос о принятии христианства Владимир решал вполне самостоятельно. Это доказывает факт выбора киевского епископа: греки предлагали Владимиру взять в Киев византийского епископа, но он взял священника из Херсонеса Анастаса, преданного задолго до этого анафеме византийским патриархом Николаем.

Христианство с его учением о божественности власти идеологически укрепило феодальный строй и авторитет государства. Укрепились позиции самого Владимира, незаконнорожденного сына Святослава. Благодаря принятию христианства Русь ближе познакомилась с византийской культурой, восприняла наследие античности. Повысился международный престиж киевского князя, что способствовало сближению Руси с другими государствами.

26

Попытка Византии влиять на Русь с помощью церкви была предотвращена тем, что в богослужении были сохранены славянский язык и письменность, воспринятая от болгар. Из Болгарии были доставлены и первые богослужебные книги на славянском языке.

С 988 г. на Руси началось утверждение христианства. Население вначале открыто сопротивлялось новой религии, и ее приходилось утверждать в буквальном смысле «огнем и мечом». Известен случай, когда восстали новгородцы, и это восстание было жестоко подавлено Добрыней (дядей Владимира) и Путятой (тысяцким Владимира). Но и после крещения Русь не сразу стала православной.

После того как христианство стало на Руси официальной религией, церковь получила от князей крупные земельные пожалования и десятую часть от государственных доходов. В церковноадминистративном отношении Русь делилась на епархии во главе с епископами, подчинявшимися киевскому митрополиту. Епископы обладали правом суда над служителями культа и зависимыми от церкви людьми, а по церковным делам — над всем населением страны. Духовные феодалы составили сильную группу господствующего класса на Руси.

Изменившееся международное положение Руси иллюстрируют династические связи русского княжеского дома: Владимир женился на сестре византийского императора Анне; дочери Ярослава Мудрого были замужем — одна за французским королем Генрихом I, другая — за норвежским королем Гарольдом Смелым, третья — за венгерским королем Андреем. Мать Владимира Мономаха была дочерью византийского императора Константина Мономаха, его сестра Евпраксия-Адельгейда была замужем за германским императором Генрихом IV. Дочь Владимира Мономаха Евфимия была замужем за венгерским королем Коломаном. А сам Владимир Мономах был женат на дочери английского короля Гарольда — Гиде.

Контрольные задания к вопросу:

1.Какие верования существовали у восточных славян до принятия христианства? Перечислите главных славянских богов.

2.Почему именно греческая вера привлекла внимание Владимира Святославича?

Выводы:

1.Восточные славяне — наиболее могущественная группа среди славянских племен — к VI– VII вв. сформировали крупный союз племен, а к IX в. создали свое государство.

2.Киевская Русь проводила активную внутреннюю и внешнюю политику, воевала со своими соседями, расширяла территорию и укрепляла внутренние связи между объединенными племенами.

3.После принятия христианства она стала вровень с другими европейскими государствами и являлась самой значительной силой на востоке Европы.

Контрольные задания к теме:

1.Назовите концепции происхождения Древнерусского государства, которые Вам известны?

2.Как и когда произошло идеологическое оформление Киевской Руси?

Библиографический список

(основной)

1.История России: с древнейших времен до второй половины XIX в.: Курс лекций / Под ред. проф. Б. В. Личмана.— Екатеринбург, 1995.— С. 22–68.

2.История России с древнейших времен до конца XVII в. / Отв. ред. А. Н. Сахаров, А. П. Новосельцев.— М.:

АСТ, 1996.— С. 13–85, 96–133.

3.Рыбаков Б. А. Мир истории. Начальные века русской истории.— М.: Мол. гвардия, 1987.— С. 9–69.

Библиографический список

(дополнительный)

1.Лонмяньский Х. Русь и норманны.— М., 1985.

2.Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси.— М., 1987.

3.Фроянов И. Я. Киевская Русь.— М., 1980.

27

4. Гумилев Л. Н. Древняя Русь и Великая степь.— М.,1989.

5. Международный исторический журнал №1 [Электронный ресурс] / Соловьев К. А Эволюция форм легитимации государственной власти в древней и средневековой Руси. —Электрон. дан—Режим дос-

тупа: http://www.history.machaon.ru/all/number_01/diskussi/1/index.html

6. Международный исторический журнал №2 [Электронный ресурс] /Соловьев К.А Эволюция форм легитимации государственной власти в древней и средне-

вековой Руси. —Электрон. дан—Режим доступа: http://www.history.machaon.ru/all/number_02/diskussi/1_print/index.html

7. Мир истории. Древняя Русь[Электронный ресурс] / Лукин П.В. Древнерус-

ские «вои» в начальном летописании. —Электрон. дан—Режим доступа: http://www.historia.ru/2002/07/voi.htm

28

Тема 3. Русь в XI–XIII вв. Политическая раздробленность Руси и борьба против иноземцев

Краткое содержание темы:

Социально-экономическое развитие русских земель после принятия христианства. Борьба князей за киевский стол. Ярослав Мудрый. «Русская Правда». Владимир Мономах и его «Поучение». Мстислав Великий. Распад Древнерусского единого государства.

Образование феодальных центров: Южная Русь, Юго-Западная Русь, Северо-Восточная Русь, Новгородская республика.

Взаимоотношения со степняками. Появление Монгольского государства. Походы монголов на Запад. Битва на реке Калке. Походы Батыя и завоевание русских земель. Борьба русского народа против нашествия.

Агрессия с Запада. Александр Невский — полководец и политический деятель. Борьба со шведами и немецкими рыцарями, с поляками и венграми. Взаимоотношения с Золотой Ордой.

План темы:

1.Социально-экономическое развитие Руси после принятия христианства.

2.Образование и развитие новых государственных центров.

3.Борьба русского народа за независимость.

Методические рекомендации по изучению темы:

1.После принятия христианства Русь быстро развивается, меняется не только религия, но и самосознание, культура. Развивается хозяйство. Обратите внимание на новые явления в хозяйственной жизни Руси.

2.С усилением Древнерусского государства возникают проблемы взаимоотношений с соседями. Богатое государство все больше привлекает взоры кочевников, борьба с которыми практически не прекращалась. Усиление власти великого князя киевского, подчинение ему удельных князей вело к появлению новых внутренних противоречий. Обратите внимание на причины феодальной раздробленности на Руси. Какие тенденции проявились в этот период в Киевском государстве? Как шла борьба за великий киевский стол? Как она сочеталась с борьбой против иноземных захватчиков?

3.Наиболее серьезным противником для русских князей оказались орды, пришедшие из монгольских степей. При изучении нашествия с Востока обратите внимание на то, почему монголы так «легко» покорили Русь, какие взаимоотношения установили они с русскими князьями, как им удалось сохранять зависимость русских земель в течение столь длительного времени? Обратите внимание на последствия монгольского нашествия, отразившиеся на дальнейшей судьбе нашего народа.

1.Социально-экономическое развитие Руси после принятия христианства

После принятия христианства Русь стала быстро развиваться в экономическом и политическом отношении. Развивались сельское хозяйство и ремесла, росли города. Чтобы еще больше утвердить свою власть в государстве, Владимир решил послать наместниками в разные города своих сыновей. В Новгород он послал Вышеслава, в Полоцк — Изяслава, в Ростов — Ярослава, в Древлянскую землю

— Святослава, на Волынь — Всеволода, в Смоленск — Станислава, Мстислава — в Тмутаракань, в Туров — Святополка. После смерти Вышеслава в Новгород был отправлен Ярослав, а в Ростов Владимир отправил Бориса. Глеб был послан в Муром.

После смерти Владимира в 1015 г. началась борьба за киевский стол. Междоусобицу начал усыновленный Владимиром Святополк: он считал, что киевский стол должен принадлежать ему, так как

29

в свое время Владимир сместил его отца. В ходе междоусобной борьбы погибли три брата — ростовский Борис, муромский Глеб и древлянский Святослав.

Княживший в Новгороде Ярослав включился в борьбу в 1016 г., но только в 1019 г. окончательно разбил Святополка и его союзников печенегов на реке Альте. Святополк, получивший в народе прозвище Окаянный, бежал в Польшу, где и умер.

Через несколько лет после усобицы со Святополком Ярослав начал еще одну кровопролитную войну с братом Мстиславом, княжившим в Тмутаракани. Мстислав в 1024 г. потребовал раздела всех русских земель между ним и Ярославом. Ярослав призвал на помощь новгородцев и варягов и начал войну против брата, однако сражение у местечка Литвена, около Чернигова, было проиграно. Между братьями был заключен мирный договор, по которому Русь разделили на две части по Днепру. Территория восточнее Днепра отошла к Мстиславу, а та, что была западнее Днепра — осталась за Ярославом. После смерти Мстислава в 1035 г. Ярослав стал единственным правителем Киевской Руси.

Княжение Ярослава Владимировича — период расцвета Киевского государства. Ярослав много воевал с соседями. Русь стала одним из могущественных государств Европы. К союзу с ней стремились многие: династия Ярослава породнилась с королями Франции, Норвегии, Польши, Венгрии, с императорами Византии. Он много сделал для процветания Руси: строил новые города, соборы, содействовал распространению православия и грамотности на Руси. Ему приписывают создание важ-

нейшего юридического памятника Древней Руси Русской Правды («Правды Ярослава»). Сам он был человеком просвещенным. Ярослав знал много языков, много читал, имел великолепную библиотеку, за что и получил свое прозвище — Мудрый. Умер Ярослав Мудрый в 1054 г. в Вышгороде (под Киевом).

 

Перед смертью Ярослав Мудрый решил разделить Русскую зем-

 

лю между своими сыновьями, чтобы не было распрей между ними.

 

Он сам определил каждому его удел: старший, Изяслав, получил Ки-

 

ев, Великий Новгород и Туровское княжество. Изяслава, как старше-

 

го брата, ставшего киевским князем, должны были почитать все ос-

 

тальные и подчиняться ему; Святослав получил Черниговскую зем-

 

лю, земли вятичей, Рязань, Муром. Тмутаракань; Всеволод получил

Ярослав Мудрый

Переяславль Киевский, Ростово-Суздальскую землю, Белоозеро и

Поволжье; Игорю достался Владимир-на-Волыни, Вячеславу дали

(1019–1054)

Смоленск. Был еще один сын — Владимир, но он умер в 1052 г. и в

 

разделе Руси не участвовал. Но его сын Ростислав считал себя обиженным, он набрал дружину и самовольно захватил Тмутаракань. Так сразу после смерти Ярослава начались княжеские междоусобицы на Руси. К внутренним противоречиям добавились внешнеполитические трудности. В середине XI в. в южнорусские степи пришли половцы, они вытеснили печенегов и стали совершать набеги на окраинные земли Киевской Руси, разоряя их и уводя с собой многочисленных пленников, которых потом продавали на невольничьих рынках юга.

После смерти Изяслава киевский престол занял Всеволод, который отобрал у детей Святослава Чернигов и отдал его своему старшему сыну Владимиру. Детей Святослава сделал изгоями, лишив их права на великокняжеский престол. Всеволод умер в 1093 г., оставив после себя сына Владимира,

прозванного Мономахом по имени своего деда, византийского импе-

 

ратора. Не желая новых усобиц и соблюдая родовое старшинство,

 

Владимир Мономах отдал престол старшему из двоюродных братьев

 

Святополку Изяславичу. Но начались новые распри и междоусобицы

 

между Рюриковичами.

 

В 1097 г. Владимир Мономах стал инициатором примирения и

 

организовал в Любече первый съезд русских князей. Согласно летопи-

 

си на съезд прибыли внуки и правнуки Ярослава Мудрого: Святополк

 

Киевский, Владимир Мономах, князь Переяславский, Олег и Давыд

 

Святославичи, Давыд Игоревич из Владимира-Волынского, Василько

 

Ростиславич, князь Теребовльский, другие князья, их бояре и дружин-

 

ники.

 

Князья обсудили создавшееся положение и пришли к выводу, что

 

их вражда наносит вред им самим, так как идет на пользу половцам,

Владимир Мономах

которые «землю нашу расхищают и радуются». Князья решили объе-

(1113–1125)

диниться ради единства земли Русской и договорились, что за каждым

 

30

 

сохраняются земли их отцов — детей Ярослава Мудрого. «Каждо да держить отчину свою». За нарушение этого порядка князья-отступники должны были держать ответ перед всеми. На том целовали крест.

Однако согласие продолжалось недолго: Святополк и Давыд Игоревич вскоре схватили и ослепили Василька Теребовльского. Теребовль и земли Василька были захвачены Давыдом Игоревичем. Мономах решил наказать князей-отступников. Он собрал войско и двинулся в поход против Давыда. Однако Давыд отпустил Василька и упросил Мономаха не разорять его землю.

В апреле 1113 г. Владимир Мономах стал великим киевским князем. По словам летописца, он был образцом добрых князей, при жизни приобрел громкую славу и огромную любовь народа. По подсчетам летописцев он совершил за свою жизнь 83 дальних похода, был вынослив и неприхотлив, силен и храбр. Заботился не только о силе и единстве Русской земли, но и о ее процветании. Много строил, уделял внимание развитию культуры. На закате жизни он создал свое знаменитое «Поучение», в котором поведал и о своей трудной жизни, и поделился своими размышлениями о том, как надо управлять государством, чтобы сохранить его могущество.

Хрестоматия, тема 2, документ 5. Поучение Владимира Мономаха.

Умер Мономах в мае 1125 г. Вопреки сложившейся на Руси традиции старшинства в роду, на престол вступил старший сын Владимира Мстислав, хотя еще были живы его дяди и двоюродные братья, старшие по возрасту. Мстислав был всегда рядом с отцом и в последние годы жизни Мономаха фактически управлял государством. В его руках была сосредоточена вся власть. Поэтому никто не воспротивился его восшествию на престол.

Образование и развитие Древнерусского государства, причины политической раздробленности Древнерусского государства.

Мстислав Владимирович (1125–1132) вначале урегулировал отношения в княжеской семье. Он сохранил за братьями их владения. Своего старшего сына Всеволода Мстислав посадил в Новгороде, а другому сыну отдал Смоленск. С черниговскими князьями Мстислав заключил договор, чем добился лояльности Чернигова по отношению к Киеву. На Полоцк он послал войско, овладел этой землей, включил ее в свои владения и послал туда своих наместников. Мстислав обезопасил северо-западные границы Руси. Он добился того, что Русь оставалась единым, сильным государством, с которым считались соседи.

Однако после смерти сына Владимира Мономаха Мстислава Великого в 1132 г. Древнерусское государство окончательно распадается на уделы. Завершился процесс образования отдельных княжеств. Количество самостоятельных княжеств не было устойчивым из-за семейных разделов и объединения некоторых из них. В середине XII в. насчитывалось 15 крупных и мелких удельных княжеств, накануне монгольского нашествия на Русь их было около 50, а в XIV в., когда начался процесс феодальной консолидации, существовало около 250 княжеств.

Местные княжеские династии из рода Рюриковичей становятся во главе удельных княжеств. Киев продолжает некоторое время оставаться стольным городом и за обладание им еще идет политическая борьба, но он сохраняет, скорее, символическое, а не реальное значение. Киев в годы междоусобной борьбы несколько раз переходил из рук в руки, пока на престоле не утвердился сын Владимира Мономаха Юрий Долгорукий, ростово-суздальский князь. Дважды он захватывал Киев. Второй раз он занял киевский стол в 1156 г., изгнав черниговского князя. В ходе междоусобной борьбы князья, занимая киевский стол, продолжали сохранять свои вотчины.

Юрий Долгорукий сохранил за собой и своими детьми СевероВосточную Русь. Он хотел, чтобы после него киевский стол перешел к его сыну Андрею, которого он посадил в Вышгороде, около Киева. Но Андрей отправился на северо-восток и поселился в селе Боголюбово, от которого пошло его прозвище Боголюбский. После смерти Юрия Долгорукого в 1157 г. снова начались распри между князьями и борьба за киевский стол. В 1169 г. Андрей Боголюбский захватил Киев и перенес великий стол во Владимир-на-Клязьме.

Разделение на отдельные княжества-государства привело к усилению княжеских междоусобиц. Феодальные распри подрывали как единство русской земли, так и ослабляли каждое отдельное государственное образование.

Андрей Боголюбский

(1157–1174)

31

2. Основные этапы складывания древнерусского государства.

Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века

2. Основные этапы складывания древнерусского государства

2.1. На первом этапе образования Древнерусского государства (VIII – середина IX в.) происходило вызревание предпосылок, в том числе – складывание межплеменных союзов и их центров, которые упоминаются у восточных авторов. В некоторых племенных союзах, скорее всего у полян, дреговичей, кривичей и ильменских словен, формировались свои предгосударственные образования – княжения. Между ними разворачивается борьба за торговые пути, промысловые угодья и земли. К IX в. восходит появление системы полюдья, т. е. сбора с общинников в пользу князя дани (налога), которая в ту эпоху носила еще добровольный характер, нерегламенти-рованный объем и воспринималась как возмещение за защиту, военные и управленческие услуги.

2.2. На втором этапе (вторая половина IX – середина X в.) процесс складывания государства ускорился во многом благодаря активному вмешательству внешних сил – хазар и норманнов (варягов). ПВЛ сообщает о набегах воинственных обитателей Северной Европы, вынудивших ильменских словен, кривичей и финно-угорские племена чуди и веси платить дань. На юге хазары собирали дань с полян, северян, радимичей и вятичей.

Легенда из «Повести временных лет» о возникновении государства у восточных славян. Летописец отмечает (под 862 г.), что в результате борьбы славяне сумели изгнать варяг за море. Но вскоре между ними вспыхнула распря, «и пошел род на род и воевати почаша сами на ся». (Скорее всего, в летописи нашло отражение соперничество племенных союзов Севера и их знати). В этих условиях, не желая отдавать первенство кому-либо из своих, славяне и угро-финны со словами: «Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет, да пойдете княжить и володети нами», – решили обратиться к соседям-варягам, называвшимся русъю, и их князю Рюрику с братьями Синеусом и Трувором. Приглашение было принято, Рюрик сел в Новгороде (по другим сведениям, в Старой Ладоге), Синеус – в Белоозере, Трувор – в Изборске. Через два года после смерти братьев Рюрик стал править единолично.

•  Возникновение ядра восточнославянского государства. По данным ПВЛ в 882 г. преемник Рюрика князь Олег хитростью захватил Киев, убив правивших там Аскольда и Дира – норманнов, ушедших ранее от Рюрика. После этого он освободил славянские племена от хазарской дани и подчинил своей власти. Так, согласно летописной легенде, произошло образование Русского государства.

•  Норманнская теория происхождения Древнерусского государства и ее критика. Летописные данные легли в основу так называемой норманнской теории, разработанной в XVIII в. немецкими учеными (Г. 3. Байером, Г. Ф. Миллером и А. Л. Шлёцером) на русской службе. Они приписывали создание государства варягам, давшим ему и свое имя «Русь». Крайние норманнисты делали вывод об извечной отсталости славян, якобы не способных к самостоятельному историческому творчеству.

Антинорманнизм. Некоторые дореволюционные и большинство советских историков, правда, с разных методологических позиций, оспаривали эту теорию. Так, академик Б. А. Рыбаков доказывал, что варяги появились в Восточной Европе тогда, когда Киевское государство (существовавшее якобы с VI в., что не подтверждается археологическими источниками) уже возникло, и норманны использовались лишь как наемная военная сила. Летописные сведения о мирном «призвании варягов» он считал поздней вставкой, дописанной под влиянием политической конъюнктуры, сложившейся в Киеве в эпоху правления Владимира Мономаха. «Русь» же, по его мнению, – производное от названия реки Рось (правый приток Днепра южнее Киева).

Современные исследователи, преодолевая крайности норманнизма и антинорманнизма, пришли к следующим выводам:

– Норманны сами в то время еще не имели государственности.

– Процесс складывания государства начался до прихода Рюрика, сам факт его приглашения на княжение свидетельствует о том, что эта форма власти была уже известна славянам (в то время как у самих скандинавов еще не было государственности).

–  Вопрос о том, является ли Рюрик реальной исторической личностью, не связан с проблемой образования Древнерусского государства. В любом случае варяжский князь, приглашенный в Новгород на роль арбитра и, может быть, защитника от «заморских варягов» (свеев), или насильственно захвативший княжеский стол, подавив восстание под руководством Вадима (скорее всего, местного племенного князя), завладел властью в той форме, в какой она существовала у ильменских словен.

– Норманнская дружина, не обремененная местными традициями, активнее использовала методы насилия для сбора дани и объединения славянских племенных союзов. Это в определенной степени ускорило процесс укрепления местной княжеско-дружинной верхушки и ее интеграцию с варяжскими дружинами.

– Олег, объединив Новгородскую и Киевскую земли и установив единый контроль над двумя важнейшими отрезками пути «из варяг в греки», подвел экономическую базу под складывающееся государство.

– Этноним «русь» имеет северное происхождение. Хотя летопись относит его к одному из норманнских племен, скорее всего, это собирательное имя (от финского «руотси» – гребцы), под которым скрывалась не этническая, а этносоциальная группа, состоявшая из представителей различных народов, занимавшихся морским разбоем и торговлей и представлявших собой ядро дружины князя. Тогда становится объяснимым быстрое распространение этого понятия, уже не связанного с каким-либо неславянским этносом, среди восточных славян. Их племенная верхушка сливалась с пришлым элементом, а сами варяги быстро ассимилировались и, отказавшись от своих богов, приняли восточнославянские языческие культы.

•  Объединение восточнославянских племен. В эпоху правления Олега (879–912) в его руках сосредоточилась власть над территорией от Ладоги до низовьев Днепра. Сложилась своеобразная федерация племенных княжений во главе с великим князем киевским. Его власть проявлялась в праве сбора дани со всех, входивших в это объединение племен. Олег, опираясь на мощь славяно-норманнcких дружин и «воев» (вооруженных свободных общинников), совершил в 907 г. успешный поход на Византию. В результате был подписан выгодный для Руси договор, обеспечивавший ей право беспошлинной торговли на территории империи. Новые уступки от Византии Русь получила по соглашению 911 г.

Игорь (912–945) стремился сохранить единство межплеменной федерации, а также защищал ее границы от появившихся грозных кочевников – печенегов. В 40-х гг. он совершил два похода на Византию, нарушившую свои соглашения с Русью. В итоге, потерпев неудачу, он заключил в 944 г. менее выгодный договор с империей. В 945 г. во время сбора полюдья в древлянской земле Игорь был убит за требование дани, превышавшей обычную норму.

2.3. Третий этап – завершение объединения восточных славян и оформление государства – начался с реформ княгини Ольги (945–964).

• Отомстив древлянам за смерть своего мужа, Ольга установила фиксированную норму дани, а для ее сбора устроила «погосты», где «сидел» боярин с малой дружиной. Погосты стали опорой княжеской власти на местах. Сын Ольги Святослав (964–972) стал князем в трехлетнем возрасте в 945 г., но фактически начал править в 964 г. Он добился победы над Хазарией и предпринял закончившиеся поражением походы на Дунай (970–971), куда он собирался перенести столицу Руси. Это потребовало мобилизации значительных сил и несколько задержало внутреннее устроение Русской земли.

• Окончательная ликвидация племенных княжений произошла во время правления Владимира Святого (980—1015), сына Святослава и Малуши.

Малуша в большинстве учебников названа рабыней или наложницей. Фактически же она являлась одной из жен Святослава. (У восточных славян дохристианского периода было распространено многоженство).

– Владимир хитростью победил своего брата Ярополка (972–980) в борьбе за киевский стол. В 981 г., продолжив политику расширения территории межплеменной федерации, он присоединил к ней юго-западные (Галицию, Волынь) и западные (Полоцкую, Туровскую) земли.

– Он пытался реорганизовать языческую веру, а вместе с ней – укрепить княжескую власть. С этой целью был создан пантеон из пяти основных богов во главе с Перуном, который особенно почитался среди дружинников. Но эта мера мало что изменила – племенные Полянские боги не были приняты другими восточными славянами. Тогда Владимир произвел своеобразную «духовную революцию» сверху – ввел в 988 г. христианство, установив обязательное отчисление десятой части полюдья в пользу православной церкви. Единобожная (монотеистическая) религия, имевшая разработанное учение и систему обрядов, мощные традиции и тесно связанная со светской властью, начала вытеснять местные языческие культы и заложила духовную основу для складывавшейся единой русской народности и Древнерусского государства.

– Следующим решительным шагом, завершившим создание государства, стала замена Владимиром местных племенных князей своими сыновьями, призванными защищать новую веру и укреплять власть киевского князя на местах. Тем самым он превратил Русскую землю во владение рода Рюриковичей. Укрепление власти дало ему возможность мобилизовать население страны для создания мощных оборонительных рубежей на южных границах и переселить сюда часть словен, кривичей, чуди и вятичей. Сам великий князь, как свидетельствуют былины, начал восприниматься народным сознанием уже не как воин-защитник, а как глава государства, обеспечивавший охрану его рубежей.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

§ 3. СОЗДАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

§ 3. СОЗДАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА 1. На юге у КиеваОтечественные и византийские источники называют два центра восточнославянской государственности: северный, сложившийся вокруг Новгорода, и южный – вокруг Киева. Автор «Повести временных лет» с гордостью

§ 4. Распад Древнерусского государства

§ 4. Распад Древнерусского государства Древнерусское государство, как оно сложилось при Владимире, просуществовало недолго. К середине XI в. начался его постепенный распад на ряд самостоятельных княжеств.В древнерусском обществе эпохи раннего Средневековья

ГЛАВА III.

Образование Древнерусского государства

ГЛАВА III. Образование Древнерусского государства Понятие «государство» многомерно. Поэтому в философии и публицистике многих веков предлагались и разные его объяснения, и разные причины возникновения объединений, обозначаемых этим термином.Английские философы XVII е. Т.

§4. СПЕЦИФИКА ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

§4. СПЕЦИФИКА ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА Древняя Русь изначально была многоэтничным государством. На территории будущего Древнерусского государства славяне ассимилировали многие другие народы — балтские, угро-финские, иранские и другие племена. Таким образом,

§ 2. ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

§ 2. ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА Понятие «государство». Широко бытует представление, что государство — это специальный аппарат социального принуждения, который регулирует классовые отношения, обеспечивает господство одного класса над прочими социальными

§ 1.

РАСПАД ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

§ 1. РАСПАД ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА К началу периода удельной раздробленности (XII в.) Киевская Русь представляла собой социальную систему со следующими признаками:? государство сохраняло свое административно-территориальное единство;? это единство обеспечивалось

Основные этапы демонтажа

Основные этапы демонтажа Со второй половины 1950-х гг. и вплоть до конца 1991 г. происходил непрерывный процесс демонтажа сталинской экономики. Она стала утрачивать многие признаки, которые мы перечислили во введении,– плановый характер, высокую централизацию управления,

2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА. КНЯЖЕСКИЕ УСТАВЫ – ИСТОЧНИКИ ДРЕВНЕРУССКОГО ПРАВА

2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА. КНЯЖЕСКИЕ УСТАВЫ – ИСТОЧНИКИ ДРЕВНЕРУССКОГО ПРАВА К сер. IX в. северные восточные славяне (ильменские словене), видимо, платили дань варягам (норманнам), а южные восточные славяне (поляне и пр.) в свою очередь платили дань

36. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЯПОНСКОГО ФЕОДАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

36. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЯПОНСКОГО ФЕОДАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В VI–VII вв. в Японии родовая община уступает место сельской общине, где происходят периодические переделы земли, на основе которых за каждой семьей закрепляется во временное пользование определенный надел.

1 ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

1 ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА В настоящее время в исторической науке сохраняют свое влияние две основные версии о происхождении восточнославянского государства. Первая получила название норманнской.Ее суть заключается в следующем: русское государство

3.

 Основные черты древнерусского государства к концу X в.

3. Основные черты древнерусского государства к концу X в. 3.1. Династическая (родовая) княжеская власть, ограниченная властью вече.3.2. Простейший государственный аппарат в лице дружины, родственников и наместников князя.3.3. Система данничества – полюдье.3.4. Территориальный

Становление древнерусского государства

Становление древнерусского государства Постепенно восточнославянские племена образуют союзы племен, происходит их знакомство с западноевропейскими и восточными странами. Об этом довольно подробно говорит автор «Повести временных лет»: «В далекие времена, – пишет

1. ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

1. ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА Летописные сведения о начале Древнерусского государства. Проблема возникновения Киевской Руси является одной из важных и актуальных в отечественной историографии. Уже летописец Нестор в «Повести временных лет», отвечая на

Основные этапы развития

Основные этапы развития В 383 году до н. э. прошёл второй буддийский Собор, который провёл царь Каласока в Вайшали. Он был он связан с конфликтом между ранними традиционными школами буддизма (Тхеравады) и более либеральными интерпретациями, известными как Махасангхика.В

Основные этапы развития

Основные этапы развития Даосизм в виде стабильной религиозной организации оформился только во II веке н. э. Предпосылкой возникновения даосизма явилось Восстание Жёлтых повязок, а оформление даосизма произошло во время поздней династии Хань, во второй половине II века

Русский мир: «Русский мир» | DGAP

Введение

Президент Владимир Путин оправдывал аннексию Крыма, ссылаясь на концепцию «русского мира» ( Русский мир ). Он говорил о россиянах как о «разделенной нации» и подчеркивал «стремление русского мира, исторической России к восстановлению единства». Он также подчеркивал существование «широкой русской цивилизации», которую необходимо защищать от внешних сил (в частности, со стороны Запада) и которую он определяет как сферу интересов России.

Преднамеренное развитие с конца 1990-х годов

По словам эксперта DGAP по Украине Вильфрида Джильге, активное обращение Путина к идее Русский мир в 2014 году ни в коем случае не было сиюминутным проявлением во время российско-украинского кризиса. Эта концепция была разработана интеллектуалами, учеными и журналистами, близкими к Кремлю, примерно в 1995–2000 годах и публично введена в политический дискурс Путиным в 2001 году. В последующие годы прокремлевские политики систематически связывали эту концепцию со своими усилиями по легитимации внутренней и внешней политики. Они применили его к целому ряду измерений: идеологических, политических, основанных на идентичности и геополитических. С созданием фонда «Русский мир» этот термин прочно закрепился в российском общественном дискурсе.

Через свои культурные центры за границей фонд якобы служит популяризации русского языка и культуры, а также способствует развитию культурного диалога с зарубежными странами, закладывая основу российской культурной политики. Однако Джилге отметил, что вскоре фонд сделал акцент на идее «воображаемого сообщества» — «русского мира», — которое в национальном и культурном плане определило себя как русских в России, так и их «русскоязычных соотечественников» за рубежом.

«Империя диаспоры»

Понятие сознательно релятивизирует границы между нациями-государствами и используется для оправдания «защитной» роли Российской Федерации по отношению к русскоязычным меньшинствам за рубежом, особенно в государствах бывшего Советского Союза. Отталкиваясь явно от «Запада» и облекая свою версию русского национализма в «цивилизаторскую» форму, « Русский мир » претендует на то, чтобы основываться в первую очередь не на этничности, а на эссенциалистском, мифологическом идеале русского языка и культуры. Согласно Джилге, «говорить по-русски» таким образом приравнивается к «вести себя как русский» и «думать как русский», что идет рука об руку с тенденциями к исключению в националистических терминах.

Геополитически Русский мир задумывался как российская «диаспорная империя», при этом особое значение постоянно придавалось «российским анклавам» в ее «ближнем зарубежье», то есть европейским странам бывшего Советского Союза, таким как Украина и Республика Молдова (и территории с большим русскоязычным населением, такие как Крым, Донбасс и Приднестровье).

Новороссия: Концепция «Новой России»

Джильге сообщил, что идея Русский мир был и остается окрашенным русско-православными и славянофильскими тенденциями, в отличие от сугубо геополитического понятия «неоевразийства». Безусловно, Русская Православная Церковь сыграла значительную роль. Тесно сотрудничая с государством, он зарекомендовал себя как важный распространитель идеологии Русский мир , сосредоточив свою риторику на «священном» восточнославянском православном сообществе русских, украинцев и белорусов и пробуждая старую идею Святой Руси. При этом намеренно создается впечатление, что русские и украинцы в основном являются одной и той же нацией, что украинцы на самом деле не образуют независимую нацию.

Идея Русский Мир, Джильге, политически радикализировалась с появлением термина Новороссия (Новая Россия), популяризированного Кремлем во время аннексии Крыма. Хотя в настоящий момент вряд ли возможно создание «новорусского» государства на востоке Украины — государства, связанного с Россией или непосредственно включенного в нее, — идея «русского мира» будет и впредь формировать российскую внешнюю политику и обеспечивать ее. с идеологической направленностью. Безусловно, наличие на Донбассе пророссийских сетей, сочувствующих концепции Русский мир — и связанный с бывшей Украинской Партией регионов Виктора Януковича — может быть использован Россией для политического воздействия и продвижения своей политики дестабилизации Украины.

Штефан Майстер, руководитель программы DGAP по Восточной Европе, России и Центральной Азии, модерировал дискуссию.

Мероприятие было организовано Центром Роберта Боша DGAP для Центральной и Восточной Европы, России и Центральной Азии.

 

Возрождение идеологии в России

С момента распада СССР российские власти неоднократно заявляли, что стране нужна объединяющая национальная идея. Но только после аннексии Крыма в 2014 году впервые в постсоветской истории заговорили о разработке законодательства о государственной идеологической политике, а также о возможности внесения поправок в конституцию, позволяющих это . Хотя Кремль еще не выстроил хорошо построенного нарратива и продолжает использовать символы разных исторических периодов, его усилия свидетельствуют о готовности возродить идеологические догмы. Риторические тенденции в уставах и других государственных документах, а также в кадровой политике и официальной политике памяти выявляют все более тоталитарный характер российского общества.

Патриотизм как государственная идеология

В феврале 2016 года Владимир Путин объявил, что патриотизм должен быть приравнен к русской национальной идее. Впоследствии лидер парламентской партии «Справедливая Россия» (Справедливая Россия) Сергей Миронов заявил, что конституционная норма, запрещающая установление государственной идеологии, «уже не соответствует национальным интересам»1. омбудсмен Татьяна Москалькова, которая выразила мнение, что дебаты о снятии запрета на государственную идеологию из конституции могут быть оправданы.2

В конце октября 2016 года на заседании Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям было предложено разработать закон о русской нации. Это поддержал Путин. Миронов назвал эту инициативу первым шагом в «осязаемом создании государственной идеологии»3. Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко также подчеркнула, что России нужна национальная идея, основанная на патриотизме4. В начале декабря Путин поручил президиум Совета разработать законопроект до 1 августа 2017 г.5 В установленном порядке была создана парламентская комиссия.

Идеологические мотивы Кремля

Это идеологическое направление утвердилось после аннексии Крыма и начала российской военной агрессии на юго-востоке Украины в 2014 г.

Когда осенью 2013 г. Путинский режим переживал кризис легитимности. Уровень его популярности достиг самого низкого уровня с 2000 года. Аннексия Крыма и последовавшая за этим мощная пропагандистская кампания помогли Кремлю восстановить поддержку населения.

Это был далеко не первый случай при Путине, когда достижение большей социальной сплоченности шло через военный конфликт и конфронтацию с Западом. Наивысшего посткрымского уровня поддержка президента достигла в 1999, 2003–2004 и 2008 годах. В каждом случае это происходило на фоне военных действий и конфронтации с ЕС и США по Сербии, Ираку, Грузии или Украина. Во всех этих кампаниях также использовались антизападные мотивы, «сочетающие в себе риторику массового негодования, патриотизма и мести»6 9.0005

Но пропагандистская кампания, развернутая на государственном телевидении одновременно с военными действиями в Украине, оказалась беспрецедентной по своей жестокости и агрессивности. За два месяца рейтинг Путина вырос на 20 процентных пунктов — с 65% в январе 2014 года до 87% в марте. Одновременно произошел перелом в общественном отношении к европейским странам и США. По данным Левада-центра, в январе 2015 года доля негативно настроенных по отношению к Евросоюзу достигла рекордных 71%, а недоброжелательно настроенных по отношению к США — 81%. А ведь в марте 2011 г., например, 62% россиян благосклонно относились к ЕС, а 54% положительно относились к США7 9.0005

С тех пор путинский режим, фактически поставивший страну на военную основу, рассматривал внешнюю политику как главное средство достижения большей внутренней социальной сплоченности. Как объяснил тогда социолог Лев Гудков, речь Путина на Мюнхенской конференции по безопасности в 2007 году уже придала российской внешней политике «черты геополитической миссии» с ее пылким посланием Западу, получившему название «немощный и на склоне лет». , с утраченным чувством традиции и морали. Этот подход закрепился, когда Путин вернулся в Кремль в 2012 году, и особенно после аннексии Крыма: «Благодаря силе национального духа, сохранению христианских ценностей и мощной обновленной армии Россия возродилась как « великая держава… У нее есть свои интересы и право на власть, легитимированные ее проверенным временем вкладом в благополучие народов Европы, освобожденных от фашизма»8. В отдельном интервью Путин хвастался, что «мы сильнее, чем кто угодно, потому что мы правы. Сила лежит в истине. Когда у русского есть чувство собственной правоты, он непобедим»9.

Посткрымская кампания ознаменовалась тем, что, помимо пропаганды идеи традиционно «враждебного» Запада, российские власти стали продвигать весьма отчетливый образ Западной Европы как источника чуждых ценностей и рассадника аморальности. Цели кампании позволили государству — наряду с православной церковью, которая традиционно также придерживается антизападных и антилиберальных взглядов, — еще больше вмешиваться в частную жизнь граждан России, укрепляя таким образом «консервативные» ценности. Последним примером этого стал закон о декриминализации домашнего насилия, ратифицированный президентом 7 февраля 2017 г.10

Ослабление поддержки путинского режима проявилось в массовых демонстрациях 2011–2012 годов, проведенных в знак протеста против фальсификации выборов и возвращения Путина на третий президентский срок. Это побудило власти объявить войну оппозиционным им представителям гражданского общества. Неслучайно в Стратегии национальной безопасности России, утвержденной указом президента в конце 2015 г., «деятельность зарубежных и международных неправительственных организаций выделена в числе основных угроз безопасности государства и российского общества». . Среди других названных угроз были «финансово-экономические органы и лица, стремящиеся дестабилизировать внутриполитическую и социальную ситуацию в стране, спровоцировать «цветные революции», разрушить традиционные русские духовно-нравственные ценности»11 9.0005

Основным способом его дискредитации стало утверждение о том, что протестное движение является проводником антироссийских интересов Запада. С 2012 года в России были приняты десятки репрессивных законов, ущемляющих конституционные права и свободы граждан. К ним относятся закон о некоммерческих организациях, «иностранных агентах» и закон о государственной измене, возродившие антизападную риторику времен холодной войны. После аннексии Крыма демонизация несогласных достигла пика, их открыто окрестили «пятой колонной».В начале марта 2014 года Путин заявил, что «некоторые западные политики угрожают нам не только санкциями, но и перспектива обострения внутренних проблем. Не мешало бы узнать, что именно они имеют в виду: деятельность какой-то пятой колонны — различных «национал-предателей»».0005

Официальная политика памяти

Апелляция к патриотическим чувствам и «национальной идее» привела к тому, что прошлое приобрело все большее значение в легитимации режима. С одной стороны, власти стремились продемонстрировать неразрывную связь с многовековой историей России, подчеркивая необходимость примирения и национального единства; с другой стороны, они выразили намерение активно сопротивляться любым попыткам критически осмыслить прошлое или предложить альтернативную интерпретацию исторических событий.

Отмеченная выше тенденция отчетливо проявляется в официальных заявлениях по мере приближения столетия революции 1917 года. Они приходят как серия копий под копирку. «Мы должны усвоить уроки истории в целях примирения и укрепления социального, политического и гражданского согласия, которого мы достигли на сегодняшний день. Недопустимо […] спекулировать на трагедии в интересах личной, политической или иной выгоды, — заявил Путин в своем ежегодном послании Федеральному Собранию 1 декабря 2016 года. — Память об этих страшных событиях не должна стать дополнительный источник раскола в нашем обществе», — заявил в начале января 2017 года спикер парламента РФ Вячеслав Володин9.0005

Между тем председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров предупредил, что: «Многие представители неофициальной оппозиции будут стремиться провести параллели между 1917 годом и сегодняшним днем, чтобы сказать, что подобная революция «2017 год, по мнению «оранжевых» политтехнологов, должен ассоциироваться с революцией и как политический указатель, провоцирующий социальный раскол. Вот почему нельзя исключать возможность исторической фальсификации и подрывной интерпретации истории». Эти антитеррористические законы вводили уголовное преследование за несообщение о преступлении и позволяли предать суду детей в возрасте 14 лет14 9.0005

Ранее, в мае 2015 года, на круглом столе Российского военно-исторического общества «Сто лет Великой русской революции: интерпретация для [социальной] консолидации» министр культуры Владимир Мединский представил серию «тезисов от имени платформы национального примирения», связанных с предстоящей годовщиной. По мнению министра, мир может быть достигнут через «признание непрерывной линии исторического развития от Российской империи через СССР к современной Российской Федерации»; через «признание трагического характера социального разделения»; «осуждение идеологии революционного террора»; и через «понимание ошибочности расчета на иностранных «союзников» при разрешении внутриполитических споров»15 9.0005

С точки зрения органов государственной власти предстоящий юбилей не требует какой-либо интерпретации причин и следствий революции 1917 года. Вместо этого, судя по тому, что мы видели на сегодняшний день, он будет использован для легитимации и стабилизации режима.

Учитывая потенциальную консолидирующую силу истории, Кремль неустанно и настойчиво требует «правильного» отношения к прошлому. План государственной культурной политики до 2030 г., утвержденный правительством в марте 2016 г., квалифицирует «порчу исторической памяти, негативную оценку значительных периодов истории отечества, [и] распространение ложного представления об исторической отсталость России» как «проявления гуманитарного кризиса, которые могут иметь самые опасные последствия для будущего Российской Федерации»16. Согласно новой Доктрине информационной безопасности России, утвержденной указом президента в декабре 2016 г., необходимо « нейтрализовать психологическое воздействие информации, направленной на подрыв исторических основ и патриотических традиций, связанных с защитой Отечества».17

Истинная цель войны государства против фальсификации истории состоит в том, чтобы подавить любое стремление к критическому осмыслению прошлого, предотвратить критику советского руководства или осуждение советских преступлений.

Закон о запрете «реабилитации нацизма», внесенный в УК в мае 2014 г., как представляется, призван решить эти вопросы.18 Первый обвинительный приговор по этой статье был вынесен Пермским краевым судом 30 июня 2016 г. и осужден металлурга Владимира Лузгина за ссылку в своем аккаунте в социальной сети на статью, которая, согласно решению суда, «содержала информацию о деятельности СССР во время Второй мировой войны, которая, как известно, ЛОЖЬ. То есть утверждение о том, что [войну] развязали коммунисты (т.е. Советский Союз) вместе с Германией». По мнению суда, эта информация противоречит «фактам, установленным в приговоре, вынесенном Нюрнбергским трибуналом»19.

Постоянно настаивая на недопустимости фальсификации истории, сами власти активно способствуют процессу мифотворчества. Не гнушаются они и откровенной подделкой — как в случае с легендой о 28 панфиловцах. Этот рассказ о группе героических гвардейцев, якобы спасших Москву зимой 1941 года, был разоблачен как недостоверный еще в 1948 году Главной военной прокуратурой СССР. Сегодня его снова ревниво оберегают — чтобы не развенчать — и намеренно сакрализуют20. В марте 2016 г. директор Государственного архива Сергей Мироненко был вынужден уйти в отставку вскоре после того, как назвал историю героического подвига панфиловцев 28 Мужчины миф. Осенью 2016 года министр культуры Мединский заявил, что «28 панфиловцев» — это «священная легенда, которую нельзя трогать, а люди, которые это делают, — полнейшие подонки»21 9.0005

Памятник 28 панфиловцам под Москвой. Изображение: Павел Казачков, Flickr.

Министр Мединский также является главой Российского военно-исторического общества (РВИО), созданного в конце 2012 года в соответствии с указом президента Путина «для содействия изучению военной истории Отечества; оспаривать любые попытки его искажения; обеспечить популяризацию достижений военной истории как учебной дисциплины; способствовать патриотическому воспитанию и повышению престижа военной службы». Наряду с реализацией культурной политики, навязанной государством, РВИО также занимается установлением памятников, созданием музеев и изданием книг (в том числе по истории Крыма и Новороссии). Он также финансирует и производит фильмы на историко-патриотические темы (например, фильм «28 гвардейцев-панфиловцев»).

Помимо использования пропагандистских и административных ресурсов для продвижения официальной политики использования памяти, российские власти систематически блокируют открытие архивов и публикацию информации о советской эпохе22. истории советских репрессий или предлагающих «неправильную» с государственной точки зрения интерпретацию исторических фактов. Например, в середине декабря 2016 года в Петрозаводске при чрезвычайно странных обстоятельствах был арестован историк Юрий Дмитриев. Дмитриев также является политическим деятелем, руководителем карельского регионального отделения «Мемориала», инициатором и основателем мемориального комплекса Сандармох. Ему грозит до 15 лет лишения свободы. Его друзья и коллеги считают его арест актом возмездия за настойчивые попытки Дмитриева записать имена людей, репрессированных в годы сталинского террора, и их угнетателей. 23

Возникновение сталинского мифа

Стоит отметить, что в контексте этого идеологического поворота фигура Сталина становится все более заметной как в официальной политике памяти, так и в российском общественном сознании. Пока власти открыто не прославляют Сталина, но их политика и риторика способствуют росту сталинского мифа.

В 2015–2016 годах в Украине сносили памятники Ленину и другим советским лидерам. Тем временем в России, где стоят тысячи советских статуй Ленина, также были воздвигнуты десятки дополнительных новых памятников Сталину. Хотя большинство из них было возведено коммунистами при попустительстве или поддержке местных властей, некоторые из них были открыты в присутствии чиновников самого высокого ранга. В феврале 2015 года Председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин присутствовал на открытии в Ялте групповой скульптуры Сталина, Рузвельта и Черчилля, приуроченной к юбилею встречи «большой тройки» в 1919 году.45.24 А в июле 2016 г. в селе Хорошево Тверской области РВИО установил памятник генералиссимусу возле дома, где останавливался Сталин во время поездки на фронт 4–5 августа 1943 г. Министр культуры и начальник На церемонии открытия присутствовал РВИО Владимир Мединский.25

Государственная пропаганда все чаще связывает фигуру Сталина с победой СССР в Великой Отечественной войне. Это остается краеугольным камнем коллективной памяти и главным источником национальной гордости в России. (В опросе, проведенном в марте 2016 г., 71% респондентов согласились с тем, что «какие бы ошибки и пороки ни приписывались Сталину, главное, что под его руководством наш народ вышел победителем из войны»26.

Более того, среднестатистический россиянин, восприимчивый к государственной пропаганде, сочтет важным, что военные успехи расширили сферу влияния СССР, заставили мир «считаться» с ним и помогли ему обрести статус мировой державы. Кремль также умело использует риторику, язык и символы Второй мировой войны в новых войнах, которые он ведет на Украине и в Сирии. Современные военные операции представлены как «священные войны» — битвы между добром и злом, — в которых Россия является абсолютной силой «добра», как это было, когда она противостояла гитлеровскому фашизму.

Сталин полезен российскому режиму тем, что как подставное лицо за ним скрываются представления о мировой державе, имперской экспансии и великой нации, а также представления о неуправляемости власти и ее неподотчетности обществу. Образ «Лидера» дает положительное представление о приоритете государственных целей над личными интересами. Он узаконивает применение насилия для достижения этих целей и необходимость жертвоприношений для достижения окончательной победы над врагами.

В ходе «болотного дела» (уголовное преследование нескольких десятков участников оппозиционных демонстраций на Болотной площади в Москве накануне инаугурации президента в мае 2012 г.) путинский режим перешел к политике террора инакомыслящих напрямую. Приговоры по Болотному делу (от двух до трех лет лишения свободы) продемонстрировали все возрастающую степень использования Кремлем страха как инструмента внутренней политики27. В этом контексте за образом Сталина скрывается образ ужасающего, безжалостного сила, вызывающая страх, передаваемая из поколения в поколение. В этом контексте он оказывается незаменимым, когда необходимо подавить любую моральную оппозицию нынешнему режиму.

Хотя социологи отмечали усиление позитивного отношения к Сталину еще в начале 2000-х годов, российская интервенция в Крыму привела к качественному изменению общественного восприятия его исторической роли. В период с 2012 по 2015 год доля россиян, считавших, что великие цели оправдывают число жертв сталинской эпохи советских людей, выросла почти вдвое — с 25 до 45 процентов28. В августе 2007 года 72 процента респондентов готовы назвать сталинские репрессии неоправданным политическим преступлением, но в марте 2016 г. только 45% согласились с этим29.Согласно опросу Левада-центра, проведенному в феврале 2017 г., число россиян, симпатизирующих Сталину как историческому лидеру, достигло 46% — самого высокого уровня за шестнадцать лет30.

Аннексия Крыма и военная агрессия в Донбассе спровоцировала конфронтацию между российским государством и мировым сообществом. Эта ситуация привела к качественным изменениям во внешней, а также внутренней политике и привела к созданию фундамента для поддержки ранее существовавшей идеологии, которая фактически некоторое время действовала в России.

Сюда входят: образ врага, противопоставление «своих» и «чужих», милитаризм, подтвержденный победой во Второй мировой войне, видение прошлого как героического мифа, конфликт с теми, кто интерпретирует прошлое «неправильно».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *