Как характеризует кулигин город калинов: Почему нравы города Калинова Кулигин называет жестокими? (по пьесе Островского «Гроза») :: ЕГЭ по литературе

Почему нравы города Калинова Кулигин называет жестокими? (по пьесе Островского «Гроза») :: ЕГЭ по литературе


Город Калинов, являющийся местом действия драмы А.Н. Островского «Гроза», символизирует всю Россию того времени. Яркой характеристикой Калинова являются следующие слова: «жестокие нравы». Так оценивает Калинов его житель Кулигин. Почему же он так отзывается о городе?

Кулигин указывает на то, что в городе не ценят честный труд, так как с его помощью невозможно «заработать больше насущного хлеба», несмотря на то что бедные люди постоянно трудятся и находят только три часа в сутки на сон. Герой справедливо замечает, что те жители Калинова, у которых есть деньги, «стараются бедного закабалить». Кулигин приводит в пример купца Дикого, которому все равно на жалобы своих мужиков, который спокойно говорит городничему о том, что он, не доплачивая мужикам «по какой-нибудь копейке», наживает целые тысячи. А.Н. Островский показывает, что в городе Калинове у бедных людей совсем нет прав, что богатые пользуются трудом бедных ради собственной выгоды, не оплачивая их деятельность.

Как отмечает Кулигин, богатые люди между собой не ладят: враждуют между собой, «подрывают торговлю», причем делают они это не из корысти, а из зависти, завлекают к себе таких приказных, которые «злостные кляузы строчат на ближних», подают друг на друга в суд.


Кулигин говорит Борису, что «когда-нибудь в другое время» расскажет ему про семейную жизнь в городе Калинове. Читатель понимает, о чем хочет сказать Кулигин. Люди старшего поколения не признают общественных изменений, они хотят жить так, как их в свое время приучили, так, как удобно лично им. Кабаниха является главой семейства Кабановых, от ее мнения зависит дальнейшая жизнь членов всей семьи. Она дает себе право распоряжаться жизнью собственных детей, командовать и манипулировать Катериной, делая все возможное, чтобы та подчинялась ее правилам. Являясь самодуршей и тираншей, Кабаниха пытается показать себя окружающим людям с лучшей стороны. Но за маской семейного благополучия скрывается жестокость, которая ломает личности и их жизни.

Кулигин указывает на то, что люди убеждены, что семья – «дело тайное, секретное», поэтому никому не должно быть дела до семьи человека. Кулигин отмечает, что ворота в домах давно уже заперты, но люди не «дело делают, либо богу молятся», а «своих домашних едят поедом да семью тиранят», запираясь не от воров, а от окружающих людей, чтобы те не стали свидетелями таких картин, как заколачивание «домашних так, чтобы ни об чем, что он там творит, пикнуть не смели». Обращаясь к Тихону, Кулигин утверждает: «Маменька-то у вас больно крута». Он дает Тихону совет «своим умом жить». Кулигин видит власть представителей старшего поколения, которые привыкли жить в соответствии с домостроевскими принципами, которые уже устарели. Кулигин не видит возможности жить свободно в городе Калинове, так как люди не могут чувствовать себя свободными даже в собственной семье.

Таким образом, Кулигин называет нравы Калинова «жестокими», так как он видит царящую несправедливость в обществе.



Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Какие черты личности Катерины позволили Добролюбову назвать её «сильным характером»? (по пьесе Островского «Гроза»)
  • Роль массовых сцен в пьесе Островского «Гроза»
  • Какой художественный образ ярче воплощает «жестокость нравов» города Калинова: Дикой или Кабаниха? (по пьесе Островского «Гроза»)
  • Самоубийство Катерины: проявление силы характера или слабости героини? (по пьесе Островского «Гроза»)

  • Жизнь города Калинова в драме А.

    Н. Островского «Гроза» (Гроза Островский А. Н.)

    С первых же сцен драмы А. Н. Островского «Гроза» мы попадаем в мрачную обстановку особого мира, который с легкой руки Н. А. Добролюбова получил название «темное царство».

    В купеческом мире города Калинова, где и разворачиваются драматические события, царят «жестокие нравы». Кулигин, местный механик-самоучка, дает подробную характеристику этих нравов. По его словам, в Калинове не увидеть ничего, кроме грубости и безответной покорности, богатства и «бедности нагольной». Те, у кого «тугая мошна», стараются «бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать», да и между собой враждуют: сутяжничают, кляузничают, «торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти».

    Ярким образным выражением проявлений грубости и вражды, царящих в городе, становится купец Савел Прокофьич Дикой, «ругатель» и «пронзительный мужик», как характеризуют его жители. Это именно его появление дает повод Кулигину произнести монолог о жестоких нравах Калинова. Дикой — невежественный самодур, наделенный упрямством и жадностью, деспот в своей семье и за ее пределами. Терроризирует он и своего племянника Бориса, который «достался ему на жертву». Брань, ругань по любому поводу — это не только привычное обращение с людьми, это его натура, его характер, — содержание всей его жизни. «Унять-то его некому, вот он и воюет».

    Другим олицетворением «жестоких нравов» города Калинова является Марфа Игнатьевна Кабанова — еще один деспот. «Ханжа, — характеризует ее Кулигин, — Нищих оделяет, а домашних заела совсем». Кабаниха твердо стоит на страже патриархальных, домостроевских порядков старины, ревностно охраняет жизнь своего дома от свежего ветра перемен. В отличие от Дикого, она никогда не ругается, у нее свои методы устрашения: она въедливо, как ржа железо, «точит» своих близких. Дикой и Кабанова открыто или под видом благочестия губительно действуют на окружающих, отравляя им жизнь, уничтожая в них светлые чувства,

    делая их своими рабами.

    Потому что для них потеря власти — потеря всего, в чем они видят смысл существования.

    Жизнь Калинова и подобных ему городов России того времени Добролюбов не случайно назвал «темным царством». Основная масса жителей таких городков ведет сонное, спокойное, размеренное существование: «Спать ложатся очень рано, так что непривычному человеку трудно и выдержать такую сонную ночь». По праздникам чинно прогуливаются по бульвару, но «и то один вид делают, что гуляют, а сами ходят туда наряды показывать». Обыватели суеверны и покорны, их не интересуют новые идеи и мысли, а источниками новостей являются странницы и богомолки, скрывающие под своими черными платками «всякую мерзость душевную», такие как Феклуша, которую охотно принимают в домах Калинова. Ее нелепые истории нужны хозяевам города для поддержания своего авторитета и власти. Основой взаимоотношений людей в Калинове является материальная зависимость, вот и Феклуша разносит свои «известия» не бескорыстно: здесь накормят, тут напоят, там одарят.

    Еще одним колоритным выразителем жестоких нравов «темного царства» является полусумасшедшая барыня. Она олицетворяет собой погибшую красоту, мрак и безумие окружающего мира и в то же время грозит гибелью чужой красоте, которая несовместима с уродливостью господствующих порядков.

    Дикой, Кабанова, Феклуша, полусумасшедшая барыня — все они выражают худшие стороны уходящего мира, переживающего свои последние времена. Но к нашему прошлому с самобытной культурой эти персонажи никакого отношения не имеют. С другой стороны, то, что в настоящем Кулигину представляется страшным и безобразным, таким как Феклуша кажется прекрасным: «Блаалепие, милая, блаалепие! Красота дивная!.. В обетованной земле живете!» И наоборот: то, что для Кулигина представляется дивным и великолепным, барыне видится как гибельный омут.

    Островский в пьесе показал не только нравы города Калинова, но и воссоздал атмосферу калиновского-быта, подобрав для этого соответствующие детали и краски. Ощущение надвигающейся грозы, когда «все небо обложило», «ровно шапкой так и накрыло», давит, словно передает вечные, незыблемые законы страшного мира, где человек человеку волк.

    Поэтому Кулигин и восклицает: «Никогда нам, сударь, не выбраться из этой норы!.. Несть конца мучениям».

    Но в этих условиях, ломающих и парализующих волю, живут и представители молодого поколения. Кто-то, как Катерина, тесно связан с укладом города и зависит от него, живет и мучается, стремится вырваться из него, а кто-то, как Варвара, Кудряш, Борис и

    Тихон, смиряется, принимает его законы или находит способы примириться с ними.

    Тихон — недалекий, бесхарактерный, не отличается ни особым умом, ни деликатностью, ни нежностью. Свой робкий протест он топит в вине и разгуле, потому что на большее он не способен. Борис, «молодой человек, порядочного образования», единственный, кто не принадлежит к калиновскому миру по рождению и воспитанию, не понимает местных обычаев, но он покорный, трусливый, не способный ни защитить себя от оскорблений Дикого, ни «противиться пакостям, которые делают другие». Веселая и жизнерадостная Варвара приспособилась, научилась хитрить, чтобы не подчиняться матери.

    Она бежит с Кудряшом, который хорошо знаком с нравами купеческой среды, но живет легко, не задумываясь.

    Кулигин, который в пьесе выступает «обличителем пороков», сочувствует бедным, он озабочен тем, чтобы улучшить жизнь людей, получив награду за открытие вечного двигателя. Он противник суеверий, поборник знаний, науки, творчества, просвещения, однако своих собственных знаний у него недостаточно. Активного способа противостоять самодурам он не видит, а потому предпочитает покориться. Понятно, что это не тот человек, который способен привнести новизну и свежую струю в жизнь города Калинова.

    Среди действующих лиц драмы нет никого, кто не принадлежал бы к калиновскому миру. Купцы, конторщики, барыня с двумя лакеями, странница и горничная, бойкие и кроткие, властные и подначальные — все они вращаются в сфере понятий и представлений замкнутой патриархальной среды. Эти лица необходимы для лучшего понимания того положения, которым определяется смысл деятельности главных персонажей. Из всех действующих лиц — жителей города Калинова — только Катерина вся устремлена в будущее. По словам академика Н. Н. Скатова, «Катерина воспитана не только в узком мире купеческой семьи, она рождена не только патриархальным миром, а всем миром национальной, народной жизни, уже выплескивающимся за границы патриархальности, уже ищущим новых горизонтов».

    А. Н. Островского по праву считают певцом купеческой среды, отцом русской бытовой драмы, русского театра. Его перу принадлежат около 60 пьес, из которых наиболее известны такие, как «Бесприданница», «Поздняя любовь», «Лес», «На всякого мудреца довольно простоты», «Свои люди – сочтемся», «Гроза» и многие другие.

    А. Н. Добролюбов назвал пьесу Островского «Гроза» самым решительным произведением, так как «взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до трагических последствий… В «Грозе» есть что-то освежающее и ободряющее. Это что-то и есть, по нашему мнению, фон пьесы». Кто же составляет этот фон? Второстепенные персонажи. Так, постоянная спутница Катерины, главной героини пьесы, Варвара, сестра мужа Катерины, Тихона Кабанова. Она – оппонент Катерины. Главное ее правило: «делай что хочешь, только бы все шито да крыто было». Варваре не откажешь в уме, хитрости и легкости, до замужества ей хочется везде успеть, все попробовать, потому что она знает, что «девки гуляют себе, как хотят, отцу с матерью и дела нет. Только бабы взаперти сидят». Ложь для нее – норма жизни. В разговоре с Катериной она прямо говорит об этом: Катерина: – Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу. Варвара: – Ну а без этого нельзя… У нас весь дом на этом держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало. Варвара приспособилась к темному царству, выучила его законы и правила. В ней чувствуется властность, сила, желание обманывать. Она, по сути, будущая Кабаниха, ведь яблоко от яблони недалеко падает. Дружок Варвары, Кудряш Иван, ей под стать. Он единственный в городе Калинове, кто может ответить Дикому. «Я грубиян считаюсь; за что же он меня держит? Стало быть, я ему нужен. Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится…», – говорит Кудряш. В разговоре он ведет себя развязно, бойко, смело, хвастает своей удалью, волокитством, знанием «купеческого заведения». Кудряш – второй Дикой, только он еще пока молод.

    В конце концов Варвара и Кудряш покидают «темное царство», но означает ли этот побег, что они полностью освободились от старых традиций и законов и станут источником новых законов жизни и честных правил? Вряд ли. Теперь, очутившись на свободе, они скорее всего будут сами пытаться стать хозяевами жизни.

    Давайте теперь обратимся к истинным жертвам «темного царства». Так, муж Катерины Кабановой Тихон – безвольное, бесхарактерное существо. Он во всем слушается свою мать и подчиняется ей. Он не имеет четкой жизненной позиции, мужества, смелости. Его образ полностью соответствует данному ему имени – Тихон (тихий). Молодой Кабанов не только не уважает себя, но и позволяет своей маменьке беспардонно относиться к его жене. Особенно ярко это проявляется в сцене прощания перед отъездом на ярмарку. Тихон слово в слово повторяет все наставления и нравоучения матери. Кабанов ни в чем не мог противостоять своей матери, потихоньку спивался и тем самым становился еще более безвольным и тихим. Конечно, Катерина не может любить и уважать такого мужа, а душа ее жаждет любви. Она влюбляется в племянника Дикого, Бориса. Но полюбила его Катерина, по меткому выражению Добролюбова, «на безлюдье», ведь по сути своей Борис мало чем отличается от Тихона. Разве что чуть-чуть образованнее. Безволие Бориса, его желание получить свою часть бабушкиного наследства (а получит он ее только в том случае, если будет почтителен с дядюшкой) оказались сильнее, чем любовь.

    В темном царстве большим почтением и уважением пользуется странница Феклуша. Рассказы Феклуши о землях, где живут люди с песьими головами, воспринимаются как неопровержимые сведения о мире.

    Но не все так мрачно, встречаются в «темном царстве» и живые, сочувствующие души. Это механик-самоучка Кулигин, отыскивающий вечный двигатель. Он добр и деятелен, одержим постоянным желанием сделать что-то полезное для людей. Но все его благие намерения наталкиваются на толстую стену непонимания, безразличия, невежества. Так, на попытку поставить на дома стальные громоотводы, он получает яростный отпор Дикого: «Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости господи, обороняться».

    Кулигин является в пьесе резонером, в его уста вложено осуждение «темного царства»: «Жестокие, сударь, нравы в нашем городе, жестокие… У кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег нажить…» Но Кулигин, так же как и Тихон, Борис, Варвара, Кудряш, приспособился к «темному царству», смирился с такой жизнью, он всего лишь прижившееся тело в «темном царстве».

    Второстепенные персонажи, как уже было сказано, – это фон, на котором разворачивается трагедия отчаявшейся женщины. Каждое лицо в пьесе, каждый образ был ступенькой в той лестнице, которая привела Катерину на берег Волги, к смерти.

    Чья точка зрения мне ближе? (По статьям Н. А. Добролюбова «Луч света в темном царстве» и Д. И. Писарева «Мотивы русской драмы»)Характеристика образов: Катерина и Варвара в драме «Гроза»Основная идея произведения «Гроза»Характеристика персонажа: Варвара КабановаЕкатерина в драме «Гроза»Сравнение образов: Дикой и КабанихаЧьё толкование образа Катерины Кабановой — Н.А. Добролюбова или Д.И. Писарева — следует считать наиболее вернымБыт и нравы города Калинова в пьесе А. Н. Островского «Гроза»История создания и анализ драмы «Гроза» Островского А.Н.Борис и Тихон в пьесе Островского «Гроза»Смерть Катерины – поражение или победа над «Темным царством»Хозяева и жертвы «темного царства»Катерина и Варвара. Сравнительная характеристика героинь драмы А. Н. Островского «Гроза»Катерина и Лариса. Сравнительная характеристика героинь пьес А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница»Характеристика образа Феклуши в с пьесе «Гроза»Конфликт поколений в драме Островского «Гроза»Темы «горячего сердца» и «темного царства» в драме А. Н. Островского «Гроза»Основной конфликт пьесы «Гроза»Лариса и Катерина сходства и различияПортретная характеристика Катерины и Ларисы в пьесе «Гроза»Главные персонажи в драме А.Н. Островского «Гроза»Нравы дома Кабановых в драме А.Н. Островского «Гроза».Личность Катерины в оценке русских критиков и мое отношение к образу главной героини драмыИдейная кульминация пьесы «Гроза»Гроза Островский А.Н. Катерина — луч света в темном царствеЗначение символов в пьесе Островского «Гроза»Представители темного царства в пьесе «Гроза»Трагедия Катерины (по пьесе А. Н. Островского «Гроза»)Название драмы Островского «Гроза»Город Калинов (по пьесе А. Н. Островского «Гроза»)Взаимосвязь персонажей: Катерина и КабанихаСравнение персонажей: Катерина и Марфа Игнатьевна Кабановы«Гроза» – это отражение жизни русской провинцииПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОГО ДОЛГА В ПЬЕСЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»Дикой и Кабаниха. Характеристика героев А. Н. Островского из драмы «Гроза»Почему погибла Катерина (по драме А. Н. Островского «Гроза»)Самоубийство — это протест или слабость?Отзыв о спектакле по пьесе А. Н. Островского «Гроза»«Трагедия совести» в пьесе А. Н. Островского «Гроза»Анализ образов Катерины и ТихонаИзображение «жестоких нравов» «темного царства» в пьесе «Гроза» А. Н. ОстровскогоОбразы действующих лиц в драме А.Н. Островского «Гроза»Что означает самоубийство Катерины – ее победу или поражение (по драме А. Н. Островского «Гроза»)СИЛА ХАРАКТЕРА КАТЕРИНЫ И ТРАГИЧЕСКАЯ ОСТРОТА ЕЕ КОНФЛИКТА С «ТЕМНЫМ ЦАРСТВОМ» В ДРАМЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА». ОБРАЗ КАТЕРИНЫ В ОЦЕНКЕ Н. А. ДОБРОЛЮБОВАОбраз «жестокого мира» в драматургии А.Н Островского. (По пьесе «Гроза» или «Бесприданница».)Тёмное царство в драме Островского «Гроза»: Дикой и КабанихаПроблема любви в драме А. Н. Островскою \’Гроза»Последнее свидание Катерины с Борисом. (Анализ сцены из 5 действия драмы А. Н. Островского «Гроза»)Темное царство в драме «Гроза»Катерина и Борис в драме А. Н. Островского «Гроза»Тема любви в «Грозе» А. Н. ОстровскогоТипичность образов: Дикой и Кабаниха в пьесе «Гроза»Мастерство речевых характеристик в драме А. Н. Островского «Гроза»Авторская позиция через ремарки в пьесе «Гроза»Почему мне нравится образ Катерины в пьесе А. Н. Островского «Гроза»Место образа Катерины в пьесе «Гроза» Островского А.Н.Образы самодуров в драме А. Н. Островского «Гроза»Тема греха, возмездия и покаяния в пьесе А.Н. Островского «Гроза»Образ «жестокого мира» в драматургии А. Н. Островского (по пьесе «Гроза»)Слабые и сильные характеры в драме Гроза«Темное царство» в драме А.Н.Островского «Гроза»: Дикой и КабанихаТема греха в драме Островского «Гроза»Образ Катерины и средства его создания в драме А.Н. Островского «Гроза».Трагедия Катерины в пьесе А. Н. Островского «Гроза»Судьба Катерины в пьесе А. Н. Островского «Гроза»Борис: «Эх, кабы сила!» (о пьесе «Гроза» А. Н. Островского)Образ Екатерины, его идейный смысл в драме А.Н. Островского «Гроза»Образ и характеристика главной героини пьесы «Гроза»Две Катерины (по пьесе А.Н. Островского «Гроза» и очерку Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»)Сочинение по драме «Гроза» или Темное царство в драме «Гроза»Место Катерины среди других лиц драмы «Гроза»Описание «Грозы» МайковаБыл ли выход у Катерины Кабановой? (по пьесе А. Н. Островского «Гроза»)Дикой — главная фигура в КалиновеНравственные проблемы в пьесах А.Н.Островского (на примере драмы «Гроза»).Мотив совершенной замкнутости калиновского мира (Гроза)Характер Катерины раскрыт в сложных взаимосвязях с другими персонажами драмыТема самодурства в пьесе А. Н. Островского «Гроза» (План)Душевная драма КатериныИзображение купеческого быта и нравов вдрамеА. Н. Островского «Гроза»Женские образы в пьесах А. Н. Островского «Гроза» и «Лес»Образ главной героини в пьесе «Гроза»Жанровая природа и основной конфликт драмы А. Н. Островского «Гроза»Почему Н. А. Добролюбов назвал Катерину «сильным русским характером»Роль эпизодических персонажей в пьесе «Гроза»Была ли любовь Катерины Кабановой из пьесы А. Н. Островского «Гроза» преступлениемВ «темном царств» (драма Островского «Гроза»)Художественные функции пейзажа в пьесах А.Н.Островского «Гроза» и А.П.Чехова «Вишневый сад»Проблематика пьес Островского «Гроза» и «Лес»Слабые и сильные характерыОбраз КулигинаТрагическая сторона конфликта Катерины с «темным царством»СИМВОЛИКА ИМЕН В ПЬЕСАХ А. Н. ОСТРОВСКОГО , И .Женские образы (по пьесам «Свои, люди — сочтемся!», «Гроза», «Бесприданница»)Варвара и Катерина в драме А.Н.Островского “Гроза”Так что же это за такое «темное царство»Разговор Дикого и КабанихиЛюбовь и милосердие (о пьесе «Гроза» А. Н. Островского)Конфликт вольнолюбивой личности с «темным царством» в драме А. Н. Островского «Гроза»Характер конфликта и его развитие в пьесе Островского «Гроза»Сравнение сюжета пьес Островского «Гроза» и Чехова «Вишневый сад»Обреченность «темного царства»Роль второстепенных персонажей в художественной структуре пьесы «Гроза»Анализ финальной сцены драмы А.Н.Островского «Гроза» 2ГОРОД КАЛИНОВ. КЛИМАТ, ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ОБЫЧАИ.(по драме А.Н.Островского «Гроза»)Сила характера Катерины и трагическая острота ее конфликта с «Темным царством» в драме А. Н. Островского «Гроза». Образ Катерины в оценке Н. А. ДобролююбоваТрагедия женской судьбыКатерина в кругу героев пьесы «Гроза»Какие события побудили к самоубийству Катерину в пьесе «Гроза»Роль внутреннего монолога в создании характера героя. (По одному из произведений русской литературы XIX века.)Катерина — протагонист, а Кабаниха — антагонист трагедииХарактер действия в драме А. Островского «Гроза»Дикой и Кабаниха«Трагедия совести» (по пьесе Островского «Гроза»)Незаурядность натуры Катерины (по драме Островского «Гроза»)О гибели жаждавшей воли в пьесе «Гроза»Не главные персонажи в пьесе Островского «Гроза»Значение второстепенных персонажей в драме Островского «Гроза»ОСОБЕННОСТИ КОНФЛИКТА В ПЬЕСЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА».Второстепенные персонажы в драме Островского «Гроза».Такие разные женские лица (по пьесам «Свои люди — сочтемся!», «Гроза»)Жанр драмы А. Н. Островского «Гроза»Образ Катерины, соотнесен с образом Кабанихи«Маленький человек» в мире Островского (по пьесе «Бесприданница»)Название «Гроза» можно рассматривать с нескольких позицийВ центре пьесы — общественно-политический конфликтСочинение на тему «Размышления о «Темном царстве» в драме А.Н.Островского «Гроза»Художественное своеобразие пьесы «Гроза» А. Н.ПРОБЛЕМА ПОКАЯНИЯ В ПЬЕСЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО .ХАРАКТЕР, КОНФЛИКТ И ОСОБЕННОСТИ СЦЕНИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ В ДРАМЕ .АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ И СРЕДСТВА ЕЕ ВЫРАЖЕНИЯ В ПЬЕСЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО .Что указывает на недолговечность власти «самодуров» в пьесе Островского «Гроза»Художественный метод в драме «Гроза» ОстровскогоДве судьбы, две трагедии (Леди Макбет Мценского уезда» и «Гроза»)Характер Катерины в пьесе А. Н. Островского «Гроза»«Темное царство» и его жертвы (по пьесе А. Н. Островского «Гроза»)Красота души Катерины»РЕШИТЕЛЬНЫЙ, ЦЕЛЬНЫЙ, РУССКИЙ ХАРАКТЕР» КАТЕРИНЫ (сочинение по драме А.Н.Островского «Гроза»)Пьеса А. Н. Островского «Гроза»Такие разные женские лица (по пьесам «Гроза» и «Бесприданница»)Бытовой образ провинции в пьесе Александра Островского «Гроза»Художественное своеобразие пьесы Островского «Гроза»События и характеры в образах персонажей драмы «Гроза»Кто составляет фон пьесы «Гроза»Два художественных символа пьесы «Грозы»Народные истоки характера КатериныХарактер, конфликт и особенности сценического действияВарвара: «Я много разговаривать не люблю. ..» (о пьесе «Гроза» А. Н. Островского)Характер это есть способность действовать по принципам Сочинение по пьесе «Гроза»Характер снов в пьесе А. Н. Островского «Гроза»Катерина и Лариса: кто сильнее (пьесы «г А.Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница»)Без идеала нет твердого направления, а нет направления — нет жизни». Л.Н.Толстой. (По одному из произведений русской литературы. — А.Н.Островский. «Гроза».)Анализ финальной сцены драмы А.Н.Островского «Гроза» 3Гроза над КалиновомЗначение второстепенных персонажей в драме А. Н. Островского «Гроза»Личностное осмысление образа Катерины в пьесе А. Островского «Гроза»Тихон Кабанов: «Что я за несчасный такой человек?»В чем проявлюсь душевное смятение Катерины в пьесе «Гроза»А. Н. Островский. Путь греха Катерины Кабановой и Катерины ИзмайловойСудьбы трех женщин: Катерины, Варвары, ЛарисыНа чьей стороне автор пьесы «Гроза»Нужна ли гроза в темном царстве (по пьесе А. Н. Островского)Интересные подробности жизни и творчества А. Н. ОстровскогоРОЛЬ РЕМАРОК В ПЬЕСЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА».На чьей стороне драматург? (по пьесе Островского «Гроза»)Анализ финальной сцены драмы А.Н. Островского «Гроза» 1Осуждение нравственной слабости драме Островского «Гроза»Кризис патриархального мира в драма «Гроза»Проблема народного характера в драме «Гроза»Как попала Катерина в семью КабанихиСила характера КатериныЖенские образы в пьесах А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница»Система образовОбраз Катерины в по пьесе А. Н. Островского «Гроза»ГЕРОИНИ ПЬЕС ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА», «БЕСПРИДАННИЦА», «СНЕГУРОЧКА»Конфликт сценического действия в драме «Гроза»Радость жизни Катерины в пьесе ГрозаМожно ли Кулигина считать положительным героемТипичные представители «темного царства» в драме «Гроза»Душевная драма Катерины (По пьесе А. Н. Островского «Гроза»)Проблема народного характера в драме «Гроза» ОстровскогоТема греха возмездия и покаяния в пьесе Островского «Гроза»Катерина и Варвара в драме Островского «Гроза»Протест Катерины в драме «Гроза»

    Драма Островского, краткое содержание.

    «Гроза» по действиям

    Вклад Александра Николаевича Островского в русскую драматургию трудно переоценить. Свидетельством признания его заслуг перед отечественным театром стало ученое звание члена-корреспондента Петербургской Академии наук. Его дом гостеприимно открывал двери Льву Толстому, Ивану Сергеевичу Тургеневу, Федору Михайловичу Достоевскому, Петру Ивановичу Чайковскому. Народную известность ему принесла драма «Гроза». Предметом данной статьи является ее краткое содержание. Действие «Гроза» (а их в драме 5) происходит в выдуманном волжском городе Калинове.

    Действие 1. Характеристика города Калинова

    Первое действие происходит в саду, разбитом на берегу Волги. Разговаривает инженер-самоучка Кулигин с приказчиком купца Савела Прокофича Дикого — Ваней Кудряшем. Позже к ним присоединился образованный племянник Дикого — Борис. Мы слышим от них емкую и беспристрастную характеристику порядка в этом уездном городе. Здесь процветает произвол Дикого, с одной стороны, и ханжеская мораль купчихи Марфы Игнатьевны Кабановой (по прозвищу Кабаных), с другой. Уайлд, как очевидно, планирует присвоить часть наследства, принадлежащего Борису.
    В городе процветает хамство и иезуитизм. Ее проповедуют самые зажиточные горожане. Если Савел Прокофьич нагло издевается над своими служащими с криком и руганью, постоянно не выплачивая им жалованья, то своих домашних (невестку Катерину, сына Тихона и дочь Варвару) Марфа Игнатьевна титрует более тонко — постоянными упреками и поучениями. . В то же время каждый ее выпад Кабаных может объяснить «по понятиям»: мол, так оно и есть и т. д. Ее нравы «непробиваемы». Не случайно с этой нелестной оценки устоев города начинается «Гроза». Краткое изложение действий в будущем полностью основано на этом исчерпывающем описании.

    Действие 2. В доме Кабанихи

    Становимся свидетелями действия в доме купца Кабанихи. Странник Феклуша беседует с дворовой девицей Глашей. Юродивый восхваляет щедрость дома Кабановых и старается заинтересовать слушателей примитивными выдумками о быте в «дальних странах». Иронично изображает шарлатанство пьесы Островского «Гроза». Краткое содержание глав показывает нам настоящего виновника трагедии.
    Дочь купца Варвара небрежно играет роль Хранилища. Ее племяннику Катерине понравился племянник Дикого Борис. Муж Екатерины Тихон уходит по делам. Его сестра, жизненные убеждения которой — «все возможно, если концы в воду», собирая брата в дорогу, попутно клевещет на его жену Екатерину в измене. Для этого она придумала хитрую «комбинацию» с подменой материнского ключа от ворот.

    Катерина по-своему пытается сохранить верность мужу. Он просит Тихона взять ее с собой. А когда он отказывается, то, как и в случае с народом, пытается связать себя клятвой, через которую не может перешагнуть. Но здесь ее прерывает узколобый Тихон.

    Шаг 3. Дата

    Встреча Катерины и Бориса – основная идея этого эпизода драмы, ее краткое содержание. «Гроза» по действиям происходит в разных местах провинциального Калинова. Вы можете увидеть улицу перед домом Кабанихи. Сначала пьяный Савел Прокофьевич «спаривается» с купцом. Правда, «одни полевые ягоды» скоро примирятся. То их сменяет философствующий Кулигин, то целующаяся парочка — Кудряш и Варвара. Чрезмерно инициативная Варя назначает Борису от имени Катерины свидание возле сада Кабановых в овраге. И, наконец, происходит само свидание. И Кудряша с Варварой и Борисом и Катериной назначают его на то же место. Однако затем пары расходятся. Катерина страстно признается Борису в любви. Однако, как видите, отношение к любви меркантильное, потребительское. Он не понимает, но, скорее всего, не может понять, каким сокровищем является душа Катерины. Он не прошел испытание любовью, маленький человек. Ослепленная чувством Катерины, она, конечно, не замечает этих нюансов.

    Шаг 4: Кульминация

    Заблуждение и расплата — так бывает со многими драмами. «Гроза» действиями подводит нас к своему апогею. Идет дождь, а Калинова охватывает гроза. В начале действия мещанин Кулигин доказывает купцу Дикию необходимость поселения в городе громоотводов. Но хитрый скряга по-хамски обижает инженера-самоучку и переводит разговор на то, что гроза — кара Господня. Впрочем, так думают многие. Дрожа от молнии совершила прелюбодеяние Катерина. Ее не успокаивают увещевания Кулигина о природе электричества. Иногда того, чего боялась Варвара: испугавшись уговоров сумасшедшей дамы, явившейся чертом из табакерки в сопровождении лакеев, Катерина признается Тихону в измене мужа. Стоит ли ждать от него великодушия? Едва ли.

    Акция 5. Трагедия

    «Может ли быть счастье там, где царят унижение и лицемерие?» — незримо слышим мы риторический вопрос драматурга, читающего краткое содержание. «Гроза» по действиям тщательно прорисовывает образы героев, давая им исчерпывающую характеристику. Пьяный Тихон разговаривает с Кулигиным. Описывает, как пил пил во время поездки в Москву, что за измену «немного побил» Екатерину. (Так говорила мне мама.) Я рад, что Борис дядя Савел Прокофьич посылает Бориса в Сибирь. Из его слов мы узнаем, что Варя бежала в Кудряш от мелкого произвола матери Марфы Игнатьевны.

    В это время Катерина ищет встречи с Борисом. Увидев его, он уговаривает меня взять ее с собой в путешествие по Сибири. После отказа она смиренно просит юношу помолиться за ее грешную душу. Но даже это не проникает в безвольного юношу. Его последняя фаза глубоко показательна: «Ах, если бы это была сила!» Это фраза о полном моральном банкротстве. Катерина не хочет возвращаться в опостылевший дом Кабанихи, прыгает в Волгу и тонет в ней. Кулигин обвиняет Марфу Игнатьевну и Тихона в немилосердии к Катерине. Тихон винит мать, считая себя несчастным.

    выводы

    Потрясенный силой таланта драматурга, критик Добролюбов написал блестящую статью «Гроза» о «Луче света в темном царстве». В нем он показал, что несбывшиеся мечты о счастье в браке, а также пагубное положение в доме Кабановых привели Екатерину к самоубийству. Причем этот поступок в понимании Добролюбова приобрел черты личностного протеста. Критик Писарев с ним не соглашался, указывая на неразвитость ума, интуицию и повышенную эмоциональность Катерины, что привело ее к смертному греху. Однако о споре между этими двумя видными критиками можно судить по словам классика Гончарова о том, что «доброе сердце» ценнее изощренного ума.

    Главные герои романа Островского «Гроза». Характеристика героев спектакля «Гроза» Сообщение об одном из героев драмы «Гроза

    » «Гроза», как известно, дарит нам идиллию «темного царства», которая мало-помалу освещает Островского своим талантом Люди, которых вы здесь видите, живут в благословенных местах: город стоит на берегу Волги, весь в зелени, с крутых берегов видны дальние районы, покрытые деревнями и нивами, благословенный летний день так и манит к берегу, к воздух, под открытым небом, под этот ветерок, что освежающе дует с Волги… И жители, наверняка, иногда прогуливаются по бульвару над рекой, хотя уже присмотрелись к красотам волжских видов; вечером сидят на кучах ворот и ведут благочестивые беседы; но больше времени проводят дома, занимаясь хозяйством, едой, сном — ложатся спать очень рано, так что непривычному человеку трудно выносить такие сонная ночь, как они просят себя. Но что им делать, как не спать, когда они сыты? Жизнь их течет ровно и мирно, никакие интересы мира их не тревожат, потому что они их не достигают; королевства могут рушиться, открываться новые страны, лик земли может меняться как ему угодно, мир может начать новую жизнь на новой основе — жители городка Калинова продолжат существовать в полном неведении остальных мир. Время от времени до них будет доходить неопределенный слух, что Наполеон с двумя или десятью языками восстает снова или что родился антихрист; но и к этому относятся скорее как к любопытству, как известие о том, что есть страны, где все люди с собачьими головами; качают головою, выражают удивление чудесам природы и идут есть… древняя Русь времен Даниила Странника*, только из странников, да и тех ныне мало настоящих; приходится довольствоваться теми, которые «сами, по слабости своей, далеко не ходили, а много слышали», как Феклуша в «Грозах». От них только жители Калинова узнают о том, что происходит в мире; иначе бы они думали, что весь мир такой же, как их Калинов, и что совершенно невозможно жить иначе, чем они. Но сведения, предоставленные Феклушами, таковы, что они не способны внушить огромное желание обменять свою жизнь на другую.

    Феклуша принадлежит к патриотической и крайне консервативной партии; ей хорошо среди благочестивых и наивных калиновцев: ее и почитают, и лечат, и снабжают всем необходимым; она может серьезно уверять, что самые ее грехи связаны с тем, что она выше других смертных: «простых людей, — говорит, — всех смущает один враг, а нам, странным людям, кому шестеро, кому назначено двенадцать, поэтому мы должны преодолеть их всех. И ей верят. Понятно, что простой инстинкт самосохранения должен заставить ее не говорить доброго слова о том, что происходит в других землях. в глуши графства — сколько удивительных сведений о неверных и грязных королевствах, сколько рассказов о тех временах, когда людей сжигали и пытали, когда разбойники грабили города и т. д., и как мало сведений о европейской жизни, о Даже в так называемом образованном обществе, в европейском народе, во множестве энтузиастов, любовавшихся новыми парижскими улицами и Мабилем, не найдете ли вы почти такого же числа добропорядочных знатоков, запугивающих своих слушателей тем, что нигде, кроме Австрии, во всей Европе порядка нет и справедливости не сыскать!. . Все это приводит к тому, что так положительно выражает Феклуша: «бла-але-пи, дорогая, бла-алепи, чудная красота! Да что я могу сказать — вы живете в земле обетованной! Несомненно так и выходит, как разобраться в том, что происходит в иных землях. Послушайте Феклушу:

    «Говорят, есть такие страны, милая девушка, где нет православных царей, а землёй правят салтаны. В одной земле восседает на троне турецкий Салтан Махнут, а в другой — персидский Салтан Махнут; а они судят, милая, над всеми людьми, и что бы они ни судили, все не так. И они, милая девушка, не могут судить ни по одному делу праведно — им установлен такой предел. Наш закон праведен, а их, голубушка, неправедна; что по нашему закону получается так, а по своему все наоборот. И все их судьи в их странах также все неправедны; так им, голубушка, и в своих просьбах пишут: «Суди меня, судия неправедный!» А еще есть земля, где все люди с собачьими головами.

    «Почему так с собаками?» — спрашивает Глаша. — За измену, — коротко отвечает Феклуша, считая дальнейшие объяснения излишними. Но Глаша и этому рада; в томном однообразии своей жизни и мыслей ей приятно услышать что-то новое и оригинальное. В душе ее смутно пробуждается мысль, «что все-таки люди живут иначе, чем мы; у нас конечно лучше, но кто знает! Ведь и мы нехороши; но о тех землях мы еще мало знаем; только слышишь что-то от добрых людей»… И в душу закрадывается желание познавать все более и более разумно. Это ясно для нас из слов Глаши об уходе странника: «Вот какие-то другие земли! Там чудес на свете нет!А мы тут сидим,ничего не знаем.Все же хорошо,что есть добрые люди;нет,нет,да и вы услышите,что творится в белом мире;иначе бы они умерли, как дураки». Как видите, неправедность и неверность чужих земель не вызывает у Глаша ужаса и негодования; ее интересуют только новые сведения, которые кажутся ей чем-то таинственным — «чудесами», как она выражается. Вы видите, что она не довольствуется объяснениями Феклуши, возбуждающими в ней только сожаление о своем невежестве. Она явно на полпути к скептицизму. Но куда ей держать недоверие, когда оно постоянно подтачивается историями вроде Феклушиных? Как она может дойти до правильных понятий, хотя бы даже до разумных вопросов, когда ее любопытство замыкается в такой круг, который очерчен вокруг нее в городе Калинове? К тому же не только не осмелилась бы она поверить и подвергнуть сомнению, когда люди постарше и получше так положительно успокаиваются в убеждении, что принятые ими понятия и образ жизни являются лучшими в мире и что все новое происходит от злых духов? Страшно и трудно каждому новичку пытаться идти против требований и убеждений этой темной массы, страшной своей наивностью и искренностью. Ведь проклянет она нас, побежит, как чума, — не по злобе, не по расчетам, а по глубокому убеждению, что мы антихристу родственны; хорошо еще, если только она считает это сумасшествием и смеется… Она ищет знания, любит рассуждать, но только в известных пределах, предписываемых ей основными понятиями, в которых путается разум.

    Вы можете сообщить калиновцам некоторые географические знания; а не трогайте того, что земля стоит на трех китах и ​​что в Иерусалиме пуп земли — они вам не уступят, хотя имеют такое же ясное понятие о пупе земли, как и о Литве в «Гроза». «Это, мой брат, что это такое?» Один гражданский спрашивает другого, указывая на фотографию. «А это литовские развалины», — отвечает он. — Битва! видеть! Как наши воевали с Литвой. — «Что это за Литва?» «Так она и есть Литва, — отвечает объяснительница. — А говорят, брат мой, она с неба на нас упала», — продолжает первый; но его собеседник не так уж и нуждается : «ну п. с неба так с неба», — отвечает он… Тут в разговор вмешивается женщина: «Растолкуйте еще! Все знают, что с неба; а где с нею была драка, там были курганы на память. » — «И что, брат мой! Это так точно! — восклицает вопрошающий, вполне довольный. А потом спросите его, что он думает о Литве! Все вопросы, заданные здесь по природному любопытству, имеют сходный исход. И это вовсе не потому, что эти люди были глупее и глупее многих других, которых мы встречаем в академиях и научных обществах.Нет, все дело в том, что своим положением, своей жизнью под гнетом произвола, все они уже привыкли видеть безответственность и бессмысленность и потому находят неловким и даже дерзким настойчиво добиваться разумные основания для чего угодно.Задай вопрос — их на то будет больше, но если ответ, что «пушка сама по себе, и миномет — сама по себе», то они уже не смеют мучить дальше и смиренно довольствуюсь этим объяснением. Секрет такого равнодушия к логике заключается прежде всего в отсутствии всякой логики в жизненных отношениях. Ключ к этой тайне дает нам, например, следующее замечание Дикого в «Грозах». Кулигин в ответ на его грубость говорит: «Почему, сударь Савел Прокофьич, изволите обидеть честного человека?» Дикий отвечает на это:

    Я дам вам отчет! Я не отдаю отчет никому более важному, чем ты. Я хочу так думать о тебе, и я так думаю! Для других ты честный человек, а я думаю, что ты разбойник — и все. Хотели бы вы услышать это от меня? Так слушайте! Я говорю, что разбойник, и конец. За что ты будешь судиться, что ли, будешь со мной? Так что знай, что ты червь. Захочу — помилую, захочу — раздавлю.

    Какие теоретические рассуждения могут там стоять. где жизнь основана на таких принципах! Отсутствие какого-либо закона, всякой логики — вот закон и логика этой жизни…

    Неизбежно здесь перестанешь резонировать, когда по какой-либо причине кулак ответит, и всегда в итоге кулак останется прав… не зря дал название своему произведению «Гроза», так как раньше люди боялись стихии, связывали ее с карой небесной. Гром и молнии внушали суеверный страх и первобытный ужас. Писатель рассказал в своей пьесе о жителях провинциального городка, которые условно делятся на две группы: «темное царство» — богатые купцы, эксплуатирующие бедняков, и «жертвы» — те, кто терпит произвол тиранов. герои более подробно расскажут о жизни людей.Гроза раскрывает истинные чувства героев пьесы.

    Характеристика Дикого

    Савел Прокофьич Дикий — типичный тиран. Это богатый купец, у которого нет правительства. Родных истязал, от его оскорблений домочадцев разбрасывало по чердакам и чуланам. Купец груб со слугами, угодить ему невозможно, он обязательно найдет за что зацепиться. Выпрашивать у Дикого жалованья нельзя, так как он очень жадный. Савел Прокофьич — человек невежественный, сторонник патриархального строя, не хочет познавать современный мир… О глупости купца свидетельствует его разговор с Кулигиным, из которого становится ясно, что Дикой не знает грозы. К сожалению, на этом характеристика героев «темного царства» не заканчивается.

    Описание Кабанихи

    Кабанова Марфа Игнатьевна — воплощение патриархального образа жизни. Состоятельная купеческая жена, вдова, она постоянно настаивает на соблюдении всех традиций предков и сама строго следует им. Вепрь довел всех до отчаяния — именно об этом свидетельствуют характеристики героев. «Гроза» — пьеса, раскрывающая нравы патриархального общества. Женщина подает милостыню бедным, ходит в церковь, но не дает жизни своим детям и невестке. Героиня хотела сохранить старый уклад жизни, поэтому вела хозяйство в страхе, учила сына, дочь, невестку.

    Характеристики Катерины

    В патриархальном мире может сохраниться человечность, вера в добро — это показывают и характеристики героев. «Гроза» — пьеса, в которой идет противостояние нового и старого мира, только герои произведения по-разному отстаивают свою точку зрения. Катерина с радостью вспоминает свое детство, ведь она росла в любви и понимании. Она принадлежит к патриархальному миру и до определенного момента ее все устраивало, даже то, что родители сами решили ее судьбу и женились на ней. Но Катерине не нравится роль униженной невестки, она не понимает, как можно постоянно жить в страхе и неволе.

    Главная героиня пьесы постепенно меняется, в ней просыпается сильная личность, способная сделать свой выбор, что проявляется в ее любви к Борису. Катерину разорило ее окружение, отсутствие надежды подтолкнуло ее к самоубийству, ведь жить в родной тюрьме Кабанихи она не могла.

    Отношение детей Кабанихи к патриархальному миру

    Варвара — та, кто не хочет жить по законам патриархального мира, но и открыто противиться воле матери не собирается. Ее подкосил дом Кабанихи, ведь именно здесь девушка научилась лгать, хитрить, делать то, что душе угодно, но тщательно скрывать следы своих злодеяний. Чтобы показать способность некоторых людей приспосабливаться к различным условиям, Островский написал свою пьесу. Гроза (характеристика героев показывает, какой удар Варвара нанесла своей матери, вырвавшись из дома) вывела всех на чистую воду, во время непогоды жители городка показали свой настоящий облик.

    Тихон — слабый человек, воплощение завершения патриаршего порядка. Он любит свою жену, но не может найти в себе силы защитить ее от тирании матери. Именно Кабаниха подтолкнула его к пьянству, погубила своим нравоучением. Тихон не поддерживает старые порядки, но не видит смысла идти против матери, пропуская ее слова мимо ушей. Только после смерти жены герой решает восстать против Кабанихи, обвиняя ее в гибели Катерины. Понять мировоззрение каждого персонажа и его отношение к патриархальному миру позволяет характеристика героев. «Гроза» — пьеса с трагическим концом, но верой в лучшее будущее.

    Странник Феклуши — второстепенный персонаж, но в то же время очень типичный представитель «Темного царства». Странники и блаженные во все времена были постоянными гостями купеческих домов. Например, Феклуша развлекает представителей Дома Кабановых разными рассказами о заморских странах, рассказывая о людях с собачьими головами и правителях, которые «как судят, все не так». А вот город Калинов Феклуша, наоборот, хвалит, что очень нравится его обитателям. Сплетник Феклуши как бы подбадривает темных

    невежество горожан. Критикуется все непонятное, а о провинциальном мире Калинова говорят только в превосходной степени.

    На самом деле, по своей сути, Феклуша — всего лишь жалкая пародия на древних странников, с помощью которых в древности распространялись вести и разные легенды. Рассказы Феклуши для Кабановой и Глаши, которые, конечно, не знают ни книг, ни газет, нужны просто для удовлетворения любопытства, кроме того, они помогают скрасить унылые провинциальные будни. Также и для Кабановой, яростной блюстительницы патриархального образа жизни, все эти «сказки» служат доказательством правильности ее жизни.

    Образ Феклуши носит фарсовый характер и часто используется для обозначения невежественного фанатика, любящего распространять разные нелепые сплетни.


    Другие работы на эту тему:

    1. Кабанова (Кабаниха) Состоятельная купчиха Кабанова Марфа Игнатьевна — один из главных столпов «темного царства». Это властная, жестокая, суеверная женщина, которая относится с глубоким недоверием и…
    2. Странница Феклуша — очень значимый персонаж пьесы. Вообще странники, блаженные и юродивые были обычным признаком купеческих домов. О них довольно часто упоминал Островский в своих…
    3. Катерина Катерина — жена Тихона Кабанова и невестка Кабанихи. Эта центральная характерная пьеса, с помощью которой Островский показывает судьбу сильной, неординарной личности в маленьком…
    4. Кулигин В пьесе Н. Островского «Гром» показан персонаж, который на протяжении всего произведения прилагает определенные усилия к тому, чтобы защищать прогресс и общественные интересы. И даже его…
    5. Дикий Один из самых уважаемых представителей Калинова — предприимчивый и влиятельный купец Савел Прокофьевич Дикий. В то же время эта фигура, наряду с Кабанихой, считается олицетворением…
    6. Варвара Варвара — дочь Кабанихи и сестра Тихона. Она уверена в себе, не боится мистических предзнаменований, знает, чего хочет от жизни. Но в то же время…
    7. Кудряш Ваня Кудряш — носитель народного характера — это цельный человек, смелый и веселый, который всегда может постоять за себя и за свои чувства. В…

    Странник Феклуша — очень значимый персонаж пьесы. Вообще странники, блаженные и юродивые были обычным признаком купеческих домов. Островский довольно часто упоминал их в своих произведениях, но это всегда были закулисные персонажи. Некоторые из них кочевали по религиозным мотивам (собирали средства на строительство храмов, ходили на поклонение святыням и т. д.)

    другие — воспользовались щедростью населения, которое помогало странникам и просто вело праздную жизнь, просуществовав за чужой счет. Вера для таких людей была лишь предлогом; своими рассказами о святынях и чудесах они платили за кров и милостыню. Островскому не нравилось такое ханжеское проявление религиозности, поэтому он всегда упоминал странников и блаженных в иронических тонах, характеризуя с их помощью окружающую среду или отдельный характер. Только в «Грозах» писатель вывел на сцену столь типичную бродягу, сделав ее существенным персонажем, впоследствии ставшим одним из самых известных в русском комедийном репертуаре.

    Феклуша не принимает непосредственного участия в действии пьесы, но это не умаляет значимости ее образа. Во-первых, она является важнейшим персонажем, с помощью которого автор характеризует ситуацию в целом и, в частности, образ Кабанихи. Во-вторых, диалог Феклуши и Кабанихи играет очень важную роль в понимании жизненной философии Кабанихи, ее трагического переживания краха патриархального мира.

    Впервые Феклуша появляется на сцене сразу после заявления Кулигина о «жестоких нравах » города и до появления Кабанихи, безжалостно отпилившей своих детей. При этом Феклуша от всей души хвалит дом Кабановых за его щедрость, подтверждая слова Кулигина о том, что Кабаниха хороша только для бедняков, а семья полностью сожжена.

    В следующий раз читатель встретит Феклушу в доме Кабановых. Она советует девушке Глаше присмотреть за несчастной, чтобы та ничего не тянула. Глаша раздражается, потому что все нищие клевещут друг на друга, а она хорошо разбирается в людях и сама видит, кому можно доверять. В то же время, слушая рассказы Феклуши о других странах, где люди «за измены» ходят с собачьими головами, Глаша простодушно все воспринимает как правду. Это доказывает тот факт, что Калинов — замкнутый мир, ничего не знающий о других землях. Тогда Феклуша начинает рассказывать Кабанихе о Москве и железной дороге. Странник уверяет, что по всем признакам грядут «последние времена». Люди суетятся, куда-то спешат, и даже время стало идти быстрее, а значит, не за горами конец света. Кабаниха сочувственно слушает эти речи и по ее репликам можно судить, что она тоже осознает грядущий крах своего мира.

    Благодаря пьесе Островского имя Феклуша давно стало нарицательным и обозначает человека, распространяющего под видом благочестивых рассуждений всякие нелепые небылицы.

    Феклуша — странник. Странники, юродивые, блаженные — непременный признак купеческих домов — упоминаются Островским довольно часто, но всегда как персонажи закулисные. Наряду с теми, кто кочевал по религиозным мотивам (ходили на обет поклоняться святыням, собирали деньги на строительство и содержание храмов и т. население, которое всегда помогало странникам. Это были люди, для которых вера была лишь предлогом, а рассуждения и рассказы о святынях и чудесах были предметом торговли, своего рода товаром, которым они платили за милостыню и кров. Островский, не любивший суеверий и ханжеских проявлений религиозности, всегда упоминает странников и блаженных в иронических тонах, обычно для характеристики окружения или одного из действующих лиц (см. особенно «Всякому мудрецу достаточно простоты», сцены в доме Турусиной ).

    Такого типичного странника Островский вывел на сцену когда-то — в «Грозах», причем в небольшой по тексту роли Феклуша. стал одним из самых известных в русском комедийном репертуаре, а некоторые реплики Ф. вошли в обиходную речь.

    Феклуша не участвует в действии, не имеет прямого отношения к сюжету, но значение этого образа в пьесе весьма значительно.

    Во-первых (и это традиционно для Островского), она является важнейшим персонажем для характеристики среды вообще и Кабанихи в частности, вообще для создания образа Калинова.

    Во-вторых, ее диалог с Кабанихой очень важен для понимания отношения Кабанихи к миру, для выяснения присущего ей трагического переживания крушения ее мира.

    Появившись на сцене впервые сразу после рассказа Кулигина о «жестоких нравах» города Калинова и непосредственно перед выходом Кабанихи, беспощадно перепилив сопровождающих детей, со словами «Бла-а-лепье, милый , бла-а-лепье!», особенно хвалит Ф. за щедрость дома Кабановых. Таким образом, характеристика, данная Кабанихе Кулигиным, усиливается («Хранитель-с, нищих закрывает, а домочадцев съел вовсе»).
    В следующий раз мы видим Ф. уже в доме Кабановых. В разговоре с девочкой Глашей советует присмотреть за убогой, «Я бы ничего не тянула», и слышит в ответ раздраженный ответ: «Кто вас разберет, вы все друг к другу клепаетесь». Глаша, неоднократно выражая ясное понимание, хороша для своих известных людей и обстоятельств, простодушно верит рассказам Ф. о странах, где люди с собачьими головами — «за неверность». Это усиливает впечатление, что Калинов — замкнутый мир, ничего не знающий о других землях.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *