Художественный канон в искусстве Древнего Египта
Похожие презентации:
Канон в искусстве Древнего Египта
Искусство Древнего Египта
Искусство Древнего Египта
Искусство Древнего Египта
Художественная культура Древнего Египта
Искусство Древнего Египта
Искусство Древнего Египта
Искусство Древнего Египта
Искусство Древнего Египта
Искусство Древнего Египта
1. Художественный канон в искусстве Древнего Египта
Художественный канон вискусстве Древнего Египта
2. Канон
Канон (от греч. kanon — правило, предписание) свод положений, имеющих догматическийхарактер.
Канон — в изобразительном искусстве,
совокупность твердо установленных правил,
определяющих в художественном произведении
нормы композиции и колорита, систему
пропорций, либо иконографию данного типа
изображения.
Каноном называется также произведение, служащее
нормативным образцом.

религиозными предписаниями, господствовали в искусстве
Древнего Востока и средних веков.
Появление канона как явления искусства
можно отнести к возникновению культур
великих древних цивилизаций.
Развитие искусства Древнего Египта происходило в несколько
этапов. Все они совпадали по времени с существованием так
называемых царств:
Древнего (28-23 столетия до н. э.),
Среднего (22-18 столетия до н. э.) и
Нового (17-11 века до н. э.).
Именно в эти времена произошло становление основных
принципов древнеегипетской культуры как таковой. Были
выделены основные течения в искусстве: архитектура,
скульптура, живопись, музыкальное и прикладное творчество.
В это же время определились основополагающие
каноны. В искусстве Древнего Египта их
соблюдению уделялось особое внимание.
В чём же они состояли?
Во-первых, героями изображаемых событий всегда
были боги, фараоны и члены их семей, а также
жрецы.

жертвоприношение, погребение, взаимодействие
божественного и человеческого начал (богов с
фараонами, богов со жрецами и т. д.).
Во-вторых, художественная композиция
практически никогда не имела перспективы: все
герои и предметы изображались в одной плоскости.
Ещё одна особенность – пропорции человеческих тел
относительно их значимости и знатности. Чем
знатнее был персонаж, тем крупнее он изображался
Древний Египет, искусство которого не ограничено
только художественным творчеством, отличался от
других государств, существовавших в тот же
временной период, архитектурными сооружениями.
За несколько десятков веков до н. э. в этом
государстве строили величественные здания,
предназначение и планировка которых также были
строго канонизированы.
13. Символический язык канона
В круг понятий, охваченных каноном, входили:сюжеты, позы, жесты, размеры фигур и предметов.
Кроме этого, правила канона распространялись также на
выбор материала и цвета в различных видах искусства.

Регламентировался также порядок проведения работ.
14. Основные правила «канонического египетского стиля»
• Единство изображений и иероглифических надписей.• Вертикальное расположение предметов и людей, менее значимое
или то, что дальше, изображается на плоскости выше.
• Построчное размещение сюжетных сцен горизонтальными
поясами.
• Разномасштабность фигур. Их величина зависит не от
расположения в пространстве, а от значимости каждой из них.
• Изображение фигуры человека как бы с различных точек
зрения (фаснопрофильное) – принцип распластывания фигуры на
плоскости, когда голова и ноги изображались в профиль, а торс и
глаза – в фас.
• Фигуры очерчивались резким контуром: мужские – черным,
женские – красным.
Существовали правила и каноны изображения
человека стоящего, идущего, сидящего,
коленопреклоненного и т. д.
Существовали каноны также для изображения
цветка лотоса, священных животных и различных
предметов.

Характерной чертой египетского
изобразительного искусства является
отношение к отображению времени и
пространства. Искусство считалось носителем
жизни вечной, и поэтому избавлялось от всего
случайного, преходящего, иллюзорного.
Например ,в погребальных камерах находится
множество образов умершего человека,
выполненных с учётом ряда правил − канонов:
Все изображения в древнеегипетском искусстве
полихромны, т.е. многоцветны. Художники
старались точно передать цвет всех вещей и
изображений человека и животных. Все это должно
было быть реально похожим;
Художники старались показать человека
узнаваемым, но никогда портреты не создавались с
натуры. Они выполнялись по памяти или со
специальных масок, специальных заготовок для
скульптуры;
На египетских портретах мы никогда не увидим
никаких чувств и эмоций. Все земные переживания
должны были остаться на земле. Портретам
присуще безучастное выражение лица, обращенное в
вечность;
В изобразительном
искусстве Древнего
Египта человека живого и
человека умершего
изображали по-разному.

Живого изображали с
руками, опущенными в низ,
а человека умершего
изображали в виде мумии,
т.е. со скрещенными на
груди руками;
24. Изображение человека на плоскости
Изображение человека на плоскостиИзображение человека на
плоскости непривычно с точки
зрения современного человека.
Фигура дана одновременно и
спереди и сбоку. Художник
старался показать человеческое
тело наиболее всесторонне. При
этом он, переводя трехмерную
фигуру на плоскость, не прибегает
к условному сокращению, а
показывает ее с наиболее
характерных для человеческой
фигуры точек зрения: плечи и глаза
— в фас, тело и лицо — в профиль.
25. Домашнее задание
• Что такое канон?• Какое место занимал канон в культуре
Древнего Египта?
• Какие канонические установки сложились
в египетской скульптуре. Приведите
примеры.
English Русский Правила
ИЗО. Искусство Древнего Египта | План-конспект по изобразительному искусству (ИЗО) на тему:
14. 02.2013 г.
Учитель начальных классов – Киселева Е.Н.
Мастер — класс по кружку «Умелые ручки».
« Вазы Египта. Искусство Древнего Египта эпох Древнего и Среднего царств»
Дидактические цели и задачи
Цель урока: формирование знаний об особенностях изобразительного искусства в Древнем Египте.
Задачи урока:
- Образовательные: раскрыть условия формирования культуры Древнего Египта, влияние экономики, общественно – политического строя и религии на изобразительное искусство; роль заупокойного культа; основные черты искусства Древнего Египта: каноничность, символичность, монументальность. Познакомить учащихся с особенностями изобразительного искусства каждого периода. Отметить ведущую роль архитектуры: пирамиды, храмовое строительство. Скульптура: сфинксы, статуи фараонов, рельефы. Живопись: росписи усыпальниц; декоративно – прикладное искусство: изделия камнерезов, ювелиров.
- Развивающие: развитие грамотной речи, внимания, памяти, ассоциативно – образного мышления.
Развитие умения выделять главное, строить аналогии.
- Воспитательные: воспитывать нравственно-эстетического восприятия окружающего мира, любовь к искусству; уважение к товарищам, трудолюбие.
Оборудование урока: презентация по теме: «Искусство Древнего Египта», фрагменты кинофильмов видеостудии «Кварт» – «Художественная культура Древнего Египта» учебник, опорный конспект.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Проверка готовности к уроку. Сообщение целей, задач, плана урока.
Проверка домашнего задания по теме «Искусство первобытного общества».
II. Контроль знаний
Работа с карточками по теме «Древнейшие памятники первобытного искусства».
III. Объяснение нового материала учителем и его первичное закрепление
Презентация 1
В древнеегипетском тексте читаем: «Существует нечто, перед чем отступают и безразличие созвездий, и вечный шепот волн, – деяния человека, отнимающего у смерти ее добычу». Заупокойный культ в древнем Египте не был культом смерти, а как бы отрицанием торжества смерти, желанием продлить жизнь. И все в усыпальнице, в ее архитектуре, в е росписях и изваяниях, во всех предметах роскоши, которыми ее наполняли, должно было выражать красоту жизни. Глядя на эти грандиозные усыпальницы, мы невольно повторяем крылатое выражение: «Все на земле боится времени, но время боится пирамид!»
Узкая долина Нила среди безводных пустынь и голых скал. Но благодаря разливам Нила земля эта– одна из плодороднейших в мире. Надо только уметь задерживать воды и совершенствовать земледелие. А это требует организованности, сплоченности в сильном рабовладельческом государстве.
(Фрагмент видеофильма «Художественная культура Древнего Египта»)
Историю древнего Египта принято подразделять на следующие периоды:
Додинастический (4 тысячелетие до н.э.)
Древнее царство (3200 – 2400 годы до н.э.)
Среднее царство (XXI век – начало XIX века до н.э.)
Новое царство (XVI – XII века до н.э)
Позднее время (XI в. – 332 год до н.э)
Значение египетской культуры. Периодизация.Территория Древнего Египта (от Древнего царства до Нового времени) (Слайды 1, 2, 3).
В отдельных странах древнего мира овладение грамотой требовало довольно сложных графических навыков. Так было и в Египте (Китае, Японии, Индии).
Египетская культура развивалась медленно.Сложившиеся в древности каноны, правила и традиции, сохранялись тысячелетиями,передавались из поколения в поколение.
Устойчивость религиозных представлений и культовое назначение памятников искусства определили веками установленные строгие правила выбора тем, расположения сцен в рельефах и в живописи, поз и жестов к круглой скульптуре.
На протяжении веков в египетском искусстве отбирались наиболее совершенные способы изображения и выразительные средства. В пределах канонов мастера сумели передать сложный и величавый образ человека, отразить богатство мифологических представлений. (Слайд 4)
Эпоха Древнего царства. Характерные особенности. («Триада Менкаура»).
(Слайд 5)
Столицей Египта в то время был город Мемфис,расположенный в начале дельты Нила, недалеко от современной египетской столицы – Каира. Мемфис рано стал и ведущим художественным центром,который внес огромный вклад в египетское искусство. Период Древнего царства вообще был временем сложения основных форм египетской культуры, начиная от самой формы государства.Тогда же, и именно в Мемфисе, определились и главные задачи, и характер египетского искусства, и соотношение его видов, постепенно сложились основные типы архитектурных памятников.
В истории египетского искусства ведущая роль принадлежала архитектуре. Уже во время Древнего царства были созданы грандиозные каменные постройки – гробницы фараонов, пирамиды. (Слайды6, 7)
Отличительной чертой архитектуры пирамид Гизе является полное освоение и конструктивной роли камня и его декоративных возможностей.
В пирамидных храмах впервые в Египте встречаются свободно стоящие колонны то с круглыми стволами и простыми абаками, то в виде четырехгранных столпов. Зодчие умело пользуются сочетаниями отполированных плоскостей различных камней. Блестящие грани колонн заупокойного храма прекрасно гармонировали с облицовывавшими его стены плитами розового гранита и с алебастровыми полами. Аналогичное оформление зала нижнего храма составляло замечательное по красочности целое со статуями из зеленого диорита, сливочно-белого алебастра и желтого шифера (Слайд 8).
Считалось, что душа за неимением тела (если мумификация окажется несовершенной) может войти в статую и оживить ее, благодаря чему загробная жизнь умершего будет продолжаться.Следовательно, большую роль в искусстве Египта играла скульптура, а ваятель пользовался почетом и назывался «санх», что значит «творящий жизнь».
Канон в египетской скульптуре (Слайды 9, 10, 11, 12).
Особым видом воплощения идеи сверхчеловеческой сущности фараона был образ сфинкса – фантастического существа с туловищем льва и портретной головой царя. Сфинксы были первыми царскими статуями, стоявшими вне храмов и, таким образом, доступными для обозрения народных масс, на которых они должны были производить впечатление сверхъестественной и потому неодолимой силы фараона. Исключительное место не только среди подобных скульптур, но и вообще в египетском искусстве занимает знаменитый Большой сфинкс, находящийся у нижнего заупокойного храма Хафра (Слайд 13).
Резко противоположны по своему характеру статуям царей и вельмож статуэтки слуг и рабов(«ушебти»), помещавшиеся в гробницы знати для обслуживания умерших вельмож в загробной жизни.Сделанные из камня, а иногда из дерева и ярко раскрашенные, эти статуэтки изображают людей,занятых различными работами: мы найдем здесь и земледельца с мотыгой, и ткачей, и носильщиков, и гребцов, и поваров. Выполненные вне требований канона, самыми простыми средствами, эти статуэтки отличаются яркой выразительностью. (Слайд 14)
Большое место в искусстве Древнего царства занимали рельефы и росписи, покрывавшие стены гробниц и храмов, причем и здесь в данный период были выработаны основные принципы дальнейшего развития этих видов искусства. В Древнем царстве уже применялись оба вида египетского рельефа – и более распространенный барельеф и свойственный именно египетскому искусству врезанный рельеф,при котором сама поверхность камня, служившая фоном, оставалась нетронутой, а углублялись контуры изображений.
Вырабатываются характерные для египетского искусства приемы расположения фигур на плоскости. Широкие и сильные плечи развертываются в фас, ноги и голова с острыми чертами лица – в профиль. Значительность фараона подчеркивается его размерами.
Композиция рельефа строится горизонтальными полосами, один эпизод под другим, отчего воспринимается подобно рассказу,развертывающемуся в строгой последовательности.
Широкое распространение получили ремесло и мелкая раскрашенная пластика. Росписи выполнялись темперой по сухому грунту.Золотистый цвет тел сочетался в них с зеленью трав, белизной одежд, синевой цветов (Слайды 15, 16, 17, 18).
Первичное закрепление
Вопросы для закрепления
- Где расположен Египет?
- На какие периоды принято подразделять историю и культуру Египта?
- Расскажите об общественном строе в Египте.
- Какое вероучение возникло в Египте?
- Какой памятник Древнего Египта знаменует рождение стиля?
- В чем заключается этот стиль?
- Каким был темп развития искусства Древнего Египта?
- Расскажите о пирамидах.
- Что представляет собой сфинкс?
- Расскажите, используя примеры, о каноне в египетской скульптуре.
- О чем рассказывают нам росписи заупокойных храмов?
- Как развертывается сюжет в рельефе и в живописи?
Студенты отвечают на вопросы, используя опорный конспект.
Среднее царство
Используется (Фрагмент видеофильма«Художественная культура Древнего Египта»)
Характерные особенности искусства эпохи Среднего царства (Слайд 19).
Среднему царству, т.е. Правлению XI и XII династий,предшествовали нашествия чужеземцев,междоусобные распри, временный распад древнего государства на отдельные области. Грандиозное строительство во славу предшествующих фараонов отвлекло массы земледельческого населения от производительного труда, ослабляя тем самым экономическую мощь страны. Все это, вместе с возросшей самостоятельностью вельмож и местных правителей да грозными смутами, вылившимися в восстание крестьян и рабов, наложило свою печать и на духовную жизнь египтян (Слайд 20).
Происходит некая переоценка ценностей,сопровождающаяся стремлением расширить область познания. В заупокойный культ вводится моральный момент: вступающий в загробный мир должен предстать перед судом Осириса – покровителя мертвых. Сам этот культ с его заботами о«благосостоянии» умершего начинает распространяться и на средние классы. (Слайды21, 22).
В искусстве, сущность которого остается неизменной, сильнее пробивается реалистическая струя под влиянием художественных школ,возникших при дворах провинциальных правителей(Слайды 23, 24).
То же стремление изображать не отдельные предметы, а действие, показывать в движении целые группы проявилось и в мелкой пластике Среднего царства. Раскрашенные по слою грунта деревянные статуэтки повествовательны, как и живопись.
Нарядные женщины, несущие жертвоприношения к храму, булочники, выпекающие хлеба, крестьяне за вспашкой земли, чиновники, считающие скот,—таковы сюжеты этих достигающих подчас подлинного изящества статуэток (Слайд 25).
Совершенны яркие фаянсовые сосуды бирюзовых и синих тонов и фаянсовые фигурки животных, в изготовлении которых применялась подглазурная роспись (Слайд 26).
Фараон все также обожествляется. Но пирамиды строятся уже не из камня, а из кирпича – сырца,что не так разорительно. Зато личность фараона возвеличивается с еще большей наглядностью, чем в Древнем царстве. Статуи царей уже предназначены не только для усыпальниц, они воздвигаются в храмах и под открытым небом, чтобы весь народ, глядя на них, сильнее проникался сознанием незыблемости царской власти,несколько поколебленной в эти века.
Статуя фараона Аменемхета III из черного гранита– прекрасный образец скульптуры Среднего царства. На голове – убор фараонов: полосатый платок с выпуклым изображением священной змеи надо лбом. Подобно фараону Древнего царства Хефрену, он царственно восседает на троне. Но он еще более индивидуален, чем Хефрен: пристальный взгляд глубоко посаженных глаз, все властное,энергичное выражение лица с широкими ноздрями и скулами выдают крутой нрав царя, так что, кажется нам, с изваяния медленно исчезает печать непостижимости.
Но, пожалуй, самое замечательное из дошедших до нас изваяний Среднего царства – голова фараона Сенусерта III. Что-то надломилось в незыблемой некогда невозмутимости царского лика. Острая игра светотени на черном камне разительно выявляет индивидуальные черты этого владыки, в котором угадываешь проницательный ум, какое-то внутреннее сомнение и скрытую грусть (Слайды 27, 28).
В этом сооружении была осуществлена попытка соединить храм с пирамидой, но постройки такого типа не получили прямого продолжения. И все же усыпальница Ментухотепов положила начало крупным храмовым ансамблям более позднего времени. Живописно расположенная среди диких гор, усыпальница с двумя террасами и широким пандусом (пологим подъемом), увенчанная пирамидой, уподоблена горной вершине.Золотисто-розовый цвет камня, огромная протяженность окруженной стенами дороги,ведущей к храму из долины (1200 м), сообщали этому своеобразному ансамблю величественный размах(Слайд 29).
Особое значение в Среднем царстве приобрели мощные колоннады, опоясывающие террасы храмов и дворы, а также колоссальные каменные статуи правителей. Нововведением были пилоны — две мощные башни с узким проходом посредине,являющиеся своеобразным рубежом на пути людей,вступающих в храм (Слайд 30).
Высокие тонкие обелиски с заостренной пирамидальной верхушкой, «каменные иглы»,покрытые иероглифами, все чаще воздвигают во славу богов и царей перед храмами и дворцами.Иероглифические письмена играют важнейшую роль в искусстве Египта, ибо каждый иероглиф –рисунок, подобно знаку выражавший вначале понятие или предмет (Слайд 31). Замечательный памятник искусства Среднего царства – стела вельможи Хунена. Супруги (вельможа и его жена)рельефно изображены слева внизу. Лицо и ноги в профиль, грудь в фас, как полагается по канону,причем в позе обоих торжественность сочетается с неким стремительным ритмом, рождаемым параллельной направленностью лиц, рук и ступней.А над ними и напротив, целиком заполняя площадь,более чем в три раза превышающую ту, что отведена этой чете, художник изобразил иероглифы. Это птицы, змеи, лежащие быки, сидящие человечки,плоды, растения, черточки, линии, геометрические фигуры строка за строкой сообщают умеющим читать иероглифы религиозный текст с добавлением описи всего, что было принесено в жертву при погребении. Но иероглифы красноречивы и для того,кто их читать не умеет. Ибо их совокупность составляет сказочно богатый узор, как бы целый мир стилизованных символических знаков, в котором приютилась вельможная чета, столь же загадочная для непосвященных в своей острой геометрической выразительности, как и эти декоративные письмена. Независимо от текста переданного иероглифами, нам кажется, что трудно придумать более гармоничный фон для стилизованного изображения этих знатных египтян, живших в конце III тысячелетия до н.э. (Слайд 32).
Их смысловое значение, совершенно забытое после падения египетской державы, было разгадано лишь в XIX веке французом Шампольоном.
Французский историк, лингвист, основатель египтологии. Благодаря проведённой им расшифровке текста Розеттского камня 14 сентября1822 года стало возможным чтение египетских иероглифов и дальнейшее развитие египтологии как науки (Слайд 33).
Розеттский камень— плита, найденная в 1799 годув Египте возле небольшого города Розетта (теперь Рашид), недалеко от Александрии, с выбитыми на ней тремя идентичными по смыслу текстами, в том числе двумя на древнеегипетском языке— начертанными древнеегипетскими иероглифами и одной на древнегреческом языке. Древнегреческий был хорошо известен лингвистам, и сопоставление трех текстов послужило отправной точкой для расшифровки египетских иероглифов. С 1802 г.Розеттский камень хранится в Британском музее(Слайд 34).
Первичное закрепление
Вопросы и задания:
- Почему была ослаблена экономическая мощь страны?
- Какие изменения происходят в искусстве (архитектуре, скульптуре, живописи, мелкой пластике)?
- Как возвеличивается личность фараона в эпоху Среднего царства?
- Какие обелиски стали возводить в эту эпоху?
- Какое значение в искусстве Древнего Египта имеют иероглифы?
- Кто и как сумел расшифровать иероглифы?
- Нарисуйте несколько египетских иероглифов и расскажите об их значении. Придумайте и нарисуйте свой иероглиф.
IV. Подведение итогов урока
Анализ работы учащихся.
Список литературы и средств обучения.Интернет-ресурсы.
- Любимов Л.Д. Искусство Древнего мира. – М.: Просвещение, 1998
- Сокольникова Н.
М. История изобразительного искусства. М.: «Академия», 2006
- Видеостудия «Кварт» (фильмы на ДВД): «Художественная культура Древнего Египта»
- Видеостудия ВВС «Всемирная история живописи», «Живопись Древнего Египта»
- library.by›shpargalka/belarus/art/001/art-006.htm
- ru.wikipedia.org›wiki/Искусство_Древнего_Египта
- my-article.net›get…Египет-среднего-царства
- newacropol.ru›Культуры›Египет›ИскусствоДревнегоЕгипта
- artprojekt.ru›ИскусствоДревнего Египта
ЭРА ФАРАОНОВ Изобразительное искусство в древнеегипетском стиле
2 продано в последнюю очередь 8 часы
$391,99 71,99 $
Добро пожаловать в мир искусства и красоты! Потрясающие настенные росписи, высокое качество и доступная цена! Привнесите шарм и индивидуальность в свой дом! Откройте для себя, приобретите и наслаждайтесь этим прекрасным искусством! Если вы ищете что-то особенное, привлекающее внимание, привлекательное и уникальное, чтобы украсить свой дом, то печать на холсте будет для вас.
1 панель
12″x12″
16″x16″
20″x20″
24″x24″
28″x28″
32″x32″
36″x36″
40″x40″
44″x44″
Количество:
Промежуточный итог: $71,99
283 клиенты просматривают этот продукт
{{if compare_at_price_min > price_min}} Распродажа {{/если}} {{если доступно}} Распроданный
В МИД новые галереи знакомят посетителей с древним Египтом
Реклама
Пространство под названием «Шедевры египетской скульптуры эпохи пирамид» открывает новый дом для одной из самых важных коллекций музея : Произведения, обнаруженные в Гизе из Древнего царства Египта, насчитывающие более 4500 лет.
Большая коллекция обязана совместным раскопкам Гарварда и МИД под руководством легендарного археолога Джорджа Рейснера, начавшимся в 1906 году, единственной американской организации, получившей доступ к великим пирамидам Гизы правительством Египта. . По условиям соглашения, выводы группы облагались определенной десятиной; египетское правительство оставило себе то, что считало важным, в то время как американские партнеры могли взять себе здоровую долю.
Реклама
Модернизированная экспозиция Древнего Египта в Музее изящных искусств. Музей изящных искусств, Бостон
У Райснера были свои недостатки, некоторые из которых были основополагающими. Музей исследовал его глубокие расовые предрассудки на выставке «Древняя Нубия сегодня» в 2019 году. Шоу было возможностью обратиться к игнорированию Райснером Нубии, колыбели африканской цивилизации, расположенной ниже по течению Нила, как грубой и культурно уступающей своим египетским соседям — позиция, которая с тех пор оказалась бесполезной и, вероятно, продуктом собственного расизма Райснера. Музей унаследовал это сомнительное наследие вместе с замечательными предметами, которые он собрал; это клубок, который нельзя распутать, но можно признать. Стоит отметить, что, несмотря на обнародование этой уродливой истории, у музея нет ни постоянной галереи для своей обширной нубийской коллекции, ни ближайших планов по ее созданию.
Галереи, которые египетская коллекция называла домом с 1920-х годов, «немного устарели», — сказал Берман, признавая как активную работу музея, так и сдвиг в мышлении со времен Райснера. Во время и между блокировками в прошлом году МИД был занят установлением этого права. Исчезли тесные и пыльные витрины. Вместо этого новая галерея вместительна, позволяя предметам дышать.
Пространство расположено справа от разреженного, мрачного и плохо освещенного помещения с глубокими кобальтовыми стенами и высокими потолками. Каждая деталь выделяется индивидуально и имеет свою собственную историю. Ничто так не выделяется, как захватывающий, окрашенный охрой бюст принца Анххафа примерно 2500 г. до н.э., изображающий лидера, который, как считается, руководил строительством второй из трех великих пирамид Гизы и вырезанием сфинкса. Бюст здесь установлен в человеческий рост; Я стоял нос к носу и смотрел ему в глаза. Он наколдовал мост через тысячелетия

Реклама
Бюст принца Анххафа, примерно с 2520 по 2494 год до н.э.Музей изящных искусств, Бостон
Все это работает с надеждой Бермана на пространство, где объекты могут воплощать исторический рассказ о Старом Королевстве, но также стоять отдельно как отдельные произведения искусства. Это может быть недостающим элементом в проявлениях древности, по крайней мере, по моему опыту. Чаще всего объекты, сгруппированные за стеклом, могут больше отдалять зрителей, чем вовлекать их, подобно взгляду не с того конца телескопа, вызывая ощущение далекости, которое усиливает различие, а не то, что мы могли бы разделить. А там — это множество точек соприкосновения, будь то значение семьи или веры, или, и это важно, господство богатства. (Здесь все относится к правящей элите плюс перемены. ) Тем не менее, все это кажется близким и личным, предложением общего человечества на протяжении веков.
Реклама
В центре главной галереи находится простой набор бюстов, найденных в том, что экспедиция МИД/Гарварда назвала «Гробницей G», построенной во времена правления королей Хуфу и Хафры, с начала 2600-х до начало 2500-х годов до нашей эры. Их разнообразие стиля и выразительности разбивает ожидания монолитной древнеегипетской эстетики. Сопутствующая мини-выставка в вестибюле галереи — это конкретный вызов Бермана этому понятию — подробнее об этом позже — но подождите немного, потому что есть еще истории, которые можно рассказать, большинство из них о вас.
Вот что делает искусство: оно предлагает широкий выбор и оставляет вам право выбора. Освобожденные (по крайней мере, немного) от своего исторического долга, эти произведения чувствуют себя обновленными, чтобы выполнять свою первоначальную работу. Предписывающие истории обозначают, что важно, а что нет, и они остаются важными. Но новый дисплей дает ощущение свободы, позволяя радоваться простому эстетическому опыту. Он уводит вас от или/или к обоим/и. Новая установка отступает и позволяет объектам сиять. Не обремененный, я мог свободно выбирать своих фаворитов, что, как оказалось, было несложно. Здесь есть замечательные вещи, но ничто так не вызывает у меня головокружения, как три скульптуры, которые закрепляют пространство, сверхъестественные образцы тревожного совершенства, которые выглядят так, как будто они могли сойти с конвейера на прошлой неделе. (И один из них есть не что иное, как фрагмент, но глубоко совершенный фрагмент, как будто он таковым и был создан. Наряду с другими он ощущается как художественный отклик, современный взгляд на древность.)
Реклама
Среди коллекции, в которой все исключительно, особое место занимают представленные работы: монументальные изображения королей и королев и духов-проводников, вырезанные из невероятно твердого темного камня. (Грувакке достаточно прочен, чтобы выдержать тысячелетия в значительной степени невредимым.) Три части расположены рядом, освещены точечно, с большим пространством для локтей. (Я влюбился в обожествленного зайца, сопровождающего фигуру царя Менкауры примерно с 2490 г. до н.э.). Опыт кажется благоговейным, эхом гробниц, где работы получали подношения, предназначенные для оживления духов. И работы тоже кажутся живыми, вечно свежими и готовыми к загробной жизни. В их присутствии есть ощущение растворения времени. Он кажется пугающе современным, соединяя далекие миры простым взглядом.
Кстати, чтобы попасть сюда, вам придется пройти сквозь строй бюстов всех размеров и стилей, охватывающих несколько 1300 лет с первого по 13 век до н.э. Не скажу, что приберег лучшее напоследок; для тех, кто очарован древним миром, нет лучшего или лучшего, просто другого и великого. Однако меня здесь поразило другое. Если главная галерея подрывает представление о монолитной египетской эстетике, то экспозиция под названием «Лица Древнего Египта» стирает ее.
В то время как в нем доминирует замечательная статуя леди Сеннуви, созданная МИД середины 1900-х годов до н.э., большинство других являются бюстами: кварцитовая голова Аменхотепа III, 1390-1352 гг. до н.э.; голова царя Тутанхамона из песчаника, 1336–1327 гг. до н. э.; и Мужчина в диадеме с двойным бутоном лотоса из гранодиорита греко-римского периода I века до н.э. (Он единственный с кудрявыми локонами.) Но самым известным, и не без оснований, является чудо размером с кулак, известное как «Бостонская зеленая голова», портрет неизвестного святого человека — какого-то священника — это один из самых очаровательных и загадочных объектов древности. Он посвящен реализму; даже без носа маленький парень явно чем-то напуган. Его глаза сужаются от малейшего прищура. Его брови нахмурены, лоб нахмурен, а губы напряжены чуть ли не до хмурого взгляда.