Иван третий памятник зодчества: Недопустимое название — Русский эксперт

В Калуге открыли первый в России памятник Ивану III

Памятник установлен на главной площади Калуги перед зданием областного правительства. Иван III изображен припавшим на одно колено мощным движением выкинувшим правую руку вперед, в левой он держит скипетр с орлом. На монументе надпись: «Государь, объединивший русские земли вокруг Москвы, покончил с ордынским игом, издал свод судебных законов», построил Московский кремль, учредил герб России — двуглавого орла».

Участники митинга назвали открытие памятника историческим событием. Памятник, призванный увековечить эпоху правления Ивана III, установлен Российским военно-историческим обществом. За четыре года РВИО установлено около 200 памятников, но этот, как прозвучало на митинге, особый. Работа над ним шла все эти четыре года. Автор идеи художественного решения памятника — Андрей Кончаловский, воплотил образ правителя в бронзе талантливый скульптор Андрей Коробцов. Кончаловский не смог приехать в Калугу — он сейчас снимает фильм в Италии, но прислал видеобращение к калужанам, которое транслировалось на большом экране.

— Жаль, что я не могу присутствовать на открытии. То, что в России не было памятника основателю государства — вопиющая несправедливость. Наконец, эта несправедливость устранена. Я всей душой с вами.

Андрей Кончаловский рассказал о создании монумента. По его словам, много художников старались создать образ Ивана Великого, но не у всех получилось. В конечном итоге была одобрена работа молодого талантливого скульптора Андрея Коробцова.

Автор идеи художественного решения памятника — Андрей Кончаловский, воплотил образ правителя в бронзе скульптор Андрей Коробцов

О возвращении справедливости по отношению к «одному из самых великих, мощных, эффективных, но почему-то недооцененному правителю» говорил и министр культуры РФ Владимир Мединский.

— По сути, он был создателем того государства, наследниками которого мы все являемся, — подчеркнул Мединский. — … Когда мы говорим о последующих победах нашей страны, мы говорим о России, созданной Иваном Великим. Только три правителя получили имя «великих» — Петр, Екатерина и Иван III. Установка этого памятника — яркий исторический жест единства и преемственности истории.

В свою очередь глава региона Анатолий Артамонов подчеркнул, что установлен памятник человеку, который заставил весь мир признать территорию ранее раздробленных княжеств, как единое государство.

Споры вокруг установки памятника Ивану Великому в Калуге были, но не о надобности самого монумента. С этим калужане как раз согласны: место знаменитого стояния на Угре, положившего конец ордынскому игу бескровной «битвой», — вот оно рядом. Дискуссии, опросы общественного мнения велись о месте установки монумента. В конечном итоге большинство горожан согласились с переносом памятника Ленину с главной площади в сквер по соседству, где тот, к слову, исторически и стоял до 80-х годов прошлого века, и установить перед зданием областного правительства памятник Ивану Великому.

— Установлен на справедливом месте, — подчеркнул Анатолий Артамонов. — Месте самоутверждения России.

На торжество пришли сотни калужан, соглашаясь с этой восстановленной справедливостью.

Российская газета — Столичный выпуск: №256(7422)

Поделиться:

Музеи и памятникиКалужская областьЦентральная РоссияВ регионахРГ-Фото

Исаакиевский собор, здание Биржи, Екатерининский дворец и другие.

Публикации раздела Архитектура

«Культура.РФ» вместе с Государственным музеем архитектуры имени А.В. Щусева вспоминает, какие знаковые здания нашей страны были спроектированы иностранными мастерами. В нашей подборке — 10 архитектурных памятников: от собора времен Ивана III до ультрасовременного здания Захи Хадид.

Успенский собор Московского кремля

Годы строительства: 1479 год
Архитектор: Аристотель Фиорованти

После неудачного строительства собора зодчими Кривцовым и Мышкиным великий князь Иван III взял руководство процессом в свои руки. По совету второй жены Софьи Фоминичны Палеолог он решил найти мастера должного уровня в Италии. Вероятно, именно в Риме посол познакомился с архитектором и инженером Аристотелем Фиорованти.

Ридольфо Аристотель Фиорованти был уже немолодым человеком, достаточно известным в Италии, Венеции и Венгрии. Он был автором многих архитектурных и инженерных сооружений — мостов, крепостных стен, зданий и т. д. На жалованье иностранному мастеру московской казне пришлось выделить весьма значительную сумму. Но не зря: Фиорованти удалось создать выдающийся шедевр отечественной архитектуры.

Композиционно Успенский собор Фиорованти представляет собой шестистолпный трехнефный храм, увенчанный пятью главами шлемовидной формы. План сооружения, разделенный на 12 квадратов, уже не имеет выделенного центрального подкупольного пространства и, как следствие, отходит в своей планировке от традиционной для древнерусского зодчества крестово-купольной системы. Интересной особенностью архитектуры Успенского собора стали и пять апсид восточного фасада, которые не соответствуют трем нефам внутреннего пространства. Такую сильно развитую алтарную часть на фасаде Фиорованти хитроумно маскирует плоскими боковыми выступами, скрывающими апсиды со стороны Соборной площади. Четкое внутреннее членение собора на квадраты обусловило и симметрию внешнего членения фасада полукружиями закомар и тонкими лопатками. Довольно сдержанный внешний декор храма, мощные стены, прорезанные узкими окнами и украшенные тонким аркатурным пояском, придавали сооружению особую монументальность. Летописец отмечал, что Успенский собор «яко един камень».

12 августа 1479 года собор был освящен. Новый храм поражал современников своими размерами и монументальными пропорциями. Церковь, по выражению летописца, получилась «чюдна вельми величеством и высотою, светлостью и зъвоностью и пространством». Мастеру удалось использовать новейшие технологии, материалы и даже применить некоторые декоративные элементы ордерной системы, сохранив при этом общую стилистику традиционного древнерусского культового сооружения.


Церковь Вознесения в Коломенском

Годы строительства: 1532 год
Архитектор: Петрок Малой

Церковь Вознесения в Коломенском — первый каменный шатровый храм в русской архитектуре. Она была построена великим князем Василием III в собственном подмосковном селе Коломенское в честь рождения долгожданного наследника — будущего государя Ивана IV Грозного. Поставленная на высокий подклет, нижняя часть сооружения представляет собой крестообразную форму, переходящую в восьмерик, на который опирается высокий шатер, осеняющий бесстолпное внутреннее пространство.

Храм с повышенной центрической композицией и выразительным силуэтом окружен двухъярусной галереей с торжественными лестничными спусками. Церковь отличается многочисленными деталями в стиле ренессанс. В то же время вимперги (остроконечные резные щипцы) на фасадах свидетельствуют о знакомстве зодчего с готическими мотивами.

Итальянский кирпич, особенности объемно-пространственной композиции, характерные детали, а также связь сооружения с центрическими храмами Италии, которые цитируют идею ротонды храма Гроба Господня в Иерусалиме, позволяют предположить, что автором уникального храма был один из итальянских архитекторов, работавших при дворе Василия III. По предположению историка архитектуры Сергея Подъяпольского, этим зодчим мог быть Петрок Малой — автор церкви Воскресения в Московском Кремле, примыкавшей к колокольне «Иван Великий», а также стен и башен Китай-города.

Читайте также:

  • Архитектура общественных зданий XIX века
  • Василий Стасов: от складов до Эрмитажа
  • Эпоха петровского барокко: первые здания Санкт-Петербурга и окрестностей

Екатерининский дворец в Царском Селе

Годы строительства: 1742–1756 годы
Архитектор: Бартоломео Франческо Растрелли

Первый каменный дворец на Сарской мызе (так называлось Царское Село в начале XVIII века) был построен по проекту Иоганна Фридриха Браунштейна как летняя загородная резиденция Екатерины I. В конце 1742 — начале 1743 года началось расширение и перестройка дворца для императрицы Елизаветы Петровны. Масштабными работами руководили известнейшие русские зодчие: Михаил Земцов, Андрей Квасов, Савва Чевакинский. С 1748 года строительство дворца возглавил Растрелли. Работы были завершены в 1756 году.

Дворец поражает своими размерами: длина фасада — более 300 метров. Лазоревые стены в сочетании с белыми колоннами и золочеными украшениями создают приподнятое праздничное настроение, соответствующее личности «веселой царицы» Елизаветы. Фасады украшены фигурами атлантов, львиными масками и другими скульптурными изображениями. В комплекс дворца с северной стороны включена придворная церковь, акцентированная пятью миниатюрными главками, которой отвечал купол над парадным крыльцом в южной стороне дворца. Перед фасадом был устроен плац, огражденный флигелями и циркумференциями (полукруглыми служебными корпусами).

С большой роскошью были украшены внутренние помещения дворца. Растрелли создал Парадную анфиладу, проходившую по всей длине здания от главной лестницы до придворной церкви. На золочение всех внутренних и внешних украшений ушло около 100 килограммов золота. Подлинной жемчужиной в убранстве дворцовых залов стала знаменитая Янтарная комната, подаренная Петру I прусским королем и собранная во дворце по приказу Елизаветы Петровны в 1755 году. Среди других интерьеров елизаветинского времени выделялись роскошью Большой зал и дворцовая церковь.

Во второй половине XVIII–XIX веков часть залов была перестроена в иных архитектурных стилях, парадная лестница перенесена на новое место. Дворец сильно пострадал во время Великой Отечественной войны. Восстановительные и реставрационные работы во дворце продолжаются по сей день.


Термы Камерона в Царском Селе

Годы строительства: 1780–1785 годы
Архитектор: Чарльз Камерон

Личный архитектор императрицы Чарльз Камерон был представителем «археологизирующего» классицизма, так как был известным знатоком архитектуры древнеримских терм. По заказу Екатерины II в 1780–1785 годах он воспроизвел в Царском Селе миниатюрное подобие римских построек.

Термы Камерона включают Холодные бани, изящный павильон «Агатовые комнаты», висячий сад и прогулочную колоннаду — Камеронову галерею. Ощущение древности в интерьере Агатового павильона передает богатая отделка натуральным цветным камнем (мрамором, яшмой, ониксом) и мраморные копии античной скульптуры. Камерон был искусным мастером архитектурного декора. Созданные им в Екатерининском дворце Царского Села интерьеры отличаются камерностью, изысканностью, разнообразием использованных декоративных материалов.


Академия наук

Годы строительства: 1783 год
Архитектор: Джакомо Кваренги

В 1783 году Кваренги создает проект здания петербургской Академии наук, построенной к 1785 году рядом с Кунсткамерой. Здания разных времен, посвященные науке, создают ощущение целого академического городка. Принципиально строгий фасад Академии и строгая симметрия внутри подчеркивают официальный характер постройки. Здание состоит из трех ризалитов — выступающих частей фасада: портика и фланкирующих его (находящихся по сторонам) боковых частей. Мощный восьмиколонный портик занимает большое пространство, что было типично для архитектуры Кваренги. Красота этого здания раскрывается в пропорциях: в соотношении окон, стен, цоколя, высоты колонн и интерколумния (пролет между рядом стоящими колоннами).


Здание биржи и Стрелка Васильевского острова

Годы строительства: 1805–1810 годы
Архитектор: Жан-Франсуа Тома Де Томон

Биржа занимает главное место в архитектурном ансамбле стрелки Васильевского острова.

Крупный масштаб здания Биржи в виде античного храма (дорического периптера) в сочетании с ростральными колоннами и гранитной набережной рассчитаны на широкое панорамное обозрение с водной глади Невы и ее противоположных берегов. Само расположение ансамбля имеет важное градообразующее значение для Санкт-Петербурга: место, где Нева разделяется островом на два русла, первоначально должно было стать центром города, однако оформление остров получает только в начале XIX века благодаря проекту Тома де Томона.


Исаакиевский собор

Архитектор: Огюст Монферран

Анри Луи Огюст Рикар де Монферран — архитектор и создатель важнейших сооружений Санкт-Петербурга — Исаакиевского собора и Александрийской колонны. В 1814 году в судьбе Монферрана произошло событие, предопределившее всю дальнейшую жизнь зодчего: сразу после вступления русских войск в Париж молодой архитектор преподнес Александру I альбом архитектурных проектов, которые привлекли внимание царя. Спустя некоторое время Монферран был приглашен в Санкт-Петербург, а в 1816 году он переехал в столицу Российской империи, где жил и работал до самой смерти.


Новый Эрмитаж

Архитектор: Лео Фон Кленце

В 1837 году по заказу Николая I Кленце подготовил проект, по которому было построено здание Нового Эрмитажа в Санкт-Петербурге — первое здание в России, специально возведенное для размещения художественного музея. Примечательно, что реализовывали проект немецкого архитектора русские зодчие — Василий Стасов (автор Спасо-Преображенского собора в Санкт-Петербурге) и Николай Ефимов (автор дома Министерства государственных имуществ на Большой Морской улице). Со стороны Миллионной улицы здание Нового Эрмитажа украшает портик с десятью фигурами атлантов работы Александра Теребенёва, которые стали одним из символов Санкт-Петербурга.


Здание Центросоюза

Годы строительства: 1928–1935 годы
Архитектор: Ле Корбюзье

В 1928 году Ле Корбюзье принял участие в конкурсе на составление проекта здания Центросоюза в Москве. Это сооружение стало совершенно новым примером современного делового здания, представляющего комплекс корпусов, обращенный одновременно на две улицы — Мясницкую и проспект Академика Сахарова. Отличительной чертой архитектуры Корбюзье здесь становятся огромные поверхности стекла на фасадах, открытые стойки-опоры, поддерживающие блоки внутренних помещений, свободное пространство в уровне первого этажа, плоские крыши и яркая, темно-красная облицовка стен розовым артикским туфом. Здание Центросоюза в Москве стало яркой иллюстрацией пяти принципов современной архитектуры Ле Корбюзье.


Dominion Tower, архитектор Заха Хадид

Годы строительства: 2012
Архитектор: Заха Хадид

Космическое здание на Шарикоподшипниковской улице в Москве появилось благодаря одному из самых известных и влиятельных архитекторов XX–XXI веков, первой женщине, получившей Притцкеровскую премию, — Захе Хадид. Здание выполнено в фирменном стиле архитектора — деконструктивизм. Кубический объем здания распределен по этажам на своеобразные слои, выступающие из плоскости фасада, что создает более динамичный силуэт. Ленточное остекление и преобладание белого цвета как внутри, так и снаружи делает из здания светящийся кристалл, наполненный воздухом и светом. Интерьеры этого бизнес-центра включают в себя минимум деталей, однако завораживают плавностью и четкостью линий.

Теги:

ГородаАрхитектурные стилиПамятники архитектурыХрамыАрхитекторыДостопримечательностиДворцыИнтересные фактыПубликации раздела Архитектура

Ещё

Колокольня Ивана Великого

Московский Кремль, Москва, Центр

Колокольня Ивана Великого по праву считается координационным центром Соборной площади Московского Кремля. На протяжении трех столетий это было самое высокое здание Москвы. Даже сейчас колокольня очень красиво смотрится со многих мест на Москве-реке.

Колокольня Ивана Великого заложена в 1505 году итальянским архитектором по прозвищу Бон Фрязин. Именно в этом году умер Иван III, первый русский царь, объединивший все русские княжества и отказавшийся от уплаты дани Золотой Орде. После этого он объявил себя Царем Всея Руси. Именно по этой причине Ивана III впоследствии стали называть Иваном Великим, и колокольня тоже получила его имя.

Колокольня Ивана Великого в окружении соборов на Соборной площади.

Колокольня Ивана Великого, вид с Ивановской площади.

Колокольня Ивана Великого была построена между 1505 и 1508 годами на месте церкви св. Ивана Лествичного-под-Колокол. Примерно в это же время был построен близлежащий Архангельский собор. Колокольня была спроектирована как отдельно стоящее здание по образцу итальянских колокольней. В 1532-1534 годах рядом с ним была построена Воскресенская церковь.

В 1600 году, при Борисе Годунове, к колокольне Ивана Великого был пристроен третий ярус, и ее высота достигла 81 метра. Учитывая, что колокольня находится на высоком Кремлевском холме, до конца 19 века она была самым высоким зданием Москвы. В 1635 году была пристроена так называемая Филаретовская пристройка, и колокольня Ивана Великого приобрела законченный вид. И с тех пор не менялся до нашего времени.

Царь Иван Грозный издал указ, запрещавший строить в Москве любое здание выше Колокольни, хотя в то время оно не достигало своей максимальной высоты в 81 метр. В 1704 году князь Меншиков решил нарушить запрет и воздвиг на Чистых прудах церковь Архангела Гавриила, также известную как Меншикова башня, колокольня которой была на 3 метра выше колокольни Ивана Великого. Это было очень похоже на Sts. Петропавловский собор в Санкт-Петербурге, построенный десятью годами позже.

Колокола первого яруса колокольни Ивана Великого

Самый большой колокол колокольни Ивана Великого.

В 1723 году эта башня (башня Меншикова) была разрушена ударом молнии. И с тех пор никто уже не осмеливался нарушать запрет, а здания выше колокольни Ивана Великого, знаменитых сталинских высоток, появились только в середине 20 века.

На колокольне Ивана Великого 34 колокола. Самый древний из них, «Медведь», был отлит в 1501 году. Один из четырех больших колоколов называется «Успенский» и весит 65 тонн. Колокол «Реут» был отлит известнейшим мастером Андреем Чоховым в 1622 году. Этот же мастер отлил и Царь-пушку, являющуюся памятником Московского Кремля.

Современники Кремля

Современники Кремля Юрий Долгорукий (1090-1157) — князь суздальский и великий князь киевский. Был шестым сыном Владимира Мономаха. Свое прозвище «Долгорукий» (Длиннорукий) он заслужил за вмешательство во внутренние дела южных районов России. Он основал Москву в 1147 году. В 1156 году он начал строить вокруг нее деревянные стены, а затем окружил их глубоким рвом. Памятник Юрию Долгорукому, как основателю Москвы, был открыт в 1954. Скульпторы С.Орлов, А.Антропов, Н.Штамм и архитектор В.Андреев.

Великий князь Иван III (1440-1505) — талантливый государственный деятель и дипломат. При Иване III завершилось объединение русских княжеств, и Москва стала столицей централизованного Русского государства. Наконец-то (через 250 лет) было отброшено татаро-монгольское. Новое политическое значение Москвы как столицы требовало, чтобы резиденция Ивана III была величественной и внушительной.

За 35 лет Кремль был полностью перестроен. Кремль должен был стать подходящим местом для официальных церемоний, религиозных праздников и дворцовых шествий. Иван III пригласил мастеров из Пскова, Новгорода и Владимира, а также мастеров из Италии, славившейся своими архитекторами и инженерами. При нем были построены Успенский собор, Благовещенский собор и Грановитая палата. Иван III был похоронен в Архангельско-Михайловском соборе.


Иван Грозный (Иван IV) — великий князь всея Руси с 1533 года и первый русский царь с 1547 года. За жестокость и подозрительность получил прозвище «Грозный». Казанское ханство было покорено царской армией в 1552 году. Иван Грозный приказал строителям возвести собор в память великого русского завоевания — Покровский собор. Иван IV учредил опричнину (особую административную верхушку) для поддержки самодержавия. При Иване Грозном между Россией и Великобританией установились торговые отношения. Первая типография была создана по приказу Ивана IV. Ивана IV похоронили в Архангельском соборе.


Осип Иванович Бове (1784-1834) — архитектор. Один из представителей империи. Родился в семье итальянского живописца. В 1802-1807 годах учился в архитектурной школе. После 1807 года работал в Москве ассистентом, помогая М.Ф. Казаков и К.У. Росси в их работе в Москве и Твери. После Великого московского пожара 1812 г. работал генеральным архитектором в проектах реконструкции Москвы. Принимал участие в перестройке Красной площади в 1815 г., создании Театральной площади с Большим театром в 1821-24 гг., устройстве Александровского парка и строительстве многих других зданий, которые впоследствии были перестроены. Умер в 1834 г., похоронен на Донском кладбище. .


Дионисий (ок. 1440-после 1503) — художник. За свою жизнь он расписал множество церквей, среди которых был Успенский собор в Кремле. Характерной чертой его фресок и икон была светлая и радостная цветовая гамма. Но в целом внешнему миру своих произведений он уделял больше внимания, чем внутреннему. Многие его работы сейчас хранятся в Третьяковской галерее.


Дмитрий Иванович Донской (1350-1389) — великий князь московский и владимирский. Получил прозвище «Донской» после победы на Куликовом поле (у реки Дон) в 1380 году. Приложил все усилия для спасения Москвы , столица его владений. В 1367 году на месте, где сгорела старая деревянная кремлевская крепость, он приказал построить новые каменные стены. Следовательно, две попытки литовского князя Ольгерда захватить Москву провалились. Москва стала столицей России при правительстве Донского. Похоронен в Архангельском соборе Кремля.


Аристотель Фиораванти (ок. 1414-ок.1486) — инженер. Он был одним из знаменитых строителей кремлей, которые строили из белых камней, и решил построить новые из красного кирпича. Но он не реализовал свои планы. Он посетил Владимир и исследовал там Успенский собор. В 1505-1508 годах он построил Успенский собор в Кремле в Москве, но он был гораздо красивее собора во Владимире.


Алевис Фрязин Старший (Алевис Миланец) — архитектор. Жил в конце 15-начале 16 века. Он был итальянцем. Он прибыл в Москву из Милана по приглашению Ивана Третьего в 1504 г. В 149 г.4-1499 г. перестроил стены и башни Кремля по реке Неглинной, построил в Кремле каменные палаты, вдоль кремлевских стен проложил глубокий ров (засыпанный позднее в XIX в.).


Алевис Фрязин (Алевис Нови) — архитектор. Он родился в конце 15 века, умер в начале 16 века. Он был итальянцем. Он прибыл в Москву из Милана по приглашению Ивана Третьего. Он построил Архангельский собор в Кремле в 1505-1508 годах. По свидетельству летописцев, он построил еще 11 церквей в разных концах Москвы, но они плохо сохранились.


Иван I Калита (Денежный мешок) (?-1340) — князь Московский с 1325 г. и великий князь Владимирский с 1328 г. На протяжении всего XVI века Москва соперничала с Рязанью, Новгородом и Тверью за первенство в Россия и Иван Калита сыграли главную роль в этой борьбе. Во время его правления Москва стала важным экономическим, политическим и религиозным центром. Свое прозвище «Калита» (что означает «кошелек») он получил за то, что был очень расчетливым и осторожным политиком. Руководил обширным строительством в Москве. В относительно короткий срок (1326-1333 гг.) было построено несколько церквей. В 1339 г.-1340 г. вокруг Кремля возвели новые стены из дуба. Кремль был окружен глубоким рвом, наполненным водой, и земляным валом. Иван Калита умер в 1340 году и был похоронен в Архангельском соборе Кремля.


Казаков Матвей Федорович (1738-1812) — архитектор. Он был одним из основоположников классицизма в русской архитектуре. Он родился в Москве и учился в архитектурной школе. Его учителем был Учтомский. В 1768-74 годах он работал помощником и помогал Башенову в его проекте Большого Кремлевского дворца. Он был проектировщиком ряда общественных зданий, в том числе зданий Сената, Университета, Голиценовской и Павловской больниц, нескольких церквей и других. Казаков был основателем архитектурной школы, среди его учеников были Еготов, Бакарев, Бове и другие.


Наполеон Бонапарт (1769-1821) — император Франции, выдающийся полководец и крупный государственный деятель. Под его руководством французская армия начала наступление на Россию 12 июня 1812 г. Это было началом Отечественной войны. Русская армия потерпела поражение и 2 сентября 1812 г. оставила Москву. Но в условиях голода Наполеон понял трудности продолжения войны и решил оставить Москву. Наполеон приказал своим войскам взорвать Кремль, но взрыв не удался, так как шел дождь из кошек и собак, и огонь утих. Тем не менее, был большой ущерб. Ему удалось взорвать Оружейную палату, колокольню Ивана Великого, верхушки Сосновой и Никольской башен. Реконструкция Кремля производилась под руководством О. Бове.


Андрей Рублев (ок. 1360/70-1427) — великий живописец. Он был основателем Московской художественной школы. Его работы (иконы и фрески) в Благовещенском соборе Кремля не увенчались успехом. Его знаменитая работа «Троица» написана в конце XIV — начале XV века. Некоторые его фрески сейчас хранятся в Успенском соборе во Владимире. Рублев был похоронен в Андрониковом монастыре, где в 1947 году был основан Музей русского древнего искусства имени Рублева.


Марко Руффо (Марко Фрязин) — итальянский архитектор 15 века. По свидетельствам летописцев, работал в Москве в 1487-1491 гг. После 1485 г. он принимал участие в строительстве кремлевских стен и башен из кирпича. Вместе с Пьетро Солари он построил Грановитую палату.


Щусев Алексей Викторович (1873-1949) — архитектор, заслуженный архитектор СССР (1930), академик АН СССР (1943). Учился в Санкт-Петербургской Академии художеств (1891-1897). После 1910 года он был академиком Академии художеств. Он также был директором Третьяковской галереи (1926-1929), управляющим и директором Музея архитектуры. Принимал участие в реконструкции здания Казанского вокзала (1913-1926), работал над первым проектом план реконструкции Москвы (1918-1925). Мавзолей Ленина был построен под руководством Щусева. Похоронен на Новодевичьем кладбище.


Пьетро Антонио Солари (Пётр Фрязин) (1450-149)3) — итальянский архитектор.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *