Как фамусов относится к окружающим: Отношение Фамусова к людям🎈

Характеристика Фамусова из «Горе от ума» школьникам и студентам

Слушай онлайн, если не любишь читать!

Павел Афанасьевич Фамусов – один из главных персонажей в комедии Грибоедова «Горе от ума». Через этого героя автор демонстрирует то, как привыкла жить московская аристократия. Фамусов – это классический представитель консервативного общества, для которого превыше всего материальное богатство и высокое социальное положение.

О да! Это мое любимое занятие )))

21.53%

Читаю иногда, но есть вещи куда интереснее…

43.79%

Фу, не люблю

26.78%

Книги — а что это вообще такое?

7.91%

Проголосовало: 29091

Сохрани этот сайт в закладки и поделись с друзьями в соцсетях! Портал «Знания!» — твой верный помощник в обучении 🙂

Краткая характеристика

Павел Фамусов является чиновником. Он занимает достаточно высокую управленческую должность. Жена Фамусова давно умерла, поэтому он сам (разумеется, с помощью слуг) воспитывает свою единственную дочку Софью.

Павел Афанасьевич занимает важное место в системе образов «Горе от ума». Он является главным представителем второй стороны конфликта (первую представляет Чацкий в единственном лице). Чацкий как раз отзывается о Фамусове, как о «дельце» и «низкопоклоннике».

Эта характеристика является весьма точной – ниже мы расскажем о том, какими качествами личности обладает Павел Афанасьевич, и почему он конфликтует с молодым свободомыслящим Чацким.

Подробный образ и характеристика

В «Горе от ума» образ Фамусова нужен для обличения всей московской аристократии того времени. Дело в том, что в начале XIX века в российском обществе было четкое, но совсем несправедливое социальное деление. В то время, как крестьяне и простой люд усиленно трудились, представители дворянства праздно проводили время, при этом оставаясь передовым классом. Они занимали управленческие посты, но при этом часто оставались необразованными и невежественными. При этом первичную важность для них составляли совсем невысокие ценности: деньги, чины, развлечения.

Павел Афанасьевич Фамусов не отличается оригинальными качествами характера или судьбой. Он – абсолютно типичные человек для русских аристократов начала XIX века.

Общественное положение

Фамусов занимает должность управляющего в государственном учреждении – так работают большинство дворян в Москве. Как и другие дворяне-управленцы, Павел Афанасьевич охотно берет себе на службу родственников и оказывает им помощь в карьерном росте (даже если никаких талантов или трудолюбия у этих родственников не наблюдается). Родственные связи Фамусов ценит больше, чем профессионализм или эффективность работы.

Несмотря на то, что он уже достиг хорошего общественного положения, Фамусов хочет забраться еще выше. Поэтому он рассчитывает удачно выдать замуж свою дочь, а жених попроще, даже если Софье они нравятся, не жалует.

Чацкий упоминает, что Фамусов является членом престижного английского клуба. Его участники считают себя образованными и продвинутыми людьми: именно для этого они в клуб и вступают, хотя никакой практической ценности он не несет.

Фамусов приходит в большое волнение, когда вокруг него разгорается скандал или происходит что-то, угрожающее его репутации. Он очень боится, что люди станут о нем судачить и плохо отзываться. Это, собственно, и заботит его больше всего остального.

Внешность и манера держаться

Павел Афанасьевич давно уже не молод, и это отражается на его внешности. Он грузный человек, который не слишком заботится о своем здоровье. Впрочем, сам себя Фамусов таким не считает – он видит себя достаточно активным, бодрым мужчиной в хорошей форме.

Павел Фамусов всегда на людях держится как дворянин, который знает цену своему положению. Однако во время разговора с теми, кто имеет более высокое положение (например, со Скалозубом) Павел Афанасьевич жмется, заигрывается и суетится – ему очень важно то, что о нем подумают. А вот в общении со служанкой он ведет себя более высокомерно и спокойно, хотя и выражает доброжелательность. Он может позволить себя баловство или быстро сменяющуюся мимику, так как рядом с людьми более низкого положения чувствует себя спокойно. Иногда он даже ведет себя развязно, что совсем его не красит.

Поступки и особенности поведения

Павел Фамусов является ярким представителем русских дворян. Он – настоящий аристократ, относящийся к элитарному классу общества, однако в то же время он достаточно ограничен во взглядов: Павел Афанасьевич консервативен, придерживается патриархальных устоев, которые уже устарели. Новую интеллигенцию и ее взгляды он понять не в состоянии.

Самые большие ценности Фамусова – это:

  • материальное богатство;
  • уважение окружающих людей;
  • правильное мнение о нем и о его семье;
  • высокое положение в обществе;
  • отсутствие плохих сплетен и слухов о нем самом и его близких.

И в угоду этим ценностям Фамусов ведет себя также, как и большинство представителей дворянства. Например, он хочет выдать свою дочь замуж как можно более удачно. Причем «удачно» в его понимании – это за богатого и знатного человека. Поэтому Фамусов считает, что недалекий и грубоватый полковник Скалозуб – идеальная пара для его дочери. При этом мнение Софьи по этому вопросу его не сильно заботит, так как его больше волнует внешнее благополучие, чем душевное. Он считает, что Софья еще слишком молода, чтобы принимать такого рода решения (в том числе и о собственном замужестве) самостоятельно, поэтому стремится сделать это за нее. К тому же, выгодный брак дочери хорошо отразится и на нем самом, а вот если Софья выйдет замуж за незнатного Чацкого или Молчалина – все будут смеяться над Фамусовым, и этого Павел Афанасьевич никак не может допустить.

Вместе со всеми своими негативными качествами Фамусов является достаточно доброжелательным и внимательным человеком (настолько, насколько ему позволяет это его жизненная позиция). И он искренне любит свою дочь, но его любовь эгоистична – он ставит ее превыше интересов самой Софьи.

(h4) Отношение героя к людям

Для Фамусова все окружающие люди делятся ровно на две категории: богатые и знатные, заслуживающие внимания и те, у кого нет ничего выдающегося (денег, материальных благ, высокого положения в обществе, перспектив) – последняя категория не заслуживает внимания Павла Афанасьевича. Разумеется, на роль будущего зятя он рассматривает человека исключительно состоятельного и уважаемого, при этом мнение самой Софьи его не слишком волнует. Когда дочь Фамусова влюбилась в секретаря Молчалина, он никак этого не одобрил, а когда приехал давно влюбленный в Софью Чацкий – Павел Афанасьевич даже испугался, как бы от не стал просить руки Софьи.

Всех, кто не согласен с его видением мира, Фамусов считает людьми, мягко говоря, неумными. А свободомыслие Чацкого он и вовсе называет сумасшествием, так как консервативные ценности представляются Павлу Афанасьевичу незыблемыми. В рамках этих ценностей он ведет себя очень заигрывающее, например, со Скалозубом или гостями на балу – он очень хочет предстать перед ними в лучшем свете и понравиться.

Несколько важных фактов о Фамусове

Для того, чтобы составить полный портрет этого героя, обратимся к нескольким важным фактам о Павле Афанасьевиче:

  1. Фамусов – достаточно занятой человек. У него регулярно случаются какие-то мероприятия, требующие его присутствия, и он даже отмечает все ближайшие дела в календаре: «Я должен у вдовы, у докторши, крестить. // Она не родила, но по расчету // По моему: должна родить».
  2. Павел Афанасьевич – вдовец, но его жена была очень ветреной и охотно променяла бы мужа на человека более знатного и богатого. Сам Фамусов об этом говорит, когда вспоминает жену (и сравнивает с ней свою дочь): «Как мать её, покойница жена. Бывало, я с дражайшей половиной // Чуть врознь — уж где-нибудь с мужчиной!».
  3. Фамусов является членом престижного английского клуба. Зачем ему это, он не знает, то так делают все дворяне, а потому и он: «Ну что ваш батюшка? все Английского клоба // Старинный, верный член до гроба?. .».

Фамусов также говорит, что его кумиром является его дядя. Этот человек как-то находился на изысканном приеме, но случайно поскользнулся и упал. Сначала он смутился, но когда увидел, как все засмеялись, забыл о своем унижении и стал падать специально, чтобы заслужить расположение окружающих.

«Фамусовское» общество – кто это такие?

Павел Фамусов – это главный в «Горе от ума» защитник консервативных идей. Людей, которые похожи на него и имеют такие же ценности (то есть – большинство дворян) называют фамусовским обществом в честь этого персонажа.

Всех этих людей объединяет то, что они возводят в приоритет материальные ценности. Им чужды искренность и смелость, они делают только то, что позволит им заслужить одобрение и получить более высокое положение в обществе. Это достаточно лицемерные люди, которые открыто это признают: а как им жить по-другому, если так устроен мир? Они просто подчиняются его законам.

На самом деле, представители фамусовского общества есть и сейчас. И их больше, чем мы можем себе представить, хоть люди никогда себе не признаются, что они относятся именно к такой категории общества. Однако многим действительно гораздо больше важно общественное мнение, чем верность самому себе. Позиция «А что люди скажут?» разрушила уже не одну судьбу, и с этим необходимо бороться. Каждый человек должен в первую очередь научиться слушать себя и оставаться верным своим собственным интересам, не подстраиваясь под окружающих, но и в то же время, не вступая с ними в ярую конфронтацию. Только тогда возможна гармония в общественных отношениях.

С зависимостью от материальных благ же дело сложнее. Дело в том, что большинство стран живут сейчас в условиях рыночной экономики, а эта экономика предполагает, что человек должен как можно больше покупать – нужно ли ему это или нет. Для того, чтобы не становиться марионеткой в руках такой экономической системы, человек должен развивать у себя осознанное потребление и думать не только о материальном наполнении своей жизни, но и о духовном.

Что ты чувствуешь по отношению к школе?

Горе от ума что за человек фамусов. А. С. Грибоедов «Горе от ума». Фамусов: цитатная характеристика

Молчалин Алексей Степаныч – секретарь Фамусова, живущий в его доме, а также поклонник Софьи, в душе презирающий ее. М. переведен Фамусовым из Твери. Фамилия героя выражает его основную черту – «бессловесность». Именно за это Фамусов сделал М. своим секретарем. Вообще герой, несмотря на свою молодость, является полноправным представителем «века минувшего», так как усвоил его взгляды и живет по его принципам. М. неукоснительно следует завету своего отца: «угождать всем людям без изъятья – хозяину, начальнику, слуге его, собачке дворника». В разговоре с Чацким М. излагает свои жизненные принципы — «умеренность и аккуратность». Они заключаются в том, что «в мои лета не должно сметь свое суждение иметь». По мнению М., нужно думать и поступать так, как принято в «фамусовском» обществе. Иначе о тебе будут судачить, а, как известно, «злые языки страшнее пистолетов». Роман М. с Софьей тоже объясняется его готовностью всем угождать. Он послушно выполняет роль воздыхателя, готового ночи напролет читать с Софьей любовные романы, слушать тишину и трели соловьев. Софья не нравиться М., но отказаться от угождения дочери своего начальника он не может.

Скалозуб Сергей Сергеич – в его образе выведен «идеальный» московский жених – грубый, необразованный, не слишком сообразительный, но богатый и довольный собой. Фамусов прочит С. в мужья своей дочери, но та считает его «героем не своего романа». В момент своего первого приезда в дом Фамусова С. рассказывает о себе. Он участвовал в войне 1812 года, но орден «на шею» получил не за боевые подвиги, а по случаю военных торжеств. С. «метит в генералы». Герой презирает книжную мудрость. Он уничижительно отзывается о своем двоюродном брате, читающем книги в деревне. С. пытается внешне и внутренне приукрасить себя. Он одевается по армейской моде, «перетягиваясь» ремнями, чтобы грудь была колесом. Ничего не поняв в обличительных монологах Чацкого, он, тем не менее, присоединяется к его мнению, говоря всякие глупости и вздор.

Софья Павловна Фамусова – 17-летняя дочь Фамусова. После смерти матери воспитывалась «мадамой», старой француженкой Розье. Другом детства С. был Чацкий, который стал и ее первой любовью. Но за 3 года отсутствия Чацкого С. очень изменилась, как изменилась и ее любовь. На формирование С. повлияли, с одной стороны, московские привычки и нравы, с другой стороны – книги Карамзина и других писателей-сентименталистов. Девушка воображает себя героиней «чувствительного» романа. Потому она отвергает язвительного и смелого Чацкого, а также Скалозуба – глупого, но богатого. На роль платонического воздыхателя С. выбирает Молчалина. В своем доме С. не имеет возможности душевно развиваться. Единственное, на что она способна – воображать себя героиней романа и поступать согласно этой роли. То она придумывает сон в духе баллад Жуковского, то притворно падает в обморок и т. д. Но и «московское» воспитание дает о себе знать. Во время бала именно она распускает слух о сумасшествии Чацкого.

Романтическое поведение героини оказалось всего лишь маской, ее истинная сущность – эта натура московской барышни. В финале комедии С. наказывается. Она узнает о «измене» Молчалина, который заигрывает с Лизой и нелицеприятно отзывается о С. Кроме того, Фамусов, узнав о романе дочери со своим секретарем, решает удалить С. из Москвы «в деревню, к тетке, в глушь, в Саратов».

Фамусов Павел Афанасьевич – московский барин, «управляющий в казенном доме». Отец Софьи, друг отца Чацкого. В его доме происходят события пьесы. Ф. – один из ярчайших представителей «века минувшего». В одном из своих монологов Ф. восхваляет московские нравы, неизменные век от века. Здесь по отцу «и сыну честь»; здесь у кого «душ тысячки две родовых, Тот и жених». Московских дам можно отправить «командовать в Сенат», настолько они обо всем «осведомлены»; московские дочки «так и льнут к военным», якобы «потому, что патриотки»; московские старички, призванные решать серьезные дела, «поспорят, пошумят …и разойдутся».

В «фамусовском» обществе все держится на связях: «ну как не порадеть родному человечку». Такая модель жизни представляется Ф. и другим членам московского общества идеальным, они считают ее единственно правильной и не хотят никаких изменений. Ф. двуличен. Он утверждает, что «монашеским известен поведеньем», но в тоже время приударяет за служанкой Лизой. Ф. страшится всяких новых веяний. Во время беседы с Чацким он затыкает уши, чтобы не слышать смелых речей. Главный враг Ф. – ученье, так как оно вносит изменения в спокойную московскую жизнь. Мечта героя – «забрать все книги да и сжечь». Как типичного московского барина, Ф. обманывают все, кому не лень. И дочь Софья, и секретарь Молчалин, и служанка Лиза. Последний выход героя на сцену приурочен к финальному свиданию Софии и Молчалина. Увидев молодых людей вместе, Ф. приходит в ужас. Он обвиняет в «распущенности» дочери «новую» Москву, которая заражена вольными идеями и «духом Кузнецкого моста» (то есть Парижа). Сначала Ф. грозится предать огласке этот позорный случай («В Сенат подам, Министрам, Государю»), но тут же он вспоминает, что о его дочери будут судачить во всех домах Москвы.
В слезном ужасе Ф. восклицает: «Что будет говорить княгиня Марья Алексеевна!!!» Мнение этой княгини значит для Ф. больше, чем мнение самого царя, потому что в «фамусовском» обществе она занимает одно из главных мест.

Чацкий Александр Андреич – молодой дворянин. Представитель «века нынешнего». Прогрессивный человек, хорошо образованный, с широкими свободными взглядами; истинный патриот. После 3-летного отсутствия Ч. вновь приезжает в Москву и сразу появляется в доме Фамусова. Он хочет видеть Софью, которую любил до отъезда и в которую влюблен до сих пор. Но Софья очень холодно встречает Чацкого. Тот недоумевает и хочет найти причину ее холодности. Оставаясь в доме Фамусова, герой вынужден вступить в борьбу со многими представителями «фамусовского» общества (Фамусов, Молчалин, гости на балу). Его страстные обличительные монологи направлены против порядков века «покорности и страха», когда «тот и славился, чья чаще гнулась шея». Когда Фамусов предлагает в качестве примера достойного человека Молчалина, Ч.

произносит знаменитый монолог «А судьи кто?» В нем он обличает нравственные образцы «века минувшего», погрязшие в лицемерии, моральном рабстве и т. д. Ч. рассматривает многие сферы в жизни страны: государственную службу, крепостное право, воспитание гражданина, просвещение, патриотизм. Везде герой видит процветание принципов «века минувшего». Осознавая это, Ч. испытывает нравственное страдание, испытывает «горе от ума». Но в не меньшей степени герой испытывает и «горе от любви». Ч. узнает причину холодности к нему Софьи – она влюблена в ничтожного Молчалина. Герой оскорблен тем, что Софья предпочла его этому «жалчайшему созданию». Он восклицает: «Молчалины господствуют на свете!» Очень расстроенный, Ч. попадает на бал в фамусовском доме, где собрался цвет московского общества. Все эти люди тяготят Ч. Да и они не переносят «чужака». Софья, в обиде за Молчалина, распускает слух о сумасшествии героя. Все общество с удовольствием подхватывает его, выдвигая в качестве главного обвинения Ч. свободомыслие героя.
На балу Ч. произносит монолог о «французике из Бордо», в котором разоблачает рабское преклонение перед всем иностранным и презрение русских традиций. В финале комедии Ч. открывается истинное лицо Софьи. Он разочаровывается в ней так же, как и во всем остальном «фамусовском» обществе. Герою ничего не остается, как уехать из Москвы.

Комедия А.С.Грибоедова “Горе от ума” может похвастаться своими неповторимыми образами. Одним из центральных образов произведения является образ Фамусова.

Павел Афанасьевич Фамусов — человек в возрасте, похоронил жену, мать своей дочери, Софьи, которую воспитывает с помощью гувернанток, но бесконечно любит. Он живет в Москве и, несмотря на свой возраст, Павел достаточно энергичный, служит управляющим на государственном предприятии, куда устроил работать почти всех своих родственников. Он регулярно выдает им награды, чины, почти все предприятие занимают исключительно родственники Фамусова.

Павел Афанасьевич взял к себе на воспитание Чацкого, когда его родители умерли.

Ему важно, что о нем говорят, он зависим от чужого мнения, любит разносить слухи. Фамусов лицемерен, часто суетиться, остроумен и находчив, любит льстить людям, оценивает людей по чину (чинопочитание). Он ничего не замечает вокруг, любит ставить себя выше всех, всегда отстаивает свою точку зрения, из-за чего много говорит, часто всех перебивает, часто сердиться, любит ругаться по поводу и без на свою прислугу. Также автор отмечает громкий голос Павла.

Фамусов считает образование ненужной тратой времени. Также он считает себя гостеприимный и придает важность походам в гости. Его нередко можно заметить на всех важных событиях города, на балах, крестинах и так далее. Павел Афанасьевич считает, что Чацкий не может жениться на его дочери Софье, потому что у него нет денег, а отец требовал исключительно богатого жениха, несмотря на свое небедное материальное положение, он был не прочь породниться с молодым полковником Скалозубом. Плюс ко всему, по мнению Фамусова, от Чацкого можно было ждать только неприятностей и нарушения порядка.

Павел и Чацкий были противоположностями друг друга, во время спора каждый отстаивает свою точку зрения, они не слышат друг друга.

В лице Фамусова Грибоедов выражает типичного русского дворянина, а в лице его свиты и друзей — типичное русское общество. Все развлекаются, но под этим скрывается корыстные цели: найти выгодную партию, завязать новые знакомства, найти покровительство. Всех гостей Фамусова и его самого объединяет поиск личной выгоды, лицемерие. В таком обществе искренность считается дурным тоном или безумием, где все пытаются произвести друг на друга хорошее впечатление, позабыв о своем внутреннем мире.

Сочинение про Фамусова

Из произведения “Горе от ума” мы узнаём о ситуации, царившей в России на тот момент, подробно описывая людей, и их мысли и переживания.

Автор знакомит нас с множеством колоритных персонажей, которые затягивают читателя в повествование. Из поколения старого мы знакомимся с Фамусовым, человеком преклонных лет, который имеет своё положение в обществе, и очень дорожит им. Он является человеком, который всегда задумывается о том, что думают о нём окружающие, человеком который консерватором, отвергающим всё новое и инновационное. Являясь консерватором по натуре, этот человек старается отвергать науку и просвещение, порицая за чтение свою дочь, якобы оно развращает молодой ум девушки, однако в произведении мы видим, что и Фамусов отнюдь не святой, ведь он частенько флиртует со своей служанкой Лизой.

Из всего вышеописанного мы видим, что Фамусов является человеком, закрытым в своём коконе стабильности, не желающим ничего нового, и даже побаиваясь нового, так как он переживает, что это новое, может забрать его старую жизнь, к которой он так привык и не хочет терять. Отчасти Фамусова можно понять, он человек другого поколения, и всё то, что для нового поколения норма, для него дикость и полнейшая бестактность. Так было и будет всегда, так что осуждать его за это, будет очень глупо. Грибоедов показывает нам данный образ, чтобы показать ту борьбу старого с новым и инновационным. То нежелания старого мира отходить на второй план, в связи с его нежеланием терять власть.

Также через Фамусова видно, что автор сделал его олицетворением консерватизма, нежелающего впустить в этот мир ничего нового, способного привести к изменениям, так как сам Фамусов боится изменений, опасаясь потерять свою старую жизнь, которую он так полюбил, и к которой так привык.

В девятнадцатом веке в России произошло множество событий, о которых мы можем узнать из произведений русских классиков. Многие из них описывали различные события, так или иначе повлиявшие на состояние нашей родины, и определенно повлиявшие на людей того времени.

Многие произведения такого автора как Грибоедов можно назвать произведениями, провоцирующими людей на изменения, и возможно на сопротивление. Поэтому его произведения часто подвергались к цензуре, и часто его произведения не допускали к печати. Одним из таких произведений стало его провокационная комедия “Горе от ума”.

3 вариант

Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” поднимает множество остросоциальных вопросов, обострившихся после Заграничных походов русской армии. Все персонажи данного произведения олицетворяют представителей российского общества того периода. В большей степени автор делает акцент на дворян и высокопоставленных личностей. Все, за исключением Чацкого, выступают в роли негативных героев. Особняком среди них стоит Павел Афанасьевич Фамусов. Каков же образ данного персонажа?

Фамусов – помещик, предводитель так называемого “Фамусовского общества”, отличающегося консервативными взглядами на жизнь. Павел Афанасьевич довольно пожилой человек, о чём свидетельствует его выступающая седина. Несмотря на свой достопочтенный возраст, он очень активен и бодр. Фамусов занимает высокое положение в обществе, работая на должности управляющего в казённом доме. Практически все коллеги по работе приходятся ему родственниками, которые получили свои места благодаря кумовству. Фамусов был женат, но его супруга умерла. От брака у вдовца осталась дочка София, которую он воспитывает самостоятельно, стараясь привить ей свои собственные порядки.

Отношение Павла Афанасьевича к жизни выражает мнение всех дворянских кругов того времени. Фамусов презирает образование и просвещение, потому что это может нанести вред его благосостоянию. Он крайне не одобряет обучение своей дочери, которая изучает науки и искусство при помощи профессиональных учителей из европейских стран. Сам же Фамусов является необразованным человеком, который предпочитает вести роскошный образ жизни.

Несмотря на большое количество рабочих обязанностей, он уделяет много времени развлечениям, в особенности походам в рестораны. В доме у Павла Афанасьевича практически всегда можно встретить гостей. К их приходу Фамусов готовится основательно. Он дорожит своей репутацией и пытается произвести впечатление на знакомых людей, боясь осуждения или критики со стороны общества. Тем не менее его отношение к собеседнику зависит от служебного положения человека. Благодаря своему умению льстить, данный персонаж быстро поднялся по карьерной лестнице.

В образе Фамусова Грибоедов хотел продемонстрировать все пороки и недостатки консервативного общества дворян. Павел Афанасьевич олицетворяет негативные качества человеческой души, что проявляется в его отношении к различным вопросам и его подходу к решению задач. Автор призывает людей, похожих на Фамусова, изменяться и становиться представителями передовой прослойки тогдашнего дворянства, которое находилось в меньшинстве и не могло кардинально изменить устаревшие ценности.

Образец 4

Произведение Грибоедова «Горе от ума» показывает основные проблемы в обществе 19 века и проблема, которая остаётся вечной, конфликт поколений. Автор разделяет два поколения на «минувший век» и «век нынешний». У каждого века есть свой представитель, который отражает всю суть того времени.

Один из главных героев Павел Афанасьевич Фамусов относится к минувшему веку. Занимает почетное место в Москве, дворянин. Фамусов управляющий в казенном доме. Фамусов не одинок, он имеет семью, состоящую только из дочери. Дочь София в возрасте семнадцати лет. Фамусов воспитывает ее один, жены нет, она умерла.

Фамусов отрицательно относится к каким либо переменам в жизни. Им движет страх и неизвестность. Будет ли хорошо после перемен или же стоило ничего не трогать и оставить на своих местах? Именно такие мысли Фамусова передает нам автор.

С первых строк произведения отчётливо виден образ главного героя. Не стоит забывать, что Фамусов представлен, как целое поколение, относящиеся к минувшему веку.

Перемены в жизни это не единственное что отрицает Павел Афанасьевич. Так же он против просвещения. Он считает это злом. Он называет свою дочь распущенной, когда видит Софью с Молчалиным. Оправдывает эту распущенность тем, что Софья читает много книг. Именно от них весь вред и все беды. Сам же Фамусов ведёт себя как монах и считает себя примером для дочери. Хотя каждый, кто не слеп, видит обратное, Фамусов не ведёт свою жизнь как монах. Незадолго до разговора с дочерью, Павел Афанасьевич флиртовал со служанкой Лизой.

Фамусов очень зависим. А именно зависим от общественного мнения, ему важно то что о нем подумают и что скажут. Он переживает, что о нем будут плохо говорить в обществе. Павел Афанасьевич всегда думает, какое впечатление он произведёт на окружающих. Правду говорят «не суди книгу по обложке». Но Фамусов делает всё в точности да наоборот. Ему важен внешний вид, а не те качества и достоинства, которые внутри человека и собственно то из чего он состоит.

Кто-то стыдиться выслужиться и унижаться перед людьми, а Фамусов думает совершенно иначе. Он считает это нормой. На первом месте в его жизни стоит чин и состояние.

Черты характера явно просматриваются в общение с другими людьми. В общение со всеми он ищет только выгоду. Люди, которые ничего не могут дать Фамусову это совершенно бесполезные личности.

Несколько интересных сочинений

  • Характеристика и образ Вакулы в повести Ночь перед Рождеством Гоголя сочинение 5 класс

    В повести Гоголя «Ночь перед Рождеством» присутствуют самые разные персонажи, как сказочные, так и реальные. Одним из таких персонажей является Вакула, обычный деревенский кузнец.

    Сегодня, хочу рассмотреть картину, написанную в 1891 году, настоящим мастером исторической живописи, Василием Ивановичем Суриковым.

Фамусов — убежденный крепостник, готовый из-за любого пустяка сослать в Сибирь «на поселенье» своих крепостных слуг, яростный ненавистник просвещения, «низкопоклонник, льстец», человек, лишенный подлинного достоинства и чести, пресмыкающийся перед высшими для получения чинов и богатства. В Фамусове запечатлены также черты реакционно настроенного чиновничества, оплота царского самодержавия.

О Фамусове Гоголь замечает: «Тип Фамусова так же глубоко постигнут… как хвастается Простакова своим невежеством, он хвастается полупросвещением, как собственным, так и всего того сословия, к которому принадлежит: хвастается тем, что московские девицы верхние выводят нотки, словечка два не скажут, все с ужимкой; что дверь у него отперта для всех, как званых, так и незваных, особенно для иностранных; что канцелярия у него набита ничего не делающей родней. Он и благопристойный степенный человек, и волокита, и читает мораль, и мастер так пообедать, что в три дни не сварится. Он даже вольнодумец, если соберется с подобными себе стариками, и в то же время готов не допустить на выстрел к столицам молодых вольнодумцев, именем которых честит всех, кто не подчинился принятым светским обычаям их общества».

Облик Фамусова, типичного представителя реакционного московского барства, воплощен не только в «Горе от ума». Фамусовские черты отмечает в своих стихотворных характеристиках барской среды той эпохи молодой Пушкин. О них пишут и говорят многие современники Грибоедова, его друзья декабристы.

Примечательно, что в августе 1819 г. в речи на заседании Библейского общества в Киеве декабрист М. Ф. Орлов ярко нарисовал напоминающий Фамусова облик реакционера-крепостника, «любителя… не добродетелей, но только обычаев отцов наших, хулителя всех новых изобретений, врага света и стража тьмы», мечтающего о том, чтобы повергнуть Россию «к прежнему невежеству и оградить непроницаемой стеной от набегов наук и художеств».

В изображении барской Москвы «первые места, по всей справедливости, принадлежат Фамусову и Скалозубу, которые дают читателю ключ к пониманию целого исторического периода и которые своими типическими и резко обозначенными физиономиями объясняют нам и низкопоклонство Молчалина, и глупую сентиментальность Софьи, и бесплодное красноречие Чацкого. Грибоедов в своем анализе русской жизни дошел до той крайней границы, дальше которой поэт не может идти, не переставая быть поэтом и не превращаясь в ученого-исследователя» ‘. Такую оценку комедии дал Д. И. Писарев.

Разоблачая реакционность крепостнического общества, Грибоедов хотел показать, куда ведет русскую жизнь господство Фамусовых. Непримиримая вражда фамусовского лагеря к культуре и просвещению означала решительный отказ большинства дворянства от социального и духовного прогресса.

С поразительной исторической точностью и конкретностью грибоедовская сатира отражает широкий круг явлений, связанных с усилением крепостнической реакции в России 20-х гг. Многое из того, о чем говорят действующие лица комедии, остро напоминало современникам о фактах и событиях, происходивших на их глазах. Так, к негодующим словам старухи Хлёстовой:

* И впрямь с ума сойдешь от этих, от одних
* От пансионов, школ, лицеев, как бишь их,
* Да от Ланкартачных взаимных обучений…

можно привести вполне точный, реальный комментарий. Пансионы и лицей — это, конечно, пансион при Московском университете, воспитанником которого был Грибоедов, и Царск

    Комедия Грибоедова “Горе от ума” — выдающееся произведение русской и мировой драматургии. Автор ставит и разрешает важные для его времени проблемы: о государственной службе, о патриотизме, о человеческих взаимоотношениях. Он показывает горе умного человека,…

    В первой трети XIX века в русской литературе складывается тип лишнеко человека. Герои эти, среди которых наиболее известные Печорин, Онегин, Обломов, не похожи на большинство людей своего времени. Лишние люди, чей ум пытлив и глубок, “болеют болезнью…

    Они жили в самом начале XIX века… Рылеев, Одоев­ский, Кюхельбекер… Их лира поэтически воплощала ос­новные лозунги декабристов — свобода, справедливость, братство! Молодой Грибоедов был тесно связан с передо­выми людьми из тайных обществ. Его Чацкий…

    А.С. Грибоедов, поистине выдающийся драматург, до сих пор удивляет читателей мастерством создания одного из самых трудных жанров в литературе. Его драматургическое мастерство я постараюсь показать в своей работе, остановившись на главных художественных…

  1. Новое!

/ / / Образ Фамусова в комедии Грибоедова «Горе от ума»

Смелое для своей эпохи произведение – комедия Александра Сергеевича Грибоедова прошла нелегкий путь, прежде чем стала известна широкому кругу читателей. Цензура сначала не пропустила его ни в печать, ни на сцену.

Острые проблемы, назревшие в обществе, а на первом месте – раскол в среде дворянства – легли в основу .

Грибоедов отразил в своем произведении и главное противоречие 19 века – конфликт старых укладов и новых взглядов. На защите идей «минувшего века» стоит один из главных героев Павел Афанасьевич Фамусов.

Это не просто рядовой дворянин, он занимает высокое положение в Москве и имеет влияние. Должность Фамусова – управляющий в казенном доме. Его семья – семнадцатилетняя дочь , которую он воспитывает один, так как жена умерла.

Фамусов настроен против перемен, даже правильнее было бы сказать, что он их попросту боится, ведь непонятно как они обернутся и повлияют на устроенную и приятную жизнь, которая есть на данный момент.

Образ Фамусова не сложен и легко прорисовывается с первых же явлений комедии «Горе от ума». Следует подчеркнуть тот важный момент, что мнение этого героя – это обобщенное представление всех дворян того времени.

Что касается образования, то Павел Афанасьевич категорически против просвещения. Для него это зло. Распущенность дочери (отец застает Софью наедине с Молчалиным) он списывает на влияние книг, которые девушка постоянно читает. От них все беды, лучше брать пример с отца, который ведет себя, как монах. Хотя мы, читатели, прекрасно видим, что это не так. За несколько минут до разговора с дочерью Фамусов откровенно флиртует со служанкой .

Павел Афанасьевич очень зависим от общественного мнения, он переживает, что в обществе будут плохо о нем говорить. Фамусов переживает, какое впечатление он производит. Его заботит картинка, внешний лоск, а не внутренние человеческие качества и достоинства. Но это все и не удивительно. Такие подходы и взгляды характерны для всего дворянского сословия Москвы того времени.

Павел Афанасьевич не осуждает, а, наоборот, поддерживает способность выслуживаться, не видит в этом ничего зазорного. Для него на первом месте чин и состояние, остальное же – вещи второстепенные, которые играют незначительную роль. – противник таких взглядов — называет это положение дел в обществе – покорностью и постоянным страхом за то, чтобы не потерять статус и за то, что скажет окружение.

Легко представить характер главного героя – Петра Афанасьевича Фамусова – можно через его отношение к другим людям. Уважает и считается он с мнением тех, кто имеет хоть какой-то вес в обществе. В общении с другими он исходит только из выгоды. А если же ее нет, то такой человек вовсе и не нужен. Личность совершенно утрачивает свое значение.

Фамусов – типичный представитель дворянства того времени, когда конфликт между старыми убеждениями и новыми веяниями еще только назревает, когда «минувшее» еще имеет силу, но уже потихоньку отдает свои позиции и неизбежно канет в лету.

Когда Грибоедов закончил работу над своим знаменитым произведением, ожидалось, что пьесу вскоре поставят в театре и напечатают. Но цензура в то время строго следила за всеми новшествами и веяниями в литературе, поэтому пьесу ожидала серьезная проверка. Надо сказать, что Грибоедов достаточно смело осветил многие проблемы своего времени, и особое внимание уделил противоречию, которое назрело между сторонниками старых и новых взглядов. По сути, столкнулись в интересах «век нынешний» и «век минувший».

Как раз в этой статье мы поговорим о том, какова характеристика Фамусова в комедии «Горе от ума» — главного сторонника проходящего века. Итак, один из ключевых персонажей — Павел Афанасьевич Фамусов.

Как Фамусов смотрел на вопросы образования и воспитания

Кем был Фамусов? Чтобы лучше понять характеристику Фамусова, вспомним, что он имел достаточно влиятельное положение, служа управляющим в казённом доме. Его семнадцатилетняя дочь Софья, возлюбленная Чацкого, впоследствие стала источником слухов о безумии главного героя. Фамусов боится менять уклад жизни, он консервативен. Единство места комедии заключается в том, что все события происходят в течение одного дня прямо дома у Фамусова.

Почему характеристика Фамусова в комедии «горе от ума» так важна, когда мы говорим об образовании и воспитании? Очень просто: во мнении этого человека заключается мнение всех дворян той эпохи. Так задумал автор. Когда Фамусов застал Молчалина со своей дочерью, он сразу высказал свое мнение об образовании и воспитании, и этот диалог читатель видит почти с самого начала действия.

Фамусов выступает против любых новшеств, он отрицает просвещение и не признает действие ума, ведь все это может нанести вред его собственному положению. А что он думает о распущенном поведении Софьи? Отец ссылается на то, что она увлечена книгами: «вот плоды» — говорит он. Однако по его мнению чтение не всему виной. Образование в целом влияет на зарождение такого рода мышления. Детей учат иностранцы, преподают искусства — во вред идет такое обучение дворянам. Какая польза от образования, если семейная жизнь обойдется и без этих вещей.

Рассматривая характеристику Фамусова из комедии «Горе от ума», любопытно заметить, что он себя ставит в пример дочке, и не надо никакого образования. По его словам, его поведение «монашеское», то есть он нравственно чист. Однако эти слова полны лукавства, потому что только что сам Фамусов флиртовал с Лизой, и приставал к ней. Это служанка в их доме.

Фамусов и общественное мнение

Фамусов и его сторонники очень боятся дурной славы, мнения общества. И неважно, какой человек в действительности, главное, что у нем думают другие. Доказательством этого служат некоторые персонажи, которые находятся, так сказать, «вне сцены». Взять, к примеру, Максима Петровича, дядю Фамусова. Он глубоко восхищен им, и особенно его умением «подслужиться», чтобы ни у кого не возникло бы нареканий. И прекрасные плоды приносит это умение, ведь Максим Петрович стал богатым и уважаемым человеком.

Хорошо характеристика Фамусова раскрывается, если посмотреть на то как он относится к людям. Он уважает далеко не всех, а тех, кто что-то значит в обществе, ведь от такого человека можно получить выгоду. А бедные люди — мусор в его глазах, ничтожество. Вспомним Скалозуба — он уже давненько полковник, но хоть Скалозуб и очень глуп, у него при себе «золотой мешок», да и стремится к генеральскому чину. Такой человек вызывает у Фамусова восхищение.

Конечно, рассмотрев характеристику Фамусова в комедии «Горе от ума», становится очевидно, что у Грибоедова была конкретная цель показать устаревшие взгляды аристократического общества. И не просто показать, но и объяснить, что этих взглядов придерживаться глупо и недальновидно. Роль Фамусова очень важна в этом. Но прочитав комедию, становится ясно — перемены неизбежны.

В нашем блоге вы найдете множество статей, где рассматриваются не только характеристики ключевых персонажей мировых произведений, но и представлены анализы литературных произведений писателей всех стран. В данной статье была описана характеристика Фамусова из комедии «Горе от ума» Грибоедова . Вас также может заинтересовать

Как фамусов относится к социальному положению людей. Общество Фамуса сочинение

После зарубежных поездок Русская армия 1812-1813 гг. начала проникать в Россию и внедрять идеи западного либерализма. Ими была заражена большая и лучшая часть высшего общества.
В результате произошла заметная поляризация взглядов, и правительство сплотилось вокруг консервативных сил для борьбы со свободомыслием. Именно эти люди, представители «прошлого века», составляют основу фамусовской Москвы в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Нетрудно догадаться, что идеологом этого общества в произведении А. С. Грибоедова будет один из главных героев — П. А. Фамусов. В ней ярче всего отражаются главные качества этого мира: крепостничество, невежество, лицемерие, преклонение перед чужеземцами, служение лицам, а не делу, готовность служить ради сиюминутной выгоды, несамостоятельность, отношение к служению как к средству. обогащения. Но, как ни странно, в творении Грибоедова Фамусов предстает и заботливым отцом, который желает дочери только добра, но добра в его понимании:

Он хотел бы зятя со званиями и звездами.

Но все-таки главная черта общества Фамусовых, молчаливого и порочного, столь точно отраженного в комедии, состоит в том, что почти все его представители являются убежденными феодалами: и Хлестова, у которой новая забава — рапка; и Фамусов, готовый быть сосланным в Сибирь за малейшую провинность или в порыве гнева:

на ваше поселение,

и те помещики, которые представлены в монологе Чацкого «А судьи кто?». Писатель не может спокойно относиться к таким извращенным формам крепостничества и осуждает их устами главного героя.
Следующей чертой, характерной для старого мира, является необразованность: на балу обсуждение лицеев, университетов и книг вызывает всеобщее возмущение:

Если зло остановить:
Уберите все книги, но сожгите их.

Эти люди самодостаточны — им не нужно образование, они нанимают учителей для детей только из-за следования моде; будь на то их воля, не было бы ни книг, ни гимназий. Мир Фамусовых близок по духу тому «чахоточному» из ученого комитета «книжного врага», над которым издевается Чацкий, и в то же время они не могут принять двоюродного брата Скалозуба: ведь он «начал читать книги в деревня!»
Представители «прошлого века» тоже осуждают литературу, считая ее ненужной и бесполезной:

Ей не спится от французских книг,
А мне больно спать от русских.

Тем не менее влияние литературы на общественное мнение всем дорого. Особенно это видно в цензорских ремарках Загорецкого:

Вечное издевательство над львами! над орлами!
Что ни говори:
Хоть звери, но все же короли.

Но наряду с этими резкими отрицательными чертами у представителей «прошлого века» есть еще, хоть и маленькая, частичка человечности: Хлестова, чьи чувства, казалось бы, отделены от внешнего мира, вдруг симпатизирует Чацкому:

А мне Чацкого жалко.
По-христиански он достоин жалости.

И тут же, когда выразитель новых идей ратует за возврат к национальному, его опять игнорируют — затрагивается больное место фамусовского общества, и при этом одна из главных черт — преклонение перед всем иностранным, пренебрежительное отношение к русской культуре и особенно к родному языку («Мадам! Ха! ха! ха! ха! Ужас!!»). Для Фамусова все это не близкий ему образ жизни, а следование моде. Именно не желая отставать, такие люди нанимают учителей для обучения своих детей, неохотно им платят, вот тогда-то и появляется ненависть к образованию в любых формах — и к гимназическим, и к лицейским, чтобы не противоречить моде и не быть заклейменными как стоящие за этим мятежником, они не осуждают домашнее обучение.
Что характерно, образование не предполагает применения знаний в будущем — при решении служебных вопросов все больше руководствуются устоявшимися традициями:

Ну как не угодить собственному человечку.

Мой обычай таков:
Подписано, так что с плеч.

Здесь все основано на корысти, которой подвластны даже чувства: Молчалин «любит» Софью «по положению». В этом мире человек готов растоптать свое человеческое достоинство ради жизненных меркантильных интересов: с каким пафосом Фамусов говорит о Максиме Петровиче, восхищаясь его самоуничижением! Кроме того, этот стеб уже входит в привычку, становится образом жизни — яркий пример — «аферист, проходимец Антон Антонович Загорецкий». В своем стремлении угодить всем: и Софье, и Хлестовой, и государству (очень напоминающем великосветского мошенника) — он переходит границы и превращается в утрированный образ.
Примером службы другого рода — тупого, бездумного мученичества — является С.С. Скалозуб — он все измеряет военными мерками, шутит по-военному и вообще воплощает в себе те черты, в которых так нуждалась тогдашняя система — безынициативность (что, впрочем, свойственно всем представителям фамусовского общества), глупость и ограниченность, а значит, имеет перспективы роста.
Другой не менее колоритный представитель «прошлого века» — Репетилов, «репетитор чужих мыслей, член Тайного Союза» и вообще закоренелый либерал. В данном случае представлен образ-пародия на все это великосветское общество, где каждый мнит себя гением слова, вроде Ипполита Маркелыча Удушева, где существуют тайные общества «по четвергам». Не может все это вызвать улыбку, а улыбку сочувствия пошлости и пустоте!
Помимо этих персонажей, в спектакле присутствует большое количество закулисных персонажей, помогающих полнее раскрыть ту или иную особенность фамусовой Москвы; но все они показывают неестественность, мертвенность этого общества. Как справедливо заметил Гончаров, весь этот дух московских гостиных Грибоедов перенес в комедию, учел все психологические детали, взял все самое лучшее и ничего лишнего. Действительно, «Горе от ума» показывает весь спектр взглядов, интересов и симпатий столичной знати начала XIX века.

Общество Фамуса . Они имеют черты, общие многим другим людям, а иные всему роду человеческому А. С. Грибоедов

В 1824 году Грибоедов создал бессмертную комедию «Горе от ума», являющуюся отражением острой политической борьбы, происходившей в 20-х годов XIX века между реакционными крепостниками и еще немногочисленным, но уже наметившимся прогрессивным дворянством, из среды которого позже вышли герои Сенатской площади-декабристы.

Реакционеры во всем стремились сохранить самодержавно-крепостнический строй и закоренелую дворянскую жизнь, видя в этом основу своего благополучия. Передовые дворяне боролись против «прошлого века» и противопоставляли его «веку настоящему». Столкновение «эпохи прошлого» и «эпохи настоящего» является главной темой комедии.

«Текущий век», по Грибоедову, был продуктом революционных настроений в дворянских кругах. Из прогрессивных дворян вышли декабристы, первыми попытавшиеся осуществить свои революционные идеи.

Московское дворянство разнообразно по составу: есть графы и князья, высокие и средние чиновники, ратные люди, помещики, пустословы вроде Репетилова, «лжецы, картежники и воры» вроде Загоредкого, сплетники и пустословы «горелки. ки:ши «. Перед нами толпа праздных, пустых, бездушных и пошлых людей:

В любви предателей, во вражде неутомимых,

Неукротимые сказочники,

Неуклюжие мудрецы, лукавые простаки,

Зловещие старухи, старики,

Загнивание из-за вымысла, чепухи.

Эти люди жестокие крепостники, беспощадные мучители. Сановник Фамусов грозит своим слугам страшными карами за малейшую провинность. «Работать вам, чтобы устроить вас!» он кричит. Московский барин готов наказать неугодных ему крепостных на военном поселении. Чацкий с негодованием отзывается о помещике, который:

Возил в крепость балет на многих подводах

От матерей, отцов отвергнутых детей

Заставили всю Москву дивиться своей красоте,

Но должники не согласились на отсрочку:

Амуры и Зефиры все РАСПРОДАНЫ!!!

Помещики не считают своих крепостных людьми. Старая Хлестова, например, свою горничную ставит в один ряд с собакой:

От скуки я взял с собой девушку и собаку.

Крепостная идеология определяет все взаимоотношения представителей фамусовской Москвы, даже жениха ищут по количеству крепостных:

Будь беден, да если достанется

Души тысячи два племени,

Тот и жених.

Крепостное право было нормальным явлением для фамусовского общества, оно полностью соответствовало интересам знати, было источником богатства и прибыли. Представители московской знати думают только о звании, богатстве и высоких связях. Они относятся к службе формально, бюрократически, как к источнику обогащения и продвижения. «Хоть бы в генералы попасть», — говорит полковник Скалозуб, аракчеевский служака, недалёкий и грубый человек. Цель его службы в армии – получение званий, орденов и медалей любым путем:

Да, для получения рангов есть много каналов.

А Фамусов не скрывает своего отношения к службе:

А у меня что не так, что не так.

Мой обычай таков:

Подпись, так что с плеч.

Как джентльмен, на любую работу смотрит с пренебрежением, на службу принимает только родных.

Со мной сотрудники чужие очень редко;

Все больше и больше сестер, невесток, детей;

Как вы будете знакомиться с крестинами?

на место

Ну как не порадовать собственного человечка!

Фамусов служит не делу, а лицам, так как служба для людей его окружения источник чинов, наград и доходов. Самый верный способ добиться этих благ — раболепие перед начальством.

Недаром идеалом Фамусова является Максим Петрович, который, заискивая, «нагибался», «мужественно жертвовал затылком», но был обласкан при дворе, «знал уважение перед всеми». У Молчалина нет даже собственного мнения:

В моем возрасте нельзя осмелиться прислушиваться к Его мнению.

Впрочем, он везде успевает:

Там Моска вовремя ударит;

Сюда впору вставлять карточку.

И у него карьера:

… достигнет известных степеней,

Ведь сегодня любят немых.

И эти люди управляли государством. Чацкий говорит о них с негодованием:

Где, покажите нам, отцы отечества,

Что взять за образцы?

Разве они не богаты грабежом?

Просвещение, наука, движение к прогрессу вызывают у людей фамусовского круга особую ненависть. Фамусов дает дочери образование, в котором заранее исключена возможность истинного просветления:

Научить наших дочерей всему —

И танцам! и пена! и нежность! и вздохнуть! Сам Фамусов не отличается образованностью и не находит в чтении никакого применения. Он объясняет причины свободомыслия следующим образом:

Учение — чума, учение — причина

То, что сейчас больше, чем когда-либо,

Безумные разведенные люди, и поступки, и мнения.

И последнее его слово о просвещении и просвещении и о России — «все книги забрать, да сжечь». Следовательно, в просвещении московский дворянин Фамусов видит опасность, грозящую всему государственному строю России того периода.

Полковник Скалозуб, олицетворение солдафонской тупости и невежества, который, как и Фамусов, «не сказал ни слова мудрости», враг просвещения и всего передового. Он спешит обрадовать гостей Фамусова тем, что есть проект о лицеях, школах, гимназиях. «Они будут учить только по-нашему: раз, два. И книги будут храниться вот так, для больших случаев. Эта ненависть ко всему передовому вполне понятна, дворянское общество боялось лишиться своих привилегий.

Фамусово общество чуждо национальной культуре, русским обычаям, вошло в моду преклонение перед иноземным, доходит до смешного, Чацкий говорит, что общество «все дало взамен»:

И нравы, и язык, и святая древность,

И величавая одежда по другому По клоунскому образцу.

Чацкий отмечает, что среди дворянства «господствует смесь языков: французский с нижегородским».

Именитые москвичи радостно встречают любого иностранца. По словам француза из Бордо, он

Пришел и обнаружил, что ласкам нет конца,

Ни звука русского, ни лица русского не встречал.

Главное в этом обществе «балы, обеды, карты, сплетни». Вчера был бал, а завтра будет два.

Фамусов проводит время в праздности, безделье, в пустых развлечениях, разговорах, на званых обедах. Знакомая Татьяна Юрьевна Фамусова с Рождества на Великий пост и летом на даче дарит шарики. Это общество не может обойтись без сплетен, потому что сплетни – одна из его главных черт. Здесь знают подноготную каждого дворянина и скажут, кто богат, кто беден, и сколько у Чацкого крепостных душ:

«Четыреста» — «Нет! триста».

И Хлестова обиженно добавляет:

«Я чужих имений не знаю!»

Среди московских асов находит свое место «отъявленный мошенник, проходимец Антон Антоныч Загорецкий», которого принимают только потому, что он «мастер подобострастия». Для Репетилова характерно фамусовское общество, в котором подчёркивается пустая фраза, показное свободомыслие.

Таким образом, в каждом из героев и закулисных персонажей автору удалось найти определенный тип представителя московской знати, причем название каждого типа скрыто в имени изображающего его героя.

Так, для представителей фамусовского общества характерно отсутствие высоконравственных чувств, преобладание корыстных интересов, идеал праздной жизни, взгляд на службу как на средство достижения личной выгоды, нравственная распущенность в людях, холопство к «высшим» людям и деспотичное отношение к «низшим»: крестьянам, слугам, — низкий уровень образования, увлечение французской культурой, боязнь подлинного просвещения.

Грибоедов очень точно определил идеалы этого общества. Они просты: «брать награды и веселиться». Общество «Фамус» — лицо всей дворянской России тех лет. Как передовой человек своего времени, Грибоедов не только высмеивает это общество, но беспощадно осуждает крепостнический строй и призывает к его уничтожению — в этом революционное значение комедии. Так это понимали декабристы и все передовые люди русского общества.

Комедия «Горе от ума» была написана между 1815 и 1824 годами. Содержание пьесы тесно связано с историческими событиями. В то время в русском обществе правили защитники феодализма и крепостничества, но в то же время появилось и прогрессивно мыслящее, передовое дворянство. Таким образом, в комедии столкнулись два века – «века нынешнего» и «века прошлого».
«Прошлый век» олицетворяет общество Фамуса. Это знакомые и родственники Павла Афанасьевича Фамусова, богатого, знатного дворянина, в доме которого происходит действие комедии. Это князь и княгиня Туго-Уховские, старуха Хлестова, супруги Горичи, полковник Скалозуб. Всех этих людей объединяет одна точка зрения на жизнь. В их среде торговля людьми считается нормальным явлением. Крепостные искренне им служат, иногда спасая свою честь и жизнь, а хозяева могут обменять их на борзых. Так, на балу в доме Фамусова Хлестова просит Софью отдать подачку с обеда для ее арапки — девочки и собаки. Хлестова не видит между ними разницы. Сам Фамусов орет на своих слуг: «К вам на работу, в ваши слободы!» . Даже дочь Фамусова Софья, воспитанная на французских романах,. говорит своей горничной Лизе: «Слушай, не позволяй себе слишком много вольностей!» .
Главное для общества Фамуса
это богатство. Их идеалы — люди в чинах. Фамусов приводит в пример Чацкому Кузьму Петровича, который был «почтенным камергером», «с ключом», «богат и был женат на богатой женщине». Павел Афанасьевич хочет для своей дочери такого жениха, как Скалозуб, потому что он «золотой мешок и в генералы стремится».
Общество Фамуса также отличается равнодушием к службе. Фамусов — «менеджер в казенном месте». Он делает что-то очень неохотно. По настоянию Молчалина Фамусов подписывает бумаги, несмотря на то, что «противоречие в них есть, и много недельного». Павел Афанасьевич считает: «Подписали, так что с плеч». В фамусовом обществе принято держать на службе только родственников. Фамусов говорит: «В моем присутствии чужие, которые служат, очень редки…», .
Этих людей не интересует ничего, кроме обедов, ужинов и танцев. Во время этих забав они злословят и сплетничают. Это «малопоклонники и дельцы», «льстецы и лизоблюды». Павел Афанасьевич вспоминает своего дядю Максима Петровича, великого дворянина: «Когда надо служить, а он из кожи вон лезет». Встречает Фамусов и будущего жениха своей дочери Скалозуб, он говорит: «Сергей Сергеич, поди сюда-с, покорнейше прошу…», «Сергей Сергеич, милый, шляпу опусти, шпагу сними». ..”.
Всех представителей общества Фамус объединяет отношение к образованию и просвещению. Подобно Фамусову, они искренне убеждены, что «учеба есть чума, ученость есть причина того, что ныне, более чем когда-либо, с ума развелись люди, и дела, и мнения». А не отличающийся интеллигентностью полковник Скалозуб рассказывает о новом проекте для школ, лицеев, гимназий, где будут обучать маршевому шагу, а книги будут хранить только «для больших случаев». Общество «Фамус» не признает русскую культуру и язык. Им ближе французская культура, они преклоняются перед ней и перед французами. Чацкий в своем монологе говорит, что француз из Бордо не нашел здесь «ни звука русского, ни лица русского».
Все они одинаково относятся к Чацкому, представителю всего нового и передового. Они не понимают его идей и про-
агрессивных взглядов. Герой пытается доказать свою правоту, но это заканчивается для него трагически. Распространяются слухи, что он сумасшедший, так как общество не хочет смотреть на мир по-другому. Так Грибоедов отразил конфликт двух лагерей: сторонников крепостничества и передовых мыслителей того времени.

Комедия «Горе от ума» написана в период с 1815 по 1824 годы. Содержание пьесы тесно связано с историческими событиями. В то время в русском обществе правили защитники феодализма и крепостничества, но в то же время появилось и прогрессивно мыслящее, передовое дворянство. Таким образом, в комедии столкнулись два века — «века нынешнего» и «века минувшего».

«Прошлый век» олицетворяет общество Фамуса. Это знакомые и родственники Павла Афанасьевича Фамусова, богатого, знатного дворянина, в доме которого происходит действие комедии. Это князь и княгиня Тугоуховские, старуха Хлестова, супруги Горичи, полковник Скалозуб. Всех этих людей объединяет одна точка зрения на жизнь. В их среде торговля людьми считается нормальным явлением. Крепостные искренне им служат, иногда спасая свою честь и жизнь, а хозяева могут обменять их на борзых. Так, на балу в доме Фамусова Хлестова просит Софью отдать подачку с обеда для ее арапки — девочки и собаки. Хлестова не видит между ними разницы. Сам Фамусов орет на своих слуг: «К вам на работу, в ваши слободы!» Даже дочь Фамусова Софья, воспитанная на французских романах, говорит своей горничной Лизе: «Слушай, не позволяй себе слишком много вольностей!»

Главное для общества Фамуса — богатство. Их идеалы — люди в чинах. Фамусов приводит в пример Чацкого Кузьму Петровича, который был «почтенным камергером», «с ключом», «богат и был женат на богатой женщине». Павел Афанасьевич хочет для своей дочери такого жениха, как Скалозуб, потому что он «золотой мешок и в генералы стремится».

Общество Фамуса также отличается равнодушием к службе. Фамусов — «управляющий в казенном месте». Он делает что-то очень неохотно. По настоянию Молчалина Фамусов подписывает бумаги, несмотря на то, что «противоречие в них есть, и каждую неделю их много». Павел Афанасьевич считает: «Подписали, так что с плеч». В фамусовом обществе принято держать на службе только родственников. Фамусов говорит: «При мне работники чужие очень редки…», .

Этих людей не интересует ничего, кроме обедов, ужинов и танцев. Во время этих забав они злословят и сплетничают. Это «малопоклонники и дельцы», «льстецы и лизоблюды». Павел Афанасьевич вспоминает своего дядю Максима Петровича, великого дворянина: «Когда надо служить, а он из кожи вон лезет». Фамусов тоже с большим почтением встречает будущего жениха своей дочери Скалозуб, говорит: «Сергей Сергеич, подойди сюда-с, покорнейше прошу…», «Сергей Сергеич, дорогой, шляпу опусти, шпагу сними». ..».

Всех представителей общества Фамус объединяет отношение к образованию и просвещению. Подобно Фамусову, они искренне убеждены, что «ученость — это чума, ученость — причина того, что сегодня, более чем когда-либо, есть безумные разведенные люди, дела и мнения». А не отличающийся интеллигентностью полковник Скалозуб рассказывает о новом проекте для школ, лицеев, гимназий, где будут обучать маршевому шагу, а книги будут хранить только «для больших случаев». Общество «Фамус» не признает русскую культуру и язык. Они ближе к французской культуре, преклоняются перед ней и перед французским языком. Чацкий в своем монологе говорит, что француз из Бордо не нашел здесь «ни звука русского, ни русского лица».

Все они одинаково относятся к Чацкому, представителю всего нового и передового. Они не понимают его идей и прогрессивных взглядов. Герой пытается доказать свою правоту, но это заканчивается для него трагически. Распространяется слух о его безумии, так как общество не хочет смотреть на окружающий мир по-другому. Так Грибоедов отразил конфликт двух лагерей: сторонников крепостничества и передовых мыслителей того времени.

Характеристика каждого фамусовского общества. Фамусовское общество в образе А.С. Грибоедов «Горе от ума»

Комедия «Горе от ума» написана в годы острой борьбы между старой, реакционной знатью и революционной молодежью, видевшей бедствие страны в феодальном строе. Эта борьба между прошлым и будущим и была главной темой комедии. В «Горе от ума» описаны оба лагеря — отжившее, фемдом фамусовское общество и его противники (Чацкий с немногочисленными сторонниками).

Яркий представитель «прошлого века» — так называемого Фамусовского общества. Это знакомые и родственники Павла Афанасьевича Фамусова, богатого, знатного дворянина. К ним относятся князь и княгиня Тугоуховские, старуха Хлестова, супруга Горица, полковник Скалозуб. Всех этих людей объединяет одна точка зрения на жизнь: все они жесткие крепостники. Они считают торговлю людьми нормальным явлением. Крепостные искренне им служат, иногда спасают себе жизнь, а хозяева могут выменять крестьян даже на борзых собак… Главное для фамусовского общества — богатство. Идеалы для них – люди высокого ранга.

Люди этого круга также отличаются равнодушием к делам. Фамусов — «распорядитель в казенной части», за весь день он обращается к делам только один раз: по настоянию Молчалина чиновник подписывает бумаги, не обращая внимания на то, что в них «противоречие, и много недели».

Еще одна черта, объединявшая всех «отцов», — преклонение перед всем западным, в частности, французским. Они считают, что нет на свете лучшего места, чем Франция, они искренне верят, что без иностранцев им «нет спасения». Представители «старого мира» пытаются перенять язык, культурные обычаи французов, не понимая, как нелепо у них это получается.

Итак, люди фамусовского кружка эгоисты и корыстолюбцы. Все свое время они проводят в светских развлечениях. Во время этих забав они злословят и сплетничают, лицемерят друг перед другом. Они низкопоклонники и бизнесмены, льстецы и подхалимы. Фамусов вспоминает своего дядю Максима Петровича, великого дворянина: «Когда служить надо, а он нагнулся, чтобы нагнулся».

Самый большой страх фамусовского общества — образование. Фамусов считает, что ученость — это «чума», и настаивает на том, что необходимо «собрать все книги и сжечь их», а Скалозуб мечтает о школе, где «будут сохраняться книги для больших мероприятий».

Главным вопросом для фамусовского общества является вопрос службы. Все в этом кругу мечтают «достичь степеней познанного», обеспечить безбедное существование. Людей, которым это удается, например, Скалозубу, Фамусов одобряет. Но Чацкий, по его шкале ценностей, — «заблудший» человек, заслуживающий лишь пренебрежительного сожаления: ведь, имея хорошие данные для успешной карьеры, он не служит. «Но, извольте, по-деловому», — говорит Фамусов.

Фамусовское общество есть общество со своими мировоззренческими представлениями, взглядами на жизнь. Они уверены, что нет другого идеала, кроме богатства, власти и всеобщего уважения. «Ведь только здесь дворянство дорожит», — говорит Фамусов о аристократической Москве. Грибоедов разоблачает реакционное феодальное общество, и это показывает, куда заводит Россию засилье Фамусовых.

Фамусовское общество

Комедия «Иди» написана Гдовым в 1824 году. Она дает общую картину всей русской жизни 10-20-х годов XIX века, воспроизводит вечную борьбу старого и нового, которая с особой силой развернулись в это время не только в Москве, но и во всей России между двумя лагерями: передовым, декабристски настроенным народом «века настоящего» и крепостническим (людьми «прошедшего века»). Все образы, созданные Гдовые в комедии глубоко реалистичны.Фамусов,Скалозуб,Молчалин,Хлестова,проходимец Загорецкий и все другие являются отражением действительности.Эти люди,тупые и эгоистичные,боящиеся просвещения и прогресса,мысли их сосредоточены только на обретении почестей и звания, богатство и одежда, они образуют единый лагерь реакции, попирающий все живое.

«Век минувший» в комедии представлен рядом ярких типов. Это и Фамусов, и Скалозуб, и Репетилов, и Молчалин. Ф-о традиционным способом. Основы его жизни таковы, что надо учиться, «взирая на старших», уничтожать вольнодумные помыслы, со смирением служить тем, кто стоит на ступеньку выше, а главное — быть богатым.

Идеал этого общества в монологах дяди Фамусова Максима Петровича и Кузьмы Петровича:

… вот пример:

Покойник был почтенным камергером,

С ключом, и сын мог доставить ключ;

Богатый, и богатый был женат;

Оставшиеся в живых дети, внуки;

Умер; все о нем с сожалением поминают.

Кузьма Петрович! Мир ему! —

Какие асы в Москве живут и умирают! ..

Во главе всего ф-го по острову стоит фигура Фамусова, старого московского дворянина, заслужившего общего расположения в столичных кругах. Он дружелюбный, обходительный, остроумный, веселый. Но это только снаружи. Автор всесторонне раскрывает образ Фамусова. Это не только гостеприимный хозяин, но и убежденный феодал, яростный противник просвещения. «Соберите все книги и сожгите их», — говорит он. Чацкий, представитель «настоящего века», мечтает «протолкнуть ум в науку, голод познания». Его возмущают порядки, установленные в f-ом обществе, так как оно рассматривает человека по его происхождению и количеству у него крепостных. Сам Фамусов хочет более выгодно выдать замуж свою дочь Софью и говорит ей: «О, матушка, не добивайте удар! Кто беден, тот тебе не пара. А потом прибавляет: «Вот, например, у нас уже история старая, что честь и отец: сынок, коли у тебя тысяча душ, то два племени, он и жених». В отличие от представителей f-го пиара, Чацкий жаждет «возвышенной любви, перед которой весь мир пыль и суета».

В отношениях Чацкого и Ф-го Общества высмеиваются и высмеиваются взгляды «прошлого века» на карьеру, службу и самое ценное в людях. Другими словами, Чацкий их презирает. Фамусов берет к себе на службу только родных и близких. Он уважает лесть и низкое поклонение. Он хочет убедить Чацкого служить, «оглядываясь на старших», «подставить стул, поднять платок». На это Чацкий возражал: «Служить было бы счастьем, тошнить на службе». Чацкий очень серьезно относится к службе. И если Фамусов относится к ней формально, бюрократически («подписался, так что с плеч»), то Чацкий говорит: «Когда в деле — от веселых прячусь, когда дурачусь — дурачусь, и смешивать эти два ремесла есть тьма адептов, я не из их числа. О делах Фамусов заботится только с одной стороны, боясь смертельно, «чтобы многие их не накопили». Своих слуг он за людей не считает, обращается с ними грубо, может продать их, отправить на каторгу Он ругает их ишаками, чурбанами, называя их Петрушками, Фильками, Фомками.0004

Таким образом, представители ф-го-он-ва относятся к службе как к источнику личной выгоды, служению лицам, а не бизнесу. Чацкий тоже стремится служить отечеству, «делу, а не лицам». Он презирает Молчалина, привыкшего «без изъятия угождать всем людям — хозяину, где он будет жить, начальнику, у которого я буду служить, своему слуге, чистящему платья, дворнику, дворнику, избегать зло, дворниковой собаке, чтобы он был ласков». Все в Молчании: и поведение, и слова подчеркивают мысль того, кто делает карьеру аморального человека. Чацкий с горечью говорит о таких людях: «Блаженна на свете тишина!» Молчалин лучше всех устроит свою жизнь. По-своему он тоже талантлив. Он заслужил благосклонность Фамусова, любовь Софьи, получил три награды. Два качества своего характера он ценит больше всего: «умеренность и аккуратность».

Для Фамусова и его окружения мировоззрение свято и непогрешимо, самое страшное «что скажет княгиня Марья Алексевна!»

Еще один видный представитель ф-ты об острове Скалозуб. Такой зять мечтал иметь Фамусов. Ведь Пуффер – «и мешок золотой, и генеральские метки». Этот персонаж воплотил в себе типичные черты реакционного аракчеевского времени. «Хрипун, незнакомец, фагот, созвездие маневров и мазурка», он такой же враг просвещения и науки, как и Фамусов. «Со стипендией в обморок не упадешь, — говорит Скалозуб. Совершенно очевидно, что сама атмосфера первого общества заставляет представителей молодого поколения проявлять свои отрицательные качества. Так, Софья использует свой острый ум для откровенной лжи, распускает слух о безумии Чацкого. Софья полностью соответствует морали «отцов». И хотя она девушка умная, с сильным, независимым характером, горячим сердцем, мечтательной душой, тем не менее, ложное воспитание привило Софии много отрицательных качеств, сделало ее представительницей общепринятых взглядов. Она не понимает Чацкого, не доросла до него, до его острого ума, до его логической беспощадной критики. Она не понимает Молчалину, которая «любит ее по должности». Она не виновата в том, что Софья стала типичной барышней f-го общества. В этом виновато общество, в котором она родилась и жила, «она загублена, в духоте, куда не проник ни луч света, ни одна струя свежего воздуха» (Гончаров «Милон мук»).

Очень интересен еще один персонаж комедии. Это Репетилов. Он совершенно беспринципный человек, «болтун», но он единственный считал Чацкого «высоким умом» и, не веря в его безумие, называл свору фамусовских гостей «химерами» и «игрой». Таким образом, он был как минимум на ступеньку выше их всех.

«Так! Я протрезвел», — говорит Чацкий в конце комедии. Что это — поражение или прозрение? Да, конец этого произведения далеко не веселый, но Гончаров прав, когда говорит о финале: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанося ему смертельный удар качеством свежей силы» И я полностью согласен с Гончаровым, который считает, что роль всего Чацкого «страдающая», но в всегда «побеждает». Чацкий противостоит обществу невежд и крепостников. Он борется с благородными негодяями и подхалимами, жуликами, проходимцами и мошенниками. В своем знаменитом монологе «Кто судьи?..» он сорвал маску с подлых и вульгарный фамовский мир, в котором русский народ превратился в предмет купли-продажи, где помещики даже меняли крепостных на собак:

Тот Нестор мошенник дворянин,

Толпа, окруженная слугами;

Ревнивые, они в часы вина и драк.

И честь и жизнь спасали не раз: а вдруг

На них он променял борзых трех собак!!! Чацкий защищает настоящего человека, человечность и честность, ум и культуру. Он защищает русский народ, свою Россию от плохого, косного и отсталого общества. Чацкий хочет видеть Россию грамотной, культурной. Он отстаивает это в спорах, беседах со всеми персонажами комедии «Иди», направляя на это весь свой ум, смекалку, злобу, вспыльчивость и решительность. Поэтому окружение мстит Чацкому за правду, которая режет глаза, за попытку сломать привычный уклад жизни. «Прошлый век», то есть f-ое общество, боится таких людей, как Чацкий, потому что они покушаются на устройство жизни, являющееся основой благополучия этого общества. Минувший век, которым так восхищается Фамусов, Чацкий называет веком «смирения и страха». Сильно f-ое общество, его принципы тверды, но у Чацкого есть и единомышленники. Вот упомянутые лица: двоюродный брат Скалозубы («Чин пошёл за ним: он вдруг оставил службу, стал читать книги в деревне.»), племянник княгини Тугоуховой. Сам Чацкий постоянно говорит «мы», «один из нас», говоря, таким образом, не только от своего имени. Так АСГ-Дов хотел намекнуть читателю, что время «прошлого века» проходит, ему на смену приходит «века нынешний», сильный, умный, образованный.

Комедия «Горе от ума» написана между 1815 и 1824 годами. Содержание пьесы тесно связано с историческими событиями. В это время в российском обществе господствовали сторонники феодализма и крепостничества, но в то же время появилось прогрессивно мыслящее и прогрессивное дворянство. Таким образом, в комедии столкнулись два века — «нынешний век» и «прошлый век».

«Век минувший» олицетворяет фамусовское общество. Это знакомые и родственники Павла Афанасьевича Фамусова — богатого, знатного дворянина, в доме которого происходит действие комедии. Это князь и княгиня Тугоуховские, старуха Хлестовская, супруга Горица и полковник Скалозуб. Всех этих людей объединяет одна точка зрения на жизнь. В их среде торговля людьми считается нормальным явлением. Крепостные искренне им служат, порой спасают честь и жизнь, а хозяева могут заменить их борзыми. Так вот, на балу в доме Фамусова Хлестова просит Софью, чтобы она дала подачку к обеду от обеда для ее арапки — девочки и собачки. Хлестова не видит между ними никакой разницы. Сам Фамусов кричит на своих слуг: «На вас работать, вас поселить!» Даже дочь Фамусова Софья, воспитанная на французских романах, говорит своей горничной Лизе: «Слушай, не позволяй себе вольностей!»

Главное для фамусовского общества — богатство. Их идеалы — люди высокого ранга. Фамусов ставит в пример Чацкого Кузьму Петровича, который был «солидным камергером», «с ключом», «богат и был женат на богатой». Павел Афанасьевич желает для своей дочери такого жениха, как Скалозуб, потому что он «золотой мешок и в генералы стремится».

Фамусовское общество отличает равнодушие к службе. Фамусов — «менеджер в казённой части». Он делает что-то очень неохотно. По настоянию Молчалина Фамусов подписывает бумаги, несмотря на то, что в них «против путаницы, и много недели». Павел Афанасьевич думает: «Подписали, так что с плеч». В фамусовском обществе принято держать на службе только родственников. Фамусов говорит: «При мне работники чужие очень редки…»

Этих людей не интересует ничего, кроме обеда, ужина и танцев. Во время этих забав они сплетничают и сплетничают. Это «низкопоклонники и дельцы», «льстецы и лизоблюды». Павел Афанасьевич вспоминает своего дядю Максима Петровича, великого дворянина: «Когда тебе нужно, чтобы его обслужили, он тоже нагибается вперед». Фамусов также с большим почтением встречает предполагаемого жениха своей дочери, Скалозуба, он говорит: «Сергей Сергеевич, идите сюда, пожалуйста, покорно…», «Сергей Сергеевич, дорогой, наденьте шляпу, обнажите шпагу…»

Всех представителей фамусовского общества объединяет отношение к образованию и просвещению. Подобно Фамусову, они искренне считают, что «ученость есть чума, ученость причина того, что ныне, больше, чем когда безумные люди развелись, и дела, и мнения». А не умный полковник Скалозуб рассказывает о новом проекте школ, лицеев, гимназий, где их будет обучать мастер единоборств на шагу, а книги будут храниться только «для больших случаев». Фамусовское общество не признает русской культуры и языка. Им ближе французская культура, они преклоняются перед ней и перед французским языком. Чацкий в своем монологе говорит, что француз из Бордо не нашел здесь «ни звука русского, ни лица русского».

Все они в равной степени принадлежат Чацкому, представителю всего нового и передового. Они не понимают его идей и прогрессивных взглядов. Герой пытается доказать свою правоту, но это заканчивается для него трагически. Ходит слух о его сумасшествии, ведь общество не хочет смотреть на окружающий мир по-другому. Так Грибоедов отразил конфликт двух лагерей: сторонников крепостничества и передовых мыслителей того времени.

Фамусовское общество в комедии Грибоедова «Горе от ума»

В своей комедии «Горе от ума» Грибоедов прямо противопоставляет Чацкого всем остальным (без исключения) персонажам. Главным героем общества является Фамусов и его окружение: Молчалин, Скалозуб, Репетилов и другие. В их обществе царит внешний лоск, но это великолепие — яркое, светлое, материальное — скрывает рядом с собой страшную нравственную нищету. Такие, как Фамусов или Скалозуб, имели несколько десятков крепостных, готовых тешить их барское безделье.
В этот период было модно внешнее французское образование, внешнее усвоение французской культуры. В этом обществе смесь «французского с нижегородским» наблюдается не только в разговоре. Среди членов фамусовского общества наблюдались самые дикие феодальные проявления, ибо они имели полную власть над народом.
  Их занятия состояли из «пиров и расточительства», балов, обедов, ужинов и танцев. Представители Фамусовского общества — дворяне. Зная это, они являются опорой престола и стараются не пускать в свое общество представителей других сословий, которые затмили бы их значение в государстве. В их общество могут попасть только такие Молхалии, ученики Фамусова, которые будут льстить, «гнуть в изгиб» и т. д.
 Эти люди ценят в человеке такие качества, потому что они сами такие.
  Идеалы Фамусова — Кузьма Петрович или Максим Петрович, которые «ели не на серебре, не на золоте, сто человек за услуги, век при дворе»…
  . Благодаря своим идеалам у них формальный, бюрократический подход.

к своим обязанностям, лишь бы стать «не хуже других», лишь бы во что бы то ни стало выбиться в люди. В их сознании цель оправдывает средства — и если унижением можно добиться цели, то стоит смириться.
. Идеалы Скалозубова, аракчеевского офицерства, состоят в том, чтобы они «только в генералы попали». Помните, с каким цинизмом говорится о том, каким методом хорошо бы добиться улучшения! ..
  За все проявления какой-то свободомыслия, чувства хотят дать «старшину Вольтеру», задушить все строгой палочной дисциплиной. Однако еще страшнее молчаливые «блаженные на свете»: это представители «молодого» поколения, перенявшие все худшие черты старших и прибавившие ко всему прочему «умеренность и аккуратность».
  Их идеалы: «и приятно брать, и весело жить». И стремятся к своему идеалу через покровительство какой-нибудь Татьяны Юрьевны. Именно с этой силой Читски будут продолжать бороться.
 Представители Фамусовского общества борются со всеми новшествами, способными пошатнуть их нынешнее положение в обществе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *