Плутарх
У нас, эллинов, говорят умные, а дела решают дураки.
Плутарх (ок.45/ок.127 н.э.) — древнегреческий писатель и историк. Написал около 50 биографий знаменитых греков и римлян, которые вошли в «Сравнительные жизнеописания» — главный труд Плутарха. Все остальные сочинения, дошедшие до наших дней, объединены под названием «Морали».
Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 222.
+ + +
Плутарх из Херонеи (ок. 46 — ок. 127) — греческий писатель и философ-моралист. Принадлежал к Академии платоновской и исповедовал культ Платона, отдавая дань многочисленным стоическим, перипатетическим и пифагорейским влияниям в духе характерного для этого времени эклектизма. Его интерпретация Платона продолжала линию Посидония и подготовляла неплатоническое истолкование Библии. Полемизируя со стоическим натурализмом и пантеизмом, Плутарх часто склонялся к пониманию материи как космического начала несовершенства, дуалистически противостоящего трансцендентному Богу.
Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 327.
Другие биографические материалы:
Пискунов А.И. Греческий писатель (Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. Сост. А.И. Пискунов. 2 изд. перераб. М., 1981).
Солопова M.А. Автор знаменитых «Параллельных жизнеописаний» (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010).
Маркиш С.П. Неисчерпаемый источник сведений о древнем мире (Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 11. ПЕРГАМ — РЕНУВЕН. 1968).
Баландин Р.К. Верховный жрец Аполлона в Дельфах (Баландин Р.К. Сто великих гениев / Р.К. Баландин. — М.: Вече, 2012).
Проявлял враждебность аскетизму и доктринёрству (Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983).
Греческий философ и биограф (Античные писатели. Словарь. СПб, изд-во «Лань», 1999).
Историк и философ-моралист (Большая советская энциклопедия. В 30 т. Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. 3-е. Т. 20. Плата – Проб. – М., Советская энциклопедия. – 1975).
Далее читайте:
Плутарх Херонейский. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Ликург (фрагменты).
Плутарх Херонейский. Жизнеописание Диона.
Плутарх Херонейский.
Плутарх Херонейский. [Сопоставление Брута и Диона].
Плутарх Херонейский. Деметрий.
Плутарх Херонейский. Антоний.
Плутарх Херонейский. [Сопоставление Деметрия и Антония].
Плутарх Херонейский. Гальба.
Плутарх Херонейский. Отон.
Философы, любители мудрости (биографический указатель).
М.Ф. Пахомкина. Философия. Задачи, упражнения, тесты, творческие задания: учебно-практическое пособие / М.Ф. Пахомкина. – Хабаровск: Изд-во Хабар. гос. техн. ун-та. 2005.
А.А. Тесля. Философия: методические указания / А.А. Тесля. — Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2009. – 31 с.
Сочинения:
Moralia, гее. С. Hubert, M. Pohlenz, К. Ziegler [e. a.], v. 1-7, Lipsiae, 1925-67;
Vitae parallelae, у. 1-4, гее. С1. Lindskog et К. Ziegler, Lipsiae, 1914-39; в рус. пер.-Сравнительные жизнеописания, т. 1 — 3 М.. 1961-64.
Литература:
Аверинцев С. С., Плутарх и античная биография. К вопросу о месте классика жанра в истории жанра, М., 1973;
Лосев А.Ф. Эллинистически-римская эстетика 1–11 вв. н.э. М., 1979;
Ziegler К. , Plutarchos vqn Chaironeia, в кн.: Paulys Real-Encyclopadie der Clas-sischen Altertumswissenschaft, Hbd, 41, Stuttg., 1951, col.. 636-962;
Dihle A., Studien zur griechischen Biographie, Gottingen, 1956.
Егоров И.А. Плутарх Херонейский как оригинальный мыслитель. – В кн.: Проблемы бытия и познания в истории зарубежной философии. М., 1982;
Babut D. Plutarque et le Stoïcisme. P., 1969;
Dillon J. The Middle Platonists. L., 1977, 2ed. 1996, p. 184–230;
Brenk F.E. In Mist Apparelled: Religious Themes in Plutarch’s Moralia and Lives. Leiden, 1977;
Deuse W. Untersuchungen zur mittelplatonischen und neuplatonischen Seelenlehre. Wiesbaden, 1983, S. 12–61;
Hershbett J.P. Plutarch’s De animae proereatione in Timaeo. An analysis of structure and content. – ANRW II 36, 1, 1987, p. 235–247;
Idem. Plutarch and Stoicism;
Plutarch and Epicureanism. – Ibid., 36, 5, 1992, p. 3336–3383;
Aspetti dello stoicismo e dell’epicureismo in Plutarco. Atti del II convegno di studi su Plutarco. Ferrara, 2–3 aprile 1987, a cura di I.Gallo. Ferrara, 1988.
Плутарх
Официально:
Плутарх. Ок. 46 – ок. 127. Древнегреческий философ и историк
Неофициально:
1. Философ и историк Плутарх носил имя, в переводе с древнегреческого означавшее «властитель богатства». Это вполне логично, особенно если под богатством понимать духовные ценности.
2. Плутарх на самом деле невероятно обогатил нас сведениями из современной ему и прежней античной жизни. Но прежде получил неплохое образование: выходец из богатой семьи, жившей в греческом городе Херонея, он учился в Афинах и Александрии, постигал физику, философию и естественные науки.
3. Известное влияние на философские взгляды Плутарха оказали перипатетики и стоики. Сам он причислял себя к платоникам, но на самом деле был скорее эклектиком. В философии его интересовало главным образом её практическое приложение.
4. В молодости Плутарх вместе с братом Ламприем и учителем Аммонием посетил Дельфы, где ещё сохранялся, хотя и пришел в упадок, культ Аполлона. Это путешествие оказало серьёзное влияние на жизнь, научную и литературную деятельность Плутарха.
5. Плутарх несколько раз бывал в Риме и даже читал там лекции по философии. В Риме он подружился с влиятельными людьми и даже получил римское гражданство и новое имя Луций Местрий Плутарх, хотя латынью тогда не владел и с учениками общался на греческом. Латынь он изучит на склоне лет.
6. Благодаря высокопоставленным римским друзьям Плутарх стал самым влиятельным человеком своей провинции: император Траян запретил наместнику Ахеи проводить какие-либо мероприятия без предварительного согласования с Плутархом.
7. Плутарх много путешествовал, побывал в Спарте, Коринфе и других городах Греции, но жил, в основном, в родном городе: деятельно участвовал в его управлении и вел своего рода философский кружок, некий филиал Афинской академии.
8. Плутарх всю жизнь очень много писал: причем все им написанное ныне принято делить на две части: биографии, или исторические труды, и все остальное, объединенное термином «Этика», – то есть философско-публицистические сочинения.
9. Из двухсот с лишним сочинений Плутарха, перечисленных в свое время его учениками, до нас дошло примерно сто – что очень много, учитывая толщу лет, отделяющую нас от Плутарха, жившего в I веке нашей эры, в одно время со Спартаком. Кстати сказать, о Спартаке мы знаем как раз от Плутарха: именно он описал восстание Спартака в биографии Марка Лициния Красса.
10. Биография римского полководца Красса – одна из множества сохранившихся биографий, объединенных Плутархом в так называемые «Сравнительные жизнеописания». Это особый жанр биографической прозы, придуманный Плутархом критики называют греко-римской борьбой репутаций, и это исключительно точно. Знаменитый российский ученый-филолог Сергей Аверинцев определил «Сравнительные жизнеописания» как «философско-психологические этюды на материале политической истории».
11. Каждая биографическая «параллель» состоит из биографии греческого политика, биографии римского политика, которого Плутарху показалось уместным с ним сопоставить, и заключительного сравнения этих двух персон. Великого властителя Александра Македонского, например, Плутарх сравнивает с Юлией Цезарем, законодателя Ликурга с Нумой Помпилием, оратора Демосфена, разумеется, с Цицероном.
12. Наше знание античной истории, все наши сведения о великих людях Древней Греции и Древнего Рима почерпнуты, во многом, из трудов Плутарха. Он описал убийство Цезаря в Сенате, правда, о словах «И ты, Брут!» он не упоминает.
13. Плутарх рассказал о гордиевом узле и опроверг легенду о том, что Александр его разрубил. По словам Плутарха, узел был сделан из кизиловой коры, и Александру легко удалось разрешить задачу: он освободил ярмо, вынув из переднего конца дышла крюк – так называемый «гестор», которым закрепляется яремный ремень.
14. Именно из текстов Плутарха мы знаем, что спартанская женщина вручала сыну, идущему на войну, щит.
15. От Плутарха мы узнали слово «пират» в его теперешнем значении.
16. И о том, откуда пошел обычай не жениться в мае, нам тоже рассказывает Плутарх: у римлян апрель был посвящен Венере, а июнь – Юноне. По словам Плутарха, римляне старались жениться либо чуть раньше наступления мая, либо чуть позже его окончания, чтобы брак был освящен покровительством либо богини любви, либо богини брака.
17. В зрелых годах жизни Плутарх стал жрецом Храма Аполлона в Дельфах. Пытаясь вернуть святилищу и оракулу былое значение, он заслужил глубокое уважение жителей окрестностей, и они воздвигли ему статую.
18. Труды и лекции сделали Плутарха знаменитостью в Римской империи, но он продолжал жить, где он родился, и принимал активное участие в местных делах. В своем доме он принимал гостей со всей империи и, сидя в своем мраморном кресле, вел с ними серьезные разговоры. Слова остались: полемику записывали и публиковали. 78 эссе и других сохранившихся произведений известны нынче под общим названием «Моралии». Все ли моралии принадлежат перу Плутарха, наука пока не выяснила.
19. Если верить византийскому историку VIII – IX века Георгию Синкеллу, в конце жизни Плутарха император Адриан назначил его прокуратором Ахеи.
Плутарх | Биография, работы и факты
Плутарх
См. все СМИ
- Дата рождения:
- 46 Херонея древняя Греция
- Умер после:
- 119
- Известные работы:
- «моралия» «Параллельные жизни»
- Предметы изучения:
- Спартак Третья рабская война
Просмотреть весь связанный контент →
Популярные вопросы
Чем важен Плутарх?
Плутарх был греческим биографом и писателем, родившимся в I веке нашей эры, чьи работы сильно повлияли на эволюцию эссе, биографий и исторических текстов в Европе с 16 по 19 века. Переводы Плутарха повлияли на писателей, включая Монтеня, Шекспира и Гете, и вдохновили лидеров Французской революции.
Чем запомнился Плутарх?
Популярность Плутарха основывается, прежде всего, на его параллельных жизнях , биографиях греческих и римских героев, составленных парами, выбранных по сходству характеров или карьеры, и после каждой из них следует формальное сравнение. Они были созданы для поощрения взаимного уважения между греками и римлянами и для демонстрации образцовых моделей поведения, демонстрируя благородные поступки и характеры.
Что написал Плутарх?
Плутарх был плодовитым писателем, написавшим более 200 произведений, не все из которых сохранились до наших дней. Помимо Parallel Lives , Moralia (или Ethica ), серия из более чем 60 эссе на этические, религиозные, физические, политические и литературные темы, является его самой узнаваемой работой.
Что сделал Плутарх?
Плутарх занимал главные магистратуры и другие муниципальные должности в Хэронее и руководил там школой, специализирующейся на философии, особенно этике. Общественные обязанности несколько раз приводили его в Рим, где он читал лекции по философии. Он поддерживал тесные связи с Академией в Афинах и с Дельфами, где пожизненно был священником.
Какой была семья Плутарха?
Плутарх был сыном Аристобула, биографа и философа. Плутарх был женат на женщине по имени Тимоксена, и у них было как минимум пятеро детей. В Consolatio своей жене в связи со смертью малолетней дочери он упоминает четырех сыновей; из них по крайней мере двое пережили детство.
Сводка
Прочтите краткий обзор этой темы
Плутарх , греческий Plutarchos , латинский Plutarchus , (родился в 46 г. н.э., Херония, Беотия [Греция] — умер после 119 г. н.э.), биограф и автор, чьи работы сильно повлияли на эволюцию эссе, биографии и исторического письма в Европа с 16 по 19 века. Среди его примерно 227 работ наиболее важными являются Bioi parallēloi ( Parallel Lives ), в которых он рассказывает о благородных деяниях и характерах греческих и римских солдат, законодателей, ораторов и государственных деятелей, а также Moralia или Ethica , серия из более чем 60 эссе на этические, религиозные, физические, политические и литературные темы.
Жизнь
Плутарх был сыном Аристобула, биографа и философа. В 66–67 годах Плутарх изучал математику и философию в Афинах у философа Аммония. Общественные обязанности позже приводили его несколько раз в Рим, где он читал лекции по философии, завел много друзей и, возможно, наслаждался знакомством с императорами Траяном и Адрианом. Согласно Suda lexicon (греческий словарь, датируемый примерно 1000 г. н.э.), Траян удостоил его высокой чести Ornamenta Consularia . Хотя это может быть правдой, отчет церковного историка 4-го века Евсевия о том, что Адриан сделал Плутарха правителем Греции, вероятно, является апокрифом. Дельфийская надпись показывает, что он имел римское гражданство; его nomen , или фамилия, Местриус, несомненно, была заимствована у его друга Луция Местрия Флоруса, римского консула.
Плутарх много путешествовал, посетив центральную Грецию, Спарту, Коринф, Патры (Патры), Сарды и Александрию, но своей обычной резиденцией он поселился в Херонее, где занимал главный магистрат и другие муниципальные должности и руководил школой с обширной учебной программой. центральное место в которой занимала философия, особенно этика. Он поддерживал тесные связи с Академией в Афинах (у него было афинское гражданство) и с Дельфами, где примерно с 95 г. пожизненно имел священство; он, возможно, завоевал интерес Траяна и поддержку возродившейся тогда моды на оракулов. Размер семьи Плутарха неизвестен. В Consolatio своей жене Тимоксене в связи со смертью малолетней дочери он упоминает о четырех сыновьях; из них по крайней мере двое пережили детство, и у него могли быть другие дети.
Литературная деятельность Плутарха была огромна. 227 заголовков в так называемом каталоге Ламприаса, списке произведений Плутарха, предположительно составленном его сыном, не все являются подлинными, но и не включают в себя все, что он написал. Порядок композиции не может быть определен.
Жизни
Популярность Плутарха основывается прежде всего на его Параллельные жизни . Те, что посвящены другу Траяна Сосию Сенециону, который упоминается в житиях «Демосфен», «Тесей» и «Дион», были призваны поощрять взаимное уважение между греками и римлянами. Демонстрируя благородные поступки и характеры, они также должны были служить образцом поведения.
Первая пара, «Эпаминонд и Сципион», а также, возможно, введение и официальное посвящение, утеряны. Но план Плутарха явно состоял в том, чтобы опубликовать в последовательных книгах биографии греческих и римских героев парами, выбранными, насколько это возможно, по сходству их характеров или карьеры, и после каждой из них должно было проводиться формальное сравнение. Внутренние данные свидетельствуют о том, что Жизнеописания были составлены в более поздние годы Плутарха, но порядок их составления можно определить лишь частично; нынешний порядок представляет собой более позднюю перестановку, основанную в основном на хронологии греческих подданных, которые стоят первыми в каждой паре. Всего сохранилось 22 пары (одна пара представляет собой двойную группу «Агиса и Клеомена» и «Гракхов») и четыре отдельные биографии Артаксеркса II, Арата, Гальбы и Отона.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
жизней демонстрируют впечатляющие знания и исследования. Цитируется множество источников, и, хотя Плутарх, вероятно, не консультировался со всеми из них из первых рук, его исследования явно были обширными, а составление должно было занять много лет. Для римлянина Житий ему мешало несовершенное знание латыни, которую он выучил поздно в жизни, ибо, как он объясняет в «Демосфене», политические задачи и преподавание философии полностью занимали его во время пребывания в Риме и Италия. Форма жизней представляло собой новое достижение, не тесно связанное ни с предыдущей биографией, ни с эллинистической историей. Общая схема заключалась в том, чтобы дать рождение, молодость и характер, достижения и обстоятельства смерти, перемежающиеся частыми этическими размышлениями, но детали варьировались как в зависимости от предмета, так и от доступных источников, среди которых были анекдоты и мемуаристы, а также историки. Плутарх никогда не утверждал, что пишет историю, которую он отличал от биографии. Его целью было восхитить и назидать читателя, и он не скрывал своих симпатий, которые особенно проявлялись в его горячем восхищении словами и делами спартанских царей и полководцев. Его злобные и несправедливые нападки на Геродота, греческого историка V века до н. э., вероятно, исходили из его чувства, что Геродот сделал Афинам больше, а Беотии меньше, чем справедливость.
Плутарх — Ливий
Это незавершенная страница. Она будет расширена до полноценной статьи.
Плутарх Херонейский (46-c.122): влиятельный греческий философ и автор, хорошо известный своими биографиями и моральными трактатами.
Бюст, предположительно изображающий ПлутархаНе будет преувеличением сказать, что наряду с Августином Гиппонским и Аристотелем Стагирским Плутарх Херонейский является самым влиятельным древним философом. Ему может не хватать глубины Августина, самого влиятельного философа раннего Средневековья, и проницательности Аристотеля, считавшегося мастером всех интеллектуалов позднего Средневековья, но херонейский мудрец — превосходный писатель, от эпохи Возрождения до в наши дни его моральные трактаты нашли большую аудиторию, чем любой другой античный философ. В свое время он был чрезвычайно популярен, потому что мог объяснить философские дискуссии нефилософским читателям, как греческим, так и римлянам. Тот факт, что он был священником в Дельфах, несомненно, повысил его популярность.
Жизнь
Плутарх, вероятно, родился в 46 г. в беотийском городе Херонее. Его родители были богатыми людьми, и после 67 лет их сын смог изучать философию, риторику и математику в Платоновской академии в Афинах. Однако Плутарх так и не стал платоническим пуританином, но всегда оставался открытым для влияния других философских школ, таких как Стоя и школа Аристотеля. Вполне вероятно, что молодой человек присутствовал, когда император Нерон, посетивший в это время Грецию, объявил греческие города свободными и автономными.
Поскольку Плутарх был богатым человеком, он стал одним из ведущих граждан Херонеи и, как известно, несколько раз представлял свой город. Например, он посещал правителя Ахайи, ездил в Александрию и Рим (несколько раз). Это еще раз доказывает, что он был богатым человеком.
Среди его друзей был Луций Местрий Флор, консул во времена правления Веспасиана и проводник Плутарха во время его визита в Кремону, где в 69 г., год четырех императоров Гальбы, Вителлия, Отона и Веспасиана. Местриус также обеспечил римское гражданство Плутарху, официальное имя которого теперь стало Местриус Плутарх. В конце своей жизни он был удостоен прокуратуры Ахайи, важной должности, которую он, вероятно, занимал только номинально. Его участие в римском мире, хотя и на тщательно выдерживаемом расстоянии, объясняет, почему он проявляет такой большой интерес к истории Рима. Тем не менее, он медленно выучил латынь. примечание [Плутарх, Демосфен 2.2.]
В 90-е годы повидавший многое на свете Плутарх поселился в родном городе. Когда его попросили объяснить свое возвращение в провинцию, он сказал, что Херонея находится в упадке и что она будет еще меньше, если он не поселится там. Некоторое время был мэром.
В своем трактате Должны ли старики принимать участие в политике? , Плутарх сообщает нам, что он занимал должность в святом городе Дельфы и, как известно, стал одним из двух постоянных жрецов, ответственных за толкование вдохновенных высказываний Пифии, пророчицы Дельф. В эти годы рядом со святилищем была построена библиотека, и заманчиво предположить, что за этой инициативой стоял Плутарх.
В первые два десятилетия второго века он изучил и написал много книг. Согласно неполному каталогу третьего века, насчитывалось от 200 до 300 наименований. Эти книги принесли ему мировую известность, а дом знаменитого автора стал частной школой для молодых философов. Его часто посещали греки и римляне, хотя и не обязательно для изучения философии. Император Траян, возможно, был одним из посетителей (зима 113/114?), и, возможно, именно по этому случаю Траян почтил Плутарха украшениями консула, важной наградой. Отныне Плутарху разрешалось носить золотое кольцо и белую тогу с пурпурной каймой.
Плутарх умер после своего прокуратуры, которая была в 119 г., и до 125 г. Год 122 — это только догадки. Дельфийцы и херонцы приказали воздвигнуть статуи своему знаменитому гражданину.
В Утешении жене Плутарх упоминает четырех сыновей, и мы знаем, что как минимум двое пережили детство. Часто отмечалось, что в своих многочисленных публикациях Плутарх показывает, что он был предан своим родителям, деду, братьям, своей жене Тимоксене и их детям, но это, конечно, впечатление, которое хочет передать каждый автор.
МоралияТворчество Плутарха можно разделить на две части: биографии (ниже) и оставшуюся часть, которую обычно называют Моралией или Моральными сочинениями . Эта вторая группа представляет собой разнообразный набор литературной критики, декламаций, этических эссе, советов, полемики, политических статей, бесед и утешений. Хотя среди этих трактатов есть много различий, ясно, что их автор стремился к нравственному воспитанию своих читателей (например, в работах с такими названиями, как Обуздание гнева , Искусство слушать , Как узнать, прогрессирует ли человек к добродетели ).
Центральной темой Плутарха, кажется, была его идея о дуалистической оппозиции между принципами добра и зла в мире. Более поздние философы неоплатонической школы не согласились с этой идеей, и это объясняет, почему несколько более серьезных философских публикаций Плутарха сейчас утеряны. То, что у нас осталось, в целом более легкая работа, вместе с его нападками на стоа и эпикуреизм.
Это интересные тексты, потому что они изображают очень прагматичного философа, цель которого — сделать людей более добродетельными и, следовательно, более счастливыми. На самом деле, некоторые работы имеют поразительное сходство с современными книгами по социальной психологии «сделай сам». Такие трактаты, как «Совет жениху и невесте» , могут показаться нам консервативными и антифеминистскими, но в древности эти советы действительно могли быть полезными.
Биографии
Двойной портрет Сенеки и Сократа: культурный идеал Плутарха одной цивилизации для двух народовБиографии Плутарха, посвященные Quintus Socius Senecio, на самом деле тоже являются моральными трактатами. Он описывает карьеры грека и римлянина и сравнивает их — идея, которую Плутарх скопировал у Корнелия Непота. Например, в Жизнь Тесея / Жизнь Ромула он описывает жизнь основателей Афин и Рима, а в кратком эпилоге проникает в их характеры. Другой пример — сравнение Фемистокла и Камилла, афинянина и римлянина, которые оба были отправлены в изгнание. В результате получается не только занимательная биография, но и лучшее понимание нравственно образцового человека, которое читатель может использовать для собственного нравственного совершенствования.
Хорошим примером метода Плутарха является его Жизнь Александра/Жизнь Юлия Цезаря , в котором он дает очень краткое изложение своего биографического идеала.
Я пишу не истории, а жизни; и в самых славных деяниях не всегда есть указание на добродетель или порок, действительно, такая мелочь, как фраза или шутка, часто делает большее раскрытие характера, чем битвы, в которых гибнут тысячи. примечание [Тр. Юэн Боуи.]
Это хорошее описание того, что может предложить Плутарх. Он не будет давать углубленного сравнительного анализа причин падения империи Ахеменидов и Римской республики, а предлагает анекдоты с моральным пуэнтом . Мы должны читать его Жизнь Александра как сборник рассказов, в которых показаны добродетели и пороки. Самая важная тема (можно сказать: видение Плутарха значения Александра в мировой истории) состоит в том, что он принес варварам цивилизацию и сделал их людьми; Александр, так сказать, философ-практик, совершенствующий человечество довольно необычным, но действенным способом. Эта тема более подробно разработана в сочинении под названием 9.0153 Судьба и добродетель Александра (текст).
Поскольку моральное суждение Плутарха важнее его исторического суждения, он иногда делает странные ошибки (например, восхваляет благонадежный характер и тактичное поведение Помпея), но он неплохой историк. Например, в отличие от своего римского современника Светония, он суммирует все свои моральные анекдоты в более или менее хронологической последовательности. (Светоний не придерживается этого принципа.) Возвращаясь к Александру: большинство авторов книг о македонском царе брали свой материал либо из «вульгатной» традиции (которая следует биографу по имени Клитарх), либо из «хорошей» традиции (которая следует за Птолемеем, одним из полководцев Александра). Плутарх, с другой стороны, рассказывает свою собственную моральную историю и берет элементы из обеих традиций.
Алкивиад | Кориолан | Сравнение |
Александр | Цезарь | — |
Арат и Артаксеркс | Гальба и Отон | — |
Аристидес | Катон Старший | Сравнение |
Никий | Красс | Сравнение |
Деметриус | Антоний | Сравнение |
Демосфен | Цицерон | Сравнение |
Дио | Брут | Сравнение |
Перикл | Фабиус Максимус | Сравнение |
Кимон | Лукулл | Сравнение |
Лизандр | Сулла | Сравнение |
Ликург | Нума | Сравнение |
Пелопид | Марцелл | Сравнение |
Филопемен | Фламинин | Сравнение |
Фокион | Катон Младший | — |
Агесилай | Помпей | Сравнение |
Солон | Публикола | Сравнение |
Пирр | Мариус | — |
Тесей | Ромул | Сравнение |
Евмен | Серторий | Сравнение |
Агис Клеомен | Тиберий Гракх Гай Гракх | Сравнение |
Тимолеон | Паулл | Сравнение |
Фемистокл | Камилл | — |
Эпаминонд | Сципион | Потерян |
Если у читателя этой статьи сложилось впечатление, что Плутарх — скучный моралист, он ошибается.