Изгнание иноземцев из москвы под руководством дмитрия пожарского: Освобождение Москвы | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

Народное ополчение Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского

Источник: Новая Российская энциклопедия. В 12 т. Т. 4 (1). Винчестер-Гамбург / под ред. А. Д. Некипелова. – М. : Энциклопедия ; Инфра-М, 2007 . – С. 302

ВТОРОЕ ОПОЛЧЕНИЕ — добровольное объединение патриотов разных чинов и национальностей для борьбы с польско-литовской интервенцией с осени 1611 по окт. 1612. Возникло в Н. Новгороде. Главным инициатором его создания стал местный земский староста Кузьма Минин. На патриотическую деятельность его вдохновили грамоты патриарха Гермогена и старцев Троице — Сергиева монастыря, призывавшие очистить Москву и русские земли от интервентов. В сентябре 1611 Минин обратился к горожанам с призывом пожертвовать часть имущества для создания народного ополчения. На службу стали приглашать всех патриотически настроенных ратных людей. Общее количество воинов составило три тыс. чел. Во главе ополчения встал князь Д.М. Пожарский, лечившийся от ран, полученных: во время Московского восстания, в своей вотчине Мугреево.

В марте 1612 ополчение выступило в поход через Кострому на Ярославль, где находились оружейные запасы. Туда же прибывали добровольцы из сев. городов. В апреле для руководства большим войском было создано временное правительство — «Совет всей земли» во главе с князем Пожарским и Мининым. Им подчинялись Разрядный, Поместный, Посольский и другие приказы. Здесь же был поставлен вопрос о кандидатуре нового царя, но решить его не удалось из-за того, что в июле пришло известие от руководителя Первого ополчения князя Д.Т. Трубецкого о подходе к Москве большого польского войска во главе с гетманом Я.К. Ходкевичем. К Москве тут же был и отправлены передовые полки во главе с князьями П.М. Пожарским-Лопатой и В.И. Турениным. За ними через Ростов и Переславль-Залесский двинулась остальная рать. В это время в Первом ополчении, стоявшем под Москвой, произошёл раскол, И.М. Заруцкий с казаками покинул его расположение. Основные силы В.о. подошли к столице 20 авг. и расположились у Арбатских ворот. Пожарскому не сразу удалось найти общий язык с Трубецким.
Первый бой с Ходкевичем 22 авг. ему пришлось вести только своими силами. Он разыгрался в р-не Лужников и Новодевичьего монастыря. Отбросить поляков удалось благодаря помощи добровольцев из Первого ополчения. На следующий день гетман попытался прорваться к осаждённому в Кремле польскому гарнизону через Замоскворечье, но был отброшен стоявшими на Пятницкой ул. ополченцами. Вступивший в бой засадный полк Минина 24 авг. окончательно разгромил поляков. С большими потерями Ходкевич вынужден был отступить. Совместные бои объединили воинов обоих ополчений. Было создано единое временное правительство во главе с князьями Трубецким и Пожарским. 22 окт. им удалось занять Китай-город, а 27 окт. польский гарнизон Кремля капитулировал, Москва была окончательно освобождена от интервентов. В честь этого событии в 2005 в России учреждён праздник 4 нояб. — День народного единства.

Лит.: Любомиров П.Г. Очерки истории нижегородского ополчения 1611-1612гг. — М., 1939; Крынников Р.Г. Минин и Пожарский. — М., 1981.

Л.Е. Морозова

Источник: Россия : иллюстрированная энциклопедия. – М. : ОЛМА Медиа Групп; ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2006 . – С. 127

ВТОРОЕ ОПОЛЧЕНИЕ, Нижегородское ополчение — войско, собранное в кон. 1611- нач. 1612 гг. в различных русских городах и уездах для борьбы с польско-литовскими отрядами в период Смутного времени. Сложилось в октябре-ноябре 1611 г. в Нижнем Новгороде по призыву земского старосты Кузьмы Минина. К ноябрю 1611 г. был начат сбор денежных средств с населения, избрано руководство ополчения: «стольник и воевода» князь Д. М. Пожарский, «выборный от всей земли человек» К. Минин, второй воевода И. И. Биркин, дьяк В. Юдин. Тогда же пришли в Нижний Новгород отряды служилых людей из захваченных поляками Смоленска, Дорогобужа и Вязьмы. Вместе с нижегородскими стрельцами и служилыми людьми они составили костяк новой земской рати.

В феврале — нач. марта 1612 г. отряды ополчения выступили к Ярославлю. Этот город стал местом окончательного сосредоточения сил. Здесь были созданы органы управления страной — приказы: Разрядный, Поместный, Дворец, Дворцовый (Большой Дворец), Монастырский и др. При ярославских ополченских властях действовал и свой Денежный двор.

Во время «Ярославского стояния» отряды земского войска освободили от «воров» ряд городов, были назначены воеводы в Устюжну, Белоозеро, Владимир, Касимов, Клин, Тверь, Кострому, Ростов, Суздаль, Переяславль, Тобольск и другие города. Велись переговоры с захватившими Новгород шведами, которые закончились неудачей.
27 июля 1612 г. с основными силами своего войска Пожарский выступил к Москве и 19 августа подошел к

 столице. У стен Москвы ополченцы соединились с казацкими отрядами князя Д. Т. Трубецкого из расколовшегося Первого ополчения. 22 и 24 августа 1612 г. силами Второго ополчения в сражении у стен Москвы была разбита польская армия гетмана Я.-К. Ходкевича, шедшая на помощь осажденным полякам.
В октябре 1612 г. Трубецкой и Пожарский разослали по городам грамоты о прекращении между ними всех распрей и о единодушном намерении освободить государство от врагов и создании земского правительства — Совета всей земли. 26 октября 1612 г. войскам ополчения сдался польский гарнизон Кремля. На следующий день земская рать вступила в Москву. В ноябре 1612 г. Земское правительство объявило о созыве Земского собора для избрания государя.

Победа народного ополчения над поляками. Горельеф с памятника Минину и Пожарскому.

Последнее обновление: 9 февраля 2021 г., 21:14

«…Пошли на выручку гибнувшей земли». Об истории Дня народного единства

Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России в XVII веке. Смутное время – период со смерти в 1584 году царя Ивана Грозного и до 1613 года, когда на русском престоле воцарился первый из династии Романовых, – было эпохой глубокого кризиса Московского государства, вызванного пресечением царской династии Рюриковичей. Династический кризис вскоре перерос в национально-государственный. Единое русское государство распалось, появились многочисленные самозванцы. 

Многим современникам Смуты казалось, что произошло окончательное разорение «пресветлого московского царства». Власть в Москве узурпировала «семибоярщина» во главе с князем Федором Мстиславским, пустившая в Кремль польские войска с намерением посадить на русский престол католического королевича Владислава.

Историк Василий Ключевский так описывал события смутного времени:

«В конце 1611 года Московское государство представляло зрелище полного видимого разрушения. Поляки взяли Смоленск; польский отряд сжёг Москву и укрепился за уцелевшими стенами Кремля и Китай-города; шведы заняли Новгород и выставили одного из своих королевичей кандидатом на московский престол; на смену убитому второму Лжедмитрию в Пскове уселся третий, какой‑то Сидорка; первое дворянское ополчение под Москвой со смертью Ляпунова расстроилось… Государство, потеряв свой центр, стало распадаться на составные части; чуть не каждый город действовал особняком… Но с конца 1611 года, когда изнемогали политические силы, начинают пробуждаться силы религиозные и национальные, которые пошли на выручку гибнувшей земли…»

В это тяжелое для России время патриарх Гермоген призвал русский народ встать на защиту православия и изгнать польских захватчиков из Москвы.

«Пора положить душу свою за Дом Пресвятой Богородицы!» – писал патриарх.

Его призыв был подхвачен русскими людьми. Началось широкое патриотическое движение за освобождение столицы от поляков. Первое народное (земское) ополчение возглавил рязанский воевода Прокопий Ляпунов. Но из‑за распрей между дворянами и казаками, которые по ложному обвинению убили воеводу, ополчение распалось. Прежде­временно начавшееся в Москве 19 марта 1611 года антипольское восстание потерпело поражение.

В сентябре 1611 года нижегородский земский староста Козьма Минин обратился к горожанам с призывом создать народное ополчение. На городской сходке он произнес свою знаменитую речь:

«Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших, да не токмо животов – дворы свои продадим, жен, детей заложим и будем бить челом, чтобы кто‑нибудь стал у нас начальником. И какая хвала будет всем нам от Русской земли, что от такого малого города, как наш, произойдет такое великое дело».

По призыву Минина горожане добровольно давали на создание земского ополчения «третью деньгу». Но добровольных взносов было недостаточно. Поэтому был объявлен принудительный сбор «пятой деньги»: каждый должен был внести в казну ополчения пятую часть своих доходов на жалованье служилым людям.

По предложению Минина на пост главного воеводы был приглашен 30-летний новгородский князь Дмитрий Пожарский. Пожарский не сразу принял предложение, согласился быть воеводой при условии, что горожане сами выберут ему помощника, который начальствовал бы над казной ополчения. И Минин стал «выборным человеком всею землею». Так во главе второго земского ополчения стали два человека, избранные народом и облеченные его полным доверием.
Под знамена Пожарского и Минина собралось огромное по тому времени войско – более 10 тысяч служилых поместных людей, до трех тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество «даточных людей» из крестьян.

Во всенародном ополчении, в освобождении Русской земли от иноземных захватчиков участвовали представители всех сословий и всех народов, входивших в состав русской державы. «Под знамена Пожарского», писал историк, встали не только русские дворяне и «дети боярские». Двинулись «на выручку гибнущей земли» «татары темниковские, касимовские, алатырские, кадомские и шацкие». Своих людей в ополчение послали пятьдесят городов. Вместе с русскими в ополчение вошли марийцы, чуваши, коми и другие народы Поволжья и Севера.

С чудотворной иконой Казанской Божией Матери, явленной в 1579 году, Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы.

Эта победа послужила мощным импульсом для возрождения российского государства. А икона стала предметом особого почитания.

В конце февраля 1613 года Земский собор, куда входили представители всех сословий страны –дворянство, боярство, духовенство, казачество, стрельцы, черносошные крестьяне и делегаты от многих русских городов, избрал новым царем Михаила Романова (сына митрополита Филарета), первого русского царя из династии Романовых. Земский собор 1613 года стал окончательной победой над Смутой, торжеством православия и национального единства.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников 

Президентская библиотека к Дню народного единства

4 ноября 2019 года Россия будет отмечать один из важнейших государственных праздников – День народного единства.

Портал Президентской библиотеки предоставляет доступ к электронным копиям редких книг XIX века, посвящен ярчайшим страницам истории развития Российского государства.

На рубеже XVI и XVII веков государство было фактически без правителя, так как династия Рюриковичей прекратилась. Началась борьба за власть между влиятельными людьми, предпринимались попытки захвата территории соседними государствами, вспыхивали беспорядки.

Возникла необходимость объединить все силы России, чтобы навести порядок в стране и освободиться от интервентов. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский встали во главе народного ополчения против польско-литовских захватчиков.

Президентская библиотека в составе электронной коллекции Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского издала исторические издания: Похвальное слово князю Пожарскому (1811 г. ) и нижегородцу Кузьме Минину Сухоруку, избранному всеми землями и Нижегородцами в 1611 г. (1911), дающий представление о происхождении предводителей ополчения.

Еще два собрания Президентской библиотеки представляют другие подвиги русских патриотов: Дом Романовых. Земский собор 1613 года и преодоление Смуты в России, повествующий о предпосылках Смутного времени, охватившего полтора десятилетия, с 1598 по 1613 год, и о жизни людей того времени.

Российское государство в этот период времени было разорено польскими интервентами. Н. И. Костомаров в своей книге «Повесть об освобождении Москвы от поляков в 1612 году и избрании царя Михаила» ​​так описывает эти события: «Кроме польских воинов зверствовали черкесы и их русские из Московского государства. Сил не было. Оттого и пришла в русском народе великая распущенность».

М. М. Щербатов в своей книге «Хроника многих восстаний и гибели Московского государства…» (1771 г.), размещенной на портале Президентской библиотеки, также пишет о реакции современников на происходящее во времена Проблемы.

Публикации иностранцев о России — настоящая сокровищница знаний и любопытных зарисовок. Состояние Российской державы и Великого княжества Московского в 1606 году французским автором Жаком Маржере, описывает его переписку с князем Дмитрием Пожарским, не желавшим брать иностранца на русскую службу после того, как тот успел послужить полякам и одному из Лжедмитрий.

Книга М. К. Любавского канцлера Литвы Льва Сапеги о событиях Смутного времени (1901 г.), посвящена польско-литовскому следу в истории и представителям этих стран, которые и мечтать не могли, что когда-либо примут у себя в Москва.

В начале XVII века о вкладе Церкви в борьбу с захватчиками повествует книга Владимира Назаревского патриарха Гермогена, народных ополченцев Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина… (1911) и очерк Е. Ф. Волковой Патриарх Гермоген (1913 г.) Известно, что Патриарх Московский и всея Руси Гермоген за отказ поклоняться инородцам был заморен голодом в темнице Чудова монастыря.

Церковь, несомненно, сыграла значительную роль в сохранении Российского государства и народа, поэтому, вероятно, дата 4 ноября относится к числу религиозных праздников. В православии этот день посвящен Казанской иконе Божией Матери. Именно эта чудотворная икона была прислана специально из Казани, и с ней 22 октября 1612 года (4 ноября по новому стилю) князья Пожарский и Трубецкой вошли в Китай-город, освободив его от захватчиков.

Ну и, конечно же, кто не слышал о подвиге простого костромского крестьянина Ивана Сусанина? За отказ указать дорогу к месту, где находится молодой Михаил Романов, этот человек был замучен до смерти, как описано в книге И. С. Ремезова «Костромской крестьянин Иван Сусанин» (1882).

Итоги изгнания интервентов и окончание Смутного времени в России освещены в издании Г. П. Георгиевского «Смутное время: очерки и рассказы» (1903).

Историческое описание памятника, воздвигнутого гражданину Минину и князю Пожарскому в стольном граде Москве…  (1818 г.) посвящено памяти о тех далеких событиях и, в частности, сбору всем миром средств на установку памятника князю Пожарскому и гражданину Минину на Красной площади. Для этого были открыты «абонементы» на добровольные пожертвования, которые длились два года. Всего в соответствующих документах указано более 10 тысяч благотворителей из разных провинций большой страны.

русских националистов вышли на митинг против Путина | Новости

Тысячи националистов собрались в центре российской столицы, чтобы потребовать положить конец правлению Путина.

Тысячи россиян вышли на улицы столицы, чтобы свергнуть президента России Владимира Путина.

Вооруженные антипутинскими лозунгами, православными знаменами и черно-желтыми флагами дореволюционной России, одетые в черное участники присоединились к «Русскому маршу», поскольку Путин сталкивается с самой громкой оппозицией своему правлению с момента прихода к власти 12 лет назад.

Они обвинили Путина в игнорировании прав этнических славян и призыве положить конец иммиграции из соседних стран бывшего советского блока.

Воскресные демонстрации были приурочены к Дню народного единства, национальному празднику, который в этом году отмечает четырехсотлетие изгнания польских оккупантов из Кремля в 1612 году.

Александр Белов, один из организаторов марша, сказал, что все больше людей разочаровываются в лидере-ветеране.

«Путин нас боится», — сказал он на митинге. «Он чувствует, что его время подходит к концу, потому что будущее принадлежит нам. Мы выгоним оккупантов из Кремля».

Белов оценил явку на марше примерно в 20 тысяч человек, тогда как московская милиция оценивала количество участников митинга в 6000 и 2500 человек.

Во время марша полиция задержала в центре города 25 человек в черных военных шинелях.

Многие участники марша закрывали лица шарфами и хирургическими масками, нарушая новый закон о запрете ношения масок во время митингов.

Путина обвиняют в пренебрежении правами славянского большинства многонациональной страны и закрытии глаз на нелегальную иммиграцию.

«Если бы у Путина была хоть капля разума и совести, что бы он сделал? Он остановил бы миграционную волну», — сказал активист Владимир Тор.

Москвичи жалуются на большой приток малообразованных мигрантов из бедной бывшей советской Средней Азии, говоря, что богатая столица уже перенаселена.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *