Биография краткая чернышевского: Биография Чернышевского кратко о главном в жизни Николая Гавриловича

Родился выдающийся писатель, критик и публицист Николай Гаврилович Чернышевский

12 (24) июля 1828 г. в Саратове в семье священника родился выдающийся русский философ, литературный критик, публицист и писатель Николай Гаврилович Чернышевский.

Николай получил хорошее и разностороннее домашнее образование под руководством отца, Гавриила Ивановича, и в 1842 г. поступил в Саратовскую духовную семинарию. Помимо основного курса, Чернышевский активно занимался самообразованием — изучал историю, географию, теорию словесности и несколько иностранных языков. Не закончив семинарию, в 1846 г. он поступил на историко-филологическое отделение Санкт-Петербургского университета. Мировоззрение молодого Чернышевского в эти годы формировалось под влиянием «Весны народов» — революционных событий в Европе 1848-1849 гг. Он активно изучал работы классиков немецкой философии, английской политической экономии, французского утопического социализма, а также русских мыслителей и общественных деятелей, прежде всего, В.  Г. Белинского и А. И. Герцена. В 1850 г. Николай Гаврилович окончил курс университета и стал преподавателем русского языка и литературы Саратовской гимназии. В 1853 г. он вновь переехал в Петербург, где стал учителем во Втором кадетском корпусе.

Одновременно с преподавательской карьерой началась и литературная деятельность Чернышевского. Он сотрудничал с газетой «Санкт-Петербургские ведомости» и журналом «Отечественные записки». В начале 1854 г. Николай Гаврилович стал сотрудником журнала «Современник», в котором вскоре занял ведущее положение наряду с Н. А. Некрасовым и Н. А. Добролюбовым.

Весной 1855 г. Чернышевский выступал в университете с защитой своей диссертации «Эстетическое отношение искусства к действительности». Несмотря на то, что защита прошла с большим успехом, а сама работа была признана научными кругами и общественностью, степень магистра русской словесности Николай Гаврилович получил лишь спустя три года в 1858 г.

В своих литературно-критических статьях, печатавшихся в «Современнике», Чернышевский решительно отстаивал мысль о социальном и нравственном значении художественных произведений.

В эти годы им были написаны обстоятельные статьи и рецензии о творчествеПушкина, Жуковского, Некрасова, Салтыкова-Щедрина, Писемского и других писателей-современников. Одним из первых Чернышевский обратил внимание на сочинения Л. Н. Толстого и скрупулёзно исследовал своеобразие стиля молодого автора, впервые в русском литературоведении применив термин «диалектика души». В цикле статей под общим заглавием «Очерки гоголевского периода русской литературы» он рассмотрел условия становления основных тезисов и взглядов русской литературы 1840-1850-х гг. Статья Чернышевского «Русский человек на rendez-vous. Размышления по прочтении повести г. Тургенева «Ася»» стала одной из самых ярких работ отечественной публицистики второй половины XIX в. Принцип глубокого анализа художественных методов на основе теории реализма, последовательно проводимый Чернышевским, вывели его в эти годы в число виднейших и значимых представителей литературной критики. В конце 1850-х гг. Николай Гаврилович принимал деятельное участие в разработке программы и издании «Исторической библиотеки» — приложения к «Современнику» переводов классических сочинений по всеобщей истории, а также являлся редактором «Военного сборника».

С конца 1857 г. Чернышевский в своих работах сосредоточился на экономических и политических вопросах. Он активно включился в развернувшуюся дискуссию по поводу готовящейся крестьянской реформы, выступая на революционно-демократических позициях. Вскоре политические идеи Чернышевского вывели его в число идейных вдохновителей зарождавшегося русского социализма и народничества. В 1861-1862 гг. он активно принимал участие в становлении нового общественного движения, в частности, в создании нелегальной организации «Земля и воля». Написанная им знаменитая прокламация «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон», а также связи с Герценом привели к аресту Николая Гавриловича в июне 1862 г. Он был помещен в одиночную камеру Алексеевского равелина Петропавловской крепости, где находился около двух лет. Несмотря на тюремные условия, Чернышевский не прерывал работы, написав более 200 авторских листов различных сочинений, в том числе и свой самый выдающийся литературный труд — роман «Что делать?».

Из-за невнимательности цензуры, увидевшей в произведении лишь любовную линию, в 1863 г. оно было опубликовано в «Современнике». Последовавший вскоре запрет номеров журнала, в которых печатался роман, не смог предотвратить его распространения по стране в многочисленных рукописных копиях. Роман «Что делать?» вызвал огромный общественный резонанс и стал одним из самых значимых произведений русской литературы, оказав большое влияние на становление и развитие общественной мысли второй половины XIX — начала XX вв.

В феврале 1864 г. Чернышевский был признан виновным «в принятии мер к ниспровержению существующего порядка управления» и был приговорён к 7 годам каторги и вечному поселению в Сибири. После обряда гражданской казни в Петербурге Чернышевский был отправлен на каторгу в Нерчинск. По отбытии срока каторжных работ в 1871 г. он был переведён на поселение в Вилюйск (ныне административный центр в Якутии). В годы своего пребывания в Сибири Николай Гаврилович не оставлял литературной деятельности, написав роман «Пролог» и ряд повестей и пьес. В 1883 г. Чернышевский получил официальное разрешение поселиться в Астрахани, а спустя несколько лет был переведён в родной Саратов.

Николай Гаврилович Чернышевский скончался 17 (29) октября 1889 г.

Лит.: Чернышевский Н. Г. Полное собрание сочинений: В 16 т. М., 1939-1953; Он же. Литературная критика: В 2 т. М., 1981; Он же. Опыт словаря к Ипатьевской летописи. СПб., 1853; Он же. Очерки гоголевского периода русской литературы. М., 1984; Он же. Письма без адреса. М., 1983; Бурсов Б. И. Мастерство Чернышевского – критика. Л., 1959; Зельдович М. Г. Чернышевский и проблемы критики. Харьков, 1968; Каган М. С. Эстетическое учение Чернышевского. М., 1958; Пинаев М. Т. Н. Г. Чернышевский. Художественное творчество. М., 1984; Покусаев Е. И. Н. Г. Чернышевский: очерк жизни и творчества. М., 1976.

См. также в Президентской библиотеке:

Добролюбов В. А. Ложь гг. Николая Энгельгардта и Розанова о Н. А. Добролюбове, Н. Г. Чернышевском и духовенстве. СПб. , 1902;

Духовников Ф. В. Николай Гаврилович Чернышевский // Русская старина: ежемесячное историческое издание. Г. 41 (1910), Т. 144, кн. 12, декабрь;

Историко-революционная библиотека: Воспоминания, исследования, документы и др. материалы из истории революционного прошлого России. Кн. 30: Н. Г. Чернышевский. 1828-1928: Сб. статей, документов и воспоминаний. М., 1928;

Каторга и ссылка: историко-революционный вестник. Кн. 7 (80). М., 1931;

Лебедев А. А. Н. Г. Чернышевский: наброски по неизданным материалам // Русская старина: ежемесячное историческое издание. Г. 43 (1912), Т. 152, кн. 3, март;

Он же. Н. Г. Чернышевский: наброски по неизданным материалам // Русская старина: ежемесячное историческое издание. Г. 43 (1912), Т. 152, кн. 5, май;

Он же. Н. Г. Чернышевский: наброски по неизданным материалам // Русская старина: ежемесячное историческое издание. Г. 43 (1912), Т. 152, кн. 10, октябрь;

Лемке М. К. Политические процессы М. И. Михайлова, Д. И. Писарева и Н.  Г. Чернышевского (по неизданным документам). СПб., 1907;

Русские революционеры: В 2 ч. Ч. 1: Рылеев. Пестель. Муравьев-Апостол. Каховский. Петрашевский. Бакунин. Герцен. Чернышевский. М., 1927;

Процесс Н. Г. Чернышевского: архивные документы. Саратов, 1939;

Стеклов Ю. М. Н. Г. Чернышевский: его жизнь и деятельность: 1828-1889. Т. 1. Л., 1928;

Он же. Н. Г. Чернышевский: его жизнь и деятельность: 1828-1889. Т. 2. Л., 1928;

Чернышевский Н. Г. Полное собрание сочинений Н. Г. Чернышевского: в 10 томах с 4 портретами. Т. 5: Современник 1859. Отдел «Политика». СПб., 1906.

Биография чернышевского краткое содержание только самое основное. Николай чернышевский краткая биография. Литературная деятельность и книги

Чернышевский Николай Гаврилович — видный общественный деятель XIX века. Знаменитый русский писатель, критик, ученый, философ, публицист. Самое известное его произведение — роман «Что делать?», который оказал очень большое влияние на общество своего времени. В этой статье мы поговорим о жизни и творчестве автора.

Чернышевский: биография. Детство и юность

Родился 12 (24) июля 1828 года в Саратове. Его отец был протоиреем местного Александро-Невского кафедрального собора, происходил из крепостных крестьян села Чернышева, отсюда берет начало и фамилия. Первое время обучался дома под надзором отца и двоюродной сестры. Был также у мальчика француз-гувернер, обучавший его языку.

В 1846 году Чернышевский Николай Гаврилович поступил в Петербургский университет на историко-филологическое отделение. Уже в это время начинает складываться круг интересов будущего писателя, которые позднее найдут отражение в его произведениях. Юноша изучает русскую литературу, читает Фейербаха, Гегеля, философов-позитивистов. Чернышевский осознает, что главное в человеческих поступках — это польза, а не отвлеченные идеи и бесполезная эстетика. Наибольшее впечатление на него произвели работы Сен-Симона и Фурье. Их мечта об обществе, где все равны, показалась ему вполне реальной и достижимой.

Окончив в 1850 году университет, Чернышевский возвратился в родной Саратов. Здесь он занял место учителя словесности в местной гимназии. От учеников он нисколько не скрывал своих бунтарских идей и явно думал больше о том, как преобразить мир, нежели об обучении детей.

Переезд в столицу

В 1853 году Чернышевский (биография писателя представлена в этой статье) решает бросить преподавание и перебраться в Петербург, где начинает публицистическую карьеру. Очень быстро он стал самым видным представителем журнала «Современник», куда его пригласил Н. А. Некрасов. В начале своего сотрудничества с изданием Чернышевский сосредоточил все свое внимание на проблемах литературы, поскольку политическая ситуация в стране не позволяла открыто высказываться на более животрепещущие темы.

Параллельно с работой в «Современнике» писатель в 1855 году защищает диссертацию на тему «Эстетические отношения искусства к действительности». В ней он отрицает принципы «чистого искусства» и формулирует новое воззрение — «прекрасное — есть сама жизнь». По мнению автора, искусство должно служить на благо людям, а не превозносить самое себя.

Эту же мысль Чернышевский развивает в «Очерках гоголевского периода», опубликованных в «Современнике». В этом труде он проанализировал самые известные произволения классиков с точки зрения озвученных им принципов.

Новые порядки

Столь необычными взглядами на искусство и прославился Чернышевский. Биография писателя говорит о том, что у него были как сторонники, так и ярые противники.

С приходом к власти Александра II политическая обстановка в стране резко изменилась. И многие темы, которые раньше считались запретными, стало разрешено обсуждать публично. Кроме того, вся страна ждала от монарха реформ и значительных перемен.

«Современник», возглавляемый Добролюбовым, Некрасовым и Чернышевским, не остался в стороне и участвовал во всех политических обсуждениях. Активнее всех печатался Чернышевский, который старался высказать свое мнение по любому вопросу. Кроме того, он занимался рецензированием литературных произведений, оценивая их с точки зрения полезности обществу. В этом отношении от его нападок сильно пострадал Фет, вынужденный в итоге покинуть столицу.

Однако наибольший резонанс получило известие об освобождении крестьян. Сам Чернышевский воспринял реформу как начало еще более серьезных изменений. О чем часто писал и говорил.

Арест и ссылка

Творчество Чернышевского привело к аресту. Случилось это 12 июня 1862 года, писатель был взят под стражу и заключен в Петропавловскую крепость. Обвиняли его в составлении прокламации под названием «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон». Это воззрение было написано от руки и передано человеку, который оказался провокатором.

Еще одним поводом для ареста стало перехваченное тайной полицией письмо Герцена, в котором было высказано предложение выпускать в Лондоне запрещенный «Современник». При этом Чернышевский выступал в роли посредника.

Следствие по делу велось полтора года. Писатель все это время не сдавался и активно боролся со следственным комитетом. Протестуя против действий тайной полиции, он объявил голодовку, которая длилась 9 дней. Одновременно с этим Чернышевский не оставил свое призвание и продолжал писать. Именно здесь им был написан роман «Что делать?», позднее изданный частями в «Современнике».

Вердикт писателю был вынесен 7 февраля 1864 года. В нем сообщалось, что Чернышевского приговорили к 14 годам каторжных работ, после которых он должен будет навсегда поселиться в Сибири. Однако Александр II лично сократил время каторги до 7 лет. В общей сложности в заключении писатель провел более 20 лет.

За 7 лет Чернышевского не раз переводили из одной тюрьмы в другую. Он побывал в Нерчинской каторге, Кадаинской и Акатуйской тюрьмах и Александрийском Заводе, где до сих пор сохранился дом-музей имени писателя.

После окончания каторжных работ, в 1871 году, Чернышевского отправили в Вилюйск. Через три года ему официально было предложено освобождение, но писатель отказался писать ходатайство о помиловании.

Взгляды

Философские взгляды Чернышевского на протяжении его жизни были резко бунтарскими. Писателя можно назвать прямым последователем русской революционно-демократической школы и прогрессивной западной философии, в особенности социал-утопистов. Увлечение в университетские годы Гегелем привело к критике идеалистических воззрений христианства и либеральной морали, которую писатель считал «рабской».

Философию Чернышевского называют монистической и связывают ее с антропологическим материализмом, так как он акцентировал внимание на вещном мире, пренебрегая духовностью. Он был уверен, что естественные потребности и обстоятельства формируют нравственное сознание человека. Если удовлетворить все потребности людей, то личность расцветет и не будет никаких нравственных патологий. Но чтобы этого достичь, нужно серьезно изменить условия жизни, а это возможно только через революцию.

Его этические нормы базируются на антропологических принципах и концепции разумного эгоизма. Человек относится к миру природы и подчиняется ее законам. Чернышевский не признавал свободы воли, заменяя ее принципом причинности.

Личная жизнь

Довольно рано женился Чернышевский. Биография писателя говорит о том, что это произошло в 1853 году в Саратове, избранницей стала Ольга Сократовна Васильева. Девушка имела большой успех в местном обществе, но почему-то предпочла тихого и неловкого Чернышевского всем своим поклонникам. В браке у них родились два мальчика.

Семья Чернышевского жила счастливо до тех пор, пока писателя не арестовали. После того как его отправили на каторгу, Ольга Сократовна навестила его в 1866 году. Однако ехать в Сибирь вслед за мужем отказалась — ей не подходил местный климат. Двадцать лет она прожила одна. За это время у красивой женщины сменилось несколько любовников. Писатель нисколько не порицал связей жены и даже писал ей о том, что женщине вредно долго оставаться одной.

Чернышевский: факты из жизни

Приведем несколько примечательных событий из жизни автора:

  • Маленький Николай был невероятно начитан. За свою любовь к книгам он даже получил прозвище «библиофаг», то есть «пожиратель книг».
  • Цензура пропустила роман «Что делать?», не заметив в нем революционной тематики.
  • В служебной переписке и документации тайной полиции писателя называли «врагом Российской империи номер один».
  • Ф. М. Достоевский был ярым идейным противником Чернышевского и откровенно с ним спорил в своих «Записках из подполья».

Самое известное произведение

Поговорим о книге «Что делать?». Роман Чернышевского, как уже отмечалось выше, был написан во время ареста в Петропавловской крепости (1862-1863). И, по сути, являлся ответом произведению Тургенева «Отцы и дети».

Готовые части рукописи писатель передавал в следственную комиссию, которая вела его дело. Цензор Бекетов проглядел политическую направленность романа, за что вскоре был отстранен от должности. Однако это не помогло, так как произведение к тому времени уже было опубликовано в «Современнике». Номера журнала попали под запрет, но текст уже был не раз переписан и в таком виде разошелся по всей стране.

Настоящим откровением стала для современников книга «Что делать?». Роман Чернышевского мгновенно стал бестселлером, его читали и обсуждали все. В 1867 году произведение было издано в Женеве силами русской эмиграции. После этого его перевели на английский, сербский, польский, французский и другие европейские языки.

Последние годы жизни и смерть

В 1883 году Чернышевскому разрешают переехать в Астрахань. К этому времени он уже был больным человеком преклонных лет. В эти годы за него начинает хлопотать сын Михаил. Благодаря его стараниям писатель в 1889 г. переселяется в Саратов. Однако в этом же году он заболевает малярией. Скончался автор 17 (29) октября от кровоизлияния в мозг. Был похоронен на Воскресенском кладбище в Саратове.

Память о Чернышевском жива до сих пор. Его произведения продолжают читать и изучать не только литературоведы, но и историки.

Николай Гаврилович Чернышевский — русский революционер, демократ, писатель, философ, экономист, публицист, литературный критик, ученый — появился на свет в Саратове 24 июля (12 июля по ст.

ст.) 1828 г. Его отцом был священник, человек разносторонне образованный. Еще в детские годы Николай пристрастился к чтению и изумлял окружающих начитанностью.

В 1842 г. он становится учащимся Саратовской духовной семинарии. Годы учебы в ней (завершил обучение в 1845 г.) были наполнены интенсивным самообразованием. В 1846 г. Чернышевский — студент философского факультета (историко-филологическое отделение) Петербургского университета. После его окончания в 1951-1853 гг. преподавал в местной гимназии русский язык. В студенческие годы Чернышевский сформировался как личность и был готов посвятить жизнь революционной деятельности. К этому же периоду биографии относятся первые пробы пера.

В 1853 г. Николай Гаврилович, женившись, переехал в Санкт-Петербург и был в 1854 г. определен во Второй кадетский корпус преподавателем. Несмотря на педагогический талант, вынужден был уйти в отставку после конфликта с коллегой. К 1853 г. относится и начало его литературной деятельности в виде небольших статей, которые публикуются «Санкт-Петербургскими Ведомостями» и «Отечественными Записками».

В 1854 г. Чернышевский становится сотрудником журнала «Современник». Защита магистерской диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности» превратилась в значимое общественное событие и дала старт развитию национальной материалистической эстетики.

На протяжении 1855-1857 гг. из-под пера Чернышевского выходит целый ряд статей, главным образом, литературно-критического и историко-литературного характера. В конце 1857 г., перепоручив критический отдел Н. Добролюбову, он приступает к сочинению статей, освещавших экономико-политические вопросы, в первую очередь, касающиеся планируемых аграрных реформ. К этому шагу правительства он относился негативно и в конце 1858 г. стал выступать с призывом к тому, чтобы реформа была сорвана революционным путем, предупреждал, что крестьянство ожидает масштабное разорение.

Конец 50 — начало 60 гг. отмечен в его творческой биографии написанием политэкономических работ, в которых писатель выражает убежденность в неотвратимости прихода социализма на смену капитализму, — в частности, «Опыт земельной собственности», «Суеверия и правила логики», «Капитал и труд» и др.

С начала осени 1861 г. Н.Г. Чернышевский становится объектом тайного полицейского надзора. На протяжении лета 1861-1862 гг. он являлся идейным вдохновителем «Земли и воли» — революционной народнической организации. Чернышевский значился в служебной документации тайной полиции как враг номер один Российской империи. Когда было перехвачено письмо Герцена с упоминанием Чернышевского и предложением выпускать за границей запрещенный к тому времени «Современник», Николая Гавриловича 12 июня 1862 г. арестовали. Пока шло следствие, он сидел в Петропавловской крепости, в одиночной камере, продолжая при этом писать. Так, в 1862-1863 гг. в застенках был написан знаменитый роман «Что делать?».

В феврале 1864 г. был вынесен вердикт, согласно которому революционеру предстояло провести 14 лет на каторге с последующим пожизненным проживанием в Сибири, но Александр II снизил срок до 7 лет. В тюрьме и на каторге Н. Чернышевскому в общей сложности довелось провести более двух десятков лет. В 1874 г. он отказался от написания прошения о помиловании, хотя ему предоставляли такой шанс. Семья выхлопотала ему в 1889 г. разрешение жить в Саратове, но, переехав, он 29 октября (17 октября по ст. ст.) 1889 г. скончался и был похоронен на Воскресенском кладбище. В течение еще нескольких лет, до 1905 г., все его работы были в России под запретом.

Николай Гаврилович Чернышевский — один из самых известных и почитаемых русских писателей и публицистов. Именно он является автором романа «Что делать?» и идейным лидером «Земли и воли» (сообщества, в котором подымались революционные идеи). Именно по причине такой активности, он считался наиболее опасным врагом Российской империи.

Н.Г. Чернышевский родился 12 июля 1828 года в Саратове. Его отец — протоиерей в одном из кафедральных соборов города, а мать — простая крестьянка. Благодаря стараниям отца, который обучал Николая, он вырос очень умным и эрудированным мужчиной.

Такие глубокие знания в литературе у мальчика в столь раннем возрасте привлекали внимание его односельчан. Они дали ему прозвище «библиограф», которое точно отображало уникальную эрудированность будущего публициста. Благодаря полученным во время домашнего обучения знаниям он смог без труда поступить в духовную семинарию Саратова, а позже — в ведущий университет Санкт-Петербурга.

(Юный Чернышевский за переводом истории )

Именно за годы обучения и становления сформировалась личность революционера-активиста, который не боится говорить правду. Он вырос на учениях античных, французских и английских произведений эпохи материализма (XVII—XVIII века).

Этапы жизни и этапы творчества

Николай Чернышевский заинтересовался написанием литературных произведений ещё во время посещения литературного кружка, где в то время преподавал И. И. Введенский (российский писатель, революционер). После окончания историко-филологического факультета в 1850 году, Чернышевский получил звание кандидата наук и уже через год начал работать в гимназии Саратова. Полученную работу он воспринимал, как шанс активно продвигать свои революционные идеи.

Проработав 2 года в гимназии, молодой учитель решил жениться. Его женой стала Ольга Васильева, вместе с которой он переехал в Санкт-Петербург. Именно здесь его назначили преподавателем Второго кадетского корпуса. Здесь он отлично зарекомендовал себя вначале, но после серьёзного конфликта с одним из офицеров, Чернышевскому пришлось уйти.

(Полный свежих идей Чернышевский защищает диссертацию )

Пережитые события вдохновили молодого Чернышевского на написание своих первых статей в печатных изданиях Санкт-Петербурга. После нескольких опубликованных статей, его приглашают в журнал «Современник», где Николай Гаврилович становится практически главным редактором. При этом он продолжил вести активную деятельность и продвигать идеи революционной демократии.

После успешной работы в «Современнике», он получает приглашение в журнал «Военный сборник», где занимает должность первого редактора. Во время работы здесь Чернышевский начинает вести различные кружки, в которых участники пытались найти способы привлечения армии к революции. Благодаря своим статьям и активной деятельности он становится одним из лидеров публицистической школы своего времени. Именно в этот период (1860 год) он и пишет «Антропологический примат в философии» (сочинение на философскую тему).

(Чернышевский в заточении пишет «Что делать» )

В результате уже с 1861 года за Чернышевским устанавливается тайный надзор полиции, который усиливается после вступления его в «Земля и воля» (общество, основанное Марксом и Энгельсом). В связи с событиями в стране «Современник» на время приостановил свою деятельность. Но уже через год возобновил её (в 1863 году). Именно тогда и был опубликован самый знаменитый роман Николая Чернышевского — «Что делать?», который автор писал во время своего пребывания в тюрьме.

Чернышевский Николай Гаврилович (1828- 1889 гг.)

Русский революционер, писатель, журналист. Родился в Саратове в семье священника и, как от него и ожидали родители, три года учился в духовной семинарии. С1846 по 1850 гг. занимался на историко-филологическом отделении Петербургского университета. Особенно сильно на становление Чернышевского повлияли французские философы-социалисты — Анри де Сен-Симон и Шарль Фурье.

В 1853 г. женился на Ольге Сократовне Васильевой. Чернышевский не только сильно любил свою молодую жену, но и считал их брак своеобразным «полигоном» для испытания новых идей. Писатель проповедовал абсолютное равенство супругов в браке — идея для того времени поистине революционная. Мало того, он считал, что женщинам, как одной из наиболее угнетенных групп тогдашнего общества, следовало для достижения настоящего равенства предоставить максимальную свободу. Разрешал своей жене все, вплоть до супружеских измен, считая, что он не может рассматривать супругу как свою собственность. Позже личный опыт писателя отразился в любовной линии романа «Что делать».

В 1853 г. переехал из Саратова в Петербург, где началась его карьера публициста. Имя Чернышевского быстро стало знаменем журнала «Современник», где он начал работать по приглашению Н. А. Некрасова. В 1855 г. Чернышевский защитил диссертацию «Эстетические отношения искусства к действительности», где отказался от поисков прекрасного в отвлеченных возвышенных сферах «чистого искусства», сформулировав свой тезис: «Прекрасное — есть жизнь».

В конце 50-х -начале 60-х годов очень много печатался, пользуясь любым поводом для того, чтобы открыто или завуалированно высказать свои взгляды, ожидал крестьянского восстания после отмены крепостного права в 1861 г. За революционную агитацию «Современник» был закрыт. Вскоре после этого власти перехватили письмо А.И. Герцена, уже пятнадцать лет находившегося в эмиграции. Узнав о закрытии «Современника», он написал сотруднику журнала, Н.Л. Серно-Соловьевичу и предложил продолжить издание за границей. Письмо было использовано как повод, и 7 июля 1862 Чернышевского и Серно-Соловьевича арестовали и поместили в Петропавловскую крепость. В мае 1864 г. Чернышевский был признан виновным, осужден на семь лет каторжных работ и ссылку в Сибирь до конца своей жизни, 19 мая 1864 г над ним был публично совершен обряд «гражданской казни».

Пока шло следствие, Чернышевский написал в крепости свою главную книгу -роман «Что делать».

Только в 1883 г Чернышевский получил разрешение поселиться в Астрахани. К этому времени он был уже пожилым и больным человеком. В 1889 г его перевели в Саратов, и вскоре после переезда он скончался от кровоизлияния в мозг.

Николай Гаврилович Чернышевский родился 12 (24) июля 1828 года. Его отец – Гаврил Николаевич Чернышевский, протоирей Александро-Невского кафедрального собора Саратова. Мать – Евгения Егоровна Чернышевская (в девичестве – Голубева). В детстве Чернышевский очень любил читать. За свою любовь к книгам он получил прозвище «библиофага». В сентябре 1842 года его зачислили в Саратовскую духовную семинарию. Проведенное в ней время он использовал по большей части для самообразования. Не завершив обучение в семинарии, Чернышевский отправился в столицу и поступил в 1846 году на историко-филологическое отделение философского факультета Петербургского университета.

Весной 1848 года Николай Гаврилович стал проявлять интерес к революционным событиям в западноевропейских странах. Благодаря общению с петрашевцем А. В. Ханыковым Чернышевский начал изучать труды французского философа, представителя утопического социализма Шарля Фурье.

В 1851 году Николай Гаврилович вернулся в Саратов, чтобы преподавать в местной гимназии. В 1853 году он познакомился с О. С. Васильевой и в скором времени женился на ней. В мае супруги переехали в Петербург. К этому периоду относится начало литературной деятельности Чернышевского. Его небольшие статьи публиковались в «Санкт-Петербургских ведомостях», «Отечественных записках». В январе 1854 года Николая Гавриловича определили во 2-й Петербургский кадетский корпус в качестве учителя словесности. Проработал он там недолго. Ему пришлось подать в отставку из-за конфликта с офицером. После знакомства с Некрасовым Чернышевский начал сотрудничать с журналом «Современник», где были напечатаны его «Очерки гоголевского периода русской литературы», статьи об Островском, Пушкине, Салтыкове-Щедрине и так далее.

В мае 1855 года Николай Гаврилович защитил магистерскую диссертацию «Эстетические отношения искусства к действительности». В ней он следующим образом высказался об искусстве: «Из определения “прекрасное есть жизнь” будет следовать, что истинная, величайшая красота есть именно красота, встречаемая человеком в мире действительности, а не красота, создаваемая искусством». После защиты диссертации Чернышевскому не была присуждена ученая степень, так как этому помешал министр просвещения А. С. Норов. Николай Гаврилович стал магистром русской словесности только в 1858 году. Тогда же он получил должность редактора журнала «Военный сборник».

В начале 1860-х годов Чернышевский по праву считался вождем социал-революционной интеллигенции. В среде ее представителей Николай Гаврилович пользовался огромным авторитетом. В 1860 году вышло главное философское сочинение Чернышевского «Антропологический принцип в философии». С 1861 года он находился под тайным надзором полиции. 12 июня 1862 года его арестовали и посадили в одиночную камеру в Петропавловской крепости. Николая Гавриловича обвинили в составлении прокламации «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон», написанной под впечатлением от отмены крепостного права в 1861 году. В ней нашло отражение неприятие Чернышевским Крестьянской реформы.

В феврале 1864 года Николая Гавриловича приговорили к 14 годам каторжных работ и поселению в Сибири пожизненно. Александр II срок каторги сократил в два раза. В мае состоялась гражданская казнь Чернышевского. В общей сложности в тюрьме, на каторге и в ссылке Николай Гаврилович провел порядка двадцати лет. При этом периодически предпринимались попытки освободить его. В 1883 году ему разрешили вернуться в европейскую часть России. В июне 1889 года Чернышевский переехал в Саратов. В октябре он заболел малярией. 17 (29) октября Николай Гаврилович скончался. Его похоронили на Воскресенском кладбище в Саратове.

Краткий анализ творчества

По замечанию литературоведа Ю. М. Лотмана, художественное творчество Чернышевского «неразрывно связано с борьбой, которую он вел как идеолог и политический вождь революционной демократии». Произведения Николая Гавриловича наполнены революционными патриотическими идеями. При этом важнейшей задачей писателя было правдивое изображение современной русской жизни.

Главное художественное произведение Чернышевского – роман «Что делать?», написанный во время заключения в Петропавловской крепости и впервые опубликованный в журнале «Современник» в 1863 году. Он создавался в спешке. Кроме того, автор практически не надеялся, что роман напечатают. Из-за этого произведение не лишено разного рода недостатков. «Что делать?» — роман, носящий политический и социально-утопический характер. Его главные герои – «новые люди», которые борются со старым миром, руководствуясь принципами «разумного эгоизма». Они честны, не способны на подлости, в критические моменты могут совершать решительные поступки. При этом им необходим человек, который бы их возглавил, повел за собой. В романе такой «особенный человек» – Рахметов, предстающий рыцарем без страха и упрека. По утверждению Г. В. Плеханова, «в каждом из выдающихся русских революционеров была огромная доля рахметовщины».

НГ Чернышевский | Российский журналист

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Обзор недели
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • Студенческий портал
    Britannica — лучший ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
  • Britannica Beyond
    Мы создали новое место, где вопросы находятся в центре обучения. Вперед, продолжать. Просить. Мы не будем возражать.
  • Спасение Земли
    Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
  • SpaceNext50
    Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы исследуем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!

Содержание

  • Введение

Краткие факты

  • Факты и сопутствующий контент

Николай Чернышевский: «Что может быть выше и желательнее, чем способствовать славе своего отечества, не минутной, а вечной?»

В ознаменование 187-летия со дня рождения Николая Чернышевского (1828-1889) Президентская библиотека размещает на своем сайте малоизвестные материалы о жизни автора и революционера, «гражданина мира» в соответствии с мировое философское наследие, которым он овладел, а также страстный патриот России, взошедший на эшафот «гражданской казни» во имя ее лучшего будущего. Редкие материалы Президентской библиотеки проливают свет на скрытые под поверхностью причины, повлиявшие на формирование этой неравной своему времени разносторонней личности.

«Будущий мастер свержения власти рос в скромной патриархальной обстановке провинциального дома священника, — пишет Ю. М. Стеклов в монографии 1928 года «Н. Г. Чернышевского», электронная копия которой размещена на сайте Президентской библиотеки. В юности Николай был подобен ангелу во плоти; нежные пытливые глаза… так выглядел Чернышевский в отрочестве и даже во время пребывания в семинарии». Однако, продолжает Стеклов, «несмотря на всю свою мягкость, при уважении к другому человеку он требовал того же и от других».

Прежде чем стать гениальным мыслителем, Чернышевский был блестящим читателем. В отцовской библиотеке рядом с духовной литературой была новая русская и французская литература, книги Пушкина, Жуковского, Гоголя, литературный ежемесячник. Позже к ним добавились и «Отечественные записки», в том числе статьи Белинского и Герцена. В своей «Автобиографии» Чернышевский рассказывает о своей страсти к книгам: «Библиофагом, пожирателем книг я стал еще совсем маленьким». Он знал много языков: латинский, греческий, иврит, французский, немецкий, польский, английский, начал изучать персидский…

Особое влияние на формирование мировоззрения Чернышевского оказали французские философы-социалисты. Стремление перенести свои взгляды на русскую землю и понять, как с малыми потерями обновить общественный строй Родины, как освободить народ от крепостной зависимости и, продолжая развиваться, добиться социализма, преобразовав общинный быт, уход от «язвы капитализма» во многом определил характер теоретических изысканий мыслителя.

В распоряжении Президентской библиотеки находится электронная копия издания «Историко-революционная библиотека. Кн. 30. Н. Г. Чернышевский», в которой содержатся «Комментарии Чернышевского к переводу «Введения в историю XIX века» Гервинуса. » Судя по примечаниям на полях рукописи, молодой Николай Чернышевский комментировал довольно страстно, имея в высшей степени независимый взгляд на вещи:

«История движется вперед развитием знания. Если это понятие дополнить политическим и экономического принципа, мы получим полную истину: развитие двигалось вперед успехами познания, которые главным образом определялись развитием трудовой жизни и средств материального существования. Влияние других исторических элементов было большей частью регрессивным».

И, конечно, автор «Современника» (с 1856 по 1862 г.), где были опубликованы его «Лессинг», «Капитал и труд», «Критика философских предубеждений против общинной собственности» и писатель-социолог, написавший Роман «Что делать?» в Петропавловской крепости Чернышевский отводил совершенно особую роль в общественном прогрессе русской литературе, которая опережала развитие государственных и гражданских институтов, в том числе правовой системы. «Наша литература, — писал он в опубликованных в «Современнике» «Очерках гоголевского периода русской литературы», — концентрирует пока почти всю духовную жизнь народа и потому обязана иметь дело с такими интересами, которые в других странах уже поставлены под особую юрисдикцию, так сказать, иные области психической деятельности» 9.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *