Образ Невского проспекта в повестях Гоголя – сочинение на тему
Образ Невского проспекта в повестях Гоголя стал неким мистическим символом. Сам Петербург – особый город для писателя, а его сердце – Невский – главная сцена, где кипит жизнь и происходят судьбоносные события.
Столица грехов и пороков
В городе пороков, лжи, бездушности и безразличия главный помост – Невский проспект. Именно он таинственным образом притягивает толпы людей: богатых и нищих, поэтов и художников, знатных особ и тех, кто попал на самое дно жизни.
В произведениях Гоголя Невский проспект – ключевая деталь. Здесь разбиваются мечты Пискарёва в одноимённой повести Н. В. Гоголя. Красивая внешность и отвратительная душа настолько впечатлили молодого художника, что его сновидения, пытаясь оправдать возлюбленную, каждую ночь преподносят ему новые образы. Грязь, пороки, бесчеловечность, царящие в огромном городе, сводят с ума романтичного молодого человека. Он тот, кому не выдержать жизни в городской суете, в мире, где правят деньги.
Авторское восприятие Петербурга
Невский проспект – это душа Петербурга, и она показана писателем «во всей красе». Напыщенная, обрюзгшая знать демонстрирует свои роскошные наряды и пустые души, прогуливаясь по главной «артерии» города. Тут они соревнуются в роскоши своих экипажей, в белизне воротников и блеске драгоценностей.
Петербург, а с ним и Невский проспект, не гостеприимны для простых людей: это место, где все друг другу чужие. Огромный город сводит с ума персонажей Гоголя («Невский проспект»), он отнимает всё самое дорогое («Шинель).
“Не верьте, Невскому проспекту!”
Гоголь достаточно долго жил в Петербурге, чтобы прочувствовать дух этого города: он мрачный, холодный, «серый», «каменный».
Чтобы жить в таком огромном неуютном городе, чтобы прогуливаться по Невскому дважды в день, нужно иметь особый характер и минимум моральных принципов. Таким неприветливым рисует Петербург Н. В. Гоголь в своих рассказах и повестях.Множество сюжетов показывают, насколько тяжело живётся «маленькому» человеку в таком огромном бездонном океане пороков. Гоголь очень пронзительно пишет о сердце Петербурга: «не верьте этому Невскому проспекту! …Всё обман, всё мечта, всё не то, что кажется…».
В образе Невского у Гоголя есть много мистических деталей: случайные встречи, фантастические персонажи, некий магнетизм, притягивающий самые сильные человеческие пороки. В рассказе «Портрет» Гоголь показывает как деньги стремительно губят человека. В этом произведении также фигурирует Невский проспект, именно туда переезжает внезапно разбогатевший художник, чтобы навсегда потерять свой талант.
Материал статьи будет полезен при подготовке к сочинению “Образ Невского проспекта в повестях Гоголя”.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
сочинение по литературе на Сочиняшка.
Ру
В гоголевской повести «Невский проспект» особое внимание уделяется образу Петербурга, который появляется в самом начале повествования. Петербург становится не столько фоном, сколько действующим персонажем.
Н.В. Гоголь, описывая и чиновников, и деловых мужчин, и беспечных дам, и продавцов, и покупателей, демонстрирует все слои современного ему Петербурга. Писателю важно было показать не одно определенное сословие, а весь Петербург, который отличается разносторонностью. Автор дает общую характеристику людей разных полов и возрастов, разных профессий и чинов.
Стоит отметить, что только несколько персонажей в повести имеют имена. Толпы людей, которые идут по Невскому проспекту, олицетворяющему Петербург, лишены собственных имен, следовательно, они лишены индивидуальных черт. Образы людей имеют собирательный характер. При прочтении повести хочется подробнее узнать о тех, кого описывает писатель, однако автор только скользит по разным сословиям, давая им несколько абстрактных, но точных характеристик, позволяющих сказать о существующем в обществе неравенстве.
Безликая толпа – один из важных персонажей повести. Н.В. Гоголь обращает внимание на то, что в то время было важно то, какое человек занимает положение в обществе. Низшие слои населения стремились к повышению своего статуса, для них это становилось жизненной целью, а люди, которые уже добились чего-то в жизни, гордились и кичились этим.
Ярким символом Петербурга становится Невский проспект. Именно на нем происходит так называемый «парад» сословий того времени. Именно на нем главные герои видят прекрасных девушек, за которыми они идут далее. Образ Невского проспекта, символизирующий весь Петербург, описывается автором с помощью сатирических приемов, ирония видна повсюду: называя Невский проспект «всемогущим» и «красавицей нашей столицы», писатель демонстрирует противоположное отношение.
Н.В. Гоголь говорит о том, что Невский проспект «пахнет одним гуляньем», что по нему ходят лишь люди, которые не имеют никаких целей. Автор показывает, что Петербург – это город обмана, где люди пытаются показать себя теми, кем на самом деле не являются. Показано, что люди живут в соответствии с ложными ценностями. Для них важнее оказываются внешние атрибуты жизни, нежели внутренний мир человека. Люди стремятся к праздной жизни, лишенной каких-либо забот. Петербург – город иллюзий, поэтому неудивительно, что главные герои повести оказываются обманутыми.
Пирогов показан как типичный представитель Петербурга, который привык к принципам жизни окружающих и полностью им подчиняется. Раскрывая образ Пирогова, Н.В. Гоголь демонстрирует, что ухаживать за замужней женщиной для людей того времени было в порядке вещей. Автор показывает, как равнодушно относятся люди к тому, что происходит в их жизни. Пирогов стремится только к обретению чинов, что свойственно всему Петербургу того времени. Лицемерие, алчность, корысть и отсутствие каких-либо нравственных начал – все это отразил Н.В. Гоголь, характеризуя жителей Петербурга.
Понравилось сочинение? А вот еще:
Главная — Авторское исследование: Николай Гоголь Куратор Вивьен Юнг ’23
Отзыв ученого с любовью:
Мой автор очень хорошо известен тем, что он прекрасно олицетворяет циничное и нигилистическое отношение к жизни того времени. Он заслужил место в русском литературном каноне XIX
Он писал рассказы о людях, убегающих носами, о ком-то, кто медленно сходит с ума, считая себя королем России и разговаривая с соседской собакой, и о привидении, которое в мстительном исступлении срывает с людей пальто.
Но вдобавок к тому, что мой автор был признанным владельцем пера, он также был печально известен как отшельник с очень низким половым влечением. Некоторые критики описывали его как параноика, чрезмерно эмоционального, драматичного и человека с плохим социальным положением, человека, который постоянно жаловался на то, насколько глупы другие люди, но никогда не находил в себе смелости научиться вежливости светской беседы.
Ходили слухи, что он так боялся быть погребенным заживо в один из своих депрессивных эпизодов, что написал в завещании, чтобы его похоронили с веревкой, прикрепленной к колоколу рядом с его могилой, чтобы он мог позвонить в него и позвать на помощь, если он был еще жив. Вот вам и трехмерный образ моего автора: Николая Гоголя.Некоторые приписывают поверхностное изображение женщин в его произведениях его ограниченному опыту общения с женщинами.
«Жена Шиллера была крайне глупа. Глупость, однако, придает хорошенькой жене особый шарм. Во всяком случае, я знал нескольких мужей, которые были в восторге от глупости своих жен и видели в ней свидетельство детской невинности». – Невский проспект
Одним из главных мотивов Гоголя была тема безумия или абсурда, идея о том, что человеческий разум всегда так близок к краю, и что мир устроен непостижимым образом. В его новелле
«Двойка! Я подумал про себя: «Я не пьян? Такое случается довольно редко. — Нет, Фидель, ты ошибаешься, — отчетливо произнесла Мегги. «Я был — гав-вау! Я был- лук! Ух ты! Ух ты! – очень болен». — Дневник сумасшедшего
Еще одна цитата говорила о продолжающемся погружении персонажа в безумие.
«Говорят, что в Англии рыба высунула голову из воды и сказала пару слов на таком необычном языке, что ученые люди ломают над ними голову уже три года… Я также читал в газете о двух коровах, которые вошли в магазин и попросил фунт чая». – Дневник сумасшедшего
В другой своей новелле, Нос , военный майор Ковалев — человек с высоким положением, который гордится своими распутными способностями, внешностью и воинским званием. Когда его нос внезапно отрывается от лица, его уверенность в себе рушится, и он борется с низкой самооценкой и стыдом, которые пришли вместе с ней. В отчаянных поисках своего носа он пытается убедить его вернуться к нему, на что его нос наотрез отвергает его:
«’…Ты ведь мой собственный нос!’
Нос посмотрел на майора и наморщил лоб. — Тут вы ошибаетесь, уважаемый сэр; Я сам. Кроме того, между нами не может быть близких отношений». — Нос
Гоголь был затворником, но в свои годы был буквально сообразителен. То, как он пишет, — самое завораживающее, потому что я впервые четко столкнулся с тем, что автор вдруг заговорил со мной. Он описал в
«С ним обошлись так грубо и неуважительно, что я не могу найти слов, чтобы отдать должное этому досадному происшествию.» — Невский проспект
У него также была одержимость Невским проспектом, названием одного из его рассказов, а также настоящей улицей в России. Невский проспект появился в Невский проспект как основное место действия, где влюбились два его главных героя. В Дневник сумасшедшего , рассказчик рассказывает о том, как разговаривал с собаками на этой улице. А в Шинель Акакий Акакиевич умирает от холода и призраком бродит по Невскому проспекту, снимая пальто с людей, переходящих улицу ночью.
Гоголь тоже писал каждого своего персонажа с большой заботой и любовью. Хотя многие из его персонажей имеют серьезные недостатки, он принял эти недостатки и даже увеличил их настолько, что это стало их основной характеристикой. Но не имело значения, что они были несовершенны, потому что это имело свой собственный набор причуд.
«И Петербург остался без Акакия Акакиевича, как будто он и не жил там никогда. Исчезло и спряталось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, никому не интересное, никогда не привлекавшее к себе даже внимания наблюдателя природы, не упускающего случая проткнуть булавкой обыкновенную муху и рассматриваю под микроскопом…» — Пальто
Он также любил просто включать восклицания эмоций для прозрений своего персонажа. «В мире творится совершенная чепуха. Иногда правдоподобия нет вообще». Иногда почти видно, что Гоголь так много думает, как он никогда не боялся ни странного, ни нелепого, как он играет каждой идеей, какой бы причудливой она ни была. И даже при признании социальных норм его персонажи иногда ломают шаблоны и рассматривают даже табуированные перспективы.
«(о женщине) Может быть… она втянута в порок каким-нибудь страшным несчастьем, не по своей воле; быть может, ее душа склонна к покаянию; может быть, она сама жаждет вырваться из своего ужасного положения. И мне равнодушно стоять в стороне и позволить ей погубить себя» — Невский проспект
И сегодня он по-прежнему трогает таких читателей, как я, которые ценят безумные вещи, и напоминает нам, что даже когда жизнь не имеет смысла, она все равно может быть очень-очень интересной.
С уважением,
Вивьен Юнг
О Невском проспекте
Невский проспект – самая длинная и самая важная артерия Санкт-Петербурга, расходящаяся от Адмиралтейства, обращенного к Неве, к Знаменской площади. Там она немного поворачивает влево и выходит к Александро-Невской Лавре, от которой улица и получила свое название. Основная часть проспекта, пересекающая три канала, проходит по прямой линии и заканчивается у площади Знаменского и главного железнодорожного вокзала города. Невский проспект прославился в одноименном рассказе Николая Гоголя, в котором он описывается как «универсальный канал связи Петербурга». К началу девятнадцатого века он, по сути, имел то лицо, которое было известно жителям и гостям Петербурга в начале двадцатого века, и по сей день. По словам Мишеля де Серто, Петербург — это такой город, который освоил «искусство стареть, играя на всем своем прошлом». Невский проспект в начале ХХ века был окружен красивыми дворцами в стиле барокко и неоклассицизма, церквями нескольких религиозных конфессий (русской православной, католической, лютеранской и армянской православной), городской думой, публичной библиотекой, книжными магазинами, театрами, включая кинотеатры, банки и другие предприятия, рестораны, торговые ряды и модные магазины, расположенные в «доходных домах».
Невский был и остается самой оживленной улицей Петербурга. Жители города называли правую сторону теневой, а левую (четные числа) солнечной, где люди совершали прогулки – рассматривали витрины и смотрели на людей. Электрические уличные фонари появились на Невском проспекте в 1883 году, первый электрический трамвай — в 1907 году.
Огненное затемнение заливает вечерний проспект. Яблоки электрического света висят через равные промежутки посередине. По сторонам блестит мерцающий блеск вывесок; тут, тут и тут внезапные вспышки рубиновых огней; там – изумруды. Мгновение спустя: рубины там, изумруды здесь, здесь и здесь. И стены многих домов освещены бриллиантовыми огнями: ярко сияют слова, состоящие из бриллиантов, «Кафе», «Фарс», «Бриллианты Тейта» и «Часы Омега».0027 .
Прямая линия перспективы информирует о навигации по этому маршруту, который вы можете перемещать вверх и вниз, щелкая по карте. Линейность маршрута напоминает традиционное повествование, которое движется вперед линейным образом, хотя пользователь может отклоняться от своего маршрута, щелкая пересечения с другими маршрутами через город, и следовать им, как пешеход, который поворачивает налево или направо на одном из маршрутов.