Итоги городской реформы 1870: Причины, цель, сущность и итоги городской реформы 1870 г

Городская реформа Александра 2 1870 – причины самоуправления, значение, содержание и итоги кратко

3.9

Средняя оценка: 3.9

Всего получено оценок: 111.

3.9

Средняя оценка: 3.9

Всего получено оценок: 111.

Городская реформа императора Александра II была проведена в 1870 году. Ее проведение укладывалось в общий либеральный реформаторский курс царствования. Власти ставили целью дать подданным городское право. Для понимания истории развития городов Российской империи во второй половине XIX века, а также для особенностей самоуправления, следует знать плюсы и минусы городской реформы, ее значение и содержание.

Причины и начало реформы

Подготовка реформы началась сразу после отмены крепостного права, в 1862 году, на седьмой год царствования императора.

Рис. 1. Император Александр II.

Министром внутренних дел в 1861 году стал граф Петр Валуев, который провел две важные реформы, земскую и цензурную, а потом был уволен со своей должности в 1868 году из-за голода в ряде губерний. Должность министра внутренних дел на следующие 10 лет, до 1878 года, занял генерал Александр Тимашев. Он и провел городскую реформу.

В рамках подготовки к ней с 1862 года шло создание комиссий в губернских и уездных городах. Всего их получилось 509. Правительство стало тормозить реформу из-за восстания в царстве Польском и покушения на императора в 1866 году. Также властям не нравилась идея о введении избирательного права для всех сословий. В 1864 году под руководством министра внутренних дел было создано «Городовое положение». Его направили в Государственный совет, то есть в высший законосовещательный орган Российской империи. На этом проведение реформы затормозилось и продолжилось только после отставки министра Валуева. Датой принятия этого документа стало 16 июня 1870 году. Император Александра II согласился принять принцип всесословности. Таким образом, реформу провели за 11 лет до его убийства.

Сословное самоуправление в городах Российской империи существовало с 1785 года, то есть согласно Жалованной грамоте городам от императрицы Екатерины II.

Доля городского населения была одной из самых низких среди европейских государств того времени, менее 10%.

Рис. 2. Граф Петр Валуев.

Суть реформы

Основные положения реформы были следующие:

  • В городах появились общественные управления. Они занимались хозяйственным вопросами, в том числе благоустройством, пожарной безопасностью, строительством пристаней, бирж, амбаров.
  • Органами городского управления стали: городская дума и управа, городское избирательное собрание.
  • Членов городских дум (гласных) избирали раз в 4 года. Им мог стать каждый, кто обладал избирательным правом. Доля нехристиан была ограничена 30 %.
  • Городской глава не мог быть евреем.
  • Расходы на городскую думу входили в ведомство губернатора.
  • Дума на 4 года выбирала городскую управу.
  • Управа ведала делами городского хозяйства и расходов сборов, составляла городские сметы. Также она могла признать решение думы незаконным.

Итогом реформы стало появление дум, то есть бессословных органов городского самоуправления, в 509 городах. Думы избирались горожанами, которые платили налоги и имели установленный имущественный ценз. От избирателей требовалось соответствовать четырем условиям:

  • подданство Российской империи без судимостей;
  • возраст от 25 лет;
  • владение имуществом;
  • отсутствие недоимок (неуплат) по налогам.

Список избирателей формировался на основе сведений об уплаченных ими налогах. Они делились на три группы. К первым двум относились те, кто уплатил по трети от общей суммы налогов, а в последнюю — все остальные.

Голосование было тайным. Городского главу избирала городская дума. Кандидатуру утверждал губернатор или министр внутренних дел, если выборы происходили в крупном городе. В целом, реформа способствовала развитию городов России и приобщению общества к самоуправлению и гражданской жизни.

Рис. 3. Городская Дума XIX век.

Что мы узнали?

В итоге городской реформы 1870 г. появились думы — бессословные органы городского самоуправления, которые избирались горожанами. Кратко городскую реформу Александра 2 изучают в школьном курсе истории 8 класса.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

    Пока никого нет. Будьте первым!

Оценка доклада

3.9

Средняя оценка: 3.9

Всего получено оценок: 111.


А какая ваша оценка?

Городская реформа Александра 2 (16 июня 1870 года)

Городская реформа Александра 2 была осуществлена 16 июня 1870 года принятием «Городового положения». Реформа проводилась в 509 городах европейской части России (исключение территории Финляндии и Польши), создавая местные всесословные и выборные органы самоуправления. Это была одна из либеральных реформ Александра 2, но воспринята населением она была неоднозначно. Причина в том, что права и свободы местного самоуправления были чисто иллюзорными.

Городская реформа Александра 2

Подготовка к реформе

Подготовкой городской реформы занимался Министр внутренних дел России П. Валуев, которому соответствующее поручение дал Александр 2 в июле 1862 года. В общей сложности на создание «Городового положения» ушло 8 лет.

Уже в 1862 году в более чем 500 крупнейших городах европейской части России начали работу специальные комиссии. Зада каждой комиссии заключалась в создании материалов, которые бы описывали возможности изменения системы управления городов. Все эти материалы были объединены в «Городовое положение», проект которого был передан Александру 2 уже в 1864 году. Император утвердил проект реформы, после чего проект прошел проверку Кодификационной комиссии, а в 1866 году Государственный Совет Российской Империи начал изучение проекта реформы. Здесь документ рассматривали без малого 4 года. Только 16 июня 1870 года император подписал «Городовое положение», тем самым запустив городскую реформу.

Суть реформы и основные преобразования

Городская реформа 1870 года создавала в каждом городе 2 формально независимые инстанции:

  • Городская дума — распорядительный орган.
  • Городская управа — исполнительный орган.

Если же рассматривать общую концепцию городского управления по реформе Александра 2 выглядит следующим образом.

Система городского управления по реформе 1870

Кто имел право голоса

Городская дума избиралась на 4 года путем проведения выборов по трем куриям, которые формировались по объемам уплачиваемых налогов горожанином. Первая курия —  крупные, 2 курия — средние, 3 курия — мелкие налогоплательщики. Каждая курия избирала «гласных» (аналог современных депутатов), которые формировали Городскую Думу. Причем количество «гласных» для каждой курии было равным. Неравным было только количество избирателей. Например, при проведении выборов в Петербурге в первую курию попали 275 избирателей, а во вторую — 850.

Правом голоса по реформе наделялись горожане, которые:

  • Были старше 25 лет
  • Были подданными Российской Империи
  • Не имели задолженностей по налоговым платежам
  • Имели в собственности недвижимость в городе

Эти и другие особенности городских выборов были описаны в «Городовом положении» 1870 года. Этот же документ устанавливал, что горожанин мог лишиться возможности голосовать в случае наличия судимости, находящиеся под следствием, обанкротившиеся, а также лица лишенные духовного сана и чиновничьей должности.

После проведения выборов и формирования Думы происходило формирование Управы. Делали это «гласные», которые утверждали Главу города, его заместителя и несколько чиновников. Особое значение имела должность Городского головы. Этот человек одновременно были председателем Думы и городской Управы. На первый взгляд может показаться, что города получили демократическую систему управления со значительными свободами. В действительности даже Городской Голова, который имел контроль над всеми органами местного самоуправления, не просто избирался «гласными», но требовал утверждения. В крупных городах кандидата утверждал руководитель МВД. В средних и малых городах утверждением занимался губернатор. Этим самостоятельность городского управления не ограничивалась. В каждом городе создавал орган «Губернское присутствие».

Этот орган следил за работой Управы и Думы, а подчинялся только губернатору. Все более ли менее крупные решения подлежали утверждению в Присутствии.

Система городского присутствия

Историческое значение

Рассматривая городскую реформу Александра 2 важно понимать ее ограниченность. Да, она предоставляла определенную самостоятельность каждому городу в виде возможности формирования органов местного самоуправления. Но эти органы занимались решением исключительно хозяйственных вопросов: благоустройство, местные промыслы, городская торговля, строительство больниц и так далее. Реальной власти у этих органов не было. Это само по себе вызывало бурную критику реформы со стороны либералов, которые называли ее несостоятельной из-за отсутствия реальных свобод. В действительности же дела обстояли еще хуже. Деятельность городских дум и управ жестко контролировалась государством. Об утверждении Городского головы выше уже говорилось. Кроме того губернаторы наделялись правами полной отмены любого решения городских органов.

Аналогичными возможностями наделялся руководитель МВД.

Изучая работу городских дум и управ более глубоко, важно отметить, что у них не было никакой самостоятельности и действительной власти. Вся самостоятельность ограничивалась принятием незначительных, даже для города, решений. Для масштабных изменений и дел у Думы не было ресурсов и власти. Например, для реализации своих решений часто им приходилось обращаться к полиции, сборщикам налогов и других лицам, которые находились в подчинении государства и губернаторов. Поэтому реформа 1870 года дала иллюзорность наличия власти у органов местного самоуправления. Реальная же власть во всех городах по-прежнему находилась в руках губернатора и государства.

Британника

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Обзор недели
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
  • Britannica Beyond
    Мы создали новое место, где вопросы находятся в центре обучения. Вперед, продолжать. Просить. Мы не будем возражать.
  • Спасение Земли
    Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
  • SpaceNext50
    Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы исследуем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!

Страница не найдена

Приносим свои извинения! Этот контент недоступен. Посетите домашнюю страницу Britannica или воспользуйтесь полем поиска ниже.

Поиск в Британике

Викторина о собаках

14 выдающихся картин в Национальном музее Швеции

Насколько эффективен первый укол вакцины Pfizer или Moderna?

История США, Проблемы роста урбанизации, 1870-1900 гг.

, Урбанизация и ее проблемы

По мере роста страны некоторые элементы привели к тому, что одни города превратились в крупные городские центры, а другие — нет. Следующие четыре инновации оказались решающими в формировании урбанизации на рубеже веков: электрическое освещение, улучшение связи, внутригородской транспорт и рост небоскребов. Когда люди мигрировали в поисках новой работы, они часто боролись с отсутствием базовой городской инфраструктуры, такой как улучшенный транспорт, адекватное жилье, средства связи и эффективные источники света и энергии. Даже предметы первой необходимости, такие как пресная вода и надлежащие санитарные условия, которые в сельской местности часто считались само собой разумеющимися, представляли большую проблему в городской жизни.

Электрическое освещение

Томас Эдисон запатентовал лампу накаливания в 1879 году. Эта разработка быстро стала обычным явлением как в домах, так и на фабриках, изменив образ жизни даже представителей низшего и среднего класса американцев. Хотя электроэнергия медленно появлялась в сельских районах страны, электроэнергия стала легко доступна в городах, когда в 1882 году начали открываться первые коммерческие электростанции. Когда Никола Тесла впоследствии разработал систему переменного тока (переменного тока) для Westinghouse Electric & Manufacturing Company, источники питания для освещения и другого заводского оборудования могут простираться на многие мили от источника питания. Энергия переменного тока изменила использование электричества, позволив городским центрам физически покрывать большие площади. На фабриках электрическое освещение позволяло работать двадцать четыре часа в сутки, семь дней в неделю. Это увеличение производства потребовало дополнительных рабочих, и этот спрос привел в города больше людей.

Постепенно города стали освещать улицы электрическими фонарями, чтобы город оставался освещенным всю ночь. Темп жизни и экономической деятельности больше не замедлялся существенно на закате, как это было в небольших городах. Города, вслед за заводами, привлекавшими туда людей, все время оставались открытыми.

Улучшения связи

Телефон, запатентованный в 1876 году, значительно изменил связь как на региональном, так и на национальном уровне. Телефон быстро вытеснил телеграф как предпочтительную форму связи; к 1900, более 1,5 миллиона телефонов использовались по всей стране, будь то частные линии в домах некоторых представителей среднего и высшего класса американцев или совместно используемые «партийные линии» во многих сельских районах. Обеспечивая мгновенную связь на больших расстояниях в любой момент времени, растущие телефонные сети сделали возможным разрастание городов.

Точно так же, как электрическое освещение стимулировало увеличение фабричного производства и экономический рост, телефон увеличил бизнес за счет более быстрого темпа спроса. Теперь заказы можно было постоянно получать по телефону, а не по почте. Больше заказов приводило к увеличению производства, что, в свою очередь, требовало еще большего количества рабочих. Этот спрос на дополнительную рабочую силу сыграл ключевую роль в росте городов, поскольку расширяющиеся компании искали рабочих для удовлетворения растущего потребительского спроса на свою продукцию.

Внутригородской транспорт

По мере того, как города росли и расширялись, главной проблемой было эффективное передвижение внутри города — от дома до фабрик или магазинов и обратно. Большая часть транспортной инфраструктуры использовалась для соединения городов друг с другом, как правило, по железной дороге или каналу. До 1880-х годов наиболее распространенным видом транспорта в городах был омнибус. Это была большая конная повозка, которую часто ставили на железные или стальные гусеницы, чтобы обеспечить более плавную езду. Хотя омнибусы адекватно работали в небольших и менее загруженных городах, они не были приспособлены для обслуживания больших толп людей, которые возникли в конце века. Лошади должны были остановиться и отдохнуть, и конский навоз стал постоянной проблемой.

В 1887 году Фрэнк Спраг изобрел электрическую тележку, которая работала по той же схеме, что и омнибус, с большим вагоном на гусеницах, но приводилась в движение электричеством, а не лошадьми. Электрическая тележка могла работать днем ​​и ночью, как фабрики и рабочие, которые их заправляли. Но он также модернизировал менее важные промышленные центры, такие как южный город Ричмонд, штат Вирджиния. Еще в 1873 году инженеры Сан-Франциско переняли технологию шкивов из горнодобывающей промышленности, чтобы ввести канатные дороги и превратить крутые холмы города в элегантные кварталы среднего класса. Однако, поскольку толпы продолжали расти в крупнейших городах, таких как Чикаго и Нью-Йорк, троллейбусы не могли эффективно двигаться сквозь толпы пешеходов (рисунок). Чтобы избежать этой проблемы, градостроители подняли троллейбусные линии над улицами, создав надземные поезда или L-поезда еще в 1868 году в Нью-Йорке и быстро распространившись на Бостон в 1887 году и Чикаго в 189 году.2. Наконец, когда небоскребы стали доминировать в воздухе, транспорт продвинулся еще на один шаг вперед, переместившись под землю в виде метро. Метро Бостона заработало в 1897 году, за ним быстро последовали Нью-Йорк и другие города.

Хотя троллейбусы были намного эффективнее конных экипажей, в таких густонаселенных городах, как Нью-Йорк, часто происходили аварии, как показано на этой иллюстрации 1895 года из Leslie’s Weekly (a). Чтобы избежать переполненных улиц, троллейбусы вскоре ушли под землю, как на портале Public Gardens в Бостоне (b), где три разные линии пересекались, чтобы войти в метро Tremont Street, старейший туннель метро в Соединенных Штатах, открытый 1 сентября 189 г.7.

Возвышение небоскребов

Последним ограничением, которое должны были преодолеть большие города, была постоянно растущая потребность в пространстве. Восточные города, в отличие от своих среднезападных собратьев, не могли продолжать расти вовне, поскольку окружающие их земли уже были заселены. Географические ограничения, такие как реки или побережье, также препятствовали разрастанию. И во всех городах горожане должны были быть достаточно близко к городским центрам, чтобы иметь удобный доступ к работе, магазинам и другим основным учреждениям городской жизни. Рост стоимости недвижимости сделал рост привлекательным, как и престиж высоких зданий для предприятий, которые их занимали. Рабочие построили первый небоскреб в Чикаго, десятиэтажное здание страхования жилья, в 1885 году (рисунок). Хотя у инженеров была возможность подняться выше, благодаря новым технологиям стального строительства, им потребовалось еще одно жизненно важное изобретение, чтобы сделать более высокие здания жизнеспособными: лифт. В 1889 г.Компания Otis Elevator Company, возглавляемая изобретателем Джеймсом Отисом, установила первый электрический лифт. Так началось повальное увлечение небоскребами, позволившее застройщикам в восточных городах строить и продавать престижную недвижимость в самом центре многолюдных восточных мегаполисов.

Джейкоб Риис и окно в «Как живет другая половина»

Джейкоб Риис был датским иммигрантом, который переехал в Нью-Йорк в конце девятнадцатого века и, испытав на себе бедность и безработицу, в конечном итоге построил карьеру в качестве полицейский репортер. В ходе своей работы он проводил большую часть своего времени в трущобах и многоквартирных домах работающей бедноты Нью-Йорка. Потрясенный тем, что он там обнаружил, Риис начал документировать эти сцены нищеты и делиться ими на лекциях и, в конечном счете, через публикацию своей книги 9.0163 Как живет другая половина , 1890 год (рисунок).

На таких фотографиях, как « Bandit’s Roost » (1888 г.), сделанных на Малберри-стрит в печально известном районе Five Points в Нижнем Ист-Сайде Манхэттена, Джейкоб Риис задокументировал бедственное положение нью-йоркских трущоб в конце девятнадцатого века.

По мнению большинства современников, Риис был хорошим рассказчиком, используя драматизм и расовые стереотипы, чтобы рассказывать истории об этнических трущобах, с которыми он столкнулся.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *