ЕКАТЕРИНА ВЕЛИКАЯ в стране и мире (Виртуальный тур)
Виртуальный тур создан на основе временной выставки, проходившей в Русском музее с 15 февраля по 28 мая 2018 года в рамках проекта «Сага о династии Романовых». Выставка повествует о важных событиях в истории России второй половины XVIII века на материале более чем 300 произведений. На выставке представлены живописные и графические произведения, скульптура, изделия из фарфора и стекла, изделия прикладного искусства, костюмы и медали из коллекций Русского музея, Государственного исторического музея, Третьяковской галереи, Эрмитажа, музеев-заповедников «Павловск», «Петергоф» и других музеев, а также частных собраний. Тур позволяет совершить виртуальное путешествие по залам выставки, детально рассмотреть экспонаты и получить о них дополнительную информацию, а также прослушать аудиогиды о наиболее значительных произведениях.
Показать полный текст
Скрыть полный текст
Выставка «Екатерина Великая в стране и мире» демонстрировалась в Михайловском замке в рамках долгосрочного проекта Русского музея «Сага о династии Романовых». Запуск виртуального тура приурочен к 290-летию Екатерины II, родившейся 21 апреля [2 мая] 1729 года.
Масштабная выставка «Екатерина Великая в стране и мире» повествует о серьезных и важных событиях в истории России на примере более чем 300 произведений. Помимо панорам залов экспозиции, виртуальный тур позволяет детально рассмотреть отдельные экспонаты выставки, снабженные аннотациями, а также прослушать аудиогиды о наиболее значительных произведениях, таких как коронационный портрет кисти Стефано Торелли, на котором Екатерина изображена в большой императорской короне, изготовленной всего за два месяца до коронации, портрет любимых внуков Александра и Константина английского живописца Ричарда Бромптона и последнего фаворита Платона Зубова кисти Иоганна Батиста Лампи Старшего. Виртуальный тур собрал в едином пространстве парадные и камерные портреты Екатерины II и ее современников, написанные русскими и зарубежными живописцами, рисунки и гравюры с эпизодами русско-турецких войн, карикатуры иностранных мастеров, явившиеся откликом на внешнеполитические действия русской императрицы.
Кроме произведений живописи и графики, тур дает возможность детально рассмотреть памятные медали, прославлявшие Екатерину и ее сподвижников, «Арабесковый» сервиз, созданный на Императорском фарфоровом заводе по Высочайшему заказу и первоначально включавший около тысячи предметов, а также четыре орденских сервиза, изготовленных на заводе Франца Гарднера по заказу Кабинета Ее Императорского Величества для ежегодных парадных приемов кавалеров орденов Св. Апостола Андрея Первозванного, Св. Владимира и Св. Георгия Победоносца. Мундирные платья, введенные Екатериной II, мебельный гарнитур, изготовленный отцом знаменитого Карла Брюллова для Конференц-зала Академии художеств, первые в русском искусстве виды крымских городов, созданные во время поездки Екатерины по России и многие другие редкие экспонаты – все, что запомнилось или осталось незамеченным посетителями выставки в прошлом году теперь доступно каждому на сайте «Виртуальный Русский музей».
Русский музей выражает искреннюю признательность всем музеям, принявшим участие в данном проекте и предоставившим цифровые копии произведений из своих фондов.
ЕКАТЕРИНА II • Большая российская энциклопедия
Екатерина II. Портрет работы Ф. С. Рокотова. 1763. Третьяковская галерея (Москва).
Памятник Екатерине II. Проект М. О. Микешина. Скульпторы А. М. Опекушин, М. А. Чижов. 1873. С.-Петербург. Фото А. И. Нагаева
ЕКАТЕРИ́НА II Алексеевна (София Августа Фредерика) [21.4.1729, г. Штеттин, Пруссия, ныне г. Щецин, Польша – 6(17).11.1796, С.-Петербург], рос. императрица [с 25.12.1761(5.1.1762), на престоле с 28.6(9.7).1762, коронована 22.9(3.10). 1762], принадлежала к династии Романовых. Урождённая принцесса Анхальт-Цербстская, дочь принца Кристиана Августа и Иоганны Елизаветы (урождённой принцессы Гольштейн-Готторпской). Мать вел. кн. Павла Петровича (будущего имп. Павла I). Получила домашнее воспитание и образование в лютеранских традициях. В февр. 1744 по приглашению имп. Елизаветы Петровны прибыла в Россию, 28 июня (9 июля) приняла крещение по православному обряду, стала вел.
Е. II до восшествия на престол, не принимая непосредственного участия в политич. жизни страны, делала всё возможное, чтобы лучше узнать её историю и традиции: выучила рус. язык, подчёркнуто соблюдала православные обычаи, завоевала авторитет в среде рус. знати. Изучала также политич., экономич. и социальную историю Зап. Европы, читала труды Вольтера, Д. Дидро, Ш. Л. Монтескьё и др. франц. просветителей, стала искренней сторонницей их взглядов.
В кон. 1750-х гг. именно в Екатерине Алексеевне, а не в наследнике престола Петре Фёдоровиче видела претендента на престол «партия» канцлера А. П. Бестужева-Рюмина, поддерживаемая брит. дипломатией. Это привело к кризису в отношениях Екатерины Алексеевны с имп. Елизаветой Петровной, однако вел. княгине удалось доказать свою непричастность к планам канцлера. С восшествием на престол Петра III (дек. 1761) у Екатерины Алексеевны возникли опасения, что её могут удалить от двора. Рост в среде столичного дворянства недовольства политикой императора помог ей организовать заговор против мужа и совершить гос. переворот, в результате которого она взошла на престол под именем Екатерины II.Е. II, в отличие от мн. рос. монархов, при восшествии на престол имела чёткие представления о необходимых в стране преобразованиях. Она намеревалась завершить начатый имп. Петром I процесс формирования регулярного государства, но в соответствии со своей политич. программой, связанной с идеями Просвещения, – государства, основанного на справедливых, «фундаментальных» законах, обязательных к исполнению как самим монархом, так и подданными. Создание такой «законной монархии» она считала важнейшей задачей царствования. Смысл своей политики Е. II видела в обеспечении «блага» и «безопасности» каждого подданного и общества в целом. Для устройства рус. общества единственно приемлемой считала сословную структуру европ. типа, где права и привилегии каждого сословия (за исключением крепостных) были бы изложены согласно единой законодат. схеме. Особое значение Е. II придавала формированию «среднего рода людей» – аналога зап.-европ. третьего сословия, которое должно было обеспечить экономич. процветание страны.
Единственной пригодной для России формой политич. правления Е. II считала самодержавие. Важнейшим пороком социального устройства, по её мнению, являлось крепостное право, которое она осуждала с гуманистической точки зрения и считала тормозом социально-экономич. развития страны. Е. II разделяла взгляды физиократов, отдавала предпочтение с. х-ву перед пром-стью, была противницей откупов, монополий в торговле и пром-сти и выступала за свободу предпринимательства (по некоторым данным, изучала работы А. Смита). Также она была знакома с распространёнными в то время теориями, связывавшими благосостояние государства с численностью населения, в связи с чем считала необходимым привлекать в Россию переселенцев из др. стран и осваивать с их помощью слабозаселённые территории Поволжья, Приуралья и Новороссии. Россию она видела империей, основанной на принципах адм.Во внутр. политике Е. II выделяются два этапа, различающиеся тактикой осуществления преобразований. На 1-м этапе (1762–75) в наиболее важных реформах принимали непосредственное участие подданные – первоначально путём создания ряда комиссий из представителей высшей бюрократии [Комиссии – о духовных имениях (1762), о вольности дворянства (1763), о коммерции (1763) и др.
], а затем Уложенной комиссии 1767–1768, состоявшей из более чем 550 выборных депутатов от дворянства, городов, гос. крестьян, казачества и нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. Для Уложенной комиссии был написан «Наказ» Екатерины II 1767, в котором на основе сочинений Ш. Л. Монтескьё «О духе законов» и Ч. Беккариа «О преступлениях и наказаниях», а также идей Просвещения в целом излагались принципы нового законодательства, которые определяли политич. и социальное устройство страны, организацию судебной власти, статус отд. сословий. В этот же период была осуществлена реформа Сената (1763), ликвидировано гетманство и введено губернаторское управление на Украине (1764), проведена секуляризация 1764 церковных земель, а также переселение в Рос. империю иностранных (в осн. немецких) крестьян-колонистов (1764), начато Генеральное межевание.На 2-м этапе (1775–96), начавшемся после подавления Пугачёва восстания 1773–75, все важнейшие реформы и соответствующие законодат. акты готовились непосредственно самой Е. II. В них были широко использованы зап.-европ. источники, в частности труды англ. правоведа У. Блэкстона. Весной 1775 Е. II объявила о введении привилегий для гильдий купеческих и провозгласила принципы свободного предпринимательства. Затем на основе написанных ею «Учреждений для управления губерний Всероссийския империи» была начата губернская реформа 1775. В её рамках часть полномочий центр. ведомств передавалась местным органам управления, была осуществлена судебная реформа, впервые судопроизводство отделялось от адм. органов. Под влиянием новейших достижений зап.-европ. правовой мысли Е. II рядом указов (1762, 1763, 1765 и 1767) ограничила применение пыток как средства дознания, для ведения следств. действий установила срок в 1 мес. Она также сократила перечень преступлений, караемых смертной казнью, внедрила в законодательство принципы презумпции невиновности и соразмерности наказания преступлению, развивала пенитенциарную систему (при Е. II началось строительство спец. тюремных зданий). Для развития экономики России в екатерининское время важнейшее значение имели введение ассигнаций (1769), ликвидация откупов и монополий на произ-во ряда товаров и торговлю ими (указы 1762, 1763 и др.), сосредоточение контроля за всеми доходами и расходами государства в едином ведомстве – Экспедиции о государственных доходах (с 1780; образована в 1779) и первые попытки составления гос. бюджета. Ко времени Е. II относятся также первые в истории России государственные займы (первый – в 1769) и появление у государства постоянного внешнего долга. Важным шагом к созданию в стране регулярной полиции стало издание в 1782 Устава благочиния. Жалованной грамотой дворянству 1785 и Жалованной грамотой городам 1785 было завершено законодат. оформление сословий. Также Е. II была подготовлена Жалованная грамота гос. крестьянам, оставшаяся нереализованной. Структура сословных прав в трёх грамотах была аналогичной, и, по мнению ряда историков, вместе они должны были составить своего рода конституцию Рос. империи. В последние годы жизни Е. II работала над обширными законопроектами в области уголовного, имущественного и семейного права; готовила реформу гос. управления, предусматривавшую введение поста канцлера юстиции, создание Гл. расправной палаты – высшего судебного органа, состоявшего из выборных представителей дворянства, горожан и крестьян (осуществлены не были).
Активная наступательная внешняя политика Е. II способствовала повышению авторитета и роли Рос. империи на междунар. арене. В годы её правления Россия неоднократно выступала посредницей в разрешении конфликтов между европ. державами, выдвигала важные междунар. инициативы (напр., введение свободы торговли в условиях Войны за независимость в Северной Америке 1775–1783 – в Декларации о вооружённом нейтралитете 1780). В результате победоносных рус.-турецких (1768–74, 1787–1791) и рус.-шведской (1788–90) войн, а также трёх разделов Речи Посполитой Россия отстояла и несколько увеличила завоевания в Прибалтике, закрепилась на берегах Чёрного м. и значительно расширила свои владения за счёт присоединения Крыма, вост. части Речи Посполитой. По Георгиевскому трактату 1783 устанавливался рос. протекторат над Вост. Грузией. Однако полностью реализовать внешнеполитич. программу не удалось: из-за противодействия европ. держав не был реализован т. н. Греч. проект, предусматривавший разгром (совм. с Австрией) Османской империи и создание Греч. империи в границах Визант. империи с внуком Е. II – вел. кн. Константином Павловичем на престоле. Невмешательство Рос. империи в войну за независимость сев.-амер. колоний сыграло существенную роль в их победе, однако установить дипломатич. отношения с ними Е. II отказалась. Французскую революцию 18 в. Е. II сначала оценила как естественный результат ошибочной политики франц. властей, но по мере усиления террора она увидела в революции опасность для всех монархич. режимов Европы, а также следствие радикального варианта развития идей Просвещения. Нестабильность внутриполитич. ситуации во Франции, по её мнению, обеспечивала России возможность беспрепятственно реализовать свои внешнеполитич. планы, однако одновременно Е. II оказывала помощь франц. эмигрантам, участвовала в попытке спасения короля Людовика XVI, а в конце жизни направила рос. войска на помощь антифранцузской коалиции.
Политика Е. II в области образования и культуры также основывалась на идеях Просвещения. По её инициативе были открыты воспитат. дома для детей-сирот, Воспитат. уч-ще при АХ (1764), Смольный институт (1764), основана Имп. публичная б-ка в С.-Петербурге (1795; ныне РНБ), заложены основы худож. коллекций Эрмитажа, для которых она лично с помощью спец. агентов за рубежом (Ф. М. Гримм и др.) приобретала произведения искусства. В 1780-е гг. по распоряжению Е. II под рук. П. В. Завадовского и при непосредственном участии специально приглашённого в Россию Ф. И. Янковича де Мириево проведена школьная реформа, в ходе которой создана единая гос. система начального образования – сеть 2-классных уездных и 4-классных губернских училищ. По инициативе Е. II в России была развёрнута обширная градостроит. программа, разработаны общие принципы гор. застройки на основе генеральных планов городов. Масштабное строительство силами лучших рос. и зарубежных архитекторов велось в Москве и С. -Петербурге. Столица именно в екатерининское время, когда, в частности, были сооружены гранитные набережные Невы и каналов, приобрела совр. вид. По заказу Е. II франц. скульптором Э. М. Фальконе создан «Медный всадник», первый в России светский памятник, на постаменте которого помещена надпись: «Петру Первому Екатерина Вторая». Личный пример Е. II, занимавшейся коллекционированием предметов искусства, исследованиями в области рус. истории и языкознания, а также переводч., сочинительской, публицистич. и издательской деятельностью, способствовал распространению моды на личные худож. коллекции, появлению новых частных театров, развитию рус. журналистики, лит-ры, живописи, скульптуры и архитектуры. Состоявшая в личной переписке с Вольтером, Дидро и др. деятелями франц. Просвещения, Е. II пропагандировала идеи просветителей, способствуя их распространению в России. Одновременно она была противницей масонства, в котором видела попытку создания альтернативы офиц. идеологии и религии. Е. II тщательно заботилась об авторитете власти и о создании её благоприятного образа в глазах подданных и иностранцев, в чём значительную роль сыграли путешествия императрицы по стране, и особенно в Крым в 1787.
С сер. 1770-х гг. становятся прохладными отношения Е. II с сыном, который после совершеннолетия (1772) стал возможным претендентом на престол, но, с точки зрения императрицы, был неспособен продолжить её дело. Внуков – вел. князей Александра Павловича (будущий имп. Александр I) и Константина Павловича – Е. II воспитывала сама, писала для них сказки (сочинила «Бабушкину азбуку»).
В целом царствование Е. II, которое нередко называют «золотым веком русской истории», было временем относительной политич. стабильности. Её преобразования затронули все важнейшие сферы жизни рус. общества.
В честь Е. II были названы города Екатеринослав (1783; с 1926 Днепропетровск, ныне в составе Украины) и Екатеринодар (1793; с 1920 Краснодар).
Идеалистичная и жесткая Екатерина Великая стремилась модернизировать Россию
Была ли Екатерина Великая деспотом или философом? Вдумчивая королева, питаемая заботой о своем народе, или безжалостный тиран, питаемый сексом и властью? Эти вопросы не утихают со времен царствования российской императрицы в 18 веке. Вот что нужно знать о грозной женщине-монархе:
Родившаяся Софи Фридерике Огюст фон Анхальт-Цербст в 1729 году, она была дочерью обедневшего прусского принца. Хотя у ее семьи не было собственных денег, они были связаны с двумя самыми влиятельными семьями Германии — Ангальтами и Гольштейнами. Юная Софи воспитывалась дома у репетиторов и вспоминала свое строгое детство как неинтересное.
Екатерина Великая позирует со своим мужем Петром III и сыном Павлом I, которые впоследствии правили Россией с 1796 по 1801 год. Несанкционированное использование запрещено.
По сравнению с остальной частью ее жизни, это было. Когда ей было десять лет, будущую императрицу познакомили с мужем, выбранным для нее ее семьей, ее троюродным братом Чарльзом Петером Ульрихом Шлезвиг-Гольштейн-Готторпским. Позже известный как Петр III, он был назначен будущим царем России своей тетей Елизаветой, императрицей России. Елизавета была незамужней, не имела детей и нуждалась в наследнике, поэтому она выбрала Петра на престол, а Софию в жены. Предполагаемый брак русского царя с прусской принцессой должен был укрепить дружбу русской монархии с Пруссией и подавить австрийское влияние на российскую корону.
Софи не любила своего будущего мужа, но знала, чего от нее ждут. Она старалась расположить к себе российскую императрицу Елизавету и усердно готовилась к своей будущей роли, изучая язык, переходя в восточное православие и меняя имя на Екатерину или Екатерину, когда была обручена. В 1745 году, когда ей было 16 лет, она вышла замуж. Спустя семнадцать лет Петр III наконец стал царем России.
Верховая езда была одним из любимых развлечений Екатерины Великой.
Фотография Совфото, Universal Images/Getty
Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.
Но у Петра было мало русских союзников — и его жены среди них не было. Всего через полгода после прихода к власти он отправился в путешествие по Германии. Екатерина воспользовалась его отсутствием, чтобы объявить себя единоличной правительницей России в 1762 году. Вскоре после этого Петр умер; историки до сих пор спорят, было ли это делом рук его жены или его многочисленных политических врагов. (Эта «самозванка» пыталась похитить престол Екатерины Великой.)
Новая императрица приступила к работе по укреплению своего правления и своего наследия. За время своего правления она значительно расширила границы России, присоединив к себе Крым, Украину, Литву, Польшу и другие территории; За время ее правления население России почти удвоилось. Она также пыталась модернизировать российское правительство и законы, но ее идеалы Просвещения не разделялись русским дворянством, которое возражало против относительной снисходительности предлагаемых законов к крепостным. Законы так и не вступили в силу, и под ее правлением дворянство усилило свою власть над своими наемными слугами. Она умерла в 179 г.6 после 34 лет правления. (Вот как Романовы встретили свой конец.)
Долгое правление Екатерины и ее умелое использование политической власти принесли ей титул Великой, и она была известна своей поддержкой искусства и культуры.
Она также вела внебрачные связи и возводила некоторых любовников в свой кабинет. Хотя это не было чем-то необычным для знати того времени, и ожидалось, что она больше не выйдет замуж, враги использовали ее дела, чтобы заклеймить ее как развратную нимфоманку. Скорее всего, они боялись ее политического могущества. «[Она], кажется, сочетает в себе всевозможные амбиции», — писал барон де Бретей, один из ее политических врагов. На самом деле Кэтрин была проницательным политиком, который, хотя лично питался идеалами эпохи Просвещения, действовал в рамках мира традиционной власти. Подпитываемые женоненавистничеством, слухи о ее сексуальных отклонениях и непомерных амбициях ходят по сей день.
Кэтрин была великой | Мартин Малиа
Екатерина Великая; рисунок Дэвида ЛевинаКупить Распечатать
мадам Сюжет Ольденбурга — человеческая драма Екатерины-женщины, рассматриваемая как прелюдия к политической эпопее о Екатерине-державнице. Она сосредотачивается на годах становления Екатерины, начиная с 1744 года, когда четырнадцатилетняя принцесса София-Августа Ангальт-Цербстская была вызвана в Россию императрицей Елизаветой, чтобы выйти замуж за племянника и наследника последней, Петра Ульриха Гольштейнского, и кульминацией в 1762 году, когда , в тридцать три года она по праву обрела абсолютную власть. Цель автора — исследовать истоки характера этой иностранки, не имевшей законного права управлять Россией, но все же вступившей на престол по телу своего мужа, убитого приспешниками ее третьего любовника, и сумевшей затем удержать ее сына Павла от его неотъемлемого права на империю в течение тридцати четырех лет ее правления. Эта знакомая история, известная отчасти благодаря ее собственным Мемуары — слишком безвкусная и очевидная тема для histoire romancee ; еще мадам. Ольденбург поднимается над этими трудностями, чтобы дать нам портрет Екатерины и ее окружения, удивительно свежий и яркий.
Она достигает этого скрупулезным представлением исторических записей, искусно сочетающихся с новаторскими приемами. Результатом стал чудесный и чувственный психологический портрет развития молодой женщины среди деформирующего давления елизаветинского двора. Задолго до того, как Софья развила в себе сомнительные таланты, сделавшие ее Екатериной Великой, она была чувствительной, бойкой и даже благородной девочкой, которая после того, как ее мать была с позором отправлена домой от русского двора как прусский агент, оказалась в опасном одиночестве в чужом мире в возрасте пятнадцати лет. Затем она вышла замуж за странного, измученного, непривлекательного мальчика, который, как и она, был изгнанником из Германии, но, в отличие от нее, был слишком возмущен своим позолоченным пленом, чтобы приспособиться к стране, которой ему предстояло править. Она прожила с ним семь лет в полной невинности. Это были сложные отношения, сочетавшие детскую солидарность со взрослым миром елизаветинского двора с растущей ненавистью друг к другу по мере их взросления. Когда ей было двадцать три года, Елизавета, скорее всего, увлекла Екатерину в объятия своего первого любовника, чтобы обеспечить наследника престола, которого стареющая государыня в конце концов пришла к выводу, что ее племянник не может обеспечить. Она сентиментально влюбилась в него только для того, чтобы быть покинутой, как только его тщеславие было удовлетворено возвышенным завоеванием, а затем чуть не умерла при родах. Сына, которого она произвела на свет, Елизавета забрала у нее. Предоставленная миру придворных интриг и высокой политики, она с восторгом обнаружила свои способности к этим опасным, необходимым играм. Когда Елизавета лежала при смерти, Екатерина не только увидела, что у нее нет другого выбора, кроме как бороться за власть против своего мужа, если она не хочет быть уничтоженной им, но вскоре пришла к выводу, что она могла бы также исправить положение, захватив трон в своей стране. собственное имя, а не в качестве регента в имени ее сына.
Если мадам. У Ольденбурга есть тезис о том, что неподобающее увлечение Екатерины мужским искусством политики было ее творческим ответом на принесенное в жертву девичество и на жалкое крушение ее жизни как женщины и матери. Екатерина, которая появляется на этих страницах, одновременно и трогательна, и неприятна, в чем-то достойна восхищения, даже когда она в высшей степени ужасна, — и в этом нет никакого психологического противоречия. мадам Олденбург столь же искусно и, возможно, даже более трогательно представляет revers de la médaille блестящей судьбы Екатерины: трагедия ее мужа. В то время как предыдущие историки отвергли Питера как монстра, мадам. Ольденбург изображает его патетически больным, человеком, чьи шансы как человека были принесены в жертву в детстве еще более безжалостно, чем шансы Екатерины, чья слабость усугублялась ее силой и который отвечал на безобразия своего воспитания детской ненавистью к России. что сделало невозможным его правление. Екатерина была единственной альтернативой этому правителю, который не хотел править. Наконец, мадам. Ольденбург настолько успешно, насколько это возможно, передает загадочный внутренний мир императрицы Елизаветы, архитектора двух извращенных детских лет, вылившихся в трагедию через несколько месяцев после ее смерти. Умело используя приемы психологического романа, мадам. Ольденбургу удается представить эти знакомые личные истории с исключительным правдоподобием.
И все же, несмотря на ее русское происхождение и раннее образование, несколько фактических ошибок указывают на то, что мадам. Ольденбург гораздо меньше чувствует себя в русской истории, чем в средневековом прошлом ее приемной страны, Франции. Таким образом, она более убедительна в изображении Екатерины, Петра и Елизаветы как личностей, чем в изображении России восемнадцатого века; тогда как, описывая средневековую Францию, она дает нам и ярких личностей, и целую культурную среду. Более того, хотя мадам. Ольденбург непринужденно относится к внутренним существам в своих средневековых романах, она проявляет меньше понимания сложной интеллектуальной жизни. Помимо того, что каждый дюйм является вечной женщиной, для которой мадам. Ольденбург отдает должное, Екатерина тоже была интеллектуалкой восемнадцатого века, любительницей.0039 философ , объемистый писатель, первый принесший в Россию Просвещение. Эти аспекты ее характера мадам. Ольденбург, к сожалению, игнорирует. Тем не менее, несомненно, именно эта сторона Екатерины (которая была очевидна еще до того, как она взошла на престол и действительно была непосредственно связана с ее самоподготовкой к власти), является захватывающим, своеобразным и исторически значимым аспектом ее истории.
Реклама
Дело в том, что относительно недавние периоды истории менее охотно поддаются мадам. дары Ольденбурга, чем средневековье. Ее талант, будь то в романах типа Мира мало и Судьба огня или в «прямой» истории, такой как Les Bûchers de Montségur , воссоздать, путем накопления личных воспоминаний и биографий, атмосферу всего общества и эпохи . В работах, подобных этим, ее искусство примечательно именно тем, что период не предлагает источников, необходимых для подробного исследования отдельных жизней (средневековая биография, основанная исключительно на проверяемых фактах, действительно делает чтение скучным и схематичным). Таким образом, открывается путь для проявления талантов, чаще связанных с романом, чем с историей, и мадам. Ольденбург может создавать полных мужчин и женщин там, где источники позволяют нам угадывать только силуэты. Она делает это, конечно, не путем произвольного выдумывания персонажей или эпизодов, а путем экстраполяции того, что источники действительно раскрывают, что можно правдоподобно предположить в областях, о которых они умалчивают. Ее исторические знания и человеческое восприятие настолько велики, что недостающие звенья, которые она таким образом предоставляет, имеют такой же вид подлинности, как и то, что мы знаем как положительный факт. Она дает нам такие же сокровенные взгляды на далекое прошлое, какие есть у нас в наше время, но которые не может предоставить историк гильдии.
Однако для более поздних и хорошо задокументированных периодов истории — начиная, скажем, с восемнадцатого века — вымышленная биография становится менее необходимой, потому что теперь возможна настоящая биография. Таким образом, исторический роман в значительной степени опускается до уровня популяризации, оставляя серьезному историку-романисту только область мадам. Ольденбург исследовал в Екатерине : уточнение записи путем применения острого психологического понимания. Масштабы ограничиваются еще и другим образом, поскольку, когда записи достаточно обширны, хотя и не абсолютно полны, более не правомерно закрывать пробелы предположениями. Таким образом, как это ни парадоксально, портреты мадам. Реальные сюжеты Ольденбурга восемнадцатого века нарисованы менее ясно, чем сюжеты ее воображаемых персонажей двенадцатого века: она никогда не может с уверенностью сказать, например, кто был отцом сына Екатерины или как именно она отреагировала на убийство Петра, тогда как она может рассказать нам все, что мы хотели бы знать о ее средневековых героях.