История ломоносова краткое содержание: Ломоносов биография кратко для детей – самые главные и интересные факты из жизни Михаила Васильевича

Игорь Сухих — Михаил Васильевич Ломоносов читать онлайн

12 3 4 5

Михаил Васильевич Ломоносов1

1711-1765

 

Годы: от рыбака до академика

Современники и потомки не скупились на характеристики Ломоносова. Его сравнивали с античными одописцами Пиндаром и Вергилием, со знаменитым живописцем эпохи Возрождения Леонардо да Винчи, с Галилеем и Гёте.

Ломоносову находили и русские параллели. “Петром Великим русской литературы” назовет его В. Г. Белинский. Ф. М. Достоевский предложит уже собственно литературный ряд: “Бесспорных гениев, с бесспорным “новым словом” во всей литературе нашей было всего только три: Ломоносов, Пушкин и частью Гоголь” (“Дневник писателя”. 1877. Июль–август. Глава вторая).

А сам бесспорный гений следующей эпохи, много думавший как об императоре Петре, так и о Ломоносове, оставил восторженные и в то же время точные отзывы о нем. “Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник: первый углубляется в историю отечества, утверждает правила общественного языка его, дает законы и образцы классического красноречия, с несчастным Рихманом предугадывает открытия Франклина, учреждает фабрику, сам сооружает махины, дарит художества мозаическими произведениями и, наконец, открывает нам истинные источники нашего поэтического языка…” (А. С. Пушкин. О предисловии г-на Лемонте к переводу басен И. А. Крылова, 1825).

Через десятилетие поэт предложил другую замечательную формулу: “Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом” (А. С. Пушкин. Путешествие из Москвы в Петербург, 1834).

Уникальность ломоносовской судьбы — не только в разнообразии занятий и достижений, благодаря которым его сравнивали с титанами эпохи Возрождения. Она и в другом, в поразительной борьбе с неблагоприятными обстоятельствами, в невероятной жизненной траектории, уложившейся всего в 53 года.

Михаил Васильевич Ломоносов был единственным сыном зажиточного крестьянина-помора. Он родился на севере, близ села Холмогоры Архангельской губернии 8 (19) ноября 1711 года. Судьба вроде бы предначертала ему путь обычного выходца из крестьянской семьи. Он рано начал заниматься каждодневным сельским трудом: пас скот, помогал в поле и на постройках. Уже с десяти лет он начал ходить на отцовском судне на рыбный промысел.

Биографии многих знаменитых писателей и ученых начинаются с неистового увлечения книгой. По легенде, обучавший мальчика дьячок вскоре упал перед ним на колени, признавшись, что больше ничему не может его научить.

Поначалу любимым чтением Ломоносова были жития святых, но в доме односельчанина обнаружились и две светские книги, которые мальчику с большими трудами удалось получить: “Грамматика” М. Смотрицкого и “Арифметика” Л. Магницкого. “От сего самого времени, — вспоминал современник, — не расставался он с ними никогда, носил везде с собою и, непрестанно читая, вытвердил наизусть. Сам он потом называл их вратами своей учености” (М. И. Веревкин. Жизнь покойного Михайла Васильевича Ломоносова, 1784).

На почве чтения произошел и семейный конфликт. Через много лет в письме покровителю Ломоносов будет вспоминать: “Я <…> имеючи отца, хотя по натуре доброго человека, однако в крайнем невежестве воспитанного, и злую и завистливую мачеху, которая всячески старалась произвести гнев в отце моем, представляя, что я всегда сижу по пустому за книгами. Для того многократно я принужден был читать и учиться, чему возможно было, в уединенных местах и терпеть стужу и голод, пока не ушел в Спасские школы” (И. И. Шувалову, 31 мая 1753 года).

Рассказанное Ломоносовым напоминает сказочную фабулу: добрый, но слабохарактерный отец, злая мачеха (родная мать умерла, когда мальчику было семь или восемь лет), трудолюбивый, жаждущий учения отрок, вынужденный бежать из дома. Но других источников о жизни Ломоносова в эти годы нет. Можно лишь догадываться, что подтолкнуло юношу (ему уже 19 лет) совершить один из главных поступков в жизни. В конце 1730 года Ломоносов уходит с караваном мороженой рыбы в Москву.

Ровно через столетие Пушкин торжественным гекзаметром опишет это событие в коротком стихотворении-эпиграмме “Отрок”:

 

Невод рыбак расстилал по брегу студеного моря;

         Мальчик отцу помогал. Отрок, оставь рыбака!

Мрежи иные тебя ожидают, иные заботы:

         Будешь умы уловлять, будешь помощник цapям.

 

Этот уход (или побег) стал возможен в том числе и по социальной причине: Русский Север никогда не знал крепостного права, там жили свободные крестьяне. “Родись Ломоносов в какой-нибудь помещичьей деревне центральной России, ему, пожалуй, не пришлось бы сопровождать своего отца дальше, чем до господской усадьбы и до господской пашни, — с полным основанием предположил Г. В. Плеханов. — Ему чрезвычайно помогло то обстоятельство, что он был именно архангельским мужиком, мужиком-поморцем, не носившим крепостного ошейника” (“М. В. Ломоносов”, 1915).

Тем не менее при поступлении в Славяно-греко-латинскую академию (ее также называли Спасскими школами) Ломоносову пришлось выдать себя за сына дворянина. Потом он побывает и сыном поповича и лишь после специального следствия вынужден будет назвать свое истинное происхождение.

Москва и академия стали началом новой жизни. Странствия по северным морям сменились скитаниями по России и Европе. Теперь ломоносовская жизнь напоминает уже не волшебную сказку или балладу, а приключенческий роман или “роман испытания”.

На первых порах в Москве великовозрастный ученик терпит лишения, преодолевает многочисленные преграды, но его страсть к познанию, “алчное любопытство” (А. Н. Радищев) лишь укрепляется. “Обучаясь в Спасских школах, имел я со всех сторон отвращающие от наук пресильные стремления, которые в тогдашние лета почти непреодоленную силу имели, — вспоминал Ломоносов. — С одной стороны, отец, никогда детей кроме меня не имея, говорил, что я, будучи один, его оставил, оставил все довольство (по тамошнему состоянию), которое он для меня кровавым потом нажил и которое после его смерти чужие расхитят. С другой стороны, несказанная бедность: имея один алтын в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба и на денежку квасу, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет и наук не оставил. С одной стороны, пишут, что, зная моего отца достатки, хорошие тамошние люди дочерей своих за меня выдадут, которые и в мою там бытность предлагали; с другой стороны, школьники, малые ребята, кричат и перстами указывают: смотри де, какой болван лет в двадцать пришел латине учиться!” (И. И. Шувалову, 10 мая 1753 года).

Читать дальше

12 3 4 5

к 300-летнему юбилею великого ученого

Отдел картографических изданий

с 1 по 30 ноября 2011 года

Михаил Ломоносов по масштабу и универсальности своего дара был человеком эпохи Возрождения. Его наследие — это вселенная, которую осваивают уже два с лишним столетия. Выставка в отделе картографии «К 300-летию со дня рождения М. В. Ломоносова (1711—1765). Академические карты и атласы» дает ощущение распахнутого пространства…

Экспозиция открывается разделом «М. В. Ломоносов: биография и карта». Картографические материалы иллюстрируют важнейшие этапы жизни великого русского ученого. Здесь можно увидеть карты севера России, где прошло детство Ломоносова, а также планы городов, в которых он жил, учился и работал в течение всей жизни.

В разделе «Академические атласы и карты» представлены издания, подготовленные Академией наук в различные периоды XVIII века, в том числе «Атлас Российский, состоящий из 19 карт…» 1745 года.

Став в 1758 году главой географического департамента, Ломоносов планирует комплекс мероприятий, без которых департамент не мог развивать свою дальнейшую деятельность. В числе их он указывает необходимость проведения работ, направленных на исправление «Атласа Российского» 1745 года. Для этой цели он предложил организовать серию географических и астрономических экспедиций. Михаил Васильевич сам разработал их маршруты и составил специальный вопросник для сбора сведений.

Деятельность Ломоносова на этом поприще осложнялась постоянным противоборством с иностранцами — членами Академии наук. Поэтому его инструкции исполнялись неохотно, издание карт намеренно тормозилось. Среди немногих карт, вышедших в этот период, на выставке представлен план «Столичного города С. Петербурга», составленного И. Трускоттом в 1753 году. Многие карты, в том числе и работы адъюнктов Шмидта и Трускотта, были напечатаны лишь после кончины Ломоносова, в 1765 году. Тем не менее еще при его жизни академическая книжная лавка издала необычный экземпляр «Атласа Российского» 1745 года. В него вошли, помимо изданных ранее двадцати, следующие карты — Финского залива, Ингерманландии и Карелии, Ладожского канала, карты военных действий и другие. Подлинник атласа хранится в архиве Академии наук, но дополняющие его карты имеются в фонде отдела картографии и включены в экспозицию.

Особый интерес представляет раздел «М. В. Ломоносов и картографирование России». В 1763 году Михаил Васильевич разработал план освоения кратчайшего морского пути из Северной Европы в Тихий океан. На выставке демонстрируется копия рукописной «Циркумполярной карты», составленная под руководством Ломоносова его учеником Ильей Аврамовым. Подлинник этой карты приложен к рукописи Ломоносова «Краткое описание разных путешествий по Северному морю и показание возможного походу Сибирским океаном в Восточную Индию 1763 г.» и хранится в РНБ, в отделе рукописей.

Отдельный раздел посвящен географическим объектам, носящим имя великого ученого. Это город на южном берегу Финского залива, полуостров на западном побережье Амурского залива, хребет в Северном Ледовитом океане и даже кратеры на Луне и Марсе.

Выставка в отделе картографии «К 300-летию со дня рождения М.  В. Ломоносова. Академические карты и атласы»

История Ломоносовского фарфорового завода (ЛФЗ)

Ведущий российский фарфоровый завод был основан в 1744 году императрицей Елизаветой Петровной, дочерью Петра Великого. Русский ученый Дмитрий Виноградов самостоятельно открыл секрет изготовления фарфора и разработал технологию его изготовления. Надо сказать, что в то время секрет изготовления фарфора был известен только китайским мастерам. Только саксонский алхимик Дж. Боттгер открыл способ производства «европейского» твердого фарфора. Петр Великий, посетивший страны Европы и следивший за всеми современными изобретениями, интересовался секретами производства фарфора. Он сделал попытку внедрить его в Россию с помощью иностранных мастеров, но безуспешно. Идея Петра I создать собственное фарфоровое производство имела успех уже после его смерти. Его дочь императрица Елизавета (1741-1761) наняла ученого Дмитрия Виноградова, который использовал местное сырье — гзельские глины, олонецкий кварц и алебастр. Заслуга Д.Виноградова и в подготовке первых первых русских мастеров фарфорового производства.

.Фабрика принадлежала дому Романовых и производила посуду и другие фарфоровые изделия только для русского царского двора. Позже, в середине 19 века, завод был переименован в «Императорский фарфоровый завод». Фабрика обеспечивала нужды Государева двора и по сравнению с частными фарфоровыми заводами была мелкосерийным производством. Произведенные изделия были чрезвычайно дорогими и очень редко выставлялись на продажу.

К столетию со дня основания завода открыт музей фарфоровой посуды, в котором сейчас насчитывается 20 000 экспонатов, отражающих эволюцию художественного фарфорового производства. Особый интерес представляют изделия, изготовленные в период с 1750 по 1820 годы, когда в оформлении и декорировании фарфора участвовали выдающиеся мастера Академии художеств. Позднее связи Фабрики с Академией художеств резко оборвались, ухудшились художественное качество изделий и технология их изготовления.

В начале 19 века фабрика была реконструирована и начато производство сложных и крупногабаритных фарфоровых изделий.

В 1915 году, в связи с войной, характер продукции Фабрики резко изменился; были прекращены поставки фарфора технического назначения из Германии и Англии, а завод был приспособлен для производства лабораторных сосудов, трубок из жаропрочного фарфора, пироскопов, свечей зажигания и др.

После 1917 года, когда к власти пришли большевики, завод был национализирован и переименован в «Государственный фарфоровый завод».

В 20-е годы усилия завода были направлены на разработку технологии и промышленного производства сложнейших изделий технического назначения, а также на разработку и изготовление агитационного фарфора, соответствующего этому периоду жизни. советского государства. Посуда, произведенная в первые портово-революционные годы, экспонировалась за границей. В 1925 году изделия Фабрики завоевали Золотую медаль на Всемирной парижской выставке, а отдельные художники были награждены за свои работы старинными и серебряными медалями

В 1925 году по случаю 200-летия Российской академии наук она была вновь переименована и получила имя основателя академии Михаила Ломоносова. Сегодня он называется Ломоносовский фарфоровый завод (аббревиатура ЛФЗ происходит от названия завода на русском языке — Ломоносовский Фарфоровый Завод).

Фабрика производит разнообразный ассортимент фарфоровой посуды — чайные и кофейные сервизы различных форм и декоров, кубки, чашки и блюдца, подарочные наборы, вазы для цветов, скульптуры (преимущественно в виде животных), графины для вина и всевозможные сувениры. Одновременно в производстве находится до 500 наименований. Весь сложный расписной декор выполняется на фарфоровых изделиях методом свободной ручной росписи, а простые графические узоры переносятся на изделия разноцветной подвижной трансферной тканью, изготовленной на Фабрике, и дорисовываются художниками.

Ряд изделий декорирован, кроме надглазурной и подглазурной росписи, золотым порошком с насечкой гравированного рисунка. Многие сервизы, вазы и почти все скульптуры животных окрашены красками поверх глазури.

Ломоносовский завод первым в стране разработал технологию и наладил производство изделий из тонкостенного костяного фарфора, отличающихся повышенной белизной, тонкостью и прозрачностью по сравнению с традиционным твердым фарфором.

Фарфоровые изделия с торговой маркой «ЛФЗ» известны в 30 странах мира; они экспортируются в Бельгию, Канаду, Данию, Англию, Финляндию, Францию, Германию, Голландию, Японию, Италию, США и другие страны.

Михаил Терлецкий

Фарфор российского качества из Ломоносова и Гжели

  Идет загрузка… Пожалуйста, подождите…

Магазин Наш Магазин

  • Матрешки — Матрешка
  • Лак Коробки
  • Рождество
  • Коллекция Фаберже
  • Античный
  • Ювелирные изделия
  • Русские ножи
  • Шахматы
  • русские сувениры
  • Яйца страсти
  • Хохлома
  • Жостово
  • Береста сибирская
  • Куклы
  • Шапки, шали, шарфы
  • Книги
  • Хрусталь и стекло
  • Картины дикой природы на коряге
  • Тотемное искусство Северо-Западного побережья
  • Родные корзины
  • Китовый ус и моржовая кость
  • Резьба по слоновой кости
  • Ископаемая слоновая кость
  • Скримшоу
  • Артефакты
  • Ножи
  • Книги
  • Ювелирные изделия
  • Бронза и мыльный камень
  • Резьба по кости и рогам
  • Ножи
  • Роберт Бисселл Изобразительное искусство
  • Чаши и украшения Роберта Катлера
  • Коробки Стивена Рэппа
  • Фимо Творения
  • Книги
  • Аллен Дизайн Часы
  • Резьба по драгоценным камням
  • Сувениры
  • Украшенные драгоценностями эмалированные коробки
  • Деды Морозы Аниты
  • Веселые рождественские аксессуары
  • Шахматы
  • Рождество
  • Ремесла и подарки
  • Матрешки
  • Русские куклы

Наш информационный бюллетень

Ломоносовский фарфор Информация

МАГАЗИН Ломоносовского фарфора
 

в России и одним из первых в Европе. Богатая эпоха конца 18-го и начала 19-говека обеспечили готовый рынок для производства фабричных статуэток и посуды из дацитового фарфора. Европейская знать заказывала роскошные предметы для подарков и для своих поместий, и фабрика росла вместе со спросом на ее продукцию.

В течение первых 100 лет существования фабрика принадлежала правящему дому Романовых, и многие Романовы принимали непосредственное участие в делах фабрики, работая над совершенствованием производства и созданием спроса на продукцию.

Именно Петр Великий вдохновил основать первый фарфоровый завод в России, однако это было не так просто, и Петр умер, не успев осуществить свою мечту. Именно его дочь императрица Елизавета Петровна руководила основанием завода в Санкт-Петербурге в 1744 году.

С середины 19 века до революции 1917 года завод носил название Императорский фарфоровый завод. После Октябрьской революции завод был национализирован и переименован в Государственный фарфоровый завод. Наконец, в 1925, он получил свое нынешнее название Ломоносов в честь Михаила Ломоносова, основателя Российской академии наук. До распада Советского Союза в 1991 году завод именовался Ленинградским фарфоровым заводом имени М.В. Ломоносова.

В 1993 году завод был в очередной раз реорганизован в частное акционерное общество и теперь официально называется «Ломоносовский фарфоровый завод».

В 1994 году фабрике исполнилось 250 лет. В 2004 году фабрика отремонтировала общественную часть здания, в том числе музей исторической продукции фабрики.

Сегодня ломоносовский фарфор остается востребованным. Самый популярный узор посуды Ломоносова называется «Кобальтовая сетка».

Этот образец более 50 лет является эксклюзивным для Ломоносовского фарфорового завода. Узор искусно расписан вручную с использованием синего кобальта (из минерального кобальта) и 22-каратного золота. Узор представляет собой сочетание пересекающихся линий кобальтово-синего цвета с перевернутыми слезоточивыми каплями кобальтово-синего цвета и золотыми акцентами. Из-за вставок из настоящего 22-каратного золота ломоносовский фарфор рекомендуется стирать вручную в теплой воде с мягким моющим средством.

МАГАЗИН Русского Фарфора   

 

 
Ручная роспись чайников узором «Кобальтовая сетка».
 
Работа в модельном цехе фабрики.

Ломоносовский завод имеет единственный в России цех по производству костяного фарфора. Эта литейная машина была разработана специалистами завода.

Фотографии взяты из книги Ломоносовский фарфоровый завод: Санкт-Петербург 1744-1994 Галины Агарковой и Наталии Петровой.

Российско-американская компания импортирует ломоносовский фарфор напрямую с завода в Санкт-Петербурге. Мы продаем только фарфор первого экспортного качества и предлагаем широкий ассортимент изделий самых популярных моделей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *