Иван 4 кратко опричнина: Опричнина – что это такое в истории России, кратко об опричниках Ивана Грозного – определение, дата начала и последствия

Опричнина – что это такое в истории России, кратко об опричниках Ивана Грозного – определение, дата начала и последствия

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 568.

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 568.

Опричнина – период в истории России XVI века, когда государство было разделено на две части, особый царский удел и территория, которой управляли земские бояре. Это произошло в 1565 году. Определение “опроче” можно трактовать как “отдельно”, то есть царь отделил свой удел от остального государства.

Введение опричнины

До 1565 года термин “опричнина” использовали для наименования удела, который получала вдова при разделе имущества умершего мужа, а также великой княгини. Датой учреждения опричнины Иваном IV можно считать 3 февраля 1565 года.

Рис. 1. Опричнина карта.

Этому событию предшествовало ряд событий. Во-первых, с 1558 года Иван IV вел Ливонскую войну. В 1561 году вместо слабого Ливонского ордена противником стало более крупное Великое княжество Литовское, а следом за ним в войну прямо и косвенно вступили Крымское ханство, Польша и Швеция.

Война сопровождалась смертью в 1560 году первой жены царя – Анастасии. После ее смерти Иван IV охладел к своим прежним сподвижникам первых лет царствования – Избранной Раде. В 1561-1564 ситуация вокруг царя ухудшилась. Войска потерпели поражение в битве при Чашниках, а некоторые бояре стали убегать в Великое княжество Литовское, в их числе оказался и бывший сподвижник Андрей Курбский.

В декабре 1564 года Иван IV покинул Москву и увез с собой казну в Александровскую Слободу (ныне – город Александров во Владимирской области). Он объявил об отречении от трона в пользу малолетнего сына, а причиной этого назвал гнев на бояр и воевод. В результате, было достигнуто соглашение о возвращении Ивана IV на царство. Он объявил о том, что “учреждает опричнину”.

В царский удел вошли следующие земли:
  • От Белого моря до Александровской Слободы.
  • Некоторые крепости вблизи Москвы, например, Вязьма и Медынь, а также некоторые улицы столицы.
  • Кострома и земли от Великого Устюга до Белого моря.
  • От города Кемь на севере до Торжка на юге.

Опричное войско формировалось из молодого дворянства у которого не было родственных связей со знатным боярством. Его численность составила около 6 тыс. человек. Внешне оно напоминало монашеский орден. В опричной столице – Александровской Слободе появились своя казна и приказы (Бронный, Сытный, Конюшенный, Постельный).

В опричном войске начал свою карьеру будущий царь Борис Годунов. Были среди опричников и иностранцы, например, авантюрист Генрих фон Штаден, он прожил в России 12 лет, с 1564 по 1576, а потом уехал в Голландию. Вторым можно считать кабардинского мурзу Михаила Темрюковича Черкасского.

Опричники на Руси прославились карательным походом на Новгород Великий зимой 1569-1570 и различными казнями. Несколько человек царь казнил в Пскове в 1570 году. Даты апогея опричного террора – 1570-1571 годы.

Рис. 2. Опричник.

Результаты и последствия

После тяжелой войны с крымским ханом в 1571-1572 годах царь не увидел дальнейшего смысла сохранения опричнины и отменил ее. В документах 1573-1584 годов бывшие опричные земли стали называть “двор” (царский), а бывших опричников – дворовые. Многие бывшие опричники были казнены в 1571-1572 годах.

Последствием опричнины стало падение боеспособности армии и усиление крепостного права. Террор в сочетании с неудачами в войнах на западе и на юге привел к порухе. Такое понятие использовали современники для описания хозяйственного кризиса в государстве. Она была частично преодолена во времена сына Ивана IV – Федора Иоанновича и Бориса Годунова, например, к 1600 году удалось:

  • Разгромить в Сибири хана Кучума и построить несколько городов за Уралом.
  • Победить Швецию в войне 1590-1595 годов, вернуть Ижорские земли.
  • Усилить южные границы, основать новые города в Поволжье.
  • Учредить патриаршество.
  • Построить Кремль в Смоленске.

Результат казался недолгим и был перечеркнут голодом 1601-1603 годов и последовавшей за ним Смутой, а она сопровождалась новым кризисом хозяйства и территориальными потерями на западе и на северо-западе.

Рис. 3. Иван IV.

Что мы узнали?

Следует понимать, что такое опричнина в Истории России XVI века. Такой период был только один раз и длился всего 7 лет. Кратко о опричнине Ивана Грозного можно узнать из школьного курса истории 6 или 7 класса. Самая главная причина опричнины – стремление Ивана IV к усилению собственной власти.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Наташа Котова

    10/10

Оценка доклада

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 568.


А какая ваша оценка?

Опричнина Ивана Грозного — кратко

Во время правления Ивана Грозного в XVI веке была выбрана политика террора или по-другому ее называли опричниной. Главная задача, если описать кратко, заключалась в отборе земли, как частного имущества в пользу государства. Кроме этого выделялись земли, которые были предназначены только для нужд царя и его семьи.

Причины введения

Опричнина – это древнерусское слово, означающее «особый». Это относилось и к земле, и к части государства и к людям, которые были членами тайной полиции.

Историки считают, что опричнина взяла свое начало от Ливонской войны, когда шло завоевание Прибалтийского побережья. Война шла не потому сценарию, как хотелось царю, в чем он упрекал воевод, что они действовали не решительно.

Ситуация стала хуже, после того, как один из военачальников предал Ивана Грозного, и царь стал задумываться о том, что его окружают предатели.

Все это заставило создать особе окружение, которое защитит царя, так появились первые опричники и политика террора.

Развитие опричнины

В начале 1565 году была разработана политика террора, где все земли поделились на два подвида:

  • Опричнина, которая была собственностью царя, со своим управлением.
  • Земщина – земли под управлением бояр.

При этом земщина облагалась налогами и туда переселяли всех неугодных царю бояр.

По мнению Ивана Грозного, бояре и князья предавшие его, должны были быть казнены. Царь лично приезжал в Москву и наказывал своих врагов.

Кроме этого он старался укрепить свою власть и убрать реальных претендентов на трон. Так был отравлен Владимир Старицкий, двоюродный брат царя, и усмирен Великий Новгород, который мог стать столицей государства.

В 1571 году Ивану Грозному и его войску, находившемуся в Новгороде, пришлось отказать от данной политики и возвратиться в Москву. Это потребовалось из-за того, что на город напал крымский хан и практически сжег его, потому что Москва не была защищена, а бояре отказались предоставлять свое войско.

Последствия политики опричнины

Политика террора не прошла бесследно, результаты были следующие:

  • Боярская дума потеряла статус правящего органа.
  • Гибель многих людей, как простых крестьян, так и людей высшего сословия.
  • В стране наступил экономический кризис, потому что более 80% земель не возделывались.
  • Укрепилось крепостное право.
  • Проигрыш в Ливонской войне, которая длилась более 20 лет.
  • Нестабильная ситуация, социальная напряженность, привело к Смутным временам.

Историческая оценка данной политики не позволяет описать ее одним словом, у каждого историка есть свое мнение на этот счет. Одни считают, что это пагубно сказалось на всех сферах жизни, в том числе экономической, политической и социальной. Другие считают, что это сформировало движение народа против бояр и их политики. Третьи обвиняют Ивана Грозного в кровавом правлении, где погибли простые и невинные люди.

Оценивать политику опричнины сложно, так как практически не сохранилось никаких документов того времени. Многие выводы делаются на мнениях историков. Лишь про некоторые моменты можно сделать предположения, что земли делили по непонятным критериям и людей казнили без каких-либо на то причин.

Добавить комментарий

История России Том 47 Выпуск 1-2 (2020)

Этот очерк опровергает утверждение Чарльза Гальперина в его книге об Иване Грозном, что государственный террор, навязанный царем в период опричнины, не имел никакого отношения к концепция карнавала у Михаила Бахтина. Рецензент утверждает, что, напротив, на поведение Ивана большое влияние оказали аспекты «комического мира» древней Руси, выявленные Д.С. Лихачевым и А.М. Панченко как московского аналога западноевропейского «карнавала». Она рассматривает низложение и ритуальное унижение митрополита Московского Филиппа и архиепископов Пимена и Леонида Новгородских, убийство боярина И.П. Федорова-Челяднина, и показывает, что они имели много общего с формами народной культуры. Точно так же и сами опричники в чем-то напоминали ряженых, а их монастырь в Александровской слободе был карнавальным. Опричный террор продемонстрировал некоторые из ужасных ритуалов возмездия, характерных для народных восстаний того периода: это говорит о том, что царь усвоил большую часть образов народной культуры; и его присвоение его идиом, возможно, помогло заручиться поддержкой населения его публичных казней.

Заголовок:
Опричнина как карнавал насилия: Иван Грозный и московская народная культура
Тип статьи:
исследовательская статья
DOI:
https://doi. org/10.30965/18763316-04701009
Язык:
Английский
Страницы:
100–113
Ключевые слова:
Иван Грозный; опричнина; Михаил Бахтин; карнавальный; юродивые; ряженые
В:
История России
В:
Том 47: Выпуск 1-2
Издатель:
Брилл | Шёнинг
E-ISSN:
1876-3316
Распечатать ISSN:
0094-288Х
Предметы:
История, славяноведение и евразийство, Современная история, История

Все время
Прошлый год
Последние 30 дней
Абстрактные представления 803 186 12
Полнотекстовые просмотры 73 18 1
Просмотры и загрузки PDF 160 51 6

Это эссе противоречит утверждению Карла Гальперина в его книге об Иване Грозном, что государственный террор, введенный царем в период опричнины, не имел никакого отношения к концепции карнавала, используемой Михаилом Бахтиным. Рецензент утверждает, что, напротив, на поведение Ивана большое влияние оказали аспекты «комического мира» древней Руси, выявленные Д.С. Лихачевым и А.М. Панченко как московского аналога западноевропейского «карнавала». Она рассматривает низложение и ритуальное унижение митрополита Московского Филиппа и архиепископов Пимена и Леонида Новгородских, убийство боярина И.П. Федорова-Челяднина, и показывает, что они имели много общего с формами народной культуры. Точно так же и сами опричники в чем-то напоминали ряженых, а их монастырь в Александровской слободе был карнавальным. Опричный террор продемонстрировал некоторые из ужасных ритуалов возмездия, характерных для народных восстаний того периода: это говорит о том, что царь усвоил большую часть образов народной культуры; и его присвоение его идиом, возможно, помогло заручиться поддержкой населения его публичных казней.

Заголовок:
Опричнина как карнавал насилия: Иван Грозный и московская народная культура
Тип статьи:
исследовательская статья
DOI:
https://doi. org/10.30965/18763316-04701009
Язык:
Английский
Страницы:
100–113
Ключевые слова:
Иван Грозный; опричнина; Михаил Бахтин; карнавальный; юродивые; ряженые
В:
История России
В:
Том 47: Выпуск 1-2
Издатель:
Брилл | Шёнинг
E-ISSN:
1876-3316
Распечатать ISSN:
0094-288Х
Предметы:
История, славяноведение и евразийство, Современная история, История

Все время Прошлый год Последние 30 дней
Абстрактные представления 803 186 12
Полнотекстовые просмотры 73 18 1
Просмотры и загрузки PDF 160 51 6

Блог о гуманитарных науках

Интервью

Подкасты

Видео

Гостевые посты

Серия подкастов

по всей радуге

В цепях

Migration

и Degrees.

Легитимность вещания | Российская империя 1450-1801

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicРоссийская империя 1450–1801 гг. История раннего Нового времени (1500–1700 гг.)Европейская историяСоциальная и культурная историяOxford Scholarship OnlineBooksJournals Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicРоссийская империя 1450–1801 гг. История раннего Нового времени (1500–1700 гг.)Европейская историяСоциальная и культурная историяOxford Scholarship OnlineBooksJournals Введите поисковый запрос

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Еще

Укажите

Коллманн, Нэнси Шилдс, «Легитимность вещания», The Russian Empire 1450-1801 , Oxford History of Early Modern Europe (

Oxford

, 2017; онлайн-издание, Oxford Academic, 19 января 2017 г. ), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199280513.003. 0008, по состоянию на 12 апреля 2023 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicРоссийская империя 1450–1801 гг. История раннего Нового времени (1500–1700 гг.)Европейская историяСоциальная и культурная историяOxford Scholarship OnlineBooksJournals Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicРоссийская империя 1450–1801 гг. История раннего Нового времени (1500–1700 гг.)Европейская историяСоциальная и культурная историяOxford Scholarship OnlineBooksJournals Введите поисковый запрос

Advanced Search

Abstract

В главе исследуется, как Московское государство на протяжении семнадцатого века транслировало идеологию, определяющую политическую легитимность. Эта идеология была основана на православии, изображавшем государство как благочестивое сообщество, в котором правитель представлял назначенного Богом на земле. Ожидалось, что законный правитель подаст моральный пример праведности, вернет справедливость и защитит веру и государство. При этом он должен был прислушиваться к советам своего народа. Идеология выражалась инклюзивно и не была так тесно связана с институциональной Церковью, чтобы исключать инославных подданных. В главе исследуется, как идеология распространялась через обряды, иконы, культы святых, летописи и застроенную среду, в частности, в кремлевском ансамбле и построенной по нему церковной архитектуре, а затем построенной в городах по всему королевству. В нем кратко описывается политическая преемственность династий Данииловичей и Романовых и рассматривается проблема «деспотизма».

Ключевые слова: архитектура, translatio imperii, символический центр, опричнина, летопись, династия, иконы, Кремль, царственные женщины, легитимность

Предмет

Раннее Новое время (1500-1700)Европейская историяСоциальная и культурная история

Коллекция: Оксфордская стипендия онлайн

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Нажмите Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *