1. Значение русско-японской войны в судьбе России
1. Значение русско-японской войны в судьбе России
Одной из многих загадок русско-японской войны является почти тотальное нежелание понять значение ее для судеб России как современниками событий, так и последующими поколениями, включая ныне живущих. Между тем это была самая важная и необходимая из наших войн, важнее даже войн за выход к Балтийскому и Черному морям. Войной этой решался вопрос о выходе России к незамерзающим и открытым морям, о русском преобладании в Тихоокеанском регионе, о незаселенных в то время земельных пространствах Маньчжурии. Отказ от этой борьбы означал, что Россия сама ставит крест на своем будущем в Азии, а по большому счету — на своем будущем как великой евразийской державы.
Что характерно, это прекрасно понимали заклятые друзья России в Европе и за океаном. Понимали не в пример лучше так называемой русской «общественности», кою за ее патриотическую деятельность по месту жительства и за рубежом иначе как «пятой колонной» и назвать нельзя.
Так, американский историк русско-японской войны С. Тайлер писал: «Россия должна была прочно утвердиться на Печилийском заливе[23] и найти свой естественный выход в его свободных гаванях, иначе все труды и жертвы долгих лет оказались бы бесплодными, и великая сибирская империя осталась бы только гигантским тупиком»{28}.
В России значение нашего продвижения на Восток в полной мере понимал прежде всего Император Николай II — если и не единственный, то уж точно главный носитель идеи имперского величия России на рубеже XX века.
Не зря Антон Антонович Керсновский в своей «Истории Русской Армии» подчеркивает, что Государь в отличие от большинства своих генералов чувствовал стратегию.
По справедливому замечанию Сергея Сергеевича Ольденбурга — автора и по сей день лучшей истории последнего Царствования, ключом к внешней и в какой-то мере внутренней политике первого периода правления Николая Александровича следует считать вопросы Дальнего Востока, «Большую Азиатскую программу».
При встрече в Ревеле в 1902 году с Императором Вильгельмом II Государь сказал ему, что испытывает особый интерес к Восточной Азии и рассматривает укрепление и расширение русского влияния в этих областях как задачу именно Своего царствования.Если бы Николай II так эке любил произносить эффектные максимы, как его царственный германский кузен, провозгласивший, что «будущее Германии — на морях», то основную мысль своей политики он мог бы выразить словами: «будущее России — в Азии».
Масштаб азиатской программы Императора внутри страны понимали немногие. К последним относился, например, великий русский ученый Дмитрий Иванович Менделеев. Отвечая многочисленным межеумкам, не понимавшим значения для русского государства даже Великого Сибирского железнодорожного пути, Менделеев говорил:
«Только неразумное резонерство спрашивало: к чему эта дорога? А все вдумчивые люди видели в ней великое и чисто русское дело — путь к океану Тихому и Великому. К равновесию центробежной нашей силы с центростремительной, к будущей истории, которая неизбежно станет совершаться на берегах и водах Великого океана…
Теперь же, когда путь выполнен, когда мы крепко сели на теплом и открытом море и все взоры устремлены на него, всем стало ясно, что дело здесь идет о чем-то очень существенном, что тут выполняется наяву давняя сказка»{29}.
Эти строки написаны в первые месяцы 1904 года в связи с началом японской агрессии против России, «с позорным — без объявления войны — первым натиском японских миноносок» на Порт-Артурскую эскадру. В «позорном» японском налете Менделеев видел «противоположность образцово доблестного подвига “Варяга”». И саму противоположность эту считал залогом грядущей нашей победы: «Пусть война из-за упрямства японцев затянется, мы вытерпим ее тяготы теперь при запасах, собранных усилиями последних царствований, если могли вынести почти трехлетнюю войну 1812-1814 гг. Все, что известно об Японии, напротив того, показывает, что ей долго терпеть жестокую войну не по силам».
И мы увидим дальше, что гений русской науки и в этом был прав. Единственно, чего опасался Дмитрий Иванович, это преждевременного заключения мира, до окончательного разгрома врага: «Бояться нам нужно только рановременного окончания войны, вмешательства посредников и своего благодушия, которое может спешливо пойти на мир, если нас о нем попросят… Но до этого, Бог даст, не дойдет…»{30}
Читатель в дальнейшем сможет сам оценить степень политического предвидения создателя периодической системы и четкость расстановки акцентов в его прогнозах грядущего.
Значение выхода России к океанским просторам хорошо понимали моряки, особенно имеющие собственный опыт пребывания в дальневосточных водах в составе эскадры Тихого океана. А настоятельные нужды Родины они понимали обычно значительно лучше наших дипломатов, особенно высшего ранга.
Государь Император Николай II Александрович
Царствование Николая II дало России ряд незаурядных, говоря современным языком, геополитических мыслителей и публицистов — протогеополитиков, по выражению М.Б. Смолина{31}. Естественно, напрочь забытых благодарными потомками. Назовем из них в первую очередь генерал-майора Алексея Ефимовича Вандама — блестящего разведчика, военного историка и писателя и Юрия Сергеевича Карцова — доброго знакомого Константина Леонтьева, политического писателя и дипломата. Труды их особенно актуальны в наши дни. Это та самая историческая теория, которая предсказывает факты, а значит — верная.
Чтобы полнее представить себе историческую обстановку, предшествовавшую войне 1904-1905 годов, вспомним вкратце историю русского движения на Восток, от памятного 1582 года, когда казаки Ермака «поклонились Царю завоеванной ими Сибирью», до выхода России к океанским просторам.
Вспомнить ее помогут нам, в частности, и труды упомянутых выше первых русских геополитиков, бывших вдобавок современниками той войны{32}. А капитан Вандам так и вовсе с конца 1903 года в течение всей войны был помощником военного агента (атташе) в Китае.Мины в русско-японской войне
Мины в русско-японской войне Самые масштабные боевые действия в первом десятилетии XX века развернулись в ходе русско-японской войны 1904—05 гг. на территории Китая (в Маньчжурии и на Квантунском полуострове). В тот период во всей русской армии имелось 13 минных рот, причем
1.1. Развитие крейсеростроения. Влияние опыта русско-японской воины
1.1. Развитие крейсеростроения. Влияние опыта русско-японской воины Термин «крейсерские суда» был введен в российском флоте еще в XVIII в, для обозначения кораблей с различным парусным вооружением, способных осуществлять крейсерство [2] Крейсера как новый класс боевых
Заказы на постройку и приобретение подводных лодок в годы Русско-Японской войны
Заказы на постройку и приобретение подводных лодок в годы Русско-Японской войны Русско-японская война явилась следствием столкновения империалистических интересов Японии и России. стремившихся к захватам чужих территорий на Дальнем Востоке.Не объявляя войны, Япония 26
Глава I Миноносный флот России и Японии в начале Русско-Японской войны 1904-1905 гг.
Глава I Миноносный флот России и Японии в начале Русско-Японской войны 1904-1905 гг. Для анализа действий миноносцев Первой эскадры флота Тихого океана российского флота в период русско-японской войны 1904-1905 гг. и определения их роли в ходе военных действий на море необходимо2. ВОЙСКА ПОГРАНИЧНОЙ СТРАЖИ В РУССКО-ЯПОНСКОЙ ВОЙНЕ (1904–1905)
2. ВОЙСКА ПОГРАНИЧНОЙ СТРАЖИ В РУССКО-ЯПОНСКОЙ ВОЙНЕ (1904–1905) Усиление позиций России в Маньчжурии после окончания войны в Китае не устраивало не только Японию, но и ряд западноевропейских государств, а также США. В январе 1902 г. был подписан англо-японский договор, по
Значение войны 1812-го года для России
Значение войны 1812-го года для России Две войны в новейшей истории России заслужили Отечественная война 1812-го года и Великая Отечественная война 1941–1945-го годов, но между ними существовало различие, отмеченное И.
После русско-японской войны
После русско-японской войны В литературе утвердилось мнение, что ружья-пулемёты не были оценены по достоинству и почти сразу после русско-японской войны переданы в крепости. Но дело обстояло несколько иначе.Действительно, в постановлении Совета Государственной обороны,
ГЛАВА 4. ОТ КРЫМСКОЙ ВОЙНЫ ДО РУССКО-ЯПОНСКОЙ
ГЛАВА 4. ОТ КРЫМСКОЙ ВОЙНЫ ДО РУССКО-ЯПОНСКОЙ 18 марта 1856 года Парижским мирным договором закончилась Крымская война. Ее результаты, особенно морские операции, кардинальным образом изменили взгляды на техническую сторону флотов. Самоуничтожение русского флота в
1.5. УЧАСТИЕ ФЛОТА В ОБОРОНЕ НИКОЛАЕВСКА-НА-АМУРЕ В РУССКО-ЯПОНСКОЙ ВОЙНЕ
1. 5. УЧАСТИЕ ФЛОТА В ОБОРОНЕ НИКОЛАЕВСКА-НА-АМУРЕ В РУССКО-ЯПОНСКОЙ ВОЙНЕ Крупнейшим после Владивостока городом и портом на Тихом океане был Николаевск-на-Амуре. Этот город находится у устья Амура, переходящею в Амурский лиман. Несмотря на то, что подходы со стороны моря к2.9. ВОИНСКИЕ ЗАХОРОНЕНИЯ РУССКО-ЯПОНСКОЙ ВОЙНЫ В КИТАЕ, КОРЕЕ И ЯПОНИИ
2.9. ВОИНСКИЕ ЗАХОРОНЕНИЯ РУССКО-ЯПОНСКОЙ ВОЙНЫ В КИТАЕ, КОРЕЕ И ЯПОНИИ Все войны рано или поздно заканчиваются. После окончания войны для государства наступает пора отдания памяти своим согражданам, погибшим в сражениях. В этом отношении Русско-японская война 1904—1905 гг.
§2. НОВЫЕ ТИПЫ КОНФЛИКТОВ В ОФИЦЕРСКОМ КОРПУСЕ РУССКОЙ АРМИИ В ПЕРИОД РУССКО-ЯПОНСКОЙ ВОЙНЫ 1904-1905 гг.
§2. НОВЫЕ ТИПЫ КОНФЛИКТОВ В ОФИЦЕРСКОМ КОРПУСЕ РУССКОЙ АРМИИ В ПЕРИОД РУССКО-ЯПОНСКОЙ ВОЙНЫ 1904-1905 гг.
Приложение 1. Структура Военного министерства к началу Русско-японской войны
Приложение 1. Структура Военного министерства к началу Русско-японской войны ИмператорВоенный министрИмператорская Главная квартираГлавный штабГлавный Военный судКанцелярия Военного министерстваВоенный советКомандующие военными округами и их штабыГлавное
Приложение 3. Рапорт командира 4-го восточно-сибирского саперного батальона начальнику штаба 4-го сибирского армейского корпуса о боевых качествах пуленепробиваемых «нагрудных панцирей», поступивших в армию в конце русско-японской войны 1904–1905 г.г. 28 сентября 1905 г.
Приложение 3. Рапорт командира 4-го восточно-сибирского саперного батальона начальнику штаба 4-го сибирского армейского корпуса о боевых качествах пуленепробиваемых «нагрудных панцирей», поступивших в армию в конце русско-японской войны 1904–1905 г. г. 28 сентября 1905
причины, историческое значение» (история России, 9-й класс)
Урок по теме «Русско-японская война 1904–1905 гг.: причины, историческое значение» (история России, 9-й класс)- Халевина Елена Петровна
Разделы: История и обществознание
Класс: 9
Цели:
- Актуализировать представления школьников по вопросу внешней политики России начала XX века; проанализировать причины, основные этапы, итоги, последствия и историческое значение Русско-японской войны;
- Формировать соответствующие хронологические и картографические умения, а также умения самостоятельно работать с учебником и другими источниками информации, давать на их основе обобщающую характеристику исторических фактов по предложенному плану, приводить готовые оценки исторических событий и делать собственные аргументированные выводы;
- На фактах противоречивого развития России начала XX века, с одной стороны, формировать чувства гордости и уважения к ее заслугам и достижениям, с другой – чувства сопричастности драматическим страницам ее истории.
Тип урока: изучение нового материала, с использованием инновационных технологий.
Задача: создание карты – схемы по теме.
Оборудование:
- мелодия вальса “На сопках в Маньчжурии”;
- отрывки из учебного документального кинофильма по теме “Русско-японская война 1904–1905 гг.”
- оформление на доске структурного блока по теме.
- технологическая карта – схема военных действий (возможно использование контурной карты)
Словарь терминов: – экспансия; сателлит.
Эпиграф к уроку:
(При чтении эпиграфа и вступительном слове к уроку звучит мелодия вальса “На сопках в Маньчжурии”.)
„ Я не знаю, кому и зачем это нужно,
Кто послал их на смерть недрожащей рукой
Только так бесполезно, так зло и ненужно
Опускали их в вечный покой…”
А.Вертинский
Ход урока
I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока
Актуализация опорных знаний учащихся по теме |
Война – величайшее кощунство в природе и обществе. Но
творят его люди. Значит, это – историческое событие и оно имеет свои
причины и последствия.
Мы уже имеем представление об этом периоде истории и наша задача обобщить знания, соединить их воедино и составить блок-карту к этой теме. А также определить положительное и отрицательное значение этой войны, чтобы гордиться одним и не быть равнодушными к зловещим ошибкам истории. 1. Начнем с обобщение внешней политики государства, из чего мы сможем выявить причины войны. – В какой сфере деятельности государства берут они свое начало? – Главная задача в Европейском направлении внешней политики? – Для чего нужен был мир в Европе Николаю II? – Главное направление в Восточно-азиатском вопросе? – С какой страной возникают противоречия? |
|||||
II. Изучение нового материала
1. Определим противника |
|
|||||
2. Причины войны |
|
|||||
3. Соотношение сил |
|
|||||
4. Повод | 31декабря 1903 года Япония отправила ультиматум России о признании ее исключительного права на Корею и Маньчжурию 22 января 1904 года телеграмма с положительным ответом, идущей на уступки России, задержана японцами и “дошла” до японского правительства после объявления Японией войны. |
Ход военных действий.
Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3
Русско-японская война: Когда Азия победила Европу
Источник: https://pixabay.com/photos/ships-battleships-bb55-2563093/Русско-японская война — конфликт, происходивший с 1904 по 1905 год. Она велась между Российской империей и Японской империей за контроль над Кореей и Маньчжурия. Война привела к победе Японии, и это считается важной вехой в современной военной истории.
В этой статье мы обсудим причины, последствия и уроки, извлеченные из русско-японской войны.
Русско-японская война была вызвана рядом факторов.
Во-первых, Россия и Япония боролись за влияние в Корее и Маньчжурии. К 1860 году Россия контролировала Маньчжурию, обширную территорию на северо-западе Китая. Важный город Порт-Артур на севере Китая был взят Россией у китайцев в 1898 году. Поскольку он служил надежной безопасной гаванью для Тихоокеанского флота России, Порт-Артур стал стратегически значимый.
Во-вторых, Россия расширяла свою территорию на восток, а Япония — на юг. Это привело к конфликту интересов двух стран. Царь Николай II взошел на российский престол в 1894 году и стремился утвердить власть своей страны на Дальнем Востоке.
В-третьих, Россия разработала план строительства Транссибирской магистрали. Это дало бы России прямую связь с Тихим океаном и позволило бы ей быстро перебросить войска и припасы на Дальний Восток. Однако Япония увидела в этом угрозу собственным интересам в регионе.
В-четвертых, Россия пыталась модернизировать свою армию, а Япония пыталась наращивать собственную военную мощь. Россия нуждалась в тепловодном порту на Тихом океане из-за проблемы, с которыми он столкнулся со своим флотом в Балтийском море. Это означало, что он стремился расширить свою территорию на юг, в такие области, как Корея и Маньчжурия.
Русско-японская война началась 8 февраля 1904 года с внезапного нападения японцев на русский флот в Порт-Артуре. Россияне были не готовы для атаки, и они потерпели сокрушительное поражение.
К августу 1904 года японцы окружили и осадили Порт-Артур. Более 100 000 японских солдат вырыли километры траншей и штурмовали город. укрепления с орудиями, артиллерией, минометами, минами и туннелями.
Японцы в конце концов захватили Порт-Артур после пятимесячного противостояния. В результате атаки погибло около 6000 российских военнослужащих, что примерно в 4 раза больше. количество раненых. Японцы захватили около 20 000 русских солдат. Порт-Артур, единственная военная крепость в регионе, после его падения имел важное стратегическое и дипломатическое значение. к японцам.
Битва под Мукденом велась с февраля по март 1905 года. Это было крупнейшее сухопутное сражение русско-японской войны, закончившееся сокрушительным поражением русские.
Около 300 000 русских солдат противостояли 800 000 японских солдат. Русские были в меньшинстве, превосходили по вооружению и маневрировали. Они пострадали около 100 тыс. потери в бою, в то время как японцы потеряли всего около 40 000 человек.
Битва под Мукденом фактически лишила Россию шансов на победу в войне на суше.
В сентябре 1904 года царь приказал отправить свой Балтийский флот в Азию. Его командирам было приказано бросить вызов японцам и освободить Порт-Артур. В 28 октября Российские корабли отправились в Европу.
Русский Балтийский флот наконец прибыл в Цусимский пролив в мае 1905 года. Флот был замечен, когда он обогнул южную оконечность Кореи и вышел на восток. Китайское море. Русские были перехвачены японским флотом 27 мая 1905, во время так называемой Цусимской битвы.
Все русские корабли, кроме трех, были потоплены или уничтожены, погибло около 12 000 моряков. Поражение было настолько сокрушительным, что фактически положило конец военно-морскому флоту России. власть на Тихом океане.
Унижения Порт-Артура и Цусимы вынудили администрацию Николая II добиваться от японцев условий перемирия. Это был серьезный удар по их Международная репутация в других странах.
5 сентября 1905 года, после нескольких месяцев переговоров в Вашингтоне, округ Колумбия, между президентом США Теодором Рузвельтом и представителями России и Японии, мирный договор был наконец подписан в Портсмуте, штат Нью-Гэмпшир.
Договор признал контроль Японии над Кореей и передал России южную часть острова Сахалин. Россия также согласилась вывести все свои войска из Маньчжурии и отказаться от аренды Порт-Артура.
Взамен Япония получит от России крупную контрибуцию. Портсмутский договор стал победой Японии, поскольку она достигла большинства своих военных целей. Для России, война была унизительным поражением, которое обнажило недостатки ее вооруженных сил.
Последствия русско-японской войны были далеко идущими. Самое главное, это был первый случай, когда азиатская держава победила европейскую державу в современной истории. раз. Война также сигнализировала о подъеме Японии как крупной мировой державы.
Для России война была настоящей катастрофой. Помимо гибели людей и ущерба своему престижу, страна также потеряла ценные территории в Азии. Война обнажила слабости русской армии и вызвала широкое недовольство внутри страны. Это в конечном итоге способствовало началу революции в России в 1917 году.
Русско-японская война стала поворотным моментом в мировой истории, и ее уроки актуальны и сегодня. Это напоминание о том, что ни одна нация не может доминировать над другой навсегда, и что даже самые могущественные страны всегда должны быть готовы к переменам.
Источник: https://pixabay.com/photos/moscow-church-russian-russia-2105606/Вернуться к уроку
О Японии: ресурс для учителя | Русско-японская война 1904–1905 гг.: поворотный момент в истории Японии, всемирной истории и способов доведения войны до сведения общественности
Русско-японская война 1904–1905 гг.: поворотный момент в истории Японии, всемирной и как война доводится до сведения общественности
от О японских редакторах
Справочная информация.
Усилия Японии по достижению равенства с Западом, хотя иногда тщетные и чрезмерные, как это было представлено в эпоху Рокумейкан, начали приносить успех в середине 1890-х годов, особенно после победы Японии над китайцами в 1895 году. Примерно в это же время Япония смогла пересмотреть неравноправные договоры, которые она подписала с западными державами десятилетия назад. Хотя для истечения срока действия некоторых договорных положений потребуется несколько лет, к 1911 были упразднены все остатки экстерриториальности и возвращена тарифная автономия. Помимо китайско-японской войны, важным событием, которое сыграло ключевую роль в изменении взглядов мира на Японию и самой Японии, была русско-японская война 1904–1905 годов. Все еще злясь на участие России в Тройственной интервенции 1895 года, которая вынудила Японию отказаться от части своих трофеев в ходе китайско-японской войны, Япония была полна решимости наращивать свои силы, чтобы подобное унижение никогда больше не повторилось. Япония также все больше беспокоилась о российском влиянии в Маньчжурии. 8 февраля 189 г.4 января японский флот неожиданно атаковал русские корабли, пришвартованные в Порт-Артуре, что положило начало жестокой 20-месячной войне между двумя державами. Япония вышла победителем и фактически приобрела Корею как колонию. Хотя Япония победила, это была очень близкая война, и в конце концов Япония не получила такого большого военного возмещения, которого, по мнению населения, она заслуживала. Это привело к уличным беспорядкам.
Одна из причин, по которой население было недовольно военным урегулированием, заключалась в том, что они думали, что Япония выиграла войну гораздо более убедительно, чем это было на самом деле. Национализм, новости и пропаганда военного времени привели общественность к выводу, что Япония уничтожила Россию, хотя на самом деле она едва не победила ее. Как и в случае с китайско-японской войной, широкое распространение получили красочные гравюры на дереве с изображением героических японских солдат и моряков, сражающихся с врагом под шквалом пылающих пуль и другими опасностями. Однако важность гравюр на дереве для визуального распространения информации к этому времени уменьшилась из-за роста популярности фотографии и кино.
Фотография появилась в Японии в 1860-х годах. Хотя было сделано несколько фотографий восстания Сацума 1877 года и китайско-японской войны 1894-1895 годов, только во время русско-японской войны фотография заняла более видное место в визуальной культуре Японии, поскольку стоимость фотооборудования и репродукции сошло на нет, а технология улучшилась. В отличие от стилизованных гравюр на дереве, подчеркивающих героизм солдат, фотографии представляют собой более суровую реальность войны. Большинство изображений черно-белые, хотя есть и цветные фотографии. Многие фотографии русско-японской войны представляют собой далекие кадры полей сражений или солдат, постановочных в группе. Но даже на этих рисунках лица солдат гораздо мрачнее и утомленнее, чем на гравюрах. Другие фотографии ярко показывают смерть, разрушения и отчаяние войны через груды мертвых солдат, затонувшие корабли и артиллерийские снаряды, попавшие в цель.
Пожалуй, даже большее влияние, чем фотографии и гравюры на дереве, на формирование общественного мнения о войне оказало кино. Различные типы движущихся изображений — синематограф, кинетоскоп, витаскоп — вошли в Японию в конце 1890-х годов, всего через несколько лет после их изобретения. Первоначально людей в кино привлекала новизна движущихся изображений, а когда эта новизна прошла, интерес угас. Русско-японская война вызвала бум в отрасли, который длился несколько лет, поскольку зрители стекались в кинотеатры, чтобы увидеть изображения войны. По некоторым оценкам, 80% фильмов, показанных в то время, были фильмами о русско-японской войне. Некоторые фильмы были сняты японскими кинематографистами, но большинство из них были импортированы из-за рубежа. В то время как некоторые из них содержали настоящие военные кадры, снятые множеством операторов со всего мира, которые стекались на фронт, многие содержали воспроизведенные и постановочные кадры. Томас Эдисон, например, снял несколько фильмов о войне в Нью-Йорке. Японцы хотели смотреть фильмы, в которых их солдаты побеждали. Все, что показывало японцев, проигрывало разгневанной публике, и, как следствие, экспоненты перестали их показывать. Таким образом, путем самостоятельного выбора японцы смотрели фильмы, которые одновременно формировали и укрепляли их представление о том, как Япония справляется с войной.
Цели обучения.
- Чтобы понять и оценить, как изображения и пресса русско-японской войны повлияли и сформировали восприятие войны японцами.
- Понять и оценить, насколько разные визуальные средства (гравюры на дереве, фотографии, кинофильмы) могут вызывать очень разные реакции.
- Чтобы понять, почему русско-японская война стала таким важным поворотным моментом в японской и мировой истории.
- Оценить, как технологические изменения на рубеже 20-го века повлияли на распространение информации.
Стандарты.
Общие основные стандарты
Якорные стандарты готовности к колледжу и карьере для чтения
- Стандарт 1. Внимательно прочитайте, чтобы определить, о чем конкретно говорится в тексте, и сделать из этого логические выводы; цитировать конкретные текстовые доказательства, когда пишете или говорите, чтобы поддержать выводы, сделанные из текста.
Якорные стандарты готовности к колледжу и карьере для разговорной речи и аудирования
- Стандарт 2. Объединять и оценивать информацию, представленную на различных носителях и в различных форматах, в том числе визуально, количественно и устно.
Ключевая концепция.
Основной вопрос.
Первичный источник.
Вопросы для размышлений.
- Художественное исполнение или фотографии лучше отражают героизм войны?
- Художественное исполнение или фотографии лучше передают ужасы войны?
- Как носитель влияет на сообщение?
- Почему 1905 год стал таким поворотным моментом в японской и мировой истории? Как могла бы сложиться история, если бы Япония проиграла русско-японскую войну?
Мероприятия
Фокус деятельности Идеи.
Идеи для основного занятия.
- Сравните и сопоставьте гравюры на дереве и фотографии войны. (См. библиографию для возможных источников изображений). Выбор изображений, вероятно, будет зависеть от источников, к которым у вас есть доступ. Я бы рекомендовал сосредоточить обсуждение на том, как изображения изображают войну. Это относится к мыслительным вопросам: изображают ли художественные изображения или фотографии героика войны лучше? Художественное исполнение или фотографии лучше изображают ужасы войны?
- Посмотрите и обсудите потоковое видео Русско-японской войны.
- Прочитайте и обсудите вступительные замечания к немому фильму о русско-японской войне в Дыме, Бенши , стр. 45-46. Эта речь была произнесена перед аудиторией перед показом фильма о русско-японской войне. Что говорит речь о фильме? Что это говорит о настроениях в Японии в то время? Как эта речь могла взволновать аудиторию и создать у нее ложное впечатление о войне? Подумайте о речи с точки зрения бунтов, которые вспыхнули после войны, когда японское население было расстроено тем, что они не получили достаточно военной контрибуции. Другими словами, возможно ли, что такие замечания заставили население думать, что Япония добилась большей победы, чем она имела на самом деле?
- Сравните и сопоставьте изображения (гравюры на дереве) китайско-японской войны с изображениями русско-японской войны. Враг изображен таким же образом? Японцы изображают русских так же, как китайцев? Почему они изображали русских по-другому?
Идеи для итоговой деятельности.
Ресурсы.
- Гравюры на дереве: Япония На заре современной эпохи: Гравюры на дереве эпохи Мэйдзи . Публикации MFA, 2001. Эта коллекция гравюр также составляет основу коллекции Throwing Off Asia III на веб-сайте MIT Visualizing Cultures.
- Потоковые фильмы русско-японской войны:
http://international.loc.gov/intldl/mtfhtml/mfpercep/igpfilms.html
http://frontiers.loc.gov/intldl/mtfhtml/mfpercep/gal_AmerPerc.html
http://frontiers.loc.