Массовые источники по истории России
Категория: Литература.
Основная литература
Воронкова С.В. Массовые источники по истории промышленности России конца XIX- начала XX века. М., 1995.
Источниковедение. М., 1998.
Источниковедение истории СССР. М., 1973.
Массовые источники по социально-экономической истории России периода капитализма. М., 1979.
Массовые источники по социально- экономической истории советского общества. М., 1979.
Стрельский В.И. Источниковедение истории СССР. Период империализма конец XIX в. – 1917 г. М.,1962.
Дополнительная литература
Аникеев И.А. Историческая информатика в России. Ставрополь, 1999.
Анри Л., Блюм А. Методика анализа в исторической демографии. М., 1997.
Базы данных России. Каталог. М., 1993.
Банасюкевич В.Д. К вопросу об изучении массовых источников // Тр. ВНИИДАД. Т.6. Ч.I. М., 1976.
Бородкин Л.И. Историк и компьютер: новые рубежи 90-х годов // Информационный бюллетень комиссии по применению математических методов и ЭВМ в исторических исследованиях.
Бородкин Л.И. Историческая информатика в СССР/ России: ретроспектива, состояние, перспективы // История и компьютер: новые информационные технологии в исторических исследованиях и образовании. St. Katharinen, 1993.
Воронкова С.В., Муравьев А.В. Кафедра источниковедения истории СССР // Историческая наука в Московском университете. 1934-1984. М., 1984. С.137-140.
Гарскова И.М. Базы и банки данных в исторических исследованиях. Goettingen, 1994.
Гельман-Виноградов К.Б. Машиночитаемые документы в СССР. Вып.1-2. М., 1980-1982.
Информационный бюллетень «История и компьютер» М., 1990-2001, NN 1-28.
История. Источник. Компьютер. Традиционное и компьютерное источниковедение. Барнаул. 1995.
Кахк Ю.Ю. Применение электронных вычислительных машин в исследованиях историков Эстонской ССР // История СССР, 1964, N 1.
Кащенко С.Г. Отмена крепостного права в столичной губернии. СПб., 2001.
Кащенко С.Г. Реформа 19 февраля 1861 г. на Северо-Западе России. М., 1995.

Ковальченко И.Д., Бородкин Л.И. Современные методы изучения исторических источников с использованием ЭВМ. М., 1987.
Количественные методы в исторических исследованиях. М., 1984.
Компьютизированный статистический анализ для историков. Учебное пособие. М., 1999.
Литвак Б.Г. О путях развития источниковедения массовых источников // Источниковедение. М., 1969.
Литвак Б.Г. Очерки источниковедения массовой документации XIX – начала XX в. М.,1979.
Лубский А.В., Пронштейн А.П. Некоторые теоретические и методические проблемы источниковедения массовых источников // Источниковедение отечественной истории. 1981. М., 1982.
Мир источниковедения. М., 1994.
Плошко Б.Г., Елисеева И.И. История статистики. М., 1990.
Рыбаков Ю.Я. Промышленная статистика России XIX в. М., 1976.
Селунская Н.Б. Проблемы изучения массовых исторических источников в современной американской историографии // История СССР.

Тюрин Ю.Н., Макаров А.А. Статистический анализ данных на компьютере. М., 1998.
Устинов В.А. О применении ЭВМ для обработки историко-статистических данных // Вопросы истории, 1964, N 5.
Черноморский М.Н. Источниковедение истории СССР. Советский период. М., 1976.
Классификация исторических источников, описание и примеры
Исторические источники — это вся совокупность объектов отображающих исторический процесс. В широком смысле это всё созданное человеком, а так же, все результаты взаимодействия человека с окружающей средой.
К историческим источникам относится все созданное человеком, включая следы его жизнедеятельности. Для удобства ещё несколько десятилетий назад общепринятой была признана классификация по типу носителя информации.
Содержание
Письменные источники
Роль письменных источников растёт вместе с распространением письменности. Хотя и изучения древней истории они играют значительную роль. К примеру, Законы Хаммурапи дали большое количество информации о жизни в древней Месопотамии. Письменные источники столь обширны, что их можно разделить на несколько групп:
Законодательные и нормативные акты, а так же подготовительные материалы. Подготовительные материалы дают много информации о настроении и позиции разных слоёв населения.
Служебная и частная переписка. В переписке часто есть гораздо больше информации, характеризующей реальное состояние расстановки политических сил. Скрытые мотивы партий, политических деятелей, вскрывает реальные причины введения тех или иных законов.
Рабочие документы предприятий, политических партий, государственных учреждений. Они помогают составить общую картину состояния экономики, отраслей хозяйства, развитие образования и прочих сфер жизни, а так же динамику их развития.
Дневники и мемуары. К информации представленной здесь стоит относиться с максимально критично.
Точка зрения здесь, как правило, достаточно субъективная. Но отсюда можно извлечь факты, не освещённые в официальных источниках или получить принципиально иную точку зрения на происходящие события.
Газеты, журналы, листовки. С точки зрения фактического материала это не самый достоверный источник. Но с точки зрения социальной истории, эти источники показывают борьбу мнений различных политических и социальных течений. Долгое время периодическая печать была рупором политической аппозиции.
Летописи и хроники. Летописи дают фактический материал для периода, когда письменность была ещё не получила широкого распространения и была уделом избранных.
Не стоит всю информацию из письменных источников расценивать как установленный факт. Те же летописи не раз переписывались и, в первую очередь, защищали точку зрения действующее власти. Для глубокого анализа темы необходимо использовать комплекс источников, и всегда сопоставлять полученные данные.
Вещественные источники
Вещественные (материальные) исторические источники представлены огромным пластом материальной культуры. К этому виду источников относятся: оружие, орудия труда, монеты, игрушки, сохранившаяся одежда, предметы быта, захоронения, архитектура. Кроме того, к материальным источникам относятся следы жизнедеятельности человека: остатки пищи, кострища, вырубки и прочее.
Во время археологических раскопок добывается огромное количество вещественных источников. Анализ данных материалов позволяет составить представление об образе жизни и занятиях людей, живших задолго да нас.
Данная категория является основной для дописьменного периода, начиная с каменного века, но не менее важны следы жизнедеятельности человека и для новой и новейшей истории. Так, к примеру, большая часть культурного слоя XVII – XIX веков была практически полностью уничтожена при городской застройке, поэтому сейчас сложнее восстановить быт городского населения той эпохи.
Этнографические источники
Сюда входят обряды, обычаи, народные традиции, праздники. В современном мире есть множество пережитков прошлого, которые помогают восстановить быт наших предков. Наблюдение за современными племенами, находящимися на более низкой ступени развития помогли составить представление о жизни людей в каменном веке.
Устные источники
К устным источникам относятся как воспоминания очевидцев событий, так и народный фольклор: былины, сказки, народные песни. Легко составить представление о ближайшем периоде истории благодаря воспоминаниям людей, являвшихся непосредственными участниками изучаемых событий.
Былины и сказки помогают понять мировоззрение предыдущих поколений и помогают восстановить картину быта. Песни помогают в том числе определить отношение народных масс к важным историческим событиям. К примеру, восстание Степана Разина долго воспринималось в историографии как посягательство на официальную власть, но в песнях сохранился образ Степана Разина как народного героя
Лингвистические источники
Язык, на котором мы говорим, так же хранит память о прошлом. Так близкое сходство языков разных народов показывает, что прежде они моги быть единым племенем. В связи с топонимикой лингвистика помогает определить коренное население того или иного региона, выявить связи между народами и их влияние друг на друга.
Аудиовизуальные источники
Фото, видео, аудиозаписи появились только в новое время и значение этих источников постоянно растёт. В современном мире большая часть важных событий и происшествий запечатлена на видео. При изучении истории можно не только составить представление по документам и воспоминаниям, но и увидеть, как это происходило.
Критический анализ исторических источников
Далеко не все исторические источники дают достоверную информацию. Даже труды историков прошлого не обладают достоверностью. Часто они представляли точку зрения действующей власти или не имели полной картины событий. То же относится к летописям и хроникам. В ранних списках можно увидеть иной взгляд на проблему, нежели в более поздних версиях. Это можно сравнить с современными СМИ, представляющими официальную власть.
Подлинность исторических источников так же нужно проверять. В XVIII веке история постепенно стала входить в моду. Активно велись раскопки, изучались материалы. Вместе с этим в XVIII – XIX веках появилось огромное количество фальсификата. Документы и артефакты ценились коллекционерами, на этом наживались мошенники, создавая подделки. Для выявления фальшивок проводится всесторонний анализ, начиная от материала, на котором написан документ, заканчивая лингвистическим анализом и сопоставлением с подлинниками того времени.
Для воссоздания максимально достоверной картины происходящего историки используют максимально доступный комплекс исторических источников. По возможности, лучше использовать все доступные источники. Проверить существующие точки зрения, постараться подкрепить письменные источники материальными, посмотреть, как эти события сохранились в народной памяти.
Вывод
Исторические источники дают возможность больше узнать о прошлом. Благодаря им мы знаем путь развития человечества. При исследовании определённой темы нужно использовать все доступные источники, тем не менее, нужно критически относиться к полученной информации и изучать позицию всех сторон.
Использованная литература и дополнительные материалы по теме:
- Кириллов В.В. История России. М. 2019.
- Румянцева М.Ф. (ред.) Источниковедение. М. 2015.
- Сиренов А.В.(ред.) Источниковедение. М. 2015.
Объяснение первичных и вторичных источников
Источник: https://pixabay.com/photos/tomb-egypt-ancient-brown-tomb-4300251/Исторические источники занимают центральное место в вашем изучении прошлого и важны для вашего успеха в оценочных работах по истории. Поэтому крайне важно чтобы вы узнали, что они собой представляют и в каких формах они проявляются.
Источник – это то, что предоставляет информацию по изучаемой вами исторической теме.
Они могут быть как письменными (например, книги или веб-сайты), так и неписаными (например, фотографии или артефакты).
Независимо от того, что вы делаете в истории, вы будете использовать источники.
Это может быть просто изучение информации из учебника или веб-сайта или просмотр древних артефактов, сделанных в прошлом.
В любом случае, они предоставляют информацию о прошлом и считаются «источниками информации».
Существует два вида источников: первичные и вторичные.
Основное различие между первичным и вторичным источником заключается в том, когда они были созданы.
Чтобы определить, является ли тот или иной источник первичным или вторичным, необходимо выяснить время его создания.
Первоисточники были созданы в исторический период, т. расследовано.
Часто их труднее всего найти, но в результате они часто являются самым убедительным доказательством, которое вы можете использовать в своих оценочных материалах.
Существует множество различных типов первоисточников:
Посмотрите видео-объяснение на канале History Skills на YouTube:
Подпишитесь на History Skills на YouTube
Типы первоисточников | Примеры |
Опубликованные документы | книги, журналы, газеты, правительственные документы, отчеты, рекламные объявления, карты, плакаты, юридические документы и другие виды литературы |
Неопубликованные документы | личные письма, дневники, завещания, акты и школьные табели успеваемости |
Визуальные документы | фотографии, плакаты, мультфильмы, фильмы и картины |
Реликвии или артефакты | керамика, мебель, одежда, здания и другие раскопанные физические предметы |
Вторичные источники были сделаны после периода времени, который вы исследуете.
Как правило, цените вторичные источники, созданные учеными, поскольку они обычно более надежны.
Однако, хотя современные ученые стремятся создавать надежные и непредвзятые исторические отчеты, читайте их труды с таким же критическим взглядом, как и создатели первоисточников.
Как и первичные источники, вторичные источники бывают разных типов :
Типы вторичных источников | Примеры |
Книги | популярные книги по истории, учебники, академические труды и печатные диссертации |
Статьи академического журнала | научные исследования, проводимые университетскими учеными, публикуются в академических журналах, которые можно найти через JSTOR или Google.![]() |
Веб-сайты | Качество большинства веб-сайтов, которые появляются в результатах поиска Google, недостаточно для школьных или университетских эссе. Если вы решите использовать веб-сайты в качестве вторичных источников убедитесь, что вы используете веб-сайты только уважаемых лиц или учреждений (университетов, музеев, государственных архивов и т. д.). |
Демонстрация вида и типа источника в письме:
Древнегреческий меч является первоисточником, потому что он был сделан во времена событие.
Современный веб-сайт считается вторичным источником, поскольку он был создан после того, как события, которые он описывает.
Галльские войны это из первых рук, написано
рассказ о вторжении Юлия Цезаря в Галлию.
В серии писем, написанных в 1914 русскому царю, Немецкий кайзер Вильгельм II писал, что «ответственность за катастрофу, грозящую теперь всему цивилизованному миру, не будет лежать на моей двери» (1914, н.п.).
Никакая личная информация не собирается в рамках этой викторины. Записываются только выбранные ответы на вопросы.
Проект справочников по истории Интернета Редактор: Пол Халсолл
Справочники по истории Интернета ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ Следующее состоит из тематически основанных подмножеств тексты с некоторыми дополнительными документами и ссылками из трех основных справочников вышеперечисленное. ТЕМЫ ИСТОЧНИКОВ Следующее состоит из тематически основанных подмножеств тексты, полностью взятые из трех основных справочников, перечисленных выше, наряду с с документами из вспомогательных справочников Веб-сайты курсов Пола Халсолла Различные веб-сайты курсов, отражающие использование документов IHSP. Курсы западной цивилизации Ядро I: Западная цивилизация до 1715 года Ядро II: Западная цивилизация с 1715 года Курс современной истории: Запад: от просвещения до современности Европейская история и историки I Европейская история и историки II Курсы средневековой истории Курс изучения средневековья или версия с низкой графикой Средневековая Европа Византия Крестовые походы Власть и протест в позднесредневековой Англии [Архив] Курсы всемирной истории Ядро 9: Китайская культура Исламская история до 1798 года Тематические курсы Миф, эпос и романтика: средневековая история в кино ![]() Святые, святость и общество Пол и гендер в досовременной Европе Как цитировать документы в проекте «Справочники по истории Интернета» Проект «Справочники по истории Интернета» находится на историческом факультете Фордхэмского университета в Нью-Йорке. Интернет Medieval Sourcebook и другие средневековые компоненты проекта находятся по адресу
Университетский центр Фордхэма
для средневековых исследований. IHSP признает вклад Фордхэмского университета,
Факультет истории Фордхэмского университета и Фордхэмский центр средневековых исследований в
предоставление веб-пространства и серверной поддержки для проекта. |