Охарактеризуйте внутреннюю и внешнюю политику Ивана Калиты
Правитель Московского княжества в первой половине XIV столетия, Иван Калита – один из самых известных князей в истории позднего Средневековья в России. Именно с него началось объединение всех русских земель вокруг Московского царства. При нем Москва стала не только политическим, но и религиозным центром Руси.
Правитель совместно с братом
С 1307 года Иван Данилович встречается в летописях как помощник своего старшего брата Юрия. Особенно в источниках выделяется роль Ивана в конфликте с Тверью. Фактически еще не будучи главным князем, он окунулся в саму гущу этого конфликта Владимиро-Суздальского и Тверского княжеств. Именно Иван Данилович отправился как посол в Новгород и подписал союз против Твери.
Далее период 1320-1325 годов весьма загадочный в жизни Ивана: по одним данным, он получил от хана ярлык на Нижний Новгород, по другим – служил дальше брату, но пару лет прожил в столице Орды Сарае. Как бы там не было, но в 1325 году Юрий Данилович отправляется в Сарай, чтобы вновь требовать ярлык главного князя, так как хан Ахмыл до этого нарушил договоренности, и выдал ярлык Тверскому князю Дмитрию. В столице Орды Юрия убивают именно князем Твери. Это разгневало хана: он приказал казнить убийцу, а ярлык на Тверь выдать его брату Александру. Тогда же Иван Данилович поехал в Сарай и получил ярлык на Московское княжество, а также исключительное право собирать для хана дань по части русских княжеств, часть оставляя себе. Так Иван Данилович получил от летописцев прозвище «Калита» и стал единоличным правителем Москвы.
Внутренняя политика- Расширение территории. Уже в первые годы правления он получил во владения Москвы Углич, Галич и Белоозеро. По одним данным, он купил у хана пожизненный ярлык на эти города, обязуясь выплачивать с них дань. По другим, он купил эти земли у местных князей. Позже он давал в долг деньги некоторым боярам или местным князьям, а когда те не выплачивали – забирал у них земли. Так он увеличил территорию княжеского феода, а фактически – Московского княжества.
- Перенес митрополию в Москву. Именно при Иване Калите митрополит Петр окончательно переезжает с Владимира. Москва становится религиозным центром Руси.
- Строительство храмов. В 1326 году он построил первый каменный храм Москвы – Успенский собор. После этого он построил в столице еще 4 церкви. Также строил храмы в других городах Московского княжество, в частности в Переяславле-Залесском.
- Строительство Кремля. Иван Калита в 1339 году начал создание Кремля – резиденции князя в Москве, вначале он был из дуба. Его внук Дмитрий Донской перестроил его в каменный.
- Конфликт с Тверью. Фактически начался еще до правления Ивана. Именно Калита нанес Тверскому княжеству поражение, после чего оно попало в зависимость от Москвы.
- Активные отношения с Ордой. Иван Калита понимал, что без хана и его признания не удастся не только расширить свои владения, но и удержаться у власти. Он стал частым гостем в Сарае, куда регулярно привозил дары. Как раз после одной из таких поездок хан потребовал Александра, князя Твери, прибыть к нему. Хан казнил Александра за измену. Благодаря тесным связям с ханом, Иван Калита собирал дань со многих русских княжеств, часть финансов оставляя в Москве, чем содействовал ее процветанию. Также успеху Москвы содействовало то, что в этот период татары не нападали на нее.
- В период 1331-1340 были многочисленные конфликты с Новгородской республикой. Великий Новгород отказывался платить дань Ивану Калите, из-за чего несколько раз случались вооруженные стычки. Уже после смерти Калиты началась война Москвы с Новгородом.
Добавить комментарий
§ 4. Внутренняя политика Ивана Калиты
§ 4. Внутренняя политика Ивана Калиты
В различных источниках имеется оценка не только мероприятий, проводимых московским великим князем Иваном Даниловичем Калитой по отношению к другим князьям и княжествам Северо-Восточной Руси, но и его внутренней политики (организации суда и управления) в присоединенных к Москве землях. Наиболее развернутая и интересная оценка подобного рода, современная самому Калите, имеется в записи на евангелии, написанном в 1339 г. в Москве писцами Мелентием и Прокошей и посланном в монастырь («к святей богородици») на Двину. Запись представляет собой настоящий панегирик Калите как князю-правителю. В его деятельности усматривается исполнение библейского пророчества о появлении «в опустевший земли на западе» «цесаря» — блюстителя правосудия в своей стране и грозы для правителей других, иноверных земель («правду любяи, соуд не по мьзде судяи, ни в поношение поганым странам»). Оценивая политику Калиты (как «цесаря», воцарение которого предсказано пророком) под двумя углами зрения (обеспечение государству безопасности от нашествия внешних захватчиков и насаждение внутреннего порядка), автор похвалы московскому князю пишет: «при семь будеть тишина велья в Роускои земли и въсияеть в дни его правда, яко же и бысть при его царстве».
Дела «благородного князя великого Ивана», который установил «правый суд паче меры», сравниваются с мероприятиями «правоверного» византийского императора Константина «законодавца», а также «правоверного царя» Юстиниана. При этом указывается, что Калита в своих постановлениях в области судоустройства и судопроизводства руководствовался византийским законодательством, действуя «по правилам Монокануньным».
В заслугу Ивану Калите ставятся забота о распространении православия, строительство церквей, борьба с ересями и защита идеологических и политических основ господствующей церкви, покровительство духовенству («…в то время благочестию велию восиявши, многим святым церквам съзидаемым…, безбожным ересам, преставшим при его державе…, любя и святительскыи сан…»).
Наконец, в рассматриваемой похвале Калите специально отмечается его социальная политика — как будто бы проводимая им забота о нуждах народа, что вызывало якобы благодарность последнего своему князю («…сирым в бедах помощьник, вдовци от насильник изимая, яко от оуст лвов, всей Роускои земли поминая велегласно державу его царства…»)[1691].
Трудно, мне кажется, сомневаться в том, что разобранная тенденциозная запись преследовала специальную цель идеологической пропаганды политических мероприятий московского великого князя, восхваление его как образцового правителя, проявляющего неуклонную и постоянную заботу о своей стране и своем народе.
Какие же области своей деятельности выдвигает на первый план Иван Калита, судя по записи на евангелии, являющейся предметом нашего изучения? Я думаю, что, исходя из этой записи, можно наметить примерно пять направлений, которые Калита считал существенными для политического курса московской великокняжеской власти. Это, во-первых, мероприятия, содействующие безопасности Руси от вражеских нападений — тому, чтобы страна жила в тишине и спокойствии. Во-вторых, это — княжеские законы и судебные уставы (использующие опыт законодательства византийских императоров), задачей которых является обеспечение «правды» в обществе.
В каких же реальных формах воплощалась в жизнь политическая программа московской великокняжеской власти (программа, которую Иван Калита считал идеалом государственных мероприятий)? Прежде чем отвечать на этот вопрос, может быть, полезно привести еще некоторые (весьма тенденциозные) характеристики значения деятельности Калиты, которые встречаются в источниках XIV и более поздних столетий.
Довольно лаконичное указание записи на евангелии 1339 г. относительно «велией тишины», наступившей в Русской земле в княжение Ивана Калиты, получает более развернутое раскрытие в ряде летописных сводов. В них проводится мысль о том, что московский великий князь сумел якобы создать условия, в которых татаро-монгольские завоеватели уже не могли притеснять русский народ: «Того же лета [1328 г.], — читаем, например, в Рогожском летописце, — седе Иван Даниловичь на великом княжении всея Руси и бысть оттоле тишина велика на 40 лет, и престаша погании воевати Русскую землю и закалати христиан и отдохнуша и упочинуша христиане от великыя истомы и многыя тягости и от насилиа татарьскаго, и бысть оттоле тишина велика по всей земли»[1693].
Версия о московском князе Иване Даниловиче Калите как нищелюбце нашла отражение в записи под 1329 г., помещенной в одном сборнике: «ходи князь великый Иван Даниловичь в Великый Новгород на пиру, и постояше в Торжке, и приидоша к нему святого Спаса притворяне с чашею сию 12 мужь на пир, и воскликнуша 12 мужь святого Спаса притворяне: бог дай многа лета великому Ивану Даниловичу всея Руси, напои и накорми нищих своих»[1694].
Некоторые легенды о Калите записаны в Волоколамском патерике XVI в. Источником этой записи являются рассказы игумена Боровского монастыря Пафнутия (умершего в 1477 г.), в свою очередь пользовавшегося информацией от своего деда. В Патерике говорится, что князь Иван Данилович попал в рай за то, что был «милостив зело» и всегда носил «при поясе калиту» (т. е. кошелек) с «сребреницами», которые раздавал нищим — «сколько вымется». Как-то раз князь по обыкновению дал одному нищему милостыню. Через некоторое время тот пришел к Ивану Даниловичу за милостыней вторично и снова получил от князя удовлетворение своей просьбы. Наконец, нищий попросил у Калиты подаяние в третий раз, и князь опять дал ему денег, но с репликой: «Възми, несытый зеници». В ответ Калита услыхал от нищего: «Ты — несытый зеницы: и зде царствуешь, и тамо хощеши царствовати». Рассказ Патерика заканчивается рассуждением о том, что нищий был послан к Ивану Калите богом, с тем чтобы сначала подвергнуть его искусу, а затем сказать ему, что он делает дело, угодное богу[1695].
Рассмотренный рассказ интересен тем, что наряду с идеализацией Калиты как князя, проявляющего заботу о нищих и убогих, в нем звучит и нотка осуждения Калиты: доброта последнего вызвана эгоистичным стремлением занимать первое место и на земле, и на небе.
Все вышеприведенные характеристики и оценки Ивана Калиты, идеализирующие его как человека и правителя, вышли из близких к нему кругов церковных и светских феодалов. В создании далекого от реальной действительности образа доброго и справедливого князя принимал активное участие тот, чей образ (в весьма идиллических чертах, не соответствующих суровому облику оригинала) воспроизводился, — сам московский великий князь Иван Данилович Калита.
От оценок деятельности Калиты современниками перейдем к реальным фактам его политики. Имеются данные о том, что в княжение Калиты, а возможно, по его указанию, проводились какие-то мероприятия по собиранию и обработке памятников права, византийского и русского (церковные уставы древнерусских князей, Русская Правда), которые должны были служить руководством для суда.
При Калите, по-видимому, был составлен сборник, представляющий собой соединение Кормчей и Мерила Праведного. А. С. Павлов прямо приписывал создание этого сборника инициативе московского великого князя Ивана Даниловича[1696]. С. В. Юшков[1697] и М. Н. Тихомиров[1698] более осторожно лишь датируют памятник временем Калиты. Имеются основания принять вывод А. С. Павлова, особенно если вспомнить, что в записи на евангелии 1339 г. (сделанной, как я думаю, с ведома самого Калиты) говорилось о его заботе о правосудии и он сравнивался в этом плане с византийскими императорами — Константином и Юстинианом.Меры Калиты в области кодификации права, которые автор записи на евангелии 1339 г. расценивает как результат заботы о правосудии, как результат стремления обеспечить населению суд справедливый и для всех равный, в действительности означали попытку укрепить феодальный правопорядок в условиях обострившихся классовых противоречий и княжеских войн. «Тишина», наступившая, согласно сведениям ряда источников, на Руси с вокняжением Калиты, — это, по представлениям его современников и потомков, не просто передышка, которую получила страна от татарских набегов. В статьях, предшествующих Новгородской первой летописи по списку Археографической комиссии, Ивану Калите вменяется в заслугу, что он «исправи Русьскую землю от татей и от разбойник»[1699]. А под «татями» и «разбойниками» представители господствующего класса часто имели в виду не просто правонарушителей, а лиц, представлявших социальную опасность для феодалов, т. е. крестьян и посадских людей, выступавших против землевладельцев и властей. Таким образом, «тишина» — это внутренний феодальный порядок в стране, достигнутый Калитой путем подавления народных восстаний, путем расправы с теми, кто нарушал нормы феодального права, охраняющие жизнь, безопасность, собственность представителей господствующего класса. Поэтому трудно поверить в реальность облика князя-нищелюбца, который выступает в отзывах о Калите, принадлежащих его панегиристам.
В предыдущем параграфе говорилось о том, что Иван Калита содействовал развитию феодальной собственности на землю бояр и слуг и пытался опереться в своей деятельности на поддержку служилых землевладельцев. Один из таких землевладельцев — Борис Ворков упоминается в духовной Калиты. Его владение селом в Ростовской земле обусловлено несением «службы» кому-либо из сыновей Калиты[1700].
Я говорил также, что Калита в своей политике выколачивания из населения денежных средств для отправки дани в Орду часто довольно круто обращался с горожанами. Однако в тех же целях поднятия платежеспособности населения ему приходилось прибегать и к мероприятиям другого рода — к устройству слобод и привлечению туда жителей путем предоставления им податных льгот. Из «Жития» Сергия Радонежского мы узнаем, что Калита, передав своему младшему сыну Андрею «весь, глаголемую Радонежь», поставил туда наместником Терентия Ртища «и лготу людем многу дарова, и ослабу обещася такоже велику дати, ея же ради лготы собрашася мнози…»[1701].
Политика великокняжеской власти в лице Ивана Калиты проводилась в союзе с господствующей православной церковью в лице всероссийского митрополита. В своей деятельности Калита был тесно связан сначала с митрополитом Петром, затем с митрополитом Феогностом[1702].
Вместе с Петром Иван Калита вел борьбу с ересями. В составе одного сборника 1504 г. сохранился памятник под заглавием «Книга, нарецаемая Власфимиа, рекше хула на еретикы — главы различныя от еуангелиа и от канон святых отець, в них же обличениа богом ненавистных злочестивых духопродажных ересей». В предпоследней главе сборника, озаглавленной «О церковных судах и людех», имеется приписка: «дай бог и на многа лета великомоу князю Ивану Даниловичю всея Руси». Отсюда А. С. Павлов, опубликовавший сведения об указанном сборнике, пришел к выводу, что он был составлен при Иване Калите[1703].
В другом списке Власфимии конца XIV в. (в сборнике Новгородско-Софийского собрания № 1262) сохранился более ранний текст памятника. Анализ разных редакций Власфимии привел А. И. Клибанова к выводу, что история ее текста отражает борьбу ортодоксальной православной церкви против тех, кто выступал с ее критикой. Редакция Власфимии, отражающая интересы демократических кругов, подвергавших церковь критике, была переделана при Иване Калите. Целью этой переделки было устранить из памятника демократические тенденции[1704].
Иван Калита, по-видимому, принимал участие в церковном соборе в Переяславле в начале второго десятилетия XIV в., на котором разбирался вопрос о ересях[1705]. Вместе с Калитой против еретиков выступал и митрополит Петр. В его «Житии» говорится, что он какого-то еретика «препре приехавши на прю, и прокля и»[1706]. В Никоновской летописи тот же текст звучит несколько иначе: «В то же время и Сеит еретик явися, туждая церкви Христовы и православныа веры мудръствуя, его же святый препре и не покоряющаяся того же проклятью предаде, иже и погибе»[1707].
Не связаны ли с переяславским собором те выпады против монашества, которые содержатся в известном послании Даниила Заточника[1708]. Имеются основания отнести вторую редакцию этого памятника к началу XIV в.[1709] В этой редакции осуждаются монахи, которые ведут настолько скверный образ жизни, что, по словам Даниила, «принять ангельский образ» значит «солгать» богу. Но обмануть можно людей, бога же не обманешь, и именем божьим шутить грешно: «Рече бо лож мирови, а не богу; богу нельзя солгати, ни вышним играти». Обличая монашество, Даниил прибегает к весьма колоритным сравнениям. «Или речеши, княже, пострищися в чернцы, то не видал есмь мертвеца, на свинии ездячи, ни черта на бабе; не едал есми от дубья смоквеи, ни от липъя стафилья»[1710]. Даниил ставит в вину монахам приверженность к мирским увеселениям, к стяжательству, к земельным приобретениям. «Мнози бо, отшедше мира сего во иноческая, и паки возвращаются на мирское житие… и на мирское гонение; обидят села и домы славных мира сего, яко пси ласкосердии. Иде же брацы и пирове, ту черньцы и черницы и беззаконие…»[1711].
В. Н. Татищев приводит сведения о распространении в начале XIV в. в Переяславле ереси, вопрос о которой обсуждался на церковном соборе при участии Ивана Калиты. Еретики осуждали монашество («ангельский монашеский чин ругаху»), называя его «учением бесовским»[1712]. Возможно, что резкие и ядовитые характеристики монахов, которые мы находим в «Послании» Даниила Заточника, представляют собой отголоски выступления переяславских еретиков.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕЧАТЬ ИВАНА КАЛИТЫ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕЧАТЬ ИВАНА КАЛИТЫ В феврале 2001 года Г.К. Каспаров привлек наше внимание к малоизвестному факту оснащения печати Ивана Калиты (1328 г) Звездой Давида, — символом иудаизма. Но есть при печати Великого князя Ивана и буддийский символ вечности.Времена
§ 4. ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ИВАНА III В КОНЦЕ XV в.
§ 4. ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ИВАНА III В КОНЦЕ XV в. В 1484 г. отчетливо проявилось противостояние в семье великого князя, которое в итоге негативно скажется и на политическом развитии следующего столетия. Рождение внука Дмитрия побуждало Ивана III передать соправителю
Потомки Ивана Калиты
Потомки Ивана Калиты Семен Иванович Гордый (1340–1353 годы) При Семене, или, как его именовали, Симеоне с соседними князьями большой проблемы не было. Зато на Западе неожиданно образовался сильный враг – Литва. Литва номинально считалась вассалом хана, но в то же время
Внук Ивана Калиты
Внук Ивана Калиты История мира — это биография великих людей. Т. Карлейль Высказывание знаменитого английского историка прошлого столетия Томаса Карлейля, вынесенное в эпиграф этой главы, быть может, слишком категорично. Однако в нем есть большая доля правды.
7. Внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного. Ливонская война. Опричнина
7. Внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного. Ливонская война. Опричнина Василий III умер в 1533 г., и, так как его сыну Ивану было только 3 года, править государством стала мать, великая княгиня Елена Глинская. После ее смерти (1538 г.) наступила эпоха боярского правления и
Приход Ивана Калиты в разгар кризиса
Приход Ивана Калиты в разгар кризиса Татарские пастухи, сторожившие свои табуны в окрестностях города, единственные успели бежать в Москву, а оттуда в Орду. Мирные купцы ордынские также были перебиты, а их имущество разграблено. Узбек был взбешён. Получилось очень
Внутренняя политика Ивана IV (1533–1584)
Внутренняя политика Ивана IV (1533–1584) После смерти Василия III великокняжеский престол занял его трехлетний сын Иван. Фактически же государством правила его мать Елена Глинская. Не утихала борьба за власть между группировками князей, что приводило к ослаблению центральной
«Чтобы свеча не угасла».
Московское княжество Ивана Калиты«Чтобы свеча не угасла». Московское княжество Ивана Калиты После смерти Александра Невского между его сыновьями началась борьба за великий стол. В Северо-Восточной Руси появилось четыре великих княжества — Владимирское, Тверское, Нижегородское, Московское,
Четыре принципа Ивана Калиты, или «тишина великая»
Четыре принципа Ивана Калиты, или «тишина великая» Калита понял, как сделать Москву самым влиятельным княжеством Руси. Он придерживался четырех неписаных правил: жить в мире с Ордой; контролировать «выход»; «собирать земли»; дружить с Церковью.Искусно обращая
13 ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ИВАНА ГРОЗНОГО. НАЧАЛО ЛИВОНСКОЙ ВОЙНЫ
13 ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ИВАНА ГРОЗНОГО. НАЧАЛО ЛИВОНСКОЙ ВОЙНЫ На основе решений Земского собора в 1550-х гг. были проведены следующие реформы: военная, судебная, церковная, реформа центрального и местного управления.Реформы начались с укрепления вооруженных сил
67. ДУХОВНАЯ ГРАМОТА ИВАНА ДАНИЛОВИЧА КАЛИТЫ
67. ДУХОВНАЯ ГРАМОТА ИВАНА ДАНИЛОВИЧА КАЛИТЫ Вторая «Духовная грамота» Ивана Калиты написана в 1328 г. Она напечатана в «Собрании государственных грамот и договоров», т. I, № 22.Во имя отця и сына и святого духа. Се яз грешный худый раб божий Иван пишу душевную грамоту, ида в
Наследство Ивана Калиты
Наследство Ивана Калиты Иван Данилович Калита умер в 1341 году, в последний день марта, и перед смертью слышал великопостный звон церкви Иоанна Лествичника, возвышавшейся над дубовым Кремлем.Из наследства, оставленного Иваном, нам наиболее важными представляются
§ 3.
Политические взаимоотношения русских земель в княжение Ивана Калиты§ 3. Политические взаимоотношения русских земель в княжение Ивана Калиты Татарская рать во главе с пятью темниками, приведенная из Золотой орды князем Иваном Даниловичем Калитой, жестоко расправилась с жителями Твери, Кашина и других городов, сел и волостей. Великий
Наследники Ивана Калиты
Наследники Ивана Калиты Иван Калита (Московский князь с 1305 года и великий князь с 1328 года) умер в 1340 году, оставив всю власть, без дробления на уделы, своему старшему сыну Симеону. История называет его Симеоном Гордым за его высокомерие и деспотическое отношение ко всем
Охарактеризуйте внутреннюю и внешнюю политику Ивана Калиты
Иван Калита: внутренняя и внешняя политика
Правитель Московского княжества в первой половине XIV века Иван Калита – один из самых известных князей в истории конца Средневековье в России. Ровно года с него началось объединение всех русских земель вокруг Московского царства. При нем Москва стала не только политическим, но и религиозным центром России.
Правитель вместе с братом
С 1307 года Иван Данилович встречается в летописи как помощник своего старшего брата Юрия. Особенно в источниках выделяется Роль Ивана в конфликте с Тверью. На самом деле, еще не будучи главным князем, он погрузился в самую гущу этого конфликта между Владимиро-Суздальским и Тверским княжествами. Именно Иван Данилович поехал послом в Новгород и подписал союз против Твери.
Следующий период 1320-1325 год очень загадочный в жизни Ивана: по одним данным он получил ярлык от хана в Нижний Новгород, по другим служил брату дальше, но жил в Сарае, столице Орды, на пару лет. Как бы то ни было, но в 1325 в следующем году Юрий Данилович едет в Сарай, чтобы еще раз потребовать ярлык обер-князя, так как хан Ахмыл до этого договор нарушил, и выдал ярлык на Князь Дмитрий Тверской. В столице Орды Юрия убивает тверской князь. Это разозлило хана: он приказал казнить убийцу, а ярлык на Тверь отдать брату Александру. В то же время Иван Данилович отправился в Сарай и получил ярлык на Московское княжество, а также исключительное право собирать для хана дань в части русских княжеств, часть оставляя себе. Так Иван Данилович получил от летописцев получил прозвище «Калита» и стал единоличным правителем Москвы.
Внутренняя политика
- Расширение территории. Уже в первые годы своего правления он получил во владение Москвы Углич, Галич и Белоозеро. По некоторым данным, он купил у хана пожизненный ярлык на эти города, обязавшись платить с них дань. По другим данным, он купил эти земли у местных князей. Позднее он одалживал деньги некоторым боярам или местным князьям, а когда они не платили, отбирал у них их земли. Так он увеличил территорию княжеской вотчины, а по сути — Московского княжества.
- Перенес Архиепископию в Москву. Именно при Иване Калите окончательно переехал из Владимира митрополит Петр. Москва становится религиозным центром России.
- Строительство храмов . В 1326 году он построил первую каменную церковь в Москве – Успенский собор. После этого он построил в столице еще 4 храма. Он строил храмы и в других городах Московского княжества, в частности в Переяславле-Залесском.
- Строительство Кремля . Иван Калита в 1339 году начал создание Кремля-резиденции князя в Москве, сначала он был сделан из дуба. Его внук Дмитрий Донской перестроил его в камне.
Внешняя политика
- Конфликт с Тверью . На самом деле это началось еще до царствования Ивана. Именно Калита разгромил Тверское княжество, после чего оно попало в зависимость от Москвы.
- Активные отношения с Ордой. Иван Калита понимал, что без хана и его признания не удастся не только расширить свои владения, но и удержаться у власти. Он стал частым гостем Амбара, куда регулярно привозил подарки. Как раз после одной из таких поездок хан потребовал, чтобы к нему приехал Александр, князь тверской. Хан казнил Александра за измену. Благодаря тесным связям с ханом Иван Калита собирал дань со многих русских княжеств, оставляя часть финансов в Москве, что способствовало ее процветанию. Успеху Москвы способствовало и то, что татары не нападали на Москву в этот период.
- В период 1331-1340 гг. были многочисленные конфликты с Новгородской республикой. Великий Новгород отказался платить дань Ивану Калите, что вызвало несколько вооруженных стычек. После смерти Калиты началась война между Москвой и Новгородом.
Иван Калита — внутренняя и внешняя политика, краткая биография. Что сделал Иван Калита для России? Внутренняя и внешняя политика
1325 — 1340 — это период соперничества Тверского и Московского княжеств под ордынским игом. Причиной борьбы между Москвой и Тверью была необходимость получить ярлык на великое княжение, что означало возможность экономического и военного роста княжества. Более того, эти княжества стремились объединить Русь, и каждое из них хотело быть во главе этого процесса. Этот период характеризуется заметным усилением влияния Московского княжества в том числе.
В это время на Московском престоле находился Иван Данилович Калита.
Одним из важных процессов было возвышение Москвы. Причиной стала усердная и предприимчивая политика Ивана Калиты, желавшего укрепить влияние своего княжества. В 1326 году произошло очень важное событие — митрополичья кафедра была перенесена из Владимира в Москву. Важную роль в этом событии сыграл митрополит Петр, лично настоявший на переезде не в Тверь, а в Москву. При Иване Калите рынок и торговля развиваются. Был построен новый деревянный Кремль. В окрестностях Москвы был возведен Троице-Сергиев монастырь.
Этот процесс привел к возникновению Московского княжества. Благодаря переезду митрополита Москва стала главным культурным и религиозным центром России. Он приобрел большое экономическое значение.
Еще одним важным событием этого периода стало антиордынское восстание в Твери в 1327 году. Причиной тому стало недовольство злоупотреблениями сборщика ордынского выхода. Баскак Чол-хан, или Шевкал, стал притеснять тверичей, грабить и избивать горожан. В ответ на это местное население подняло восстание. О восстании доложили хану Золотой Орды, который послал войско на его подавление.
Важную роль в подавлении восстания сыграл Иван Калита, который отправился с доносом в Золотую Орду и там получил разрешение возглавить войско для подавления восстания. Возглавляемая им карательная операция жестоко расправилась с жителями Твери.
Это событие привело к перераспределению сил в пользу Москвы. Ярлык великого князя Владимирского был взят от Александра Михайловича — князя тверского — и передан Ивану Калите. С этим статусом росла роль Москвы в глазах других княжеств, и прежде всего в глазах Золотой Орды. В знак доверия ордынский хан дает Ивану I право собирать дань со всех русских земель. Князь воспользовался этим для обогащения московской казны, что привело к быстрому развитию экономики этого княжества.
Период правления Ивана Калиты историки оценивают неоднозначно. Для достижения успеха князь часто использовал военную силу. Он пролил кровь русского народа, и подавление Тверского восстания было тому примером. Однако известный историк Н. Борисов считает, что если бы Иван I уклонился от участия в карательной кампании, то он обрек бы свою землю и свой народ на гибель, ведь татаро-монголы все равно разбили бы Тверь. Историк утверждает, что своими действиями Калита спас все, что еще можно было спасти от ордынского погрома. Действительно, князь установил «великое безмолвие», построив фундамент независимого будущего России. Именно в период его правления начал накапливаться экономический и военный потенциал, позволивший его будущим потомкам ликвидировать ордынское иго.
Есть разные способы попасть в историю. Так что не каждый имеет право на добрую память только на том основании, что о нем написано в учебниках истории. Примеров этому тьма в истории современной и новой. А если углубиться в толщу веков, то количество легендарных персонажей, которым впоследствии приписывались достоинства или недостатки, возрастает практически в геометрической прогрессии.
Московский князь Иван Данилович (ок.1283 — 1340) прозвище Калита недавно был причислен к местным московским святым. Однако это уважение не соответствует действительно малому значению деятельности этого князя. Он мало чем отличался от других князей того времени. Величие Ивана Калиты больше связано с тем, что впоследствии Москва превратилась в столицу Московского царства. Это своего рода посмертная награда.
Подчеркивание роли Ивана Калиты в процессе становления российской государственности началось с 1880-х годов, когда формировалась история Российского государства, которая впоследствии изучалась в гимназиях, а затем (с некоторыми изменениями) в советских школах. Окончательное закрепление «прогрессивного» образа произошло в год 800-летия Москвы, в 1948. Даже прозвище Калита, то есть «кошелек», данное князю, теперь толкуется двояко. То ли Иван-царевич был жаден и все себе греб, то ли был необыкновенно щедр. Поэтому он носил на поясе кошелек, чтобы раздавать милостыню каждому встречному нищему. В первый вариант, если честно, я верю больше.
У князя Ивана Даниловича был старший брат — Юрий Данилович. Юрий правил Москвой до 1319 года, после чего перебрался в Новгород. Юрий Данилович был великим князем, то есть старшим среди всех правивших в России. Право на великое княжение давал ярлык, знак, который получил от хана Золотой Орды один из его русских вассалов.
До самой смерти брата в 1325 году Иван Данилович был как бы его наместником в Москве. По завещанию он унаследовал Московское княжество и великокняжеский ярлык.
Великокняжеский ярлык давал его владельцу право собирать дань в пользу Золотой Орды со всех русских княжеств. Раньше это делали заезжие коллекционеры-баскаки. Теперь сбор дани стал как бы внутренним делом русских князей, и великий князь увез собранное в Орду. То есть, если не говорить высоких слов, русские княжества были отданы великому князю на откуп. Орда была заинтересована в фиксированной, заранее установленной оплате. Сколько дани собирал князь со своих — никого это не касалось. Понятно, что можно было собрать больше, чем положено, оставив значительный излишек. Конечно, при этом Москва стала намного богаче других русских княжеств.
Иван Данилович использовал походы в Орду, чтобы завоевать расположение правившего в то время хана Узбека. Ему это удалось, и великокняжеский ярлык остался в его руках.
Тот факт, что в Москву не приезжали сборщики дани из Орды, делал это княжество спокойнее других, куда то и дело наведывались баскаки. Поэтому люди из других областей переселялись в города под рукой Ивана Калиты. Дань здесь приходилось платить больше, но жизнь была гораздо более предсказуемой и — не побоимся этого слова — стабильной. Таким образом, жестокая, нечестная и хитрая политика Ивана Калиты привела к тому, что Москва возвысилась над остальными княжествами Руси. Этому способствовал и перенос в 1325 г. из Владимира в Москву митрополичьей кафедры. Благодаря этому Москва стала не только экономическим, но и духовным центром русских земель.
Главным соперником Ивана Калиты был князь Александр Михайлович Тверской. Географическое положение Твери было не хуже Москвы. Тверь была даже ближе к Великому Новгороду, практически независимому от Орды торговому центру и тогдашнему «окну в Европу», чем Москва. Значение Твери описано в статье «В чем заслуга Михаила Тверского перед Россией?», опубликованной 24.04.2015.
Иван Калита сделал все, чтобы победить соперника. Когда в 1327 году в Твери был убит посол ордынского правителя Чолхана (Щелкана, как его называли русские), великий князь Московский немедленно отправился в Орду и выразил готовность наказать виновных. В ответ на столь благородное желание хан Узбек продлил ярлык на великое княжение, выданный Ивану Калите, а также дал 50-тысячное войско для карательных операций против Тверского княжества. Тверь была разбита, тверской князь бежал сначала в Новгород, затем в Псков и, наконец, в Литовское княжество. Разоренный город получил брат бывшего князя Константин.
Позже, в 1340 году, Иван Калита совершил аналогичную карательную миссию против князя Ивана Александровича Смоленского.
Князь Иван Калита был дважды женат и имел семерых детей от двух жен. Он выгодно выдал своих дочерей замуж. Они стали женами князя Ярославского и князя Ростова. При этом коварный тесть сделал условием свадебных контрактов возможность полностью распоряжаться наследством зятьев. Иван Калита купил Рязань и Углич (недаром деньги собирал!). Присоединение Новгорода к своим владениям князю не удалось. Видимо, новгородское войско было сильным, и жизненные силы Ивана Калиты уже иссякали. Все-таки 57 лет по тем временам был солидным возрастом.
После смерти Ивана I Калиты в 1340 году Московский престол унаследовал его старший сын Симеон Иванович Гордый.
Полезные ссылки:
Непревзойденный стратег, умный и расчетливый политик, человек, сыгравший огромную роль в развитии нашего Отечества, Иван Калита прославился как яркий неординарный правитель, сумевший значительно пополнить государственную казну и заложили основу для активного развития и процветания Московской земли и ее окрестностей.
Иван Калита — краткая биография
Мальчик родился в семье князя Данилы Александровича. Он был внуком известного полководца Александра Невского.
Предположительно, будущий правитель родился в 1283 году (годы жизни 1283-1340). В семье воспитывалось четверо детей, самым младшим был Иван.
С детства мальчику рассказывали о положении дел в государстве, он много слышал о набегах татар на Русь. Умный не по годам, мальчик живо интересовался историей и стремился к новым знаниям. В трехлетнем возрасте Ивана посадили на лошадь, а после успешного освоения верховой езды отправили учиться.
Воспитатели научили мальчика основам государственного управления. Такую задачу поставил перед ними отец Калиты: Даниил Московский хотел видеть на престоле младшего Ивана.
исторический портрет
Повзрослев, Иван отличался покладистым спокойным характером и был более рассудительным. Характеристика брата Юрия была полной противоположностью.
После смерти Даниила престол возглавил 21-летний Юрий, а Иван ему во всем помогал.
В возрасте пятнадцати лет ему пришлось защищать Переславль, осажденный тверскими князьями. Этот бой стал для него настоящим испытанием, из которого он вышел победителем.
Когда Юрий был вынужден отправиться на княжение в Нижний Новгород, Иван приобрел ценный опыт, взяв бразды правления в Москве.
Юрий погиб в междоусобице, и престол перешел к Ивану Калите. Правление князя пришлось на 1325-1340 годы.
Правление Ивана Калиты
Провозгласив себя князем Московским, Иван Калита принял правильное решение, пригласив митрополита Владимирского Петра в Московское княжество.
Вскоре город стал духовным центром, а новый правитель получил поддержку Церкви и начал централизовать русские земли.
Калита был хорошим стратегом: часто бывал в Орде, где налаживал связи с ханом, изучал традиции ханского двора. Заручившись поддержкой Узбека, в 1328 году он присоединил к своим владениям Костромское княжество, а вскоре получил еще один титул — князя Новгородского.
1332 год был самым знаменательным: Калита был провозглашен князем всея Руси. Обратным ходом стал сбор дани для Золотой Орды. Вскоре Иван Калита завладел Тверским и Смоленским княжествами, много сделал для сокращения грабежей и грабежей, провел новые реформы.
Во время своего правления он прославился своей способностью накапливать большие богатства. По одной из версий, именно из-за этого он получил прозвище «Калита», что означает «кошелек», «денежный мешок».
Первая жена княгиня Елена
Информация о женитьбах Ивана Калиты представлена очень кратко. О дате и месте рождения принцессы Елены сведений нет. Известно только, что в монашестве она носила имя Соломонида.
Елена родила четырех сыновей: Симеона, Даниила, Ивана и Андрея. Наследники росли в достатке и любви, радовали родителей живым умом и успехами. Женщина умерла от болезни в 1331 году.
Вторая жена княжна Ульяна
Иван Калита снова связал себя узами брака в 1332 году. Его избранницей стала Ульяна, подарившая правителю четырех дочерей. Когда князь умер в 1940 году, законная жена стала наследницей наследства и получила право взимать московскую промысловую подать.
Ульяна очень долго оставалась старшей принцессой наравне с подросшими наследниками — великими князьями. Известно, что после смерти мужа она прожила около 20 лет.
Внутренняя и внешняя политика
Иван Данилович правил усердно и много сделал для укрепления и процветания Московского княжества. Скупая земли и осваивая Владимирское княжество, он значительно расширил границы своего удела.
Благодаря правильно выбранной политике Москва приобрела статус православного центра России. Калита приказал построить две первые каменные церкви — Успенскую и Архангельскую. Хорошее начало нашло свое продолжение. Со временем во всех окрестностях появились каменные храмы.
Население Московского княжества росло очень быстро: грамотная политика в отношении Золотой Орды на сорок лет освободила народ от разрушительных нашествий татар. Для оборонительных целей Кремль вырос из дуба вокруг Москвы.
Итоги правления
Величайшей заслугой Ивана Калиты было укрепление экономики и политического положения Московского княжества. Несмотря на достаточно жесткую политику, в народе князя называли «Иваном Добрым» — за его доброе дело и возможность жить без ордынских набегов.
Калита стал основоположником развития сельскохозяйственного права. При нем был установлен новый порядок престолонаследия.
В основу устройства государства был положен принцип этнической толерантности: людей нанимали не по национальному признаку, а по их знаниям и умениям. Единственным условием было добровольное крещение.
Русско-Литовское княжество набирало силу, большую роль сыграло присоединение к Москве ряда значительных земель, а также Среднего Поднепровья. Были заложены склонности к развитию централизованного государства.
Смерть князя московского
Иван Калита скончался в 1340 году, предварительно постригся в монашество.
Он заранее позаботился о том, чтобы Московское княжество не было раздроблено на части. Это было достигнуто завещанием, по которому 2/3 наследства досталось старшему ребенку Семену, остальное имущество было разделено между двумя младшими наследниками.
Современники богатыря, провожая Калиту в последний путь, называли своего заступника Государем-отцом и Собирателем земли русской.
Многие сегодня задаются вопросом: Иван Калита князь с доброй душой или с подлым сердцем? В наш век мы можем только изучать историческое наследие. Каждый вправе выбрать для себя тот ответ, который кажется наиболее подходящим.
А ведь общеизвестно, что Иван Данилович — редкий правитель, искренне заботившийся о благополучии Московского княжества. Он создал все предпосылки для того, чтобы Москва стала политическим, культурным и религиозным центром. А сыновья продолжили великое дело отца.
Величайший принц в истории или жестокий скряга?
Один из самых противоречивых и неоднозначных героев истории России, живший в конце тринадцатого, начале четырнадцатого века. Иван Калита, московский князь. Щедрый, смелый, мудрый, воинственный и талантливый правитель. В то же время многие историки характеризуют его как жестокого, хитрого, меркантильного и скрытного человека. Свое прозвище «Калита», что в переводе со славянского «кошелек», московский князь получил из-за того, что всегда носил с собой небольшой мешочек, набитый деньгами: толи на многочисленные пожертвования, которые милостиво раздавал всем бездомным. и нуждающихся людей, толи, будучи меркантильным и скупым, постоянно копил монеты, собирая их в свой кошелек и не оставляя его без присмотра. По летописным данным мы можем узнать и второе имя этого правителя — Иван «Милостивый», поэтому история склоняется к первой версии происхождения прозвища Ивана Калиты.
Рассмотрим ниже самые яркие моменты биографии московского князя Ивана Калиты.
Истории неизвестны и точные даты рождения и смерти принца. Иван Данилович родился в самом начале восьмидесятых годов тринадцатого века, датой смерти принято считать 1340 или 1341 год. Именно в это время Россия находилась под покровительством Золотой Орды, безжалостно собиравшей налоги с Русскими землями, но главное заключалось в том, что назначение князей на княжение происходило только по великому указу ордынского князя. Будучи младшим в семье, Иван Калита долгое время находился рядом со своим старшим братом Юрием Даниловичем, которому помогал не только в решении административных и государственных дел, но и участвовал с ним в военных действиях по защите московских земель. В 1325 году от руки тверского князя Дмитрия погиб брат Юрий, и на московский престол взошел Иван Калита.
Именно в начале своего правления Иван Калита решил объединить все княжества вокруг Москвы, сделав ее деловым, политическим и духовным центром России. До этого Тверское княжество, где сидел великий князь, играло центральную роль в жизни России. В 1328 году Иван I идет на поклон к хану Золотой Орды. Благодаря хорошим и дружеским отношениям с ханом князь добивается не только ярлыка на великое княжение, но и получает от самого хана разрешение на сбор податей и податей со своих владений. Князь постепенно избавляет московские дороги от грабежей, набегов и убийств, тем самым привлекая своим товаром новых бояр. Он ввел практику боярских судов, наделяя дворян казенными землями в Московском княжестве. Речная торговля также начинает набирать обороты. В то же время идет активное освоение новых земель севернее, где добывают пушнину, один из самых ходовых товаров в России. Экономический подъем и развитие княжества были на лицо. Имея в казне большую сумму свободных денег, в 1339 г.Иван Калита начал строительство Московского дубового кремля. Он вместе со своим духовником, митрополитом Петром, принимает решение о переносе митрополичьей резиденции из Владимира в Москву. Вслед за Кремлем продолжалось активное строительство соборов: Спаса на Бору, церкви Иоанна Лествичника, Архангельского собора, Успенского собора.
Видя усиление Москвы, остальные княжества постепенно переходят под ее власть. Одни мирным путем, как Галичское, Белозерское и Угличское княжества), другие военными захватами: Тверское, Новгородское и Псковское княжества. Он беспощадно расправился с тверским князем Александром, донес на него ордынскому хану. В результате князь Александр и его сын Федор были убиты во время визита в Золотую Орду.
г. Во внешней политике московский князь Иван Калита также не был приверженцем кровопролитных сражений, он весьма предпочитал дружеские соглашения и переговоры со своими врагами. Оставаясь в дружеских отношениях с Золотой Ордой, князь в 1331 г. заключил мир с сильным тогда литовским орденом, выдав своего сына за литовскую княжну. Иван Калита был очень предусмотрителен в плане династических браков. Имея четырех дочерей, он прекрасно выдал их замуж, закрепив мирные соглашения с соседями родственными узами брака.
Перед смертью московский князь Иван I Калита принял схиму и ушел в монастырь. Скончался 31 марта 1340 (1341) и погребен в Архангельском соборе в Москве.
На протяжении всего времени своего правления, с 1325 по 1340 год, Ивану Калите удалось сделать Московское княжество центром русских земель. Он оставил своему преемнику Семену Гордому одно из самых могущественных и развивающихся княжеств во всей России. В течение сорока лет, большая часть которых пришлась на царствование Ивана Калиты, Россия жила мирно, без войн. Именно в это время родились и выросли два новых поколения, воспитанные в правильных духовных и культурных ценностях. Вскоре это поколение примет участие в Куликовской битве, которая положит начало новой эпохе в истории нашего народа.
1325-1340 годы великого московского княжения Ивана Даниловича Калиты. Этот князь внес огромный вклад в процесс укрепления Москвы и превращения Московского княжества в центр объединения всех русских земель.
Иван Калита вышел на политическую арену в 1319 году, когда его брат Юрий Данилович переселился на княжение в Новгород. С этого времени Иван стал полновластным хозяином Москвы. После смерти Юрия в 1325 году Калита принял титул великого князя московского. Через три года он стал великим князем Владимирским.
Иван Данилович умел находить общий язык с монголо-татарами. Он постоянно бывал в Орде и пользовался благосклонностью хана Узбека. Это позволило Калите добиться укрепления Москвы, а также защитить свое княжество от сокрушительного разорения.
Калита прославился строительством нового дубового кремля. Хорошо укрепленная Москва привлекала и бояр, и простолюдинов. Территория Московского посада быстро расширялась, что благотворно сказывалось на экономическом развитии города и княжества в целом. Иван уделял большое внимание безопасности населения. При нем велась серьезная борьба с многочисленными разбойниками, что положительно сказалось на развитии внутренней торговли.
В первые годы своего царствования Калита совершил весьма дальновидный поступок, перенеся митрополичью кафедру из Владимира в Москву. Перенос духовного центра страны имел большое значение в процессе возвышения Московского княжества.
Калита стремился во что бы то ни стало укрепить Москву. В 1327 году в Твери началось народное восстание против монголо-татар, в ходе которого был убит ордынский посол Чолкан. Князь Александр Михайлович Тверской принял участие в восстании. Калита отправился в Орду и получил от Узбека великокняжеский ярлык. В обмен на это он должен был возглавить карательный поход на Тверь.
Пока войска Калиты разоряли Тверскую волость, монголо-татары опустошали другие русские земли. В результате грабежа уцелели только Москва и Новгород, дорого расплатившиеся с Ордой. Таким безжалостным отношением к русским землям Иван Калита приобрел господствующее положение среди всех князей. Выступление против него грозило суровым наказанием со стороны хана.
Став великим князем Владимирским, Иван Калита продолжал укреплять свои позиции. Он заключил несколько выгодных династических браков со своими родственниками. Однако основным способом расширения Московского княжества для него была покупка земли. Это свойство отразилось и в прозвище Ивана («калита» — кошелек).
Иван Калита скупал деревни в разных местах и переселял в них своих людей. Постепенно вместе с народом на эти территории распространилась власть и влияние московского князя.