кто придумал первое произведение и история создания жанра
Басня представляет собой жанр дидактической литературы. Под этим термином понимают короткий рассказ в стихах или прозе. Он обязательно обладает четко сформулированным моральным выводом. В начале или в конце такого произведения присутствует нравоучительное заключение. При этом далеко не каждому известно, когда именно появилась басня. Этот жанр считается одним из древнейших. Он зародился еще в Древней Греции.
Содержание
Что такое басня?
Под этим термином понимают короткий рассказ, который чаще всего пишется в стихах. При этом он главным образом обладает сатирическим характером. Басня считается иносказательным жанром. За рассказом о вымышленных персонажах скрываются общественные и нравственные проблемы.
История создания басни
Многих людей интересует, где именно была создана первая басня и когда это случилось. Такие произведения появились еще в Древней Греции. При этом они имеют интересную историю возникновения.
Происхождение
Есть 2 концепции происхождения таких творений – немецкая и американская. Согласно первому варианту, основное значение имеет повествование. При этом мораль носит вторичный характер. Вторая концепция выдвигает на передний план мораль. При этом многих интересует, кто создал первую басню. Считается, что ее придумал древнегреческий автор.
Античность
Прежде чем басня превратилась в самостоятельный жанр, она прошла много стадий развития. При этом первое устное произведение в таком жанре придумал Гесиод. Оно представляет собой широко известную притчу о ястребе и соловье.
Греческие произведения классического периода уже базируются на сложившейся традиции устной басни. Геродот добавил в произведения историографию, а Эсхил – применял в своих творениях элементы трагедии.
Средние века
В двенадцатом веке средневековая культура оживилась. В тот период в латинской литературе представлено, по меньшей мере, 12 переработок «Ромула» и как минимум 8 версий «Авиана».
Около одиннадцатого века появилась редакция, которая известна как «Нилантов Ромул». Она включала 50 басен. Местами в тексте присутствует христианизация моралей. В двенадцатом веке «Нилантова Ромула» перевели на английский язык. При этом в произведении появилось много сюжетов новоевропейского происхождения. Авторство сборника приписывают небезызвестному королю Альфреду.
В последней трети двенадцатого века произведение перевели на французский язык. Это сделала Мария Французская. В таком виде сборник получил широкое распространение. Затем из труда поэтессы сделали 2 обратных перевода на латынь.
К ним относится так называемый «Расширенный Ромул». В него вошло 136 басен, который изложены очень детально. Для этих произведений характерен несколько грубоватый сказочный стиль. Полученный сборник лег в основу двух немецких переводов.
Также стоит отметить «Робертов Ромул», который получил свое название по имени первого издателя. В сборник вошло 22 работы, который имеют сжатое изложение и лишены сказочного влияния. Для этих произведений характерна претензия на изящество.
Еще 2 версии были созданы во второй половине двенадцатого века. Оба варианта выполнены с использованием элегического дистиха, но отличаются по стилю. Первая версия включает 60 басен. Они отличаются риторически пышным изложением, которое включает много антитез и других литературных приемов.
Сборник был весьма популярен вплоть до наступления эпохи Возрождения. Он неоднократно переводился на разные языки. К числу этих переводов стоит отнести и широко известный сборник «Лионский Изопет». Имя автора неизвестно. После того как Исаак Невелет добавил этот сборник в свою работу «Mythologia Aesopica», он стал называться «Anonymus Neveleti».
Вторая работа со стихотворными переложениями «Ромула» была издана чуть позже. Автором этого труда стал Александр Неккам. Его сборник вышел под названием «Новый Эзоп». В его структуру входит 42 басни. Неккам писал намного проще и мало отходил от оригинала. Вначале эта версия получила широкую популярность, однако затем ее полностью затмил «Anonymus Neveleti». Потому работа Неккама оставалась неизвестной до девятнадцатого века.
В некоторых версиях к басням «Ромула» добавляют fabulae extravagantes. Они представляют собой басни неизвестного происхождения, которые изложены народным языком. По типу они в большей степени напоминают животные сказки.
Возрождение
В эпоху Возрождения стало широко распространяться знание греческого языка.
Оно открыло европейским читателям доступ к первоисточнику – работам Эзопа. После того как итальянский гуманист Аккурсий впервые опубликовал произведения древнегреческого автора, начался новый период новоевропейских басен.
Какие признаки басни
Для таких произведений характерны следующие признаки:
- наличие морали;
- незначительный объем;
- короткий период действия;
- описание одного события;
- простой разговорный язык;
- наличие диалогов;
- аллегорический или иносказательный смысл;
- типичность ситуации, которая описывается;
- несколько персонажей – чаще всего к ним относятся растения и животные;
- осмеяние пороков всего социума и отдельных людей.
Особенности построения сюжета и композиции в басне
В композицию произведения входит 2 элемента – рассказ и моральный вывод. По объему эти фрагменты бывают разными. При этом мораль находится в конце или в начале произведения.
В таком творении речь автора обращается к читателям. Практически всегда персонажи такого произведения вступают в диалог. Обычно в них высмеиваются пороки людей и недостатки общества. К ним, в частности, относятся трусость, невежество, жадность.
Истоки русской басни
В русской литературе этот жанр появился еще несколько столетий назад. Уже в пятнадцатом-шестнадцатом веках стали популярны басни, которые прошли через Византию с Востока. Впоследствии получили популярность и творения Эзопа. Его жизнеописания стали распространены в семнадцатом и восемнадцатом веках.
В 1731 году Антиох Кантемир, пытаясь подражать Эзопу, написал 6 басен. Также в этом жанре работали Александр Сумароков и Василий Тредьяковский.
Иван Хемницер сделал басни художественными. При этом он переводил Лафонтена и Христиана Геллерта. Также этот автор писал и свои собственные произведения. Современники Измайлова ценили его творения за простоту и естественность.
Однако наибольшее распространение получили труды Ивана Андреевича Крылова. Его произведения были переведены практически на все языки Западной Европы и на некоторые восточные. При этом переводы и подражания у Крылова занимают небольшое место. Большая часть произведений этого автора весьма самобытна.
Тем не менее, Иван Андреевич опирался в своем творчестве на труды Эзопа, Лафонтена, Федра. После достижения предела басня как особый род литературы после Крылова пропадает. Это направление остается лишь как шутка или пародия.
Животные в баснях
Животными баснями назывались произведения, в которых звери действуют как люди. Героями таких творений часто выступают такие животные, как волк, лиса, сова. При этом каждое из них имеет свои уникальные черты. Так, лиса отличается хитростью, сова – мудростью, лев – смелостью, а змея – коварством. Сказочные персонажи служат олицетворением типичных качеств людей.
Известные авторы
К наиболее известным баснописцам стоит отнести следующих авторов:
- Жан де Лафонтен;
- Александр Сумароков
- Иван Андреевич Крылов;
- Демьян Бедный;
- Сергей Михалков;
- Иван Дмитриев;
- Евгений Гребенка;
- Леонид Глибов.
Выводы
Басня представляет собой один из древнейших литературных жанров, который по сей день не теряет своей актуальности. Это направление зародилось еще во времена Древней Греции и за время своего существования претерпело много изменений. Однако проблемы, которые поднимаются в таких работах, остаются важными и сегодня.
История возникновения басен.
Изучение басни И.А. Крылова «Лисица и виноград»История возникновения басен. Изучение басни И.А. Крылова «Лисица и виноград»
- Сидорова Мариана Ильинична
Рейтинг: 4 / 5
Пожалуйста, оцените Оценка 1Оценка 2Оценка 3Оценка 4Оценка 5Методическая разработка в помощь учителям при изучении басен
История возникновения басен.Изучение басни И.А. Крылова «Лисица и виноград»
Сидорова Мариана Ильинична,
учитель начальных классов
I Басня – одна из древнейших форм словесного искусства.
Басня – короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания, одна из древнейших форм словесного искусства.
Зачатком басни был пример из жизни – простейшая форма аргументации в обычной разговорной речи.
Образы животных, ставших основными героями басни, хорошо знакомы народной фантазии со времен первоначального анимизма и тотемизма, когда религиозное сознание переносило человеческие характеры и отношения на мир животных так же, как на мир богов.
Образы, созданные религиозным сознанием человека, стали первым достоянием его художественного сознания: боги и герои сделались персонажами мифа, животные – персонажами басни.
Басня пользовалась большой популярностью на Ближнем Востоке, тексты басен обнаруживаются в шумерских и вавилонских клинописных табличках, в Библии.
Но в качестве самостоятельного жанра, независимого, как в Библии, от контекста, и не смешиваемого с пословицами и поучениями, как в Шумере и Вавилоне, басня выделилась в Греции.
В древнегреческой литературе есть примеры сложившейся формы басни с устойчивым кругом мотивов, персонажей и поучений.
На Востоке басню рассказывали старшие младшим, высшие низшим, народные ораторы правителям. Иносказательность басенной формы позволяла пользоваться ею там, где прямо социальный протест был невозможен. Недаром этому периоду соответствует предание о жизни легендарного родоначальника басни – Эзопа.
II Басни Эзопа, Лафонтена, Крылова, Толстого.
Эзоп – легендарный древнегреческий баснописец. Геродот свидетельствует, что Эзоп жил в VI веке до н.э. на Самосе. По преданию, это народный мудрец, хромой раб, безвинно сброшенный со скалы по решению дельфийских жрецов. Считается создателем и канонизатором басни.
Со временем, в связи с переменами в общественной жизни, совершаются и перемены в форме бытования басни. Из «высокой» литературы для взрослых басня переходит в литературу учебную, предназначенную для детей. С её помощью дети впитывали народную мудрость. Около 300 г. до н.э. составляются первые сборники басен. В эпоху Возрождения (1479 г.) в Италии было напечатано первое издание эзоповского сборника басен. С этого периода берет начало история европейской литературной басни – жанра, которому суждено было возвеличиться именами Лафонтена ( 1621-1695) и И.А. Крылова ( 1768 – 1844).
С именем Эзопа связано выражение « Эзопов язык», обозначающее особый вид тайнописи, подцензурного иносказания, к которому обращались художественная литература, критика и публицистика, лишенные свободы выражения в условиях цензурного гнёта.
И.А. Крылова и Л.Н. Толстого.
III Методические рекомендации к разработке урока по басне
И.А. Крылова « Лисица и виноград».
Басня – небольшое художественное произведение, написанное в прозе или в стихах, главные персонажи – животные, но в них мы узнаём характеры людей. В басне всегда есть аллегория ( иносказание), мораль, художественный образ.
Сюжет басни « Лисица и виноград» Крылов взял у Эзопа. Но не только Крылов воспользовался этим сюжетом. Л.Н. Толстой также перевёл эту басню.
Для изучения басни И.А. Крылова« Лисица и виноград» на уроке необходимо иметь басню Эзопа и басню Толстого с одноимёнными названиями.
Анализ художественного произведения.
— Чем похожи и чем отличаются эти басни у Эзопа и Л.Н. Толстого?
— Чем отличается басня Толстого от басни Крылова? ( проза, стихотворная форма)
— Есть ли у Толстого оценка действия лисы? А у Крылова?
— Какой лиса представляется у Толстого? ( хитрая) У Крылова? ( голодная)
— Каким был виноград на самом деле? ( спелым)
-Что значит « кисти рделись»?
— Как вы понимаете слова « У кумушки глаза и зубы разгорелись»? ( так бы и съела)
— Почему Крылов сравнивает сочные кисти с яхонтами?
— Прочитайте действия лисы, как пытается она добыть виноград?
— На кого досадует лиса?
— Жалко ли вам лису в басне Толстого? Почему?
— А в басне Крылова? Почему?
— Подумайте, какой бы вы нарисовали лису в басне Толстого, а какой у Крылова?
— Чему учит нас эта басня? ( Нельзя добиться чего-то, обвиняя в этом других, а не себя.
Работая над данным произведением можно использовать такие формы работы, как инсценировка, чтение по ролям, чтение наизусть, просмотр видео и т.д.
Форму урока учитель выбирает сам в зависимости от тех целей и задач, которые ставит для себя и хочет достичь от своих учащихся.
- Назад
- Вперед
You have no rights to post comments
Авторизация
Запомнить меня
Регистрация
- Забыли данные входа?
- Регистрация
Перевод сайта
Басня | литература | Британика
Aesop
Смотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Жан де Лафонтен Макс Бирбом Игнаций Красицкий Акутагава Рюноскэ Эзоп
- Похожие темы:
- литература звериный эпос Исопет зверь басня
Просмотреть весь связанный контент →
Сводка
Прочтите краткий обзор этой темы
басня , повествовательная форма, обычно изображающая животных, которые ведут себя и говорят как люди, рассказываемая для того, чтобы подчеркнуть человеческие глупости и слабости. Мораль — или урок поведения — вплетена в историю и часто прямо формулируется в конце. ( См. также басня о звере.)
Западная традиция басни фактически начинается с Эзопа, вероятно легендарной фигуры, которой приписывают сборник древнегреческих басен. Современные издания содержат до 200 басен, но нет возможности проследить их истинное происхождение; самая ранняя известная коллекция, связанная с Эзопом, датируется 4 веком до нашей эры. Среди классических авторов, разработавших эзопову модель, были римский поэт Гораций, греческий биограф Плутарх и греческий сатирик Лукиан.
Еще из Британники
Иудаизм: басни и истории о животных
В Средние века процветали басни, как и все формы аллегории, а в конце 12 века Мария де Франс создала примечательное собрание басен. Средневековая басня породила расширенную форму, известную как эпос о зверях — длинную эпизодическую историю о животных, изобилующую героем, злодеем, жертвой и бесконечным потоком героических усилий, пародирующих эпическое величие. Самой известной из них является группа связанных сказок XII века под названием 9.0027 Роман де Ренар ; его герой — Лис Рейнард (нем. Reinhart Fuchs), символ хитрости. Два английских поэта переработали элементы звериного эпоса в длинные поэмы: в «Прозоопойе» Эдмунда Спенсера « »; или в «Рассказе матушки Хабберд» (1591) лиса и обезьяна обнаруживают, что жизнь при дворе не лучше, чем в провинции, а в «Лань и пантера» (1687) Джон Драйден возродил эпос о зверях как аллегорическую основу для серьезный богословский спор.
Басня традиционно была скромной по объему, а своего апогея форма достигла во Франции 17-го века в творчестве Жана де Лафонтена, темой которого было безумие человеческого тщеславия. Его первая коллекция из Басни в 1668 г. следовали эзоповскому образцу, но его более поздние басни, накопленные в течение следующих 25 лет, высмеивали двор и его бюрократов, церковь, восходящую буржуазию — в сущности, всю человеческую сцену. Его влияние ощущалось во всей Европе, а в эпоху романтизма его выдающимся преемником был русский Иван Андреевич Крылов.
Басня нашла новую аудиторию в 19 веке с появлением детской литературы. Среди знаменитых авторов, использовавших эту форму, были Льюис Кэрролл, Кеннет Грэм, Редьярд Киплинг, Илер Беллок, Джоэл Чендлер Харрис и Беатрикс Поттер. Хотя Ганс Христиан Андерсен, Оскар Уайльд, Антуан де Сент-Экзюпери, Дж.Р.Р. Толкин и Джеймс Тербер также использовали эту форму. Отрезвляющее современное использование басни можно найти в романе Джорджа Оруэлла «9».0027 Скотный двор
Устная традиция басен в Индии восходит к 5 веку до н.э. Panchatantra , санскритский сборник басен о зверях, сохранился только в арабском переводе 8-го века, известном как Kalīlah wa Dimnah , названном в честь двух шакалов-советников (Kalīlah и Dimnah) короля льва. Он был переведен на многие языки, в том числе на иврит, с которого в 13 веке Иоанн Капуанский сделал латинскую версию. Между 4 и 6 веками китайские буддисты адаптировали басни из буддийской Индии как способ углубить понимание религиозных доктрин. Их сборник известен как Отверстие Цзин .
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
В Японии истории 8-го века Кодзики («Записки о древних делах») и Нихон сёки («Хроники Японии») усеяны баснями, многие из которых посвящены маленьким, но разумным животным, получающим лучше больших и глупых. Форма достигла своего апогея в период Камакура (1192–1333). В 16 веке миссионеры-иезуиты принесли басни Эзопа в Японию, и их влияние сохранилось до наших дней.
Эта статья была недавно пересмотрена и обновлена Дж. Э. Люберингом.
Басня о звере | литература | Британика
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- В этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Обзор за неделю
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы. - Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
- Студенческий портал
Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.