Вольфганг Амадей Моцарт | Венские Концерты Моцарта
Активируйте пожалуйста Javascript, чтобы использовать все функции на этом сайте!
Home > Вольфганг Амадей Моцарт
Моцарт родился 27 января 1756 года в Зальцбурге.
Один из самых популярных классических композиторов. Моцарт оказал большое влияние на мировую музыкальную культуру. По свидетельству современников, Моцарт обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации. Самый молодой член Болонской филармонической академии (с 1770 года) за всю её историю, а также самый молодой кавалер ордена Золотой шпоры (1770).
В отличие от многих композиторов XVIII века, Моцарт не просто работал во всех музыкальных формах своего времени, но и добился в них большого успеха. Многие из его сочинений признаны шедеврами симфонической, концертной, камерной, оперной и хоровой музыки. Наряду с Гайдном и Бетховеном принадлежит к наиболее значительным представителям Венской классической школы.
БИЛЕТЫ
Музыкальные способности Моцарта проявились в очень раннем возрасте, когда ему было около трёх лет. Его отец Леопольд был одним из ведущих европейских музыкальных педагогов. Его книга «Фундаментальная школа скрипичной игры»» (нем. Versuch einer gründlichen Violinschule) была опубликована в 1756 году – в год рождения Моцарта, выдержала много изданий и была переведена на множество языков, в том числе и на русский. Отец обучил Вольфганга основам игры на клавесине, скрипке и органе.
В Лондоне малолетний Моцарт был предметом научных исследований, а в Голландии, где во время постов строго изгонялась музыка, для Моцарта было сделано исключение, так как в его необычайном даровании духовенство усматривало перст Божий.
Мария Анна Моцарт, старшая сестра Вольфганга Амадея.
В 1762 году отец Моцарта предпринял с сыном и дочерью Анной, также замечательной исполнительницей на клавесине, артистическое путешествие в Мюнхен и Вену, а затем и во многие другие города Германии, Париж, Лондон, Голландию, Швейцарию. Всюду Моцарт возбуждал удивление и восторг, выходя победителем из труднейших испытаний, которые ему предлагались людьми как сведущими в музыке, так и дилетантами. В 1763 году изданы в Париже первые сонаты Моцарта для клавесина и скрипки. С 1766 по 1769 годы, живя в Зальцбурге и Вене, Моцарт изучал творчество Генделя, Страделла, Кариссими, Дуранте и других великих мастеров. По повелению императора Иосифа II Моцарт написал за несколько недель оперу «Мнимая простушка» (итал. La Finta semplice), но члены итальянской труппы, в руки которых попало это произведение 12-летнего композитора, не пожелали исполнять музыку мальчика, и их интриги были столь сильны, что его отец не решился настаивать на исполнении оперы.
1770 – 1774 годы Моцарт провёл в Италии. В 1771 году в Милане, опять же при противодействии театральных импресарио, всё же была поставлена опера Моцарта «Митридат, царь Понтийский» (итал. Mitridate, Re di Ponto), которая была принята публикой с большим энтузиазмом. С таким же успехом была дана и вторая его опера, «Lucio Sulla» (Луций Сулла) (1772 год). Для Зальцбурга Моцарт написал «Сон Сципиона» (итал. Il sogno di Scipione), по поводу избрания нового архиепископа, 1772 год, для Мюнхена – оперу «La bella finta Giardiniera», 2 мессы, офферторий (1774 год). Когда ему минуло 17 лет, среди его произведений насчитывались уже 4 оперы, несколько духовных стихотворений, 13 симфоний, 24 сонаты, не говоря о массе более мелких композиций.
В 1775 – 1780 годах, несмотря на заботы о материальном обеспечении, бесплодную поездку в Мюнхен, Мангейм и Париж, потерю матери, Моцарт написал, среди прочего, 6 клавирных сонат, концерт для флейты и арфы, большую симфонию № 31 D-dur, прозванную Парижской, несколько духовных хоров, 12 балетных номеров.
В 1779 году Моцарт получил место придворного органиста в Зальцбурге (сотрудничал с Михаэлем Гайдном). 26 января 1781 года в Мюнхене с огромным успехом была поставлена опера «Идоменей». С «Идоменея» начинается реформа лирико-драматического искусства. В этой опере видны ещё следы староитальянской opera seria (большое число колоратурных арий, партия Идаманта, написанная для кастрата), но в речитативах и в особенности в хорах ощущается новое веяние. Большой шаг вперёд замечается и в инструментовке. Во время пребывания в Мюнхене Моцарт написал для мюнхенской капеллы офферторий «Misericordias Domini» – один из лучших образцов церковной музыки конца XVIII века. С каждой новой оперой творческая сила и новизна приёмов Моцарта проявлялись всё ярче и ярче. Опера «Похищение из Сераля» (нем. Die Entführung aus dem Serail), написанная по поручению императора Иосифа II в 1782 году, была принята с энтузиазмом и вскоре получила большое распространение в Германии, где её стали считать первой национальной немецкой оперой.
Несмотря на успех Моцарта, его материальное положение было не блестящим. Оставив место органиста в Зальцбурге и пользуясь скудными щедротами венского двора, Моцарт для обеспечения своей семьи должен был давать уроки, сочинять контрдансы, вальсы и даже пьесы для стенных часов с музыкой, играть на вечерах венской аристократии (отсюда его многочисленные концерты для фортепиано). Оперы «L’oca del Cairo» (1783 год) и «Lo sposo deluso» (1784 год) остались неоконченными.
В 1783 – 1785 годах созданы 6 знаменитых струнных квартетов, которые Моцарт посвятил Йозефу Гайдну, мастеру этого жанра и которые тот принял с величайшим почтением. К этому же времени относится его оратория «Davide penitente» (Кающийся Давид).
С 1786 года начинается необычайно плодовитая и неустанная деятельность Моцарта, которая была главной причиной расстройства его здоровья. Примером невероятной быстроты сочинения может служить опера «Женитьба Фигаро», написанная в 1786 году в 6 недель и тем не менее поражающая мастерством формы, совершенством музыкальной характеристики, неиссякаемым вдохновением. В Вене «Женитьба Фигаро» прошла почти незамеченной, но в Праге она вызвала необычайный восторг. Не успел соавтор Моцарта Лоренцо да Понте закончить либретто «Женитьбы Фигаро», как ему пришлось по требованию композитора спешить с либретто «Дон-Жуана», которого Моцарт писал для Праги. Это великое произведение, не имеющее аналогов в музыкальном искусстве, увидело свет в 1787 году в Праге и имело ещё больший успех, чем «Женитьба Фигаро».
Гораздо меньший успех выпал на долю этой оперы в Вене, вообще относившейся к Моцарту холоднее, чем другие центры музыкальной культуры. Звание придворного композитора, с содержанием в 800 флоринов (1787 год), было весьма скромной наградой за все труды Моцарта. Тем не менее он был привязан к Вене, и, когда в 1789 году, посетив Берлин, он получил приглашение стать во главе придворной капеллы Фридриха-Вильгельма II с содержанием в 3 тысячи талеров, то всё же не решился оставить Вену.
Однако множество исследователей жизни Моцарта утверждают, что ему не было предложено место при прусском дворе. Фридрих Вильгельм II лишь сделал заказ на шесть простых фортепьянных сонат для своей дочери и шесть струнных квартетов для него самого. Моцарт не хотел признавать, что поездка в Пруссию провалилась, и сделал вид, будто Фридрих Вильгельм II пригласил его на службу, но из уважения к Иосифу II он от места отказался. Заказ, полученный в Пруссии, придавал его словам видимость правды. Денег, вырученных во время поездки, было мало. Их едва хватило на уплату долга в 100 гульденов, которые были взяты у брата масона Гофмеделя на дорожные расходы.
После «Дон-Жуана» Моцарт сочиняет 3 наиболее известные симфонии: № 39 ми-бемоль мажор (KV 543), № 40 соль минор (KV 550) и № 41 до мажор «Юпитер» (KV 551), написанные в течение полутора месяцев в 1788 году; из них в особенности знамениты две последние. В 1789 году Моцарт посвятил прусскому королю струнный квартет с партией концертирующей виолончели (ре мажор).
После смерти императора Иосифа II (1790 год) материальное положение Моцарта оказалось настолько безвыходным, что он должен был уехать из Вены от преследований кредиторов и артистическим путешествием хоть немного поправить свои дела. Последними операми Моцарта были «Cosi fan tutte» (1790 год), прекрасной музыке которой вредит слабое либретто, «Милосердие Тита» (1791 год), заключающая в себе чудные страницы, несмотря на то, что была написана в 18 дней, для коронации императора Леопольда II, и наконец, «Волшебная флейта» (1791 год), имевшая колоссальный успех, чрезвычайно быстро распространившийся. Эта опера, в старых изданиях скромно названная опереттой, вместе с «Похищением из Сераля» послужила основанием самостоятельного развития национальной немецкой оперы. В обширной и разнообразной деятельности Моцарта опера занимает самое видное место. В мае 1791 года Моцарт поступил на неоплачиваемую должность ассистента капельмейстера Кафедрального собора Святого Стефана, рассчитывая занять место капельмейстера после смерти тяжело больного Леопольда Хофмана; Хофман, однако, его пережил.
Мистик по натуре, Моцарт много работал для церкви, но великих образцов в этой области он оставил немного: кроме «Misericordias Domini» – «Ave verum corpus» (KV 618), (1791 год) и величественно-горестный Реквием (KV 626), над которым Моцарт неустанно, с особенной любовью, работал в последние дни жизни. Интересна история написания «Реквиема». Незадолго до смерти Моцарта посетил некий таинственный незнакомец во всем сером и заказал ему «Реквием» (траурную заупокойную мессу). Как установили биографы композитора, это был граф Франц фон Вальзегг-Штуппах, решивший выдать купленное сочинение за собственное. Моцарт погрузился в работу, но недобрые предчувствия не покинули его. Таинственный незнакомец в чёрной маске, «чёрный человек» неотступно стоит перед его глазами. Композитору начинает казаться, что эту заупокойную мессу он пишет для себя … Работу над незавершённым «Реквиемом», по сегодняшний день потрясающим слушателей скорбным лиризмом и трагической выразительностью, закончил его ученик Франц Ксавер Зюсмайер, ранее принимавший некоторое участие в сочинении оперы «Милосердие Тита».
С января 1791 года в творчестве Моцарта наметился небывалый подъём, являвшийся завершением творческого спада 1790 года. Кроме всего прочего, Моцарт сочинил единственный за три прошедших года и последний по счёту концерт для фортепиано с оркестром (№ 27 си-бемоль мажор, K.595), который датируется 5 января. В апреле он подготовил вторую редакцию своей симфонии соль минор (№ 40, K.550), добавив в партитуру кларнеты. Позже, 16 и 17 апреля, эта симфония была исполнена на благотворительных концертах под управлением Антонио Сальери. После неудавшейся попытки получить назначение на должность второго капельмейстера — заместителя Сальери, Моцарт сделал шаг в другом направлении: в начале мая 1791 года он направил в венский городской магистрат ходатайство с просьбой назначить его на неоплачиваемую должность ассистента капельмейстера Кафедрального собора Святого Стефана. Просьба была удовлетворена, и Моцарт получил эту должность. Она предоставляла ему право стать капельмейстером после смерти тяжелобольного капельмейстера Леопольда Хофмана. Хофман, однако, пережил Моцарта.
В марте 1791 года старый знакомый Моцарта, театральный актёр и импресарио Эмануэль Шиканедер, директор собственного театра «Ауф дер Виден», обратился к нему с просьбой спасти свой театр от упадка и написать для него немецкую «оперу для народа» на сказочный сюжет.
Представленная в сентябре 1791 года в Праге, по случаю коронации Леопольда II чешским королём, опера «Милосердие Тита» была принята холодно; «Волшебная флейта», поставленная в том же месяце в Вене в пригородном театре, напротив, имела такой успех, какого Моцарт в австрийской столице не знал уже много лет. В обширной и разнообразной деятельности Моцарта эта опера-сказка занимает особое место.
Моцарт, как и большинство его современников, немало внимания уделял и духовной музыке, но значимых образцов в этой области он оставил немного: кроме «Misericordias Domini» — «Ave verum corpus» (KV 618, 1791 год), написанный в совершенно не характерном для Моцарта стиле, и величественно-горестный «Реквием» (KV 626), над которым Моцарт работал последние месяцы своей жизни. Интересна история написания «Реквиема». В июле 1791 года Моцарта посетил некий таинственный незнакомец в сером и заказал ему «Реквием» (траурную заупокойную мессу). Как установили биографы композитора, это был посланец графа Франца фон Вальзегг-Штуппаха, музицирующего дилетанта, любившего исполнять у себя во дворце силами своей капеллы чужие произведения, покупая у композиторов авторство; реквиемом он хотел почтить память своей покойной жены. Работу над незавершённым «Реквиемом», потрясающим своим скорбным лиризмом и трагической выразительностью, закончил его ученик Франц Ксавер Зюсмайер, ранее принимавший некоторое участие в сочинении оперы «Милосердие Тита».
«…смерть есть подлинная конечная цель нашей жизни. За последние два года я так близко познакомился с этим подлинным и лучшим другом человека, что образ смерти для меня не только не заключает в себе ничего пугающего, но, напротив, даёт немало успокоения и утешения! И я благодарю Бога за то, что он даровал мне счастье понять смерть как источник нашего подлинного блаженства». — В. А. Моцарт, письмо отцу, 4 апреля 1787 года
© Wikipedia, 2010 / 2019
БИЛЕТЫ
Музыкальный гений Вольфганг Амадей Моцарт
Музыкальный гений Вольфганг Амадей Моцартг. Сыктывкар
ул. Советская, 13
8 (8212) 255-422
Пн. — пт. с 10.00 до 20.00
Суббота — выходной
Воскресенье с 10.00 до 17.00
Последняя среда месяца — санитарный день
НАЦИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
Умная библиотека для общества знаний
Расширенный поискПо сайту По каталогу По электронной библиотеке
Меню
|
Новинки
-
Маяковский. Я еду удивлять!
Антипова Г.А.
-
Вокруг Гоголя
М. Б. Поднос
-
Англичанин из Лебедяни
Куртис Д.
-
Апокалиптический реализм
Хауэлл И.
-
Роса на траве
Лапушин Р. Е.
-
Достоевский. Писатель, заглянувший в бездну
Викторович В. А.
-
Набоков и неопределенность
Мейер П.
-
Секреты Достоевского
Аполлонио К.
<>
Британика
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Обзор недели
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы. - Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
- Студенческий портал
Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю. - Спасение Земли
Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать! - SpaceNext50
Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы исследуем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!
Страница не найдена
Приносим свои извинения! Этот контент недоступен. Посетите домашнюю страницу Britannica или воспользуйтесь полем поиска ниже.
Мох, водоросли и коралловые рифы: правда или вымысел?
6 видов животных, которые спариваются на всю жизнь
Черные пираты и сказка о черном Цезаре
Моцарт Биография | Биография Online
Вольфганг Амадей Моцарт (27 января 1756 — 5 декабря 1791) был одним из самых влиятельных, популярных и плодовитых композиторов классического периода. Вундеркинд, с раннего возраста он начал сочинять более 600 произведений, в том числе некоторые из самых известных произведений симфонической, камерной, оперной и хоровой музыки.«Музыка — это моя жизнь, а моя жизнь — это музыка. Тот, кто этого не понимает, недостоин Бога».
– Вольфганг Амадей Моцарт.
Краткая биография Моцарта
Моцарт родился в Зальцбурге в музыкальной семье. С раннего возраста юный Моцарт проявлял все признаки потрясающего музыкального таланта. К пяти годам он мог читать и писать музыку, и он развлекал людей своими талантами игры на клавиатуре. К шести годам он писал свои первые сочинения, а к восьми годам сочинил свою первую симфонию. Моцарта обычно считали редким музыкальным гением, хотя он также усердно изучал других великих композиторов, таких как Гайдн и Бах.Его отец Леопольд, который также был музыкантом, быстро разглядел талант своего маленького сына и стал грозным публицистом, демонстрируя способности своего сына. В детстве Моцарт был частым гостем в различных дворцах Европы, играя для высоких гостей. Помимо того, что аристократы по всей Европе приветствовали его, Леопольд воспитывал своих детей как строгих католиков. Это включало посещение месс, частую исповедь и почитание святых. Моцарт оставался убежденным католиком на протяжении всей своей жизни.
Семья Моцарта на гастролях
Одетый в самые лучшие одежды, гений-ребенок Моцарт производил неизгладимое впечатление на всех, кого встречал. Один из выдающихся композиторов того времени Иоганн Хассе заметил: «Он делал вещи, которые для его возраста действительно непостижимы; они были бы поразительны у взрослого».
В возрасте 17 лет он принял должность придворного музыканта в Зальцбурге; хотя это его не очень устраивало. Его раздражало отсутствие независимости от его покровителя принца-архиепископа Иеронима Коллоредо (правителя Зальцбурга). Моцарта также возмущала его скудная зарплата (150 флоринов в год), из-за которой Моцарт чувствовал себя недооцененным. Тем не менее, несмотря на неудовлетворенность и скандалы, следующие несколько лет были временем плодотворного творчества. В 1777 году он устал от требований, предъявляемых к нему его покровителем, и договорился об освобождении от контракта. Он покинул Зальцбург и после поездки в Париж и Германию навсегда переехал в Вену, Австрия, где прожил остаток своей жизни.
Первоначально Моцарт работал на архиепископа Коллоредо, но снова Моцарт почувствовал себя скованным необоснованными требованиями и ограничениями, наложенными на него архиепископом. Например, архиепископ стремился запретить Моцарту играть на публичных концертах. Моцарт рассердился на эти ограничения и выступил против архиепископа. В конце концов, он был освобожден от контакта с «буквальным пинком под зад». Это было трудное решение, потому что его отец встал на сторону архиепископа и считал, что его сын должен стремиться к примирению с архиепископом. Некоторые биографы считают это важным моментом в жизни Моцарта, поскольку — очень ясно — Моцарт утверждал свою музыкальную независимость даже ценой своих отношений с отцом и своей финансовой безопасности.
В Вене он стал широко известен и часто пользовался спросом как композитор и исполнитель. Его ослепительные и новаторские новые композиции вызывали всеобщее восхищение, хотя, как и многие гении, он опередил свое время. Некоторые критиковали его симфонии за излишнюю сложность, однако он получил самую искреннюю похвалу от всех великих композиторов эпохи. Шуберт сказал о Моцарте:
«О Моцарт! бессмертный Моцарт! Сколько бесчисленных впечатлений более светлой, лучшей жизни ты запечатлел в наших душах!»
На личном уровне его натянутые отношения с властным отцом заставляли Моцарта часто искать внешнего признания. Однако в области музыки Моцарт находился в своем собственном мире, его не сковывали мелкие недоразумения и ожидания общества.
«Я не обращаю никакого внимания на чью-либо похвалу или порицание. Я просто следую своим чувствам».
– Моцарт
Рисунок Моцарта Доры Сток, Дрезден, апрель 1789 г.
Однако, несмотря на свою относительную известность, он изо всех сил пытался управлять своими финансами и колебался между периодами бедности и процветания. Черта характера Моцарта заключалась в том, что он мог легкомысленно относиться к деньгам; ему нравилось тратить деньги на модную одежду — как только он получал деньги, он мог их тратить, и у него часто были долги. Еще одним аспектом характера Моцарта была игривость и жизнерадостность, которые также могли показаться ребячеством. Ему нравились розыгрыши и грубое чувство юмора, а его беззаботное отношение могло вызвать у него трудности с более серьезными придворными чиновниками. Тем не менее, Моцарт был человеком большого контраста и контрапункта. В один момент он мог отпустить грубую шутку, а в следующий он мог сочинять самую возвышенную и божественную музыку.
Личная жизнь
В 1782 году он женился на Констанце – вопреки воле отца. Он оставался с ней очень близок до конца своей жизни и был очень влюблен. У них было шестеро детей, но только двое выжили в младенчестве. Пока он сближался с Констанце, его отношения с отцом испортились. Его отец с детства был властным, и Моцарта все больше возмущало его присутствие.
Раннее фортепиано Моцарта
Его финансовые трудности усугубились в 1786 году, когда Австрия была вовлечена в войну, что привело к снижению спроса на музыкантов. Моцарт написал много писем, прося поддержки у покровителей, друзей и товарищей масонов. Он получил лишь разрозненную поддержку и пополнял свой доход, обучая и исполняя свои произведения.
Смерть и панихида
В последний год своей жизни он начал сочинять одно из величайших своих произведений – Реквием. Моцарт умер, не успев закончить. Причины его смерти не ясны. Скорее всего, это внезапная болезнь — возможно, чума или, возможно, сочетание ревматоидного артрита и пневмонии. Одна из легенд гласит, что он был отравлен ревнивым соперником композитором Сальери, но эта теория опровергнута. Вальсегг, возможно, пытался выдать это за свою собственную работу, но общественный концерт для Констанции расстроил его цель. Многие считали Реквием автобиографическим и написанным Моцартом для его собственной жизни.
Моцарт был на грани банкротства, когда умер, и ему дали скромные похороны гражданина. Это была не могила нищего, как иногда утверждают. Но в те времена через 10 лет после захоронения могилу горожан можно было выкопать и использовать повторно.
Музыка Моцарта
Произведения Моцарта эпичны по размаху и пропорциям. Было несколько направлений музыки, которых Моцарт не коснулся. Он сочинял оперы, симфонии, концерты и сольные пьесы для фортепиано. Его работы варьировались от радостных беззаботных произведений до мощных, вызывающих композиций, которые затрагивали эмоции. В начале своей карьеры Моцарт обладал мощной способностью учиться и запоминать музыку, которую он слышал от других. Он смог вобрать в себя стиль и музыку таких людей, как Гайдн и И.С. Бах. Повзрослев, он разработал свой собственный стиль и интерпретации. В свою очередь, музыка Моцарта очень сильно повлияла на раннего Бетховена.
Моцарт был воспитан католиком и оставался членом церкви на протяжении всей своей жизни.
«Я знаю себя, и у меня такое религиозное чувство, что я никогда не сделаю ничего, чего не сделал бы перед всем миром».
Некоторые из его величайших произведений носят религиозный характер, например, Ave Verum Corpus и последний Requiem .
Моцарт был очень продуктивным до своей безвременной смерти в 1791 году в возрасте 35 лет.
«Я никогда не ложусь ночью, не думая о том, что я молод — я могу не дожить до следующего дня».
В последний год жизни сочинил оперу Волшебная флейта , заключительный фортепианный концерт (К. 595 си-бемоль), Концерт для кларнета К. 622, струнный квинтет (К. 614 в си-бемоль). Ми-бемоль), знаменитый мотет Ave Verum Corpus K. 618 и незаконченный мотет Requiem K. 626.
Образец цитирования: Pettinger, Tejvan. «Биография Моцарта», Оксфорд, Великобритания.