История создания произведения гамлет: История создания пьесы Уильяма Шекспира «Гамлет»

История создания пьесы Уильяма Шекспира «Гамлет»

Главная » История создания

История создания

Автор orfeus На чтение 3 мин Опубликовано Обновлено

Пьеса Уильяма Шекспира «Гамлет» – самая известная и исполняемая театральная трагедия в мире. Волнующая история принца, который посвятил себя мщению за убийство отца, не сходит с театральных подмостков четыреста лет, а роль Гамлета является обязательной в послужном списке любого серьёзного актёра, ведь образ этого персонажа считается одним из глубочайших в мировой драматургии. Знаменитый монолог «Быть или не быть…» стал визитной карточкой «Гамлета», но история создания пьесы не так известна.

Точную дату создания произведения установить невозможно. В книге Фрэнсиса Миреса «Сокровищница ума», в которой указаны известные произведения Шекспира до 1598 года, упоминание о «Гамлете» отсутствует, поэтому можно предположить, что знаменитая пьеса была написана не ранее 1599.

Наиболее вероятной датой создания пьесы считается 1600 год. Так или иначе, первая известная постановка произведения состоялась в 1601 году, когда драматург служил в актёрской труппе «Слуги лорда-камергера». Премьера «Трагической истории Гамлета, принца Датского» прошла на сцене нового лондонского театра «Глобус», и в этом спектакле Шекспир исполнил роль тени отца Гамлета.

В 1603 году трагедия была впервые опубликована в виде неполного, воспроизведённого по памяти сценария пьесы, но полноценная версия произведения вышла уже после смерти драматурга. В 1623 году в печать вышло первое собрание пьес Уильяма Шекспира, в которое вошел и знаменитый «Гамлет». В последующие годы легендарная пьеса прочно обосновалась на мировой сцене и появилась в репертуаре театров всех континентов и стран, но подлинная история «Гамлета» началась задолго до Уильяма Шекспира.

У знаменитого шекспировского персонажа был реальный исторический прототип. В хронике «Деяния Данов» XIII века датский летописец Саксон Грамматик упоминает случай, который произошел в Дании в IX веке.

Ютландский ярл Хорвендил прославился походами против норвежцев, поэтому датский конунг Рорик наградил его великой властью и рукой своей дочери Геруты. Брат Хорвендила Фенг позавидовал его славе и замыслил убийство, а после воплощения задуманного не только занял трон покойного, но и женился на его вдове. Сын Хорвендила Амлет был возмущен случившимся. Он решил отомстить за отца и отнять узурпированное наследство. Он запутал дядю, изобразив безумие, а потом убил нового короля и его сторонников с надлежащим викингу хладнокровием.

Следующие четыреста лет о труде Саксона Грамматика никто не вспоминал, но в начале XVI века скандинавская история о безумном принце и мести обрела новую жизнь во Франции. Историк Франсуа де Бельфоре тщательно изучил оригинальную легенду об Амлете и изложил её в пятитомнике «Необычайные истории, извлечённые из многих знаменитых авторов». В 1576 году труд француза был переведён на английский язык, а уже через десять лет лондонские театры потрясла пьеса Томаса Кида «Испанская трагедия», которую считают литературной основой трагедии Шекспира.

Текст произведения не сохранился, но современники Кида упоминают о том, что в «Испанской трагедии» присутствовали призрак, некий Гамлет и мотив мести за убиенного отца. Точная дата написания пьесы не известна, но в записях лондонского антрепренёра Филиппа Хенсло 1594 года упоминается персонаж Гамлет, создателем которого был уже умерший Кид.

Исследователи полагают, что указанное произведение Томаса Кида стало литературной основой «Гамлета», которого мы знаем. Подобное заимствование сюжетов и персонажей было частой практикой в кругу английских драматургов, которые стремились превзойти коллег в их же произведениях, но именно видение Шекспира превратило персонажа древней скандинавской легенды в один из самых значительных образов мировой литературы.

История создания «Гамлета», новаторство Шекспира в трагедии «Гамлет» — Шекспир

Меню сайта
  • Главная страница
  • 11-16 вв.
  • 17 век
  • 18 век
  • 19 век
  • 20 век
  • 21 век
  • Зарубежная литература
  • Правописание
  • Теория литературы

Статьи » Зарубежная литература » Шекспир

  • Статья
  • Еще по теме

Шекспир не изобретал сюжетов для своих пьес. Он переделывал уже известные сюжеты так, что они обретали иной, иногда принципиально иной смысл. О «Гамлете» написано более трёх тысяч книг и статей. Известный отечественный шекспировед А.А. Аникст подробно описал историю создания Шекспиром этой великой трагедии. Прототипом главного героя «Гамлета» был принц Амлет, имя которого встречается в одной из исландских саг Снорри Стурлусона. Он запомнился как полулегендарный мститель.

История принца Амлета была известна еще в языческой Дании, то есть до 827 года. Летопись Саксона Грамматика, в которой впервые встречается эта история, была опубликована в XVI веке французским издателем. Публикация заинтересовала французского писателя Франсуа Бельфоре (1530-1583), который в своих «Трагических историях» (1576) опубликовал сагу об Амлете на французском языке. Английский перевод был опубликован в 1608 году под названием «История Гамблета». Одно время считалось, что Шекспир познакомился с историей Гамлета по этому переводу. Однако трагедия Шекспира была написана за семь-восемь лет до его появления.

Так что как раз английский перевод рассказа Бельфоре появился вследствие исключительной популярности шекспировской пьесы. Но и до Шекспира мы встречаем упоминания о «куче Гамлетов, рассыпающих пригоршнями трагические монологи». А первое упоминание о состоявшемся по пьесе «Гамлет» спектакле относится к 1594 году. Автором дошекспировского «Гамлета» был драматург Томас Кид. В Англии уже в XVII веке существовала Палата книготорговцев, которая регистрировала все предполагавшиеся к изданию книги. Согласно сохранившемуся реестру 26 июля 1602 года связанный с труппой Шекспира издатель Робертс зарегистрировал «Книгу, называющуюся Месть Гамлета, принца Датского, в том виде, в каком она недавно исполнялась слугами лорда-камергера». Эта запись доказывает, что трагедия была написана Шекспиром и поставлена на сцене до указанной даты. Принято считать, что трагедия «Гамлет» была создана и впервые поставлена на сцене в 1600-1601 годах.

Полагают, что подлинно шекспировский текст опубликован в издании 1604 года, в то время как текст 1603 года не только искажён, но и вдвое короче.

На титульном листе публикации 1604 года подчёркивалось, что она «дополнена вдвое против прежнего в соответствии с подлинной и точной рукописью». Важно, что все изменения вносились самим Шекспиром, поэтому мы можем утверждать, что именно здесь перед читателями появился наиболее полный текст трагедии. После этой публикации в текст было внесено только одно существенное изменение: в так называемом «актёрском кварто» «Гамлета» 1676 года он был разбит на различные акты в соответствии с требованиями теории классицизма, предъявляемыми к драме. Её неутомимым приверженцем и пропагандистом в Англии был современник Шекспира драматург Бен Джонсон. Первое издание «Гамлета» в 1603 году вообще не имело никаких внутренних делений: в таком виде спектакль и был представлен в английском театре конца XVI — начала XVII века, то есть при жизни Шекспира. В 1709 году английский редактор шекспировских сочинений Н. Роу разделил текст на пять актов. С тех пор эта структура сохраняется при публикации. Впрочем, при постановке трагедии такая разбивка имеет лишь условное значение.
Обычно в театре пьеса идёт в трёх частях, причём режиссёры варьируют продолжительность и соотношение частей в соответствии со своим замыслом. Ведь театр значительно изменился за эти триста лет…

Трагедия «Гамлет» принадлежит к распространённому в ту пору в Англии типу «трагедий мести». Уже в самом начале пьесы зритель слышит о свершившемся преступлении. Принц Гамлет узнаёт от тени своего отца о коварном и подлом убийстве. Итак, трон захвачен преступником! Отныне жажда возмездия охватывает принца, но… великий час расплаты откладывается. Отсрочка происходит благодаря художественной условности. Конечно, зрители знают о том, что праведная кара непременно свершится, но сюжет трагедии разворачивается именно в этом промежутке — между фактом преступления и актом возмездия.

Чем интереснее, насыщеннее этот «промежуток» заполнен — тем интереснее и увлекательнее сюжет, тем богаче художественное содержание трагедии. Шекспир заполнил его самым новаторским на тот момент образом: анализом и самоанализом человека той эпохи. Гамлет наблюдает за людьми вокруг себя, размышляет о них. Однако ещё более важным оказывается его беспощадный и глубокий самоанализ. Таким образом, если в подавляющем большинстве трагедий мести многочисленные события становились препятствием для торжества справедливости, то у Шекспира художественное время растянуто благодаря самоанализу заглавного героя, его колебаниям, сомнениям, многочисленным попыткам разобраться в эпохе и найти своё место в ней.

Источник: Литература: 9 класс: в 2 ч. Ч. 1 / Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова; под ред. Б.А. Ланина. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Вентана-Граф, 2016

🔍 смотри также:

Понравился материал?

Рассказать друзьям:

Просмотров: 16480

Краткая история Гамлета

Поделись этим:
9 февраля 2018 г. | Театр,


Гамлет Уильяма Шекспира предшествует собственной репутации. Это была самая популярная пьеса Шекспира при его жизни, и она остается самой популярной его работой на сегодняшний день. На самом деле предполагается, что Гамлет исполняется где-то каждую минуту каждого божьего дня. Большинство людей неосознанно цитируют Гамлет с такими фразами, как «в моем воображении» или «какая работа». Пьеса была даже переведена на клингонский язык и показана в эпизоде ​​

Star Trek (если вам интересно, «Быть ​​или не быть» на клингонском означает «таХ паг таХбе».)

Пока Гамлет правит как культурный продукт, происхождение пьесы часто оспаривается. Существует несколько теорий о вдохновении Гамлета, датской литературы 12 го века до индоевропейских характерных тропов. Ученые могут проследить аналогичную историю до 9-й век Скандинавская сказка о Амлете , принце, который симулировал безумие, чтобы отомстить своему дяде за убийство своего отца. «Амлет» или «Амлоди» на самом деле переводится как «сумасшедший» или «не в своем уме» на норвежском языке. Помимо сходства между именами, темы безумия и мести являются конкретными сюжетными точками в каждой истории, и становится относительно легко увидеть, как Амлет был предшественником елизаветинской трагедии. В конце концов, легенда о Амлет был переведен на французский язык в 16 веке, и именно здесь Шекспир, вероятно, впервые столкнулся с этой историей и персонажем. В то время как знания Amleth , безусловно, кажутся аналогичными, историческая литература пронизана интерпретациями безумных принцев, включая исландские саги и римские легенды. Знать, где именно Шекспир черпал вдохновение для « Гамлет », практически невозможно, но эти экскурсы в историю дают нам некоторые возможные подсказки контекста.

Помимо исторических влияний, Шекспир, возможно, черпал вдохновение из своей собственной жизни. В 1596 году единственный сын Шекспира, Гамнет, скончался в возрасте одиннадцати лет. Собственная борьба Гамлета с горем отражает борьбу Шекспира, каждый из которых проходит через последствия потери, не говоря уже о сходстве между главным героем и именем его сына. Однако большинство ученых утверждают, что история происхождения Гамлета слишком явно восходит к легенде и что смерть Гамнета была вспомогательной в процессе написания Шекспира.

Трудно понять, что на самом деле побудило Шекспира написать свой знаменитый эпос, но мы можем согласиться с тем, что Гамлет , безусловно, изменил театр и английский язык. От введения новых идиом в английский язык до Короля Льва, даже к комиксу Кальвина и Гоббса, Гамлет проникает через всю историю и в нашу нынешнюю культуру. Хотя попытка раскрыть тайны «Гамлет » остается важной, интересно видеть, куда нас привела пьеса и куда она продолжит двигаться по мере того, как мы адаптируемся и экспериментируем с выдающимся произведением Барда.

Бедламская интерпретация Гамлета лидирует в инновациях, поскольку четыре актера играют около двадцати пяти разных персонажей, даже меняя персонажей в середине сцены. Быстрый темп оживляет 400-летний сценарий, не оставляя места для расслабленного дыхания или небольшой ошибки. Находясь в бешенстве, Бедлам способен уловить бурлящее безумие Гамлета , сохранив при этом суть языка. Их новаторство поразительно, и мы надеемся, что вы присоединитесь к нам на шоу Bedlam’s 9.0008 Гамлет и Святая Иоанна в репертуаре театра Катлер Маджестик с 7 по 25 марта и станьте свидетелем того, чего действительно можно достичь с легендарным сценарием в исполнении смелой театральной труппы.

История сцены | Гамлет | Королевская шекспировская компания

Сценическая история «Гамлета» от времени написания его Шекспиром до наших дней.

Ранние выступления Гамлета

Гамлет  имеет одно из самых необычных ранних исполнений. Она была исполнена в 1607 году на борту корабля Ост-Индской компании 9.0008 Дракон , лежащий у побережья Сьерра-Леоне. Капитан отмечает в своем журнале, что действие этого удержало «моих людей от праздности и незаконных игр или сна».

На фото Сюзанны Уортингтон Гамлет (Ванешран Арумугам) читает, пока Полоний разговаривает с ним в постановке «Гамлета» в постановке Baxter Theater Company 2006 года в сотрудничестве с RSC.

Фото Сюзанны Уортингтон © РСК Просмотрите и лицензируйте наши изображения

На суше театральный успех и популярность пьесы не ослабевают с момента ее первых постановок в начале 1600-х годов. На титульном листе четвертого издания 1603 года говорится, что на нем играли «его высочество слуги в лондонском Сити, а также в двух университетах Кембриджа и Оксфорда и в других местах». В судебных записях отмечается, что она исполнялась перед королем Яковом в 1619 году и перед королем Карлом в 1637 году. на языке. Музыка, прекрасные костюмы и соответствующий реквизит помогали действу. Столбы по обеим сторонам сцены и балкон сзади служили удобным укрытием для многочисленных шпионов пьесы. Призрак, как и другие современные сценические призраки, мог войти через люк на сцене, который также служил могилой для Офелии. Офелию и Гертруду, конечно, должны были сыграть мальчики, что придавало дополнительную остроту нападкам Гамлета на фальшивые лица женщин. Ричард Бербедж был удачливым актером, для которого была написана главная роль. Шекспир писал, чтобы извлечь выгоду из экстраординарных, разносторонних дарований актера: превосходной вокальной техники, необходимой для произнесения длинных речей пустых стихов, способности передавать как высокие эмоции, так и высокий интеллект, а также физической выносливости и грации, чтобы добиться успеха в поединке по фехтованию. в конце очень длинной пьесы.

400-летняя сценическая история

Гамлет — самая сложная и желанная роль в классическом театре, привлекающая ведущих актеров всех возрастов, а также нескольких актрис, в том числе комически изобретательную Сару Бернар, в конце девятнадцатого века, и Сара Сиддонс, великая трагедия конца восемнадцатого века, которая, должно быть, была одной из немногих актеров, сыгравших не только с Гамлетом, но и с Офелией. Пьеса редко покидала сцену на протяжении 400 лет, прошедших с момента ее написания, и, соответственно, ее сценическая история обширна.

Томасу Беттертону было за двадцать, когда он впервые сыграл Гамлета в 1661 году, и он оставался за этой ролью следующие полвека. Согласно свидетельствам современников, он продолжал убеждать публику в том, что он «молодой человек больших надежд, энергичный и предприимчивый», даже когда ему было далеко за семьдесят. С другой стороны, в начале девятнадцатого века Гамлет мастера Уильяма Бетти, настоящий «маленький эйас», штурмом взял Лондон в нежном 13-летнем возрасте.

Политическая цензура

Хотя текст «Гамлета» не подвергался долговременным переделкам, которым подвергались другие пьесы Шекспира в конце XVII и XVIII веках, тем не менее он был сокращен: длинные речи были урезаны, похабные отсылки, в том числе и безумной Офелии, были прилично вырезаны. С семнадцатого века до конца девятнадцатого века политическая нить пьесы, сосредоточенная на Фортинбрасе и его угрозе вторжения, была удалена из постановочной версии пьесы. Хотя такая нарезка все еще иногда делалась в постановках двадцатого века, в настоящее время театральные режиссеры редко отказываются от проницательного исследования политических маневров в пьесе. Именно это измерение побудило так много спектаклей Гамлета в странах Восточной Европы в последние десятилетия, предоставив провокационно актуальный анализ ограничений тирании.

Гамлет Гаррика

Дэвид Гаррик, выдающийся актер-менеджер восемнадцатого века, был во многом человеком своего времени, сосредоточившись на семье и сыновних чувствах в своей интерпретации Гамлета. Зрители были в восторге от натурализма и эмоциональной силы игры Гаррика, особенно в нежном выражении любви к его мертвому отцу и его заразительном ужасе при встрече с призраком этого отца. Георг Лихтенберг, восторженный театрал того времени, описывает, как в трауре по умершему отцу Гамлет Гаррика описывается как «полностью охваченный слезами горя… «Такой превосходный король» совершенно потерян; его можно уловить только по движению рта, который дрожит и тотчас же после этого плотно смыкается, чтобы сдержать слишком отчетливое выражение горя на губах, которые могли бы легко дрожать от немужского волнения». Увидев Призрака, «все поведение Гаррика настолько выражало ужас, что у меня по телу побежали мурашки еще до того, как он начал говорить». (Как всегда профессионал, Гаррик ничего не оставлял на волю случая и изобрел специальный стул для сцены в туалете, так что, когда он вскакивал с него при виде Призрака, он постоянно опрокидывался с удовлетворительно поразительным грохотом. Кроме того, он носил хитрый парик, поэтому что на его волосы всегда можно положиться, чтобы они стояли как «иглы на капризном дикобразе», как и говорит Призрак.0016

Гамлет девятнадцатого века

Все ведущие актеры девятнадцатого века проявили себя в Гамлете: Джон Филип Кембл был меланхоликом и слишком величественным принцем (Хазлитт описал его как играющего «как человек в доспехах») , Эдмунд Кин выразил страстную любовь, а не ужас при встрече с Призраком, и его любовь к Офелии оставалась очевидной, хотя обстоятельства вынудили его отвергнуть ее. Доминантным Гамлетом конца девятнадцатого века, несомненно, был Генри Ирвинг в театре «Лицеум». Описанный Йейтсом как «тощий образ голодного размышления», он умело сыграл гамлетовскую изменчивость — приступы меланхолии, чередующиеся с приступами бодрости, — вместе с его любезностью, пафосом и остроумием. Порой было трудно сказать, действительно ли Гамлет Ирвинга был сумасшедшим или только притворялся. Эллен Терри в роли Офелии была достаточно смелой, чтобы придать резкость страданиям своего персонажа: она разыгрывала свое безумие в тревожно болезненной манере, в противоречии с традицией красивого и жалкого ребенка.

Современный Гамлет

Гамлет был поразительно обновлен в постановке Г. К. Эйлиффа в Бирмингемском репертуарном театре в 1925 году. чулки, плюс четверки, платья-хлопушки и стрижки: датский двор был так же модно одет, как и их публика из Мидлендса. Под влиянием театральной работы Уильяма Поэла и Харли Грэнвилл-Баркер цель режиссера состояла в том, чтобы вернуться к непосредственности эффекта и стремительному стилю оригинальной постановки. Полония больше изображали не как старого дурака, а как властного отца и проницательного советника. Сексуально-взрывные безумные сцены Офелии были прямым результатом постоянного подавления ее естественных желаний и желаний окружающими ее мужчинами — зрители не могли найти убежища в живописном и сентиментальном изображении расстроенного ума. Это была одна из многих психологически проницательных интерпретаций, которые повлияли на будущие постановки пьесы.

Гамлет Гилгуда

Джон Гилгуд — актер двадцатого века, наиболее тесно связанный с Гамлетом. Он играл эту роль пять раз в период с 1930 по 1944 год, а также поставил Ричарда Бертона в роли принца в Нью-Йорке в 1964 году. В возрасте 25 лет, когда он впервые взял на себя эту роль, Гилгуд продемонстрировал юношескую изменчивость персонажа и постоянную скорость мысли. Как всегда, превосходная вокальная техника и выразительный тон Гейлгуда заслужили похвалу, но, когда он вернулся к роли спустя годы, он был намного больше, чем милый и благородный принц, постоянно проявляя острый ум в сложных партиях.

Гамлет Оливье

Лоуренс Оливье сыграл спортивного и вспыльчивого принца в полнотекстовой постановке Тайрона Гатри в «Олд Вик» в 1937 году. Эта постановка была примечательна своей интерпретацией задержки Гамлета, основанной на фрейдовском анализе эдипова комплекса, в котором сын бессознательно желает убить отца и завладеть матерью. В этом чтении Гамлет не может заставить себя наказать Клавдия, поскольку его дядя фактически исполнил то, что Гамлет смутно осознает как свои собственные незаконные желания. Режиссер и актер раскрыли психосексуальный смысл пьесы. С этого момента супружеское ложе редко отсутствовало в сцене 4 акта 3, с ее наэлектризованной встречей между матерью и сыном.

Гамлет 1980-х

Спектакль Хансгюнтера Хейме в Кельне в 1979 году был бесстрашно посвящен исследованию границ между иллюзией и реальностью. Его актеры снимали друг друга на видео с ручными камерами, которые затем умножали каждое действие через стену телевизионных мониторов. Самого Гамлета представляли два актера, один из которых произносил строки классического перевода Шлегеля из зала, а его альтер-эго оставалось на сцене, пленником своих грубых сексуальных фантазий.

В постановке Ричарда Эйра в Королевском дворе в 1980 году Призрака не было видно. Вместо этого его ужасающие речи были вырваны из Гамлета Джонатана Прайса, когда он корчился в тисках психической одержимости. Это потребовало смелого решения вырезать вступительную сцену с ее тщательным подтверждением объективной реальности Призрака.

Сыграв Гамлета на сцене с большим успехом в 1977 году, Дерек Джейкоби поставил Кеннета Брана в постановке Театральной труппы «Ренессанс» в 1919 году.88. В поразительной интерпретации заключительных моментов пьесы команда Фортинбраса «Иди, прикажи, чтобы солдаты стреляли» была исполнена его вооруженной охраной, немедленно убившей Горацио и других лордов датского двора.

Гамлет продолжает очаровывать режиссеров, актеров и зрителей. В этом столетии уже было несколько известных сценических постановок, в том числе остроумный «Гамлет» Саймона Рассела Била для Джона Кэрда в Национальном театре в 2000 году, метафизические исследования Адриана Лестера в постановке Питера Брука «Буфф дю Нор» в 2001 году и постановка Тревора Нанна. в 2004 году в «Олд Вик», в котором актерский состав необычно молодых актеров возглавлял 23-летний Бен Уишоу.

Гамлет на пленке

  • В 1948 году Оливье поставил и снялся в киноверсии, тесно связанной с эдиповой интерпретацией его сценического выступления, но на этот раз вырезал Фортинбраса, чтобы сосредоточить внимание на семейной динамике.
  • В 1964 году российский режиссер Григорий Козинцев снял мощную и очень атмосферную версию пьесы на киноэкране с Иннокентием Смоктуновским в роли князя.
  • Никол Уильямсон сыграл Гамлета и Мариан Фейтфулл Офелию в киноверсии его постановки Тони Ричардсона, первоначально поставленной в Roundhouse в 1969.
  • Дерек Джейкоби повторил свое сценическое выступление в сериале BBC TV Shakespeare в 1980 году, поставленном Родни Беннеттом.
  • В 1990 году Франко Дзеффирелли представил красочную и сильно актерскую версию пьесы, действие которой происходит в огромных каменных стенах скандинавского замка, с харизматичным Гамлетом от Мела Гибсона.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *