Итоги правления екатерины 1: Правление Екатерины I — характеристика, реформы и итоги

Содержание

Итоги правления Екатерины Великой

Время правления Екатерины Великой неспроста считают золотым периодом в истории Российской империи. Правительнице удалось расширить границы государства, увеличить авторитет России на международной арене. К тому же, Екатерина II внесла неоценимый вклад в развитие просвещения, науки, искусства и сферы обучения.

И все же, некоторые реформы императрицы сложно назвать удачными даже с большой натяжкой. Именно поэтому необходимо дать точную оценку самым главным реформам за все время правления Екатерины Великой, охарактеризовав этот период самым полным образом.

Успешные и провальные реформы императрицы:

Успешные реформы и преобразования

Неудачи Екатерины Великой в той или иной сфере

Внешняя политика

За время правления Екатерины Второй было проведено несколько успешных внешнеполитических авантюр.

Так, например, три раздела Речи Посполитой (1772, 1793, 1795) помогли увеличить территорию страны, а выигранная русско-турецкая война (1768-1774) укрепила позиции России на международной арене.

Внешняя политика Екатерины Великой была преимущественно удачной, о чем свидетельствуют и многократно увеличенные площади страны.

И все же, правительница преклонялась перед европейскими политическим лидерами, что не позволяло достигнуть еще больших успехов.

Желание Екатерины угодить своим иностранным «коллегам» в дальнейшем стало причиной проблем для наследников престола.

Внутренняя политика

1763 год — удачное и грамотное преобразование Сената.

1775 год — дальновидная Губернская реформа.

Также среди успехов Екатерины Великой во внутренней политике можно назвать увеличение экономического роста страны, прогресс в экспорте товаров в Европу, что сказывалось и на финансовых успехах Российской империи.

Неудач во внутренней политике было гораздо больше, чем во внешней.

Во-первых, ухудшалось положение крестьян, что вызывало все больше недовольства в массах.

Во-вторых, Екатерина II слишком поощряла дворянское сословие (о чем свидетельствует жалованная грамота дворянам).

В-третьих, неудачей закончилась и инициатива с Уложенной комиссией, на которую народ возлагал большие надежды. Все неудачи правительницы во внутренней политике вылились в пожар Крестьянского восстания (1773-1775 года).

Реформы в области образования и просвещения

1768 год — преобразование школьного образования по образцу классно-урочной системы.

1764 год — основание Смольного института благородных девиц.

1783 год — введение Академии наук.

Екатерина Вторая была знаменита своей любовью к реформам в области просвещения. Также Екатерина Великая поощряла многих писателей, ученых, деятелей искусства.

Единственный недостатком политики просвещения можно назвать то, что Екатерина Великая делала акцент на величии иностранных специалистов в искусстве и науке, игнорируя российских самородков.

Ее фаворитизм по отношению к приглашенным из-за за границы деятелям просвещения, удивлял и поражал отечественных ученых.

Изменения в области общего восприятия Российской империи на международной арене

Екатерина Великая смогла вывести Россию в число ведущих мировых держав. России добилась успеха на международной арене, а также в области Просвещения.

Неудачи Российской империи в области внутренней политики были главной проблемой этого периода в истории. В частности, репутацию страны сильно подпортила Крестьянская война Емельяна Пугачева.

Конечно, Екатерина Великая внесла немалый вклад в развитие страны, но можно ли ее назвать эталонным правителем? К сожалению, сделать это невозможно, ведь императрица будто специально игнорировала самые вопиющие проблемы в устройстве государства.

Так, в мемуарах Екатерины II имеются свидетельства о том, что императрица понимала отсталость страны в области восприятия крепостного права, как формы рабства. Однако, несмотря на всю прогрессивность своих взглядов, Екатерина II так и не решилась на преобразования в области крестьянского права, а скорее наоборот, повлияла на общее закрепощение и ограничение прав простого народа.

Также вопиющей проблемой стал фаворитизм, который к концу правления Екатерины Великой превысил все мыслимые масштабы. Еще долго после смерти Екатерины II, наследники престола пытались уменьшить права дворянства и уменьшить количество иностранных диссидентов в области просвещения.

И все же, этот период помог укрепиться России в звании одной из ведущих держав в мире. И пусть сейчас место России на международной арене не столь заметно, ее прежние успехи внушают некий оптимизм в области современной политической ситуации.

Исторический портрет. Историческая эпоха. Задание 25 ЕГЭЕкатерина I

Исторический портрет Екатерины I

Портрет Екатерины I работы Ж.-М. Натье, 1717

 

Годы правления:1725-1727

Из биографии

  • Екатерина I- вторая жена Петра I. С её именем связано начало эпохи Дворцовых переворотов в России.
  • Родилась Екатерина I под именем Марты Скавронской, после принятия православия получила имя Екатерины.
  • Из фаворитки в 1712 году она превратилась в жену, а потом и императрицу, будучи по происхождению обычной крестьянской.
  • Образования Екатерина I не имела никакого, однако умела мудро мыслить, советовала многое Петру I, отчего у него было мнение о Екатерине как об очень умной женщине.
  • Царствовала Екатерина I чуть меньше полутора лет, хотя истинными правителями были Меншиков и временщики.
  • Взошла на престол в результате гвардейского мятежа 28 января 1725 года, став первой женщиной — императрицей России.
  • У Петра I и Екатерины I было 11 детей, однако многие умерли во младенчестве. В живых остались две дочери — Анна и Елизавета. Этот факт свидетельствует об огромной трагедии в их жизни — потере  9 детей!
  • Правили от имени Екатерины I князь и фельдмаршал Меншиков и члены Верховного тайного совета. Они в основном решали мелкие вопросы, процветало казнокрадство, злоупотребления, произвол в стране.
  • Екатерина I начала правление со снижения податей и освобождения многих заключённых и сосланных.
  • В честь Екатерины I в 1713 году был учреждён орден святой Екатерины, на Урале назван город- Екатеринбург, а в Царском Селе назван дворец — Екатерининский, построенный её дочерью- Елизаветой.
  • Наследником по завещанию Екатерины I стал внук Петра 1- Пётр II, а регентом- А.Меньшиков.

 Исторический портрет Екатерины I

Направления деятельности

1.Внутренняяя политика

Направления деятельностиРезультаты
Укрепление самодержавия, унификация системы управления .Изменение системы государственного и местного  управления.Снижение роли Сената.1726-создан
Верховный тайный совет
– новый высший орган власти (А.Меньшиков ,Ф.Апраксин,Г.Головкин ,Д.Голицын, А.Остерман , П.Толстой и муж дочери Анны герцог Карл Фридрих —  « верховники», как их называли)
Сокращение бюрократического аппаратаКоллегии значительно сократились (одни объединялись, другие — упразднялись)Судебная и административная власть в губерниях- у губернаторов, а в уездах и провинциях- у воеводЛиквидированы магистраты.
Социальная политика: проведение продворянской политики и ухудшение положения крестьян.Дворянам разрешено свободно торговать на пристанях и в любых городах, что до этого было привилегией купечества.1726-запрещено крестьянам свободно уходить на помыслы.
Отказ от преобразовательных программ Петра I в экономике как слишком дорогостоящих.Пересмотр таможенного тарифа, он был снижен для импорта, однако торговля со странами Запада значительно упала.Изменение системы налогообложения -уменьшение подушной податиЛишение торговли и промышленности финансовой поддержки государстваВведены в действие заводы на Урале.
Изменения в армии.Изменение дислокации армии и её содержания
Административно- территориальные преобразования.Восстановление значения уезда как основной административно-территориальной единицы
Дальнейшее развитие культуры, продолжение поддержки географических экспедиций.1725, ноябрь -открыта Академия наук, что было подготовлено Петром I.Экспедиция  Витуса Беринга на Камчатку, 1725, февраль.

 

2. Внешняя политика

Направления деятельностиРезультаты
Южное направление: стремление расширить территории государства.Войн больших Екатерина  I не вела. На Кавказе корпус  князя Долгорукого  пытался отбить часть территории Персии и Турции. Россия завладела Ширванской областью.
Установление дипломатических отношений со станами Запада.Установились хорошие отношения с Австрией.Торговые отношения с многими странами.
Ухудшение отношений с Данией и Англией.Ухудшение отношений с Данией и Англией, так как Россия поддерживала претензии герцога голштинского( зятя императрицы) на их территорию )В итоге- Россия вошла в Венский союз в 1726 (Австрия, Пруссия, Испания).Им противостоял Ганноверский союз : Англия, Франция, Швеция, Дания, Голландия).

 

ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • В период правления Екатерины I не произошло значительных реформ, так как её окружение больше интересовала борьба за власть, а её саму- развлечения.
  • Ревизия итогов преобразований Петра , отказ от широкой преобразовательной программы Петра, хотя многое, начатое Петром, было продолжено и завершено.
  • Снижение роли Сената.
  • Создание неблагоприятных условий  для развития экономики, лишение поддержки промышленности и торговли государственной поддержки.
  • Проведение продворянской  политики, то есть увеличение  привилегий дворян.
  • Продолжение политики установления дипломатических и торговых отношений со странами, особенно Запада.
  • Осложнение отношений с Англией и Данией.
  • Присоединение небольшой территории на юге.

Хронология жизни и деятельности Екатерины I

1725-1727Правление Екатерины I.
1725, ноябрьОткрытие  Академии наук.
1726Создание Верховного тайного совета.
1725-1730Первая экспедиция В. Беринга на Камчатку.
1726Подписание русско-австрийского союзного договора.
1726Указ о запрете крепостным крестьянам свободного ухода на промыслы.
1726Россия вошла в Венский союз.

 

Автор: Мельникова Вера Александровна

6 Царствование Александра I, 1801–1825 гг. | Российские идентичности: исторический обзор

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicРоссийские идентичности: исторический обзорСовременная история (1700–1945 гг.)История России и Восточной ЕвропыСоциальная и культурная историяКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicРусские идентичности: исторический обзорСовременная история (1700–1919 гг.)45)История России и Восточной ЕвропыСоциальная и культурная историяКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

Cite

Рясановский, Николай В. ,

‘6 Царствование Александра I, 1801–1825’

,

Русские идентичности: исторический обзор

(

Нью-Йорк0002 2005;

Online Edn,

Oxford Academic

, 1 января 2010 г.

), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780195156508.003.0007,

Доступ 10 ноября. 2022.

.0007,

. Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicРусские идентичности: исторический обзорСовременная история (1700–1919 гг.)45)История России и Восточной ЕвропыСоциальная и культурная историяКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicРоссийские идентичности: исторический обзорСовременная история (1700–1945 гг.

)История России и Восточной ЕвропыСоциальная и культурная историяКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Advanced Search

Abstract

В этой главе описывается царствование Александра I как кульминация Эпохи Разума, Просвещения в России, начатой ​​Петром Великим и развивавшейся в течение столетия. В нем добавляется, что Александр I, казалось, был лучшим представителем эпохи Просвещения: двадцатитрехлетний, красивый, воспитанный на красноречии своей бабушки Екатерины Великой и наставлениях видного швейцарского генерала, государственного деятеля и философ Фредерик-Сезар де Лаарп. Обсуждается, что наилучшие результаты этого периода реформ были достигнуты в сфере образования и культуры. Он добавляет, что если первые годы правления Александра I указывали на культурные перспективы, то его окончание ознаменовалось появлением Пушкина и началом того, что обычно называют золотым веком русской литературы. В нем также рассказывается о самом замечательном помощнике/премьер-министре императора, величии Михаиле Сперанском.

Ключевые слова: Александр I, Эпоха разума, Просвещение, Фредерик-Сезар де Лаарп, Михаил Сперанский, русская литература, Неофициальный комитет

Предмет

История России и Восточной ЕвропыНовая история (с 1700 по 1945 гг.)Социальная и культурная история

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Щелкните Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Войти с помощью личного кабинета

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

Покупка

Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.

Информация о покупке

Когда Екатерина Великая правила Россией в шоу Hulu?

Фото: HBO.

Пришло время Екатерине Великой получить свой телевизионный момент. Екатерина взошла на престол в 1762 году в возрасте 33 лет и удерживала его до своей смерти в 1796 году, что сделало ее самой долгой женщиной, правившей страной. Екатерину в основном помнят за то, что можно было описать только как нетрадиционный приход к власти — она арестовала своего мужа, а затем он был убит. Однако она была также сложной и сообразительной правительницей. Родившись в Пруссии, она принесла в Россию западную культуру, искусство и политическую философию Просвещения, оставив давнее культурное наследие. Ее правление известно как катернийское время и считается золотым веком развития русской культуры.

Реклама

Противники Екатерины в то время — и многие историки сегодня — сосредоточились на ее бывших любовниках и внебрачных связях. Слухи о ее отношениях и сексуальной жизни преследовали ее на протяжении всего ее правления и после, а некоторые из ее врагов даже предполагали, что она умерла, пытаясь заняться сексом с лошадью. Новый мини-сериал HBO, в котором Хелен Миррен играет Кэтрин в главной роли, посвящен давним отношениям императрицы с русским военачальником Григорием Потемкиным (Джейсон Кларк), а также ее победам и недостаткам как лидера, особенно ближе к концу ее правления. До Екатерина Великая Премьера состоится 21 октября, вот все, что нужно знать о царствовании Екатерины в 18 веке и ее наследии.

1762: Приход Екатерины к власти

После смерти Елизаветы престол занял муж Екатерины — племянник Елизаветы Петр III. Петр сразу же стал непопулярен среди военного класса России, и в результате Екатерина устроила переворот, вынудив Петра отречься от престола всего через несколько месяцев после того, как он стал царем. Это оставило Екатерину у власти как императрица.

1763: Екатерина выбирает нового польского короля

На протяжении всего своего правления Екатерина была известна расширением границ России. Когда она пришла к власти, у Польши, которую желали несколько соседних империй, не было четких границ. Екатерина решила эту проблему, посадив на польский престол своего бывшего любовника Станислава Понятовского, полагая, что он будет поддерживать интересы России из лояльности. Когда Понятовский использовал это положение для проведения ряда реформ, направленных на укрепление независимости Польши, Екатерина вынудила его отречься от престола. (Чувствуете закономерность?)

1764: Екатерина основывает Эрмитаж и Смольный институт в Санкт-Петербурге

Реклама

Екатерина ценила искусство и образование во время своего правления. Она основала в Санкт-Петербурге Смольный институт, первое учебное заведение для знатных русских женщин, а годом позже Новодевичий институт для простых женщин. Она также основала Эрмитаж в Санкт-Петербурге, в котором позже разместилась ее личная коллекция произведений искусства. В настоящее время он имеет самую большую коллекцию произведений искусства в мире.

1767: Кэтрин пытается реформировать

Конечно, ни один лидер не преуспевает во всех отношениях. В 1767 году Екатерина поручила группе делегатов от всех сословий (кроме крепостных) создать новую конституцию и свод законов на основе ее «Инструкции». Она критически относилась к крепостному праву и пыткам и надеялась реструктурировать классовую систему в России, продвигая равенство под контролем России, но встретила сопротивление со стороны других лидеров. Екатерининская «Инструкция», предлагавшая всем людям равные права перед законом, была признана слишком либеральной: комиссия несколько месяцев обсуждала реформы, но в итоге не дала ощутимых результатов и была расформирована. Однако документ оказал влияние на российскую политическую мысль и дискуссию на десятилетия вперед.

1768: Начало русско-турецкой войны

Войны между Россией и Османской империей продолжались веками и достигли пика в 1768 году во время правления Екатерины. Турция потребовала, чтобы Россия не вмешивалась во внутренние дела Польши, и вместо этого Екатерина начала войну против турок, захватив Азов, Бессарабию и, в первую очередь, Крым. Это привело к тому, что большая часть современной Украины, ранее находившаяся под контролем Польши, оказалась в составе России.

1770-1771: Чума в Москве

Во время правления Екатерины она столкнулась с новой вспышкой бубонной чумы в 1770 году, когда болезнь достигла рекордного пика в 1771 году. Более 20 000 русских погибли, что привело к чумному бунту, который попытался подорвать правление Екатерины.

Реклама

1773-1775: Восстание Пугачева/Крестьянская война

Русский лейтенант Емельян Пугачев, возглавляя организованную армию, создал альтернативное правительство в попытке бросить вызов Екатерине — он утверждал, что на самом деле он был Петром III, и что трон принадлежит ему. Имея на своей стороне тысячи сторонников, Пугачев в конечном счете был подвергнут жестокой борьбе и казнен в 1775 г.

1774: Окончание русско-турецкой войны

Столкнувшись с поражением, турки стремились к миру с Кючюк-Кайнаркским договором, пактом, предоставляющим России контроль и право открывать консульства в любой части Османской империи. Крыму была предоставлена ​​номинальная независимость, и Россия, наконец, смогла расширить свои границы до выхода к Черному морю.

1775: Положение об Управлении провинциями Российской империи 

После Крестьянской и Русско-турецкой войн Екатерина провела реформы, чтобы лучше организовать российское правительство. С помощью статута она децентрализовала правительство и образовала провинции, что облегчило управление такой быстрорастущей страной.

1781: Союз с Австрией

При Екатерине Россия объединилась с Австрией для борьбы с турками. Это помогло России получить контроль над рекой Дунай и спровоцировало более поздний Ясский договор, по которому турки официально уступили регион Черного моря.

1783: Екатерина присоединяет Крымский полуостров

Екатерина была настроена на дальнейшее расширение границ России. После встреч с французскими, британскими и австрийскими монархами она выпустила манифест о присоединении Крыма к Российской империи. Татары, уроженцы Крыма, протестовали, но Екатерина настаивала на том, что защищает их от плохого управления.

Реклама

1786: Российское Положение о Народном Образовании

К 1786 году в России не было организованной стандартной школьной системы, но это изменилось с Екатерининским Положением о Народном Образовании.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *