Святогор | История культурыИстория культуры
Итак, переходим к Святогору. Одна из двух версий о смерти Святогора. Едет Святогор, едет он не по своим святым горам, а по матушке-Руси. Видит человека, несущего маленькую сумочку за плечами (обратим внимание на эту деталь). Святогор похваляется силой. Человек предлагает поднять сумочку. Святогор пытается плёткой, пальцем, рукой, обеими руками, наконец, уходит по колено в землю, со лба ни пот, кровь течёт и, в некоторых вариантах былины, умирает. Человек этот оказывается Микулой Селяниновичем, а в сумке он несёт ни что иное как всю тягу земную. То есть вот эту вот силу земли, жизненную силу земли, которую Святогор не может поднять. Обратим внимание, что есть две былины о Святогоре, рассказывают обе о его смерти. Иногда сказитель знает оба варианта былины и тогда пытается их как-то примирить, что, дескать, Святогор с сумочки не умер, а только вот как-то ему плохо стало. Вторая былина — былина об Илье и Святогоре, весьма и весьма любопытная. Илья зачем-то приезжает в святые горы. Завязка былины отсутствует. Причину поездки Ильи мы не знаем. Далее, как описываются святые горы? Говорится, что это крутые горы и узкие щели, то есть ущелья. Более того, эти горы называются Северными или Сивирными. «Северный» на диалекте — это «холодный». Итак, надо предполагать, что где-то на севере Руси (посмотрели все на карту) находятся гору крутые с острыми вершинами, с узкими ущельями. Понятно, что на карте ничего подобного нету. То есть перед нами образ потустороннего мира. Там едет Святогор, приезжает Илья, при виде Святогора прячется. Святогор останавливается, снимает с плеч ларец хрустальный (и что-то больно много рюкзачков в русских былинах развелось), выпускает оттуда свою жену, сам засыпает, жена начинает расчёсывать волосы, смотрится в зеркало, в зеркале видит Илью, требует, чтобы он с нею блуд сотворил. В противном случае грозится разбудить мужа и, наоборот, Илью в этом самом обвинить. Илья подчиняется этой женщине и затем она прячет его к Святогору в карман, Святогор просыпается, запирает жену в ларец, они едут дальше. Ну, здесь уже возникают некоторые проблемы роста, потому что, если Илья помещается в кармане Святогора, а жена в ларце за плечами, то здесь уже какие-то проблемы размерного соотношения. Конь Святогора спотыкается говоря, что ему невмоготу носить двух богатырей. Святогор достаёт Илью из кармана. Илья рассказывает о том, как было дело. Святогор срубает голову своей жене, а с Ильёй меняется нательными крестами и братается. Понятно, что чтобы богатыри поменялись крестами нательными, они должны быть одного роста. То есть опять-таки у них рост выровнялся. Пока остановимся на этом замечательном эпизоде. Итак, почему я так пошутила насчёт рюкзачков? Вернёмся к Микуле Селяниновичу. Я рассказала о нём достаточно много. Сказала, что у него есть две дочери, сказала, что он в сумочке за спиною возит тягу земную, но ни слова не сказала о том, кто его жена. Действительно, это не известно из былин. Но он пахарь. Пахота воспринимается, как брак с землёй, и можно привести многочисленные примеры о том, что пахарь воспринимается именно как супруг богини-Земли. И он тягу земную носит в сумочке за плечами. Святогор свою жену носит не в сумочке, а в хрустальном ларце, но тоже за плечами. Параллель очевидна.
Следующая страница
Святогор | Железный век
Как на далече-далече во чистом во поли,
Тута куревка да поднималаси,
А там пыль столбом да поднималаси,—
Оказался во поли добрый молодец,
Русский могучий Святогор-богатырь.
Другие русские былины
У Святогора конь да будто лютой зверь,
А богатырь сидел да во косу сажень,
Он едет в поли, спотешается,
Он бросает палицу булатную
Выше лесушку стоячего,
Ниже облаку да ходячего,
Улетает эта палица
Высоко да по поднебесью;
Когда палица да вниз спускается,
Он подхватывает да одной рукой.
Наеждяет Святогор-богатырь
Во чистом поли он на сумочку да скоморошную;
Он с добра коня да не спускается,
Хотел поднять погонялкой эту сумочку,—
Эта сумочка да не ворохнется.
Опустился Святогор да со добра коня,
Он берёт сумочку да одной рукой —
Эта сумочка да не сшевелитца;
Как берёт он обема рукам,
Принатужился он силой богатырской,
По колен ушол да в мать сыру-землю —
Эта сумочка да не сшевелится,
Не сшевелится да не поднимется.
Говорит Святогор да он про себя:
— А много я по свету еждивал,
А такого чуда я не видывал,
Что маленькая сумочка да не сшевелится,
Не сшевелится, да не здымается,
Богатырской силы не сдавается.—
Говорит Святогор да таковы слова:
— Верно, тут мне, Святогору, да и смерть пришла.
И взмолился он да своему коню:
— Уж ты, верный богатырский конь,
Выручай теперь хозяина.—
Как схватился он да за уздечику серебряну,
Он за ту подпругу золочёную,
За то стремецько да за серебрянно.
Богатырский конь да принатужился,
А повыдернул он Святогора из сырой земли.
Тут садился Святогор да на добра коня
И поехал во чисту полю
Он ко тым горам да Араратскиим.
Утомился Святогор да он умаялся
С этой сумочкой да скоморошноей
И уснул он на добром коне,
Заснул он крепким богатырским сном.
Из-под далеча-далёча из чиста поля
Выеждял старой казак да Илья Муромец,
Илья Муромец да сын Иванович,
Увидал Святогора он богатыря:
— Что за чудо вижу во чистом поли,
Что богатырь едет на добром кони,
Под богатырем-то конь да будто лютый зверь,
А богатырь спит крепко-накрепко. —
Как скрычал Илья да зычным голосом:
— Ох ты гой еси, удалой добрый молодец,
Ты что, молодец, да издеваесся,
А ты спишь ли, богатырь, аль притворяесся,
Не ко мне ли старому да подбираесся,
А на это я могу ответ держать.—
От богатыря да тут ответу нет.
А вскричал Илья да пуще прежнего,
Пуще прежнего да зычным голосом —
От богатыря да тут ответа нет.
Разгорелось серце богатырское
А у старого казака Ильи Муромца,
Как берёт он палицу булатнюю,
Ударяет он богатыря да по белым грудям,
А богатырь спит, не просыпается.
Рассердился тут да Илья Муромец,
Разъеждяется он во чисто доле,
А с разъезду ударяет он богатыря —
Пуще прежнего он палицей булатнею.
Богатырь спит, не просыпается.
Рассердился тут старой казак да Илья Муромец,
А берёт он шалапугу подорожную,
А не малу шалапугу да во сорок пуд,
Разъеждяется он со чиста поля
И ударил он богатыря по белым грудям,
И отшиб он себе да руку правую.
Тут богатырь на кони да просыпается,
Говорит богатырь таково слово:
— Ох, как больно руськи мухи кусаются,—
Поглядел богатырь в руку правую,
Увидал тут Илью Муромца,
Он берёт Илью да за желты кудри,
Положил Илью да он к себе в карман,
Илью с лошадью да богатырскоей,
И поехал он да по святым горам,
По святым горам да Араратскиим.
Как день он едет до вечера,
Тёмну ноченьку да он до утра,
И второй он день едет до вечера,
Тёмну ноченьку он до утра,
Как на третей-то да на денёчек
Богатырский конь стал спотыкатиси.
Говорит Святогор да коню доброму:
— Ах ты, волчья сыть да травяной мешок,
Уж ты что, собака, спотыкаесся?
Ты итти не мошь, аль вести не хошь? —
Говорит тут верный богатырский конь
Человеческим да он голосом:
— Как прости-тко ты меня, хозяинушко,
А позволь-ко мни да слово вымолвить —
Третьи суточки да ног не складучи,
Я вожу двух рускиих могучиих богатырей,
Дай в третьих с конём богатырскиим.—
Тут Святогор богатырь да опомнился,
Что у него в кармане тяжелёшенько;
Он берёт Илью за жолты кудри,
Он кладёт Илью да на сыру землю
Как с конём его да богатырскиим.
Начал спрашивать да он выведывать:
— Ты скажи, удалый добрый молодец,
Ты коей земли да ты какой орды?
Если ты — богатырь святорусский,
Дак поедем мы да во чисто поле
Попробуем мы силу богатырскую. —
Говорит Илья да таковы слова:
— Ай же ты, удалой добрый молодец,
Я вижу силушку твою великую,
Не хочу я с тобой сражатиси,
Я желаю с тобой побрататиси.—
Святогор-богатырь соглашается,
Со добра коня да опущается,
И раскинули оне тут бел шатёр,
А коней спустили во луга зелёный,
Во зеленый луга оне стреножили.
Сошли они оба во белой шатёр,
Они друг другу порассказалиси,
Золотыми крестами поменялиси,
Оны с друг другом да побраталиси,
Обнялись они поцеловалиси,—
Святогор-богатырь да будет больший брат,
Илья Муромец да будет меньший брат.
Хлеба-соли тут оне откушали,
Белой лебеди порушали
И легли в шатёр да опочив держать.
И недолго, немало спали — трое суточек,
На четвёрты оне да просыпалиси,
В путь-дороженьку да отправлялися.
Как седлали оне да коней добрыих,
И поехали оне да не в чисто поле,
А поехали оне да по святым горам,
По святым горам да Араратскиим.
Прискакали на гору Елеонскую,
Как увидели оне да чудо чудное,
Чудо чудное да диво дивное:
На горы на Елеонския
Как стоит тута да дубовый гроб;
Как богатыри с коней спустилиси,
Оне ко гробу к этому да наклонилиси,
Говорит Святогор да таковы слова:
— А кому в этом гробе лежать сужено?
Ты послушай-ко, мой меньший брат,
Ты ложись-ко во гроб да померяйсе,
Тебе ладен ли да тот дубовый гроб. —
Илья Муромец да тут послушался
Своего ли братца большего,
Он ложился Илья да в тот дубовый гроб.
Этот гроб Ильи да не поладился,
Он в длину длинен и в ширину широк,
И ставал Илья да с того гроба,
А ложился в гроб да Святогор-богатырь,
Святогору гроб да паладился,
В длину по меры и в ширину как раз.
Говорит Святогор да Ильи Муромцу:
—- Ай же ты, Илья, да мой меньший брат,
Ты покрой-ка крышечку дубовую,
Полежу в гробу я, полюбуюся.—
Как закрыл Илья крышечку дубовую,
Говорит Святогор таковы слова:
— Ай же ты, Илюшенька да Муромец,
Мни в гробу лежать да тяжелёшенько,
Мни дышать-то нечим да тошнёшенько,
Ты открой-ко крышечку дубовую,
Ты подай-ка мне да свежа воздуху.—
Как крышечка не поднимается,
Даже щилочка не открывается.
Говорит Святогор да таковы слова:
— Ты разбей-ко крышечку саблей вострою.-—
Илья Святогора послушался,
Берёт он саблю вострую,
Ударяет по гробу дубовому.
А куда ударит Илья Муромец,
Тут становятся обруци железныи;
Начал бить Илья да вдоль и поперек,
Всё железные обручи становятся.
Говорит Святогор да таковы слова:
— Ах ты, меньший брат да Илья Муромец,
Видно, тут мни, богатырю, кончинушка,
Ты схорони меня да во сыру землю,
Ты бери-тко моего коня да богатырского,
Наклонись-ко ты ко гробу ко дубовому,
Я здохну тиби да в личко белое,
У тя силушки да поприбавится.—
Говорит Илья да таковы слова:
— У меня головушка есь с проседью,
Мни твоей-то силушки не надобно,
А мне своей-то силушки достато цьно;
Если силушки у меня да прибавится,
Меня не будет носить да мать сыра-земля,
И не наб мне твоего коня да богатырского,
А мни-ка служит верой-правдою
Мни старой Бурушка косматенький.—
Тута братьица да распростилиси,
Святогор остался лежать да во сырой земли,
А Илья Муромец поехал по святой Руси
Ко тому ко городу ко Киеву,
А ко ласковому князю ко Владимиру.
Рассказал он чудо чудное,
Как схоронил он Святогора да богатыря
На той горы на Елеонскии.
Да тут Святогору и славу поют,
А Ильи Муромцу да хвалу дают,
А на том былинка и закончилась.
записано Анной Михайловной Пашковой 1938г.
- Русские былины
- Цикл о Святогоре
Также вас может заинтересовать:
Святогорская гряда — АКМА
Карта Святогорского хребта в проливе Фрама на шельфе Западного Шпицбергена от Waghorn et al., 2020
Хребет Святогор — отложенный внутренний угловой выступ пересечения хребта Книповича и трансформного разлома Моллой. Хребет Книповича представляет собой сверхмедленный, бедный таянием спрединговый хребет, который является частью системы арктических срединно-океанических хребтов. Обычно спрединг на спрединговых хребтах, бедных расплавом, обеспечивается за счет разломов отрыва, когда материал из мантии эксгумируется для создания новой океанической коры. Внутренний угловой выступ обычно представляет собой батиметрический выступ из-за комбинации отрывных разломов, режимов напряжений между спрединговым хребтом и трансформным разломом и термического профиля земной коры на этих пересечениях. Когда мантийный материал, эксгумированный по разломам отрыва, подвергается воздействию воды, он может претерпевать метаморфоз, называемый серпентинизацией. После серпентинизации по отрывным разломам на спрединговых хребтах может образовываться метан из некоторых продуктов серпентинизации. Этот метан не требует для своего образования ввода органического вещества, поэтому его называют абиотическим метаном, т.е. неорганическим по происхождению.
Структура земной коры под системой потоков отложений и флюидов на хребте Святогор и вокруг него. от Waghorn et al., 2020
Этот тип геологической обстановки обычно подходит для системы гидротермальных жерл, потому что это срединно-океанический хребет, температуры, как правило, довольно высокие, а срединно-океанические хребты находятся, ну, в середине океана. Отложения в глубинах океана, как правило, минимальны, и в сочетании с постоянно движущейся корой эти типы сред на самом деле не накапливают столько отложений.
Однако этот сайт немного отличается. Он находится очень близко к западной окраине Шпицбергена, и вдоль западной окраины Шпицбергена протекает крупное океаническое течение, Западное Шпицбергенское течение. Это течение приносит отложения на север и по пути перерабатывает, откладывает и размывает отложения. За последние пару миллионов лет Святогорский хребет также находился вблизи другого крупного источника отложений — отложений, принесенных в море ледниками со Шпицбергена. Так, Святогорский хребет, да и вообще этот участок хребта Книповича, имеет гораздо больше наносов, чем многие другие спрединговые хребты и внутриугловые поднятия. Таким образом, любая жидкость, которая движется в этой системе, может быть «захвачена» осадком. Осадок также может изолировать кору, поэтому температура на морском дне может быть немного ниже, чем ожидалось, при этом задерживая процесс охлаждения на границе раздела между корой и осадком. И вместо гидротермальной жерловой системы, характерной для срединно-океанических спрединговых хребтов, мы фактически видим газогидратную систему.В хребте Святогор есть признаки газогидратной системы, и наша экспедиция в 2021 году обнаружила экосистему, связанную с хребтом Святогор, где мы подтвердили наличие здесь метана, достигающего морского дна. Теперь вопросы, на которые мы хотим ответить, касаются того, чем эта совершенно уникальная экосистема может отличаться или быть похожей на гидротермальные жерла или холодные просачивания в других системах арктических флюидных потоков, и может ли этот тип системы быть более распространенным вдоль системы спрединговых хребтов срединно-арктического океана. .
Связанные публикации:
Crane, K., Sundvor, E., Buck, R. & Martinez, F. (1991). Рифтинг в северной части Норвежско-Гренландского моря: термические испытания асимметричного спрединга . Журнал геофизических исследований: Solid Earth. 96, 14529-14550.
Эйкен, О. и Хинц, К. (1993). Контуриты в проливе Фрама . Осадочная геология. 82, 15–32.
Элерс, Б.М. и Джокат, В. (2009). Проседание и шероховатость земной коры сверхмедленных спрединговых хребтов в северной части Северной Атлантики и Северного Ледовитого океана . Международный геофизический журнал. 177(2), 451-462
Флюидогенная система Святогорского хребта характеризуется хорошо развитой газогидратной и свободной газовой зоной. Основание зоны устойчивости газового гидрата определяется ярким сквозным отражением обратной полярности, отмечающим переход между газовым гидратом и свободным газом
Гиммлер, Т., Сахи, Д., Мартма, Т., Борманн, Г., Плаза-Фаверола, А., Бюнц, С., Кондон, Д. Дж., Найс, Дж. и Лепланд, А. (2019). 160 000-летняя история тектонически контролируемого просачивания метана в Арктике. Научные достижения. EAAW1450
Howe, JA, Shimmield, TM, Harland, REX, Eyles, N. (2008). Позднечетвертичные контуриты и гляциоморские отложения в проливе Фрама . Седиментология 55, 179–200.
Джонсон, Дж. Э., Минерт, Дж., Плаза-Фаверола, А., Вадаккепулиямбатта, С., Книс, Дж., Бюнц, С., Андреассен, К. и Ферре, Б. (2015) -спрединговые хребты могут заряжать арктические газогидраты . Геология, 43(5), 371-374.
Пейп, Томас; Буэнц, Стефан; Хун, Вэй-Ли; Торрес, Марта Э .; Ридель, Матиас; Паньери, Джулиана; Лепланд, Айво; Сюй, Чи Вэй; Винтерстеллер, Пол; Валлманн, Клаус; Шмидт, Кристофер; Яо, Хаойи; Bohrmann, Gerhard, 2019. Происхождение и трансформация легких углеводородов при подъеме на активный покмарк на хребте Вестнеса, Северный Ледовитый океан . Журнал геофизических исследований (JGR): Solid Earth. ISSN: 2169-9313, e-ISSN: 2169-9356,
Ритцманн О., Джокат В., Мьельде Р. и Шимамура Х. (2002). Структура земной коры между хребтом Книповича и Ван-Мьен-фьордом (Шпицберген) . Морские геофизические исследования, 23(5-6), 379-401.
Вагхорн, К. А., Бюнц, С., Плаза-Фаверола, А., и Джонсон, Дж. Э. (2018). Трехмерное сейсмическое исследование газогидратной и гидродинамической системы на активном срединно-океаническом хребте; Хребет Святогор, пролив Фрама
Вагхорн, К.А., Вадаккепулиямбатта, С., Плаза-Фаверола, А., Джонсон, Дж.Э., Бюнц, С. и Вааге, М. (2020). Процессы в земной коре поддерживают арктические абиотические газогидратные и флюидные потоки .
СВЯТОГОР — Рыбалка
© Владимир Кононов
Рыбалка
В последний раз мы наблюдали судно в Петропавловске-Камчатском (RU) менее часа назад.
СВЯТОГОР построен в 1990 году это судно в рыболовном сегменте. Его номер IMO — 8834782, а текущий номер MMSI — 273842300. Судно имеет позывной УКМБ. Летний дедвейт 332 DWT. СВЯТОГОР ходит под флагом Российской Федерации.
ИМО | 8834782 |
---|---|
Дедвейт | 332 |
Проект (лето) | 4,4 м |
Построен | 1990 |
LOA | 53,74 м |
Луч | 10,71 м |
Рыбалка
В последний раз мы наблюдали судно в Петропавловске-Камчатском (RU) менее часа назад.
СВЯТОГОР построен в 1990 году это судно в рыболовном сегменте. Его номер IMO — 8834782, а текущий номер MMSI — 273842300. Судно имеет позывной УКМБ. Летний дедвейт 332 DWT. СВЯТОГОР ходит под флагом Российской Федерации.
Просматривайте позиции AIS в режиме реального времени для СВЯТОГОР и более 75 000 других судов с помощью регистрация БЕСПЛАТНАЯ учетная запись в ShipAtlas.
Зарегистрируйте бесплатную учетную запись
Популярные функции
Глобальное отслеживание AIS
Найдите в режиме реального времени AIS позиции судов с более чем 700 спутниками и наземными отправителями.
История рейсов AIS
Узнайте, где находились суда в прошлом. Просматривайте истории рейсов в виде треков на карте или в таблице.