Духовные итоги революции в России: Коллективный человек и трагедия личности (2017)
Антропологические итоги столетия подводили историки, экономисты, философы, политики, социологи и богословы на международной научно-богословской конференции «Духовные итоги революции в России: коллективный человек и трагедия личности» 8-10 ноября в Подмосковье.
В чем бы мы сегодня ни видели причины революции 1917 года – в неизбежном стечении исторических обстоятельств, в особой провокации внешнего и внутреннего зла, в своеобразии русского национального характера, – несомненно одно: вся история России в XX веке остро ставит перед нами проблему личности, способной на ясное различение добра и зла, духовное самостояние и ответственный выбор.
В 1917 году в России произошла национальная катастрофа, определившая трагическое развитие нашей страны в XX веке. Одним из главных проявлений этой катастрофы стал беспрецедентный антропологический кризис: не просто явление на исторической арене «человека массы», происходившее во всем европейском мире, но превращение России в «мир поголовного хама и зверя» (И. А. Бунин). О фундаментальном изменении антропологического типа Н.А. Бердяев писал уже в 1918 году: «Слишком изменилось выражение лиц русских людей, за несколько месяцев оно сделалось неузнаваемым». Проходившее на протяжении всего XX века целенаправленное уничтожение наиболее независимой и самостоятельной части общества, длительный эксперимент по созданию «нового советского человека» не могли не иметь разрушительных последствий для страны и её народа.
Продолжая линию, начатую предыдущими конференциями («Равнина русская: опыт духовного сопротивления», «Люди свободного действия», «Дружеский круг как начало соборности и солидарности в России»), размышляли о том, как в кризисные эпохи обретается опыт нового единства, новой общности, противостоящей «чёрной соборности» и обезличивающему «мы».
В конференции приняли участие посол Швейцарии в Москве Ив Россье; главный научный сотрудник Института российской истории РАН Владимир Лавров; президент Московской высшей школы социальных и экономических наук Теодор Шанин; директор Института демографии НИУ ВШЭ Анатолий Вишневский; заместитель директора Института «Центр развития» НИУ ВШЭ Сергей Смирнов; директор Фонда «Прожито» Михаил Мельниченко; историки Кирилл Александров, Андрей Левандовский, Павел Проценко; писатель и телеведущий Феликс Разумовский; поэт Ольга Седакова; госсекретарь РСФСР в 1991-1992 годы, основатель Школы Политософии и президент Центра «Стратегия» Геннадий Бурбулис; профессор Католического университета Милана Адриано Дель Аста; президент Ассоциации христиан трудящихся Италии (AСLI) провинций Милана и Монца-э-Брианца Паоло Петракка; директор Аналитического центра Юрия Левады Лев Гудков; председатель наблюдательного совета Института гуманитарно-политических исследований Владимир Аверчев; историк и публицист Вячеслав Игрунов и многие другие.
Международная научно-богословская конференция собрала представителей РГГУ, МГУ, Свято-Филаретовского института, Санкт-Петербургского Института истории РАН, Высшей школы экономики, Московской высшей школы социальных и экономических наук, Независимой психиатрической ассоциации России, Российской государственной библиотеки и других научных, образовательных и общественных организаций. Прозвучало 38 докладов. Помимо пленарных и секционных заседаний также состоялись дискуссия, вечер воспоминаний и итоговый круглый стол.
Организаторами конференции выступили Преображенское братство, Свято-Филаретовский православно-христианский институт и Московское Дворянское собрание. Конференция состоялась в рамках общественной неполитической инициативы «Акция национального покаяния: Имеющие надежду».
Новости России. Итоги революции в России. Надо ли принимать революцию 1917 года? Точка зрения эксперта. (6 ноября 2017)
Столетие революции Россия решила не отмечать. Кажется, что напрасно. Причина понятна: не хотим нервировать друг друга, вызывать ожесточенные споры. Но мы пропускаем столетие главного (в том числе по мнению выдающегося историка Иммануила Валлерстайна) события XX века, изменившего ход истории всего мира. Пропускаем из-за боязни легкого невроза.
У меня, как и у всех других людей, было две бабушки. Одна — дочь купца первой гильдии, ювелира, владевшего магазинчиком на Тверской, встык к Елисеевскому. Бабушка училась в гимназии в центре Москвы. Ее отец то закапывал, пряча от большевиков, свои богатства, то раскапывал — во время НЭПа. Но в результате оставил четырем детям наследство, которое позволило прилично существовать трем поколениям, включая моих троюродных сестер. Революцию бабушка не осуждала, хотя политикой она, кажется, не интересовалась вовсе.
Другая бабушка родилась в Богом забытой деревне где-то в районе Мурманска. Окончила четыре класса церковно-приходской школы. Едва умела читать. В пятнадцать лет убежала из дома, из семьи старообрядцев, в Москву. Кажется, это был 1924 год. Хотела устроиться ткачихой на фабрику, но ее не взяли из-за возраста, и она всю жизнь переживала по этому поводу, говорила, что точно была бы героем соцтруда. Всю жизнь проработала поваром. Была невероятно трудолюбива. Потеряла мужа в войну. Воспитала двух детей. Умерла девчонка из глухой деревни в московской квартире, окруженная внуками, окончившими лучшие вузы страны: МГУ, Первый мед, Бауманку. Она революцию тоже приняла, даже боготворила. И для меня ее история — это история о том, почему революция победила.
У Андрея Платонова в одном из романов есть сюжет. Молодая ученая-биолог приезжает в Среднюю Азию. Она сирота, спасенная красноармейцем во время Гражданской войны. Окончила столичный институт, теперь уважаемый ученый. Она вспоминает свое детство: отца — местного бая с одной худой лошадью, нещадно эксплуатировавшего свою жену и дочь — эту женщину. Бедность, страх. Красноармейца, убившего отца. Платонов как всегда ничего не комментирует, он просто рисует картину. Она, как мне кажется, тоже про то, почему революция победила.
В революции было много крови и ужаса. Но в ней был и прорыв человека к мечте о справедливом мире. Жесткие, жестокие противоречия — свойства великих трагедий. Их, этих противоречий, глупо бояться. И малодушно пытаться не гордиться тем, что в нашей истории был момент, когда народ оказался достаточно силен духом, чтобы рвануться к мечте о социальной справедливости и попытаться ее реализовать.
Недавно мы публиковали исследование по мотивам французского экономиста Томаса Пикетти — о динамике справедливости в мире. Из него было ясно, что XX век стал самым справедливым веком за всю историю человечества. Возможно, очень надолго самым справедливым. И огромную, если не подавляющую роль в этом сыграл наш Великий Октябрь.
Я знаю возражение: «Всего этого можно было достичь и без революции. Неизвестно, что было бы, если бы большевики не совершили переворот. Возможно, Россия достигла бы большего».
Во-первых, я очень сомневаюсь, что крестьянская страна без мобилизации смогла бы за четверть века превратиться в сильнейшую индустриальную державу. По крайней мере, за последние четверть века мы ничего подобного не сделали.
А во-вторых, споря с коллегами по этому поводу, я вспомнила одно подходящее правило психологов. Люди становятся взрослыми, когда перестают сетовать на то, что родители чего-то недодали им в детстве. И наоборот, начинают благодарить родителей за то, что те им дали.
Нам пора бы стать взрослыми. Но думаю, что в будущем Россия отметит только 125 лет революции. К этому придут дети последнего советского поколения.
Следующая за «редакционной» — статья о событиях в Каталонии. Они тоже в связке. Мы пытаемся успокоить себя: дескать, Каталония — это просто результат неудачной политики недальновидных политиков. Все придет в норму. Не может Европа бунтовать. Хотя да, безработица есть, и мигранты каталонцам надоели.
В дореволюционной России тоже было много недальновидных политиков. И бедный народ. Но еще подвернулась социальная теория и мечта. Если вдруг в Европе появится мечта, то кто знает, что из этого выйдет.
Влияние русской революции 1917–1967 гг.: Влияние большевизма на внешний мир | Международные отношения
Фильтр поиска панели навигации Международные отношенияЭтот выпускПолитикаКнигиЖурналыOxford Academic Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Международные отношенияЭтот выпускПолитикаКнигиЖурналыOxford Academic Термин поиска на микросайте
Расширенный поиск
Журнальная статья
Получить доступ
Влияние русской революции 1917–1967: Влияние большевизма на мир за пределами России
. Вступительное эссе автора
Арнольда Дж.
Тойнби
.
Лондон, Нью-Йорк, Торонто
:
Oxford University Press для Королевского института международных отношений
.
1967
. 357 стр. Алфавитный указатель. 45с.
Гарри Ханак
Гарри Ханак
Ищите другие работы этого автора на:
Оксфордский академический
Google ученый
Международные отношения , том 44, выпуск 2, апрель 1968 г., страницы 344–345, https://doi.org/10.2307/2613166
Опубликовано:
01 апреля 1968 г.
- Содержание статьи
- Рисунки и таблицы
- видео
- Аудио
- Дополнительные данные
Цитировать
Cite
Гарри Ханак, Влияние русской революции 1917–1967: Влияние большевизма на мир за пределами России,
Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Разрешения
- Электронная почта
- Твиттер
- Подробнее
Фильтр поиска панели навигации Международные отношенияЭтот выпускПолитикаКнигиЖурналыOxford Academic Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Международные отношенияЭтот выпускПолитикаКнигиЖурналыOxford Academic Термин поиска на микросайте
Расширенный поиск
Предварительный просмотр первой страницы статьи PDF
Закрыть
Этот контент доступен только в формате PDF.
Раздел выпуска:
Обзоры
В настоящее время у вас нет доступа к этой статье.
Скачать все слайды
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения.
Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.- Щелкните Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.
Покупка
Стоимость подписки и заказ этого журнала
Варианты покупки книг и журналов в Oxford Academic
Кратковременный доступ
Чтобы приобрести краткосрочный доступ, пожалуйста, войдите в свой личный аккаунт выше.
У вас еще нет личного кабинета? регистр
Влияние русской революции 1917–1967: Влияние большевизма на мир за пределами России — круглосуточный доступЕВРО €30,00
22 фунта стерлингов
39 долларов США.
Реклама
Цитаты
Альтметрика
Дополнительная информация о метриках
Оповещения по электронной почте
Оповещение об активности статьи
Предварительные уведомления о статьях
Оповещение о новой проблеме
Оповещение о теме
Получайте эксклюзивные предложения и обновления от Oxford Academic
Ссылки на статьи по телефону
Последний
Самые читаемые
Самые цитируемые
Как устроить переворот: и еще десять уроков из мира тайного государственного управления
Все дороги ведут на север: Китай, Непал и конкурс на Гималаи
Ближний Восток и национальная безопасность США: вечные войны и конфликты?
Нет ничего невозможного: примирение Америки с Вьетнамом
Левиафан на привязи: теория ответственности государства
Реклама
МАССОЛИТ — Россия: революция и гражданская война, 1917-22: Русская революция: последствия и наследие
Вы не вошли в систему. Пожалуйста, создайте учетную запись или войдите, чтобы просмотреть полный курс.
- Описание
- Ссылка
Об этой лекции
Лекция
В этом заключительном модуле мы думаем о последствиях и наследии русской революции, включая (но не ограничиваясь): возвышение Иосифа Сталина, революции в Китае, Камбодже, Эфиопии, Куба (и другие места), подъем фашизма в ответ на коммунистическую угрозу, холодная война и распад Советского Союза после падения Берлинской стены.
Курс
В этом курсе д-р Марк Левен (Университет Саутгемптона) исследует русскую революцию от начала революции в феврале 1917 года до окончания Гражданской войны в России в октябре 1922 года. В первом модуле мы думаем о начало революции в феврале 1917 года, а также отречение царя Николая II. После этого мы оглянемся на историю Российской империи и проблемы, с которыми она столкнулась с раннего Нового времени. В третьем модуле мы обращаемся к более поздним событиям — Русско-японской войне 1904-5 и начало Первой мировой войны в 1914 году — прежде чем исследовать в модулях 5 и 6, как Ленин и большевики пришли к власти к началу 1918 года. В седьмом модуле мы некоторое время размышляем о во что верили большевики и какое общество они пытались создать, прежде чем думать в восьмом модуле о подъеме Белой армии и оппозиции большевистской революции. В девятом модуле мы думаем о международной реакции на большевистскую революцию, особенно в Германии и Великобритании, прежде чем перейти к десятому модулю, чтобы исследовать катастрофические последствия революции для многих миллионов россиян, оказавшихся в центре событий. революции. В одиннадцатом модуле мы думаем о том, как большевики смогли завершить революцию к началу 19 века.20-х годов, прежде чем перейти к двенадцатому и последнему модулю, чтобы исследовать последствия и наследие революции, включая подъем фашизма, Сталина и холодную войну.
Преподаватель
Д-р Марк Левен читает курс сравнительной истории в Саутгемптонском университете и в Центре еврейско-нееврейских отношений Паркса. Его работы охватывают темы геноцида, еврейской истории, окружающей среды и мира, особенно уделяя особое внимание антропогенному изменению климата. Его последняя работа включает в себя два тома «Кризис геноцида: европейские римленды», 1912 -1953 (Оксфорд, 2013 г.), который получил премию Лемкина Института исследований геноцида в 2015 г., и вместе с Робом Джонсоном и Пенни Робертс (ред.) История на краю света? История, изменение климата и возможность закрытия (Penrith, 2010). Он является соучредителем Crisis Forum (http://www.crisis-forum.org.uk) и основателем Rescue!History (http://www.rescue-history.org.uk/), независимых академических сетей. .
Процитировать эту лекцию
Стиль АПА
Левен, М. (2018, 15 августа). Россия: революция и гражданская война, 1917-22 гг. — Русская революция: последствия и наследие [Видео].