§ 75. Серебряный век русской культуры
Понятие Серебряного века.
Переломный период жизни России в конце XIX — начале ХХ в., связанный с переходом к индустриальному обществу, привел к разрушению многих ценностей и вековых устоев жизни людей. Казалось, менялся не только окружающий мир, но и представления о добре и зле, прекрасном и безобразном и т. д.
Осмысление этих проблем затронуло сферу культуры. Расцвет культуры в этот период был беспрецедентным. Он охватил все виды творческой деятельности, породил плеяду блестящих имен. Этот феномен культуры конца XIX — начала ХХ в. получил название Серебряного века русской культуры. Для него также характерны величайшие достижения, вновь подтвердившие передовые позиции России в этой области. Но культура становится более сложной, результаты творческой деятельности более противоречивыми.
Наука и техника.
В начале ХХ в. главным штабом отечественной науки явилась Академия наук с развившейся системой институтов. Немалую роль в подготовке научных кадров играли университеты с их научными обществами, а также всероссийские съезды ученых.
Значительных успехов достигли исследования в области механики и математики, что позволило развить новые области науки воздухоплавание и электротехнику. Немалую роль в этом сыграли исследования Н.Е.Жуковского, создателя гидро- и аэродинамики, работ по теории авиации, которые послужили основой для авиационной науки.
В 1913 г. в Петербурге на Русско-Балтийском заводе были созданы первые отечественные самолеты «Русский витязь» и «Илья Муромец». В 1911 г. Г. Е. Котельников сконструировал первый ранцевый парашют.
К. Э. Циолковскийв 1903 г. опубликовал статью «Исследование мировых пространств реактивными приборами», где была изложена теория движения ракет, основ будущих космических полетов.
Труды В. И. Вернадского легли в основу биохимии, биогеохимии и радиогеологии. Его отличали широта интересов, постановка глубоких научных проблем и предвидение открытий в самых разных областях.
Великий русский физиолог И. П. Павлов создал учение об условных рефлексах, в котором он дал материалистическое объяснение высшей нервной деятельности человека и животных. В 1904 г. за исследования в области физиологии пищеварения И. П. Павлову — первому из русских ученых — была присуждена Нобелевская премия. Через четыре года (1908) этой премии удостоился И. И. Мецников за исследование проблем иммунологии и инфекционных заболеваний.
«Вехи».
Вскоре после революции 1905 -1907гг. несколько известных публицистов (Н.А Бердяев, С. Н. Булгаков, П. Б. Струве, А С. Изгоев, С. Л. Франк, Б. А Кистяковский, М. О. Гершензон) выпустили книгу «Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции».
Авторы «Вех» считали, что революция должна была закончиться после издания Манифеста 17 октября, в результате которого интеллигенция получила те политические свободы, о которых всегда мечтала. Интеллигенция обвинялась в игнорировании национальных и религиозных интересов России, подавлении инакомыслящих, в неуважении к праву, разжигании в массах самых темных инстинктов. Веховцы утверждали, что русская интеллигенция чужда своему народу, который ее ненавидит, и никогда не будет понимать.
Против веховцев выступило множество публицистов, прежде всего сторонников кадетов. Их труды публиковала популярная газета «Новое время».
Литература.
В русскую литературу вошло немало имен, снискавших мировую известность. В их числе И. А. Бунин, А. И. Куприн и М. Горький. Бунин продолжал традиции и проповедовал идеалы русской культуры XIX в. Долгое время проза Бунина оценивалась гораздо ниже его поэзии. И лишь «Деревню» (1910) и «Суходол» (1911), одна из тем которых социальный конфликт в деревне, заставили говорить о нем как о большом писателе. Рассказы и повести Бунина, такие, как «Антоновские яблоки», «Жизнь Арсеньева», принесли ему мировую известность, подтверждением чему стала Нобелевская премия.
Если прозу Бунина отличали строгость, отточенность и совершенность формы, внешняя бесстрастность автора, то в прозе Куприна проявилась стихийность и страстность, свойственные личности писателя. Любимыми его героями были люди душевно чистые, мечтательные и одновременно безвольные и непрактичные. Зачастую любовь в произведениях Куприна кончается гибелью героя («Гранатовый браслет», «Поединок»).
Иным было творчество Горького, который вошел в историю как «буревестник революции». У него был могучий темперамент борца. В его произведениях появились новые, революционные темы и новые, неизвестные до того, литературные герои («Мать», «Фома Гордеев», «Дело Артамоновых»). В ранних рассказах («Макар Чудра») Горький выступил как романтик.
Новые направления в литературе и искусстве.
Важнейшим и крупнейшим течением в литературе и искусстве 90-х годов XIXначала ХХ в. был символизм, признанным идейным вождем которого был поэт и философ В. С. Соловьев. Научному познанию мира
символисты противопоставляли конструирование мира в процессе творчества. Символисты считали, что высшие сферы жизни невозможно познать традиционными путями, они доступны лишь через познание тайных смыслов символов. Поэты-символисты не стремились быть понятыми всеми. В своих стихах они обращались к избранным читателям, делая их своими соавторами.
Символизм способствовал появлению новых течений, одним из которых был акмеизм (от греч . akme — цветущая сила). Признанным главой направления был Н. С. Гумилев. Акмеисты провозглашали возврат от многозначности образов, метафоричности к предметному миру и точному значению слова. Членами кружка акмеистов были А.А.Ахматова, О. Мандельштам. По мысли Гумилева, акмеизм должен был открыть ценность человеческой жизни. Мир должен быть принят во всем его многообразии. Акмеисты использовали в творчестве разные культурные традиции.
Футуризм также был своеобразным ответвлением символизма, но он принял самую крайнюю эстетическую форму. Впервые русский футуризм заявил о себе в 1910 г. выходом сборника «Садок судей» (Д.Д.Бурлюк, В.В.Хлебников и В.В.Каменский). Вскоре авторы сборника вместе с В. Маяковским и А.Крученых образовали группировку кубофутуристов. Футуристы были поэтами улицы — их поддерживали радикальное студенчество и люмпен-пролетариат. Большая часть футуристов, помимо поэзии занимаясь еще и живописью (братья Бурлюки, А Крученых, В. В. Маяковский). В свою очередь, художники-футуристы К.С.Малевич и В. В. Кандинский писали стихи.
Футуризм стал поэзией протеста, стремящегося к разрушению существующих порядков. Вместе с тем футуристы подобно символистам мечтали о создании искусства, способного преобразовать мир. Больше всего они страшились равнодушия к ним и потому пользовались любым поводом для публичного скандала.
Живопись.
В конце XIX — начале ХХ в. продолжали свою творческую деятельность такие видные русские живописцы второй половины минувшего века, как В. И. Суриков, братья Васнецовы, И. Е. Репин.
В конце столетия в русскую живопись пришли К. А Коровин и М. А Врубель. Пейзажи Коровина отличались яркими красками и романтической приподнятостью, ощущением воздуха на картине. Ярчайшим представителем символизма в живописи был М.А.Врубель. Его картины, словно мозаика, слеплены из искрящихся кусочков. Сочетания цветов в них имели собственные смысловые значения. Сюжеты Врубеля поражают фантастикой.
Значительную роль в русском искусстве начала ХХ в. играло движение «Мир искусства», возникшее как своеобразная реакция на движение передвижников. Идейной основой работ «мирискусников» было изображение не грубых реалий современной жизни, а вечных тем мировой живописи. Одним из идейных вождей «Мира искусства» был А. Н. Бенуа, обладавший разносторонними дapованиями. Он был живописцем, графиком, театральным художником, историком искусства.
Деятельности «Мира искусства» было противопоставлено творчество молодых художников, группирующихся в организациях «Бубновый валет» и «Союз молодежи». Эти общества не имели своей программы, в них были и символисты, и футуристы, и кубисты, но каждый художник имел свое творческое лицо.
Такими художниками были П. Н. Филонов и В. В. Кандинский.
Не такими были картины К. С. Петрова- Водкина, сохранившего в своих полотнах национальные традиции живописи, но придавшего им особую форму. Таковы его полотна «Купание красного коню>, напоминающее изображение Георгия Победоносца, и «Девушки на Волге», где отчетливо прослеживается связь с русской реалистической живописью XIX столетия.
Музыка.
Крупнейшими русскими композиторами начала ХХ столетия были А.И. Скрябин и С. В. Рахманинов, творчество которых, взволнованное, приподнятое по своему характеру, было особенно близко широким общественным кругам в период напряженного ожидания революции 1905-1907 п. При этом Скрябин от романтических традиций эволюционировал к символизму, предвидя многие новаторские течения революционной эпохи. Строй музыки Рахманинова был более традиционен. В нем отчетливо видна связь с музыкальным наследием минувшего столетия. В его произведениях душевное состояние обычно соединялось с картинами внешнего мира, поэзией русской природы или образами прошлого.
studfiles.net
Серебряный век русской поэзии
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цель урока: дать толкование понятия “Серебряный век”; сделать обзор поэзии серебряного века, познакомить учащихся с основными направлениями и представителями эпохи; актуализировать знания учащихся о творчестве поэтов Серебряного века с целью дальнейшего восприятия стихотворений указанного периода.
Оборудование: презентация Power Point, тесты стихотворений, учебник, рабочие тетради
Ход урока
слайд 1
И серебряный месяц ярко
Над серебряным веком стыл…
А.А.Ахматова
Оргмомент. Целевая установка.
слайд 2.
— Какова история развития литературы XX века?
(Судьба литературы XX века трагична: кровь, хаос и беспредел революционных лет и гражданской войны уничтожили духовную основу ее существования. Непростой оказалась и послереволюционная биография большинства поэтов и писателей. Покинули родину Гиппиус, Бальмонт, Бунин, Цветаева, Северянин и др. В годы “красного террора” и сталинщины расстреляны или сосланы в лагеря и там погибли Гумилев, Мандельштам, Клюев. Покончили самоубийством Есенин, Цветаева, Маяковский. Многие имена на долгие годы были преданы забвению. И только в 90-е годы стали возвращаться читателю их произведения.)
— Настроения многих творческих людей начала 20 века отразились в стихотворении А.Блока из цикла “Возмездие”:
Двадцатый век… еще бездомней,
Еще страшнее жизни мгла,
Еще чернее и огромней
Тень Люциферова крыла.
И отвращение от жизни,
И к ней безумная любовь,
И страсть, и ненависть к Отчизне…
И черная земная кровь
Сулит нам, раздувая вены,
Все разрушая рубежи,
Неслыханные перемены,
Невиданные мятежи…
Конец XIX — начало XX вв. стали временем яркого расцвета русской культуры, ее «серебряным веком». Стремительный рывок России в развитии, столкновение разных укладов и культур меняли самосознание творческой интеллигенции. Многих притягивали вопросы глубинные, вечные — о сущности жизни и смерти, добре и зле, природе человека. В русской литературе начала XX века будут чувствоваться кризис старых представлений об искусстве и ощущение исчерпанности прошлого развития, будет формироваться переоценка ценностей.
Переосмысление старых средств выразительности и возрождение поэзии ознаменуют наступление «серебряного века» русской литературы. Термин этот некоторые исследователи связывают с именем Н. Бердяева, другие Николая Оцупа.
Слайд 3
Серебряный век русской поэзии (в основном с поэзией связан термин в литературе) – единственный век в истории, который длился чуть больше 20 лет. 1892 – 1921 гг.?
Впервые в литературном творчестве выражение “серебряный век” было употреблено А.Ахматовой в “Поэме без героя”. (Эпиграф) слайд 4(1)
Обновление литературы, ее модернизация стали причиной появления новых течений и школ. Слайд 5
Поэзия серебряного века многообразна: она включает в себя и произведения пролетарских поэтов (Демьян Бедный, Михаил Светлов и т.д.), и крестьянских (Н.Клюев, С.Есенин), и произведения поэтов, представляющих модернистские течения: символизм, акмеизм, футуризм, с которыми связаны главные достижения поэзии Серебряного века, и поэтов, не принадлежавших ни к какому литературному направлению.
На доске – таблица (учащиеся заполняют ее в ходе лекции)
символизм | акмеизм | футуризм | |
Отношение к миру | Интуитивное постижение мира | Мир познаваем | Мир надо переделать |
Роль поэта | Поэт – пророк разгадывает тайны бытия, слова | Поэт возвращает слову ясность, простоту | Поэт разрушает старое |
Отношение к слову | Слово и многозначно, и символично | Четкая определенность слова | Свобода в обращении со словом |
Особенности формы | Намеки, иносказания | Конкретная образность | Обилие неологизмов, искажение слов |
Слайд 6. Представители символизма: В. Брюсов, К.Бальмонт. Д.Мережковский, З.Гиппиус (старшие), А.Белый, А.Блок (младшие).
Слайд 7. Символизм – литературно- художественное направление, считавшее целью интуитивное постижение мирового единства через символы. Символисты считали, то поэт разгадывает тайны слова. Символ – многозначное иносказание (аллегории – однозначное). Символ содержит в себе перспективу безграничного развертывания смыслов. Особенностью произведений символистов стали намеки, иносказания.
— Мы знакомы со стихотворениями поэтов-символистов с 5 класса. – Чтение наизусть и анализ стих-я А.Блока.(д/з)
Слайд 8. Представители акмеизма: Н.Гумилев, А.Ахматова, О.Мандельштам. Акмеизм – Слайд 9. отрицание мистического, полного туманных намеков искусства символистов. Подчеркивали простоту и ясность слова. Провозгласили высокую самоценность земного, реального мира. Они хотели воспеть земной мир во всем его многообразии. Увлечение красочными, экзотическими деталями в поиске ярких эпитетов было характерно поэтам –акмеистам.
— Чтение и анализ А.Ахматовой. (д/з)
Слайд 10. Представители футуризма: В.Хлебников, И.Северянин, Б.Пастернак, В.Маяковский.
Слайд 11. Футуризм – отрицали художественное и нравственное наследие, провозглашали разрушение форм и условностей искусства. Ф. ставили человека в центре мира, отказывались от туманности, недосказанности, мистицизма. Выдвинули идею искусства – реально словом преобразить мир. Добивались обновления поэтического языка, вели поиски новых форм, ритмов, рифм, искажали слова, вводили в стихотворения собственные неологизмы.
Слайд 12. Имажинизм – С.Есенин. Цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство – метафора. Для творчества имажинистов характерен эпатаж. Эпатаж — вызывающее поведение; скандальная выходка. Отклоняющееся поведение.
— Чтение и анализ стих-я С.Есенина
Слайд 13. Поэты вне направлений: И.Бунин, М.Цветаева.
Слайд 14. Что объединяет все литературные направления ? Работа с таблицей.
Слайд 15.
Слайд 16. Предлагаю прочитать стихотворение поэта-символиста К.Бальмонта “Я мечтою ловил уходящие тени” и найти в нем отличительные черты символизма.
Я мечтою ловил уходящие тени,
Уходящие тени погасавшего дня,
Я на башню всходил, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.И чем выше я шел, тем ясней рисовались,
Тем ясней рисовались очертанья вдали,
И какие-то звуки вокруг раздавались
Вкруг меня раздавались от Небес и Земли.Чем я выше всходил, тем светлее сверкали,
Тем светлее сверкали выси дремлющих гор,
И сияньем прощальным как будто ласкали,
Словно нежно ласкали отуманенный взор.А внизу подо мною уж ночь наступила,
Уже ночь наступила для уснувшей Земли,
Для меня же блистало дневное светило,
Огневое светило догорало вдали.Я узнал, как ловить уходящие тени,
Уходящие тени потускневшего дня,
И все выше я шел, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.
(1894)
— О чем это стихотворение?
— Каким размером написано стихотворение? Что это дает? (трехсложный анапест – неторопливое движение)
— Чем похожи строки? Какой прием использует поэт? (повтор) Какова его роль? Какие чувства вызывает прием? На что похоже? (гипноз, ворожба)
— Что вы увидели в стих-ии? Какие картины предстали перед вами? (Башня, винтовая лестница, дорога вертикальная, отрывается от земли, но не уходит, находится в пределах видимости. Людей нет. ОДИН – Я – ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ПОЗНАНИЯ)
— Можете ли определить время действия в произведении? Историческое время? (переходное время суток, не более. Нет быта, бытовых условий. Не можем сказать, когда это происходит. Лирический герой находится в особом условном мире, возможно, в идеальном).
— Найдите слова, определяющие внутренне состояние героя (нет, кроме мечтою)
Слайд 17
— Какие действия совершает лирический герой (работа с глаголами движения по строфам)?
— Сравните 1 строку 1 строфы и 1 строку последней строфы. Чем они похожи и чем отличаются? (процесс познания и момент познания)
— Кольцевая композиция – возвращение к началу пути (путь духовного познания бесконечен)
— Как вы думаете, какова идея стих-я? (познавая себя, познаешь мир)
Слайд 18, 19. Итоги урока.
— Что такое Cеребряный век? Назовите основные модернистские течения серебряного века. Каковы их особенности?
— Серебряный век – это не просто научный термин, это эпоха, подарившая миру поразительно яркие художественные и интеллектуальные ценности, отличающиеся беспокойством мысли и изысканностью форм.
Д/З: Сообщение о жизни и творчестве А.Блока. Выучить наизусть и проанализировать одно из стихотворений по выбору.
urok.1sept.ru
Серебряный век русской культуры — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 17 мая 2018; проверки требуют 8 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 17 мая 2018; проверки требуют 8 правок.Сере́бряный век[1] — период в истории русской культуры, относящийся к началу XX века, совпавший с эпохой модерна[2]. Такое его название распространилось лишь во второй половине XX века. В европейской культуре рубеж XIX—XX веков получил общепринятое французское наименование fin de siècle («конец века») и Belle Epoque.
Эпоха рубежа веков получила название «Серебряного века» уже после её завершения. Понятие возникло в среде русской эмиграции (что немаловажно), и изначально было соотнесено с «Золотым веком» пушкинской эпохи (первая треть XIX века), ретроспективно оценивая ушедшее время как второй расцвет русской культуры после него[2]. На авторство термина претендовали философ Николай Бердяев, писатели Николай Оцуп[2], Сергей Маковский. В отличие от общеевропейского fin de siècle, об искусстве и, главным образом, литературе Серебряного века говорят только применительно к русской культуре. Следует указать, что серебряный век по отношению к золотому обозначает эпигонство, деградацию, декаданс[3]. Отмечают, что русская художественная литература приобрела в «Серебряный век» выраженную эротичность[4].
ru.wikipedia.org
§ 75. Серебряный век русской культуры
Понятие Серебряного века.
Переломный период жизни России в конце XIX — начале ХХ в., связанный с переходом к индустриальному обществу, привел к разрушению многих ценностей и вековых устоев жизни людей. Казалось, менялся не только окружающий мир, но и представления о добре и зле, прекрасном и безобразном и т. д.
Осмысление этих проблем затронуло сферу культуры. Расцвет культуры в этот период был беспрецедентным. Он охватил все виды творческой деятельности, породил плеяду блестящих имен. Этот феномен культуры конца XIX — начала ХХ в. получил название Серебряного века русской культуры. Для него также характерны величайшие достижения, вновь подтвердившие передовые позиции России в этой области. Но культура становится более сложной, результаты творческой деятельности более противоречивыми.
Наука и техника.
В начале ХХ в. главным штабом отечественной науки явилась Академия наук с развившейся системой институтов. Немалую роль в подготовке научных кадров играли университеты с их научными обществами, а также всероссийские съезды ученых.
Значительных успехов достигли исследования в области механики и математики, что позволило развить новые области науки воздухоплавание и электротехнику. Немалую роль в этом сыграли исследования Н.Е.Жуковского, создателя гидро- и аэродинамики, работ по теории авиации, которые послужили основой для авиационной науки.
В 1913 г. в Петербурге на Русско-Балтийском заводе были созданы первые отечественные самолеты «Русский витязь» и «Илья Муромец». В 1911 г. Г. Е. Котельников сконструировал первый ранцевый парашют.
К. Э. Циолковскийв 1903 г. опубликовал статью «Исследование мировых пространств реактивными приборами», где была изложена теория движения ракет, основ будущих космических полетов.
Труды В. И. Вернадского легли в основу биохимии, биогеохимии и радиогеологии. Его отличали широта интересов, постановка глубоких научных проблем и предвидение открытий в самых разных областях.
Великий русский физиолог И. П. Павлов создал учение об условных рефлексах, в котором он дал материалистическое объяснение высшей нервной деятельности человека и животных. В 1904 г. за исследования в области физиологии пищеварения И. П. Павлову — первому из русских ученых — была присуждена Нобелевская премия. Через четыре года (1908) этой премии удостоился И. И. Мецников за исследование проблем иммунологии и инфекционных заболеваний.
«Вехи».
Вскоре после революции 1905 -1907гг. несколько известных публицистов (Н.А Бердяев, С. Н. Булгаков, П. Б. Струве, А С. Изгоев, С. Л. Франк, Б. А Кистяковский, М. О. Гершензон) выпустили книгу «Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции».
Авторы «Вех» считали, что революция должна была закончиться после издания Манифеста 17 октября, в результате которого интеллигенция получила те политические свободы, о которых всегда мечтала. Интеллигенция обвинялась в игнорировании национальных и религиозных интересов России, подавлении инакомыслящих, в неуважении к праву, разжигании в массах самых темных инстинктов. Веховцы утверждали, что русская интеллигенция чужда своему народу, который ее ненавидит, и никогда не будет понимать.
Против веховцев выступило множество публицистов, прежде всего сторонников кадетов. Их труды публиковала популярная газета «Новое время».
Литература.
В русскую литературу вошло немало имен, снискавших мировую известность. В их числе И. А. Бунин, А. И. Куприн и М. Горький. Бунин продолжал традиции и проповедовал идеалы русской культуры XIX в. Долгое время проза Бунина оценивалась гораздо ниже его поэзии. И лишь «Деревню» (1910) и «Суходол» (1911), одна из тем которых социальный конфликт в деревне, заставили говорить о нем как о большом писателе. Рассказы и повести Бунина, такие, как «Антоновские яблоки», «Жизнь Арсеньева», принесли ему мировую известность, подтверждением чему стала Нобелевская премия.
Если прозу Бунина отличали строгость, отточенность и совершенность формы, внешняя бесстрастность автора, то в прозе Куприна проявилась стихийность и страстность, свойственные личности писателя. Любимыми его героями были люди душевно чистые, мечтательные и одновременно безвольные и непрактичные. Зачастую любовь в произведениях Куприна кончается гибелью героя («Гранатовый браслет», «Поединок»).
Иным было творчество Горького, который вошел в историю как «буревестник революции». У него был могучий темперамент борца. В его произведениях появились новые, революционные темы и новые, неизвестные до того, литературные герои («Мать», «Фома Гордеев», «Дело Артамоновых»). В ранних рассказах («Макар Чудра») Горький выступил как романтик.
Новые направления в литературе и искусстве.
Важнейшим и крупнейшим течением в литературе и искусстве 90-х годов XIXначала ХХ в. был символизм, признанным идейным вождем которого был поэт и философ В. С. Соловьев. Научному познанию мира символисты противопоставляли конструирование мира в процессе творчества. Символисты считали, что высшие сферы жизни невозможно познать традиционными путями, они доступны лишь через познание тайных смыслов символов. Поэты-символисты не стремились быть понятыми всеми. В своих стихах они обращались к избранным читателям, делая их своими соавторами.
Символизм способствовал появлению новых течений, одним из которых был акмеизм (от греч. akme — цветущая сила). Признанным главой направления был Н. С. Гумилев. Акмеисты провозглашали возврат от многозначности образов, метафоричности к предметному миру и точному значению слова. Членами кружка акмеистов были А.А.Ахматова, О. Мандельштам. По мысли Гумилева, акмеизм должен был открыть ценность человеческой жизни. Мир должен быть принят во всем его многообразии. Акмеисты использовали в творчестве разные культурные традиции.
Футуризм также был своеобразным ответвлением символизма, но он принял самую крайнюю эстетическую форму. Впервые русский футуризм заявил о себе в 1910 г. выходом сборника «Садок судей» (Д.Д.Бурлюк, В.В.Хлебников и В.В.Каменский). Вскоре авторы сборника вместе с В. Маяковским и А.Крученых образовали группировку кубофутуристов. Футуристы были поэтами улицы — их поддерживали радикальное студенчество и люмпен-пролетариат. Большая часть футуристов, помимо поэзии занимаясь еще и живописью (братья Бурлюки, А Крученых, В. В. Маяковский). В свою очередь, художники-футуристы К.С.Малевич и В. В. Кандинский писали стихи.
Футуризм стал поэзией протеста, стремящегося к разрушению существующих порядков. Вместе с тем футуристы подобно символистам мечтали о создании искусства, способного преобразовать мир. Больше всего они страшились равнодушия к ним и потому пользовались любым поводом для публичного скандала.
Живопись.
В конце XIX — начале ХХ в. продолжали свою творческую деятельность такие видные русские живописцы второй половины минувшего века, как В. И. Суриков, братья Васнецовы, И. Е. Репин.
В конце столетия в русскую живопись пришли К. А Коровин и М. А Врубель. Пейзажи Коровина отличались яркими красками и романтической приподнятостью, ощущением воздуха на картине. Ярчайшим представителем символизма в живописи был М.А.Врубель. Его картины, словно мозаика, слеплены из искрящихся кусочков. Сочетания цветов в них имели собственные смысловые значения. Сюжеты Врубеля поражают фантастикой.
Значительную роль в русском искусстве начала ХХ в. играло движение «Мир искусства», возникшее как своеобразная реакция на движение передвижников. Идейной основой работ «мирискусников» было изображение не грубых реалий современной жизни, а вечных тем мировой живописи. Одним из идейных вождей «Мира искусства» был А. Н. Бенуа, обладавший разносторонними дapованиями. Он был живописцем, графиком, театральным художником, историком искусства.
Деятельности «Мира искусства» было противопоставлено творчество молодых художников, группирующихся в организациях «Бубновый валет» и «Союз молодежи». Эти общества не имели своей программы, в них были и символисты, и футуристы, и кубисты, но каждый художник имел свое творческое лицо.
Такими художниками были П. Н. Филонов и В. В. Кандинский.
Филонов в своей живописной технике тяготел к футуризму. Кандинский — к новейшему искусству, нередко изображая лишь очертания предметов. Его можно назвать отцом русской абстрактной живописи.
Не такими были картины К. С. Петрова- Водкина, сохранившего в своих полотнах национальные традиции живописи, но придавшего им особую форму. Таковы его полотна «Купание красного коню>, напоминающее изображение Георгия Победоносца, и «Девушки на Волге», где отчетливо прослеживается связь с русской реалистической живописью XIX столетия.
Музыка.
Крупнейшими русскими композиторами начала ХХ столетия были А.И. Скрябин и С. В. Рахманинов, творчество которых, взволнованное, приподнятое по своему характеру, было особенно близко широким общественным кругам в период напряженного ожидания революции 1905-1907 п. При этом Скрябин от романтических традиций эволюционировал к символизму, предвидя многие новаторские течения революционной эпохи. Строй музыки Рахманинова был более традиционен. В нем отчетливо видна связь с музыкальным наследием минувшего столетия. В его произведениях душевное состояние обычно соединялось с картинами внешнего мира, поэзией русской природы или образами прошлого.
studfiles.net
Методическая разработка по истории (9 класс) на тему: Серебряный век русской культуры
Урок по теме: «Серебряный век русской культуры»
9 класс (история России)
Цель урока: охарактеризовать культурную и духовную жизнь российского общества начала ХХ века, наиболее значительные достижения культуры этого периода, ведущие направления литературы и живописи.
Задачи урока:
— доказать, что период к.19- н.20 в.в. был действительно «серебряным веком русской культуры»
— познакомиться с новыми направлениями в искусстве и литературе
— охарактеризовать духовное состояние общества и социокультурный феномен «серебряного века
План урока:
1. Просвещение
2. Наука
3. Литература
4. Живопись
5. Скульптура, Архитектура.
6. Музыка. Кино.
Ход урока.
I. Организационный момент.
В начале урока учитель объявляет тему, ставит цели и задачи (слайды 1-3). Перед учащимися ставится вопрос: «Докажите, что был серебряным веком русской культуры?
II. Объяснение нового материала.
Заранее подготовленные учащиеся сообщают о развитии просвещения в России (слайд 4).
III. Наука.
Учитель выясняет вместе с ребятами, какие научные открытия были сделаны в этот период. Работа сопровождается показом слайдов и выступлением заранее подготовленных учащихся (слайды 5-9). Заполняется таблица, которую необходимо завершить дома. Следует добавить материал об обучении в гимназии, образовании девочек и жизни русского студенчества. Модернизация страны требовала грамотных специалистов. Расходы на образование выросли в 5 раз. В школах обучалось около 6 млн. человек. Выросло число гимназий и реальных училищ. Появились коммерческие училища и др. профессиональные заведения. Новые технические ВУЗы появились в Петербурге, Новочеркасске, Томске. В Саратове открылся университет. В столицах открылись пединституты.60% всех студентов не являлись дворянами. В н.20 в. в России быстрыми темпами развивалась наука. Физик П.Лебедев разработал единую волновую теорию. Н.Жуковский и С.Чаплыгин создали в стране самолетостроение. К.Э.Циолковский в 1903 г. обосновал возможность космических полетов и определил пути достижения этой цели. В.Вернадский разработал учение о ноосфере. И.П.Павлов разработал учение о высшей нервной деятельности и об условных рефлексах, за что получил Нобелевскую премию. Другой Нобелевский лауреат — И.Мечников, заложил основы иммунологии. В исторической науке работали такие светила как В.Ключевский, С.Платонов, Р.Виппер, Е.Тарле. Философия развивалась усилиями Н.Бердяева, С.Булгакова, В.Соловьева, П.Флоренского. В стране действовало около двадцати научно-технических обществ, которые являясь центрами научных работ, широко пропагандировали их среди населения.
1
IV. Литература.
Образ «серебряного века» наиболее отчетливо проявился в литературе. Критический реализм сохранил яс в творчестве Л.Н.Толстого, а его письма к царю вызвали широкий отклик в обществе. А.Чехов в своем творчестве отразил изменения в структуре общества. И.Бунин исследовал жизнь крестьянства, а А.Куприн армейские будни. А.Горький впервые описал жизнь пролетариата. В русскую поэзию пришли — С. Есенин, Н.Клюев и др. (слад 10-11). Яркими представителями русского авангарда были футуристы. Основное внимание они уделяли не содержанию, а форме поэтической конструкции. Они использовали вульгарную лексику, язык плаката и афиши. Сборники футуристов носили характерные названия — «Дохлая луна», «Пощечина общественному вкусу» и др. Наиболее яркие представители направления — В.Маяковский, В. Хлебников и др., объединились в группу «Гилея» (слайд12). Следует привести отрывки из литературных произведений, чтобы ярче понять дух эпохи, время появления пролеткульта (прил.1). На уроке будет интересным провести мини-театрализованное представление, с использованием произведения Булгакова «Собачье сердце» (прил.2) и диалог «о пленарном заседании» из произведения М. Зощенко «Обезьяний язык» (прил.2).
V. Живопись. Скульптура. Архитектура. Музыка. Кино.
Следует обсудить ведущие направления в искусстве. Дать определение понятиям с записью их в тетрадь: импрессионизм, авангардизм, символизм, реализм, модернизм, акмеизм, футуризм, эклектика. В скульптуре успешно развивался импрессионизм. П.Трубецкой создал бюсты С.Витте, Л.Толстого и памятник Александру III. А.Голубкина пыталась создавать скульптуры в виде обобщенного образа. С.Коненков отразил новые веяния в реализме («Камнебоец», «Нищая братия»). В то же время он сохранил черты индивидуальности, что хорошо видно в бюсте А.П.Чехова (слайд 13). В архитектуре популярностью пользовался модерн и его разновидность — неорусский стиль. Ф.Шехтель построил здание Ярославского вокзала, особняк С.Рябушинского. Затем он переходит к «рационалистическому модерну» (Банк Рябушинского). В.Валькотт, используя эклектику, построил в Москве здание гостиницы «Метрополь». Многие здания в столицах возводились в стиле неоклассицизма (слайд 14). В н.20 в. в музыке появились композиторы новаторы — А.Скрябин, И.Стравинский, С.Рахманинов, которые стремились выйти за рамки традиционной классической музыки Вокальная школа дала миру таких выдающихся певцов как Ф.Шаляпин, А.Нежданова, Л.Собинов, И.Ершова (слайд 15). В начале века на русской сцене появились выдающиеся режиссеры — К.Станиславский, В.Мейерхольд, Е.Вахтангов (слайд 16). В балетном искусстве взошла звезда М.Петипа. Другим выдающимся постановщиком был А.Горский. Для своих спектаклей они использовали декорации К.Коровина, А.Бенуа Н.Рериха и др. В 1908-9 г.г. С.Дягилев организовал в Париже «Русские сезоны». В России в н. века появился кинематограф (слайд 17). В 1908 г. вышла 1-я русская картина — «Степан Разин» в 1911- «Оборона Севастополя». Режиссер Протазанов, актриса В.Холодная, кинопредприниматель В.Ханжонков стали видными фигурами русской культуры.
VI. Закрепление материала.
Учащиеся приводят аргументы и доказывают, что начало 20 века действительно являлось «серебряным веко» русской культуры. Проблемное задание. Серебряный век русской культуры отмечен невиданным многообразием стилей направлений, методов. В научной литературе 30-80-х гг. это обстоятельство было принято ставить культуре начала ХХ в. в упрек. Как вы думаете, почему? Согласны ли вы с этой оценкой?
Затем выполняется проверочный тест (слайд18-19).
Домашнее задание: пар. 8, закончить таблицу, синквейны (прил.3) (слайд 20).
2
Приложение № 1 (к уроку: «серебряный век русской культуры»)
А.А. Ахматова «Вечером»
Звенела музыка в саду
Таким невыразимым горем.
Свежо и остро пахли морем
На блюде устрицы во льду.
Он мне сказал: «Я верный друг!» —
И моего коснулся платья.
Как не похожи на объятья
Прикосновенья этих рук!
Так гладят кошек или птиц,
Так на наездниц смотрят стройных…
Лишь смех в глазах его спокойных
Под легким золотом ресниц
А скорбных скрипок голоса
Поют за стелющимся дымом:
«Благослови же небеса –
Ты первый раз одна с любимым».
А.А. Блок «И очи синие…»
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу
Шлейф, забрызганный звездами,
Синий, синий, синий взор.
И. Северянин «Промельк»
Голубые голуби на просторной палубе,
А дождинки капали, — голуби их попили.
На просторной палубе голубые голуби
Все дождинки попили, а дождинки капали.
И. Северянин …
Сонным вечером жасминовым,
Под лимонный плеск луны
Повстречалась ты мне, грешница,
С белой лилией в руке.
Ландыши воздушные, реющие ландыши
Вечером зимеющим льдяно зацвели…
Хлебников
Бобэоби пели губы,
Вээоми пелись взоры,
Пиээо пелись брови;
Лиээй пелся облик,
Гзи-гзи –гзэо пелась цепь.
Такм на холсте каких-то соответствий
Вне притяжений жило Лицо.
Маяковский «Загадка»
У Лица
Лица У
Догов годов
Резче через
Железных коней.
Приложение № 2 (к уроку: «серебряный век русской культуры»)
М.А. Булгаков отрывок из произведения «Собачье сердце»
Голос: Глухой, смягченный потолками и коврами, хорал донесся откуда-то сбоку.
Филипп Филиппович (профессор Преображенский): Зинушка, что это такое означает?
Зина: Опять общее собрание сделали, Филипп Филиппович.
Ф.Ф.(горестно восклицая): «Опять! Ну, теперь стало быть пошло…Вначале каждый вечер пение, затем в квартирах замерзнут трубы, потом лопнет котел в паровом отоплении и т.д…Если я, вместо того, чтобы оперировать, каждый день начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха!..разруха сидит не в клозетах, а в головах!…когда он вылупит из себя мировую революцию, Энгельса и Н. Романова, угнетенных малайцев и тому подобные галлюцинации, а займется чисткой сараев, прямым своим делом – разруха исчезнет сама собой. … В Большом пусть поют, а я буду оперировать. Вот и хорошо – и никаких разрух!…»
М. Зощенко отрывок из произведения «Обезьяний язык»
Первый: «Трудный этот русский язык, дорогие граждане! Беда, какой трудный. Главная причина в том, что иностранных слов в нем до черта…Я вот на днях слышал разговор.
Второй: А что, товарищ, это заседание пленарное будет, али как?
Первый (небрежно отвечает): Пленарное
Второй (удивляясь): Ишь ты, то-то я и гляжу, что такое? Как будто оно и пленарное.
Первый (строго отвечает): Да уж будьте покойны. Сегодня пленарное и кворум такой подобрался – только держись.
Второй: Да ну? Неужели и кворум подобрался?
Первый: Ей – богу!
Второй: И что же он, кворум – то этот?
Первый (несколько растерявшись): Да ничего, подобрался, и все тут.
Второй (с огорчением): Скажи на милость. С чего бы это он?
Приложение № 3 (к уроку: «серебряный век русской культуры»)
Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк, в котором человек высказывает свое отношение чему-либо.
Алгоритм написания синквейна:
Первая строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.
Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие.
Третья строка – три глагола, показывающие действие понятия.
Четвертая строка – короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение.
Пятая строка — одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, связанные с данным понятием.
Модернизм
Современный, свободный
Синтезирует, пытается понять
Отвечает на «вечные русские вопросы»
Искусство
Импрессионизм
Мимолетный, изменчивый
Развивает, впечатляет
Живописная система
Настроение
Символизм
Четкий, яркий
Предчувствует, страшится, тоскует
Сакральное действо
«Жизнетворчество»
nsportal.ru
Серебряный век русской культуры (1880-1920)
- Войти
- Регистрация
- Схемы
- Биология
- География
- История
- Математика и алгебра
- Медицина
- Обществознание
- Педагогика
- Политология
- Право
- Психология
- Русский язык
- Социология
- Физика
- Философия
- Химия
- Экономика
- Прочее
- Книги
- Биология
- География
- История
- Математика и алгебра
- Медицина
- Обществознание
- Педагогика
- Политология
- Право
- Психология
- Русский язык
xn--e1aogju.xn--p1ai
Деятель | Направление | Что сделал? |
Н.Е.Жуковский | Наука и техника | Создатель гидро- и аэродинамики, работы по теории авиации, которые послужили основой для авиационной науки |
Г.Е.Котельников | Наука и техника | Сконцентрировал первый ранцевый парашют |
К.Э.Циолковский | Наука и техника | Изложил теорию движения ракет, основ будущих космических полетов |
В.И.Вернадский | Наука и техника | Основы биохимии, биогеохимии, радиогеологии |
И.П.Павлов | Наука и техника | Создал учение об условных рефлексах, в котором он материалистическое объяснение высшей нервной деятельности человека и животного |
Н.А.Бердяев С.Н.Булгаков П.Б.Струве С.Л.Франк | «Вехи» | После революции 1905-1907гг. известные публицисты выпустили книгу «Вехи».Сборник статей о русской интеллигенции |
И.А.Бунин | Литература | Проповедовал идеалы русской культуры 19 в. Рассказы «Антоновские яблоки», «Жизнь Арсеньева», принесли ему мировую известность, подтверждением чему стала Нобелевская премия |
М.Горький | Литература | Вошел в историю как «буревестник революции». Произведения: «Мать» «Фома Гордеев» «Дело Артамоновых» «Макар Чудра». |
В.С.Соловьев | Литературное направление-символизм | Основоположник символизма 20 в. Символисты считали, что высшие сферы жизни невозможно познать традиционными путями, они доступны лишь через познание тайных смыслов символов. |
Н.С.Гумилёв | Литературное направление-акмеизм | Основоположник акмеизма. Акмеисты провозглашали возраст от многозначности образов, метафоричности к предметному миру и точному значению слова. |
В.Маяковский А.Кручёных Д.Д.Бурлюк В.В.Хлебников В.В.Каменский | Литературное направление-футуризм | Футуристы были поэтами улицы- их поддерживали радикальное студенчество и люмпен-пролетариат. Это была поэзия протеста, стремящаяся к разрушению существующих порядков. |
В.И.Суриков И.Е.Репин Васнецовы | Живопись | В конце 19-начале 20 в. Продолжали свою творческую деятельность. |
К.А.Коровин | Живопись | Пейзажи его отличались яркими красками и романтической приподнятостью. |
М.А.Врубель | Живопись | Ярчайший представитель символизма в живописи. Его картина мозаики, слеплены из искрящихся кусочков. |
А.Н.Бенуа | Живопись | Идейный вождь «Мира искусства». Живописец, график, театральный художник, историк искусств. |
П.Н.Филонов | Живопись | В своей живописи тяготел к футуризму |
В.В.Кандинский | Живопись | Отец-русской абстрактной живописи. Тяготел к новейшему искусству, нередко изображая лишь очертания предметов. |
А.И.Скрябин С.В.Рахманинов | Музыка | Крупнейшие русские композитор 20 в. |
www.soloby.ru