1. Основные направления и итоги внутренней политики Александра-1.
После убийства Павла-1 императором России стал его сын Александр-1 (1801 – 1825 гг.)
Желая привлечь на свою сторону дворянство, он заявил, что будет править по заветам своей бабки Екатерины-2.
С первых дней своего правления он начал проводить либеральные реформы и придерживался умеренной политики. Были отменены наиболее одиозные указы Павла-1, вернулись 12 тыс. опальных дворян. Были восстановлены «Жалованная грамота дворянству», «Жалованная грамота городам», принятые при Екатерине-2.
Большую роль в начале царствования играл Негласный (секретный) комитет (1801 – 1805), в который вошли наиболее доверенные императору дворяне: Строганов, Кочубей, Чарторыйский, Новосильцев. Ближним советником был Сперанский. Комитет разработал реформы по всем важным вопросам жизни государства, целью которых было догнать передовые европейские страны. Но боязнь дворянского заговора, многочисленные войны в начале царствования заставляли откладывать реформы до лучших времён.
В 1801 г. издан указ о праве покупки земли купцами, мещанами, государственными и удельными крестьянами.
В 1803 г. Указ о «вольных хлебопашцах» предусматривал освобождение крестьян на волю за выкуп с землёй целыми селениями по обоюдному согласию крестьян и помещиков. В 1809 г. отменялось право помещиков ссылать крестьян в Сибирь. Много внимания уделялось просвещению и образованию: были созданы Виленский, Харьковский, Казанские университеты; Царскосельский, Ришельевский, Нежинский лицеи.
В 1802, 1810 годах были проведены преобразования в системе государственного управления. Коллегии заменены Министерствами, учреждён высший законосовещательный орган – Государственный совет. М.М. Сперанский – выдающийся русский реформатор, по поручению Александра-1 выработал проект государственных преобразований, не получивший осуществления: Гражданское уложение (кодекс), план упорядочения финансов. Труд всей его жизни – «Свод законов Российской империи».
После окончания войны 1812 г. необходимость решительных перемен становилась всё более очевидной.
В Прибалтике крестьяне были освобождены от крепостного права без права на землю. Парламенты, Конституции были созданы в Польше и Финляндии.
В 1818 – 1820 гг. Новосильцев разрабатывает проект первой русской Конституции «Уставная грамота Российской империи». Проводится военная реформа Аракчеева, целью которой было уменьшить расходы казны на содержание армии.
Но в 1818 – 1819 гг. Александр-1 отказывается от реформ и поворачивает в сторону реакции. Причины: события в Семёновском полку, революция в Испании и Италии.
Преобразования Александра-1 – это «эпоха упущенных возможностей», если бы ему удалось осуществить все свои замыслы, то Россия почти на сто лет раньше стала бы продвигаться по пути капитализма.
За годы войны СССР потерял треть национального богатства. Окрепла лишь военная промышленность. Предстояло выбрать путь экономического возрождения:
1) поддержать наметившиеся послабления и тенденции к самостоятельности на местах без указки из Центра (Вознесенский, Кузнецов, Родионов и др. ) или
2) вернуться к модели 30-х годов (Маленков, Берия).
Растущая международная напряжённость, плохой урожай и голод 1946 г. привели к победе сторонников принудительных мер. Возврат к схеме развития 30-х годов разработан и теоретически обоснован Сталиным в его последней работе «Экономические проблемы социализма в СССР», обозначившей курс к огосударствлению сельского хозяйства – создание совхозов.
Четвёртый пятилетний план предусматривал:
восстановление и развитие промышленности, прежде всего тяжёлой;
восстановление 8-часового рабочего дня;
отмену обязательных сверхурочных;
восстановление отпусков.
Но условия труда оставались тяжёлыми. Достижения НТР внедрялись лишь в оборонной промышленности.
Итоги пятилетки – быстрый рост в 1947 – 48 гг. сменился замедлением , длившимся до 1954 г. – всё напоминало 30-е годы. Модель социализма была нежизнеспособна. Народ своим героическим трудом восстанавливал города и предприятия. Сельское хозяйство после коллективизации было самым отсталым в советской экономике.
В 1946 г. засуха на Украине, Молдавии, на юге России вызвала голод, о котором замалчивали, а в это время зерно вывозили в страны Восточной Европы. Руководство страной, исходя из потребностей государства и не учитывая возможности колхозов, требовало выполнения планов любой ценой. Вновь усилился контроль за сельским хозяйством. Техническая оснащённость с/х оставалась низкой, Постоянно росли налоги, закупочные цены были низкими, трудодни фактически не оплачивались. Денег на развитие колхозов у государства не было
В 1947 г. была отменена карточная система и проведена денежная реформа, но это не привело к росту покупательной способности населения. Ситуация усугублялась ежегодными займами, проводившимися принудительно. Отсутствие очередей в магазинах объяснялось высокими по сравнению с зарплатой ценами. Снижение цен касалось только городского населения. В деревне жизнь ухудшалась.
После войны политическая система стала восстанавливаться. Первые репрессии обрушились на военных, усилившегося влияния которых опасался Сталин. Фабрикуется «Ленинградское дело» — против выходцев из Ленинградской партийной организации, прокатившееся по всей стране (2 тыс. репрессированных). В годы войны блокадный Ленинград без помощи центра сумел выстоять.
Система идеологического руководства (главный идеолог А. Жданов) исключало любое свободомыслие. Пострадали деятели науки и культуры – Ахматова, Зощенко, Михоэлс, Шостакович и многие др. Были оборваны связи с мировой наукой, что на десятилетия определило отставание советской науки от мирового уровня по целому ряду направлений.
Авторитет СССР на международной арене значительно вырос, однако продолжающаяся сталинская политика «железного занавеса» привела в 1946 г. к началу эпохи «холодной войны» — идеологического, политического и военно-стратегического противостояния капиталистической и социалистической систем. Происходит «экспорт социализма», когда к власти приводились коммунисты в странах, освобождённых от фашизма Красной Армией, или в разрез с договорённостями о демократическом выборе народа, подписанными СССР на Ялтинской и Потсдамской встречах «Большой тройки» (СССР, США, Англия). Помощь СССР коммунистам Китая, КНДР, Берлинский кризис 1949 г. способствовали возникновению Атлантического пакта (НАТО).
Сталинским руководством враждебно воспринимались любые отклонения от «социалистической модели». Самостоятельная позиция югославских руководителей вызвала недовольство Сталина и привела к кризису советско-югославских отношений.
В 1949 г. СССР создал своё атомное оружие, что обеспечивало его позиции в мире.
Поэтому для внешней политики первого послевоенного десятилетия характерны насторожённость, враждебность.
Trojden | Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815—1825 гг.: Арсентьев Н. М. — 9 класс
Почему внутренняя политика Александра I была противоречивой? Повлияла ли на это Отечественная война 1812 г.
? Какое значение имели попытки либеральных реформ, предпринятые Александром I?1. Влияние Отечественной войны 1812 г. на власть и общество
Победив общими усилиями Наполеона и изгнав захватнические войска, страна ждала перемен. Этими чувствами были охвачены все слои населения.
Часть дворянства, мыслящая либерально, мечтала и вслух говорила о будущей конституции. Крестьяне, отстоявшие Родину в борьбе с врагом, надеялись на улучшение своего положения. Многие народы Российской империи (в особенности поляки) ждали от царя приближения российских законов к западноевропейским, послаблений в национальной политике. С этими настроениями Александр I не мог не считаться.
Но он должен был учитывать и другое: консервативные слои дворянства восприняли победу над Наполеоном как очередное свидетельство превосходства российских порядков над западноевропейскими, они полагали, что какие-либо изменения не нужны и даже вредны. Восстановление старых правительств в Европе стало для них сигналом к повороту во внутренней политике.
С учётом этого Александр I, не отказываясь от идеи реформ, был вынужден вести их разработку в строжайшем секрете. Если о предложениях Негласного комитета и Сперанского постоянно говорили и в высшем обществе, и на улицах столиц, то новые проекты реформ готовились узким кругом лиц в обстановке полной тайны.
2. Продолжение реформ
Вспомните, когда Польша как самостоятельное государство прекратила своё существование.
После войны по решению Венского конгресса 1815 г. Россия получила часть польских земель, ранее находившихся во владении Пруссии. Так под властью Александра I оказались почти все территории бывшего польского государства. Они получили название Царство Польское. Польшей Александр I решил управлять по-особому, в 1815 г. даровав ей конституцию (подробнее суть этого документа рассмотрена на с. 45). Конституция закрепляла особый статус польских земель внутри Российской империи.
Сохраняя подчинение Царства Польского российскому императору, она давала полякам широкие возможности для автономии и самоуправления. Александр I полагал, что этот «польский эксперимент» станет началом пути всей России к общей для неё конституции.Варшава. Гравюра XIX в.
Великое княжество Финляндское, вошедшее в состав России в 1809 г., также стало управляться «по-новому»: оно получило широкую автономию в рамках империи.
Был проведён ряд реформ, коснувшихся положения крестьян в Прибалтике (подробнее о них см. с. 46). К реформам подталкивала также и сложная экономическая ситуация в стране: кризис, порождённый расходами на ведение войны и послевоенной разрухой городов и сёл.
3. Реформаторский проект Н. Н. Новосильцева
Николай Николаевич Новосильцев, талантливый дипломат и государственный деятель, пользовался особым доверием царя. В начале царствования Александра он входил в число членов Негласного комитета, с 1813 г. служил на различных постах в Царстве Польском. Именно ему Александр поручил разработку конституционного проекта.
В 1820 г. Новосильцев подготовил проект под названием «Уставная грамота Российской империи». Главным её пунктом было провозглашение суверенитета не народа (как было записано в большинстве конституций других стран), а императорской власти. В то же время в проекте провозглашалось создание двухпалатного парламента, без одобрения которого царь не мог издать ни одного закона. Правда, право внесения в парламент проектов законов принадлежало царю.
Он же возглавлял исполнительную власть. Предполагалось предоставить гражданам России свободу слова, вероисповедания, провозглашалось равенство всех перед законом, неприкосновенность личности, право на частную собственность.
Н. Н. Новосильцев
Как и в проектах Сперанского, в «Уставной грамоте…» под понятием «граждане» имелись в виду лишь представители «свободных сословий», в число которых не входили крепостные. О самом крепостном праве в проекте ничего не говорилось. «Уставная грамота…» предполагала федеративное устройство страны. Планировалось разделить страну на наместничества, в каждом из которых создать двухпалатные парламенты. Власть императора была по-прежнему огромна, но всё же ограничена. Вместе с грамотой были подготовлены и проекты манифестов, вводивших в действие основные положения «Уставной грамоты…», но подписаны они так и не были.
4. Отказ от проведения реформ в начале 1820-х гг.
Однако в то время как разрабатывались проекты реформ, Александр I стал замечать сопротивление реформам со стороны большинства дворян. По печальному опыту своего отца он понимал, чем это может ему грозить.
Одновременно во всей Европе нарастало революционное движение, которое влияло на российское общество, вызывало опасение царя за судьбу страны. Испытывая, с одной стороны, давление дворян, а с другой — страх перед народными выступлениями, Александр начал сворачивать свои реформаторские планы.
Более того, началось и попятное движение: издавались указы, вновь разрешившие помещикам ссылать крестьян в Сибирь за «предерзостные поступки», крепостным опять запретили подавать жалобы на своих господ; усилился надзор за содержанием газет, журналов, книг; чиновникам запретили без дозволения начальства издавать любые произведения, «касавшиеся внутренних и внешних отношений» Российского государства. В 1822 г., опасаясь влияния на российское общество революционных идей, император запретил деятельность в стране всех тайных организаций и начал преследование их участников.
Нерешённые проблемы общественной жизни накладывались и на личные переживания Александра I, потерявшего в короткий срок своих дочерей и сестру. В этом, как и в пожаре Москвы в 1812 г., и в страшном наводнении 1824 г. в Петербурге, царь видел Божью кару за мученическую смерть отца, Павла I.
Москва в сентябре 1812 г. Художник Д. Б. Кардовский
Какие последствия имело вступление в Москву французских войск в сентябре 1812 г.?
В 1820-е гг. император больше времени старался уделять не государственным делам, а религиозным вопросам. Он сосредоточился на вопросах веры. «Призывая к себе на помощь религию, — говорил Александр, — я приобрёл то спокойствие, тот мир душевный, который не променяю ни на какие блаженства здешнего мира».
В 1817 г. для усиления религиозных основ образования царь переименовал Министерство народного просвещения в Министерство духовных дел и народного просвещения. В учебных заведениях значительно увеличили количество часов, отводимых на религиозное обучение.
В интересах Русской православной церкви Александр I запретил деятельность ордена иезуитов, осуществлявшего пропаганду католицизма в стране. В 1820 г. иезуиты (несколько сотен человек) были высланы из России, имущество ордена конфисковано.
5. Итоги внутренней политики Александра I
Чем же можно объяснить такие перемены во внутренней политике царя? Почему так и не удалось провести в жизнь назревшие реформы? Одной из причин стала боязнь Александра разделить участь погибшего отца, который в своей политике не считался с интересами большинства дворян.
Важной причиной было и то, что царю-реформатору не на кого было опереться в реализации своих замыслов — не хватало умных, способных людей. Очень небольшим было и число последовательных сторонников реформ в обществе.
Другой важной причиной была противоречивость общего замысла преобразований — сочетать либеральные реформы с сохранением основ существующего строя: конституцию — с самодержавием, освобождение крестьян — с интересами большинства дворян.
Тот факт, что реформы разрабатывались секретно, облегчил отказ царя от уже готовых проектов. Немалую роль во всём этом играли и личные качества императора — неустойчивость его настроения, двуличие, проявившаяся с годами склонность к мистицизму.
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ
Несмотря на то что многие реформаторские начинания так и не были воплощены в жизнь, внутренняя политика Александра I, проекты разработанных по его поручению преобразований готовили почву для масштабного экономического и политического реформирования России в будущем.
Вопросы и задания для работы с текстом параграфа
1. Какое влияние оказала Отечественная война 1812 г. на власть и общество?
2. Почему дарование Александром I конституции Царству Польскому называют самой либеральной мерой из всех предпринятых императором? 3. В чём Александр I видел практический смысл «польского эксперимента» для всей России? 4. Каковы были главные причины отказа от проведения реформ с начала 1820-х гг.? 5. Дайте общую оценку внутренней политики Александра I в период 1815—1825 гг.
1. В чём проявлялись колебания императора Александра I во внутренней политике? Какими причинами они были вызваны? 2. Проанализируйте внутреннюю политику Александра I на протяжении всего периода его правления в 1801—1825 гг. Что можно отнести к либеральным, а что — к консервативным тенденциям? 3. Сравните проекты Н. Н. Новосильцева и М. М. Сперанского. Есть ли у них общие идеи? Составьте сравнительную таблицу (в тетради). 4. Какими идеями руководствовался Александр I при подготовке польской конституции? Какое значение для развития польской государственности имело дарование конституции Александром I?
Предыдущая
СтраницаСледующая
СтраницаОглавление
Г. Калеб Александер, доктор медицинских наук, совместный прием в области медицины
Резюме исследований
Доктор Александр всемирно известен своими исследованиями в области использования отпускаемых по рецепту лекарств. Его работа посвящена популяционным моделям и детерминантам использования фармацевтических препаратов, принятию клинических решений в отношении отпускаемых по рецепту лекарств и влиянию изменений в политике регулирования и оплаты на использование фармацевтических препаратов.
В дополнение к своему опыту в проведении расследований на основе опросов, д-р Александер обладает обширным опытом анализа вторичных источников данных, включая административные претензии, обзор медицинских расходов и национальный обзор амбулаторного медицинского обслуживания.
В настоящее время он является главным или со-главным исследователем RO1 Агентства медицинских исследований и качества и Национального института сердца, легких и крови. В исследованиях изучается влияние регулирующих сообщений FDA и рекламы, направленной непосредственно на потребителя, на использование рецептурных и безрецептурных медицинских услуг.
Лаборатория
Lab Веб-сайт: Caleb Alexander Lab
Избранные публикации
Ляпустина Т., Рутков Л., Чанг Х.И., Добресс М., Рамджи А.Ф., Фаул М., Стюарт Э.А., Александр Г.К. «Влияние закона о «фабрике таблеток» на назначение и использование опиоидов: пример Техаса». Наркотики Алкоголь Зависимость . 2016 1 февраля; 159: 190-7. doi: 10.1016/j.drugalcdep.2015.12.025. Epub 2015, 31 декабря.
Рутков Л., Чанг Х.И., Добресс М., Вебстер Д.В., Стюарт Э.А., Александр Г.К. «Влияние программы мониторинга отпускаемых по рецепту лекарств Флориды и законов по производству таблеток на назначение и использование опиоидов». JAMA Intern Med. 2015 Октябрь;175(10):1642-9. doi: 10.1001/jamainternmed.2015.3931.
Хван С.С., Чанг Х.И., Александр Г.К. «Влияние OxyContin, сдерживающего злоупотребление, на использование опиоидов, отпускаемых по рецепту». Фармакоэпидемическая безопасность лекарственных средств. 2015 Feb;24(2):197-204. doi: 10.1002/pds.3723. Epub 2014 13 ноября.
Хван CS, Александр GC. «Невыполнение первого рецепта на новое лекарство является обычным явлением в учреждениях первичной медико-санитарной помощи». Med на основе Evid . 2014 Окт;19(5):196. doi: 10.1136/ebmed-2014-110026. Epub 2014 19 июня. Аннотация недоступна.
Раббани А., Александр Г.К. «Экономия средств, связанная с заполнением 3-месячного запаса рецептурных лекарств». Политика здравоохранения Appl Health Econ . 2009;7(4):255-64. doi: 10.2165/11313610-000000000-00000.
Tseng CW, Brook RH, Alexander GC, Hixon AL, Keeler EB, Mangione CM, Chen R, Jackson EA, Dudley RA. «Информационные технологии здравоохранения и знания врачей о стоимости лекарств». Am J Manag Care . 1 апреля 2010 г .; 16 (4): e105-10.
Добресс М., Глисон П.П., Пэн Ю., Шах Н.Д., Риттер С.Т., Александр Г.К. «Влияние программы обзора использования лекарств на употребление рецептурных контролируемых веществ с высоким риском». Фармакоэпидемический препарат Саф . 2014 апр; 23 (4): 419-27. doi: 10.1002/pds.3487. Epub 2013 24 июля.
Добресс М., Александр Г.К. «Тяжелая битва с лекарствами против ожирения». Int J Obes (Лондон). 2015 март; 39(3):377-8. doi: 10.1038/ijo.2014.169. Epub 2014, 12 сентября. Резюме отсутствует.
Файн К., Добресс М., Александр Г.К. «Закон о внесении поправок в Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов и постмаркетинговые обязательства». ЯМА . 2013 10 июля; 310 (2): 202-4. дои: 10.1001/jama.2013.7900. Резюме отсутствует.
День после нападения России
Несмотря на серию встреч в последние недели, США, НАТО, Украина и Россия так и не приблизились к дипломатическому решению или снижению напряженности на украинско-российской границе. Хотя Россия не полностью отказалась от дипломатических претензий, пропасть между ожиданиями России и Запада обнажилась. Российские официальные лица ясно дали понять, что их не интересуют предложения, касающиеся исключительно стратегической стабильности или военных учений, или даже моратория на членство Украины в НАТО. Президент России Владимир Путин не стремится ни к чему, кроме полного демонтажа европейской архитектуры безопасности после окончания холодной войны и отказа от фундаментальных международных соглашений, регулирующих право государств на самоопределение, — результат, который Соединенные Штаты, их партнеры и союзники никогда не примут.
Между тем, несмотря на заверения в том, что у России нет планов «вторжения» в Украину — российские военные оккупируют территорию Украины и ведут войну на украинской земле с 2014 года — наращивание военной мощи вдоль украинско-российской границы не ослабевает. Совсем недавно военная техника Восточного военного округа России перемещалась на запад, в то время как ударные и транспортные вертолеты, а также подразделения поддержки выдвигались на места для полномасштабного наступления. Россия также оправдала наращивание военной мощи к северу от Украины, объявив, что проведет совместные военные учения с Беларусью, которые продлятся до 20 февраля. Российские силы уже концентрируются у южных и юго-восточных границ с Украиной. До начала операции остаются дополнительные шаги, но проводимые в настоящее время боевые стрельбы и учения, а также прибытие подразделений тылового обеспечения свидетельствуют о том, что силы готовятся к действию.
Ранее на этой неделе президент США Джо Байден предсказал, что Путин в конечном итоге примет решение о той или иной форме вторжения или вторжения. «Думаю ли я, что он проверит Запад, проверит Соединенные Штаты и НАТО так серьезно, как только сможет? Да, думаю, будет», — сказал президент на пресс-конференции. «Я предполагаю, что он переедет», — добавил Байден.
Крупный военный конфликт в Украине был бы катастрофой. Это результат, которого никто не должен жаждать. Но теперь это вероятность, к которой Соединенные Штаты должны подготовиться.
ЧТО СЕЙЧАС ПРОИСХОДИТ?
Если дипломатия потерпит неудачу, возможны три сценария. Какой из них воплотится в жизнь, во многом зависит от того, как Путин решит, что он может наилучшим образом достичь своих конечных целей: нанести ущерб украинскому военному потенциалу, посеять беспорядки в украинском правительстве и, в конечном итоге, превратить Украину в несостоявшееся государство — результат, к которому стремится Путин. потому что это положит конец угрозе Украины как непримиримого противника и все более серьезной угрозы безопасности. Путину ненавистна перспектива процветающей и процветающей демократической модели в колыбели восточнославянской цивилизации, развития, которое могло бы предоставить российским гражданам все более привлекательные и вдохновляющие рамки для демократических преобразований в их собственной стране. Столкнувшись со снижением влияния и контроля над внутренней и внешней политикой Украины, Кремль может достичь своих целей только с помощью военной силы.
Первый сценарий предполагает принудительное дипломатическое решение нынешнего кризиса. Россия может официально признать или аннексировать оккупированный Донбасс на востоке Украины. Коммунистическая партия Российской Федерации уже предприняла шаги по внесению в Государственную Думу России законопроекта, который признает сепаратистские государства на Донбассе аналогично тому, как Россия признала Абхазию и Южную Осетию, два самопровозглашенных региона в Грузии. Это позволило бы Кремлю избежать дальнейшей военной эскалации, но при этом одержать «победу». Российское руководство также может надеяться спровоцировать Украину на просчет, подобный тому, который в 2008 году сделал президент Грузии Михаил Саакашвили, решивший сражаться с поддерживаемыми Россией сепаратистами в Абхазии и Южной Осетии, тем самым предоставив Кремлю предлог для дополнительных военных действий. и правдоподобное отрицание любой вины.
Однако сами по себе такие действия не принесут выгоды для России; они лишь еще больше закрепят статус-кво, и Россия потеряет возможность внедрить прокремлевскую «пятую колонну» во внутреннюю политику Украины. Если Путин выберет этот курс, то Соединенные Штаты и НАТО все еще могут ответить дополнительным развертыванием сил вдоль восточного фланга НАТО, что приведет к дилемме безопасности, которой Кремль хочет избежать.
Второй сценарий предполагает ограниченное российское наступление с ограниченной авиацией для захвата дополнительных территорий на востоке Украины и в Донбассе, возможно, в качестве расширения признания или полной аннексии. В этом сценарии Россия захватит Мариуполь, крупный украинский порт на Азовском море, а также Харьков, крупный город, имеющий символическое значение как межвоенная столица Украинской Советской Социалистической Республики. Россия могла бы также предпринять более амбициозную, расширенную версию этого наступления, нанеся клещи с востока и юга с помощью сухопутных, воздушных и морских сил. С юга Россия могла бы установить «сухопутный мост», соединяющий Крым с материковой частью России. Он также может начать десантную операцию по захвату Одессы, самого важного порта Украины, а затем продвинуться к российским силам, уже дислоцированным в Приднестровье, отделившемся от Молдовы регионе.
Крупный военный конфликт в Украине был бы катастрофой.
Такой шаг лишит Украину жизненно важных экономических портов вдоль ее южного побережья, лишит Украину выхода к морю и решит давние логистические проблемы России с поставками, включая воду, в Крым. Это будет грандиозная операция, для которой потребуются все силы, которые Россия собрала в Крыму, а также вдоль восточных и северных границ Украины. Это также потребует захвата и удержания оспариваемой территории. Россия будет вынуждена предпринять дорогостоящие усилия по оккупации крупных украинских городов, подвергая свои силы сложной городской войне, затяжной военной кампании и дорогостоящему мятежу. Более того, захват и удержание территории для длительной оккупации ослабил бы Украину, но не привел бы к несостоятельности государства.
Таким образом, третий и наиболее вероятный исход — это полномасштабное наступление русских с использованием сухопутных, воздушных и морских сил на всех направлениях атаки. В этом сценарии Россия как можно быстрее установит превосходство в воздухе и на море. Затем некоторые российские сухопутные силы будут продвигаться к Харькову и Сумам на северо-востоке, а другие, которые сейчас базируются в Крыму и Донбассе, будут продвигаться с юга и востока соответственно. Тем временем российские силы в Беларуси могут напрямую угрожать Киеву, сковав тем самым украинские силы, которые в противном случае могли бы двинуться на усиление с востока и юга. Эти силы могут наступать на Киев, чтобы ускорить капитуляцию украинского правительства.
При таком сценарии длительная оккупация маловероятна. Штурм и усмирение крупных городов повлекут за собой такой уровень боевых действий в городах и дополнительные потери, которых российские военные, вероятно, хотят избежать. Российские силы с большей вероятностью захватят и удержат территорию для установления и защиты линий снабжения, а затем отступят после достижения благоприятного дипломатического урегулирования или нанесения достаточного ущерба. Тогда Украине и Западу придется собирать осколки. Эта операция будет сосредоточена на карательных ударах по украинскому правительству, вооруженным силам, критически важной инфраструктуре и местам, важным для национальной идентичности и морального духа украинцев. Россия будет нацеливать свои бомбы, ракеты, артиллерию, крылатые ракеты и баллистические ракеты малой дальности на такие цели, как президентский дворец, административные здания президента, Верховная Рада (законодательный орган Украины), Министерство внутренних дел, Министерство обороны, штаб-квартира Службы безопасности Украины и Майдан Независимости (центральная площадь в Киеве и место многочисленных продемократических революций), а также другие известные директивные органы и достопримечательности. Кибератаки поразят критически важную инфраструктуру, такую как энергосистема Украины, что может еще больше парализовать украинское государство. Россия также отдаст приоритет уничтожению украинских производителей оружия. Ликвидировав способность Украины разрабатывать и производить крылатые ракеты «Нептун», ракетные комплексы «Сапсан» и баллистические ракеты малой дальности «Грим-2», Россия может в ближайшем будущем устранить возможную угрозу обычного сдерживания со стороны Украины.
Сухопутное и морское наступление будет направлено на окружение и уничтожение вооруженных сил Украины, удержание только необходимой критической территории и использование авиации и огневой мощи дальнего действия для достижения военных и политических целей России. Эти удары приведут к десяткам тысяч жертв и спровоцируют гуманитарную катастрофу, вызовут хаос в гражданской и военной иерархии и, возможно, обезглавят украинское руководство. Если все пойдет по плану России, атаки нанесут ущерб украинскому правительству, военной и экономической инфраструктуре — все это важные шаги на пути к превращению Украины в несостоявшееся государство.
БЕСПРЕЦЕДЕНТНЫЙ ОТВЕТ
Независимо от того, выберет ли Россия более ограниченное вторжение или более широкое нападение, последствия, с которыми она столкнется со стороны Соединенных Штатов, их союзников и партнеров, должны быть беспрецедентными, как ранее предупреждала администрация Байдена. Сенатор США Роберт Менендес, демократ от штата Нью-Джерси и председатель сенатского комитета по международным отношениям, уже представил законопроект — Закон о защите суверенитета Украины от 2022 года — который напоминает список пожеланий для защитников украинского суверенитета. Он включает положения об использовании арендных полномочий Министерства обороны и Специального фонда оборонных закупок для поддержки Украины; дополнительные кредиты для поддержки вооруженных сил Украины; усиление украинских оборонительных возможностей; усиление поддержки американо-украинских программ военного обмена; дополнительная помощь в борьбе с дезинформацией в Украине; публичное раскрытие незаконно полученных активов, принадлежащих Путину и членам его ближайшего окружения; санкции в отношении российских государственных чиновников, которые участвуют в нападении на Украину или помогают ему; санкции в отношении российских финансовых институтов; санкции, требующие отключения крупных российских финансовых учреждений от служб обмена финансовыми сообщениями, таких как SWIFT; запрет на операции с суверенным долгом России; пересмотр санкций в отношении «Северного потока — 2»; и санкции в отношении российского энергетического и горнодобывающего секторов. Несмотря на то, что законопроект предусматривает возможные исключения в нескольких случаях и исключение для импорта товаров, его принятие все равно будет представлять собой смелый шаг на пути к защите Украины.
Администрация Байдена уже заявила о своей поддержке законопроекта Менендеса. Байден должен сделать еще один шаг и провести его через Сенат и Палату представителей, тщательно маневрируя, чтобы гарантировать, что эти критические меры не станут еще одной жертвой межпартийных споров. Байден хорошо начал с недавней встречи по Украине с сенаторами от обеих партий. Чтобы еще больше ослабить межпартийные разногласия, сенаторам-демократам следует рассмотреть возможность добавления элементов в законопроект Менендеса из конкурирующего законопроекта, внесенного Джимом Ришем, республиканцем от Айдахо и высокопоставленным членом сенатского комитета по международным отношениям.
Украина традиционно пользуется сильной поддержкой обеих партий. Но Кремль считает, что отсутствие внутренней сплоченности США подорвет способность Вашингтона дать решительный ответ. Конгресс не должен доверять этому убеждению. Сила законопроекта Менендеса заключается не только в его содержании, но и в сигнале, который он посылает о подавляющей двухпартийной поддержке Украины.
Администрация также должна выполнить санкции, направленные против экспорта передовых технологий США (таких как полупроводники и микрочипы) в Россию, что может негативно сказаться на российской аэрокосмической и военной промышленности. Кроме того, либо Конгресс, либо администрация Байдена должны перейти от простого раскрытия активов, принадлежащих ближайшему окружению Путина, к прямому нацеливанию на эти активы, начиная с санкций в отношении 35 человек, ранее рекомендованных российским диссидентом Алексеем Навальным. Давление на ключевых олигархов, окружающих Путина, будет столь же важным, если не более важным, как и введение санкций против чиновников, которые будут непосредственно участвовать в военных действиях.
Мир стоит на пороге крупнейшего военного наступления в Европе со времен Второй мировой войны.
Некоторые могут усомниться в эффективности санкций как инструментов сдерживания или изменения поведения. Действительно, с 630 миллиардами долларов в международных резервах, возросшей национализацией критически важных отраслей, благоприятным энергетическим рынком и альтернативами SWIFT в виде внутрироссийской системы передачи финансовых сообщений и китайской трансграничной межбанковской платежной системы, Россия может быть способен пережить бурю. Однако подобные опасения упускают из виду тот факт, что санкции по-прежнему будут сопряжены с издержками и ослабят кремлевские сети злонамеренного влияния. В нынешнем виде угроза санкций уже оказала негативное влияние на российский фондовый рынок.
Тем не менее, без трансатлантического единства и сотрудничества со стороны ЕС санкции будут гораздо менее значимыми и эффективными, а европейские союзники Вашингтона опасаются, что санкции могут нанести ущерб их собственной экономике. Судя по комментариям Байдена во время его недавней пресс-конференции, похоже, что Вашингтон, возможно, изо всех сил пытается выстроить единый ответ на российскую агрессию, особенно в случае кибератак, невоенных или военизированных действий. Президент Франции Эммануэль Макрон уже подорвал имидж единого фронта, призвав ЕС вести собственный диалог с Россией. Тем временем Германия отказалась экспортировать оружие в Украину и не смогла изложить окончательную позицию относительно отсрочки или отмены утверждения газопровода «Северный поток — 2», по которому российский газ будет поступать в Европу.
Россия может прекратить поставки энергоносителей в Европу, что усугубит существующий европейский энергетический кризис и поставит под угрозу трансатлантическое единство. Энергетический кризис уже привел к тому, что Соединенные Штаты в декабре прошлого года отправили дополнительный сжиженный природный газ в страны ЕС. Европа может быть вынуждена искать альтернативные источники энергии в короткие сроки, чтобы избежать внутренних последствий. Насколько это возможно, Вашингтон должен помочь своим европейским союзникам и партнерам сократить энергетический разрыв стратегическими запасами нефти и газа.
Другие страны обеспокоены тем, что отключение российских финансовых учреждений от SWIFT вызовет негативную реакцию на европейскую экономику, а поскольку SWIFT подчиняется бельгийскому и европейскому законодательству, Вашингтон должен в какой-то степени полагаться на молчаливое согласие европейцев, чтобы обеспечить выполнение любого российского отключения. Соединенные Штаты могут попытаться заставить европейские страны подыграть, как это было в 2012 году, когда они настаивали на том, чтобы отрезать Иран от SWIFT. Но, рискуя разрушить трансатлантическое единство, Вашингтон может не захотеть принуждать своих союзников.
ВВЕРХ
На военном фронте, если они еще не делают этого, Соединенные Штаты могут помочь правительству Украины реагировать на операции России, обмениваясь стратегическими, оперативными и даже тактическими разведданными в режиме реального времени. Соединенным Штатам также следует последовать примеру Соединенного Королевства и направить воздушные перевозки со смертоносной помощью перед наступлением России. Вашингтон должен предоставить Украине стрелковое оружие, боеприпасы, оборудование и большое количество переносных зенитно-ракетных комплексов, а также более совершенные системы, в том числе зенитные ракеты Patriot и противокорабельные ракеты Harpoon. Критики такого подхода могут возразить, что поставка этих систем даст Кремлю предлог для превентивного наступления. Но если российская военная операция уже данность, больше не будет причин бездействовать.
Хотя эти более совершенные системы не будут доставлены вовремя, чтобы обеспечить надлежащее обучение и интеграцию для достижения полной эксплуатационной готовности, некоторые из систем все же могут быть развернуты с начальной эксплуатационной готовностью. Они не изменят баланс военной мощи между Украиной и Россией, но наложат дополнительные расходы на российских оккупантов и будут способствовать сдерживанию в сочетании с другими действиями. Соединенным Штатам также следует продолжать ускорять процесс утверждения поставок оружия американского производства Украине, как это недавно было сделано в отношении Эстонии, Латвии и Литвы. Кроме того, в маловероятном случае продолжительной оккупации и мятежа администрация Байдена должна поддержать украинских повстанцев.
Вашингтону следует предполагать худшее и соответственно планировать свои действия.
Вашингтон также должен задействовать дополнительные силы и военную технику, чтобы успокоить и помочь своим европейским союзникам. Воспоминания о советском и российском господстве остаются свежими в странах на восточном фланге НАТО, и они не будут сидеть сложа руки. Соединенные Штаты должны заверить их в том, что они их поддерживают, как это гарантирует статья 5 Устава НАТО. В противном случае, в ответ на предполагаемую экзистенциальную угрозу, они могут бросить военную и гуманитарную помощь к своим границам вопреки возражениям Вашингтона и западноевропейских правительств. Это, безусловно, повысит риск расширенного пожара. Как минимум, такие страны, как Эстония, Латвия, Литва, Польша, Румыния и Словакия, скорее всего, усилят свою собственную оборону, обращаясь к Соединенным Штатам с просьбой расширить свои миссии расширенного передового присутствия, многонациональные боевые группы размером с батальон, которые размещает НАТО. в его наиболее уязвимых государствах-членах. Чтобы еще больше укрепить альянс, Вашингтону следует рассмотреть вопрос о повышении вероятности членства Финляндии и Швеции в НАТО, если какая-либо из этих стран захочет присоединиться к ней после дальнейшей военной агрессии России в Украине. Недавний диалог между Байденом и президентом Финляндии должен продолжаться, и Байден должен провести аналогичные обсуждения со шведскими официальными лицами. Это еще может повлиять на расчет России для начала наступления.
В качестве последнего шага, совместно с международными гуманитарными организациями, Соединенные Штаты и их европейские союзники и партнеры должны создать гуманитарные коридоры с ресурсами и персоналом для защиты беженцев. Десятки тысяч, если не сотни тысяч или даже миллионы, могут бежать от конфликта либо в качестве внутренне перемещенных лиц внутри Украины, либо в качестве беженцев в соседних странах. Соединенные Штаты, Великобритания и ЕС должны приспособиться к этому наплыву просителей убежища и беженцев с помощью специальных иммиграционных виз для чрезвычайных ситуаций, подобных тем, которые были выданы афганцам, спасающимся от захвата их страны талибами прошлым летом. Члены НАТО должны будут разделить бремя этого притока; нельзя ожидать, что страны восточного фланга альянса будут действовать в одиночку.
ВРЕМЯ ПОДГОТОВИТЬСЯ
Хотя администрация Байдена превосходно справилась с процессом фальшивых переговоров с Россией, окончательный результат все равно будет частичным результатом упущенных возможностей. Вашингтон поставил себя в положение, при котором, если не считать угрозы военной эскалации, сдерживание, вероятно, потерпит неудачу. Возможности сдерживания сегодня значительно хуже, чем в прошлом году, в прошлом месяце или даже на прошлой неделе. Приверженность США миру и дипломатическим решениям в это время заслуживает похвалы, но, сосредоточившись на дипломатии без соответствующего акцента на инструментах жесткой силы, администрация Байдена упустила возможность предотвратить кризис на восточном фланге Европы. Оглядываясь назад, можно сказать, что более решительный ответ на наращивание военной мощи, которое Россия провела на границе с Украиной в апреле прошлого года, мог бы привести к упреждающим изменениям в силовых структурах и предоставлению смертоносной помощи Украине, что могло иметь большее влияние на изменение ситуации. Расчет Кремля на военно-техническое решение. Выжидая до последнего момента масштабные ответные действия, которые сейчас рассматриваются, Вашингтон должен теперь противостоять России с ограниченными возможностями сдерживания и принуждения.
Мир стоит на пороге крупнейшего военного наступления в Европе со времен Второй мировой войны. Учитывая существующие интересы основных политических стейкхолдеров, США, Украина и Россия вряд ли существенно изменят свои нынешние подходы к ситуации. У Вашингтона нет желания применять жесткую силу для сдерживания России, и он не отступит от принципов и ценностей, которые поддерживал на протяжении десятилетий. На Украине положение президента Владимира Зеленского уже ненадежно, учитывая его снижающиеся рейтинги одобрения, его неспособность реализовать двусторонний план по деэскалации с Россией, посредственную веру в его способность руководить во время войны, его сосредоточенность на судебном преследовании бывшего президента Петра. Порошенко по подозрению в государственной измене, бурлящем споре с олигархом Ринатом Ахметовым и преуменьшении им нынешней российской угрозы. Для Зеленского капитуляция перед Россией была бы равносильна политическому самоубийству. И даже если бы Вашингтон или Киев изменили свою позицию, все равно нет гарантии, что Москва будет удовлетворена и пойдет на деэскалацию.