Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева. Историческая справка. | Крестьянская война. Емельян Пугачев. 1773-1775 гг.
Восстание под предводительством Е.Пугачева стало самым мощным социальным потрясением России в 18в. Объявив себя чудом спасшимся императором Петром III, Пугачев смог собрать под своим руководством войско, достигавшее 120 тысяч человек.
Территория, охваченная восстанием, включала Оренбургский край, Урал, Приуралье, Западную Сибирь, Среднее и Нижнее Поволжье, что позволяет считать его крестьянской войной.
Емельян Иванович Пугачевродился в Зимовейской станице на Дону, в семье бедных казаков. С 17 лет он принимал участие в войнах с Пруссией и Турцией, получил младший офицерский чин хорунжего за храбрость в боях. Е.И. Пугачев не раз выступал в роли челобитчика от крестьян и простых казаков, за что и был арестован властями. В 1773 г. Е.И. Пугачев, которому был тогда 31 год, бежал из казанской тюрьмы. Путь его лежал на Яик, где местным казакам он представился как император Петр III. С отрядом в 80 казаков он двинулся на Яицкий городок — центр местного казачьего войска. Спустя две недели армия Е.И. Пугачева насчитывала уже более 2,5 тыс. человек и располагала 29 пушками.
В армию восставших вошли казаки, нерусские народы (служилые башкиры, татары, мещеряки, калмыки), крестьяне, мастеровые и работные люди (в первую очередь с заводов Южного Урала), деклассированные элементы (беглые, «гулящие», ссыльные, освобожденные повстанцами колодники), бывшие солдаты, представители мещан, мелких служителей, приходского духовенства.
«Император Петр Федорович», поддержанный первоначально небольшим количеством яицких казаков, начал свое движение с Бударинского форпоста, расположенного недалеко от Яицкого городка. Однако очень быстро, в течение полутора — двух месяцев (середина сентября — октябрь 1773 г.), восстание охватило весь Южный Урал.
В первых числах октября 1773 г. основные силы повстанцев приступили к осаде Оренбурга. В середине следующего месяца главная ставка Е.
И. Пугачева в Бердской слободе стала не только средоточием военного управления, но и центром деятельности властных структур, выполнявших административные, судебные, хозяйственно-финансовые и пропагандистские функции.Система органов центральной власти повстанцев строилась по аналогии государственными учреждениями. Главное место в этой системе заняли Военная коллегия и Секретная дума при Пугачеве.
На контролируемых территориях повстанцы формировались местные органы власти (по типу казачьего самоуправления) и своеобразные гарнизоны (как правило, из коренных жителей).
Между центральными и местными органами повстанцев существовала определенная иерархия, функционировало относительно упорядоченное делопроизводство и т. п.
Пугачевцы повсеместно получали поддержку населения, стремительно овладевая крепостями Оренбургской линии и заводами, которые располагали укреплениями, деньгами, продовольствием, фуражом и оружием, жизненно необходимыми вещами.
Не располагая сколько-нибудь значительным количеством войск, уездные чиновники и заводские приказчики не могли получить помощь извне: военные резервы ближайших крупных центров — Оренбурга и Уфы — были блокированы главными армиями повстанцев. Центральные власти оказались неспособными оказать действенную помощь из-за дальности расстояния, отсутствия армейских резервов (с 1768 г. шла Русско-турецкая война), недооценки правительством опасности восстания, отсутствия общего плана борьбы с пугачевцами, межведомственной неразберихи и несогласованности.
М.Авилов «Рабочие уральских заводов привозят пушки Емельяну Пугачеву»
Работники заводов открывали ворота пугачевским, громили заводские конторы и оборудование и тысячами вливались в армию «императора».
В ноябре — декабре 1773 г. 20 частных мануфактур Южного Урала были на его стороне. Основная ответственность за судьбы богатейших заводов Среднего Урала и Прикамья легла на Канцелярию Главного правления заводов.
Уже с ноября 1773 г. Екатеринбург стал центром антипугачевской борьбы в горнозаводском крае. Начальник Канцелярии полковник В. Ф. Бибиков и его офицеры к декабрю 1773 г. сосредоточили в Екатеринбурге 1200 ополченцев с Тагильских, Невьянеких и других окрестных заводов.
В ноябре — декабре 1773 г. тем же самым занимался на Юговских казенных заводах член Канцелярии коллежский асессор М.И. Башмаков, специально командированный полковником Бибиковым для организации обороны Прикамья.
При полном отсутствии регулярных частей Башмакову удалось к концу декабря мобилизовать 800 человек мастеровых и крестьян и начать вылазки против пугачевцев. Все мобилизованные властями продолжали получать жалованье и даже бесплатные хлебные запасы.
Зимой нового 1774 г. на востоке наступали сильные повстанческие армии: «полковников» Б. Иткинина и И. Кузнецова в Кунгурско-Красноуфимском повстанческом районе, «походного полконника и главного атамана Сибирского корпуса» И. Белобородова на Среднем Урале, «полковника» И. Грязнова в Исетской провинции.
Непосредственную угрозу Екатеринбургу создавал корпус Белобородова. В январе — феврале 1774 г. численность его отрядов по разным данным насчитывала от 1 500 до 3 000 человек.
Во второй половине месяца Белобородой занял Шайтанский (Е. Ширяева), Билимбаевский, Ревдинский, Бисертский и Сылвенский заводы.
Стремясь взять столицу и рассечь линию правительственной обороны, пугачевцы устремились к заводам и пристаням Сылвинско-Чусовского междуречья. В случае успеха они не только смогли бы окружить Екатеринбург, но и прорваться к богатым невьянским, тагильским и богословским заводам.
С 1 февраля войска Белобородова осадили Уткинский (А.Г. Демидова) завод, который взяли 11 февраля.
При обороне им противостояло около 800 человек мастеровых и работных людей, ранее мобилизованных с Ревдинского, Нижне-тагильского, Сылвинского, Невьянского и Бисертского заводов и всего 6 солдат.
К концу зимы 1774 г. продвижение пугачевцев на север затормозилось. С приходом в Екатеринбург армейских частей секунд-майора Д.А. Гагрина началось наступление на отряды Белобородова, закончившееся полным их разгромом.
По данным уральского краеведа Аркадия Коровина, «4 и 8 марта 1774 года у деревни Богатенковой, что близ Каменского завода, произошли большие бои пугачевцев с царскими полками, оба раза длились по световому дню. Восставшими в этих боях командовали староста Белоярской волости, он же пугачевский полковник Федот Кочнев, и уроженец Богатенковской Самсон Максимов. 4 марта восставшие разгромили полк Фишера и к вечеру заняли Каменский завод, в бою участвовал сам Белобородов.»
Каменский завод, по легенде, не оказав никакого сопротивления, при поддержке местных рабочих, был захвачен пугачевским атаманом Чиром с его отрядом в 500 человек. Более того, каменские мастеровые якобы отлили для восставших десять пушек и около трехсот пудов ядер.
Чиров лог. По легенде именно здесь останавливался отряд атамана Чира.
8 марта в районе деревни Брод состоялся еще один бой восставших с царскими войсками, потерпев в нем поражение, пугачевцы были вынуждены оставить Каменский завод и отступить на юг.
12 марта 1774 г. пугачевцы потерпели поражение в сражении при Каслинском заводе. После этого повстанческие отряды были вытеснены с территории Среднего Урала.
Весной 1774 г. стали подходить новые регулярные войска, высвобождаемые с турецкого фронта, что привело к разгрому главной армии повстанцев во главе с Е.И. Пугачевым. Это произошло 22 марта 1774 г. у крепости Татищевой на Южном Урале. Теснимые правительственными войсками на юге, пугачевцы в апреле 1774 г. Вновь появились в горнозаводских районах края — сжигали заводы, опасаясь, что власти сумеют создать на них базы, угрожающие тылам повстанческой армии, реквизировали у населения продовольствие и фураж, в массовом порядке проводили насильственные мобилизации жителей в свои отряды.
Оставив за собой пепелище, в июле 1774 г. Пугачев ушел за Волгу, окончательно покинув Урал. Удержать ситуацию под контролем до прихода регулярных войск, не пустить повстанцев в старые горнозаводские центры, провести мобилизацию и организовать оборону власти смогли только благодаря позиции местного заводского населения, которое в значительной части не поддержало пугачевцев.
Более зажиточные, чем на юге, жители Среднего Урала и Приуралья не были заинтересованы в установлении власти пугачевских атаманов. Разрушение заводов и грабежи, в том числе и личного имущества, допускаемые восставшими, стали более сильными аргументами, чем обещания пугачевских манифестов и убедили рядовое население встать на сторону властей. Повстанцы окончательно проиграли борьбу за симпатии населения весной — летом 1774 г., когда их разрушительные действия приобрели массовый характер.
Не добившись своих целей на Урале, Е.И. Пугачев двинулся к Казани и взял ее в июле 1774 г. Однако вскоре к городу подошли основные силы царских войск под командованием полковника И.И. Михельсона. В новом сражении Е.И. Пугачев потерпел поражение. С отрядом в 500 человек он перешел на правый берег Волги.
Последнее поражение Е.И. Пугачев потерпел после неудачной попытки взять Царицын у Сальникова завода. С небольшим числом преданных ему людей он попытался укрыться за Волгой, чтобы впоследствии продолжать борьбу. Но группа зажиточных казаков, стремясь предательством заслужить милость императрицы, схватила Е.И. Пугачева и выдала его властям.
В деревянной клетке Е.И. Пугачев был отправлен в Москву. 31 декабря в Тронном зале Кремлёвского дворца суд вынес решение: «Емельку Пугачёва четвертовать, голову воткнуть на кол, части тела разнести по четырём частям города и положить на колеса, а после на тех местах сжечь». Остальных подсудимых распределили по степени их вины на несколько групп для вынесения каждой соответствующего вида казни или наказания.
В субботу, 10 января1775г., на Болотной площадив Москве при громадном стечении народа была совершена казнь. Пугачёв держался достойно, взойдя на лобное место, перекрестился на соборы Кремля, поклонился на четыре стороны со словами «Прости, народ православный». Приговорённым к четвертованию Е. И. Пугачёву палач отрубил сначала голову, таково было пожелание императрицы.
Так же жестоко расправился царизм с рядовыми участниками восстания: по Волге и другим рекам плыли плоты с виселицами. Раскачивающиеся на ветру трупы повешенных должны были, по мысли карателей, запугать население страны и тем самым предотвратить новые выступления.
Восстание Пугачёва нанесло огромный ущерб металлургии Урала. К восстанию полностью присоединились 64 из 129 существовавших на Урале заводов, численность приписанных к ним крестьян составляла 40 тысяч человек. Общая сумма убытков от разрушения и простоя заводов оценивается в 5 536 193 рубля. И хотя заводы удалось быстро восстановить, восстание заставило пойти на уступки по отношению к заводским работникам. Главный следователь на Урале капитан С.И.Маврин сообщал, что приписные крестьяне, которых он считал ведущей силой восстания, снабжали самозванца оружием и вступали в его отряды, потому что заводчики угнетали своих приписных, вынуждая крестьян преодолевать длинные расстояния до заводов, не разрешали им заниматься землепашеством и продавали им продукты по завышенным ценам. Маврин считал, что для предотвращения в будущем подобных волнений необходимо принять решительные меры. Екатерина писала Г.А.Потемкину, что Маврин «об заводских крестьян что говорит, то все весьма основательно, и думаю, что с сими иного делать нечего, как купить заводы и, когда будут казённые, тогда мужиков облехчить». 19 мая 1779 года был издан манифест об общих правилах использования приписных крестьян на казённых и партикулярных предприятиях, который несколько ограничивал заводчиков в использовании приписанных к заводам крестьян, ограничивал рабочий день и увеличивал оплату труда.
В положении крестьянства каких-либо значимых изменений не последовало.
годы жизни и биография, какую роль сыграл к крестьянской войне и почему проиграл
После загадочной смерти императора Петра III и восшествия на престол его жены Екатерины II появилось множество слухов о том, что император жив, а царица захватила власть незаконно. Это породило множество самозванцев, одним из самых известных стал Емельян Пугачев. Ему удалось развязать крестьянскую войну, на долгое время захватившую страну.
Первые годы жизни
Емельян Иванович Пугачев родился в Зимовейской станице Донской области (ныне Волгоградская область) в семье донского казака. Его родителями были Иван Михайлович Пугачев и Анна Михайловна. Семья давно жила в станице, фамилия была образована от прозвища деда мальчика — Михаила Пугача.
В биографии Емельяна Пугачева немало пробелов. Например, до сих пор неизвестны точные годы жизни Емельяна Пугачева. Большинство историков склонны считать правильной датой 1742 год, но в некоторых случаях он сам указывал 1732 год.
В семье Емельян был младшим сыном. В 17 лет он записался вместо отца на казацкую службу. Через год после этого он женился на Софье Дмитриевне Недюжевой, казачке станции Есауловская. Впоследствии в браке с ней родились сын и 2 дочери.
Несколько лет Емельян провел на военной службе:
- Через неделю после свадьбы молодой муж был отправлен с командой казаков в Пруссию, где 3 года участвовал в Семилетней войне.
- В 1763—1767 проходил службу в своей станице, несколько раз отправлялся с командой есаула Елисея Яковлева в Польшу для поиска и возвращения беглых старообрядцев.
- В 1769 с началом русско-турецкой войны был направлен в город Бендеры.
Зимой 1771 года Емельян тяжело заболел. Однако в отставке ему было отказано, и Пугачев уехал домой лечиться самостоятельно.
Побег из дома
После Емельян решил навестить сестру и ее мужа, Симона Павлова, который проходил службу в Таганроге. После разговора с Симоном Пугачев узнал, что тот и его товарищи недовольны своим положением на службе. После обсуждения было решено бежать в Терское семейное войско. Сперва Емельян желал поехать с ними, но после уговоров жены и дочери принял решение остаться.
Беглецы не сумели добраться до пункта назначения, вернулись обратно и сдались. На допросе они признались, что казак Пугачев им помогал. Узнав, что на него хотят переложить большую часть вины, Емельян решил бежать.
Он отправился на Терек, запретный берег Дона, где прибыл в станицу Ищерскую. В 1772 году казак тайно вернулся домой и был сдан властям, как беглец. При конвоировании в Черкасск он бежал вновь и прибился к старообрядческому поселению на реке Койсухе. Оттуда он направился на поселение в Малыковскую волость (ныне Вольский район Саратовской области) на Волге, где узнал о волнениях в Яицком войске.
Там же он встретился с настоятелем местного скита, старообрядцем Филаретом. Последний, по всей видимости, сочувствовал восставшим казакам. Также позднее при допросе Емельян рассказал, что старец якобы поддержал идею выдать себя за Петра III. Большинство историков считает, что мысль выдать себя за покойного императора возникла спонтанно во время поездки в Яицкий городок при разговоре с местными жителями, поддерживающими мятеж. Готовность всех поверить в чудом спасшегося настоящего императора подвигла Пугачева придумать более правдоподобную легенду.
По дороге обратно Емельян был арестован за призывы к казакам бежать за Кубань. После проведения следствия его должны были отправить в Сибирь, но арестант сбежал.
Подготовка к восстанию
Яицкий городок (ныне Уральск) долгое время находился в удалении от центра России, его жители пользовались большей свободой: у них было собственное самоуправление, атаман и старшины выбирались местными и могли быть смещены. В XVIII веке местные казаки попали под давление петербургских властей. Это разделило общество на 2 части:
- «Старшинская» сторона выступала за проводимую политику государства, получая от этого определенные выгоды.
- «Войсковая» сторона требовала возврата традиций и невмешательства в их дела.
Противостояние вылилось в открытое восстание в январе 1772, которое длилось почти полгода. К моменту появления в городке Пугачева восставшие потерпели поражение и ожидали следствия. Летом 1773 года были объявлены приговоры. Несмотря на значительное смягчение (казни были заменены ссылками), недовольство лишь возросло. Из-за огромных штрафов имущественное расслоение между двумя сторонами стало особенно заметно, противоречия усилились, а среди людей пополз слух о добром императоре Петре.
Крестьянская война
Постепенно на хутор начали подтягиваться желающие присоединиться, они привезли старые знамена, писали приказы и воззвания от «императора», какие, впрочем, он не подписывал, так как был неграмотен. При этом многие не верили в то, что Пугачев является Петром Федоровичем, но согласились признать его.
Причины для восстания нашлись у всех жителей:
- Казаки были недовольны лишением воли.
- После того как монастырские крестьяне были отобраны, остальные также стали ожидать освобождения.
- Горно-заводские крестьяне также влились в движение.
Вечером 16 сентября 1773 года возле Бударинского форпоста собрались около 40 яицких казаков и служивых. На следующий день 60 человек двинулись в поход к Яицкому городку, 18 сентября восставших было уже 200 человек: они отправились вверх по реке Яик (Урал). В тот же день Пугачев казнил 11 человек, отказавшихся признать его царем.
Выступление быстро набирало силу:
- С сентября 1773 по март 1774 восставшие захватили Яицкий городок, Оренбург, Уфу, мелкие городки и заводы. К ним присоединялись как казаки, так и крестьяне и рабочие. Правительственные войска не смогли остановить народную армию, которой командовали опытные казаки и представители инородческих частей.
- В марте 1774 начались первые поражения: правительство укомплектовало армию частями с запада и северо-запада, во главе был поставлен генерал-аншефа Бибиков. Восставшие части были разбиты, руководители пленены или убиты.
- В апреле Бибиков умер, на Южном Урале и в Башкирии восстания вспыхнули снова. Несмотря на разрозненность, Пугачев смог собрать армию и после многочисленных поражений в июле захватил Казань — один из крупнейших центров.
- В это же время закончилась война с Турцией, и Екатерина II смогла направить на подавление восставших значительные силы. Впрочем, у восставших и так было немного шансов: казачья часть постоянно уменьшалась, а пришедшие в армию крестьяне были совершенно не обучены.
- 5 сентября состоялось последнее крупное сражение возле Черного Яра. Армию Пугачева разбили, он бежал за Волгу.
Собственные полководцы предали Пугачева, желая заслужить помилование. 8 сентября они пленили его, через неделю он был доставлен в Яицкий городок, где начались допросы. Тогда же были написаны его симбирские портреты для императрицы.
Приговор был оглашен в последний день 1774 года: Пугачева должны были четвертовать, голову воткнуть на кол. Приговор был исполнен на Болотной площади 21 января 1775 года.
Восстания в Башкирии и Поволжье продолжались до конца года, отдельные выступления — до следующего лета.
Казак Емельян Пугачев был одним из самых известных самозванцев, назвавшихся императором Петром III Федоровичем. Историческая справка о Пугачеве говорит о нем, как о бескорыстном и щедром человеке, легко расстающимся с золотом. Среди его характеристик также упоминается его сентиментальность и жестокость: он равнодушно наблюдал за казнями, но мог до слез расчувствоваться в некоторых ситуациях.
Будем благодарны за Вашу поддержку!
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
«Историческая Россия»: русский, украинский и польский национализм
Мир Олег Кузнецов
16 марта 2022
Раскола современного мира на сторонников и противников Украины не произошло в 2022 году.
Интерес к истории государственности возникла в сознании интеллектуальной элиты российского общества во второй половине XVIII века, во многом под влиянием французского Просвещения, идеи которого пыталась применить на местах императрица Екатерина II в первое десятилетие своего царствования. . Однако, столкнувшись с восстанием нерусского населения Нижнего Поволжья и Южного Урала, известным в отечественной историографии как «Крестьянская война» или «Пугачевское восстание», под предводительством Емельяна Пугачева (1773-1775) Екатерина II быстро свернула все исследования в этой области и сделала все полученные в то время результаты исследований достоянием гласности, но только для узкого круга академических профессоров.
Это не означает, что другие российские монархи не интересовались истоками своей власти или историческим наследием страны, которой они правили. В конце XVII века царь Петр Алексеевич (Петр Великий), за четверть века до своего провозглашения императором, поручил Андрею Лызлову, ныне называемому «отцом русской историографии», провести первое специальное исследование по истории Россия. Это исследование читали только сам царь и дюжина его приближенных и доверенных лиц.
Естественно, что в таких условиях на закате Средневековья в России могла существовать и развиваться свободная академическая мысль, плодом которой могло стать собственно научное знание, самостоятельно определяющее или формирующее идеологию и политику государства.
В конце первой трети XIX века государство впервые в истории России использовало науку как инструмент институционализации внутренней политики. Точнее, сразу после подавления польского восстания 1830-1831 годов вопрос о русском происхождении был поднят русскими профессорами на самом высоком уровне: откуда берется польский национализм и как ему противостоять?
Одновременно в 1832 г. было реорганизовано Министерство духовных дел и народного просвещения: сняты все конфессиональные вопросы, а вместо них через три года, 5 января 1835 г., образована особая Археографическая комиссия, которой было поручено обязанность собирать и публиковать источники по отечественной истории.
Фактически с тех пор можно говорить об исторической науке в России как об инструменте формирования ее национальной идеологии, которая окончательно закрепилась 2 марта 1837 г., когда Археографическая комиссия стала самостоятельным государственным учреждением, существующим до этого день. В первые десятилетия своего существования эта научная структура была скорее средством реализации академических амбиций своих профессоров, чем бюрократическим институтом с четкой структурой, целями и властью.
В результате в те годы его результаты исследований были ценными с точки зрения историографии, но абсолютно бессистемными, ситуативными и бесполезными для задач политического управления государством.
Польское восстание 1863 г. выявило отсутствие результатов исследований Археографической комиссии. Государственные органы решили сделать свою исследовательскую деятельность более системной, ориентируясь на государственные интересы, которые еще 30 лет назад оставались неизменными, поскольку по-прежнему необходимо было обосновать и сформулировать форматы интеллектуальной оппозиции польскому национализму.
В качестве основного инструмента в решении вопроса о польском национализме считалось целесообразным и возможным целенаправленно формулировать его, опираясь на ресурсы административно-бюрократических ведомств белорусского и украинского национализмов, для чего в 1863 г. были созданы самостоятельные Археографические комиссии при Виленском и Киевском генерал-губернаторах. Результаты исследований комиссий должны были создать интеллектуальную основу для двух новообразованных идеологий, а именно белорусского и украинского национализма.
Работа Виленской археографической комиссии не имела особого политического успеха, так как дворянство губерний Российской империи, на территории которой сегодня расположены Беларусь и Литва, считали себя потомками рыцарства Великого княжества Литовского.
Они считали себя неотъемлемой частью Речи Посполитой, связанными родственными и юридическими узами с польской шляхтой. Гораздо успешнее была работа Киевской археографической комиссии — ей в полной мере удалось сформулировать и продвинуть представление о малороссийском казачьем (украинском) народе, этнически, культурно и религиозно противостоящем всем проявлениям социокультурной традиции польской государственности. и национализм.
Основоположником этой идеи был Владимир Антонович (1834-1908), профессор, декан историко-филологического факультета Императорского университета Святого Владимира в Киеве. Он написал монографию «О происхождении казачества », в которой сформулировал и научно обосновал постулаты украинского национализма в противовес польскому национализму.
Он же был автором-составителем и редактором 9 из 15 томов фундаментального сборника опубликованных документов по истории территории современной Украины в средние века под названием Архив Юго-Западной России . Антоновича по праву можно считать основоположником первой украинской историографии и государственной идеологии.
Его преемником и последователем в этой области был Дмитрий Яворницкий (1855-1940), который преподавал в Харьковском, Санкт-Петербургском, Казанском и Московском университетах, был академиком Академии наук УССР ( ССР). Он также работал бессменным заведующим Екатеринославским (Днепропетровским) историческим музеем и обогатил идеологию украинской национальной государственности тезисом о ее происхождении из средневековой республики днепровских казаков, Запорожской Сечи.
Основателем украинской государственности считается князь Дмитрий Вишневецкий, вошедший в историю Восточной Европы как личный враг султана Османской Порты Сулеймана Великолепного под именем «Дмитрашка».
Михаил Грушевский (1866-1934) был профессором Львовского университета; председатель Украинской Центральной Рады, первого украинского парламента, в 1917-1918 гг.; академик АН УССР и АН СССР. Он является автором 10-томной монографии под названием « История Украины-Руси и первым в академической традиции исторической науки выступил против украинского национализма и идеи украинского народа не только в отношении Польши, но и России.
Грушевского следует считать стоящим за всеми существующими основными идеологическими противоречиями между Украиной и Россией и завершившим создание основных тезисов современной идеологии украинской национальной идентичности.
Конечно, кроме этих деятелей, можно назвать и других ведущих деятелей украинской национальной мысли, которые способствовали формированию современного мировоззрения украинского общества: Николая Николая, Николая Костомарова, Дмитрия Багалия, Михаила Любавского, Александра Скалковского. и другие. Но именно первые три оказали наибольшее влияние на украинский национализм в коллективной памяти людей.
Говоря о содержании исследований перечисленных выше авторов, следует сказать, что они не претендовали на преемственность украинской государственности от какой-либо существовавшей ранее империи, что было характерно для большинства других европейских историографических традиций, в том числе польской и русский.
Их вполне устраивала автохтонность и украинская национальная традиция в предложенной ими формулировке, свободной от канонов и постулатов феодальной историографии, согласно которой статус и атрибутивное значение государства во многом определяются древностью происхождения правящей императорской или королевской династии.
В отличие от официальной государственной идеологии Российской империи, выводящей происхождение России и предшествовавшего ей Московского царства от Византийской империи и династии Палеологов, создатели теории происхождения украинской государственности не обременяли себя забота о доказательстве легитимности своих монархов и династий из предыдущих династий.
Поскольку с самого начала постулировалась идея демократического происхождения украинской государственности, основу для формирования составили выходцы с Северного Кавказа, переселившиеся в центр Днепра в конце 13 в. века по велению одного из ханов Золотой Орды.
Соответственно, они утверждали, что малороссийские казаки, или украинцы, были сначала противопоставлены полякам, а затем и русским не только в этническом плане, но и в политическом плане по антитезе «демократия-монархия». Поначалу эта концепция не вызывала особых возражений со стороны официальных властей Российской империи, так как полностью соответствовала задаче противодействия польскому национализму, что весьма существенно дополнялось наличием конфессионального антагонизма между православием и католицизмом.
Но в свете реалий первой половины ХХ века религиозный фактор — или конфессиональная принадлежность человека в общественно-политической жизни — в странах Европы отошел на второй план, а на первый план вышел национальный вопрос. Идеи украинской идентичности и независимости сразу же вступили в глубокое идеологическое противоречие одновременно с польским национализмом и русским имперским или советским интернационализмом, что в конечном счете предопределило и формализовало в интеллектуальном пространстве и выразилось в конфликте русского и украинского мировоззрений, который мы все сегодня наблюдаем. Более того, в настоящее время его этнографическая составляющая все больше заменяется политической.
Ярчайшим примером этой тенденции является трансформация отношения украинских политических и академических учреждений к личности исторического деятеля князя Дмитрия Вишневецкого (ум. 1563). Сразу после обретения Украиной национальной государственности в 1991 году Вишневецкий, в полном соответствии с заветами основоположников украинской историографии Антоновича, Яворницкого и Михаила, был провозглашен национальным героем Украины, отцом-основателем ее национальной государственности со всей атрибуты, соответствующие такому статусу. Его именем названы памятники, памятные знаки, улицы, площади, военные корабли.
Личность князя Вишневецкого в исторической ретроспективе отразила основные принципы внешней и внутренней политики Украины с 1890-х по 1910-е годы: верность официального Киева идеалам православно-славянского единства; добрососедские и партнерские отношения с Россией, Беларусью, Молдовой и Польшей; доброжелательный нейтралитет в отношениях с Турцией; и общественное согласие между всеми этническими и религиозными группами и силами внутри страны, что полностью устраивало Кремль.
Так продолжалось двадцать лет, пока вместо князя Вишневецкого главой пантеона национальных героев Украины не был назначен Степан Бандера (1909-1959). Тогда идея украинской самоидентификации вместо своего фольклорно-этнографического аспекта приобрела агрессивно-экстремистский аспект, направленный против всего русского и пророссийских деятелей. Кремль активно отвергал изменение внутренней и внешней политики Украины; более резко, примерно в 2010 году и после него.
Раскол современного мира на сторонников и противников Украины произошел не в 2022 году, а намного раньше. По крайней мере, в последнее десятилетие российско-украинский конфликт сформировался и был предсказуем, даже желателен для некоторых правительств. Уже нет необходимости говорить о том, что она основана просто на территориальных спорах или претензиях, так как уходит своими корнями в полулегендарную и полумифическую «Киевскую Русь», само название которой появилось в русской и украинской историографии только в 19век.
Украина, оглядываясь назад, является исторически и культурно многослойным, полиэтническим и поликонфессиональным государством, из чего логически следует вывод, что ни один подход к нему не может быть простым. Как перекресток цивилизаций, культур и стилей жизни, социальный конструкт казачества не подчинил себе всю Украину в XVI-XVIII веках.
Население Украины не могло и не хотело жить ни по каким правилам и эта тенденция сохранилась и в 20 веке. Именно поэтому на территории современной Украины так много исторических замков и укрепленных монастырей, за стенами которых жители пытались защитить собственное «бытие» от внешнего мира.