Историческая основа слово о полку игореве краткое содержание: Историческая основа Слова о полку Игореве

Содержание

Историческая основа «Слова о полку Игореве»: каким событиям посвящено произведение?

События, описанные в «Слове о полку Игореве», имеют под собой историческую основу. Иначе говоря, «Слово о полку Игореве» — это произведение, основанное на реальных событиях. 

Поход князя Игоря Святославича описан в хрониках того времени — Ипатьевской и Лаврентьевской летописях.

«Слово о полку Игореве» было написано на рубеже XII-XIII веков, когда феодальная раздробленность Руси достигла своего пика. Множество мелких княжеств враждовали между собой, доходя до братоубийственных войн.

Непростая ситуация внутри государства осложнялась угрозой со стороны половцев, народа тюркского происхождения, занимавшего степи между Волгой и Днепром. Этот кочевой народ представлял собой мощную военную силу.

Раздоры между князьями создавали благодатную почву для набегов половцев. Некоторые русские князья нанимали половцев в помощники в борьбе между собой. Раздробленная Русь была уязвима для атак половцев, и от этого страдали простые русские люди.

Известно, что походу Игоря предшествовал другой поход южнорусских князей против половцев. Этот поход состоялся в 1184 году под начальством киевского князя Святослава, который разбил врагов. Казалось бы, так князьям удалось надолго обезопасили Русь от набегов половцев.

Но в этом удачном походе не участвовал князь Игорь Святославич: гололедица помешала его войску прибыть к сражению. Судя по всему, Игорь тяжело переживал эту неудачу.

Вскоре князь Игорь решил отправиться в свой собственный поход, чтобы доказать свою храбрость. В 1185 году он собрал войско и отправился к берегам Черного моря, где обитали половцы. Вместе с Игорем в поход пошли: его сын Владимир Путивльский, брат Всеволод Курский и племянник Святослав Рыльский.

На пути войско Игоря встретило отряды половцев. В первой битве с ними русские остались победителями, но в следующей битве они потерпели сокрушительное поражение. Князья были взяты в плен. Вскоре Игорь бежал из плена на родину. Его сын Владимир женился на дочери половецкого хана Кончака и через два года вернулся на родину вместе с Всеволодом.

После возвращения из плена Игорь вместе с другими русскими князьями продолжили борьбу с половцами.

***


Такова историческая основа «Слова о полку Игореве». В статье представлены материалы о том, каким событиям посвящено произведение и что происходило на Руси во времена похода Игоря на половцев.

Историческая основа “Слова о полку Игореве” 👍

“Слово…” рассказывает о походе на половцев в 1185 году храброго князя небольшого Новгород-Северского княжества Игоря Святославовича. События этого похода происходили следующим образом.
Не сговорившись с киевским князем Святославом, Игорь, очертя голову, отправился в дальний поход на половцев, замыслив дойти до берегов Черного моря и вернуть Руси далекие земли у Керченского пролива, когда-то принадлежавшие Черниговскому княжеству.
Поход состоялся весной 1185 года, в нем, кроме самого Игоря, участвовали его сыновья и князь Святослав.

У берегов Донца войско Игоря застало затмение, считавшееся на Руси предзнаменованием несчастья, но Игорь пренебрег поверью. У Оскола к войску присоединился его брат Всеволод. Застать половцев врасплох не удалось, т. к. половцы были готовы к бою и вооружены.

Но Игорь счел позором вернуться домой без победы и пошел навстречу смерти. Первое столкновение с половцами было удачным для войск Игоря. Русские захватили обоз и пленных. На рассвете следующего дня половецкие полки начали наступление на русских.

Против небольшого русского войска собралась вся Половецкая земля. Но и тут Игорь, произнеся ободряющую

речь, приказал конным спешиться, чтобы пробиваться сквозь полки врага всем вместе. Трое суток Игорь со своим войском пробивался к Донцу, был ранен в бою.

Воины были истомлены жаждой. Утром вспомогательные полки из осевших на Руси кочевников дрогнули. Игорь, надеясь их остановить, поскакал за ними, но отстал. На обратном пути он был взят в плен половцами.

Он видел, как бьется его брат Всеволод.
Поражение Игоря имело несчастные последствия для всей Русской земли, так как половцы убедились в слабости русских княжеств.
Нельзя сказать, что в плену к Игорю относились плохо, напротив, он пользовался относительной свободой и почетом. Однажды вечером Игорь бежал, пока половцы, стерегшие его, играли и веселились, думали, что он спит. Князь перебрался через реку, сел на коня, приготовленного ему Лавром, и проехал через половецкий стан. Одиннадцать дней Игорь пробирался до Донца.

И, наконец, приехал в свой родной Новгород-Северский, где был встречен с радостью.
Летописцы, как правило, только регистрировали события, и лишь некоторые из них решались на оценки отдельных поступков князей. Но только автор “Слова…” поднялся на высоту мудрых исторических обобщений. Поэма постепенно забылась, и только в конце XVIII века обнаружили единственно уцелевший список, и она зазвучала с новой силой.

«Историческая основа и значение «Слова о полку Игореве»»

В 1812 году это событие в буре войны и разорения прошло незамеченным, но впоследствии вызвало немало споров. Речь идет о том, что сгорел оригинал «Слова о полку Игореве», который нашел в конце XVIII века А. М.Мусин -Пушкин. С тех пор идут споры о подлинности произведения. Маленькая поэма, которой 800 лет. Почему так волнует ее судьба? Потому, что это история наша, о которой сохранилось не так уж много свидетельств: потому, что это доказательство высокой культуры наших предков.

О чем идет речь в поэме? О событиях, которые больше всего волновали людей в XII веке. О борьбе с половцами, «погаными», что разоряли Русскую землю.

Кочевники — половцы жили на юго — востоке от Руси. Грабеж был важным источником обогащения их князей и воинов. Часто совершали они походы на своих быстрых конях, сжигали и разрушали города и села, уводили в плен русичей, чтобы продать их на рабских рынках в Крыму, вытаптывали посевы. Ходили и русские князья на них и часто громили врагов. Но среди них не было единства, и половцы этим пользовались.

Двоюродный брат киевского князя Святослава, князь Новгорода -Северского, Игорь, не захотел участвовать в походе вместе с другими князьями. Он решил добиться единоличной славы себе, а своим воинам — чести. Он пригласил своего брата Всеволода, собрал дружину. Настроение у всех было радостное.

Вначале русские разбили половцев. «Рано утром в пятницу они смяли поганые половецкие полки». Захвачена добыча. Игорь надеется теперь зачерпнуть шлемом воды из Дона. Русские уходят дальше в степи.

Но радость русичей была преждевременной. Зловещей тучей надвинулись на Игореву дружину главные силы кочевников, которые ведет хан Кончак. Стойко сражаются русские витязи, но гибнут один за одним под натиском превосходящих сил. Сам Игорь попадает в плен. Нет больше защитников, открыта теперь поганым дорога на Русь.

В то время, когда дружина Игоря храбро сражалась, князю Святославу приснился вещий сон, который его встревожил. Узнав о поражении Игоря и Всеволода, он горько упрекает своих братьев за необдуманный шаг. «Золотое слово» обращает князь ко всем сильным властителям русских княжеств с призывом вместе — как было прежде, при Владимире Мономахе — бороться против половцев, оборонять родину. Он хочет военного единства русских земель перед лицом всегда грозной и неожиданной опасности. Заветную свою мысль, боль и надежду вкладывает автор в уста Святослава.

А далеко на Путивле плачет красавица Ярославна. Она будто забыла, что христианка, так по — язычески древним славянским богам возносит свою молитву. И плач ее — такое поэтическое место в поэме, что вечно будет волновать людей.

Томится Игорь в плену. Ничто ему не мило, кроме свободы. Отомстить, смыть позор — вот его главное желание. Он знает, что его ждут с нетерпением жена, жители родного города и русские князья. Наконец ему удается бежать. Игорь идет в Киев. Старший брат прощает его, он знает, что Игорь еще послужит родной земле. «Тяжко голове без плеч, горе и телу без головы. Так и русской земле без Игоря».

События эти происходили в далеком 1185 году. В чем же основная идея произведения? То, что для нас составляет загадку, там, где мы не обойдемся без толкований, современники понимали с полуслова, с полунамека. Автор зовет русских князей к единству. Он сетует, что князья — братья враждуют между собой, а поганые радуются и зорят Русь. Он знает: когда князья вместе, они сильнее врага.

«Слово…» — это призыв к объединению накануне татарского нашествия. Да, князья, ослепленные борьбой за власть, не вняли призыву, не услышали русского Бояна. Но идеей единства, так прекрасно воплощенной в поэме, вдохновлялись поколения русских на борьбу за свободу своей земли против татарского ига.

Автор стремится достичь политических целей. Но для нас поэма — прекрасный памятник русской культуры, историческое свидетельство. И в том, что и через 800 лет мы не остаемся равнодушными, читая ее, быть может, и есть главное значение этого произведения.

Долго была поэма в безвестности. Оригинал ее сгорел, но затем она получила большую славу. Композитор Бородин сочинил прекрасную оперу «Князь Игорь», художники написали картины.

Ныне «Слово…» — одно из самых известных произведений древнерусской литературы, оно прочно заняло свое место в русской и мировой культуре.

Сочинение Слово о полку Игореве — «Слово о полку Игореве»

Историческая основа “Слова о полку Игореве”

В «Слове о полку Игореве» идет повествование о походе князя Игоря Святославовича на половцев, произошедшее в 1185 году. Половцы – кочевники, жившие на юго-востоке от Руси. Пользуясь отсутствием единства между русскими княжествами, они часто совершали набеги, грабя и сжигая дома, уводя с собой пленных.

Князь Новгород-Северский Игорь Святославович решил с этим покончить. Он самостоятельно собрал войско, позвав с собой лишь своего брата Всеволода, и двинулся к берегам Черного моря, отобрать у половцев земли, когда-то относившиеся к княжеству

Черниговскому.

Когда войско с князем Игорем находилось уже на берегах Донца, произошло затмение. Это был нехороший знак. Несмотря на это, Игорь продолжил свой путь. У города Оскол его встретил брат Всеволод, и они двинулись дальше. Поначалу удача сопутствовала нашим войнам. 10 мая около реки Сюурлий состоялась первая битва, в которой князь Игорь одержал победу.

Наступила ночь, окрыленные победой воины благополучно уснули. А в это время Хан Кончак привел новое войско, во много раз больше предыдущего. Несмотря на явное преимущество половцев, русские бились до последнего. Возвращение домой без победы Игорь

считал позором. Несмотря на все усилия, наше войско было побито, а Игорь вместе с братом и сыном взяты в плен. Поражение князя Игоря показало слабость русских князей.

Несмотря на то, что Игорь считался пленным, с ним вполне неплохо обращались. К нему относились как к князю, пусть и пленному. Двадцать воинов, приставленных к Игорю, были готовы исполнять его приказы. Будучи в заточении, князь мог относительно свободно передвигаться. Это помогло Игорю сбежать. Пока половцы думали, что он спит, Игорь успел перебраться через реку и сесть, на заранее подготовленного коня. Так он проехал половецкий стан. Возвращение домой заняло не одну неделю. Наконец, он добрался до своего княжества, где был принят с радостью.

Долгое время поэма «Слово о полку Игореве» оставалась забытой, и лишь в 18 веке Мусин-Пушкин обнаружил ее в Спасо-Ярославском монастыре. К сожалению, во время пожара 1812 года оригинал сгорел, осталось лишь печатное издание и его копия.

Историческая основа «Слово о полку Игореве»

«Слова о полку Игореве» историческая основа — разбор

В основе сюжета «Слова о полку Игореве» легли реальные исторические факты, подтверждающиеся известными летописям. Вторая половина XII в. — время обостренного соперничества русских князей. С наступлением смуты — раздробленности русских земель, удельные правители стали использовать в междоусобной борьбе половцев — кочевые тюркские племена, появившиеся на юго-восточных границах Руси в начале ХІ в. Главный герой «Слова о полку Игореве» — князь Игорь Новгород-Северский (1151-1202) -представитель ветви Ольговичей, соперничавший с потомками Владимира Мономаха за обладание Киевом. Родоначальником «Олегова гнезда» был дед Игоря Олег Святославич, прозванный Гориславичем. Дурную славу этот князь приобрел тем, что своим «мечом крамолу ковал» т. е. разжигал междоусобиц. Одним из первых он стал использовать степняков в конфликтах с другими князьями.

Временные союзы закреплялись браками русских князей и дочерей половецких правителей. На половчанках были женаты отец и сын Игоря Владимира. Каждый знатный хан вел свою самостоятельную политику в отношении Руси. Так, союзник Игоря в борьбе за киевский престол Кончак вскоре стал организатором многочисленных набегов, целью которых был не просто грабеж, а полное уничтожение русских городов.

На половецкую помощь в междоусобных конфликтах опирался и Святослав Всеволодович, двоюродный брат Игоря. Став киевским князем, глава Ольговичей отказался от союза с половцами и начал действовать против них. Автор «Слова»

вспоминает победоносный поход 1184 г. «на землю Половецкую» объединенных русских сил. В этой операции Игорь участия не принял: мокрый снежный наст не позволил его коннице догнать основное войско. Неучастие новгород-северского князя в походе было воспринято как отступничество от союзнической политики. Тогда Игорь Святославич решил предпринять самостоятельный рейд в половецкие степи. В походе приняли участие другие Ольговичи — брат, сын и племянник Игоря.

Историческая основа Слова о полку Игореве (каким событиям посвящено произведение?)

Слово о полку Игореве представляет собой художественное произведение, которое основано на подлинных событиях. В основе этого произведения поход князя Игоря Святославовича на половцев. Произведение написано около начала 13 века, а сами исторические события относятся к 1184-85 годам, которые и представляют собой период военных походов.

Начинается эта историческая канва с похода князя Святослава, который отправляется на половцев и достигает существенного прогресса. Половцы представляли существенную угрозу для Руси, которая была на тот период под существенным давлением. При этом половцы могли и сами нападать на разные земли, так как были кочевыми племенами и ни к чему особенно не были привязаны, а также они могли участвовать в составе русских войск и выступать на стороне какого-либо князя, который нанимал войска для того чтобы получить какие-то преимущества и бороться с другими князьями.

На самом деле в числе основных тем данного повествования забота о целостности народа и русской земли. Об этом говорят разные монологи, которые рассказывают о том как князья могли объединиться против половцев и нынешней разобщенности.

После того как Святослав сходил в поход в 1184 году, в поход в следующем году отправляется князь Игорь, который в предыдущий год не смог присоединиться со своим войском. Для того чтобы доказать собственную доблесть Игорь объединяется со своими братьями и сыном и отправляется к берегам Черного моря, где сначала выигрывает битву, но после этого оказывается разбит половцами. Князья в итоге оказываются захваченными кочевниками и только потом возвращаются на родину.

После этого русские продолжили воевать с половцами. Хотя у половцев Владимир становится супругом дочери половецкого хана Кончака.

События из Слова описываются в Лавреньевской и Ипатеьвской летописях, то есть исторических источниках, которые рассказывают о предыдущих временах страны. Довольно подробно автор не просто описывает исторические события, но и приводит речи разных князей. При этом с высокой вероятностью эти речь если и не являются прямыми цитатами, то довольно близки к изначальным речам.

Вариант 2

Произведение «Слово о полку Игореве» написано неизвестным летописцем, в период от 1185 по 1187 гг. В его основу положены реальные исторические события, происходившие на Руси. Повествует о походе Игоря Святославовича на кочевой скотоводческий народ (половцев). До него в 1184 году Святослав Всеволодович успешно разгромил половчан, взял в плен хана Кобяка. Князь Игорь не смог принять участия в той битве, из-за гололеда: не успел вовремя прибыть к началу похода.

Поэтому весной 1185 года положился на везение, ему очень хотелось, чтобы его тоже назвали завоевателем. Военная кампания новгород-северского князя не удалась. Еще по дороге к месту назначения войско смогло наблюдать затмение, что предвещало несчастье. Ни князь, ни его сыновья не захотели никого слушать, и продвижение дружины продолжилось. Первая схватка была удачной для армии Игоря, им даже удалось захватить пленных, отбить обоз. Но на следующее утро на Русские войска пошли в наступление все кочевники, которые проживали в той местности.

И удача отвернулась от князя. 3 дня и 3 ночи шло сражение. Игорь Святославович получил ранение в бою, его войско изнывало от жажды. Полки затрепетали и начали отступление. Князь погнался вслед за ними, хотел остановить, и был захвачен в плен. Провал военной кампании имел негативные последствия для Руси. Потому что кочевники уверились в том, что российские княжества слабы.

В плену к князю относились с должным уважением, ему даже предоставляли незначительную свободу передвижения. Приспав внимание к своей персоне, Игорю удалось сбежать от половцев. Более 10 дней пробирался он в родные земли, радостно встретили его семья и подданные.

Исторические события тех дней были описаны двумя летописцами. Одна повесть входила в северно-русскую Лаврентиевскую летопись, вторая – южнорусскую Ипатьевскую.  Описания похода князя Игоря Святославовича в Ипатьевской интерпретации в подробностях раскрывает последовательность происходящих событий. Летопись пронизана симпатией к принимавшим участие в походе, сожалением по поводу их поражения. Ее составителем вполне мог быть человек из ближайшего окружения князя, либо один из воинов, участвовавший в бою.

Повествование Лаврентиевского летописца лаконично. Он осуждает действия новгород-северского князя, его брата Всеволода. Рассказ носит религиозно-дидактическую подачу.

Каким событиям посвящено произведение?

Слово о полку Игореве – крупнейшее произведение времён Древнерусского государства. Оно посвящено одному важному событию .

Древнерусский князь Игорь совершал два похода на половцев, один из которых он   выиграл. Второй оказался неудачным, и князя взяли в плен. Что же особенного в этих битвах?

В произведении, то есть  «Слове» личности Игоря и Всеволода показываются как сильные, мужественные личности, которые не побоявшись поражения пошли на врага. Игорь – воин, который не щадил врагов ради чести и славы. Но он попал в плен к врагам, ибо те оказались сильнее. Но позже ему удаётся убежать от плена и попасть обратно на родную землю. Всеволод же борется в первых рядах войск, не щадит ни себя, ни своего мяча, автор его описал как злого, яростного воина, который сражался за Родину. А на Родине Всеволод был символом мужества, храбрости, силы, воинственности.

Русское войско сражалось до конца, они были славными и храбрыми, за Родину множество погибло в битве , на чужой земле вдалеке от родной земли.

Дело в том, что князь Святослав «предсказал» неудачу в походе. Перед ним ему приснился, как оказалось, вещий сон, он ассоциировался с грустью и печалью. Вдобавок к этому наблюдалась ещё одна плохая примета – солнечное затмение. Князь Святослав произнёс «Золотое слово». В нём подразумевалось , что «победить врага мы можем только объединившись, собрав все свои силы воедино».

Автор хотел донести до князей мысль о том, что нужно забыть все внутренние ссоры и объединиться. Основная ошибка поражения – это то, что все князья хотели поодиночке победить врага, но это неправильно. Нужно было действовать сообща, объединить все свои Русские силы и победить врага.

Автор произведения неизвестный, но он смог донести важную информацию, которая сохранилась и до наших дней.

У князя Игоря была жена Ярославна – верная патриотка своей Родины. Она по-настоящему переживала за своего мужа, за войско, за судьбу страны. Молилась природе за то, чтобы всё прошло успешно.

Оригинально это произведение тем, что неизвестный автор показал своё отношение к героям, к живым личностям, к этим событиям, произошедшим в Древнерусском государстве. В главном образе он показал Древнюю Русь.

Кстати , о главном. Битва произошла на реке Каяле. Но многие читатели наверно задаются вопросами: кто написал это произведение, когда и много других вопросов. Этими же вопросами интересуются современные учёные и историки. Может быть, что-то останется для нас загадкой.

Всё же у них есть свои теории: кто-то считает , что его написал сам князь Игорь, кто-то утверждает, что кто-то из его братьев. Но многие придерживаются мнения, что это написал обычный человек-патриот. Они учитывают тот факт, что человек был грамотным и умным, он много знал об этих событиях и всё верно указывал.  Главное —  он донёс мысль о том, что защититься можно только когда наступит единство и мир. Только тогда можно победить любого врага.

Историческая основа Слова о полку Игореве (каким событиям посвящено произведение?)

Интересные ответы

  • Опера — сообщение доклад

    Опера – вокальный театральный жанр классической музыки. Она отличается от классического драматического театра тем, что актеры, также выступающие в окружении декораций и в костюмах, по ходу действия, не разговаривают, а поют.

  • Корова — сообщение доклад

    Коровы являются представителями отряда парнокопытных. Они принадлежат к семейству полорогих, куда также можно отнести прочих рогатых жвачных животных, например, антилоп, овец и коз.

  • Кальмар — сообщение доклад (3, 7 класс, Окружающий мир, Биология)

    Кальмары являются наиболее подвижными моллюсками, относящимся к классу головоногих. Они способны перемещаться с огромной скоростью, которая может достигать 200 км/час

  • Зима — сообщение доклад (2, 3, 4, 5 класс окружающий мир)

    Зима считается самым холодным временем года из всех остальных. Ей присущи крепкие морозы и метели. Зима состоит из трех месяцев, под названиями декабрь, январь, февраль. Длительность этого времени года составляет 90 дней.

  • Как образовался каменный уголь — сообщение доклад

    Каменный уголь добывается из недр земли и является древней осадочной породой. Сгорая, это вещество выделяет большое количества теплоэнергии, поэтому его используют для получения теплоносителей

ЕГЭ: Слово о полку Игореве

ЕГЭ: Слово о полку Игореве – историческая основа, автор и время создания, открытие памятника, жанр, план, сюжет, краткое содержание, образы героев и переводы.

«Сло́во о похо́де И́гореве, И́горя, сы́на Святосла́вова, вну́ка Оле́гова» (а именно таково полное название произведения)один из самых известных и загадочных памятников древнерусской литературы. Нам мало что достоверно известно – время создания можно только предполагать, точных сведений об авторе нет. На протяжении целых веков изучения текста велись многочисленные споры, касающиеся интерпретации «темных мест». Раньше их были сотни, сейчас десятки. Но тем интереснее.

Вы можете скачать текст дословного перевода Д. С. Лихачева с пояснительными комментариями или посмотреть видеоурок “Слово о полку Игореве. Читаем вместе”.

ЕГЭ: Слово о полку Игореве. Историческая основа

В 1185 году состоялся поход древнерусского князя Игоря Святославича на «безбожных» половцев – об этом написано в Ипатьевской и Лаврентьевской летописях.

Надо понимать, что в это время феодальная раздробленность на Руси достигла своего пика. Это время междоусобиц. Т.е., с одной стороны, Русь страдала от набегов половцев, кочевого народа, занимавшего степи между Волгой и Днепром, с другой стороны, от междоусобных войн.

Причем походу Игоря предшествовал другой поход русских князей против половцев, в котором участвовал князь Святослав Киевский, двоюродный брат Игоря. Поход был удачный, но Игорь не смог принять в нем участия. Лавры победителя не давали ему покоя. Вот что означает фраза «прошлую славу себе возьмем, и нынешнюю поделим» – так по словам Святослава рассуждают тщеславные князья перед походом.

Вместе с Игорем в поход пошли: его сын Владимир Путивльский, брат Всеволод Курский и племянник Святослав Рыльский.

В первой битве русские князья одержали победу. Во втором сражении – проиграли. Из пяти тысяч воинов в живых остались единицы. Князья были взяты в плен. Через некоторое время Игорь бежал. Помог ему Оврул, крещеный половец. Сын Игоря Владимир женился на дочери половецкого хана Кончака и через два года вернулся на родину вместе со Всеволодом.

Именно этот сюжет лег в основу оперы А. П. Бородина «Князь Игорь».

ЕГЭ: Слово о полку Игореве. Автор, год, век (время) создания

Автор произведения неизвестен. Однако можно предположить, что автор – монах, который до пострига сам участвовал в боевом походе, описанном в произведении. Он хорошо знает Священное Писание и историю, значит, у него был доступ к библиотеке, которая располагалась в монастыре. Или это мог быть высокородный человек, боярин или князь – существует множество таких теорий, вплоть до того, что авторство приписывали самому Игорю. «Слово о полку Игореве» устроено на лирический лад – это не просто историческое осмысление событий, которое содержится в летописи. Это художественное (образное) осмысление, а, значит, автора можно назвать поэтом (или песнотворцем) в широком смысле слова. Но его личность не проявлена, что свойственно древнерусской литературе, автор показывает не себя, а картину времени в целом.

Время создания произведения достоверно неизвестно. Обычно говорят о том, что «Слово…» было написано сразу после похода князя Игоря. То есть наиболее обтекаемой и всех устраивающей формулировкой будет «конец XII – начало XIII века».

Однако приведем теорию А. Н. Ужанкова, специалиста по древнерусской литературе, который указывает на рубеж веков (1200-1201 гг.) как время создания «Слова о полку Игореве». Получилось целое детективное расследование в рамках исторического анализа текста.

Вот как он рассуждает.

Естественно, что текст о неудачном походе князе Игоря мог быть создан только после самого похода, т. е. не ранее 1185 г.

Обратим внимание, что после побега Игоря из плена приведен разговор между преследующими его половецкими ханами Гзаком и Кончаком: «Молвит Гзак Кончаку: “Коли сокол к гнезду летит, соколенка расстреляем своими золочеными стрелами”. Сказал Кончак Гзе: “Коли сокол к гнезду летит, а мы соколенка опутаем красною девицею». Это значит, что автор уже знает, что сын Игоря, Владимир вернется из плена, женившись на дочери Кончака, ведь именно он сравнивается с соколенком, опутанным красною девицею. А это произошло только спустя два года – в 1187 г. (об этом говорится в Ипатьевской летописи).

Второй абзац открывается словами: «Начнем же, братья, повесть эту от старого Владимира до нынешнего Игоря». Раз Игорь «нынешний», значит – он еще жив, когда создается произведение. Умер Игорь Святославович в 1201 г., значит, «Слово…» не могло быть написано позже.

Также обратим внимание на строку: «Игорю князю бог путь кажет из земли Половецкой на землю Русскую, к отчему столу золотому». Игорь, по летописи, вначале возвращается в свои княжества – в Путивль, а потом в Новгород-Северский. Но, получается, автор знает, что Игорь будет когда-то на Черниговском престоле. А это произойдет только в 1198г.

И еще одно замечание. Автор обращается к Роману, князю Галицкому, который воевал, в т.ч., с половцами. А князь Роман воевал с половцами не ранее 1200 г.

Таким образом, границы возможного времени создания сужаются до 1200-1201 гг.

ЕГЭ: Слово о полку Игореве. Когда было открыто  произведение?

Нам неизвестен оригинальный источник «Слова…». Мы знаем это произведение благодаря спискам.

В конце XVIII в. удачливый коллекционер памятников русских древностей граф Алексей Мусин-Пушкин получил в одном из монастырей сборник (в каком именно монастыре и при каких обстоятельствах – вопрос открытый), содержавший список произведения.

Этот сборник, к сожалению, сгорел в огне московского пожара 1812 г. Однако перед этим в 1795 г. была снята копия «Слова о полку Игореве» для Екатерины II («Екатерининская копия»). Также уже случилось первое издание произведения 1800 г., которое готовилось более 10 лет Мусиным-Пушкиным и другими специалистами.

Главное, что нужно понять из этой истории – мы имеем дело не с оригиналом, а со списками списков. Список Мусина-Пушкина, скорее, всего был создан в XVI в., написан скорописью, без разделения слов. В нем встречались ошибки и описки. А первые издатели тоже, несомненно, внесли мелкие искажения в текст. Поэтому на протяжение веков в науке не смолкали споры вокруг произведения и осуществлялись попытки его «возвращения» к оригиналу.

ЕГЭ: Слово о полку Игореве. Жанр 

Границы произведений, названных «словом», расплывчаты. Но, пожалуй, «слово» как жанр можно приравнять к «речи». Необязательно рассчитанной на произнесение вслух, перед аудиторией. Это некий рассказ-послание, главная задача которого – воздействие на читателя (слушателя).

А значит, ему свойственно красноречие, расцвет которого наблюдался в XI-XII вв. на Руси. Стилистическая изысканность. Нетрадиционные (лирические) отступления. Необязательность хронологии. Обсуждение глобальных проблем общественно-политического охвата. Смешение ораторского искусства и фольклорных элементов. Из фольклора представлены не только образы, но и отдельные жанры – плач, слав. И крайне важен гражданский пафос.

От воинской повести «Слово…» отличается сюжетным построением, ритмическим рисунком, наличием лирических вставок с раздумьями о судьбе земли русской и пагубности междоусобиц, ветвистой организацией – упомянуто много событий и персонажей, в т.ч. прошлого, крайней стилистической выразительностью.

Хотя произведения в этом жанре, еще раз подчеркнем, могли сильно отличаться друг от друга.

Примеры произведений в жанре «слово»: «Слово о полку Игореве», «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона.

ЕГЭ: Слово о полку Игореве. План, сюжет и краткое содержание 
1. Вступление

Автор обращается к читателям: «Не начать ли нам, братья, по-стародавнему скорбную повесть о походе Игоревом». А затем вспоминает о сказителе прошлых лет Бояне, который пел славу древнерусским князьям.

2. Князь Игорь и его брат буй-тур Всеволод собираются в поход на половцев

Кони ржут за Сулою, звенит слава в Киеве. Трубы трубят в Новегороде, стоят стяги в Путивле“.

3. Солнечное затмение

«Тогда посмотрел Игорь на светлое солнце и увидел, что тьма от него все войско покрыла». Солнечное затмение – крайне важный для понимания идеи произведения фрагмент. Это дурное предзнаменование, сулящее неудачный исход дела, а то и гибель. Но Игорь, движимый тщеславием, не обращает на него внимания.

«Солнце мраком путь ему загородило; тьма, грозу суля, громом птиц пробудила; свист звериный поднялся». Образ тьмы, спустившейся на землю, – это метафора помутнения в душе Игоря. Природа показывает князю, что путь продолжать не надо, но он не хочет видеть знаков.

4. Первое сражение

Первое сражение заканчивается победой русского войска: «Утром в пятницу потоптали они поганые полки половецкие». Воины берут богатую добычу: половецких красных девок, оружие, драгоценных тканей столько, что болото можно замостить. Дружина располагается на отдых.

5. Второе сражение

Битва на реке Каяле. На второй день подходят основные половецкие силы под предводительством половецких ханов Кончака и Гзака. Половцев огромное количество, они окружают русские полки: «половцы идут от Дона и от моря; со всех сторон они русские полки обступили».

«На третий день к полудню пали стяги Игоревы». «Уже, братья, невеселое время настало, уже степь силу русскую одолела».

Войско разбито. Князья попадают в плен.

6. Лирическое отступление о междоусобицах

Общий смысл лирического отступления: были сначала языческие, потом мирные времена Ярослава, а потом – Олега Святославича (по прозвищу «Гориславич»), времена междоусобиц. Олег – это дед Игоря и Всеволода. Ковал крамолу – т.е. ковал ложь. Ненужные войны противопоставляются миру. Тогда при Олеге вместо мирной жизни («редко пахари покрикивали») Русь, терзаемая междоусобицами, страдала от битв и смертей. То было в прежние времена, а теперешняя битва неслыханна.

Возникает фольклорный образ девы-обиды, олицетворение несправедливости, которая стоит на земле. Не могут русские князья половцам противостоять из-за усобиц.

«Война князей против поганых пришла к концу, ибо сказал брат брату: “Это мое, и то мое же”».

7. Сон и золотое слово Святослава

В это время великому князю Святославу Киевскому, который успешно воевал с половцами в предыдущие годы, снится сон: накрывают его черным покрывалом, сыплют жемчуг на грудь, выносят из дома, т.е. снится ему обряд собственных похорон. Бояре говорят, что такой сон – это напоминания, что «два сокола» (Игорь и Всеволод) попали в плен и кручина поселилась в сердце великого князя).

«Тогда великий Святослав изронил золотое слово, со слезами смешанное». Он упрекает Игоря и Всеволода, что они против его воли пошли в поход, без чести для себя. Упрекает он и брата Ярослава Черниговского в том, что не так сильна его власть, как прежде. Неоткуда ждать подмоги: «Одна беда: князья мне не в помощь – худая пора настала. Вот у Римова кричат под саблями половецкими, а Владимир – под ранами».

8. Обращение к русским князьям, сила которых ослабла

Обращение к Всеволоду Большое Гнездо, который не приходит на помощь воевать против половцев. К храброму Рюрику и его брату Давиду, которых призывают вступить в «золотое стремя за обиду русскую». К Ярославу Осмомыслу: «Стреляй же, господине, и в Кончака, поганого раба, за землю Русскую, за раны Игоря, храброго Святославича!». Обращение к Роману Волынскому, который одерживал победы над половцами, ятвягами и другими народами: «Дон тебя, князь, кличет, зовет князей на победу» и другим князьям.

9. Плач Ярославны

Жена князя Игоря плачет на стене Путивля. Она обращается к ветру, Днепру и солнцу, упрекая их, что не защитили Игоря, и просит их помощи.

Плач полон лирических фольклорных образов: ««О ветр, ветрило! … Зачем мчишь вражьи стрелы на своих легких крыльях на воинов моей лады?», «О Днепр Словутич!… Прилелей же, господине, мою ладу ко мне, чтобы не слала я к нему слез на море рано!», «Светлое и тресветлое солнце!… Зачем, господине, простерло ты горячие лучи свои на воинов лады?»

10. Побег Игоря из плена

«Игорю князю бог путь кажет из земли Половецкой на землю Русскую, к отчему столу золотому». Помогает ему сбежать половец Овлур. «В полночь Овлур свистнул коня за рекою; Велит князю не дремать… Игорь князь поскакал горностаем к камышу, пал белым гоголем на воду. Кинулся на борзого коня».

11. Возвращение Игоря. Слава участникам похода

«Солнце светит на небе – Игорь князь в Русской земле».

В заключение автор поет славу участникам похода: «Воспев славу старым князьям, а потом молодых величать будем. Слава Игорю Святославичу, буй-туру Всеволоду, Владимиру Игоревичу! Да здравы будут князья и дружина, поборая за христиан против поганых полков. Князьям слава и дружине! Аминь».

Герои. Образы Бояна, Игоря, Всеволода, Святослава, Ярославны, половцев
Боян

Боян – «соловей старого времени», сказитель прошлых лет, песнотворец-поэт, который, очевидно, тоже жил в XI в., был знаменит и слагал песни, славящие Ярослава Мудрого и других князей. Автор обращается к Бояну во вступлении и, с одной стороны, подчеркивает, что Боян для него является ориентиром, автор даже стилизует свою речь под его манеру, под его «старые слова», называет Бояна «вещим», т.е. «знающим, провидящим». Но, с другой стороны, автор одновременно противопоставляет ему свой взгляд на сегодняшнюю правду «по былинам нашего времени» – не просто придворное исполнение хвалы князю, а размышление о неудавшемся походе. Более того, произведение посвящено не одному князю, а целому историческому периоду.

Князь Игорь

Главный порок князя Игоря – гордыня. Он ведет дружину не защищать родные земли от набега половцев, а в завоевательный поход, искать себе славы, а воинам богатства.

Он своеволен. Не обращает внимания на солнечное затмение и другие знаки природы. Более того, в соответствии с летописями, солнечное затмение состоялось 1 мая 1185 г., а это околопасхальное время. С точки зрения православия Игорь поступает вероломно, гонясь за славой и наживой в самое светлое и мирное время. Он будто бы чувствует, что будет пленен, но продолжает идти на поводу у тщеславия.

«Запала князю дума Дона великого отведать и знамение небесное ему заслонила. “Хочу, – сказал, – копье преломить у степи половецкой с вами, русичи! Хочу голову свою сложить либо испить шеломом из Дону”».

Можно сказать, что путь Игоря в произведении – это путь покаяния. На его примере автор обозначает, к чему приводит жизнь по закону: “Это мое и это мое тоже“. К гибели всего войска и пленению. И хотя прямо о том, что Игорь осознал свою ошибку прямо не говорится, когда он бежит из плена, “бог ему путь показывает”, и это, можно предполагать, означает его раскаяние.

Буй-тур Всеволод

Всеволод – курский князь, брат Игоря. Описан как русский богатырь. В его образе есть элементы фольклорной гиперболизации. Он сильный, храбрый, выдающийся воин. Его воины «с конца копья вскормлены», «под шлемами взлелеяны». Автор награждает его прозвищем «буй-тур», что означает «могучий бык».

Особенно отличается Всеволод во втором сражении: «Яр-тур Всеволод! Стоишь ты всех впереди, мечешь стрелы на поганых, стучишь о шлемы мечами харалужными. Куда, тур, поскачешь, своим золотым шеломом посвечивая, там лежат поганые головы половецкие. Порублены саблями калеными шлемы аварские тобою, яр-тур Всеволод!»

Святослав Киевский

Назван «отцом» Игоря и Всеволода, потому что он являлся их старшим князем, феодальным главой. Он был их двоюродным братом, а не отцом в прямом смысле слова.

До похода Игоря Святослав организовывал походы русских князей на половцев. И самый удачный – за год до описываемых событий, в 1184г. Поражение Игоря «зло пробудила», т.е. нарушила выгодные условия мира, заключенного Святославом.

Святослав описан как сильный, мудрый воин и князь, грозный и великий: «прибил своими сильными полками и харалужными мечами, наступил на землю Половецкую». Он пленил половецкого хана Кобяка.

Автор «Слова» видит в строгом и безусловном выполнении феодальных обязательств по отношению к слабеющему золотому киевскому столу одно из противоядий против феодальных усобиц, одно из средств сохранения единства Руси. Поэтому образ Святослава идеализируется.

К Игорю и Всеволоду Святослав относится с отеческой нежностью, несмотря на то, что они ослушались его.

Ярославна

Ярославна — это жена Игоря, названная по отчеству, дочь князя Ярослава Владимировича Галицкого (Осмомысла).

Ярославна – один из самых поэтичных персонажей “Слова о полку Игореве”. В ее лице  автор воплотил идеал русской женщины XII века.

Половцы, Гзак, Кончак

Естественно, что к половцам автор относится как врагам, они награждены многочисленнными «неприятными» эпитетами и сравнениями: «поганые полки половецкие», «черный ворон, поганый половчанин», «дети бесовы».

Кончак и Гзак – два половецких хана, которые ведут основные силы половцев и разбивают Игоря во втором сражении: «Гзак бежит серым волком, Кончак ему след прокладывает к Дону великому». Причем Кончак – главный противник, не раз ходивший в походы на Русь.

ЕГЭ: Слово о полку Игореве. Переводы

В русской культуре сложилась особая традиция перевода произведения. В том числе переложениями занимались крупные русские поэты — В. А. Жуковский, А. Н. Майков, К. Д. Бальмонт, Н. А. Заболоцкий, Е. А. Евтушенко.

Однако необходимо помнить, что любое (тем более стихотворное) переложение уводит от оригинала. Поэтому лучше, если невозможно прочитать «Слово…» на древнерусском языке, знакомиться с ним в дословном переводе, например, в прозаическом переводе Д. С. Лихачева.

Приведем несколько фрагментов поэтических переложений начала текста, чтобы  можно было составить краткое впечатление об их устройстве и отличиях.

Древнерусский текст

Не лЪпо ли ны бяшетъ, братие, начяти старыми словесы трудныхъ повЪстий о полку ИгоревЪ, Игоря Святъславлича! Начати же ся той песни по былинамь сего времени, а не по замышлению Бояню!
Боян бо вЪщий, аще кому хотяше пЪснь творити, то растЪкашется мыслию по древу, сЪрым вълком по земли, шизымъ орломъ под облакы, помняшеть бо рече първыхъ временъ усобицЪ. Тогда пущашеть 10 соколовь на стадо лебедЪй; которыи дотечаше, та преди пЪснь пояше старому Ярославу, храброму Мстиславу, иже зарЪза Редедю предъ пълкы касожьскыми, красному Романови Святославличю. Боянъ же, братие, не 10 соколовь на стадо лебедЪй пущаше, нъ своя вЪщиа пръсты на живая струны въскладаше; они же сами княземъ славу рокотаху…

Перевод Н.Заболоцкого

Не пора ль нам, братия, начать
О походе Игоревом слово,
Чтоб старинной речью рассказать
Про деянья князя удалого?
А воспеть нам, братия, его –
В похвалу трудам его и ранам –
По былинам времени сего,
Не гоняясь в песне за Бояном.
Тот Боян, исполнен дивных сил,
Приступая к вещему напеву,
Серым волком по полю кружил,
Как орел, под облаком парил,
Растекался мыслию по древу.
Жил он в громе дедовских побед,
Знал немало подвигов и схваток,
И на стадо лебедей чуть свет
Выпускал он соколов десяток.
И. встречая в воздухе врага,
Начинали соколы расправу,
И взлетала лебедь в облака,
И трубила славу Ярославу…

Перевод В.А.Жуковского

Не прилично ли будет нам, братия,
Начать древним складом
Печальную повесть о битвах Игоря,
Игоря Святославича!
Начаться же сей песни
По былинам сего времени,
А не вымыслам Бояновым.
Вещий Боян,
Если песнь кому сотворить хотел,
Растекался мыслию по древу,
Серым волком по земли,
Сизым орлом под облаками.
Вам памятно, как пели о бранях первых времен:
Тогда пускались десять соколов на стадо лебедей;
Чей сокол долетал, тот первую песнь пел:
Старому ли Ярославу, храброму ли Мстиславу,
Сразившему Редедю перед полками касожскими,
Красному ли Роману Святославичу.
Боян же, братия, не десять соколов на стадо лебедей пускал,
Он вещие персты свои на живые струны вскладывал,
И сами они славу князьям рокотали…

Перевод Бальмонта

Нам начать не благо ль, братья, песню старыми словами,
Песнь, как полк в поход повел он, славный Игорь Святославич?
По былинам лет тех бывших, не по замыслу Баяна,
Эту песнь зачнем мы, братья. Он, Баян, певец тот вещий,
Коль кому восхочет песни, белкой он течет по древу,
По земле он серым волком и орлом под облак сизым.
Вспомнит быль времен тех первых, об усобицах сказанья,
Соколов пускает десять к лебединой стае белой…

Таковы историческая основа, автор и время создания, история открытия памятника, жанр, план, сюжет, краткое содержание, образы героев и переводы “Слово о полку Игореве” – сведения, которые необходимо запомнить, готовясь к ЕГЭ по литературе.

Все уроки по подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе

«Слово о полку Игореве»: краткое содержание глав

В XII веке «Слово о полку Игореве» написал неизвестный автор. Вашему вниманию предлагается краткое содержание этой работы.

Князь Игорь возглавляет поход северских князей. Он наблюдает солнечное затмение, которое произошло 1 мая 1185 года, и предвещает поражение, но все же решает бороться до конца и отправляется в путь со своей свитой. С самого начала похода полк Игоря преследовали дурные предзнаменования.Отряд должен был уйти к морю, в глубь степи, в Корсунь, Сурож и Тмуторокань, как пишет автор рассказа «Слово полка Игореве». Резюме по частям этой работы, как и сама история, начинается со следующих событий.

Приметы

Автор упоминает приметы лишь кратко, описывая их на картинках: вой животных в ночи, щелчок Дивы, скрип повозок половцев, прячущихся от русской дружины. Только ночь осталась до предстоящего первого боя.Все заканчивается успешно, армия получает богатую добычу и устраивается отдыхать в поле. Отряд Игоря засыпает…

Жестокий бой

Продолжаем рассказывать о произведении «Слово о полку Игореве». В аннотации рассказывается о следующих событиях. С пятницы по воскресенье происходят ожесточенные бои с половцами, которые совпадают с их описанием в Ипатьевской летописи. Мужество русского народа отражено в боевых искусствах князя Всеволода. Он, словно герой Илиады, сверкает золотым шлемом и прорезает ненавистных врагов.Всеволод не думает ни о чести княжеских столов, ни о своем «чреве» (жизни), ни о Чернигове, ни о прекрасной Глебовне. Таковы князья в повести «Слово о полку Игореве». Но храбрость этого воина напрасна в битве на реке Каял, ставшей роковой для российского коллектива.

Походы Олег Святославич

Автор рассказа «Слово о полку Игореве», краткое содержание глав которого представлено в этой статье, продолжает рассказывать нам о дальнейших событиях.Походы Олега Святославича, предка Игоря, переименованного последним в Гориславовича, вызывают у рассказчика грустные и тяжелые воспоминания. Люди и князья погибли в княжеских раздорах. Сверкали стрелы, звенели мечи, галки и вороны кружили над полями.

Когда видишь в Киеве святую Софию, автор мысленно переносится в Каялу, где уже третий день идет битва. Игорь переворачивает полки, чтобы освободить из плена Всеволода, своего брата. Но было поздно — на берегу Каялы погибли отважные воины.Возможно, это имя нарицательное от половецких Кайга, Кайгу (название горестного места), или это Кальмиус, Кагальник, Кальчик. Полк Игоря разбит.

«Золотое слово» Святослав

Это важная часть произведения «Слово полку Игореву». Краткое изложение будет описано ниже. Повествование продолжает оплакивать мертвых, говорится о дальнейшем наступлении половцев на землю Русскую, вспоминаются воспоминания. Автор считает, что причиной нынешних стонов Киева, его печали и несчастий половцев является неосторожность князей, их междоусобная рознь, претензии к чужим.

Место действия перенесено в Киев. Венецианцы, немцы, греки и моравцы в восторге от успехов князя Святослава и сопереживают несчастью, постигшей Игоря. Святослав снится во сне, а затем следует его толкованию боярами. После этого мы говорим о знаменитом «золотом слове» князя Святослава. Во сне он видит странное и, как говорит автор, избалованное место. Великому князю приснилось, что в «Златовершине» треснула балка, закричали вороны и полетели в море с Оболони.Князь начал готовиться к погребению, а затем оплакивать.

Ответ бояр

Этот зловещий сон бояр истолковал Святослав. Говорили, что из «золотого стола отца» вылетели два сокола, их поймали в сезон рыбалки и «прикрепили» птицам крылья. Под ними подразумеваются четыре пленных русских князя: Всеволод, Игорь, Святослав и Олег. Речь бояр постепенно переходит в плач.

Затем Святослав произносит «золотое слово», в котором упрекает Игоря и Всеволода в высокомерии.Он хочет отомстить за свое гнездо, но он уже знает, как Владимир Глебович стонет под половецкими саблями.

Обращение к князьям

Тогда не автор, не Святослав призывает силы всея Руси и князей: Всеволода и Глебовича, Давида и Рюрика, Ростиславича, Ярослава Осмомысла и Мстислава с Романом. Все вышеперечисленные — храбрые воины. Ярослав Черниговский побеждает степными полками в один клик. Князь Всеволод может веслами развеять Волгу, а шмелями зачерпнуть Дон.Рюрик и Давид не боятся крови и ран.

Затем, после упоминания полоцких князей, которые являются потомками Всеслава Вещего, рассказчик переходит к их предку Всеславу. Он показан в действии под Новгородом и Киевом. В Киеве он услышал колокола св. Софии. Герой вспоминает некогда крепкую связь с Владимиром, в то время, когда между князьями не было разногласий. На это указывает автор, призывающий к мести за проступок Игоря.

Возвращение Игоря

Затем возвращается Великий князь.Его пребывание в плену вообще не описывается. О других князьях, находившихся в плену, а также о действиях половцев автор не упоминает ни слова. Самым главным актером по-прежнему остается Игорь. Важное место отведено и его жене Ярославне, которая оплакивает травмы мужа и поражение русского отряда, ожидая их скорого возвращения.

Плач Ярославна

Этот эпизод считается одним из самых лирических мотивов произведения.На рассвете в городе Путивль (недалеко от Курска), на рассвете Ярославна оплакивает мужа. Она обращается к стихии: Днепр-Словутич, ветер, солнце. Днепр может нести ее слезы к морю, ветер развеивает ее радость от травы, а солнце тянет луки с жаждой русских в сухом поле, не позволяя им натянуть лук.

Побег Игоря из плена

Подходит к концу работа над словом о полку Игореве. Резюме для читательского дневника вы можете составить на основе этой статьи, включая цитаты из рассказа.

Дальнейшие события таковы. Летопись Игоря говорит, что Бог не оставил праведников в руках грешников. А в «Слове» рассказывается о его побеге. Автор подробно описывает ловкость, с которой был выбран этот князь, как он преодолевал степи, прятался и добывал себе пропитание охотой, когда плыл через Дон.

Неизвестный автор вспоминает песню о смерти Ростислава, брата князя Владимира Мономаха, которая произошла на сто лет раньше, чем Игорь пошел в поход.Кончак и Гзак пытались поймать беглеца, но были вынуждены смириться с побегом, они даже стали полагаться на него как на знакомого, который мог оказаться близким друг другу как по языку, так и по обычаям и браку с ним. степь. Но ошиблись — Игорь верен земле русской. Автор быстро переносит героя в Киев, на радость людям.

«Слово о полку Игореве» заканчивается кратким изложением, которое было представлено выше, одним словом русским князьям, возможно, еще пленным, а также его погибшим воинам.

Это произведение, несомненно, очень важно для истории нашей страны и дальнейшего развития русской литературы. Но не только писатели и поэты обращались в своем творчестве к тому произведению, которому посвящена данная статья (ее краткое содержание). Опера «Слово о полку Игореве» создана великим композитором Бородиным и отражает все особенности музыкальности и ритма этого рассказа.

Определение полка по Merriam-Webster

рег · я · мент | \ ˈRe-jə-mənt , Rej-mənt \

1 : воинское подразделение, обычно состоящее из нескольких батальонов.

2 архаичный : правительственное правило

рег · я · мент | \ ˈRe-jə-ˌment \

регламентированный; полк; полки

переходный глагол

: для жесткой организации, особенно в целях регулирования или контроля полк целую страну

б : в зависимости от порядка или единообразия

2 : сформировать или назначить в полк

Сводные синонимы, Сводные антонимы | Тезаурус Мерриам-Вебстера

краткое изложение основных моментов
  • многие отчеты о книгах начинают с краткого содержания книги
  • абстракция,
  • бревиарий,
  • краткая,
  • капсула,
  • conspectus,
  • дайджест,
  • инкапсуляция,
  • воплощение,
  • инвентарь,
  • наброски,
  • précis,
  • резюме,
  • перепросмотр,
  • резюме
  • (или резюме также резюме),
  • сводка новостей,
  • краткое изложение,
  • проходная,
  • сумма,
  • сумма,
  • обобщение,
  • подведение итогов,
  • подведение итогов,
  • синопсис,
  • заключение
отмечены использованием нескольких слов для передачи большого количества информации или смысла
  • очевидно, что однотомная энциклопедия может предложить только очень краткое изложение отчет о Гражданской войне в США
  • афористический,
  • апофегматик,
  • краткая,
  • капсула,
  • компактная,
  • компендиозный,
  • лаконичный,
  • хрустящий,
  • curt,
  • эллиптический
  • (или эллиптический),
  • эпиграмматическая,
  • лаконичный,
  • односложный,
  • содержательный,
  • сентенциональный,
  • лаконичный,
  • телеграфная,
  • лаконичный,
  • миниатюра
См. Определение словаря

Краткое определение и значение | Словарь.com

Происхождение резюме

Впервые зарегистрировано в 1400–50 гг .; поздний среднеанглийский, от латинского summārium, что эквивалентно summ (a) «сумма» + -ārium суффикс существительного; см. sum, -ary

synonym study для краткого обзора

1. Резюме, краткое содержание, дайджест, синопсис — это термины для краткой версии более длинной работы. Резюме — это краткое изложение или повторение основных моментов, особенно в качестве заключения к работе: резюме главы. Краткое изложение — это подробный план, разбитый на заголовки и подзаголовки, дискурса (обычно юридического), который необходимо завершить: краткое изложение аргументации.Дайджест — это сокращение статьи, книги и т. Д. Или организованное расположение материала по заголовкам и заголовкам: дайджест популярного романа; сборник римского права. Синопсис — это обычно сжатое изложение сюжета романа, пьесы и т. Д.: Синопсис Гамлета.

историческое использование резюме

Английское резюме существительного происходит прямо от латинского среднего существительного summārium «сокращенный, абстрактный, воплощение», чрезвычайно редкого слова, использованного только один раз в сохранившейся латинской литературе римским автором, трагиком, государственным деятелем и Философ-стоик Сенека (Младший) в одном из своих «Моральных писем к Луцилию» (39) жалуется: «… то, что сейчас обычно называют« бревиарием »[breviārium], называлось в старые добрые времена, когда мы привыкли говорите по-латыни, «резюме» [summārium].«(Жалобы на ужасное состояние языка не являются чем-то новым.)
Summārium — это соединение прилагательного summus« высший, самый верхний, верхний »и суффикса существительного -ārium. (Summa, женский род summus, используемый как существительное, в математика и бухгалтерский учет означает «сумма, итог»: римляне складывали свои числа снизу вверх и записывали сумму в summā «сверху».) Английский язык в 15 веке.Прилагательное, означающее «относящийся к судебным разбирательствам, проводимым без определенных необходимых формальностей», записано около 1765 года, хотя соответствующее значение наречия в целом появляется гораздо раньше.

Происхождение слова истории: что такое история и откуда берется термин

Американский изобретатель Генри Форд сказал, что история «более или менее чушь». Другие характеризовали историю по-разному: как сущность бесчисленных биографий, как картину человеческих преступлений и несчастий, как ничто иное, как согласованную басню, как нечто, что должно повториться.

Трудно дать определение такой монументальной вещи без борьбы с противоречиями между тем, что является фактом, и тем, что является вымыслом, а также тем, что было включено, а что было упущено. Так что вполне уместно, что эти противоречия скрыты в истории самого слова.

Если коротко, то термин « история » произошел от древнегреческого глагола, означающего «знать», — говорит Филип Дюркин из Оксфордского словаря английского языка. Греческое слово history первоначально означало исследование, акт поиска знания, а также знание, возникающее в результате исследования.А оттуда — короткий переход к отчетам о событиях, которые человек мог бы собрать, задавая вопросы, — то, что мы могли бы назвать историями.

Слова история и история имеют большую часть своего происхождения, и в предыдущие эпохи пересечение между ними было гораздо более запутанным, чем сегодня. «На разработку различия, — говорит Дуркин, — потребовались века и столетия.«Сегодня мы можем думать о разделительной линии как о линии между фактом и вымыслом. Рассказы — это фантастические сказки, сплетенные перед сном, сюжеты мелодраматических мыльных опер. Этим словом можно даже описать откровенную ложь. С другой стороны, истории — это записи событий. Это слово относится ко всему времени, предшествовавшему этому моменту, и ко всему, что действительно происходило до сих пор.

Получите наш исторический бюллетень.Поместите сегодняшние новости в контекст и посмотрите основные моменты из архивов.

Спасибо!

В целях вашей безопасности мы отправили письмо с подтверждением на указанный вами адрес. Щелкните ссылку, чтобы подтвердить подписку и начать получать наши информационные бюллетени.Если вы не получите подтверждение в течение 10 минут, проверьте папку со спамом.

Конечно, различие все еще более сложное. Многие истории — например, история жизни человека или «правдивая история», на которой основан менее правдивый фильм, — должны быть основаны на фактах. И множество историй так или иначе не поддаются простой классификации. Возьмем, к примеру, представление о том, что кто-то рассказывает свою версию истории. Для них это описание может быть столь же верным, как и любое примечание о месте рождения президента.Для кого-то это мнение может быть таким же неверным, как представление о том, что аисты рожают детей. Тем не менее, это слово прекрасно выдерживает это ударение, потому что термин рассказ стал обозначать такое разное количество правды и вымысла.

По мере того, как лингвистическое разделение эволюционировало со времен Средневековья, мы привыкли ожидать большего от истории — чтобы она была свободна от недостатков точки зрения и избирательной памяти, которые так часто содержатся в рассказах. Тем не менее, это не так, поскольку люди — несовершенные и иерархические существа, которыми они и являются, а история — это нечто, что создано, а не передано каким-то всеведущим писцом.

Вот почему феминистки, например, отвергли слово история и отстаивали идею история в течение 1970-х годов, говорит Джейн Соломон из Dictionary.com, «чтобы указать на тот факт, что история в основном возникла с мужской точки зрения. . » «Его» в истории с лингвистической точки зрения не имеет ничего общего с местоимением, относящимся к мужчине. И некоторые критики указали на это еще в 1970-х годах, заявив, что изобретение , история показала незнание того, откуда произошло это слово.Но социолингвист Бен Циммер говорит, что есть свидетельства того, что феминистки знали об этом в то время. И что еще более важно, тот факт, что это кажется правдоподобным, может нам кое-что сказать.

Возьмем тот факт, что подобные игры со словом применялись и людьми из других маргинализированных групп: когда джазовый музыкант Сун Ра пошутил, что «история — это только его история. Вы еще не слышали мою историю », это утверждение может не иметь ничего общего с этимологией, но может многое сказать о расе и о том, включена ли афроамериканская точка зрения в сказки, передаваемые в учебниках.Вот почему, даже если происхождение слова «история» ясно, вопрос о том, кто должен решать, какая версия прошлого является правильной, остается предметом споров спустя столетия после появления этого термина.

«Повествовательный элемент всегда присутствовал», — говорит Циммер. В некотором смысле апокрифическая история о том, как история пришла к описанию рассказов о прошлом, «играет на том, что скрывалось в этом слове все это время».

Исправление : Первоначальная версия этой истории неверно описывала происхождение слов «история» и «расследование.«У них разные корни.

Свяжитесь с нами по [email protected].

Удивительная история слова «чувак»

Чувак

До того, как появилось «братан», был «чувак»: этот неформальный адрес, который хлопает вас по спине одной рукой, дает вам Белого русского с другой, и говорит: «Эй, я тоже проснулся в полдень, чувак». В течение последних 20 лет Джефф Бридж, изображающий Чувака в фильме братьев Коэнов «Большой Лебовски» (1998), олицетворял соблазнительный дух дурности.Растрепанный, забитый камнями и дезориентированный, непринужденный настрой Чувака трудно сопоставить с вычурным происхождением самого слова, которое, похоже, вошло в популярный дискурс в начале 1880-х годов как сокращение для пижонских мужчин-последователей эстетического движения. недолговечная художественная мода, которая отстаивала поверхностную моду и декадентскую красоту («искусство ради искусства») и была связана с нарочито одетыми художниками, такими как Джеймс Макнил Уистлер и Данте Габриэль Россетти.

Считается, что «чувак» — это сокращение от «Дудл» в «Янки Дудл» и, вероятно, относится к новомодному «денди», описанному в песне. Первоначально исполненная в конце 18-го века британскими солдатами, стремившимися высмеять американских колонистов, с которыми они воевали, к концу 19-го века песня стала патриотическим гимном США.

К тому времени в Америке появился аборигенный вид чрезмерно стильных попинджайев, который мог соперничать с британскими денди, и именно к этой новой породе примитивно одетых эстетов был добавлен термин «чувак».Со временем шелковые галстуки и зауженные брюки, лакированная обувь и полосатые жилеты, которые носили такие сторонники этой тенденции, как Эвандер Берри Уолл (светская львица из Нью-Йорка, которую окрестили « королем парней »), будут сняты, оставив немного больше чем контркультурное отношение к определению того, что значит быть чуваком (или El Duderino , если вам не нравится вся краткость).

Если вы хотите прокомментировать эту историю или что-нибудь еще, что вы видели на BBC Culture, зайдите на нашу страницу Facebook или напишите нам на Twitter .

И если вам понравился этот рассказ, подпишитесь на еженедельную рассылку новостей bbc.com под названием «Если вы прочитали только 6 статей на этой неделе».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *