История создания гамлета: Гамлет – история создания, прототип, характер, актёры

Гамлет – история создания, прототип, характер, актёры

Гамлет: история персонажа

Гамлет – главный персонаж знаменитой пьесы Уильяма Шекспира с одноименным названием. Принц Датский, охваченный жаждой мести за убитого отца. Трагические обстоятельства жизни заставляют его разрываться между чувством долга и принципами, нравственными убеждениями.

Гамлет, принц Датский

История создания персонажа

Кто стал прототипом Гамлета, доподлинно неизвестно. Есть мнение, что Шекспира вдохновила легенда о датском правителе Амлете, которую изложил летописец Саксон Грамматик в третьей книге «Деяний Данов».

Красной нитью повествования проходит идея мести – главный герой жаждет отомстить за своего отца. По мотивам этой легенды современник и соотечественник Шекспира Томас Кид поставил пьесу «Испанская трагедия», но она не сохранилась. В Кидовской трагедии также поднимались вопросы нравственности и мести.

Внешность

О внешности героя известно очень мало. Единственное, о чем упоминает автор устами матери Гамлета:
«Он дышит тяжело от полноты. Вот, Гамлет, мой платок, лоб оботри».
Однако шескпироведы утверждают, что сама по себе строчка не свидетельствует о том, что Гамлет был толстым. Каноничного текста «Гамлета» по сути нет, и в первой из дошедших до наших дней редакций эта фраза отсутствует. Возможно, Шекспир впоследствии добавил ее, так как актер его театра, игравший Гамлета, с возрастом набрал вес. Есть гипотеза, что «fat» в оригинале – усеченное «fatigate» (изнуренный).

Гамлет одевается скромно и со вкусом, в рамках своего положения на правах наследника престола, но если того требует ситуация, может выглядеть довольно эффектно.

Кадр из «Гамлета» с Лоуренсом Оливье (1948)

Однако на протяжении повествования его внешность претерпевает изменения. Узнав об убийстве отца родным дядей, принц Датский впадает в уныние, что находит отражение в его внешности.
Его возлюбленная Офелия замечает испачканную одежду, неестественную бледность: «бледней сорочки». Девушка отмечает «стучащие колени»:
«… и с видом, до того плачевным, словно он был из ада выпущен на волю вещать об ужасах…».
После смерти самого дорогого для него человека Гамлет перестает следить за собой. Он настолько глубоко опускается во внутренние переживания, что мало заботится о своей внешности, свежести сорочек, чистоте плаща, к тому же теряет аппетит и худеет:
«… Ни мрачность плаща на мне / ни платья чернота, ни хриплая прерывистость дыханья / ни слезы в три ручья, ни худоба /ни прочие свидетельства страданья / не в силах выразить моей души».
В многочисленных театральных постановках и фильмах внешность главного персонажа от актера к актеру закономерно меняется. Однако все воплощавшие Гамлета артисты имели худощавое телосложение, атлетически сложенную фигуру – Владимир Высоцкий, Иннокентий Смоктуновский, Бенедикт Камбербэтч и др.

Характер

Характер главного героя пьесы противоречив. По психологическому типу это истинный интроверт – скрытный, сдержанный в выражении своих чувств. Невероятно обидчив и раним, привык не давать волю эмоциям, а переживать все в себе.

Гамлет-Высоцкий

При этом Гамлет не лишен гордости, самолюбия, подозрительности. Смерть отца стала причиной душевной травмы, которая породила этакую моноидею, полностью захватывающую собой человека. Гамлет
«… на крыльях, быстрых, как помысел, как страстные мечтания, помчался к мести…»
Желание воздать убийце по заслугам «открывает глаза» на многое, заставляет пересмотреть отношения с другими людьми – друзьями, близкими, возлюбленной. Гамлет больше никому не верит.

Его личность меняется, в ней появляются новые черты – коварство, лицемерие, подозрительность и даже жестокость. Он хладнокровно и даже как-то мимоходом убивает хорошего и доброго человека – отца своей возлюбленной, Полония. Без тени раскаяния глумится над телом и замышляет «вывести на чистую воду» и своих друзей, которых подозревает в сговоре против себя.

Телеспектакль «Гамлет» с бенедиктом Камбербэтчем

Герой разочарован и опустошен. Душевные терзания, невозможность смириться с несправедливостью толкают его на необдуманные поступки, которые в конце концов приводят к трагедии и смерти многих близких людей.

Предыстория

До описываемых в пьесе событий принц Датский учился в Виттенбергском университете в Германии. Шекспироведы отмечают, что в те годы Виттенберг был одним из центров Возрождения.

Получив известие о смерти отца, он приехал на похороны и воочию увидел призрак умершего родителя. Тот поведал ему об обстоятельствах своей смерти и призвал отомстить. Так начались внутренние душевные терзания главного героя, породившие немало бед.

Семья

Мать – Гертруда, отец – Гамлет-старший, королева и король Дании.

Явление призрака отца Гамлета (художник Генрих Фюссли, 1796)

Клавдий – родной брат отца, после смерти правителя занял место на троне, женившись на Гертруде.

Личные отношения

Возлюбленной Гамлета была Офелия – молодая дворянка. Ее брат Лаэрт был другом Гамлета, а отец Полоний являлся главным советником короля.

Гамлет и Офелия

Горацио – лучший друг главного героя. О нем Гамлет говорил:
«Горацио, ты лучший из людей, с которыми случалось мне сходиться».
Есть у принца Датского и друзья по университету – Розенкранц и Гильденстерн.

Способности

Принц Датский является опытным фехтовальщиком.

Появления

Впервые свет познакомился с пьесой примерно в 1600–1601 году. Ее поставили в Лондоне в театре «Глобус». Первым Гамлетом стал Ричард Бёрбедж.

Любимым публикой Гамлетом был Томас Беттертон, впервые вышедший на сцену в этой роли в 1661 году, а последний раз – в 1709.

Ричард Бёрбедж и Томас Беттертон

Впоследствии пьеса распространилась далеко за пределы Англии. Ее ставили в самых разных странах, переводили на десятки языков мира.

Вот наиболее значимые и известные спектакли в СССР, России и СНГ:

  • «Гамлет» Московского театра драмы и комедии на Таганке (1971)
  • «Гамлет» Московского театра имени Ленинского комсомола (1986)
  • «Гамлет» Московского драматического театра им. К. С. Станиславского (2002)
  • «Гамлет» литовского театра Meno Fortas (2004)
  • «Гамлет» МХТ им. Чехова (2005)
  • «Гамлет» Московского академического музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко (2008)
  • «Гамлет» Московского театра «У Никитских ворот» (2013)
  • «Гамлет» театра им. Маяковского в Москве (2014) и др.
С момента выхода пьесы трагедия британского драматурга экранизировалась около 100 раз. Гамлета играли многие известные актеры. Из отечественных: Иннокентий Смоктуновский, Владимир Высоцкий, Гела Месхи. Из зарубежных: Дэвид Теннант, Никол Уильямсон, Мэл Гибсон, Лоуренс Оливье, Кеннет Брана, Бенедикт Камбербэтч.

Иннокентий Смоктуновский в роли Гамлета (1964)

Интересные факты

  • Считается, что каждый театральный режиссер мечтает поставить пьесу «Гамлет», а каждый актер мечтает сыграть главную роль.

  • Роль Гамлета считается одной из самых сложных в драматургии. Это самая длинная в пьесах Шекспира роль. Играющий ее актер должен выучить 1506 строк.

  • В 2012 году персонаж Гамлета попал в «Книгу рекордов Гиннесса» и занял там второе после Шерлока Холмса по той частоте, с которой герой пьесы появляется на сцене и в кино.

Влияние на массовую культуру

Влияние, которое герой пьесы Уильяма Шекспира оказал на массовую культуру, трудно переоценить. Если для современника это была повесть о кровной мести, то для сегодняшнего зрителя – история о добре и зле, чести и совести, справедливости и потворстве ложным идеалам.

Гамлет – одна из самых загадочных фигур мировой литературы. Над разгадкой этого образа писатели, критики и ученые бьются уже не одно столетие. Его частный случай отражает общие законы мироздания, портрет мира, в котором процветает зло, беззаконие, алчность, любовь к власти.

Его трагедия по-своему близка каждому человеку, а само имя принца Датского стало нарицательным. Вечный образ пребывающего в сомнениях Гамлета, вечный выбор между законом и справедливостью вдохновил целую плеяду русских писателей, которые в той или иной степени использовали черты его характера в своих произведениях и типах. Пушкин, Лермонтов, Достоевский вдохновлялись «гамлетизмом», а сколько переводов способствовали становлению русской переводческой школы!

Роль Гамлета в русской культуре

Образ Гамлета подвергался осмыслению в мировой культуре как в художественной форме, так и научных исследованиях. Это вечный образ, непреходящая классика, символ страдания и веры, надежды и любви.
Вопросом: «Быть, или не быть…» сегодня задается каждый и у каждого находится на него свой ответ.

Цитаты Гамлета

  • «Быть или не быть – таков вопрос»
  • «О, женщины, вам имя – вероломство!»
  • «Бедный Йорик»
  • «Есть многое в природе, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам»

История создания трагедии В. Шекспира «Гамлет» (Гамлет, принц датский Шекспир)

Гамлет, принц датский

Уильям Шекспир

Краткое изложение

Читается примерно за 11 минут

Сочинения

87 сочинений

Главные герои

И их характеристика

Статьи критиков

Сочинение


Оборудование: иллюстрации к трагедии «Гамлет»; цитаты из трагедии; раздаточный материал для групповой работы; эпиграф на доске. Если он велик, то это в Гамлете; если он Истинно Шекспир, этот гений необъемлемый, Проникающий в сердце человека, в законы Судьбы, оригинальный, то есть неподражаемый Шекспир — то это в Гамлете.
М. Ю. Лермонтов

(Возрождения). 2) «Гамлет» по жанру…

Организационный момент 1. приветствие учителя 2.

Цели: расширить понятие о трагедии и трагическом; показать отражение противоречий эпохи в творчестве Шекспира; формировать навыки комментирования художественного текста, умения видеть и формулировать проблемы, поставленные автором, определять авторскую позицию, умение вести диалог; развивать связную логическую речь; прививать духовную культуру.

Запись даты, темы урока, эпиграфа в тетрадь II. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности Литературный диктант 1) Шекспир жил и творил в эпоху…

(трагедия). 3) Главный герой пьесы «Гамлет»… (принц Гамлет). 4) Гертруда — это… (королева, мать Гамлета). 5) Возлюбленную Гамлета звали… (Офелия). 6) Кто говорит Гамлету: «Прощай, прощай и помни обо мне»? (Призрак отца Гамлета) 7) Гамлет обвиняет королеву-мать в том, что… (рано вышла замуж). Закончите афоризм Гамлета: «О, женщины, вам имя — … (вероломство). 9) За ковром в комнате королевы стоял… (Полоний). 10) Помогли Гамлету раскрыть тайну смерти короля Гамлета… (артисты, приехавшие в замок). 11) Убийцей отца Гамлета был… (брат короля Гамлета Клавдий). 12) В конце трагедии погибают… (Гамлет, Лаэрт, королева и Клавдий). III. Работа над темой урока 1. Сообщение учителя об истории создания трагедии «Гамлет» — В основу истории Гамлета легла датская средневековая легенда о принце амлете, записанная XII веке летописцем Саксоном Грамматиком. В ней рассказывается, как принц амлет сумел отомстить своему дяде за смерть отца и вернуть утраченный престол. Чтобы обмануть дядю и спастись от верной гибели, он прикинулся сумасшедшим и одержал полную победу. Однако между повестью об амлете, принце датском, и шекспировским Гамлетом существует значительное отличие. Герой старинной легенды побеждал и становился королём, а Гамлет Шекспира погибает. Гамлет был хитрым и ловким мстителем, настоящим человеком Средневековья. Гамлет же Шекспира — необычайно сложная натура, человек нового времени. Взяв знакомый многим англичанам сюжет, Шекспир наполнил его острым злободневным смыслом, и «трагедия мести» обрела под его пером острое социальное звучание. 2. Групповая работа с текстом трагедии Шекспира «Гамлет» Вопросы и задания для 1 группы Š Что вы узнали об обстановке в Дании, о действующих лицах трагедии из 1–4 сцен первого действия? Š В чём смысл сцены 2-й первого действия? Как она характеризует Гамлета, короля, королеву? Š Встретившись с Призраком, Гамлет узнал об убийстве своего отца Клавдием. Как он отнёсся к сказанному Призраком? Š Как характеризует Клавдия убийство брата и последовавшее за ним поведение? Осталось ли в Клавдии что-то человеческое, полностью ли он утратил совесть? Вывод, к которому приходят ученики 1 группы Преступное начало, укоренившись в Клавдии, быстро разрослось. Конфликт с Гамлетом ускорил этот процесс. После решения Клавдия устранить Гамлета место совести занимает до конца рассчитанная дипломатия. Клавдий хитёр и коварен. Он прикрывается маской доброжелательности, а в это время подписывает смертный приговор Гамлету перед его отправкой в англию. Когда же принц возвращается, «любящий отец» замышляет убийство Гамлета. Клавдий — не просто личный враг Гамлета, он — наиболее опасный носитель зла. Можно полагать, что в данном случае обрисован облик монарха современной Шекспиру формации, когда поощрялся тайный шпионаж, когда предпочитали убивать тайно. Гамлет противостоит королю, осуждает его, а значит, противостоит всему злу, окружающему его. Гамлет потрясён тем, что человеческие права попраны, торжествует несправедливость, и решает броситься в схватку со всем злом мира: «Век расшатался,— и скверней всего, что я рождён восстановить его». Вопросы и задания для 2 группы Š Что вы можете сказать о Полонии, судя по его монологу в сцене 4 первого действия пьесы? Š Проанализируйте сцену 2-ю второго действия трагедии. Что нового можно заметить в характере и поведении Полония? Какова, на ваш взгляд, роль розенкранца и Гильденстерна? Š Чем близки Полонию розенкранц и Гильденстерн? Š В чём конкретно проявляется нравственное уродство Полония? Вызывает ли сожаление его гибель? Вывод, к которому приходят ученики 2 группы нравственное уродство Полония проявляется в угодничестве королю, он достойный помощник своего властителя, их цели одинаково ничтожны, основа их деятельности — эгоизм. Излюбленные средства и приёмы достижения собственной цели, которыми пользуется Полоний,— это хитрость, лицемерие, наушничество, подсматривание и подслушивание. Даже такие высокие человеческие чувства, как дружба и любовь, Полоний стремится использовать в своих корыстных целях. Бывших друзей Гамлета розенкранца и Гильденстерна он втягивает в грязную интригу с покушением на жизнь принца, а свою дочь Офелию заставляет следить за ним. Полоний становится жертвой своего усердия, и его гибель не вызывает сожалений. то же самое можно сказать и о мнимых друзьях Гамлета — розенкранце и Гильденстерне. Гамлет же правдив и честен в дружбе, в людях ценит ум, независимость, постоянство чувств, верность идеалам.

Другие сочинения по этому произведению


Вечность проблем трагедии «Гамлет»Трагедия Шекспира «Гамлет»«Быть или не быть?» — главный вопрос пьесы «Гамлет» В. ШекспираГамлет — идеальный герой своего времениПроблемы добра и зла в трагедии Шекспира «Гамлет»Любил ли Гамлет ОфелиюМонолог «Быть или не быть?» — высшая точка раздумий и сомнений ГамлетаПроблема выбора в трагедии Уильяма Шекспира «Гамлет»Характеристика образа Гертруды в трагедии Шекспира «Гамлет»Характеристика образа Полония в трагедии Шекспира «Гамлет»Личность ГамлетаХарактеристика образа Лаэрта в трагедии Шекспира «Гамлет»Трагедия «Гамлет» (1600-1601)Добро и зло в трагедии Шекспира «Гамлет»Вечные трагедии человечества (По трагедии У. Шекспира «Гамлет»)«Гамлет»: проблемы героя и жанраГамлет как носитель гуманистических идей эпохи возрожденияТрагичен ли образ ГамлетаВ чем трагедия Офелии«Гамлет» одно из самых великих произведений мировой драматургииТрагедия “Гамлет”Конфликт трагедии «Гамлет»Чем близок нам Гамлет сегодняГлавные образы трагедии В. Шекспира «Гамлет»Мои размышления над образами Печорина и ГамлетаПроблема выбора в трагедии «Гамлет»Место действия и время трагедии «Гамлет»Характеристика образа Клавдия в трагедии Шекспира «Гамлет»\»Он человек был — человек во всем; ему подобных мне уже не встретить\» (по трагедии Шекспира \»Гамлет\»)Гамлет — личность обращенная к будущемуВечные трагедии человечестваЛегенда о Гамлете из датской летописи и ее переосмысление ШекспиромДатский римлянин образ Горацио тень Гамлета«Гамлет принц датский» произведение искусства и человеческой гениальностиТворчество Шекспира отличается своей масштабностью — чрезвычайной широтой интересов и размахом мыслиПоэтическая трагедия «Гамлет»Зазеркалье принца Гамлета потусторонний мир в трагедииТрагедия «Гамлет» ее философско моральные мотивыГамлет наш современникЭтот мир «Гамлета» значение второстепенных героевМастерство драматургической композиции трагедии «Гамлет»Образ Гамлета. Предварительные замечанияВызов, брошенный всему миру (по трагедии У. Шекспира «Гамлет»)«Гамлет» трагедия главного герояГамлет и его высокое понятие о честиГамлет сценический и Гамлет внутреннийВ чем для нас тайна ГамлетаНевидимые лица трагедии. Отец ГамлетаГамлет и Дон КихотНовый взгляд в будущее (по трагедии У. Шекспира «Гамлет»)«Гамлет» У. Шекспира — Трагедия разбуженного сознанияЯ исповедую ГамлетаОбраз Полония в трагедии Шекспира «Гамлет»Содержание «Гамлета» и вытекающие из него идейные проблемыСудьба и жизнь. Два короля Гамлет и КлавдийСцена на кладбище в трагедии «Гамлет»Завязка трагедии «Гамлет»Определите главные морально-философские мотивы трагедии Вильяма Шекспира «Гамлет»Трагедия «Гамлет» Уильяма ШекспираЗначение «Гамлета» в духовной истории человечестваДеление действия на пять частей в трагедии «Гамлет»Образ Горацио и его роль в трагедии «Гамлет»Что вкладывает Гамлет в понятие «человек»В чем сходство и в чем различие образов Гамлета и ПечоринаГамлет герой Шекспира«Вечные» вопросы в трагедии В. Шекспира «Гамлет»Понимание образа Лаэрта в трагедии «Гамлет»Трагический конфликт принца ГамлетаРазличие между видимостью и сущностью в трагедии «Гамлет»Поэтический взгляд на мир в трагедии «Гамлет»Развязка трагедии «Гамлет»Женские образы в трагедии У. Шекспира «Гамлет»Загадка сюжета трагедии «Гамлет»Художественный образ ГамлетаПроблема Добра и Зла в трагедии В. Шекспира «Гамлет» (Второй вариант)Что вкладывает Гамлет в понятие «человек» (по пьесе В. Шекспира)Многогранность шекспировских характеров образ ОфелииФилософская глубина «Гамлета»Наш современник Вильям ШекспирЭпическое лирическое драматическое в трагедии «Гамлет»Проблема Добра и Зла в трагедии В. Шекспира «Гамлет» (Первый вариант)Образы Горацио и Фортинбраса. Их значения для понимания финала трагедииТрагедия разбуженного сознанияЛюбовь и безумие Офелии (по трагедии У. Шекспира «Гамлет»)Одинокость главного героя в трагедии Шекспира «Гамлет»Соотношение мести и справедливости в трагедии У. Шекспира «Гамлет»

Даты и источники | Гамлет

Когда Шекспир написал «Гамлета» и рассказы, которые его вдохновили.

Датировка пьесы

Когда был написан «Гамлет»? В 1602 году в Реестре канцелярских товаров была сделана запись о «книге под названием Месть Гамлета, принца Датского , в том виде, в каком ее недавно действовал лорд-камергер, его слуги». В то время только членам компании канцелярских товаров разрешалось публиковать материалы для продажи: любой член, желающий напечатать книгу, должен был заранее внести ее название в Реестр. Некоторые заголовки так никогда и не были напечатаны и остались только записями, но Реестр оказался бесценным источником информации для последующих исследователей литературы.

Офелия, ‘Гамлет’, Акт 4 Сцена 5, холст, масло.

Картина Фердинанда Пилоти II © Театральная коллекция РСК Просмотрите и лицензируйте наши изображения

Еще одним ключом к дате пьесы Шекспира является актуальная ссылка в акте 2, сцена 2, на «гнездо детей, маленьких глаз», играющих детей, которые украли аплодисменты театралов у своих старших и старших. В Лондоне в 1601 году труппа мальчиков-игроков пользовалась большим успехом в театре Блэкфрайарс за счет взрослых трупп, выступавших на других площадках. Так что 1601 год — наиболее вероятная дата сочинения. В это время Шекспир также писал Двенадцатая ночь.

Шекспировские источники Гамлета

Непосредственным источником Гамлета является более ранняя пьеса, инсценирующая ту же историю о Гамлете, датском принце, который должен отомстить за своего отца. Печатного текста этой пьесы не сохранилось, и вполне возможно, что ее видели только в исполнении, а не в печати. Ссылки с конца 1580-х до середины 1590-х годов свидетельствуют о его популярности и о присутствии призрака, взывающего о мести. Существует общее мнение ученых о том, что автор этой ранней версии Гамлет  был Томасом Кидом, известным как автор драмы мести Испанская трагедия . Эта пьеса сохранилась в печати и стала огромным театральным хитом в конце 1580-х и 90-х годах, восхитив современный вкус к интригам, кровопролитию и призрачным присутствиям.

Древние скандинавские саги

Кид и Шекспир были последними прядильщиками вековой пряжи, берущей свое начало в древних сагах Скандинавии. Он был записан в виде рукописи в двенадцатом веке датским ученым Саксоном Грамматикусом в его Historia Danica  и, наконец, она попала в печать в 1514 году. Это история убийства датского правителя его братом (Фенго), за которым быстро последовал брак овдовевшей королевы (Герута) с братом-убийцей, предполагаемое безумие сына мертвого короля (Амлета) и его путешествие в Англию, во время которого он изменяет письма, содержащие его смертный приговор, и его возвращение, чтобы отомстить убийце своего отца.

Трагические истории Бельфореста

Читатели елизаветинской эпохи получили доступ к этой истории на французском языке благодаря включению Франсуа де Бельфореста в его широко читаемый Histoires Tragiques  в 1570 году. Беллефорест внесла значительный вклад в прелюбодеяние королевы с ее зятем во время ее брака с королем. Утраченная Кидом драматическая версия рассказа Беллефореста была следующим этапом в изменении истории, пока мы не пришли к поразительному преобразованию материала Шекспиром в глубокое и психологически острое исследование частной и общественной морали и природы нашего отношения к жизни и смерти. .

Очерки Монтеня

Написав Гамлета , Шекспир, должно быть, нашел вдохновляющее чтение в произведениях Монтеня. Интеллектуальное любопытство Гамлета и широкий круг философских вопросов сближают его с французским эссеистом. Во время сочинения Гамлета « эссе » Монтеня еще не были переведены, но из других случаев использования им исходного материала мы знаем, что Шекспир был грамотен не только по-французски, но и по-итальянски.

Литература меланхолии

Меланхолия Гамлета вызвала бы отклик у многих елизаветинцев — в то время книги о меланхолии были популярны и широко читались. Одним из конкретных примеров такой книги является « Трактат о меланхолии» Тимоти Брайта , напечатанный в 1586 году, в котором черты меланхолика напоминают характеристики Гамлета, пытающегося смириться с задачей мести: он «сомневается перед , и долгий в раздумьях: подозрительный, болезненный в изучении и осмотрительный».

В Пирс Пеннилесс «Мольба к дьяволу » , написанная Томасом Нэшем и напечатанная в 1592 году, Шекспир мог бы найти описание пьянства датского двора, которое интересно соответствует его описанию ночных пьяных кутежей Клавдия.

Гамлет: Очерк исторического контекста | SparkNotes

Закат королевы Елизаветы

Гамлет был написан во времена политической неопределенности и страха, что имеет параллели как в настроении, так и в событиях пьесы. Пьеса, вероятно, впервые была поставлена ​​в 1602 году, когда королеве Елизавете I было шестьдесят восемь лет. У нее не было детей, и было неясно, кто унаследует ее корону после ее смерти. Елизавета могла положить конец неопределенности, назвав наследника, но она отказалась это сделать, что способствовало распространению мнения о том, что некогда популярная королева стала безответственной в старости. В Гамлет Дания, как и в Англии, королевская преемственность неопределенна. Клавдий поспешно женился на королеве, чтобы закрепить свои права, и сын старого короля, Гамлет, откровенно недоволен этим. Новый король проводит все свое время в пьянстве, и ходят слухи, что чужеземный захватчик планирует воспользоваться слабостью королевства. «Гамлет » отражает современный страх перед тем, что безответственные правители и неопределенная преемственность разрушают страну.

Узнайте больше о королеве Елизавете I и последних годах ее жизни.

Современники Шекспира считали, что здоровье королевства зависит от благополучия его королевской семьи: в Дании, как и в шекспировской Англии, королевская семья находится в упадке, и последствия этого ощущаются во всем королевстве. В шекспировской Англии правитель страны был также буквальным воплощением самой страны. Елизавета I была не просто королевой Англии: она была Англией. Королева старела и болела, и у нее не было детей, чтобы унаследовать королевство. Вместе с ней покончит и ее семья, и современники Шекспира чувствовали, что вместе с ней закончится период расцвета в английской истории. Схожее настроение царит и в гамлетовской Дании. Наследник, Гамлет, хочет убить и Клавдия, и себя, что оставит Данию без наследника. Гамлет сам не проявляет интереса к детям: он спрашивает Офелию: «Зачем тебе быть воспитательницей грешников?» (III; i). Королева Гертруда, как и Елизавета, уже слишком стара, чтобы иметь детей. Королевская семья Дании уже не здорова, как и королевство: «Что-то неладно в Датском государстве» (I.iv.).

Отказ Елизаветы I назвать наследника создал возможности для честолюбивых молодых дворян: еще одной причиной политического беспокойства в шекспировской Англии в то время, когда был написан Гамлет , были хаос и кровопролитие, которые могли вызвать эти амбиции. Хотя Яков VI Шотландский был близким родственником Елизаветы, как шотландец он был иностранцем, а по английским законам иностранцы не могли наследовать английские земли: ходили слухи, что он планировал вторгнуться и захватить королевство силой. В 1601 году молодой граф Эссекс, фаворит Елизаветы, возглавил попытку восстания, и Елизавета была вынуждена его казнить.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *