Историк плутарх: Plutarch | Biography, Works, & Facts

Плутарх

У нас, эллинов, говорят умные, а дела решают дураки.

Плутарх (ок.45/ок.127 н.э.) — древнегреческий писатель и историк. Написал около 50 биографий знаменитых греков и римлян, которые вошли в «Сравнительные жизнеописания» — главный труд Плутарха. Все остальные сочинения, дошедшие до наших дней, объединены под названием «Морали».

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 222.

+ + +

Плутарх из Херонеи (ок. 46 — ок. 127) — греческий писатель и философ-моралист. Принадлежал к Академии платоновской и исповедовал культ Платона, отдавая дань многочисленным стоическим, перипатетическим и пифагорейским влияниям в духе характерного для этого времени эклектизма. Его интерпретация Платона продолжала линию Посидония и подготовляла неплатоническое истолкование Библии. Полемизируя со стоическим натурализмом и пантеизмом, Плутарх часто склонялся к пониманию материи как космического начала несовершенства, дуалистически противостоящего трансцендентному Богу.

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 327.

Другие биографические материалы:

Пискунов А.И. Греческий писатель (Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. Сост. А.И. Пискунов. 2 изд. перераб. М., 1981).

Солопова M.А. Автор знаменитых «Параллельных жизнеописаний» (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010).

Маркиш С.П. Неисчерпаемый источник сведений о древнем мире (Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 11. ПЕРГАМ — РЕНУВЕН. 1968).

Баландин Р.К. Верховный жрец Аполлона в Дельфах (Баландин Р.К. Сто великих гениев / Р.К. Баландин. — М.: Вече, 2012).

Проявлял враждебность аскетизму и доктринёрству (Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983).

Греческий философ и биограф (Античные писатели. Словарь. СПб, изд-во «Лань», 1999).

Историк и философ-моралист (Большая советская энциклопедия. В 30 т. Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. 3-е. Т. 20. Плата – Проб. – М., Советская энциклопедия. – 1975).

Далее читайте:

Плутарх Херонейский. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Ликург (фрагменты).

Плутарх Херонейский. Жизнеописание Диона.

Плутарх Херонейский.

Брут.

Плутарх Херонейский. [Сопоставление Брута и Диона].

Плутарх Херонейский. Деметрий.

Плутарх Херонейский. Антоний.

Плутарх Херонейский. [Сопоставление Деметрия и Антония].

Плутарх Херонейский. Гальба.

Плутарх Херонейский. Отон.

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

М.Ф. Пахомкина. Философия. Задачи, упражнения, тесты, творческие задания: учебно-практическое пособие / М.Ф. Пахомкина. – Хабаровск: Изд-во Хабар. гос. техн. ун-та. 2005.

А.А. Тесля. Философия: методические указания / А.А. Тесля. — Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2009. – 31 с.

Сочинения:

Moralia, гее. С. Hubert, M. Pohlenz, К. Ziegler [e. a.], v. 1-7, Lipsiae, 1925-67;

Vitae parallelae, у. 1-4, гее. С1. Lindskog et К. Ziegler, Lipsiae, 1914-39; в рус. пер.-Сравнительные жизнеописания, т. 1 — 3 М.. 1961-64.

Литература:

Аверинцев С. С., Плутарх и античная биография. К вопросу о месте классика жанра в истории жанра, М., 1973;

Лосев А.Ф. Эллинистически-римская эстетика 1–11 вв. н.э. М., 1979;

Ziegler К. , Plutarchos vqn Chaironeia, в кн.: Paulys Real-Encyclopadie der Clas-sischen Altertumswissenschaft, Hbd, 41, Stuttg., 1951, col.. 636-962;

Dihle A., Studien zur griechischen Biographie, Gottingen, 1956.

Егоров И.А. Плутарх Херонейский как оригинальный мыслитель. – В кн.: Проблемы бытия и познания в истории зарубежной философии. М., 1982;

Babut D. Plutarque et le Stoïcisme. P., 1969;

Dillon J. The Middle Platonists. L., 1977, 2ed. 1996, p. 184–230;

Brenk F.E. In Mist Apparelled: Religious Themes in Plutarch’s Moralia and Lives. Leiden, 1977;

Deuse W. Untersuchungen zur mittelplatonischen und neuplatonischen Seelenlehre. Wiesbaden, 1983, S. 12–61;

Hershbett J.P. Plutarch’s De animae proereatione in Timaeo. An analysis of structure and content. – ANRW II 36, 1, 1987, p. 235–247;

Idem. Plutarch and Stoicism;

Plutarch and Epicureanism. – Ibid., 36, 5, 1992, p. 3336–3383;

Aspetti dello stoicismo e dell’epicureismo in Plutarco. Atti del II convegno di studi su Plutarco. Ferrara, 2–3 aprile 1987, a cura di I.Gallo. Ferrara, 1988.

 

 

Плутарх

Официально:

Плутарх. Ок. 46 – ок. 127. Древнегреческий философ и историк

 

Неофициально:

 

1. Философ и историк Плутарх носил имя, в переводе с древнегреческого означавшее «властитель богатства». Это вполне логично, особенно если под богатством понимать духовные ценности.

 

2. Плутарх на самом деле невероятно обогатил нас сведениями из современной ему и прежней античной жизни. Но прежде получил неплохое образование: выходец из богатой семьи, жившей в греческом городе Херонея, он учился в Афинах и Александрии, постигал физику, философию и естественные науки.

 

3. Известное влияние на философские взгляды Плутарха оказали перипатетики и стоики. Сам он причислял себя к платоникам, но на самом деле был скорее эклектиком. В философии его интересовало главным образом её практическое приложение.

 

4. В молодости Плутарх вместе с братом Ламприем и учителем Аммонием посетил Дельфы, где ещё сохранялся, хотя и пришел в упадок, культ Аполлона. Это путешествие оказало серьёзное влияние на жизнь, научную и литературную деятельность Плутарха.

 

5. Плутарх несколько раз бывал в Риме и даже читал там лекции по философии. В Риме он подружился с влиятельными людьми и даже получил римское гражданство и новое имя Луций Местрий Плутарх, хотя латынью тогда не владел и с учениками общался на греческом. Латынь он изучит на склоне лет.

 

6. Благодаря высокопоставленным римским друзьям  Плутарх стал самым влиятельным человеком своей провинции: император Траян запретил наместнику Ахеи проводить какие-либо мероприятия без предварительного согласования с Плутархом.

 

7. Плутарх много путешествовал, побывал в Спарте, Коринфе и других городах Греции, но жил, в основном, в родном городе: деятельно участвовал  в его управлении и вел своего рода философский кружок, некий филиал Афинской академии.

 

8. Плутарх всю жизнь очень много писал: причем все им написанное ныне принято делить на две части: биографии, или исторические труды, и все остальное, объединенное термином «Этика»,  – то есть философско-публицистические сочинения.

 

9. Из двухсот с лишним сочинений Плутарха, перечисленных в свое время его учениками, до нас дошло примерно сто – что очень много, учитывая толщу лет, отделяющую нас от Плутарха, жившего в I веке нашей эры, в одно время со Спартаком. Кстати сказать, о Спартаке мы знаем как раз от Плутарха: именно он описал восстание Спартака в биографии Марка Лициния Красса.

 

10. Биография римского полководца Красса – одна из множества сохранившихся биографий, объединенных Плутархом в так называемые «Сравнительные жизнеописания». Это особый жанр биографической прозы, придуманный Плутархом критики называют греко-римской борьбой репутаций, и это исключительно точно. Знаменитый российский ученый-филолог Сергей Аверинцев определил  «Сравнительные жизнеописания» как «философско-психологические этюды на материале политической истории».

 

11. Каждая биографическая «параллель» состоит из биографии греческого политика, биографии римского политика, которого Плутарху показалось уместным с ним сопоставить, и заключительного сравнения этих двух персон. Великого властителя Александра Македонского, например, Плутарх сравнивает с Юлией Цезарем, законодателя Ликурга с Нумой Помпилием, оратора Демосфена, разумеется, с Цицероном.

     

12. Наше знание античной истории, все наши сведения о великих людях Древней Греции и Древнего Рима почерпнуты, во многом, из трудов Плутарха. Он описал убийство Цезаря в Сенате, правда, о словах «И ты, Брут!» он не упоминает.

 

13. Плутарх рассказал о гордиевом узле и опроверг легенду о том, что Александр его разрубил. По словам Плутарха, узел был сделан из кизиловой коры, и Александру легко удалось разрешить задачу: он освободил ярмо, вынув из переднего конца дышла крюк – так называемый «гестор», которым закрепляется яремный ремень.

 

14. Именно из текстов Плутарха мы знаем, что спартанская женщина вручала сыну, идущему на войну, щит.

 

15. От Плутарха мы узнали слово «пират» в его теперешнем значении.

 

16. И о том, откуда пошел обычай не жениться в мае, нам тоже рассказывает Плутарх: у римлян апрель был посвящен Венере, а июнь – Юноне. По словам Плутарха, римляне старались жениться либо чуть раньше наступления мая, либо чуть позже его окончания, чтобы брак был освящен покровительством либо богини любви, либо богини брака.

 

17. В зрелых годах жизни Плутарх стал жрецом Храма Аполлона в Дельфах. Пытаясь вернуть святилищу и оракулу былое значение, он заслужил глубокое уважение  жителей окрестностей, и они воздвигли ему статую.

 

18. Труды и лекции сделали Плутарха знаменитостью в Римской империи, но он продолжал жить, где он родился, и принимал активное участие в местных делах. В своем доме он принимал гостей со всей империи и, сидя в  своем мраморном кресле, вел с ними серьезные разговоры. Слова остались: полемику записывали и публиковали. 78 эссе и других сохранившихся произведений известны нынче под общим названием «Моралии». Все ли моралии принадлежат перу Плутарха, наука пока не выяснила.

 

19. Если верить византийскому историку VIII – IX века Георгию Синкеллу, в конце жизни Плутарха император Адриан назначил его  прокуратором Ахеи.

Плутарх | Биография, работы и факты

Плутарх

См. все СМИ

Дата рождения:
46 Херонея древняя Греция
Умер после:
119
Известные работы:
«моралия» «Параллельные жизни»
Предметы изучения:
Спартак Третья рабская война

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Чем важен Плутарх?

Плутарх был греческим биографом и писателем, родившимся в I веке нашей эры, чьи работы сильно повлияли на эволюцию эссе, биографий и исторических текстов в Европе с 16 по 19 века. Переводы Плутарха повлияли на писателей, включая Монтеня, Шекспира и Гете, и вдохновили лидеров Французской революции.

Чем запомнился Плутарх?

Популярность Плутарха основывается, прежде всего, на его параллельных жизнях , биографиях греческих и римских героев, составленных парами, выбранных по сходству характеров или карьеры, и после каждой из них следует формальное сравнение. Они были созданы для поощрения взаимного уважения между греками и римлянами и для демонстрации образцовых моделей поведения, демонстрируя благородные поступки и характеры.

Что написал Плутарх?

Плутарх был плодовитым писателем, написавшим более 200 произведений, не все из которых сохранились до наших дней. Помимо Parallel Lives , Moralia (или Ethica ), серия из более чем 60 эссе на этические, религиозные, физические, политические и литературные темы, является его самой узнаваемой работой.

Что сделал Плутарх?

Плутарх занимал главные магистратуры и другие муниципальные должности в Хэронее и руководил там школой, специализирующейся на философии, особенно этике. Общественные обязанности несколько раз приводили его в Рим, где он читал лекции по философии. Он поддерживал тесные связи с Академией в Афинах и с Дельфами, где пожизненно был священником.

Какой была семья Плутарха?

Плутарх был сыном Аристобула, биографа и философа. Плутарх был женат на женщине по имени Тимоксена, и у них было как минимум пятеро детей. В Consolatio своей жене в связи со смертью малолетней дочери он упоминает четырех сыновей; из них по крайней мере двое пережили детство.

Сводка

Прочтите краткий обзор этой темы

Плутарх , греческий Plutarchos , латинский Plutarchus , (родился в 46 г. н.э., Херония, Беотия [Греция] — умер после 119 г. н.э.), биограф и автор, чьи работы сильно повлияли на эволюцию эссе, биографии и исторического письма в Европа с 16 по 19 века. Среди его примерно 227 работ наиболее важными являются Bioi parallēloi ( Parallel Lives ), в которых он рассказывает о благородных деяниях и характерах греческих и римских солдат, законодателей, ораторов и государственных деятелей, а также Moralia или Ethica , серия из более чем 60 эссе на этические, религиозные, физические, политические и литературные темы.

Жизнь

Плутарх был сыном Аристобула, биографа и философа. В 66–67 годах Плутарх изучал математику и философию в Афинах у философа Аммония. Общественные обязанности позже приводили его несколько раз в Рим, где он читал лекции по философии, завел много друзей и, возможно, наслаждался знакомством с императорами Траяном и Адрианом. Согласно Suda lexicon (греческий словарь, датируемый примерно 1000 г. н.э.), Траян удостоил его высокой чести Ornamenta Consularia . Хотя это может быть правдой, отчет церковного историка 4-го века Евсевия о том, что Адриан сделал Плутарха правителем Греции, вероятно, является апокрифом. Дельфийская надпись показывает, что он имел римское гражданство; его nomen , или фамилия, Местриус, несомненно, была заимствована у его друга Луция Местрия Флоруса, римского консула.

Плутарх много путешествовал, посетив центральную Грецию, Спарту, Коринф, Патры (Патры), Сарды и Александрию, но своей обычной резиденцией он поселился в Херонее, где занимал главный магистрат и другие муниципальные должности и руководил школой с обширной учебной программой. центральное место в которой занимала философия, особенно этика. Он поддерживал тесные связи с Академией в Афинах (у него было афинское гражданство) и с Дельфами, где примерно с 95 г. пожизненно имел священство; он, возможно, завоевал интерес Траяна и поддержку возродившейся тогда моды на оракулов. Размер семьи Плутарха неизвестен. В Consolatio своей жене Тимоксене в связи со смертью малолетней дочери он упоминает о четырех сыновьях; из них по крайней мере двое пережили детство, и у него могли быть другие дети.

Литературная деятельность Плутарха была огромна. 227 заголовков в так называемом каталоге Ламприаса, списке произведений Плутарха, предположительно составленном его сыном, не все являются подлинными, но и не включают в себя все, что он написал. Порядок композиции не может быть определен.

Жизни

Популярность Плутарха основывается прежде всего на его Параллельные жизни . Те, что посвящены другу Траяна Сосию Сенециону, который упоминается в житиях «Демосфен», «Тесей» и «Дион», были призваны поощрять взаимное уважение между греками и римлянами. Демонстрируя благородные поступки и характеры, они также должны были служить образцом поведения.

Первая пара, «Эпаминонд и Сципион», а также, возможно, введение и официальное посвящение, утеряны. Но план Плутарха явно состоял в том, чтобы опубликовать в последовательных книгах биографии греческих и римских героев парами, выбранными, насколько это возможно, по сходству их характеров или карьеры, и после каждой из них должно было проводиться формальное сравнение. Внутренние данные свидетельствуют о том, что Жизнеописания были составлены в более поздние годы Плутарха, но порядок их составления можно определить лишь частично; нынешний порядок представляет собой более позднюю перестановку, основанную в основном на хронологии греческих подданных, которые стоят первыми в каждой паре. Всего сохранилось 22 пары (одна пара представляет собой двойную группу «Агиса и Клеомена» и «Гракхов») и четыре отдельные биографии Артаксеркса II, Арата, Гальбы и Отона.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

жизней демонстрируют впечатляющие знания и исследования. Цитируется множество источников, и, хотя Плутарх, вероятно, не консультировался со всеми из них из первых рук, его исследования явно были обширными, а составление должно было занять много лет. Для римлянина Житий ему мешало несовершенное знание латыни, которую он выучил поздно в жизни, ибо, как он объясняет в «Демосфене», политические задачи и преподавание философии полностью занимали его во время пребывания в Риме и Италия. Форма жизней представляло собой новое достижение, не тесно связанное ни с предыдущей биографией, ни с эллинистической историей. Общая схема заключалась в том, чтобы дать рождение, молодость и характер, достижения и обстоятельства смерти, перемежающиеся частыми этическими размышлениями, но детали варьировались как в зависимости от предмета, так и от доступных источников, среди которых были анекдоты и мемуаристы, а также историки. Плутарх никогда не утверждал, что пишет историю, которую он отличал от биографии. Его целью было восхитить и назидать читателя, и он не скрывал своих симпатий, которые особенно проявлялись в его горячем восхищении словами и делами спартанских царей и полководцев. Его злобные и несправедливые нападки на Геродота, греческого историка V века до н. э., вероятно, исходили из его чувства, что Геродот сделал Афинам больше, а Беотии меньше, чем справедливость.

Плутарх — Ливий

Это незавершенная страница. Она будет расширена до полноценной статьи.

Плутарх Херонейский (46-c.122): влиятельный греческий философ и автор, хорошо известный своими биографиями и моральными трактатами.

Бюст, предположительно изображающий Плутарха

Не будет преувеличением сказать, что наряду с Августином Гиппонским и Аристотелем Стагирским Плутарх Херонейский является самым влиятельным древним философом. Ему может не хватать глубины Августина, самого влиятельного философа раннего Средневековья, и проницательности Аристотеля, считавшегося мастером всех интеллектуалов позднего Средневековья, но херонейский мудрец — превосходный писатель, от эпохи Возрождения до в наши дни его моральные трактаты нашли большую аудиторию, чем любой другой античный философ. В свое время он был чрезвычайно популярен, потому что мог объяснить философские дискуссии нефилософским читателям, как греческим, так и римлянам. Тот факт, что он был священником в Дельфах, несомненно, повысил его популярность.

Жизнь

Плутарх, вероятно, родился в 46 г. в беотийском городе Херонее. Его родители были богатыми людьми, и после 67 лет их сын смог изучать философию, риторику и математику в Платоновской академии в Афинах. Однако Плутарх так и не стал платоническим пуританином, но всегда оставался открытым для влияния других философских школ, таких как Стоя и школа Аристотеля. Вполне вероятно, что молодой человек присутствовал, когда император Нерон, посетивший в это время Грецию, объявил греческие города свободными и автономными.

Поскольку Плутарх был богатым человеком, он стал одним из ведущих граждан Херонеи и, как известно, несколько раз представлял свой город. Например, он посещал правителя Ахайи, ездил в Александрию и Рим (несколько раз). Это еще раз доказывает, что он был богатым человеком.

Среди его друзей был Луций Местрий Флор, консул во времена правления Веспасиана и проводник Плутарха во время его визита в Кремону, где в 69 г., год четырех императоров Гальбы, Вителлия, Отона и Веспасиана. Местриус также обеспечил римское гражданство Плутарху, официальное имя которого теперь стало Местриус Плутарх. В конце своей жизни он был удостоен прокуратуры Ахайи, важной должности, которую он, вероятно, занимал только номинально. Его участие в римском мире, хотя и на тщательно выдерживаемом расстоянии, объясняет, почему он проявляет такой большой интерес к истории Рима. Тем не менее, он медленно выучил латынь. примечание [Плутарх, Демосфен 2.2.]

В 90-е годы повидавший многое на свете Плутарх поселился в родном городе. Когда его попросили объяснить свое возвращение в провинцию, он сказал, что Херонея находится в упадке и что она будет еще меньше, если он не поселится там. Некоторое время был мэром.

В своем трактате Должны ли старики принимать участие в политике? , Плутарх сообщает нам, что он занимал должность в святом городе Дельфы и, как известно, стал одним из двух постоянных жрецов, ответственных за толкование вдохновенных высказываний Пифии, пророчицы Дельф. В эти годы рядом со святилищем была построена библиотека, и заманчиво предположить, что за этой инициативой стоял Плутарх.

В первые два десятилетия второго века он изучил и написал много книг. Согласно неполному каталогу третьего века, насчитывалось от 200 до 300 наименований. Эти книги принесли ему мировую известность, а дом знаменитого автора стал частной школой для молодых философов. Его часто посещали греки и римляне, хотя и не обязательно для изучения философии. Император Траян, возможно, был одним из посетителей (зима 113/114?), и, возможно, именно по этому случаю Траян почтил Плутарха украшениями консула, важной наградой. Отныне Плутарху разрешалось носить золотое кольцо и белую тогу с пурпурной каймой.

Плутарх умер после своего прокуратуры, которая была в 119 г., и до 125 г. Год 122 — это только догадки. Дельфийцы и херонцы приказали воздвигнуть статуи своему знаменитому гражданину.

В Утешении жене Плутарх упоминает четырех сыновей, и мы знаем, что как минимум двое пережили детство. Часто отмечалось, что в своих многочисленных публикациях Плутарх показывает, что он был предан своим родителям, деду, братьям, своей жене Тимоксене и их детям, но это, конечно, впечатление, которое хочет передать каждый автор.

Моралия

Творчество Плутарха можно разделить на две части: биографии (ниже) и оставшуюся часть, которую обычно называют Моралией или Моральными сочинениями . Эта вторая группа представляет собой разнообразный набор литературной критики, декламаций, этических эссе, советов, полемики, политических статей, бесед и утешений. Хотя среди этих трактатов есть много различий, ясно, что их автор стремился к нравственному воспитанию своих читателей (например, в работах с такими названиями, как Обуздание гнева , Искусство слушать , Как узнать, прогрессирует ли человек к добродетели ).

Центральной темой Плутарха, кажется, была его идея о дуалистической оппозиции между принципами добра и зла в мире. Более поздние философы неоплатонической школы не согласились с этой идеей, и это объясняет, почему несколько более серьезных философских публикаций Плутарха сейчас утеряны. То, что у нас осталось, в целом более легкая работа, вместе с его нападками на стоа и эпикуреизм.

Это интересные тексты, потому что они изображают очень прагматичного философа, цель которого — сделать людей более добродетельными и, следовательно, более счастливыми. На самом деле, некоторые работы имеют поразительное сходство с современными книгами по социальной психологии «сделай сам». Такие трактаты, как «Совет жениху и невесте» , могут показаться нам консервативными и антифеминистскими, но в древности эти советы действительно могли быть полезными.

Биографии

Двойной портрет Сенеки и Сократа: культурный идеал Плутарха одной цивилизации для двух народов

Биографии Плутарха, посвященные Quintus Socius Senecio, на самом деле тоже являются моральными трактатами. Он описывает карьеры грека и римлянина и сравнивает их — идея, которую Плутарх скопировал у Корнелия Непота. Например, в Жизнь Тесея / Жизнь Ромула он описывает жизнь основателей Афин и Рима, а в кратком эпилоге проникает в их характеры. Другой пример — сравнение Фемистокла и Камилла, афинянина и римлянина, которые оба были отправлены в изгнание. В результате получается не только занимательная биография, но и лучшее понимание нравственно образцового человека, которое читатель может использовать для собственного нравственного совершенствования.

Хорошим примером метода Плутарха является его Жизнь Александра/Жизнь Юлия Цезаря , в котором он дает очень краткое изложение своего биографического идеала.

Я пишу не истории, а жизни; и в самых славных деяниях не всегда есть указание на добродетель или порок, действительно, такая мелочь, как фраза или шутка, часто делает большее раскрытие характера, чем битвы, в которых гибнут тысячи. примечание [Тр. Юэн Боуи.]

Это хорошее описание того, что может предложить Плутарх. Он не будет давать углубленного сравнительного анализа причин падения империи Ахеменидов и Римской республики, а предлагает анекдоты с моральным пуэнтом . Мы должны читать его Жизнь Александра как сборник рассказов, в которых показаны добродетели и пороки. Самая важная тема (можно сказать: видение Плутарха значения Александра в мировой истории) состоит в том, что он принес варварам цивилизацию и сделал их людьми; Александр, так сказать, философ-практик, совершенствующий человечество довольно необычным, но действенным способом. Эта тема более подробно разработана в сочинении под названием 9.0153 Судьба и добродетель Александра (текст).

Поскольку моральное суждение Плутарха важнее его исторического суждения, он иногда делает странные ошибки (например, восхваляет благонадежный характер и тактичное поведение Помпея), но он неплохой историк. Например, в отличие от своего римского современника Светония, он суммирует все свои моральные анекдоты в более или менее хронологической последовательности. (Светоний не придерживается этого принципа.) Возвращаясь к Александру: большинство авторов книг о македонском царе брали свой материал либо из «вульгатной» традиции (которая следует биографу по имени Клитарх), либо из «хорошей» традиции (которая следует за Птолемеем, одним из полководцев Александра). Плутарх, с другой стороны, рассказывает свою собственную моральную историю и берет элементы из обеих традиций.

Алкивиад Кориолан Сравнение
Александр Цезарь
Арат и Артаксеркс Гальба и Отон
Аристидес Катон Старший Сравнение
Никий Красс Сравнение
Деметриус Антоний Сравнение
Демосфен Цицерон Сравнение
Дио Брут Сравнение
Перикл Фабиус Максимус Сравнение
Кимон Лукулл Сравнение
Лизандр Сулла Сравнение
Ликург Нума Сравнение
Пелопид Марцелл Сравнение
Филопемен Фламинин Сравнение
Фокион Катон Младший
Агесилай Помпей Сравнение
Солон Публикола Сравнение
Пирр Мариус
Тесей Ромул Сравнение
Евмен Серторий Сравнение
Агис
Клеомен
Тиберий Гракх
Гай Гракх
Сравнение
Тимолеон Паулл Сравнение
Фемистокл Камилл
Эпаминонд Сципион Потерян
Надпись, в которой упоминается, что Амфиктионический собор проголосовал за то, чтобы его бюст был установлен дельфийцами и херонейцами

Если у читателя этой статьи сложилось впечатление, что Плутарх — скучный моралист, он ошибается.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *