Известные композиции моцарта: Самые известные произведения Моцарта | Культшпаргалка

Самые известные произведения Моцарта | Культшпаргалка

1. Симфония №40, 1 часть

Эта предпоследняя симфония Моцарта и самая лирическая из всех. Первая тема просто неотразима и сразу западает в душу своим тревожным пульсом. Странно, что во времена Моцарта эту музыку считали «весёлой и грациозной».

Берлинский филармонический оркестр, дирижёр сэр Саймон Рэттл.

2. «Лакримоза»(«Lacrimosa») из Реквиема

Моцартовский Реквием — самый любимый из всех других, когда-либо написанных. И все лучи этой любви сходятся на «Лакримозе». Это седьмая часть Реквиема, и нет человека, которого бы не тронула эта музыка.

Пермский дирижёр Теодор Курентзис, его хор и оркестр MusicAeterna

3. Маленькая ночная серенада, 1 часть

Серенадами во времена Моцарта назывались не только любовные песни под гитару, но и небольшие симфонии в чью-то честь, которые иногда исполнялась на открытом воздухе, вечером. В этой Серенаде Моцарта 4 части, и самая популярная — первая, с бодрым симметричным мотивом. Это такой музыкальный энергетик, который придаст второе дыхание тому, у кого закончилось первое)

4. Ария Царицы ночи из оперы «Волшебная флейта»

Царица ночи из «Волшебной флейты» — и так довольно демоническая дама, а тут она ещё и пылает ненавистью к Зорастро, который похитил её дочь. В своей арии она буквально рассыпает искры электрического разряда ненависти. Это одна из сложнейших арий в истории оперы.

В этом ролике её поёт маленький солист шотландского Национального хора мальчиков Морей Уэст. У него ангельски чистый голос и отличная вокальная техника, кажется, что это не поётся, а играется на флейте. Это на грани чуда, но, конечно, мрачные страсти Царицы ночи он не передаёт.

5. Концерт для фортепиано №23, 2 часть

Такая любовь, такая печаль и такое откровение о жизни — такое мог написать только один человек в мире — Моцарт.

Видно и слышно, как Фридрих Гульда просто растворяется в этой музыке.

6. Ария Фигаро из оперы «Свадьба Фигаро»

Фигаро до смерти надоел этот мальчишка Керубино — графский паж, который постоянно вертится около его невесты Сюзанны. И он рад, что Граф отправляет его в армию. Фигаро под видом дружеской поддержки издевательски описывает ему все «прелести» военного быта, чем окончательно вводит пажа в отчаяние.

Немецкий баритон Герман Прей

После премьеры оперы эта мелодия стала популярнейшим шлягером во всей Европе. Её пели, насвистывали, играли, сочиняли на неё вариации, делали всяческие обработки. А в России из неё соорудили военный марш, и он стал полковым для 11-го гренадерского Фанагорийского генералиссимуса князя Суворова полка.

7. Турецкое рондо (марш) из Сонаты для фортепиано №11 (3 часть)

Уж это рондо знают все!

Здесь Моцарт сыграл на актуальности турецкой темы в 18 веке. Было модно пить турецкий кофе, украшать комнаты турецкими коврами, носить тюрбаны на голове и свободные платься с вышитыми кушаками.

Повторяющаяся тема в этом марше имитирует звучание янычарского оркестра с большим барабаном и ударами тарелок..

Самое главное о Моцарте — в этой культшпаргалке.

Вольфганг Амадей Моцарт. Симфонии номер 23 и 40 и струнные квартеты

40-я — самая известная симфония Моцарта, а 23-ю он написал всего в 17 лет. Разберем их строение и поговорим о струнных квартетах композитора.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus

посмотреть все уроки

Автор урока

Денис Великжанин

Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

Обсудим две симфонии Моцарта — 23-ю и самую известную — 40-ю. Давайте послушаем и обсудим симфонию №23.

🎵 23-ю симфонию Моцарт написал в 1773 году, когда ему было 17 лет.

С одной стороны, эта симфония очень типична для своего времени, с другой — необычна. Ее необычность в том, что она предполагалась как произведение, которое исполняется одним большим куском, но в этом куске есть три контрастные части.

🕐 Симфония очень небольшая по длительности, всего 10 минут. Контрастные части — это традиционно быстро — медленно — быстро, и переходы между этими частями очень гладкие: между второй и третьей частями переход практически незаметен. Этой симфонии далеко до одночастной сонаты Листа и тем более до одночастной симфонии Скрябина.

❓ Ее иногда называют увертюрой, но в нотах сохранился автограф sinfonia — как так получилось?

➡️ Навряд ли это были сознательные эксперименты с формой: Моцарту 17 лет, он дико талантлив, работается ему легко, у него уже большая слава, и, скорее всего, он что-то задумал, начал писать, но получилось не так, как он задумал. Поэтому симфония такая небольшая по длительности.

🎶 Несмотря на отсутствие жестких границ между частями, там обязательно делают паузы. И в этих паузах кто-то непременно пытается хлопать (и его, конечно, проклинают до 10 колена). С одной стороны, здесь нет жестких границ, с другой — к этой симфонии, как и ко всем ранним симфониям Моцарта, подходит гетевское определение, что они составлены как печенье или как бисквитный торт.

💫 Здесь нет органического единства, которое мы услышим в 40-й, но все равно есть небольшие очаровательные детали, которые делают эту музыку интересной. К примеру, в первой части постоянные вопросы и ответы: мелодия ведет диалог сама с собой.

📍 Кстати, особенно сложных тем здесь нет, они подвергаются разработке, и она происходит, но органического единства пока что не слышно.

Вольфганг Амадей Моцарт. Симфония №23.
Аудио-пример: https://disk.yandex.ru/i/CXXPL1SCr7W28Q
Время прослушивания: 10 минут

А теперь мы обсудим, пожалуй, одно из самых известных произведений Моцарта — симфонию №40.

✍️ 40-я симфония Моцарта была написана в 1788 году, к этому времени Моцарт был уже взрослым человеком и зрелым композитором. Вторая редакция сделана в 1791-м, но она не касалась основополагающих вещей — гармонии и устройства, она была доинструментована — добавился кларнет.

🌟 Это одно из самых известных произведений Моцарта, и у многих меломанов и просто любителей музыки эта симфония вызывает тоску. Поп-классика, которая чуть ли не хуже увертюры к опере Джоаккино Россини «Вильгельм Телль» (которая получила известность в том числе благодаря рекламе). Но от своей широкой популярности эта музыка не стала хуже, наоборот, она прекрасна, в том числе, поэтому и стала столь известной.

❓ Чем симфония №40 отличается от любой другой более ранней симфонии Моцарта?

🎼 Она чрезвычайно сложна по своему устройству. В ней 4 части, в каждой из которых достаточно сложная структура, и это нельзя не заметить. При этом это не давящая сложность, у нас остается ощущение и цельности, и легкости. Эта симфония в полной мере соответствует теории органического единства. Части не связаны между собой так, как, например, в 12-й сонате Моцарта, но следы каждой части мы можем заметить в другой.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Давайте подробнее обсудим части симфонии и послушаем ее целиком.

🎼 Сочинение музыки во времена написания 40-й симфонии, несмотря на все слова про гениальность и органичность, — это отчасти комбинаторика. К примеру, можно услышать, что начало третьей части — это немного переделанное начало первой части, и одновременно с этим оно достаточно сильно напоминает начало фортепианного концерта Шумана.

🎻 Вторая часть симфонии тоже сделана удивительно. С одной стороны, в ней как будто не хватает какого-то солирующего инструмента или голоса, ноты сгруппированы по две и рисуют идеальный аккомпанемент. С другой — все равно в ней есть ощущение цельности.

🎹 Финал симфонии далеко не жизнеутверждающий. Она началась в миноре и закончилась в миноре — по ощущению практически внезапно. В отношении связи частей музыковеды, конечно, нашли и похожесть побочной партии первой части с побочной партией третьей части, они писали о том, что менуэт звучит как марш, и видели во всем этом предвестие романтизма.

🕰 Действительно, 40-я симфония Моцарта вполне могла бы быть написана в начале 19 века на заре романтизма. Она была бы несколько необычной, но не анахроничной. Самое ценное в ней даже не прекрасная мелодия или прозрения, которые чрезвычайно интересно рассматривать, глядя на процесс развития музыки будто бы сверху. Самое интересное — это то, как удивительно сделана эта подвижная структура.

🔉 Воспринимая симфонию во времени, мы действительно можем почувствовать гармонию, сравнимую с гармонией палладианской архитектуры. Эту симфонию многие знают и слышали, но многие ли понимают ее ценность? Наверное, это один из философских камней музыки того периода венского классицизма и одно из самых совершенных ее творений. Давайте послушаем эту симфонию в исполнении Леонарда Бернстайна.

Вольфганг Амадей Моцарт. Симфония №40.

Видео: https://disk.yandex.ru/i/ZAPVXOa7NqA_xQ
Время прослушивания: 31 минута

Теперь поговорим о струнных квартетах Моцарта.

🎶 Моцарт написал достаточно много струнных квартетов, и с эволюцией их стиля ситуация примерно такая же, как с ранними симфониями: это очаровательная светская музыка. Если вы слышали один, считайте, что слышали их все. Но начиная с 14-го можно увидеть, как квартет приобретает серьезный характер.

🎵 Пять квартетов — с 14-го по 19-й — посвящены Йозефу Гайдну — великому предшественнику Моцарта и человеку, который своим творчеством создал классицизм как явление. Гайдн повлиял и на симфонию, и на сонату, и, конечно же, на жанр струнного квартета. Принято считать, что симфония годится для отображения больших музыкальных идей, тогда как квартет скорее подходит для чего-то одновременно более частного и более глубокого. Если допускать такое сравнение, то симфония — это масштабный звук, большой зал, а квартет — это гостиная, совершенно другая атмосфера и другие средства выразительности.

🎼 В квартете есть возможность играть тонкими оттенками, показывать филигранное владение композиторским мастерством. Если проводить аналогии с живописью, можно сравнить симфонию с красочной пышной картиной, а квартет — это тонкий и изящный рисунок карандашом. Давайте послушаем 7-ой квартет Моцарта.

Вольфганг Амадей Моцарт. Квартет №7.
Аудио-пример: на Ютубе
Время прослушивания: 11 минут

Давайте послушаем и обсудим 15-й квартет Моцарта, который также посвящен Гайдну, а также поговорим о жанре квартета.

♠️ 15-ый квартет написан в ре миноре, он не является непроходимо мрачным, но в целом повествует о смерти. Это не эмоциональная скорбь, как у Шопена, например, все-таки это классицизм, поэтому здесь должна быть форма. Здесь очень строги правила языка, принятые обороты скорби, которые, кстати, можно найти не только в гайдновской музыке.

🔉 На 8-й минуте есть момент, когда голоса накладываются друг на друга, он очень напоминает начало «Stabat Mater» Джованни Перголези (1710–1736), одного из красивейших и самых печальных произведений мировой музыки. Это как бы словарь скорби, который пропущен через призму классицизма, через его формальные правила. Ведь суть академического искусства в том, чтобы научиться канону и, с одной стороны, его превзойти, а с другой — создать что-то, что превзойдет произведения, которые были созданы по этому канону раньше. При этом необходимо этот канон немного изменить, расширить, усовершенствовать, но так, чтобы он остался узнаваемым.

💬 15-й квартет принято трактовать как размышления о жизни и смерти, об их борьбе, о том, что одно не существует без другого.

И действительно, настроение, которое появляется во 2-ой части, совершенно мистическое.

Почему квартет часто называют «интеллектуальным жанром»?

🎼 Мы уже послушали 40-ю симфонию и восхитились ее красотой и сложностью, а в этом квартете, кроме красоты и сложности, которая очевидна даже тому, кто впервые его слушает, есть то-то еще… Какая-то тайна, загадка.

Вольфганг Амадей Моцарт. Квартет №15.
Аудио-пример на Ютубе
Время прослушивания: 33 минуты

Поговорим о 19-м квартете Моцарта.

🎶 19-й квартет Моцарт назвал «Диссонантным», что очень необычно для произведения. Сравните с другими названиями, например, «Пасторальная симфония» Бетховена, или «Патетическая соната», или соната «Буря».

«Диссонантный квартет» несколько выделяется на их фоне. Зачем? Это несколько провокативный, но вполне изящный ход, тем более, что первая часть этого квартета действительно полна диссонансов — не в том виде, в котором мы могли бы услышать их у додекафонистов, а просто гармоний, требующих разрешения — вопросов, которые не получили ответа.

🎼 В гармоническом отношении это произведение очень смелое. Здесь много гайдновских аллюзий и ровный пункт виолончели, который долгое время остается ритмически почти неизменным, но все эти вещи обычные. А на то, чтобы написать такое количество диссонансов и не дать никакого разрешения, нужна, во-первых, большая фантазия, во-вторых, смелость.

🎻 Смелость была еще и в том, что квартеты, посвященные Гайдну, были чрезвычайно сложны для исполнения,особенно 19-й, который написан, по иронии, в самой простой тональности до мажор. И вопросы возникали не только у любителей, но и у профессионалов, которым не всегда удавалось их исполнить.

🗣 Был даже случай, который описала в своих воспоминаниях Констанция, будучи уже вдовой Моцарта. Когда Моцарт отправил ноты 19-го квартета в Италию, их вернули оттуда, сказав: «Простите, в нотах допущено слишком много опечаток».м Для большинства музыкантов того времени это была музыка, непредставимая по сложности. Сейчас сыграть их не составит труда для выпускников консерваторий или музыкального училища, но в то время это был настоящий прорыв. Такой сложности в камерной музыке и в камерных квартетах не было еще долго. Что-то похожее начинает появляться у Бетховена, но не раньше.

Вольфганг Амадей Моцарт. Квартет №19.
Аудио-пример на Ютубе
Время прослушивания: 39 минут

👇 Давайте сравним квартеты Моцарта с тем, что мы уже слушали у него — симфониями и сонатами. Чем, на ваш взгляд, уникален этот жанр? Какой из квартетов вас зацепил и почему?

курс Level One

Как устроена музыка

Курс из 5 лекций, который поможет взглянуть на музыку с научной точки зрения. Дадим ответы на «простые вопросы»: как устроены ноты, аккорды и тональности и почему одна музыка нам нравится, а другая — вызывает дискомфорт. А заодно поймем, что общего у Пифагора, Баха и Моргенштерна, и какой будет музыка будущего.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
3500₽ 1750₽

подробнее о курсе

5 величайших шедевров Моцарта

Вы уже знаете довольно много музыки Моцарта, даже если не знаете, что знаете ее. Его музыка звучит в фильмах, телешоу и в лифтах. Он написал буквально сотни произведений — в его каталоге 626 опубликованных работ!

Какая у него лучшая музыка? Вы можете ответить на этот вопрос по-разному, но мы решили ограничиться пятью величайшими хитами Моцарта… пятью самыми известными и влиятельными музыкальными произведениями, когда-либо написанными Вольфгангом Амадеем Моцартом.

Думаете, мы ошиблись? Мы хотели бы услышать ваш список. Дайте нам знать ваши любимые на Facebook.

Кроме того, каждый год мы посвящаем один из наших концертов наследию Моцарта. Посмотрите, что играет в этом сезоне.

5. Серенада № 13 «Eine kleine Nachtmusik»

Вы нам скажите: запоминающаяся мелодия или самая запоминающаяся мелодия? Так или иначе, вы знаете этот отрывок, и нам очень жаль, что он застрянет у вас в голове до конца дня. Есть причина, по которой он был аранжирован практически для любой комбинации инструментов, о которой вы только можете подумать, включая этот:

Самое смешное, что нет никаких доказательств того, что Моцарт вообще так заботился об этом произведении. Он очень быстро набросал его, пока писал « Дон Жуан », но никто не удосужился опубликовать его до 40 лет спустя, много времени спустя после его смерти.

4. Симфония № 41 «Юпитер»

В ходе написания 41 симфонии Моцарт преобразовал жанр из его часто беззаботных корней в гораздо более глубокое художественное высказывание, подготовив почву для симфонической революции Бетховена.

А Моцарт оставил самое лучшее напоследок. «Юпитер» — его самая длинная и насыщенная симфония. Мы могли бы говорить о первых трех частях, но именно в финале Моцарт действительно освобождается и дает понять, что он главный. В этой части он не просто создает пятиголосную фугу, он вписывает ее в ограничения сонатной формы, никогда не пропуская ни доли и не позволяя энергии отставать.

3. Концерт для кларнета

Концерт для кларнета — прекрасное произведение, и это была последняя инструментальная музыка, сочиненная Моцартом. Он также был написан для относительно нового инструмента, который во многом обязан своим местом в оркестре Моцарту.

2. Волшебная флейта

Спросите группу певцов, какая опера Моцарта является величайшей, и вы услышите множество споров о Дон Жуане и Свадьбе Фигаро . Однако мы собираемся пойти на риск и отдать второе место номеру Волшебная флейта , и не из-за его психоделического фэнтезийного сюжета и напряженной лирики («Гнев ада горит в моем сердце!») , хотя оба довольно круты.

Нет, делаем Флейта номер два, потому что с этой пьесой Моцарт как бы изобрел мюзикл.

Да, опера существовала около 200 лет, но Волшебная флейта на самом деле не была оперой. Это был Зингшпиль — песенная пьеса — популярный в Германии жанр театра, в котором диалоги звучали (а не пелись), перемежаясь песнями.

Это также была довольно простая форма искусства. Большинство зингшпилей были простыми комедиями, написанными для публики из низшего сословия и исполненными странствующими актерами, путешествующими из деревни в деревню.

До Моцарта.

Волшебная флейта перетащила Зингшпиль с городской площади на сцены самых престижных театров Австрии, придав этому жанру легитимность в глазах высшего класса и установив театральную традицию, которая в конечном итоге привела к Бродвею.

1. Реквием

Хотя история, рассказанная в «Амадее», не соответствует действительности, Реквием Моцарта по-прежнему остается одним из самых волнующих произведений во всей классической музыке. Тот факт, что он написал ее на смертном одре, и ее нужно было завершить после его смерти, только делает ее еще более впечатляющей.

Подумайте об этом на минутку: парень был настолько хорош, что смог написать свой Реквием. Кого еще он собирался заставить сделать это? Сальери?

И еще один: Концерт для фортепиано с оркестром «Jeunehomme»

Моцарт написал этот концерт для опытного друга-пианиста, и это видно! Элегантный стиль этого концерта требует участия опытного музыканта. Поющие мелодии плывут, украшенные поворотами, прогонами и прочими виртуозными украшениями. .. и простота обнажает слабость техники пианиста. Сам Моцарт был поклонником этого произведения, и исполнял его много раз.

Наслаждайтесь нашим эпизодом Rewind , в котором представлены дивертисмент Моцарта ре мажор, концертная симфония и симфония № 36 «Линц». Каждое произведение представляет наш музыкальный руководитель и дирижер Рэнсом Уилсон.

Мы надеемся увидеть вас в Мемориальной часовне 21 января 2023 года на нашем следующем вечере живой музыки Моцарта.


Самая известная музыка Моцарта | Откройте для себя оперу

Австрийский композитор прожил всего 35 коротких лет, но этого времени было более чем достаточно, чтобы написать некоторые из наших самых известных классических произведений на сегодняшний день. Практически все самые известные симфонии, фортепианные концерты и оперы Вольфганга Амадея Моцарта были созданы в последнее десятилетие его жизни, когда он жил в Вене.

Хотя выбор слишком велик, вот семь из них, которые вы почти наверняка слышали раньше.

Лакримоза — Реквием ре минор

Видео

Реквием Моцарта был последним, незавершенным произведением маэстро. Написанная на закате его жизни, месса была частично завершена к моменту смерти композитора в 1791 году, а наброски остальной части произведения были найдены среди его сочинений. «Завершенная» форма, которую мы знаем сегодня, была завершена Францем Ксавьером Зюссмайром в 179 г.2, и остается одним из лучших реквиемов, которые до сих пор регулярно исполняются.

Секция Lacrimosa («плачущий/плаксивый»), вероятно, является самой известной частью Requiem , регулярно используемой в качестве «драматической» музыки для использования в фильмах, телешоу и многом другом. Как и весь текст, исполняемый в пьесе, Lacrimosa поется на латыни, а текст взят из католического текста Dies Irae , написанного Томасом Челано, итальянским монахом 13 века.

Посмотрите, как ENO исполняет Реквием Моцарта на BBCiPlayer

Ария Царицы Ночи – Волшебная флейта

Видео

Волшебная флейта , или Волшебная флейта , была одной из немногих опер Моцарта, написанных на немецкое либретто. Ария Царицы ночи, или «Der Hölle Rache», изначально была написана для невестки Моцарта Йозефы Хофер специально для того, чтобы продемонстрировать ее вокальный диапазон, хотя считается, что композитор был несколько не в восторге от ее исполнения.

С тех пор эта роль бросает вызов даже самым талантливым сопрано.

Увертюра – Свадьба Фигаро

Видео

Написанная всего за пять лет до его безвременной смерти, Свадьба Фигаро является одной из самых успешных опер Моцарта и по сей день.

Сама опера наполнена узнаваемой музыкой, но ни одна из них не известна так хорошо, как Увертюра. Женитьба Фигаро 9Действие 0014 происходит в течение «одного сумасшедшего дня», темы, которая отражена в быстром и медленном темпе, громкой и мягкой динамике вступления оперы.

Вы можете узнать больше о Свадьба Фигаро в нашем вводном руководстве.

Sull’aria – Свадьба Фигаро

Видео

Фильм Побег из Шоушенка принес оперы Моцарта в массы в 1990-х, в частности Свадьба Фигаро  ‘Сулл’ария’.

В знаменитой сцене можно услышать, как оперные графиня и Сюзанна поют друг другу, когда музыка играет во дворе тюрьмы. Вы можете посмотреть сцену или послушать, как в фильмах используются известные песни из опер, в нашем путеводителе по опере в кино.

Серенада № 13 соль мажор, K 525

Видео

Возможно, вы не узнаете это произведение по названию, но наверняка слышали его раньше. Серенада № 13 соль мажор, K 525 или «Eine kleine Nachtmusik», как ее неофициально называют, была самой известной серенадой Моцарта (камерное произведение, предназначенное для легкого развлечения).

Причина, по которой была написана пьеса, так и не была полностью установлена, но мы знаем, что он написал партитуру одновременно с работой над «Дон Жуаном», в 1787 году.

Не могу понять, где вы это услышали кусок раньше? Возможно, это было в этой телерекламе…

Симфония № 40 соль минор, К. 550

Видео

40-я симфония Моцарта была написана летом 1788 года и отражает интерес композитора к художественному направлению «Буря и напряжение».

Музыка, связанная с этим движением, обычно писалась в минорной тональности, передавая напряженное и мрачное настроение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *