Итоги 1 государственной думы: История Государственной Думы

Содержание

Статья 93. Опубликование (обнародование) итогов голосования и результатов выборов депутатов Государственной Думы / КонсультантПлюс

Статья 93. Опубликование (обнародование) итогов голосования и результатов выборов депутатов Государственной Думы

1. Итоги голосования по каждому избирательному участку и каждой территории, результаты выборов по каждому избирательному округу в объеме данных, содержащихся в протоколах соответствующих избирательных комиссий и непосредственно нижестоящих избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, предоставляются для ознакомления любым избирателям, зарегистрированным кандидатам, уполномоченным представителям политических партий, наблюдателям, иностранным (международным) наблюдателям, представителям средств массовой информации по их требованию незамедлительно после подписания протоколов об итогах голосования, о результатах выборов депутатов Государственной Думы членами той избирательной комиссии, в которую поступило такое требование.

Указанные данные предоставляет соответствующая избирательная комиссия.

2. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, окружные избирательные комиссии предоставляют предварительные данные о результатах выборов депутатов Государственной Думы представителям средств массовой информации по мере поступления данных в соответствующую избирательную комиссию.

3. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации не позднее чем через две недели со дня голосования осуществляет в региональных государственных периодических печатных изданиях официальное опубликование данных, содержащихся в протоколах всех территориальных избирательных комиссий об итогах голосования и соответствующих сводных таблицах. В случае проведения на отдельных избирательных участках, отдельных территориях повторного подсчета голосов избирателей, результаты которого поступают в окружную избирательную комиссию после этого срока, окружная избирательная комиссия представляет в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации уточненные данные, после чего избирательная комиссия субъекта Российской Федерации официально их опубликовывает в течение одной недели со дня принятия на их основании соответствующего решения.

Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации вправе осуществить опубликование сводных таблиц территориальных избирательных комиссий в одном или нескольких муниципальных периодических печатных изданиях либо путем издания специальной брошюры, которая передается в государственные и муниципальные общедоступные библиотеки, расположенные на территории субъекта Российской Федерации, организациям, осуществляющим выпуск средств массовой информации, региональным отделениям политических партий, зарегистрированным на территории субъекта Российской Федерации.

4. Официальное опубликование общих результатов выборов депутатов Государственной Думы, а также данных о числе голосов избирателей, полученных каждым зарегистрированным федеральным списком кандидатов, каждым зарегистрированным кандидатом, осуществляется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в течение трех недель со дня голосования. В этот же срок Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в своем печатном органе официально опубликовывает полные данные, содержащиеся в протоколах всех окружных избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов.

5. В течение двух месяцев со дня голосования Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в своем официальном печатном органе опубликовывает информацию, включающую в себя полные данные, содержащиеся в протоколах всех избирательных комиссий, за исключением участковых избирательных комиссий, об итогах голосования, о результатах выборов депутатов Государственной Думы, а также биографические и иные сведения обо всех избранных депутатах Государственной Думы в объеме, устанавливаемом Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Не позднее чем через семь дней со дня такого опубликования указанная информация размещается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в сети «Интернет» и содержится там не менее одного года со дня официального опубликования результатов выборов депутатов Государственной Думы.

Открыть полный текст документа

Турчак заявил, что «Единая Россия» может получить 315 мандатов в Госдуме

Предварительные итоги

Центризбирком подводит итоги прошедших с 17 по 19 сентября выборов. Данные ЦИК свидетельствуют, что «Единая Россия» после обработки 80% протоколов набрала 49,46% голосов избирателей по федеральному округу и лидирует на выборах в Госдуму восьмого созыва.

Пятипроцентный барьер также преодолели КПРФ (19,80%), ЛДПР (7,55%), «Справедливая Россия» (7,36%) и «Новые люди» (5,37%). Тем самым больше четырех политических сил проходят в Госдуму по партийному списку впервые с 1999 года.

Больше 1% голосов пока набирают Партия пенсионеров (2,53%), «Коммунисты России» (1,32%) и «Яблоко» (1,10%) — эти партии, если не преодолеют барьер в 3%, также не смогут рассчитывать на получение государственного финансирования.

В подавляющем большинстве одномандатных округов «Единая Россия» выигрывает 87,12% — это 195 мест из 225, далее идут КПРФ (15) и «Справедливая Россия» (7). Партии ЛДПР, «Яблоко», «Родина», «Партия Роста» и «Гражданская Платформа» — по 1.

«Избиратель нас услышал»

По словам секретаря генсовета единороссов Андрея Турчака, партия, по предварительным оценкам, выполнила цель получить конституционное большинство на думских выборах.

«Единая Россия», ставившая задачу получить 110 мандатов по партийному списку и 190 одномандатников, в итоге забирает 315 мандатов.

Вместе с тем в некоторых округах, где «Единая Россия» рассчитывала на победу своих представителей, партия, по всей видимости, проигрывает, констатировал Турчак.

Представители федеральной пятерки кандидатов «Единой России» (Денис Проценко, Елена Шмелева, Сергей Шойгу, Анна Кузнецова и Сергей Лавров), лидирующая на парламентских выборах, в настоящий момент не определились, как распорядятся своими мандатами.

«Это только их решение. Мы будем с ними общаться», — добавил Турчак.

О выполнении поставленной задачи на выборах заявляют и в КПРФ. Ее лидер Геннадий Зюганов считает, что в этот раз компартия, по сравнению с прошлыми выборами, улучшила свой результат вдвое или втрое.

«Мы пришли ко всем избирателям в стране и сказали: вот что мы предлагаем. Избиратель нас услышал, избиратель нам поверил, избиратель за нас проголосовал», — сказал Зюганов.

До этого первый зампред ЦК партии Юрий Афонин также акцентировал внимание на том, что по всей стране КПРФ показывает очень высокие результаты.

«И, наверно, впервые за последние десятилетия КПРФ во многих одномандатных округах претендует на победу», — подчеркнул он.

О положительных итогах также отчитались в «Справедливой России».

«Пять лет назад, когда в 21:00 по московском времени объявили первые результаты голосования, у нас были цифры в два раза ниже», — сказал глава партии Сергей Миронов, отметивший, что в не последнюю очередь это связано с активной предвыборной кампанией на Дальнем Востоке.

Высоко проделанную работу на выборах оценивает ЛДПР. После оглашения первых данных лидер партии Владимир Жириновский выразил мнение, что они сделали все на «120%».

«В целом сделали больше, чем когда-либо. То, что должна делать политическая партия, мы сделали на 120%. В принципе неплохо все прошло, нас не в чем обвинять», — заметил он.

close

100%

Просмотр

20 сентября 2021 год

В городском округе Рефтинский состоялось голосование по выборам депутатов Государственной Думы ФС РФ, депутатов Законодательного Собрания Свердловской области и депутатов Думы городского округа Рефтинский

17, 18 и 19 сентября в городском округе Рефтинский состоялось голосование по трем видам выборов: депутатов Государственной Думы Федерального Российской Федерации, депутатов Законодательного Собрания Свердловской области, депутатов Думы городского округа Рефтинский седьмого созыва. Явка избирателей на избирательные участки составила более 50 %.

Итоги голосования:

Итоги голосования по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеральному избирательному округу на территории Свердловской области

Итоги голосования по выборам депутатов Законодательного Собрания Свердловской области по единому избирательному округу на территории Свердловской области

Результаты голосования по одномандатному избирательному округу № 172 на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва на территории городского округа Рефтинский (протокол № 1)

Результаты голосования по федеральному избирательному округу на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва на территории городского округа Рефтинский (протокол № 2)

Результаты голосования по Асбестовскому одномандатному избирательному округу № 2 на выборах депутатов Законодательного Собрания Свердловской области на территории городского округа Рефтинский (протокол № 1)

Результаты голосования по единому избирательному округу на выборах депутатов Законодательного Собрания Свердловской области на территории городского округа Рефтинский (протокол № 2).

Выборы депутатов Думы городского округа Рефтинский седьмого созыва:

Итоги голосования по пятимандатному избирательному округу № 1 на портале ЦИК РФ

Итоги голосования по пятимандатному избирательному округу № 2 на портале ЦИК РФ

Итоги голосования по пятимандатному избирательному округу № 3 на портале ЦИК РФ

Явка избирателей на избирательные участки 19 сентября 2021 года на портале ЦИК РФ

Были приняты решения о результатах выборов в соответствующем избирательном округе (решение по округу № 1, решение по округу № 2, решение по округу № 3).

Решение Рефтинской поселковой территориальной избирательной комиссии № 28/118 от 20.09.2021 года «Об установлении общих результатов выборов депутатов Думы городского округа Рефтинский седьмого созыва»

Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва

Решения о назначении выборов, принятые уполномоченными органами, должностными лицами

 17. 06.2016  

Указ Президента Российской Федерации о назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва (подробнее), источник:Официальный сайт Президента России

Описание одномандатных избирательных округов для проведения выборов на территории Хабаровского края

 08.06.2016  

Описание одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации на территории Хабаровского края

Возложение полномочий окружных избирательных комиссий для проведения выборов на территории Хабаровского края

 08.06.2016  

Возложение полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва в Хабаровском крае 

Количество подписей избирателей для поддержки выдвижения (самовыдвижения) кандидата
 21. 06.2016   Количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата
 21.06.2016   Максимальное количество подписей избирателей, предоставляемых в окружную избирательную комиссию
 21.06.2016   Количество подписей избирателей, подлежащих первоначальной проверке
 21.06.2016  

Количество подписей избирателей, подлежащих дополнительной проверке

Сведения о предоставлении помещений политическим партиям, зарегистрированным кандидатам
   

Сведения о поступивших уведомлениях собственников, владельцев помещений о фактах предоставления помещений политическим партиям, зарегистрированным кандидатам (подробнее)

Сведения о времени для встреч представителей политических партий, зарегистрированных кандидатов с избирателями
 

Время предоставления политическим партиям, зарегистрированным кандидатам в депутаты помещений, находящихся в государственной и муниципальной собственности, которые будут определены как пригодные для проведения агитационных публичных мероприятий в форме собраний для встреч с избирателями (подробнее)

Аккредитация представителей средств массовой информации

 

Сведения о ходе рассмотрения заявок на аккредитацию представителей СМИ (подробнее)

Сведения о кандидатах, выдвинутых по одномандатным избирательным округам

   

Сведения о кандидатах, выдвинутых по одномандатным избирательным округам

Сведения о зарегистрированных кандидатах по одномандатным избирательным округам

 

Хабаровский одномандатный избирательный округ № 69 

Асташова Елена Николаевна (Политическая партия «Российская объединенная демократическая пратия «ЯБЛОКО»)

Ворсин Алексей Юрьевич (Политическая партия «Партия народной свободы» (ПАРНАС))

Гладких Борис Михайлович (Всероссийская политическая партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ»)

Глухов Игорь Станиславович (Политическая партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ)

Грешнякова Елена Геннадьевна (Политическая партия ЛДПР — Либерально-демократическая партия России)

Петров Андрей Петрович (Политическая партия «Российская экологическая пратия «Зеленые»)

Постников Виктор Михайлович (Политическая партия КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)

Титоренко Владимир Федорович (Политическая партия КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ)

Комсомольский одномандатный избирательный округ № 70

Воеводин Вадим Александрович (Политическая партия КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)

Доськов Дмитрий Викторович (Политическая партия КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ)

Паньков Олег Григорьевич (Политическая партия «Российская объединенная демократическая пратия «ЯБЛОКО»)

Симонцев Александр Сергеевич (Политическая партия «Партия народной свободы» (ПАРНАС))

Сысоев Евгений Олегович (Политическая партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ)

Фургал Сергей Иванович (Политическая партия ЛДПР — Либерально-демократическая партия России)

Швецов Эдуард Александрович (Всероссийская политическая партия «РОДИНА»)

Сведения о выявленных фактах недостоверности сведений, представленных зарегистрированными кандидатами в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва

   

по Хабаровскому одномандатному избирательному округу № 69

по Комсомольскому одномандатному избирательному округу № 70

Предупреждение кандидатам, политическим партиям, вынесенные избирательной комиссией при нарушении избирательного законодательства

   

по Хабаровскому одномандатному избирательному округу № 69

Постников Виктор Михайлович

Ворсин Алексей Юрьевич

Перечень региональных государственных организаций телерадиовещания и региональных государственных периодических печатных изданий, которые обязаны предоставлять эфирное время для проведения предвыборной агитации

 01. 07.2016  

Перечень региональных государственных организаций телерадиовещания и региональных государственных периодических печатных изданий, а также муниципальных организаций телерадиовещания и муниципальных периодических печатных изданий (подробнее)

Сведения о поступлении средств на специальные избирательные счета и расходовании этих средств

 

Сведения о поступлении средств в избирательные фонды политических партий и расходовании этих средств (на основании данных, предоставленных филиалами ПАО Сбербанк и другой кредитной организацией) по состоянию на 13.09.2016

   

Сведения о поступлении средств в избирательные фонды кандидатов и расходовании этих средств (на основании данных, предоставленных филиалами ПАО Сбербанк и другой кредитной организацией) — Хабаровский одномандатный избирательный округ № 69 — по состоянию на 13. 09.2016

    Сведения о поступлении средств в избирательные фонды кандидатов и расходовании этих средств (на основании данных, предоставленных филиалами ПАО Сбербанк и другой кредитной организацией) — Комсомольский одномандатный избирательный округ № 70 — по состоянию на 13.09.2016

Список избирательных участков с указанием их границ, адресов и телефонов, участковых избирательных комиссий, адресов помещений для голосования

 

Результаты выборов по одномандатным избирательным округам

 

Хабаровский одномандатный избирательный округ № 69

Протокол № 1 окружной избирательной комиссии о результатах выборов

Сводная таблица № 1 окружной избирательной комиссии о результатах выборов

Постановление окружной избирательной комиссии о результатах выборов

Комсомольский одномандатный избирательный округ № 70

Протокол № 1 окружной избирательной комиссии о результатах выборов

Сводная таблица № 1 окружной избирательной комиссии о результатах выборов

Постановление окружной избирательной комиссии о результатах выборов

Итоги голосования по федеральному избирательному округу на территории Хабаровского края

 

 Хабаровский одномандатный избирательный округ № 69

Протокол № 2 окружной избирательной комиссии об итогах голосования

Сводная таблица № 2 окружной избирательной комиссии об итогах голосования

Комсомольский одномандатный избирательный округ № 70

Протокол № 2 окружной избирательной комиссии об итогах голосования

Сводная таблица № 2 окружной избирательной комиссии об итогах голосования

Итоговый финансовый отчет о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата

 

Хабаровский одномандатный избирательный округ № 69

Асташова Елена Николаевна

Ворсин Алексей Юрьевич

Гладких Борис Михайлович

Глухов Игорь Станиславович

Грешнякова Елена Геннадьевна

Петров Андрей Петрович

Постников Виктор Михайлович

Резник Борис Львович

Титоренко Владимир Федорович 

Комсомольский одномандатный избирательный округ № 70

Воеводин Вадим Александрович

Доськов Дмитрий Викторович

Калина Ирина Петровна

Малохатько Владимир Степанович

Мальцев Геннадий Викторович

Паньков Олег Григорьевич

Симонцев Александр Сергеевич

Сысоев Евгений Олегович

Фургал Сергей Иванович

Шевцов Эдуард Александрович

Итоговый финансовый отчет о поступлении и расходовании средств избирательного фонда политической партии

   

Хабаровское региональное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ»

Хабаровское краевое отделение политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Хабаровское региональное отделение Политической партии ЛДПР — Либерально-демократической партии России

Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Хабаровском крае

Иные сведения (документы, материалы)

 

Протокол жеребьевки по распределению между политическими партиями, зарегистрировавшими федеральные списки кандидатов, зарегистрированными кандидатами в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, бесплатной печатной площади для публикации предвыборных агитационных материалов в региональных государственных периодических печатных изданиях

Протокол жеребьевки по распределению между политическими партиями, зарегистрировавшими федеральные списки кандидатов депутаты, зарегистрированными кандидатами в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, эфирного времени, предоставляемого безвозмездно, для проведения совместных агитационных мероприятий и размещения предвыборных агитационных материалов на каналах региональных государственных организаций телерадиовещания

Решения участковых избирательных комиссий о дате, времени и месте проведения досрочного голосования отдельных групп избирателей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва

Глава 7.

Мероприятия в Государственной Думе

Статья 72

По инициативе комитета, комиссии Государственной Думы, фракции в помещениях Государственной Думы, не закрепленных за комитетами, комиссиями и фракциями, могут проводиться совещания, «круглые столы», семинары, конференции и другие мероприятия, связанные с законодательной деятельностью Государственной Думы (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 10 июня 2005 года № 1978-IV ГД – Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 25, ст. 2480; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 5134–4 ГД – Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 42, ст. 4981).

Статья 73

Решение о проведении мероприятия в Государственной Думе, в том числе в режиме видео-конференц-связи, принимается Председателем Государственной Думы или по его поручению Комитетом Государственной Думы по контролю и Регламенту, а в исключительных случаях Советом Государственной Думы. Заявка на проведение мероприятия в Государственной Думе направляется на имя Председателя Государственной Думы (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 21 ноября 2008 года № 1289–5 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 48, ст. 5567; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 сентября 2017 года № 2258–7 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 40, ст. 5767; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 ноября 2020 года № 9078–7 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, № 46, ст. 7262).

Статья 74

Копии отредактированных стенограмм, рекомендаций и другие материалы, подготовленные по итогам совещаний, «круглых столов», семинаров, конференций и других мероприятий, связанных с законодательной деятельностью Государственной Думы и проведенных по инициативе субъектов, которые указаны в статье 72 настоящего Регламента, в десятидневный срок со дня проведения данных мероприятий передаются этими субъектами в Парламентскую библиотеку (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 декабря 2002 года № 3389-III ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 51, ст. 5043; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 21 ноября 2008 года № 1289–5 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 48, ст. 5567).

Госдума установила единые правила для онлайн-голосования

Напомним, что в начале декабря прошлого года депутаты от КПРФ, среди которых Геннадий Зюганов и Валерий Рашкин, внесли в Госдуму законопроект об отмене дистанционного электронного голосования (ДЭГ) до завершения формирования полноценной системы ДЭГ, учитывающей все аспекты на программно-техническом, организационном и правовом уровнях (см. новость ComNews от 13 декабря 2021 г.).

Неделей позже депутаты «Единой России» внесли на рассмотрение в Госдуму законопроект, закрепляющий принципы проведения дистанционного электронного голосования (см. новость ComNews от 20 декабря 2021 г.).

В России действуют две системы дистанционного электронного голосования. Жители регионов используют федеральную платформу, которую разработали «Ростелеком» и Минцифры по заказу ЦИК России. В Москве функционирует платформа, разработанная Департаментом информационных технологий (ДИТ) Москвы.

В пресс-службе Минцифры рассказали, что дистанционное электронное голосование применяется на федеральных кампаниях с 2020 г. Первым опытом проведения федеральной кампании с применением технологий ДЭГ стало общероссийское голосование по вопросу внесения изменений в Конституцию Российской Федерации, состоявшееся 1 июля 2020 г. В том же году ДЭГ применялось и на дополнительных выборах депутатов Госдумы по одномандатным округам в двух субъектах Российской Федерации — Курской и Ярославской областях. «В прошлом году ДЭГ использовалось уже в семи регионах на выборах депутатов Государственной Думы восьмого созыва. С учетом накопленного опыта представляется целесообразным уточнить законодательное регулирование», — отметили в министерстве.

Также в ведомстве объяснили, что законопроектом предлагается установить основные принципы и параметры проведения дистанционного электронного голосования, единые для всех выборов и референдумов на территории Российской Федерации, унифицировать подходы и требования к применению ДЭГ на выборах различного уровня, определить порядок его проведения и применяемые информационные системы. Законопроектом также устанавливается, что при проведении дистанционного электронного голосования обеспечивается возможность осуществления волеизъявления с учетом неизменности сохраняемых результатов волеизъявления избирателей, участников референдума и соблюдения тайны голосования, а также возможность наблюдения при организации и осуществлении дистанционного электронного голосования и установлении его итогов. «Таким образом, законопроект призван способствовать созданию дополнительных возможностей и гарантий реализации избирательных прав участников избирательного процесса», — уточнили в пресс-службе Минцифры.

В ведомстве рассказали, что дистанционное электронное голосование проводится с использованием государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы», а также иных государственных информационных систем, в том числе региональных государственных информационных систем, прошедших сертификацию и соответствующих требованиям к проведению дистанционного электронного голосования, установленным ЦИК России, предусматривающих анонимизацию избирателя с помощью специального криптографического алгоритма, обеспечивающего невозможность связки персональных данных избирателя и его волеизъявления в электронном бюллетене. При этом предусматривается обязательное прохождение процедур идентификации, аутентификации и подтверждения личности, а также анонимизации результатов волеизъявления, их зашифрование при проведении голосования и расшифрование после его завершения. «Для расшифровки итогов голосования нужен другой специальный ключ, который создается и разделяется на несколько частей в ходе отдельной процедуры в присутствии наблюдателей и СМИ, а собирается только при подведении итогов. Части ключа расшифрования записываются на защищенные носители и передаются на хранение независимым «держателям» до окончания голосования. После завершения голосования независимые держатели передают свои части ключа для сборки ключа расшифрования. Таким образом, невозможно получить какие-либо предварительные итоги голосования до его завершения и начала подсчета голосов избирательной комиссией, — пояснили в Минцифры. — Требования, предъявляемые в законопроекте к информационным системам, применяемым для дистанционного электронного голосования, видятся достаточными для обеспечения единства подхода, надежности и безопасности использования. Опыт проведения ДЭГ в 2020-2021 гг. подтверждает техническую реализуемость требований, предусмотренных законопроектом».

В пресс-службе ПАО «Ростелеком» сообщили, что не участвуют в законотворческой деятельности, а осуществляют только техническую реализацию ДЭГ.

В пресс-службе ДИТ отметили, что законопроект не предлагает установить технические требования к проведению дистанционного электронного голосования — он регламентирует общие принципы организации ДЭГ. «Московская система ДЭГ этим принципам соответствует», — сказали в пресс-службе ДИТ.

Основатель KIP Legal Tech, член Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций Павел Катков считает, что электронное голосование — это разумно, при условии обеспечения надлежащего уровня информационной безопасности. «Разумно, потому что в условиях COVID-19, с одной стороны, и развивающихся технологий, с другой стороны, это могло бы снизить риски и издержки. При условии обеспечения надлежащего уровня информационной безопасности, потому что речь идёт о персональных данных граждан и реализации их избирательных прав. Если это будет обеспечено, электронное голосование может создать широкие возможности для прямой демократии по очень многим вопросам. Без бумажных бюллетеней, человеческого фактора, эпидемиологических рисков и организационных затрат», — считает юрист.

Руководитель фракции «Справедливая Россия — за правду» Сергей Миронов отметил, что фракция изначально выступала против законопроекта о дистанционном голосовании и ее члены голосовали против во всех трех чтениях этого законопроекта. «Мы в целом считаем, что преждевременно распространять процедуру ДЭГ на все регионы. Тем более что законопроект не содержит даже четкого описания этой процедуры и всех спорных моментов. В нем не прописана схема наблюдения за электронным голосованием, хотя технически наблюдение вполне возможно и его нужно подробно регламентировать. Нет гарантий контрольного подсчета голосов и в целом контроля за ходом ДЭГ для членов избиркомов. Как говорят авторы инициативы, это рамочный закон, он якобы не требует уточнений. Но в итоге этот закон может оставить за рамками прозрачность и объективность голосования», — считает политик. По его словам, крайне неприятно, что ко второму чтению закон дополнили поправками, которые вообще не связаны с дистанционным голосованием, но при этом затрагивают весь выборный процесс, также снижая его чистоту и прозрачность. «Особенно возмущает, что такие поправки вносятся в тот момент, когда все общественное внимание отвлечено совсем на другие вопросы. Когда нам как никогда важна сплоченность и солидарность, взаимное доверие между государством и гражданами. Когда все представители власти, включая и депутатов ГД, должны действовать в интересах граждан, а не в своих узкополитических целях. Конечно, с учетом поправок мы тем более не могли поддержать этот законопроект, голосовали против», — рассказал Сергей Миронов.

По словам политика, после принятия законопроекта в первую очередь снижаются возможности контроля и наблюдения за выборами, открываются новые перспективы для махинаций. «Например, одной из поправок к законопроекту предлагается упразднить членов комиссий с правом совещательного голоса: они останутся только на уровне ЦИК и регионов — в окружных, территориальных и участковых избиркомах их не будет. Их предлагают заменить третьими наблюдателями от партий. Но это неравноценная замена. У наблюдателей гораздо меньше возможностей и полномочий. У членов комиссий с правом совещательного голоса есть доступ ко всем документам избиркома, они могут проверить правильность подсчета голосов, их нельзя удалить с участка. С принятием этой поправки объективно контроль за процедурой выборов снижается», — уверен руководитель фракции «Справедливая Россия — за правду».

Говоря об итоговом эффекте нововведения, Сергей Миронов отмечает, что тем, кто боится честной политической борьбы, кто стремится под шумок перекраивать выборное законодательство, открывая в нем новые лазейки для махинаций, очевидно это пойдет во благо. Другим участникам избирательного процесса — добавит проблем. По его словам, главная проблема, что подобные инициативы снижают доверие граждан и к выборам, и к власти. «В текущих условиях они особенно вредны. Я бы сказал, что истинно патриотичные люди не выступали бы с такими законопроектами. В целом будущее, конечно, за электронным голосованием. Это удобно для граждан, и это может быть гарантией честных выборов без дорогостоящих затрат. Но только в том случае, если у наблюдателей будет возможность контролировать электронную «начинку» — программный комплекс регистрации, доступа и учета голосов. В нынешнем варианте закона это отдано на откуп узкому кругу лиц, неподконтрольных участникам выборов», — считает политик.

Законопроектом предусматривается еще ряд изменений в избирательное законодательство. Так, лица с погашенной или снятой судимостью за экстремистские преступления не смогут избираться еще в течение пяти лет после ее погашения. Также в течение пяти лет после ее снятия не смогут быть избранными и люди, совершившие преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних. Права быть избранным президентом лишаются граждане, причастные к деятельности экстремистской или террористической организации, если в отношении нее есть решение суда.

Руководители таких организаций не могут претендовать на должность главы государства в течение пяти лет после решения суда, рядовые их члены — в течение трех лет. Также документом предусматривается ведение Минюстом России единого реестра сведений о физических лицах, выполняющих функции иностранного агента либо аффилированных с выполняющими функции иностранного агента лицами. Конкретизируются и требования к участию иноагентов и аффилированных с ними граждан в выборах: так, если в агитматериалах есть высказывания данных лиц, они должны сопровождаться плашкой, информирующей об иноагентском статусе. Плашка должна занимать не менее 15% от площади агитационного материала. Маркировка должна присутствовать и на подписных листах. Кроме того, агитация кандидатов-иноагентов должна будет дополнительно направляться в избирком.

Законопроектом предусматриваются перемены в структуре избирательных комиссий: члены комиссии с правом совещательного голоса останутся только на уровне ЦИК и комиссий субъектов Федерации. В окружных, территориальных и участковых избирательных комиссиях их может не быть. При этом число наблюдателей, которых партия может выставить на участок, увеличивается с двух до трех.

Представили КПРФ отметили, что особого внимания заслуживают поправки к проекту о ДЭГ. «Среди нововведений, протаскиваемых «партией власти», — фактическое упразднение членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса ниже регионального уровня, укрупнение участков и новые ограничения пассивного избирательного права», — считают в КПРФ.

Член ЦК КПРФ, первый секретарь Ленинградского обкома партии, депутат Законодательного собрания Ленинградской области Виктор Царихин отмечает, что изначально законопроект о ДЭГ был небольшим документом, содержавшим лишь несколько страниц. В нем рассматривалась только возможность применения дистанционного электронного голосования на федеральном уровне. «Мы обсуждали эту систему и сошлись на мнении, что и граждане пока не готовы, и сама система не отлажена, недостаточно прозрачна и потому не вызывает доверия избирателей и экспертов. В частности, много было проблем с ней в Москве осенью 2021 г. Так или иначе, накануне первого слушания позиция общества и экспертов-правоведов по данному законопроекту определилась четко: «Единая Россия» — за, остальные — против», — говорит политик. Он отмечает, что, согласно новым поправкам, список избирателей может изменяться в течение дня. Утром он может находиться в электронном виде, а вечером, уже по окончании голосования, он распечатывается, подписывается председателем и секретарем комиссии. «Что это будет означать на практике? Утром в списке может быть 100 избирателей, а вечером — 1100, и это будет считаться нормальным, законным! То есть те самые правовые институты, которые предполагали контроль над количеством прописанных на территории, чтобы избежать фальсификаций, накрутки голосов, фактически ликвидируются. Вместо этого будет совершенно свободная — и, что опять же, поразительно — на законном основании корректировка числа избирателей», — считает Виктор Царихин.

Государственная дума РФ I созыва (1994 – 1995 гг.): Основные аспекты истории становления и формирования — История: факты и символы

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению ключевых аспектов процесса становления и формирования в 1994 г. нижней палаты Федерального Собрания РФ – Государственной Думы I созыва. Период работы Государственной Думы РФ первого созыва совпал со сложным периодом становления новой российской государственности после событий политического кризиса октября 1993 г. В статье приведён перечень политических сил и партий – участников избирательной кампании по выборам депутатов в Государственную Думу РФ I созыва, представлена характеристика итогов данных выборов и деятельности Думы в период 1994-1995 гг.

Ни одна из партийных фракций и депутатских групп не получила такого большинства мандатов, которое позволило бы ей претендовать на лидерство в Думе. Примерно равным оказалось и соотношение политических сил, поддерживающих политику реформ и, наоборот, находящихся в оппозиции к власти.

В сравнении с распущенным в октябре 1993 г. Верховным Советом Государственная Дума РФ I созыва не стала менее оппозиционной к «правящему режиму». Настрой большей части депутатов по отношению к нему был весьма критичным.

При этом верхняя палата Федерального Собрания РФ – Совет Федерации (председатель В.Ф. Шумейко) с немалым представительством правящей региональной элиты, более заинтересованной в конструктивном взаимодействии с «центром» выступила более деполитизированной и «сдержанной» по отношению к федеральной власти.

16 февраля 1994 г. в первом своем ежегодном послании Федеральному Собранию РФ («Об укреплении Российского государства (основные направления внутренней и внешней политики)» президент России Б.Н. Ельцин объявил важнейшими задачами создание в РФ «правового» и «социального государства», конкурентной среды и полноценно-структурного фондового рынка, а также повышение инвестиционной активности.

Отметим, что из-за излишней политизированности результаты деятельности Думы, особенно на первом этапе, оказались меньше, чем ожидалось, хотя парламент и сумел принять ряд важных законов, в том числе Гражданский кодекс РФ (общая часть).

В феврале 1994 г. Дума объявила амнистию участникам августовских (1991 г.) и октябрьских (1993 г.) событий.

28 апреля 1994 г. был принят меморандум о гражданском мире и общественном согласии, подписанный большинством политических партий и движений России (кроме КПРФ и «Яблоко»).

Однако президенту Российской Федерации Б.Н. Ельцину так и не удалось получить в Государственной Думе первого созыва поддержку радикального экономического курса, что и обусловило некоторую его корректировку (удаление из правительства России сторонников радикальных преобразований Е.Т. Гайдара и Б.Г. Федорова).

Общественно-политическое развитие России в период 1990-х гг. характеризуется многопартийностью, организационной неустойчивостью политических партий, их разнообразием и «разноцветием», а также характером и методами политической борьбы в свете избирательных кампаний по выборам депутатов в Государственную Думу и местные представительно – законодательные органы власти.

Ухудшение экономической ситуации в стране вело к изменению соотношения политических сил в обществе. Это наглядно продемонстрировали итоги выборов уже в Государственную Думу РФ II созыва, проходивших 17 декабря 1995 г. Она оказалась еще более политизированной и оппозиционной правительству и президенту, чем предыдущая.

Противостояние законодательной и исполнительной властей в РФ в период 1994-1995 гг. продолжилось, но без острых форм 1993 г. Итогом деятельности Государственной Думы РФ I созыва (11 января 1994 г. – 22 декабря 1995 г.) можно считать сам факт ее появления и начала работы.

1 октября 1993 г. указом Б.Н. Ельцина «Об утверждении уточненной редакции Положения о выборах депутатов Государственной думы в 1993 г. и внесении изменений и дополнений в Положение о федеральных органах власти на переходный период» количественный состав Государственной Думы РФ увеличивался с 400 до 450 депутатов; устанавливалось равное распределение мест между избранными по мажоритарной и пропорциональной (через партийные списки) системам (225 на 225).

11 октября 1993 г. – указ Б.Н. Ельцина «О выборах в Совет Федерации Федерального Собрания РФ». По нему вводился выборный принцип формирования верхней палаты российского парламента: от каждого субъекта федерации избирались по два депутата на основе мажоритарной системы по двухмандатным (один округ – два депутата) избирательным округам. Депутатами становились два кандидата, которые набрали наибольшее число голосов.

Таким образом, данный указ изменил положения указа № 1400, по которому первоначально на 11-12 декабря 1993 г. назначались выборы только в Государственную Думу РФ – нижнюю палату парламента, а роль верхней отводилась Совету Федерации, органу, в котором каждый субъект федерации должен был быть представлен руководителями региональной исполнительной и законодательной властей.

В середине октября 1993 г. в России стартовала предвыборная кампания по выборам депутатов Государственной Думы РФ. Она проходила в условиях, определённых указами Б.Н. Ельцина (речь о которых шла выше), и способствовала появлению новых политических партий и движений. Вместе с тем Центральная избирательная комиссия РФ зарегистрировала списки только 13 партий и движений, собравших необходимое для участия в данных выборах количество подписей избирателей.

Аннотация, ключевые слова и фразы: парламент, Государственная Дума, Федеральное Собрание РФ, политическая партия, выборы, фракция, история России.

Annotation

The article considers the key aspects of the process of formation and the formation in 1994 of the lower house of the Federal Assembly of the Russian Federation State Duma of the first convocation. The period of work of the State Duma of the first convocation coincided with a difficult period of formation of the new Russian state after the events of the political crisis of October 1993 article lists political forces and parties — participants of the election campaign on elections of deputies to the State Duma of the first convocation, presents a description of the results of these elections and the activities of the Council in the period 1994 – 1995.

None of the party factions and Deputy groups have not received such a majority of seats, which would allow it to compete for leadership in the Duma. Approximately equal was the correlation of political forces supporting policy reforms and, on the contrary, in opposition to power.

In comparison with dismissed in October 1993 by the Supreme Council of the State Duma of the first convocation was not less opposition to the «ruling regime». Mood most of the MPs in relation to him was very critical. While the upper chamber of the Federal Assembly of the Russian Federation – the Federation Council (Chairman C.F. Shumeyko) with a considerable representation of the ruling elites, more interested in constructive cooperation with the «centre» was more depoliticized and «restrained» in relation to the Federal government.

February 16, 1994, in his first annual address to the Federal Assembly of the Russian Federation («On the strengthening of the Russian state (the main directions of domestic and foreign policy)» the President of Russia B. N. Yeltsin announced the most important tasks of the establishment in the Russian Federation «legal» and «social state», the competitive environment and a full-structural stock market, as well as increased investment activity.

Note that because of the excessive politicization of the results of the Duma, especially at the first stage, was less than expected, although the Parliament and managed to take a number of important laws, including the Civil code (General part).

In February 1994, the Council announced an Amnesty for participants in August (1991) and October (1993) events.

April 28, 1994, adopted a Memorandum on civil peace and civil accord, signed by a majority of political parties and movements in Russia (except for the Communist party and Yabloko). However, the President of the Russian Federation B.N. Yeltsin failed to get the State Duma of the first convocation support for radical economic policy, which led to some of its adjustment (removing from the Russian government supporters of the radical transformation of E. T. Gaidar and B.G. Fedorov).

Socio-political development of Russia in the period of the 1990s characterized by a multiparty system, organizational instability of political parties, their diversity and «colors», as well as the nature and methods of political struggle in the light of the electoral campaign for the election of deputies to the State Duma and local representative legislative bodies.

The worsening economic situation in the country led to changes in the balance of political forces in society. This is amply demonstrated by the results of the elections to the State Duma of the second convocation, held on 17 December 1995, She was more politicized and opposition to the government and to the President than the previous one. The confrontation between the legislative and Executive authorities of the Russian Federation in the period 1994-1995 continued, but without acute forms of 1993, the activities of the State Duma of the first convocation (11 January 1994 – December 22, 1995) can be considered as the very fact of its appearance and start working.

On 1 October 1993 by the decree B. N. Yeltsin «On approval of the revised edition of the Regulations on the election of deputies of the State Duma in 1993 and the introduction of amendments and addenda to the Regulations on the Federal government for a transitional period of» quantitative composition of the State Duma of the Russian Federation increased from 400 to 450 deputies; was set equal to the distribution of seats between elected majoritarian and proportional (through party lists) systems.

October 11, 1993 – decree B. N. Yeltsin «On elections in the Council of Federation of the Federal Assembly of the Russian Federation». It was introduced the elective principle of formation of the upper chamber of the Russian Parliament from each subject of the Federation was elected two MPs on the basis of the majority system in two (one district — two parliamentary) constituencies. Deputies became two candidates who obtained the largest number of votes.

Thus, this decree changed the provisions of decree No. 1400 which originally on 11-12 December 1993, he was appointed elections only in the State Duma, the lower house of Parliament, and the role was given to the Federation Council, the body in which every subject of the Federation was to be submitted by the heads of regional Executive and legislative authorities. In mid-October 1993 Russian election campaign on elections of deputies of the State Duma of the Russian Federation. It was in the terms of certain decrees B.N. Yeltsin (referred to above) and contributed to the emergence of new political parties and movements. However, the Central election Commission of the Russian Federation registered the lists only 13 parties and movements, gathering required participating in these elections, the number of voter signatures.

Annotation, key words and phrases: parliament, State Duma, Federal Assembly of the Russian Federation, political parties, elections, fraction, history of Russia.

О публикации

УДК 93/94.
Опубликовано 21 апреля 2015 года в №2.
Авторы статьи: Щукин Денис Васильевич.
Количество просмотров: 7 130.

Наши постоянные авторы

Государственная дума РФ I созыва (1994 – 1995 гг.):  Основные аспекты истории становления и формирования

Период становления и формирования России как самостоятельного и независимого государства после распада СССР одновременно проходил с активным развитием политических и парламентских процессов в стране.

Выборы в I Государственную Думу современной России и сама её деятельность стали одной из «центральных тем» общественно-политического развития нашей страны в период 1990 гг. Основной причиной данного выступает сам факт её появления в 1993 г. вследствие:

  • политического и конституционного кризиса в РФ в 1993 г.;
  • указа № 1400 от 21 сентября 1993 г. президента РФ Б.Н. Ельцина;
  • всенародного голосования 12 декабря 1993 г. по проекту новой Конституции РФ и его принятие;
  • выборов 12 декабря 1993 г. депутатов в новый законодательный орган страны (по Конституции РФ 1993 г.) – Федеральное Собрание, состоящий их двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.

Процесс и условия проведения выборов в «новый парламент» — Федеральное Собрание РФ – были скорректированы в октябре 1993 г.

1 октября 1993 г. указом Б.Н. Ельцина «Об утверждении уточненной редакции Положения о выборах депутатов Государственной думы в 1993 г. и внесении изменений и дополнений в Положение о федеральных органах власти на переходный период» количественный состав Государственной Думы РФ увеличивался с 400 до 450 депутатов; устанавливалось равное распределение мест между избранными по мажоритарной и пропорциональной (через партийные списки) системам (225 на 225) [1].

11 октября 1993 г. – указ Б.Н. Ельцина «О выборах в Совет Федерации Федерального Собрания РФ». По нему вводился выборный принцип формирования верхней палаты российского парламента: от каждого субъекта федерации избирались по два депутата на основе мажоритарной системы по двухмандатным (один округ – два депутата) избирательным округам. Депутатами становились два кандидата, которые набрали наибольшее число голосов [1].

Таким образом, данный указ изменил положения указа № 1400, по которому первоначально на 11-12 декабря 1993 г. назначались выборы только в Государственную Думу РФ – нижнюю палату парламента, а роль верхней отводилась Совету Федерации, органу в котором каждый субъект федерации должен был быть представлен руководителями региональной исполнительной и законодательной властей.

В середине октября 1993 г. в России стартовала предвыборная кампания по выборам депутатов Государственной Думы РФ. Она проходила в условиях, определённых указами Б.Н. Ельцина (речь о которых шла выше), и способствовала появлению новых политических партий и движений. Вместе с тем Центральная избирательная комиссия РФ зарегистрировала списки только 13 партий и движений, собравших необходимое для участия в данных выборах количество подписей избирателей.

Одними из основных участников предвыборной кампании по выборам депутатов Государственной Думы РФ I созыва стали:

1. Избирательный блок «Выбор России» (ВР) – созданный с целью поддержки президента РФ Б.Н. Ельцина и объединивший сторонников продолжения радикальных экономических реформ в стране. Блок возглавлял вице-премьер РФ Е.Т. Гайдар.

2. «Либерально-демократическая партия России» (ЛДПР). Партия была основана 31 марта 1990 г. в г. Москве (изначально называлась Либерально-демократическая партия Советского Союза – ЛДПСС) и была зарегистрирована 12 апреля 1991 г. Ко времени первого съезда (31 марта 1990 г.) партия объединяла около четырех тысяч человек из 31 региона страны.

Программные и организационные установки партии были определены в утвержденных на первом съезде программе и уставе партии. В дальнейшем в них были внесены значительные изменения и дополнения. Съезд избрал председателем партии В.В. Жириновского. Кроме того, был избран Центральный Комитет партии в составе 14 человек. Первым печатным органом партии стала газета «Либерал», изменившая потом название на «Правду Жириновского», а затем на «ЛДПР». 14 декабря 1992 г. ЛДПР была зарегистрирована во второй раз, так как прежняя регистрация была аннулирована из-за грубого нарушения закона в связи с предоставлением фальшивых документов.

ЛДПР выступала за возрождение Российского государства в границах СССР, сильную президентскую республику с регулируемой и социально ориентированной рыночной экономикой. В избирательной кампании остро ставила проблемы армии, защиты прав русскоязычного населения в республиках бывшего Союза ССР, положения беженцев из зон межэтнических конфликтов [3].

Известность ЛДПР приобрела и во многом была связана с «харизмой» личности её лидера В.В. Жириновского, который проявил себя как яркий оратор популистского плана, способный своими адресными обращениями и действиями привлекать симпатии достаточно широкого числа избирателей.

3. Партия российского единства и согласия (ПРЕС) – партия регионов России, в основу политической платформы которой легла идея развития федерализма и местного самоуправления. Партию возглавлял вице-премьер РФ С.М. Шахрай.

4. Избирательное объединение «ЯБЛОКО», получившее своё название по первым буквам фамилий своих учредителей: Г.А. Явлинский, Ю.Ю. Болдырев и В.П. Лукин. 11 ноября 1993 г. оно было официально зарегистрировано, а её лидером стал Г.А. Явлинский.

«Яблоко» выступало под девизом «Достоинство, порядок, справедливость», ставило целью построение в России гражданского общества и правового государства с учетом историко-культурных особенностей страны; обеспечение экономических и политических свобод граждан; создание эффективной, социально ориентированной рыночной экономики. Объединение заявило о себе как о демократической оппозиции президенту РФ Б.Н. Ельцину.

5. Коммунистическая партия РФ (КПРФ) – основная оппозиционная политическая сила 1990-х гг. к правящему режиму в стране, воссозданная в феврале 1993 г. В рассматриваемый период стала наиболее массовым общественным объединением в России, насчитывая в своих рядах более 500 тыс. членов. Лидер партии Г.А. Зюганов [3].

В избирательной кампании она выступала за ненасильственное возвращение страны на социалистический путь развития. В экономическом плане настаивала на формировании многоукладного рыночного хозяйства с эффективным государственным регулированием и активной социальной политикой. В политической сфере ставила задачей «избавление России законными методами от правящего режима».

6. Аграрная партия России – создана в феврале 1993 г., основной союзник КПРФ по оппозиции к власти. Лидер партии М.И. Лапшин.

Партия считала своим долгом отстаивать интересы как агропромышленного комплекса в целом, так и преимущественно тех его работников, которые связаны с предприятиями коллективных форм собственности – бывшими колхозами и совхозами, ставшими в годы реформ акционерными обществами (интересы фермеров бралась защищать Крестьянская партия России во главе с Ю. Д. Черниченко, входившая в «Выбор России»). Кроме того, партия выступала против частной собственности на землю, за постепенный переход к рыночным отношениям и за государственную поддержку АПК.

12 декабря 1993 г. состоялись выборы в новый представительный и законодательный орган России – двухпалатное Федеральное Собрание РФ (верхняя палата – Совет Федерации, нижняя – Государственная Дума). Выборы проходили по избирательным округам и по партийным спискам [4].

Вслед за выборами в Федеральное Собрание были проведены выборы в местные законодательные собрания и Думы, созданные вместо распущенных Советов.

Результаты выборов оказались неожиданными для президента Б.Н. Ельцина и его окружения. По партийным спискам первенствовала Либерально-демократическая партия (ЛДПР) – (лидер В.В. Жириновский), получившая 25% голосов. Обогнав проправительственный блок «Выбор России» во главе с Е.Т. Гайдаром, она уступила ему только в выборах по одномандатным округам. Третье и четвертое места заняли Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ) – (лидер Г.А. Зюганов) и союзная с ней Аграрная партия России – (лидер М.И. Лапшин).

При этом 7% бюллетеней признаны недействительными, а 17% избирателей проголосовали против всех кандидатов, что свидетельствовало о недовольстве достаточно большой их части властью и всеми политическими силами [4].

Итоги данных выборов продемонстрировали власти прямое недовольство граждан России социально-экономическим положением в стране и падением уровня жизни. Разочаровавшись в «шокотерапии», большую часть своих голосов избиратели отдали ЛДПР, политическая альтернатива которой на практике еще не была испытана и обладала способностью внушать серьезные надежды. Представители объединения «Яблоко» во главе с Г.А. Явлинским, считавшие себя демократической альтернативой правящему режиму Б.Н. Ельцина, получили только 7,8% голосов. 11 января 1994 г. Государственная Дума РФ первого созыва во главе с избранным председателем И.П. Рыбкиным начала свою работу. В рамках работы в Государственной Думе РФ I созыва официально были зарегистрированы восемь депутатских фракций и чуть позже две депутатские группы (не менее 35 человек) (табл. 1) [2].

Таблица 1. Фракции и депутатские группы, зарегистрированные в начале работы Государственной Думы РФ I созыва (11 января 1994 г. – 22 декабря 1995 г. )

Таким образом, ни одна из партийных фракций и депутатских групп не получила такого большинства мандатов, которое позволило бы ей претендовать на лидерство в Думе. Примерно равным оказалось и соотношение политических сил, поддерживающих политику реформ и, наоборот, находящихся в оппозиции к власти. В сравнении с распущенным в октябре 1993 г. Верховным Советом Государственная Дума РФ I созыва не стала менее оппозиционной к «правящему режиму». Настрой большей части депутатов по отношению к нему был весьма критичным. При этом верхняя палата Федерального Собрания РФ – Совет Федерации (председатель В.Ф. Шумейко) – с немалым представительством правящей региональной элиты, более заинтересованной в конструктивном взаимодействии с «центром», выступила более деполитизированной и «сдержанной» по отношению к федеральной власти. 16 февраля 1994 г. в первом своем ежегодном послании Федеральному Собранию РФ («Об укреплении Российского государства (основные направления внутренней и внешней политики)» президент России Б. Н. Ельцин объявил важнейшими задачами создание в РФ «правового» и «социального государства», конкурентной среды и полноценно-структурного фондового рынка, а также повышение инвестиционной активности [4].

Отметим, что из-за излишней политизированности результаты деятельности Думы, особенно на первом этапе, оказались меньше, чем ожидалось, хотя парламент и сумел принять ряд важных законов, в том числе Гражданский кодекс РФ (общая часть).

В феврале 1994 г. Дума объявила амнистию участникам августовских (1991 г.) и октябрьских (1993 г.) событий.

28 апреля 1994 г. был принят меморандум о гражданском мире и общественном согласии, подписанный большинством политических партий и движений России (кроме КПРФ и «Яблоко»).

Однако президенту Российской Федерации Б.Н. Ельцину так и не удалось получить в Государственной Думе первого созыва поддержку радикального экономического курса, что и обусловило некоторую его корректировку (удаление из правительства России сторонников радикальных преобразований Е. Т. Гайдара и Б.Г. Федорова) [3].

Общественно-политическое развитие России в период 1990-х гг. характеризуется многопартийностью, организационной неустойчивостью политических партий, их разнообразием и «разноцветием», а также характером и методами политической борьбы в свете избирательных кампаний по выборам депутатов в Государственную Думу и местные представительно-законодательные органы власти.

Ухудшение экономической ситуации в стране вело к изменению соотношения политических сил в обществе. Это наглядно продемонстрировали итоги выборов уже в Государственную Думу РФ II созыва, проходивших 17 декабря 1995 г. Она оказалась еще более политизированной и оппозиционной правительству и президенту, чем предыдущая.

Противостояние законодательной и исполнительной властей в РФ в период 1994-1995 гг. продолжилось, но без острых форм 1993 г. Итогом деятельности Государственной Думы РФ I созыва (11 января 1994 г. – 22 декабря 1995 г.) можно считать сам факт ее появления и начала работы.

Список литературы / Spisok literatury

На русском

  1. Барсенков А.С., Вдовин А.И. История России. 1917-2004 гг.: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 816 с.
  2. Информационные материалы официального сайта Государственной Думы Федерального Собрания РФ/ http://www.duma.gov.ru.
  3. Короткевич В.И. История современной России. 1991-2003 гг.: Учеб. пособие. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. – 296 с.
  4. Отечественная история России новейшего времени: 1985-2005 гг.: Учебник / Отв. ред. А.Б. Безбородое. – М: РГГУ, 2007. – 804 с.

English

  1. Barsenkov A.S., Vdovin A.I. Istorija Rossii. 1917-2004 gg.: Ucheb. posobie dlja studentov vuzov. – M.: Aspekt Press, 2005. – 816 s.
  2. Informacionnye materialy oficial’nogo sajta Gosudarstvennoj Dumy Federal’nogo Sobranija RF/ http://www.duma.gov.ru.
  3. Korotkevich V.I. Istorija sovremennoj Rossii. 1991-2003 gg.: Ucheb. posobie. – SPb.: Izd-vo S. – Peterb. un-ta, 2004. – 296 s.
  4. Otechestvennaja istorija Rossii novejshego vremeni: 1985-2005 gg.: Uchebnik / Оtv. red. A.B. Bezborodoe. – M: RGGU, 2007. – 804 s.

Перейти к основному содержанию Поиск