Читать книгу «М. Ю. Лермонтов Лирика. Избранное. Анализ текста. Литературная критика. Сочинения» онлайн полностью📖 — И. О. Родина — MyBook.
© – Родин И. О., 2006
Лермонтов Михаил Юрьевич
1814.3(15).10. – родился в Москве в семье капитана Юрия Петровича Лермонтова и его жены Марии Михайловны (урожденной Арсеньевой) в Москве.
С 1817 г., после смерти матери, воспитывался в имении Тарханы Пензенской губернии у своей бабушки по матери – Е. А. Арсеньевой, которая дала ему разностороннее домашнее образование. Вместе с родными ездит на Кавказ (1818, 1820, 1825).
1828 – поступил на 4 курс Благородного пансиона (при Московском университете), начал писать стихи. Создает первые поэмы («Черкесы», «Кавказский пленник»), отмеченные подражанием А. С. Пушкину. Совершает паломничество с бабушкой и кузинами в Троице-Сергиеву лавру. Поступает в Московский университет, но занятия начались лишь в начале 1831 г. из-за эпидемии холеры. Первая публикация в печати (стихотворение «Весна»).
Смерть отца.
1830–1832 – учится на нравственно-политическом отделении Московского университета. Пишет лирические стихи, поэмы, драмы, в том числе драму «Странный человек», в которой выражал свою ненависть к деспотической власти и крепостному праву.
1832 – в результате разочарования в «учителях» оставляет университет с желанием поступить в императорский Санкт-Петербургский университет. После серьезных размышлений принимает решение поступить на военную службу; зачислен в Школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров в Петербурге, в которой провел «два страшных года», заполненных военной муштрой. По окончании Школы произведен в корнеты лейб-гвардии гусарского полка. Созданы поэмы «Моряк», «Хаджи-Аб- рек», «Казначейша».
Урывками работает над романом «Вадим», рисующим эпизоды пугачевского восстания.
1834 – выпущен из школы корнетом, служит в лейб-гвардии Гусарском полку, стоявшем в Царском селе, много времени проводит в Петербурге.
1835 – пишет драму «Маскарад», которую впоследствии переделывал несколько раз, но так и не добился разрешения на постановку. Запрещение цензурой «Маскарада», начало работы над романом «Княгиня Лиговская».
1837 – пишет стихотворение «Смерть поэта». Лермонтова арестовывают, затем переводят в звании прапорщика в Нижегородский драгунский полк, расположенный в Грузии. Во время ссылки Лермонтов встречается с опальными декабристами, знакомится с представителями грузинской интеллигенции, интересуется фольклором народов Кавказа.
1838 – в результате хлопот Арсеньевой (бабушки) и В. А. Жуковского Лермонтов был переведен в Гродненский гусарский полк, стоявший под Новгородом, но по пути к месту новой службы задержался в столице; весной возвращен в лейб-гвардии Гусарский полк под Царское Село.
1938–1840 – жизнь в Петербурге, расцвет творчества. Печатаются стихи, в 1838 г. выходит «Песня про царя Ивана Васильевича…», имевшая большой успех, но вышедшая без имени автора (которого не пропустила цензура). Лермонтов сближается с редакцией журнала «Отечественные записки», знакомится с В. Г. Белинским. Появляются в печати лирические («Дума», «Поэт», «Ветка Палестины», «Узник», «Не верь себе» и др. ) и прозаические («Бэла», «Фаталист») произведения.
1840, февраль – дуэль с Э. Брантом, сыном французского посла. Эта дуэль, закончившаяся лишь царапиной у Лермонтова, была вызвана тем, что молодой Барант, поссорившись с поэтом, сказал, будто в России не соблюдаются правила чести. В ответ на это Лермонтов заявил, что «в России следуют правилам чести так же строго, как и везде, и мы меньше других позволяем себя оскорблять безнаказанно». Поэт смотрел на себя как на защитника чести русского офицера, что вынуждена была признать и комиссия военного суда. Между тем французский посланник, опасаясь возобновления дуэли, настаивал перед Бенкендорфом, чтобы Лермонтова удалили из столицы.
В результате Лермонтова снова высылают на Кавказ, в действующую армию (Тенгинский пехотный полк). Увидели свет стихотворения «Как часто, пестрою толпою окружен…», «И скучно и грустно», «Дары Терека» и др., а также повесть «Тамань» и вслед за ней весь роман «Герой нашего времени». Участие в военных действиях на Кавказе, в частности в бою при реке Валерик (Чечня), отразилось в стихотворении «Валерик».
На Кавказе во время второй ссылки Лермонтов принимал участие в войне, был в частых сражениях, командовал отрядом «охотников» – подобием партизанского отряда. Военное начальство не раз отмечало «отменное мужество и хладнокровие» поэта, дважды представляло его к наградам, но министр военных дел вычеркивал имя Лермонтова из списков, а Николай распорядился, чтобы Лермонтова «отнюдь не осмеливались ни под каким предлогом удалять от фронтовой службы в своем полку». Примерно к этому времени относится письмо Николая I к своей жене; в нем царь выражал недовольство романом «Герой нашего времени», «жалкой книгой, показывающей большую испорченность автора». Заканчивалось письмо пожеланием «счастливого пути» писателю.
1841, февраль – приезд в Москву, затем в Петербург во время двухмесячного отпуска, просьба об отставке, создание лучших стихов – «Родина», «Утес», «Спор», «Листок». Последнее произведение – «Пророк». Во время возвращения на Кавказ болезнь останавливает Лермонтова в Пятигорске, где он встречается с давним приятелем по Школе гвардейских прапорщиков Николаем Соломоновичем Мартыновым, после ссоры с которым последовал вызов на дуэль. Дуэль, состоявшаяся 15(27) июля, окончилась гибелью Лермонтова. Похоронен на городском кладбище в Пятигорске.
1842 – прах поэта перевезен в Тарханы, где похоронен в фамильной часовне Арсеньевых.
М. Ю. Лермонтов в культуре западных и южных славян. М., 2016.
М. Ю. Лермонтов в культуре западных и южных славян. М.: Институт славяноведения РАН, 2016. 418 с.
Существующие по данной проблематике труды замыкаются, как правило, на отношении к М. Ю. Лермонтову отдельных славянских народов. Рассмотрение его творчества в более широком славянском контексте позволяет определить масштабы и глубину лермонтовских влияний, оценить их многогранную роль в развитии духовной культуры славян. Если в первой половине XIX в. властителем дум первопроходцев славянского романтизма нередко становился Байрон, хронологически опережавший Лермонтова, то к концу столетия он уступает свое место русскому поэту. Опыт Лермонтова участвует в лиризации романтизма, склонного у славян к героической эпике, в развитии психологической прозы, в пробуждении интереса к образам «лишних», «странных» людей, чей индивидуализм начинает ассоциироваться с борьбой личности за духовную свободу, за право человека быть самим собой. Лермонтовым, опередившим свое время, буквально «заболевают» и безвестные читатели и прославленные мастера слова; его ставят «выше поэтов всех времен и народов», а кто-то из великих представителей славянского модерна верит в свои молодые годы, что именно в него переселилась лермонтовская душа.
Редколлегия: A.B. Амелина, Л.Н. Будагова (отв. редактор), Р.Ф. Доронина, A.B. Липатов, Ю.А. Созина, Н.В. Шведова
Рецензенты: E.H. Ковтун, О.В. Цыбенко
ISBN 978-5-7576-0371-1
Л.Н. Будагова. О контексте и мотивации проблемы
I
ВОСПРИЯТИЕ ТВОРЧЕСТВА ЛЕРМОНТОВА ЗА РУБЕЖОМ И В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
A.B. Липатов. Специфика польского восприятия Лермонтова как исходный пункт размышлений об особенностях зарубежной рецепции русской литературы
Д. Блюмлова (Ческе-Будеёвице). Творчество М.Ю. Лермонтова в чешской культуре, искусстве и мысли на рубеже XIX‑XX вв.
А.Г. Машкова. Творчество М.Ю. Лермонтова в Словакии (XIX – начало XX в.)
А. Элиаш (Братислава). Лирика М. Ю. Лермонтова в словацкой переводческой и литературоведческой рецепции
Ю.А. Созина. История переводов поэзии Лермонтова в Словении
И. И. Калиганов. М.Ю. Лермонтов в болгарской культуре XIX–XXI вв.
Б. Косанович (Нови-Сад). Восприятие М. Ю. Лермонтова в Сербии
Д. Ристески (Скопье). Лермонтов в Македонии
Т.С. Милованова. Тенденции современного российского лермонтоведения
Н.Е. Ананьева. Польские реалии в творчестве М. Ю. Лермонтова
С.Ю. Ахметдинова (Ярославль). Лермонтовские чтения в Ярославле: 2000‑2013 гг.
II
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЛЕРМОНТОВА И ДРУГИХ ПИСАТЕЛЕЙ: ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ И КОНТАКТНЫЕ СВЯЗИ
М.Л. Бершадская (Санкт-Петербург). «Крещение у Савицы» Ф. Прешерна и «Последний сын вольности» М.Ю. Лермонтова
A.B. Амелина. Образы цыган К.Г. Махи и кавказцев М.Ю. Лермонтова
Н.В. Шведова. Незаурядная личность в поэзии М. Ю. Лермонтова и словацких романтиков
И. Зайц (Любляна). Проблема лирического «я» в традиции русской и словенской поэзии (на примере поэзии М. Ю. Лермонтова и С. Енко)
М.Г. Смольянинова. Михаил Лермонтов и Иван Вазов
Л. А. Мальцев (Калининград). Г. Сенкевич и А.К. Толстой: лермонтовское начало
Л.Ф. Широкова. «Печоринский» тип героя в словацкой литературе XX в.
С.Н. Мещеряков. Проблема фатализма у М.Ю. Лермонтова и в сербской литературе XX века
С.Ф. Мусиенко (Гродно). Русалка как герой литературы романтизма (Гейне — Лермонтов — Богданович)
И.Р. Монахова. Проза М.Ю. Лермонтова и письма В.Г. Белинского
III
СУДЬБЫ ПОЭМЫ «ДЕМОН» И ДРАМЫ «МАСКАРАД»
Н.К. Жакова (Санкт-Петербург). Восприятие поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон» в Чехии
И. И. Смирнова. Поэтика переводов поэмы «Демон» М.Ю. Лермонтова на болгарский язык (И. Вазов, Л. Стоянов, Л. Любенов)
И.А. Герчикова. «Маскарад» М.Ю. Лермонтова в Чехии
И. Раухова (Ческе-Будеёвице). «Маскарад» Лермонтова в чешских постановках и способы изображения царской России
М. Бабиак (Братислава). «Маскарад» М.Ю. Лермонтова в словацкой культуре
IV
«НЕТ, Я НЕ БАЙРОН, Я — ДРУГОЙ»
Л. Н. Будагова. О специфике восприятия творчества М.Ю. Лермонтова западными и южными славянами
Именной указатель
Указатель произведений М.Ю. Лермонтова
Сведения об авторах
Summary
М.Ю. Лермонтов — Дуэль на Черной реке как предопределение. — Guide For You Tours
М.Ю. Лермонтов — Дуэль на Черной реке в Петербурге.
«Меня ждет могила,
Могила без молитв и без креста,
На диком берегу бушующих вод
И под туманным небом пустота 9000 4
Все вокруг . ..»
Так писал поэт России Михаил Лермонтов в 1831 году, современники понимали это как художественную силу слога, потомки — как роковое предчувствие безвременной утраты.
Написал эти строки за несколько лет до трагической дуэли Александра Пушкина — великого современника Михаила Юрьевича и почти дюжины — со своим по тому же сценарию, но, к счастью, с другим исходом. Совпало даже место действия — Черная река, как и образ врага — сына французского посланника. В ситуации с М. Лермонтовым только повод другой.
Поводом для этой борьбы, как и для первого упоминания поэта, стала поэма «Смерть поэта», написанная уже после смерти Пушкина и ставшая «манифестом» Лермонтова. На одном из вечеров французского посольства А. К Тургеневу обращается секретарь французской миссии и от имени посла спрашивает его, правда ли, что русский поэт Лермонтов в этом произведении «нападает» не только на самого Дантеса, но и на всех французов. И.А. Тургенев обращается к Михаилу Юрьевичу с просьбой прислать ему этот текст, затем с написанным знакомятся секретарь и посол французского дипломатического корпуса. Итог — посол соглашается, что обвинения Лермонтова носят лишь частный характер, а потому этого поэта можно приглашать на балы в посольстве. Но это был только первый акт дуэльной истории.
Далее могущественные недоброжелатели поэта противопоставляют ему сына посланника Эрнеста де Барана, показывая последнему старую «школьную» эпиграмму Михаила Юрьевича своему другу, тоже французу, Клерону. Им удается убедить юношу, что эта эпиграмма направлена против него.
А 16 февраля 1840 года происходит второе действие — разговор поэта с сыном посланника на балу на Английской набережной в особняке графини Лаваль. Эрнест де Барант начинает высказывать свои претензии к Лермонтову сначала с «обычных» обвинений в том, что он в разговоре с известным лицом позволил себе высказывать невыгодные для Баранта мнения. На что Лермонтов ответил полным отказом: «Я никому о вас ничего предосудительного не говорил». Но француз не смущаясь и называет поведение поэта дурным, и добавляет, что у себя на родине он непременно нашел бы форму, в которой такая дерзость должна закончиться. Михаил Юрьевич ответил, что в России строго соблюдаются правила чести, и здесь тоже никому не позволена безнаказанность. Кстати, позднее, при процессе над лейтенантом Лермонтовым, Ревизор (высший военный судебный орган) в числе «положительных» сторон борьбы учтет этот факт — приняв отвод от мсье де Барана, Лермонтова» пожелал поддержать честь русского офицера».
Третьим из списка «уважительных причин» суд называет выстрел лейтенанта Лермонтова в сторону, последний «проявил… похвальное великодушие». Лермонтов стрелял в воздух после того, как выдержал удар врага. Интересно, что в этом бою использовались два вида оружия: шпаги и пистолеты. Де Баран, в нарушение дуэльного кодекса, воспользовался выбором оружия — по «молчаливому согласию» Лермонтова, как будто вся Франция обиделась в лице Де Барана. На самом деле обиженной стороной был именно Михаил Юрьевич.
Секунданты вмешались в процесс «урегулирования» условий боя. Столыпин-Монго был у Михаила Юрьевича секундантом — он не соглашался с таким преимуществом — ведь в русской армии шашкой не владели так, как во французской, у нас сабля больше в ходу. Виконт Рауль д’Англи стоял на своем — то ли шпага, то ли извинения. Благодаря стараниям Столыпина был найден компромисс — противники дерутся сначала на шпагах до первой крови, а затем и на пистолетах.
Итак, через два дня после «ссоры» на Черной реке начался поединок на шпагах. У Лермонтова кончик меча ломается, и Барант (считается, что он в это время поскользнулся) наносит удар поэту прямо в грудь. К счастью, рана оказалась неглубокой, острие меча прошло вдоль бока поэта, но первая кровь уже есть. Противники идут к пистолетам. Барант стреляет первым и — мимо. Михаил Юрьевич в ответ стреляет в воздух.
После драки по Петербургу поползли слухи о дуэли, и Лермонтов был арестован, как единственный виновный в случившемся. Его секундант, сам Столыпин пишет письмо Бенкендорфу, что не может «остаться с угрызениями совести», если Лермонтов будет наказан. Баранту даже не допрашивают. Его отец, французский посол, мечтал сделать сына вторым секретарем миссии и теперь добивается разрешения на поездку на родину. Однако молодой Барант не спешит покидать столицу и на всех светских мероприятиях обвиняет Лермонтова в обмане — мол, выстрела в воздух толком не было.
Михаил Юрьевич в это время находился на гауптвахте Арсенала, куда просит прийти к недовольному Баранту. Конечно, это было прямое нарушение, охрана не могла этого допустить, и Лермонтов выходит навстречу в коридор — якобы «по надобности». Барант подтвердил свои претензии к поэту по поводу этого выстрела в воздух, на что Михаил Юрьевич ответил, что правда она не должна быть неприятной Баранту, но если он недоволен, Лермонтов соглашается возобновить бой, как только он освободится . Эрнест де Барант не хотел больше стрелять, принял объяснения и отказался от всех претензий в присутствии двух свидетелей. Так его поставили на место.
Трибунал приговорил Лермонтова к гауптвахте в крепости на 3 месяца и переводу в армейский полк в том же звании. Царь перевел поэта на Кавказ.
Интересен еще один эпизод из истории этого боя. После окончания ареста у Лермонтова стали требовать письменного отказа от показаний следствия, кроме того об этом отстреливались. На этот раз за дело взялся Бенкендорф, он настоял на письме Михаила Юрьевича к Баранцам с признаниями во лжи. Отказ от такого «приказа» означал бы навеки сделать Бенкендорфа своим врагом, согласие — полностью запятнать честь офицера. Лермонтов сочиняет письмо на целую неделю, но не к Баранцам, а к великому князю Михаилу, будучи уверенным, что оно дойдет и до царя. Государь, конечно, прочел послание, но без разрешения отправил его в жандармерию. Однако Бенкендорф понял нюанс ситуации, и с тех пор Лермонтов стал еще одним могущественным врагом.
Михаил Юрьевич попал на Кавказ, где отличился в нескольких боевых операциях, был представлен к наградам, но не получил их (царь отверг все прошения), устроил дуэль со своим «однокурсником Марти» (Н.Мартынов ), где он был убит. После смерти царь получил «резюме» — «собака — собачья смерть» и полное отсутствие официальных некрологов в столичных газетах. А еще — множество различных версий его обреченности — от разной степени правдивых до мистически-авантюрно-сочиненных.
М.ю. Лермонтов. Герой нашего времени. Маскарад. Стихи.фантастика
Загрузка
Нажмите, чтобы увеличить
Редкая находка
Цена: €40,37
Загрузка
Доступен только 1
НДС включен (где применимо)
42 продажи |
5 из 5 звездВы можете сделать предложение только при покупке одного товара
Исследуйте другие похожие поисковые запросы
Внесен в список 26 марта 2023 г.
Один любимый
Сообщить об этом элементе в Etsy
Выберите причину… С моим заказом возникла проблемаОн использует мою интеллектуальную собственность без разрешенияЯ не думаю, что это соответствует политике EtsyВыберите причину…
Первое, что вы должны сделать, это связаться с продавцом напрямую.
Если вы уже сделали это, ваш товар не прибыл или не соответствует описанию, вы можете сообщить об этом Etsy, открыв кейс.
Сообщить о проблеме с заказом
Мы очень серьезно относимся к вопросам интеллектуальной собственности, но многие из этих проблем могут быть решены непосредственно заинтересованными сторонами. Мы рекомендуем связаться с продавцом напрямую, чтобы уважительно поделиться своими проблемами.
Если вы хотите подать заявление о нарушении прав, вам необходимо выполнить процедуру, описанную в нашей Политике в отношении авторских прав и интеллектуальной собственности.