Иван калита получил ярлык на великое княжение: Иван Калита получил от хана Узбека ярлык на княжение Костромское 2021, Луховицкий район — дата и место проведения, программа мероприятия.

Содержание

Этот день в истории: 1328 год. 26 марта Иван Калита получил от хана Узбека ярлык на великое княжение

26 марта 2010, 13:24 — REGNUM

Московский Кремль при Иване Калите. А.М. Васнецов. 1921 год

1328 год. 26 марта князь Иван Данилович по прозвищу Калита получил от хана Узбека ярлык на великое княжение

«Но в то время, как московский князь утверждением у себя митрополичьего престола приобретал такие важные выгоды, Александр тверской необдуманным поступком погубил себя и все княжество свое. В 1327 году приехал в Тверь ханский посол, именем Шевкал (Чолхан), или Щелкан, как его называют наши летописи, двоюродный брат Узбека, и по обыкновению всех послов татарских позволял себе и людям своим всякого рода насилия. Вдруг в народе разнесся слух, что Шевкал хочет сам княжить в Твери, своих князей татарских посажать по другим русским городам, а христиан привести в татарскую веру. Трудно допустить, чтоб этот слух был основателен: татары изначала отличались веротерпимостью и по принятии магометанства не были ревнителями новой религии. Узбек, по приказу которого должен был действовать Шевкал, покровительствовал христианам в Кафе, позволил католическому монаху Ионе Валенсу обращать в христианство ясов и другие народы по берегу Черного моря; он же, как мы видели, выдал сестру свою за Юрия московского и позволил ей креститься. Еще страшнее был слух, что Шевкал хочет сам сесть на великом княжении в Твери, а другие города раздать своим татарам. Когда пронеслась молва, что татары хотят исполнить свой замысел в Успеньев день, пользуясь большим стечением народа по случаю праздника, то Александр с тверичами захотели предупредить их намерение и рано утром, на солнечном восходе, вступили в бой с татарами, бились целый день и к вечеру одолели. Шевкал бросился в старый дом князя Михаила, но Александр велел зажечь отцовский двор, и татары погибли в пламени; купцы старые, ордынские, и новые, пришедшие с Шевкалом, были истреблены, несмотря на то что не вступали в бой с русскими: одних из них перебили, других перетопили, иных сожгли на кострах.

Но в так называемой Тверской летописи Шевкалово дело рассказано подробнее, естественнее и без упоминовения о замысле Шевкала относительно веры: Шевкал, говорится в этой летописи, сильно притеснял тверичей, согнал князя Александра со двора его и сам стал жить на нем; тверичи просили князя Александра об обороне, но князь приказывал им терпеть. Несмотря на то, ожесточение тверичей дошло до такой степени, что они ждали только первого случая восстать против притеснителей; этот случай представился 15 августа: дьякон Дюдко повел кобылу молодую и тучную на пойло; татары стали ее у него отнимать, дьякон начал вопить о помощи, и сбежавшиеся тверичи напали на татар.

Узбек очень рассердился, узнав об участи Шевкаловой, и, по некоторым известиям, послал за московским князем, но, по другим известиям, Калита поехал сам в Орду тотчас после тверских происшествий и возвратился оттуда с 50000 татарского войска. Присоединив к себе еще князя суздальского, Калита вошел в Тверскую волость по ханскому приказу; татары пожгли города и села, людей повели в плен и, просто сказать, положили пусту всю землю Русскую, по выражению летописца; но спаслась Москва, отчина Калиты, да Новгород, который дал татарским воеводам 2000 серебра и множество даров. Александр, послышав о приближении татар, хотел бежать в Новгород, но новгородцы не захотели подвергать себя опасности из-за сына Михаилова и приняли наместников Калиты; тогда Александр бежал во Псков, а братья его нашли убежище в Ладоге. В следующем 1328 году Калита и тверской князь Константин Михайлович поехали в Орду; новгородцы отправили туда также своего посла; Узбек дал великое княжение Калите, Константину Михайловичу дал Тверь и отпустил их с приказом искать князя Александра. И вот во Псков явились послы от князей московского, тверского, суздальского и от новгородцев уговаривать Александра, чтоб ехал в Орду к Узбеку; послы говорили ему от имени князей: «Царь Узбек всем нам велел искать тебя и прислать к нему в Орду; ступай к нему, чтоб нам всем не пострадать от него из-за тебя одного; лучше тебе за всех пострадать, чем нам всем из-за тебя одного попустошить всю землю». Александр отвечал: «Точно, мне следует с терпением и любовию за всех страдать и не мстить за себя лукавым крамольникам; но и вам недурно было бы друг за друга и брат за брата стоять, а татарам не выдавать и всем вместе противиться им, защищать Русскую землю и православное христианство».

Цитируется по: Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Том 3, глава 5. М.: Мысль, 1988. с.223-224

История в лицах

Русская летопись:

6836 (1328)] Кнз҃ь Иванъ Даниловичь, сѣде на великомъ кнѧженїи. и быс̑ всеи земли тишина. того же лѣта престависѧ Прохоръ єпс̑пъ Ростовьскыи. сен̑. з҃. того же лѣта прїєха митрополит Фегностъ. того же лѣта ѡженисѧ кн҃зь Костѧнтинъ Васильєвич̑. Ростовъскыи. оу великого кнз҃ѧ Ивана Даниловичѧ

Цитируется по: Полное собрание русских летописей. Т. 1. Лаврентьевская летопись. — Л., 1928.

Мир в это время

В 1328 году во Франции начинается правление династии Валуа

Филипп VI Валуа. Ж. дю Тилле. XVI век

«В 1328 г. династия Капетингов (по прямой линии) прекратилась, так как ни один из сыновей Филиппа IV не оставил после себя мужского потомства. Поэтому французские феодалы выбрали на королевский престол представителя новой династии — Валуа, младшей линии рода Капетингов. Одновременно притязания на французский престол предъявил и английский король Эдуард III, внук Филиппа IV по материнской линии. Эти династические притязания и послужили предлогом для открытия в 1337 г. военных действий между Англией и Францией, которые явились началом наиболее длительной в истории войны, получившей название Столетней. Настоящей причиной войны являлись, конечно, не династические притязания, а борьба Франции и Англии за овладение богатой промышленной Фландрией и стремление английских королей вернуть в свои руки те территории на континенте, которые были утрачены Англией при Иоанне Безземельном Французские короли в свою очередь надеялись окончательно вытеснить из Франции англичан, ещё владевших там частью Гиени (Аквитании).

Первоначальный успех в войне был на стороне Англии, одержавшей крупные победы над французскими войсками в двух больших битвах — при Креси (1346 г. ) и при Пуатье (1356 г.). Впечатление, произведённое во Франции разгромом французской армии при Пуатье, было буквально потрясающим. «К рыцарям, вернувшимся с поля сражения, — писал один из современников, — народ относился со столь великой ненавистью и с таким осуждением, что в добрых городах все их встречали палками…». Такими большими неудачами началась Столетняя война для Франции.

Вполне понятно, что военные поражения подорвали всякий авторитет первых Валуа. Уже после поражения при Креси на созванных Филиппом VI Генеральных штатах горожане высказали открыто своё недовольство королевской политикой и советниками короля. Ещё тяжелей для народных масс было поражение при Пуатье. От войны страдали в первую очередь крестьяне. Их хозяйства были разорены, а феодальная эксплуатация в связи с военными расходами всё возрастала. Поэтому в крестьянских массах назревало всё большее недовольство существующим порядком вещей.

Такое же недовольство нарастало и в городах. Война подрывала ремесло и торговлю. Ремесленники оказывались вынужденными закрывать свои мастерские и выбрасывать подмастерьев и учеников на улицу. Тяжёлые налоги, которые платили горожане на ведение войны, пропадали, как они полагали, совершенно безрезультатно, ибо рыцари терпели одно поражение за другим. Неудачное ведение войны свидетельствовало о том, что правительство было не в состоянии организовать оборону страны и изгнать из неё чужеземных захватчиков. Наиболее ярко недовольство правительством, охватившее все слои городского населения, проявилось в Париже — крупнейшем торгово-ремесленном центре и столице Франции».

Цитируется по: Всемирная история. Энциклопедия. Том 3. М.: Государственное издательство политической литературы, 1957

Материал предоставлен АНО «Руниверс»

26 марта 1328 года – Иван Калита получил от хана Узбека ярлык на Костромское княжение

Евангельские чтения:
Лк. 5:1-11
Лк. 6:17-23

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Каждый из стоящих здесь сегодня, и взрослых, и юных, слышал, знает и воспринимает для себя в той степени, в которой может вместить, что Бог Всемогущ. То есть Он может всё, абсолютно всё. Вместе с тем, есть та степень восприятия человеком Божественного всемогущества, которая отличает каждого из нас по тому, насколько человек имеет живую связь с Богом, глубина которой определяется понятием веры. Веры, о которой апостол Иаков написал, что она мертва без дел, а дела веры – это жизнь по Божиему Закону.

Высоту Божиего Закона определяет Сам Бог, а мы, ощущая собственное несовершенство, всякий раз нарушая этот Закон, тем не менее, вступаем на путь постепенного самосовершенствования. И момент нашей готовности идти в эту сторону очень важен, потому что без принятия этого решения человеку трудно начать основательно и серьезно пытаться исполнить Божии заповеди. Это условие постижения Бога, иначе представление о Нём будет искажённым. И хотя Он всегда будет нас любить, но мы не сможем в полноте ощутить всю степень Его любви, дарующей нам то, что всегда содействует ко благу.

Поэтому рассказ о чуде, произошедшем когда-то в Галилейском море с апостолами, уставшими после бесплодных трудов в их профессиональном деле – а они были рыбаками, и, по слову Христа забросив сети в том месте, где не ловится, вытащили много рыбы, – этот пример потому нагляден, что в любой ситуации маленького или большого испытания мы должны понимать, что Бог может всё. Но это всё, вместе с тем, имеет зависимость от того, насколько сильна наша вера. В зависимости от того, как каждый из нас учится этому искусству, мы можем воспринимать происходящее с нами совершенно полярно: одно и то же событие один воспринимает как радость и милость Божию, а другой считает Божиим наказанием.

Как-то у преподобного Варсонофия Оптинского я прочитал рассказ об одном человеке, о котором много слышал и раньше, но финала его жизни не знал. Речь о светлейшем князе Александре Даниловиче Меньшикове, вышедшем из простых людей и ставшем, по меткому замечанию Александра Сергеевича Пушкина, «полудержавным властелином». А потом отбывшем в ссылку в далёкую глухую деревню. И вы знаете, преподобный Варсонофий приводит интересный факт: оказывается, Александр Данилович достиг высокой духовной жизни и был почитаем как святой в той местности, в которой подвизался, не будучи монахом, – просто он жил благочестиво. И когда его спрашивали: «А как Вам здесь – после Петербурга, посла славы, после власти?», то, крестясь, этот бывший вор, обласканный великим Императором, достигший в своей жизни высоты едва-едва отдалённой от царского престола, с радостью говорил: «Благо ми есть, яко смирил мя еси, Господи!».

Так что же это был за человек? Это большой вопрос. Если мы подключим наше земное разумение, то выставим перед ним многочисленные требования, которым следовало бы отвечать. Но если включим духовное рассуждение, то все требования уложатся в единственное пожелание, до которого надо только дорасти. Оно дано нам как ориентир в жизни, и мы находимся на пути к нему – если, конечно, вообще начали это движение.

И вот рассказ о том, что у Бога есть возможность дать каждому из нас в том месте, где ничего нет, множество улова и плодов, он очень утешителен. Ведь Господу ведомо то, что ждёт каждого из нас, ибо главная цель – искать прежде Царствия Божиего и правды Его, а остальное – всё то, что будет нужно – Господь приложит к этому как естественный довесок. Но вот дойти до этого состояния, чтобы сознательно учиться искусству искать Божиего Царства и Его правды, невозможно без добровольного и свободного стремления в ту сторону, где нередко мы с вами оказываемся перед примерами сугубого благочестия, которое в Священном Писании обильно представлено в жизни людей, стремившихся к праведности.

Одним из ярчайших примеров этого движения к правде Божией и к свету является жизнь праотца Авраама. Бог сказал ему безумные с точки зрения формальной логики слова: чтобы он взял своего единственного сына, поднялся в гору, взяв с собою дрова, и там на жертвеннике, сложенном из дров, заклал бы своего сына и принёс его в жертву Богу. Более жестокого и безумного предложения и не представить… А он пошёл. Он, как и мы, был всего лишь человеком, и он переживал и мучился по пути, но он пошёл. Пошёл потому, что слышал не только то, что ему сказано, а то, Кем сказано, осознавая, что если это Бог сказал, то оно будет во благо и на пользу и для него, и для его сына Исаака. И когда Господь убедился, что Авраам готов идти до конца, когда он дошёл до последнего рубежа, до черты, когда уже и сын был связан и положен на дрова, и всё было готово для принесения жертвы, и даже нож был занесён – вот тут Господь останавливает Авраама. Но понять это нормальному человеку невозможно, даже пытаться не стоит, если не войти в другую систему координат – в ту, которая сразу делает человека ненормальным для всего остального мира.

И вот сегодня мы тоже слышали рассказ о ненормальности. В этом месте не ловится! Более того – в этот день не ловилось даже там, где ловится всегда. Всю ночь не ловилось. Представьте: уставшие апостолы, конечно, раздражённые, как и всякий человек, не получивший того, чего искал. А они ведь не просто вышли половить ради себя, ради удовольствия – улов нужно было продать, семьи накормить… И вот такие удручённые мужчины возвращались домой после напрасно проведённой ночи, ничего не поймав. И Бог обращается к ним с тем, чтобы они забросили.

– Это невозможно, здесь не ловится…

Но они забрасывают – и оказываются не в состоянии поднять сеть от количества пойманной рыбы. И тогда Пётр, обращаясь к Богу, говорит о своём недостоинстве. И вот этот очень важный момент сегодняшнего чтения нужно для себя в сердце положить. Ведь никто из нас не достоин Его милости, но, независимо от этого, Он безмерно, абсолютно одинаково – о, чудо! – каждого из нас любит. Но степень Его любви испытать может только тот, кто пытается быть к Нему ближе. Тогда он и сам входит в это состояние, и с другими может им поделиться, отражая Божественную любовь. Преподобный Паисий Святогорец пишет: «Я только старая ржавая консервная банка, на которую падает свет, и я отражаю это солнце даже в своей худости. И в этой малости отражая его, оказывается, кого-то могу согреть – не своим светом, а Божиим». Накормить не своей рыбой, а Божией. Отдать не своё, а Божие, осознавая, что не ты даёшь, а Бог, но через тебя. Накормить, утешить, посетить, поделиться…

К этому искусству призван каждый человек. И чем серьёзнее испытание, посылаемое нам в жизни, тем ближе Бог. Чем страшнее последствия от него, тем острее чувствуется присутствие Христа. Чем опаснее и тревожнее звучат призывы, тем Бог всё больше и больше приближается к человеку, по степени обращения к Нему с нашей стороны, которого Он ожидает, потому что Им победа уже одержана, и каждому из нас уже уготовано место в Небесном Царстве. Но занять его сможет только сумасшедший, готовый идти дальше к безумию. И вот этот посыл, который прозвучал совсем недавно здесь же, в храме, когда мы читали слова из Евангелия: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24), он и сегодня из этой лодки звучит в наше настоящее. Так интересно, потому что всякий день приближает нас к вечности и даёт ощущение, что Бог близко и что домой скоро.

Мы здесь с вами привязываемся к тому, что есть, а Он нас тревожит:

– Не привязывайся! Ну, поживи немного, попользуйся всем этим, посмотри: Я же о тебе позаботился. Но ты про главную свою квартиру-то не забыл? Про свой небесный дом ты помнишь? Ты к нему идёшь, стремишься? Чтобы ты не привязался к этому, временному, дай-ка Я ещё немного потревожу тебя. Смотри, как всё зыбко, как ненадёжно, как всё тревожно вокруг в этом мире, где про Меня забывают. Но вот со Мною даже в любой буре, даже при плохом улове, при дурной погоде, при больных руководителях, при тебе нездоровом всё равно всё будет хорошо, если ты позовёшь Меня и будешь управлять свою жизнь со Мною вместе. Тогда ни дня, ни ночи, ни утра, ни вечера не будет – будет то самое состояние вечности, которое начнётся уже здесь, сейчас. И ты со Мной встретишься и будешь радоваться этому. Я накормлю тебя, Я дам тебе ощутить, насколько на самом деле безумен этот мир, но Я – Свят и Всемогущ.

Хорошее, удивительное евангельское слово только что мы с вами слышали. Мы живём в потрясающе благодатное время. Какое счастье! Это время невероятных возможностей и глубокой радости от того, что мы можем ощутить себя в значительной степени зависимыми от Того Небесного Отца, про Которого часто забываем, не осознавая своего недостоинства даже в Его присутствии. Помните, как у классика: «Перед кем стоишь?!». Но Бог-то не этого желает, а того, чтобы ты осознал, кто ты при Его величии. Он-то спустился с Неба, чтобы, опустившись перед тобою на колени, умыть тебе ног, но ты-то сам где? Ты Ему чем-то подобным отвечаешь? Ты Ему доверяешь? Или только тогда, когда чувствуешь, что тебе очень хорошо в своей скорлупе? Так всё хорошо стало – есть, что терять. Так удобно, так комфортно, что всё другое кажется странным, страшным… Но Он же манной небесной питал в пустыне Свой народ – это же было. Или это закончилось? Нет. Оно всегда есть, просто ты слишком далеко отошёл от этой манны, сам себя пытаешься кормить, но на Его харчи всё равно взираешь.

Какое замечательное евангельское чтение в удивительно благодатное время нашей жизни. Оно такое интересное, оно такое назидательное, перспективное – и, вместе с тем, солнечное. Давайте это заметим, давайте внимание на это обратим и порадуемся тому, что мы Богом любимы, что Он уже забросил сети в сердце каждого из нас. И там такой улов! Там такая рыба! И даже можно поднять её, но сил вытащить её не хватит – придётся делиться с окружающими. Хотя это непросто, но пытаться надо. Аминь.

Протоиерей Андрей Алексеев

Презентация на тему царствования Ивана I Калиты. Презентация по истории «ивана калиты»

Князь Иван Данилович Калита (предположительно 1283 — 1340) — с 1325 великий князь московский, с 1328 великий князь владимирский. Своей деятельностью он заложил прочный фундамент будущей политической и экономической мощи Москвы. Прозвище Кошель (Калита) князь получил за невероятное богатство и щедрость.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы использовать предварительный просмотр презентаций, создайте учетную запись Google (аккаунт) и войдите: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Иван I Данилович Калита князь Московский с 1325 г. (фактически с 1322 г.), великий князь Владимирский, князь Новгородский с 1328 по 1337 гг. pocket

Юность Ивана Даниловича Калиты прошла в тени его старшего брата — Юрия Даниловича Юрий Данилович Иван I Данилович Калита БРАТ

Правление Ивана Калиты привело к возвышению Москвы над остальными княжествами Руси. Кремль при Иване Калите.

Москва при Иване Калите

Москва при Иване Калите

Москва при Иване Калите

Москва при Иване Калите

Князь часто ездил в Орду, что принесло ему доверие и расположение правившего в то время хана Узбека .

Иван Калита приглашает митрополита Петра в Москву.

Петр, митрополит Московский, св. Успенский собор

Соперником Калиты был князь Тверской Александр Михайлович

Узбек дал Ивану Калите ярлык на великое княжение, право самостоятельно собирать дань для отправки в Орду

Древо Ивана Калита Даниил Александров Семен Гордый Иван II Иванович Красный Иван I Данилович Калита Андрей Иванович Серпуховской

Предварительный просмотр:

Князь Иван Данилович Калита (предположительно 1283 — 1340) — с 1325 великий князь Московский, с 1328 г. Великий князь Владимирский. Своей деятельностью он заложил прочный фундамент будущей политической и экономической мощи Москвы. Прозвище Кошель (Калита) князь получил за невероятное богатство и щедрость.

Юность Ивана Даниловича Калиты прошла в тени его старшего брата Юрия Даниловича, московского князя. Хотя после отъезда Юрия в Новгород, в 1319 году, получив ярлык на великое княжение в Орде, Москва оказалась в распоряжении Калиты. Но Иван унаследовал Москву только в 1325 году по завещанию, оставленному после смерти брата.

Князь Иван Калита оказался упорным в достижении своих целей, жестким и хитрым политиком. Правление Ивана Калиты привело к возвышению Москвы над остальными княжествами Руси. Князь часто ездил в Орду, что принесло ему доверие и благосклонность правившего в то время хана Узбека. Если остальные княжества страдали под игом ордынских баскаков, то Московские земли, остававшиеся относительно спокойными, постепенно стали пополняться людьми, переселившимися туда из других областей.

Перенос митрополичьей кафедры в Москву в 1325 году сделал ее не только важным экономическим центром, но и духовной столицей русских земель. Князь Иван 1 прекрасно умел пользоваться обстоятельствами, что позволяло ему влиять на других правителей русских земель и успешно расширять собственные владения.

Соперником Калиты был князь Александр Михайлович Тверской. В 1327 году в Твери был убит посол ордынского правителя Чолхана. И Калита, узнав об этих событиях, немедленно отправился в Орду, чтобы выразить готовность помочь в расправе над виновными. Это выражение преданности привело к тому, что Узбек пожаловал Ивану Калите ярлык на великое княжение, право самостоятельно собирать дань для отправки в Орду и 50-тысячное войско. Соединив это войско с войском суздальского князя Александра Васильевича, Калита разбил Тверь, а отряды ордынских баскаков довершили дело. Тверской князь был вынужден бежать сначала в Новгород, а затем в Псков и далее, в 1239 г., в Литву. Разоренный город был отдан его брату Константину.

Принц был дважды женат. В 1332 году он женился на Елене, а позже на Ульяне. От двух жен у него было 7 детей. Своих дочерей он выгодно выдал замуж за князей ярославских и ростовских. При этом условием их брака была возможность самовластно распоряжаться судьбами зятьев. Покорил Иван 1 и Рязань, а также Углич (покупным способом). Он попытался присоединить Новгород, начав против него военные действия. Но это предприятие оказалось для Калиты не очень удачным, и князю пришлось помириться.

В 1340 году, вполне возможно, по приказу ордынского хана войско было направлено в земли непокорного смоленского князя Ивана Александровича. Смоленские земли были разорены московскими воинами и отрядами Орды. Позже Александр, пришедший в Орду в надежде заключить мир с ханом, был казнен вместе с сыном Федором.

Иван 1 Калита умер в 1340 году, и на московский престол взошел его старший сын Симеон Иванович Гордый.

В 1380 году на московский престол сел князь Дмитрий Иванович, внук Ивана Калиты. Он хорошо понимал, что для успешной борьбы с монголо-татарами все русские княжества должны объединить свои силы. За 30 дней собралось такое войско, какого еще никогда не собиралось на Руси. Там были дружины почти всех русских князей, а также ополчения из разных городов. Старшие гвардейцы явились во всеоружии. Повсюду люди молились о даровании победы русскому оружию, просили Бога защитить русскую землю. А сам князь отправился в Троицкий монастырь. Вместе с малолетним Дмитрием митрополит Алексий правил

Московский Кремль Дмитрия Донского. Правление Дмитрия Донского () — важная эпоха в истории Москвы, новый этап строительства Кремля. Если Кремль Ивана Калиты прожил всего 30 лет, то белокаменные стены Дмитрия Донского простояли более 100 лет. По мере возведения стен территория Кремля расширилась почти до нынешних пределов.


Принц увеличил дружину. Заключены военные договоры с другими князьями. Тверской поход Дмитрия Ивановича в 1375 году. Литовский князь Ольгерд поддержал Тверь и совершил три неудачных похода на Москву. В 1377 году московские полки потерпели поражение в Нижегородском княжестве. В 1378 году князь возглавил полки и разбил Орду на реке Воже. В начале 60-х годов XIV века он раскололся на две части. В левобережной части Орды происходили нескончаемые междоусобицы, частая смена правителей. В 60-х годах XV века бессменным правителем Правобережной Орды стал полководец Мамай. Он не мог стать ханом, т.к. не были потомками Чингисхана. Он стремился доказать завоевание России, которая является продолжательницей дела Чингисхана и Батыя.



Дмитрий Донской и Сергий Радонежский. Основатель и настоятель Троице-Сергиева монастыря Сергий Радонежский () вошел в историю нашей страны как выдающийся патриот и гражданин своего Отечества, духовный вдохновитель разгрома вражеских полчищ на Куликовом поле в сентябре 1360 года, Русская православная церковь причислила Сергия Радонежского к лику святых.












Причины победы русских войск в Куликовской битве 1. Москва объединила русские княжества для борьбы. 2. Быстрый сбор ополчения и княжеских дружин. 3. Умелые разведывательные действия русских войск. 4. Правильный выбор места боя. 5. Умелое построение русской армии. 6. Стойкость русских воинов. 7. Своевременный удар засадного полка. 8. Русская армия сражалась за Родину.



Последствия и значение Куликовской битвы 1. Битва сыграла огромную роль в развитии национального самосознания. 2. Русские поняли, что татар можно победить. 3. Русские князья сами, без согласия хана, стали назначать наследников престола. 4. Повысился международный авторитет Москвы.

Задонщина (отрывок) И тут великий князь стал наступать. Дамасские мечи лязгают о шлемы Кхина. Нечестивцы закрыли головы руками. И тут сволочи помчались обратно. Ветер ревет в знамёнах великого князя Дмитрия Ивановича, поганые бегут, а русские сыны широкие поля щёлканьем огородили и золочеными доспехами зажглись. Тогда Великого Князя Дмитрия Ивановича и брата его, Князя Владимира Андреевича, поганые полки повернули вспять и стали бить и секать их нещадно, огорчая их. Тут грязные в смятении разбежались и побежали по нехоженым дорогам в Лукоморье, скрежеща зубами и раздирая лица. Поганое оружие уже было брошено, и русские склонили головы под мечами. И бросился поганый Мамай из своей дружины, как серый волк. И стоял великий князь Дмитрий Иванович с братом своим, с князем Владимиром Андреевичем и с прочими воеводами своими на костях на поле Куликовом, на реке Непрядве.

Страшно и грустно было, братцы, смотреть на то время: христианские трупы лежат, как стога сена, у Великого Дона на берегу, и Дон-река три дня текла кровью. ? Как автор относится к Мамаеву войску? ? Каковы итоги битвы?

Легенда о Мамаевом бою. (отрывок) Услышав безбожного Мамая от его старых татар, и начав быть подвижным, мы беспрестанно сгораем от дьявола, нападая на христианство. И я стал говорить в себе своим евлпатам, и ясаулам, и князьям, и воеводам, и всем татарам, как бы «не хочу этого делать, как Батый. Когда я дойду до России и убью их князя, и какие красные города господствуют над нами, мы сядем и будем править Россией, будем жить тихо и безмятежно. И не зная того, застеклен, словно рука господня высока. И за несколько дней я буду переноситься великой рекой Волгой изо всех сил. И много других полчищ к их великому могуществу, вместе с глаголом к ​​ним: «Пойдем в землю русскую и золотом русским обогатимся!» Иди безбожник на Русь, яко лев рычащий пуф, яко змея ненасытная, дышащая гневом.

А когда дойдете до устья реки Воронож, дайте волю всей своей силе и скомандуйте всем своим татарам, как бы «не паши никому из вас хлеба, будет вам русский хлеб!» ? Определите цели похода Мамая на Русь

Найдите ошибки в тексте: Дмитрий Иванович был сыном Ивана Калиты. Во власть он пришел в 19 лет. От деда унаследовал хитрость, мудрость, дальновидность, целеустремленность. Митрополит Алексий, основатель Троицкого монастыря, пользовался в то время на Руси большим авторитетом. 8 сентября 1381 года Дмитрий Иванович разбил войска ордынского хана Мамая в битве на Куликовом поле. Это подняло авторитет московского князя (Дмитрий Иванович получил прозвище «Донской»), но не привело к падению зависимости от Орды: в следующем году Мамай совершил погромный поход на Москву и сжег ее. Сбор дани с русских земель был восстановлен.

Описание презентации на отдельных слайдах:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайда

Описание слайда:

БИОГРАФИЯ ИВАНА КАЛИТА Год его рождения доподлинно неизвестен, он правил с 1325 по 1340 год. В историю он вошел под прозвищем Калита, потому что всегда и везде носил с собой кошелек (калиту), наполненный серебром. помогал любому нищему. Щедрый и коварный, умный и жестокий — все это характеристики одного человека. Князь умер 31 марта 1340 г.

3 слайда

Описание слайда:

Титулы В 1325 году стал князем Московским (1325-1340) после смерти брата Юрия. В 1327 году участвовал в подавлении восстания в Твери, за что получил ярлык от хана Узбека на княжение в Костроме (Владимирское княжество). С 1328 года — великий князь Владимирский. Он также был князем Новгородским (1328-1337).

4 слайда

Описание слайда:

Внутренняя политика Иван Калита Вся его политика была направлена ​​на укрупнение и развитие Московского княжества. Он расширил границы Москвы, скупая земли у соседних князей, а в 1332 году полностью присоединил к ней Владимирское княжество. Во время его правления он стал православным центром России. Он перевез митрополита Петра из Владимира в Москву. Он заложил первые белокаменные соборы — Успенский и Архангельский, позднее по его приказу были построены каменные церкви. При его правлении население княжества увеличилось, этому способствовала его тонкая политика с Золотой Ордой. Он освободил московские земли на 40 лет от опустошительных татарских набегов. Иван приглашал всех желающих поселиться в окрестностях Боровицкого холма, предоставляя новым поселенцам льготы и помощь в создании хозяйств. По его приказу вокруг Москвы был построен дубовый кремль.

5 слайдов

Описание слайда:

Внешняя политика Ивана Калиты Все эти преобразования он умел совершать не только с огромной казной, но и внешней политикой. Он активно налаживал связи с Золотой Ордой. Его избрали старшим ханом над всеми русскими князьями в «войске Федорчука», разорившем Тверь. Постоянные подношения, угодные хану, позволили ему завоевать его доверие. Ему первому было предоставлено право собирать «ордынскую продукцию» по всей России.

Иван Калита родился в 1288 году и долгое время был тенью своего старшего брата, князя Юрия Даниловича Московского. Но еще до того, как Иван получил московский стол, его имя было связано с успехами политики и военных действий Московского княжества. Итак, в 1304 году Иван защищал Переславль от тверских князей, и оборона была весьма успешной — дождавшись подкрепления, Иван разгромил врага. В 1319 году Юрий получил великое княжение и уехал в Новгород, оставив Москву под полным контролем Ивана. Правление Ивана Калиты длилось восемнадцать лет, и этого времени ему хватило, чтобы многократно укрепить Москву и возвысить ее над другими русскими городами.

Иван 1 Данилович Калита получил свое прозвище, как гласит предание, за то, что постоянно носил с собой мешок для денег (калита). Иван Калита зарекомендовал себя в истории как хитрый, жесткий и очень дальновидный правитель, незаурядный политик, умевший по своему желанию произвести о себе впечатление.

Иван Калита отличался редкой проницательностью. Когда другие князья с трудом сгибались перед Ордой, а некоторые пытались ей противодействовать, Иван пытался сделать Орду средством возвеличивания Москвы. Он умел угодить хану, часто ездил в Сарай (столицу Орды). И в результате Московия процветала. Как писал летописец: «Перестали поганые люди воевать с русской землей, перестали убивать христиан; упокоились и упокоились христиане от великой истомы и тяготы и от неистовства татар; и с того времени наступила тишина по всей земле».



Искусство угодить людям применял и Иван к митрополиту Петру, и святитель жил в Москве чаще и чаще, чем в других местах, умер в Москве и был погребен в ней. Значение гроба Петра для Москвы трудно переоценить. По крайней мере, следующий митрополит Феогност уже не хотел никуда идти, а остался у гроба и дома чудотворца Петра.

Неудивительно процветание Москвы с таким правителем. Люди со всей России стремились в Москву — к тихой жизни, к святым мощам, к средоточию русской духовности. Причины у всех были разные, но результат налицо: вокруг Москвы росли деревни, все больше и больше бояр приезжало на поклон к князю, земля процветала.

Иван Калита приобрел землю не только политическим и психологическим влиянием, но и обычной покупкой. А другие князья, бездумно продававшие «бросовые» земли, вдруг обнаружили, что Московское княжество уже попало чуть ли не под их окна, а «бросовые» земли вдруг оказались настоящей кладовой для развития торговли и земледелия.

Правитель точно знал, что торговля очень важна для государства, деньги — это кровь государства, и они должны течь свободно. Поэтому во времена княжества Калиты разбойников на дорогах Московского княжества практически не было: специальные патрули, назначаемые князем, уничтожали малейшие поползновения мешать купцам.



Иван Калита тоже добился финансовой независимости. Если до него налоги собирали ханские баскаки, ​​то Иван-хану было поручено решать финансовые вопросы самостоятельно. Именно это позволяло московскому князю «скупать» земли у соседей и даже целые города.




Иван I Данилович Калита (в крещении — Иоанн) родился в Москве в 1283 году, но точная дата не известна. Он сын московского князя Даниила Александровича, внук Александр Невский , князь Московский, князь Новгородский и великий князь Владимирский.

Иван Калита

Долгое время оставался в тени своего старшего брата князя Юрия.

Иван Калита

На рубеже XIII-XIV веков, согласно летописи, Иван был новгородским воеводой, княжил в Переяславле-Залесском и неоднократно замещал брата на московском княжении во время его пребывания в Золотой Орде .

Иван Калита

После смерти Юрия в 1325 году Иван, как наследник своего брата, стал единолично княжить в Московской волости. В первый же год своего царствования он, желая положить доброе начало своему царствованию, вызвал из Владимира в Москву митрополита Петра.

Это сразу сделало Москву духовным центром России.

Иван Калита

Калита был жестоким правителем, одновременно умным и настойчивым в достижении своих целей.

Иван Калита

За мирные отношения с Золотой Ордой он собирал для нее с населения огромную дань, и Иван беспощадно подавлял все народное недовольство, вызванное тяжелыми реквизициями.

Иван Калита

После этого, согласно летописи, во всей Северо-Восточной Руси на долгие годы воцарилась тишина. Опасаясь ханского гнева, татары прекратили набеги на Русь.

Иван Калита

Годы царствования Ивана были эпохой укрепления Москвы и возвышения ее над другими русскими городами. В Москве был построен дубовый Кремль, защищающий не только центр города, но и населенный пункт за его пределами.

Иван Калита

Также в Москве он построил Успенский и Архангельский соборы, церковь Иоанна Лествичника, церковь Преображения Господня, при ней был открыт монастырь.

Иван Калита

Князь заботился о безопасности жителей, строго преследовал и казнил разбойников и воров, всегда чинил «правый двор», помогал бедным и нуждающимся. За это он получил свое второе прозвище — Добрый.

Иван Калита

Калита был крупным политическим деятелем своего времени.

Иван Калита

Великий Князь Всея Руси Иван I Данилович Калита умирает

31 марта 1341 в Москве. Похоронен в Архангельском соборе Кремля. После его смерти у него осталось четыре сына и пять дочерей.

Бой между Москвой и Тверью. Возвышение Москвы.

По beginning of the XIVth century Moscow and Tver principalities became the strongest in Northeast Russia . Даниил Александрович (1263-1303), сын Александра Невский стал первым князем Московским по воле отца . В начале 90-х Даниил поступил в Можайск на Ростовское княжество, а в 1300 выиграло Коломенское из Рязанское . Сын Даниэля Юрий Данилович (умер в 1324 году) начал борьбу более . .

Москва князь был поддержан все- Русский Митрополит Петр . В 1317 году Юрий получил от хана Узбека ярлык на великокняжеский престол. год после Главный враг Юрия — Михаил Тверской — убит в Орде. Но в 1322 г. Юрий нарушил волю хана и провел собранных в Орду «отходов». В наказание он был лишен права княжения. И ярлык был присвоен сыну Михаила Ярославича — Дмитрию Грозным Очи. В 1325 году, когда оба князя Москва и Тверь были в Орде, Дмитрий убит виновным в смерти отца князя Юрия, за что был казнен ханом в 1326 году. Великое княжение было пожаловано Дмитрию Тверской брат Александр (1326-1328).

Вместе с великим князем Александром ордынское войско во главе с ханским родственником Чолханом (его звали Шелкан в Руси ) было отправлено в Русь . Бунт ордынцев спровоцировал горожан бунт , который поддержал сам князь Александр. Повстанцы разбили отряд Чолхана. Новый Москва князь, младший брат Юрия Даниловича, Иван Калита заставил наилучшим образом использовать обстоятельства. Он возглавлял драгун Орды против тверских . земля тверская была опустошена, Александр Михайлович сбежал на Псков , а великое Владимирское княжество было разделено между Иваном Калитой и Александром Суздальским. После смерти последнего в 1332 году Московские князья почти постоянно держали ярлык на великое княжение.

Иван Калита сумел установить свою власть в Новгороде , получил ярлыки на придаточные княжества с центрами в Угличе, Галиче и Белоозере. Кроме того, Иван скупал деревни у других княжеств, которые впоследствии становились опорными пунктами в «собирательстве» 9 .0133 Россия земли около Москва .

Его политику продолжили сыновья: Семен Гордый (1340-1353) и Иван 2-й Красный (1353-1359). После смерти Ивана 2-го Красного князем Москвы стал его 9-летний сын Дмитрий (1359-1389). В то время ярлык на княжение находился у князя суздальско-нижегородского Дмитрия Константиновича. Интенсивная борьба развернулась между ним и группой Москва бояр. The metropolitan of Moscow Aleksii, who was actually leading Moscow government , headed the party of Moscow , until Moscow won the victory in 1363.

Великий князь Дмитрий Иванович продолжил политику укрепления Москва княжество . В 1367 году из белого камня воздвигнут Москва Кремль . В 1371 Москва нанесла поражение великому князю Олегу. Борьба с тверским шла.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *