Русский символизм и его истоки
Сегодня на уроке мы:
· Узнаем, где искать истоки русского символизма.
· Откроем для себя формулу символизма и узнаем имя её автора.
· Выясним, чем отличается русский символизм от европейского.
Символизм как художественная система возник во Франции в 70-х годах XIX века. Ключевыми фигурами символизма считают Шарля Бодлера, Поля Верлена и Артюра Рембо.
Шарль Бодлер был главным творцом декаданса, автором книги «Цветы Зла». Декаданс воспевает порок, учит видеть прекрасное в отвратительном. Кроме того, согласно философии декаданса, все люди и предметы существуют на стыке реальности и «иного бытия». И через разрушение реальной природы вещей декаденты стремились постичь их тайную, мистическую суть.
Почему возникает символизм?
Символизм возник как противодействие научному мышлению и методу критического реализма. XIX век – век бурного развития науки и технологии. Научный метод проник и в искусство.
Критический реализм дошёл до крайней точки своего развития, превратившись в натурализм, который вызывал отторжение и даже отвращение. Согласитесь, мало кому нравится чувствовать себя бактерией под микроскопом. Свою роль в настроениях общества сыграли и революционные научные открытия, которые разрушали привычную систему взглядов. Если совсем недавно считалось, что человек способен познать и подчинить себе мир. То сейчас вдруг пришло осознание, что вселенная не просто не познана человеком. Её невозможно познать научными методами. Следовательно, нужно искать новые пути постижения действительности. Символисты видели этот путь в интуитивном, мистическом познании мира через искусство.
Предтечами символизма в русской литературе считают Фёдора Тютчева, Афанасия Фета, Константина Батюшкова.
Русский символизм унаследовал традиции русского романтизма. Это концепция двоемирия, страсть к мистицизму и идея пересоздания и познания мира через творчество.
Известны слова Константина Бальмонта: «Природа создаёт недоделанных уродцев, – чародеи совершенствуют Природу и дают жизни красивый лик». Схожую мысль мы видим и у Фёдора Сологуба: «Беру кусок жизни, грубой и бедной, и творю из него сладостную легенду, ибо я – Поэт».
Как нетрудно догадаться, главным понятием нового литературного течения стал символ. Под символом понимался образ, в котором заключено бесконечное множество смыслов. Благодаря тому, что человеческое мышление способно выстраивать бесконечные цепочки ассоциаций, символ может выразить то, что находится за пределами текста. Андрей Белый вывел формулу символа, согласно которой символ – это соединение видимой формы, аллегорического содержания и образа вечности.
Фёдор Сологуб называл символ окном в бесконечность. Символ воспринимался как знак, связывающий реальный мир и мир потусторонний, мистический. В то же время, символ был ключом к постижению тайн вселенной. А для Андрея Белого символ был образом мышления и образом жизни.
Марина Цветаева однажды очень точно написала: «В жизни символиста все – символ. Не-символов – нет…»
Точкой отсчёта истории русского символизма считается 1892 год, когда два молодых поэта Валерий Брюсов и Дмитрий Мережковский объявили о создании нового направления в русской литературе.
Валерий Брюсов ни много ни мало провозгласил себя вождём русского символизма. А Дмитрий Мережковский выступил с лекцией, название которой звучало так: «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы». Причиной упадка русской литературы Мережковский считал чрезмерное увлечение социальной темой. Выход из тупика Мережковский видел в создании новой литературы. А главными чертами этой новой литературы должны стать расширение художественной впечатлительности, мистицизм и насыщенность символами.
История русского символизма началась с этой лекции и сборника стихов Мережковского под говорящим названием «Символы». А также с альманаха Валерия Брюсова «Русские символисты». Почти все поэты, чьи стихи были изданы в трёх тонких книжечках альманаха, не стали звёздами русского символизма. А критики обрушили на поэтический сборник шквал рецензий. Но символисты заявили о себе как о новаторском литературном течении, а критика только подогрела читательский интерес.
Вскоре начали появляться группировки или общества символистов. Самым значимым из них стала «Башня». Башней называли квартиру Вячеслава Иванова, в которой собирались поэты, философы, художники и музыканты. Символисты организовывали свои издательства с яркими названиями: «Скорпион» и «Гриф». И разумеется, обзавелись своими журналами «Золотое руно» и «Весы».
Яркими отличительными чертами русского символизма можно назвать разнообразие и неоднородность его форм. Даже на родине символизма во Франции не было такого огромного количества объединений, концепций и идей, как в России.
Например, в русском символизме различают два поколения. Это старшие символисты и младосимволисты. К старшему поколению символистов принадлежат Валерий Брюсов, Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Фёдор Сологуб, Константин Бальмонт и другие.
К «младшему поколению» относятся такие поэты, как Александр Блок и Андрей Белый, Вячеслав Иванов и другие.
Чем отличались воззрения этих двух поколений? Важными чертами лирики старшего поколения символистов являются настроения декаданса, мотивы одиночества и неверия в свои силы, восприятие мира как тюрьмы. А также индивидуализм, в творчестве некоторых поэтов доходящий до самообожествления. Как в этом стихотворении Фёдора Сологуба.
Я – бог таинственного мира,
Весь мир в одних моих мечтах.
Не сотворю себе кумира
Ни на земле, ни в небесах.
Моей божественной природы
Я не открою никому.
Тружусь, как раб, а для свободы
Зову я ночь, покой и тьму.
В целом, в старшем поколении символистов можно выделить два главных течения. Это декаденты и импрессионисты.
Самыми яркими представителями декаданса признают Зинаиду Гиппиус, Фёдора Сологуба и Мирру Лохвицкую. Слово декаданс происходит от французского decadence – упадок. Для декаданса характерно неприятие жизни и эстетизация смерти. Смерть воспринималась как освобождение от тягот земной жизни и возвращение души в идеальный мир.
Вот характерное стихотворение Мирры Лохвицкой:
В скорби моей никого не виню.
В скорби – стремлюсь к незакатному дню.
К свету нетленному пламенно рвусь.
Мрака земли не боюсь, не боюсь.
Счастья ли миг предо мной промелькнёт,
Злого безволья почувствую ль гнёт, –
Так же душою горю, как свеча,
Так же молитва моя горяча.
Молча пройду я сквозь холод и тьму,
Радость и боль равнодушно приму.
В смерти иное прозрев бытие,
Смерти скажу я: «Где жало твоё?»
Импрессионистов же отличало стремление передать свой личный опыт в тончайших оттенках эмоций и впечатлений. Их цель – интуитивное постижение прекрасного и таинственного. Огромное значение придавали они музыкальности стиха, добиваясь слияния двух видов искусства – поэзии и музыки. Поэты-импрессионисты – это Константин Бальмонт и Иннокентий Анненский.
Прекрасным образцом поэзии импрессионизма можно назвать «Песню без слов» Константина Бальмонта.
Ландыши, лютики. Ласки любовные.
Ласточки лепет. Лобзанье лучей.
Лес зеленеющий. Луг расцветающий.
Светлый свободный журчащий ручей…
Ветра вечернего вздох замирающий.
Полной луны переменчивый лик.
Радость безумная. Грусть непонятная.
Миг невозможного. Счастия миг.
Младосимволистам пессимизм и подчёркнутый субъективизм были чужды. Идейным центром младшего поколения стало религиозно-философское учение Владимира Соловьёва.
Высшей божественной силой философ считал Софию – воплощение божественной мудрости. Вечная Женственность и Мировая Душа, «Дева Радужных Ворот» и Непорочная Жена – всё это имена Софии. В творчестве Максимилиана Волошина образ Софии воплощается в образе царицы Таиах. А в творчестве Александра Блока – в культе Прекрасной Дамы.
Отвергая субъективность и индивидуализм, младосимволисты говорили о преображении мира с помощью искусства и стремились объединить искусство, творчество, религию и мистику. Младшее поколение символистов обращалось к проблемам современности, интересовалось вопросами о судьбе России.
Самое интересное, что даже в стане старших символистов не было единства. Стили, идеи, эстетические концепции у каждого поэта были свои. Так, например, Дмитрий Мережковский в своей поэзии обращался к тёмным глубинам бессознательного человеческой психики. Для Константина Бальмонта было важно выразить собственное чувственное понимание мира. Фёдора Сологуба интересовали грани настроений человека, при этом Сологуб считал, что художник должен быть нейтрален этически, не касаться категорий добра и зла.
Даже географически символисты были разделены. Взаимоотношения московских и петербургских поэтов-символистов на разных этапах не раз превращались из дружеских во враждебные и наоборот.
Можно сказать, что XX век начался под знаком символизма. Влияние этого течения на искусство трудно переоценить. Но уже к 1910 году стали говорить о закате символизма в литературе. Возникли новые литературные течения:
Особенно преуспевали в этом футуристы, для которых был важен эпатаж. Идеи символизма оспаривали и те поэты, которые не принадлежали к литературным группировкам и течениям.
Туманность, чрезмерная усложнённость и пышность поэзии символизма, её оторванность от реальной жизни стали вызывать раздражение.
Даже главный идеолог русского символизма Валерий Брюсов позже признавал, что в то время поэтическая школа символистов «застыла в своих традициях, отстала от темпа жизни». Спасти символизм мог бы приток молодых поэтов со свежими идеями. Но молодым был ближе революционный футуризм или акмеизм, с его стремлением к ясности и простоте поэтического стиля.
Среди литературоведов нет единого мнения о временных границах символизма. Некоторые исследователи концом эпохи символизма считают 1910 год.
Именно в этом году после выхода статьи Михаила Кузмина «О прекрасной ясности» в журнале «Аполлона» развернулась активная полемика акмеистов и символистов, которая быстра переросла в настоящую войну, которую символисты проиграли.
А часть литературоведов считает, что эпоха символизма продлилась до начала двадцатых годов. Можно встретить слова о том, что символизм умер в 1921 году вместе с Александром Блоком, которого считали не только иконой символизма, но и живым воплощением поэзии. Действительно, угасание такого мощного течения в искусстве, как символизм, не может быть одномоментным.
А влияние символизма на разные виды искусства сохраняется до сих пор. Почему? Потому что, как говорил Дмитрий Сергеевич Мережковский, «символы выражают безграничную сторону мысли».
9. Русский символизм. Истоки, влияния. Классификация. …
?- (no subject)
- vladis_baxman
- May 25th, 2010
9. Русский символизм. Истоки, влияния. Классификация.
Символизм — первое и самое значительное из модернистских течений в России. два основных этапа. Поэтов, дебютировавших в 1890-е годы, называют «старшими символистами» (В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб и др.). В 1900-е годы в символизм влились новые силы, существенно обновившие облик течения (А. Блок, А. Белый, В. Иванов и др.). Принятое обозначение «второй волны» символизма — «младосимволизм». «Старших» и «младших» символистов разделял не столько возраст, сколько разница мироощущений и направленность творчества.
В философии – Бергсон, В. Соловьёв, Ницше.
Зародилось во Фр. в посл.четверти 19в.
Декадентство — 2-й половины XIX — начала XX вв., отмеченных настроениями безнадёжности, неприятия жизни, тенденциями индивидуализма, отказ от гуманистических ценностей, аморального поведения, поиск иной реальности (Сологуб, Брюсов, Добролюбов — ультрадекадент, стихи, взывающие к смерти). 2темы- смерти и дьяволическая
Декадент – петерб название моск поэтов. Так младосимволисты называли старших, тк считали, что преодолели декадентство благодаря идеи соборности (соединение мира земного и мира небесного).
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%B8%D0%BC%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC
после Франции именно в России символизм реализуется как наиболее масштабное, значительное и оригинальное явление в культуре[источник не указан 68 дней]. Многие представители русского символизма привносят в это направление новые, зачастую не имеющие ничего общего с французскими предшественниками. Символизм становится первым значительным модернистским направлением в России; одновременно с зарождением символизма в России начинается Серебряный век русской литературы; в эту эпоху всё новые поэтические школы и отдельные новаторства в литературе находятся, хотя бы отчасти, под влиянием символизма — даже внешне враждебные направления (футуристы, «Кузница» и др.) во многом пользуются символистским материалом и начинают с отрицаний символизма. Но в русском символизме не было единства концепций, не существовало ни единой школы, ни единого стиля; даже среди богатого оригиналами символизма во Франции не встретишь такого разнообразия и таких не похожих друг на друга примеров. Помимо поисков новых литературных перспектив в форме и тематике, возможно, единственное, что объединяло русских символистов — это недоверие к обыденному слову, стремление выражаться посредством аллегорий и символов. «Мысль изречённая — есть ложь» — стих русского поэта Фёдора Тютчева — предшественника русского символизма.
Русский символизм — Энциклопедия Нового Света
Символисты часто изображали российскую столицу депрессивным, кошмарным городом.
Русский символизм был интеллектуальным и художественным течением, доминирующим в конце девятнадцатого и начале двадцатого века. Он представлял русскую ветвь символистского движения в европейском искусстве и был в основном известен своим вкладом в русскую поэзию. Символизм развился после того, как реалистическое движение исчерпало себя. Эпоха великого русского романа подошла к концу. Символизм представлял собой новую художественную стратегию, избегавшую попытки изобразить реальность вместо той, которая пыталась вызвать чувство. Символизм совпал с падением роли аристократии и подъемом городского общества.
Содержание
- 1 Русский символизм в литературе
- 1.1 Возникновение символизма
- 1.2 Второе поколение
- 1.3 Другая проза русского символизма
- 1.4 Упадок символистского движения
- 2 Символизм в изобразительном искусстве
- 3 Символизм в музыке и театре
- 4 Каталожные номера
- 5 кредитов
Русский символизм в литературе
Основное влияние на движение оказали иррациональная и мистическая поэзия и философия Федора Тютчева и Владимира Соловьева, оперы Рихарда Вагнера, философия Артура Шопенгауэра и Фридриха Ницше, французские поэты-символисты и декаденты, такие как Стефан Малларме, Поль Верлен и Шарль Бодлер, а также драмы Генрика Ибсена.
Движение было открыто статьей Николая Минского Древний спор (1884) и книгой Дмитрия Мережковского О причинах упадка и новых течениях в современной русской литературе (1892). Оба писателя пропагандировали крайний индивидуализм и обожествляли акт творения. Мережковский был известен своей поэзией, а также серией романов о богочеловеках , среди которых он числил Христа, Жанну д’Арк, Данте, Леонардо да Винчи, Наполеона и (позднее) Гитлера. Его жена, Зинаида Гиппиус, также известная поэтесса на заре символистского движения, открыла салон в Санкт-Петербурге, который стал известен как «штаб русского декаданса».
Возникновение символизма
К середине 1890-х годов русский символизм все еще представлял собой в основном набор теорий, и у него было мало известных практиков. Александр Добролюбов издал книгу стихов в 1895 году, как раз перед тем, как отказаться от мирской поэзии в пользу скитаний из одного монастыря в другой. Другой талантливый автор, Иван Коневской, умер в возрасте 24 лет. Только когда появился новый талант Валерия Брюсова, символистская поэзия стала крупным движением в русской литературе. Для того чтобы представить символизм как движение, пользующееся огромной популярностью, Брюсов взял себе множество псевдонимов и опубликовал три тома собственных стихов под названием 9. 0039 Русские символисты. Антология (1894–1895). Мистификация Брюсова оказалась успешной — несколько молодых поэтов увлеклись символизмом как последней модой в русской литературе. Помимо Брюсова, самыми популярными поэтами были Константин Бальмонт, веривший в первое вдохновение и иногда намеренно оставлявший свои стихи неотредактированными, и пессимист Федор Сологуб, называвший себя бардом смерти.
Хотя репутация многих из этих писателей померкла к середине двадцатого века, тем не менее, влияние движения символистов было глубоким. Особенно это касалось Иннокентия Анненского, чей окончательный сборник стихов Cypress Box , опубликован посмертно (1909 г.). Иногда упоминаемый как славянский аналог проклятых поэтов, Анненский сумел передать на русский язык основные интонации Бодлера и Верлена, в то время как тонкая музыка, зловещие аллюзии, тайная лексика и очарование ежеминутно меняющихся красок и запахов в его поэзии все были свои. Его влияние на акмеистическую школу русской поэзии было первостепенным.
Второе поколение
Подлинный расцвет русского символизма приходится на первое десятилетие ХХ века. Многие новые таланты стали публиковать стихи, написанные в духе символизма. Особенно этим писатели были обязаны философу Владимиру Соловьеву. Ученый Вячеслав Иванов, интересовавшийся античной поэзией, вернулся из Италии, чтобы основать Дионисийский клуб в Санкт-Петербурге. Его самопровозглашенный принцип заключался в том, чтобы привить «архаическую милтоновскую дикцию» к русской поэзии. Максимилиан Волошин, наиболее известный своими стихами о русской революции, открыл на своей вилле в Крыму поэтический салон. Юргис Балтрушайтис, близкий друг Александра Скрябина, поэзия которого характеризуется мистической философией и завораживающими звуками, действовал в Литве.
Из нового поколения два молодых поэта, Александр Блок и Андрей Белый, стали самыми известными представителями всего русского символистского движения. Александр Блок считается одним из величайших, если не величайшим русским поэтом ХХ века. Его часто сравнивали с Александром Пушкиным, а весь Серебряный век русской поэзии иногда называли «веком Блока». Его ранние стихи безупречно музыкальны и богаты звуком. Позже он стремился ввести в свою поэзию смелые ритмические рисунки и неровные такты. Его зрелые стихи часто основаны на конфликте между платоническим видением идеальной красоты и разочаровывающей реальностью грязных индустриальных окраин. Для них часто характерно идиосинкразическое использование цвета и написания для выражения смысла. Одним из самых известных и противоречивых стихотворений Блока были «Двенадцать», явная ссылка на учеников Христа, в которых в псевдорелигиозных терминах описывалось шествие двенадцати большевистских солдат по улицам революционного Петрограда.
Андрей Белый тем временем стремился к единству прозы, поэзии и музыки в большей части своей литературы, о чем свидетельствует название одного из его ранних произведений « Симфонии в прозе». Его слава основана прежде всего на романе Петербург, , философском и духовном произведении под влиянием Джеймса Джойса, отличающемся весьма неортодоксальным стилем повествования, мимолетными аллюзиями и характерными ритмическими экспериментами. Из-за своей сложности роман обычно считается самым сложным в русской литературе. Владимир Набоков поместил его на второе место в своем списке величайших романов ХХ века после «9 романов» Джойса.0039 Улисс. Среди других упоминаемых работ — весьма влиятельный теоретический трактат под названием « Символизм » (1910 г.), который сыграл важную роль в переопределении целей символистского движения, и роман « Котик Летаев » (1922 г.), в котором прослеживаются первые проблески сознания. у новорожденного ребенка.
Сам город Санкт-Петербург стал одним из основных символов, используемых вторым поколением русских символистов. Стихи Блока о имперской столице оживляют импрессионистическую картину 9-го века.0039 город тысячи иллюзий как обреченный мир, полный купцов и буржуазных деятелей. Различные стихийные силы (такие как восходы и закаты, свет и тьма, молния и огонь) приобрели апокалиптические качества, служа предвестниками великого катаклизма, который навсегда изменит землю и человечество. Скифы и монголы часто попадали туда в произведениях этих поэтов, выступая символами будущих катастрофических войн. Из-за эсхатологической тенденции, присущей движению русского символизма, многие авторы, в том числе Блок, Белый, Брюсов, восприняли русскую революцию как следующий эволюционный шаг в истории своей страны.
Другая русская символистская проза
Федор Сологуб был первым писателем, который ввел в русскую прозу болезненные, пессимистические элементы, характерные для литературы и философии конца века. Его самый известный роман « Мелкий демон » (1902) был попыткой создать живой портрет понятия, известного на русском языке как пошлость (идея, смысл которой лежит где-то в дурном и обыденном). Его следующая большая прозаическая работа, A Created Legend 9.0040 (трилогия, состоящая из Капли крови, Королева Ортруда, и Дым и пепел ), содержал многие из тех же характеристик, но представлял значительно более позитивный и обнадеживающий взгляд на мир.
Роман Валерия Брюсова « Огненный ангел » — еще один пример такого интереса к демоническому. В нем рассказывается история немецкого ученого шестнадцатого века и его попыток завоевать любовь молодой женщины, чья духовная целостность серьезно подорвана ее участием в оккультных практиках и ее отношениями с нечистыми силами. Роман лег в основу четвертой оперы Сергея Прокофьева.
Одним из русских символистов, писавшим в основном прозу, был Алексей Ремизов. Опираясь на средневековую русскую литературу, он гротескно сочетал в своих произведениях мечты, явь и чистую фантазию.
Закат символистского движения
Русский символизм начал терять свою актуальность в литературе ко второму десятилетию ХХ века. Его основные практики часто конфликтовали на страницах журналов Весы , Золотое руно , Перевал. Другие боролись за контроль над ключевыми типографиями. Между тем многие молодые поэты были привлечены к движению акмеистов, которое дистанцировалось от излишеств символизма. Другие присоединились к футуристам, иконоборческой группе, которая стремилась полностью воссоздать искусство, избегая всех эстетических условностей.
Символизм в изобразительном искусстве
Эмблема символического Синего всадника Василия Кандинского (1911).
Вероятно, самым значительным русским художником-символистом был Михаил Врубель, прославившийся большим мозаичным полотном под названием Сидящий Демон (1890) и сошел с ума, работая над динамичным и зловещим Демоном Поверженным (1902).
Другими художниками-символистами, связанными с журналом «Мир искусства », были Виктор Борисов-Мусатов, последователь Пюви де Шаванна, Михаил Нестеров, рисовавший религиозные сюжеты из средневековой русской истории, Мстислав Добужинский с его урбанистическими фантазмами и Николая Рериха, картины которого называют герметическими или эзотерическими.
Символизм в музыке и театре
Выдающимся композитором-символистом был Александр Скрябин, который в своей Первой симфонии восхвалял искусство как своего рода религию. Le Devin Poem (1905) стремилась выразить «эволюцию человеческого духа от пантеизма к единству со вселенной». Poème de l’extase , впервые прочитанная в 1908 году в Нью-Йорке, сопровождалась тщательно подобранными цветными проекциями на экране.
В синтетических перформансах Скрябина музыка, поэзия, танцы, цвета и запахи использовались для того, чтобы вызвать «высший, последний экстаз». Сходные идеи о «сценическом слиянии всех искусств» разрабатывали Андрей Белый и Василий Кандинский.
В области более традиционного театра Вишневый сад и некоторые другие более поздние пьесы Чехова были описаны как пропитанные символизмом. Тем не менее их первая постановка Константина Станиславского была максимально реалистичной. Именно постановку Мейерхольда « Кукольный спектакль Блока » (1906) обычно называют кульминацией символистского театра. Через два года сам Станиславский добился международного признания, поставив во МХАТе .L’Oiseau Bleu , последняя из пьес Мориса Метерлинка.
Теоретически следует упомянуть работы Николая Евреинова, который утверждал, что театр — это все, что нас окружает, и что природа полна театральных условностей: цветы пустыни передразнивают камни; мышь, симулирующая смерть, чтобы избежать кошачьих когтей; сложные танцы птиц и т. д. Театр, по Евреинову, — универсальный символ бытия. С другой стороны, актер Михаил Чехов (племянник автора) разработал особую систему символистской игры, которая до сих пор соперничает по популярности с системой Станиславского.
Ссылки
Ссылки ISBN поддерживают NWE за счет реферальных сборов
- Браун, Эдвард Дж. Русская литература со времен революции . Издательство Гарвардского университета, 1982. ISBN 0674782046
- Мирский Д. С. Современная русская литература 1881-1925 гг. . Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф, 1926 г. ASIN B000GL2AUG .
- Террас, Виктор. История русской литературы . Издательство Йельского университета, 1991. ISBN 0300059345
Кредиты
Энциклопедия Нового Света авторов и редакторов переписали и дополнили статью Википедии в соответствии со стандартами New World Encyclopedia . Эта статья соответствует условиям лицензии Creative Commons CC-by-sa 3.0 (CC-by-sa), которая может использоваться и распространяться с надлежащим указанием авторства. Упоминание должно осуществляться в соответствии с условиями этой лицензии, которая может ссылаться как на авторов New World Encyclopedia , так и на самоотверженных добровольных участников Фонда Викимедиа. Чтобы процитировать эту статью, щелкните здесь, чтобы просмотреть список допустимых форматов цитирования. История более ранних вкладов википедистов доступна исследователям здесь:
- Russian_Symbolism history
История этой статьи с момента ее импорта в New World Encyclopedia :
- История «Русского символизма»
Примечание. На использование отдельных изображений, лицензированных отдельно, могут распространяться некоторые ограничения.
Русский символизм — Энциклопедия Нового Света
Символисты часто изображали российскую столицу депрессивным, кошмарным городом.
Русский символизм был интеллектуальным и художественным движением, доминирующим в конце девятнадцатого и начале двадцатого века. Он представлял русскую ветвь символистского движения в европейском искусстве и был в основном известен своим вкладом в русскую поэзию. Символизм развился после того, как реалистическое движение исчерпало себя. Эпоха великого русского романа подошла к концу. Символизм представлял собой новую художественную стратегию, избегавшую попытки изобразить реальность вместо той, которая пыталась вызвать чувство. Символизм совпал с падением роли аристократии и подъемом городского общества.
Содержание
- 1 Русский символизм в литературе
- 1.1 Возникновение символизма
- 1.2 Второе поколение
- 1.3 Другая проза русского символизма
- 1.4 Упадок символистского движения
- 2 Символизм в изобразительном искусстве
- 3 Символизм в музыке и театре
- 4 Каталожные номера
- 5 кредитов
Русский символизм в литературе
Основное влияние на движение оказали иррациональная и мистическая поэзия и философия Федора Тютчева и Владимира Соловьева, оперы Рихарда Вагнера, философия Артура Шопенгауэра и Фридриха Ницше, французские поэты-символисты и декаденты, такие как Стефан Малларме, Поль Верлен и Шарль Бодлер, а также драмы Генрика Ибсена.
Движение было открыто статьей Николая Минского Древний спор (1884) и книгой Дмитрия Мережковского О причинах упадка и новых течениях в современной русской литературе (1892). Оба писателя пропагандировали крайний индивидуализм и обожествляли акт творения. Мережковский был известен своей поэзией, а также серией романов о богочеловеках , среди которых он числил Христа, Жанну д’Арк, Данте, Леонардо да Винчи, Наполеона и (позднее) Гитлера. Его жена, Зинаида Гиппиус, также известная поэтесса на заре символистского движения, открыла салон в Санкт-Петербурге, который стал известен как «штаб русского декаданса».
Возникновение символизма
К середине 1890-х годов русский символизм все еще представлял собой в основном набор теорий, и у него было мало известных практиков. Александр Добролюбов издал книгу стихов в 1895 году, как раз перед тем, как отказаться от мирской поэзии в пользу скитаний из одного монастыря в другой. Другой талантливый автор, Иван Коневской, умер в возрасте 24 лет. Только когда появился новый талант Валерия Брюсова, символистская поэзия стала крупным движением в русской литературе. Для того чтобы представить символизм как движение, пользующееся огромной популярностью, Брюсов взял себе множество псевдонимов и опубликовал три тома собственных стихов под названием 9.0039 Русские символисты. Антология (1894–1895). Мистификация Брюсова оказалась успешной — несколько молодых поэтов увлеклись символизмом как последней модой в русской литературе. Помимо Брюсова, самыми популярными поэтами были Константин Бальмонт, веривший в первое вдохновение и иногда намеренно оставлявший свои стихи неотредактированными, и пессимист Федор Сологуб, называвший себя бардом смерти.
Хотя репутация многих из этих писателей померкла к середине двадцатого века, тем не менее, влияние движения символистов было глубоким. Особенно это касалось Иннокентия Анненского, чей окончательный сборник стихов Cypress Box , опубликован посмертно (1909 г.). Иногда упоминаемый как славянский аналог проклятых поэтов, Анненский сумел передать на русский язык основные интонации Бодлера и Верлена, в то время как тонкая музыка, зловещие аллюзии, тайная лексика и очарование ежеминутно меняющихся цветов и запахов в его поэзии все были свои. Его влияние на акмеистическую школу русской поэзии было первостепенным.
Второе поколение
Подлинный расцвет русского символизма приходится на первое десятилетие ХХ века. Многие новые таланты стали публиковать стихи, написанные в духе символизма. Особенно этим писатели были обязаны философу Владимиру Соловьеву. Ученый Вячеслав Иванов, интересовавшийся античной поэзией, вернулся из Италии, чтобы основать Дионисийский клуб в Санкт-Петербурге. Его самопровозглашенный принцип заключался в том, чтобы привить «архаическую милтоновскую дикцию» к русской поэзии. Максимилиан Волошин, наиболее известный своими стихами о русской революции, открыл на своей вилле в Крыму поэтический салон. Юргис Балтрушайтис, близкий друг Александра Скрябина, поэзия которого характеризуется мистической философией и завораживающими звуками, действовал в Литве.
Из нового поколения два молодых поэта, Александр Блок и Андрей Белый, стали самыми известными представителями всего русского символистского движения. Александр Блок считается одним из величайших, если не величайшим русским поэтом ХХ века. Его часто сравнивали с Александром Пушкиным, а весь Серебряный век русской поэзии иногда называли «веком Блока». Его ранние стихи безупречно музыкальны и богаты звуком. Позже он стремился ввести в свою поэзию смелые ритмические рисунки и неровные такты. Его зрелые стихи часто основаны на конфликте между платоническим видением идеальной красоты и разочаровывающей реальностью грязных индустриальных окраин. Для них часто характерно идиосинкразическое использование цвета и написания для выражения смысла. Одним из самых известных и противоречивых стихотворений Блока были «Двенадцать», явная ссылка на учеников Христа, в которых в псевдорелигиозных терминах описывалось шествие двенадцати большевистских солдат по улицам революционного Петрограда.
Андрей Белый тем временем стремился к единству прозы, поэзии и музыки в большей части своей литературы, о чем свидетельствует название одного из его ранних произведений « Симфонии в прозе». Его слава основана прежде всего на романе Петербург, , философском и духовном произведении под влиянием Джеймса Джойса, отличающемся весьма неортодоксальным стилем повествования, мимолетными аллюзиями и характерными ритмическими экспериментами. Из-за своей сложности роман обычно считается самым сложным в русской литературе. Владимир Набоков поместил его на второе место в своем списке величайших романов ХХ века после «9 романов» Джойса.0039 Улисс. Среди других упоминаемых работ — весьма влиятельный теоретический трактат под названием « Символизм » (1910 г.), который сыграл важную роль в переопределении целей символистского движения, и роман « Котик Летаев » (1922 г.), в котором прослеживаются первые проблески сознания. у новорожденного ребенка.
Сам город Санкт-Петербург стал одним из основных символов, используемых вторым поколением русских символистов. Стихи Блока о имперской столице оживляют импрессионистическую картину 9-го века.0039 город тысячи иллюзий как обреченный мир, полный купцов и буржуазных деятелей. Различные стихийные силы (такие как восходы и закаты, свет и тьма, молния и огонь) приобрели апокалиптические качества, служа предвестниками великого катаклизма, который навсегда изменит землю и человечество. Скифы и монголы часто попадали туда в произведениях этих поэтов, выступая символами будущих катастрофических войн. Из-за эсхатологической тенденции, присущей движению русского символизма, многие авторы, в том числе Блок, Белый, Брюсов, восприняли русскую революцию как следующий эволюционный шаг в истории своей страны.
Другая русская символистская проза
Федор Сологуб был первым писателем, который ввел в русскую прозу болезненные, пессимистические элементы, характерные для литературы и философии конца века. Его самый известный роман « Мелкий демон » (1902) был попыткой создать живой портрет понятия, известного на русском языке как пошлость (идея, смысл которой лежит где-то в дурном и обыденном). Его следующая большая прозаическая работа, A Created Legend 9. 0040 (трилогия, состоящая из Капли крови, Королева Ортруда, и Дым и пепел ), содержал многие из тех же характеристик, но представлял значительно более позитивный и обнадеживающий взгляд на мир.
Роман Валерия Брюсова « Огненный ангел » — еще один пример такого интереса к демоническому. В нем рассказывается история немецкого ученого шестнадцатого века и его попыток завоевать любовь молодой женщины, чья духовная целостность серьезно подорвана ее участием в оккультных практиках и ее отношениями с нечистыми силами. Роман лег в основу четвертой оперы Сергея Прокофьева.
Одним из русских символистов, писавшим в основном прозу, был Алексей Ремизов. Опираясь на средневековую русскую литературу, он гротескно сочетал в своих произведениях мечты, явь и чистую фантазию.
Закат символистского движения
Русский символизм начал терять свою актуальность в литературе ко второму десятилетию ХХ века. Его основные практики часто конфликтовали на страницах журналов Весы , Золотое руно , Перевал. Другие боролись за контроль над ключевыми типографиями. Между тем многие молодые поэты были привлечены к движению акмеистов, которое дистанцировалось от излишеств символизма. Другие присоединились к футуристам, иконоборческой группе, которая стремилась полностью воссоздать искусство, избегая всех эстетических условностей.
Символизм в изобразительном искусстве
Эмблема символического Синего всадника Василия Кандинского (1911).
Вероятно, самым значительным русским художником-символистом был Михаил Врубель, прославившийся большим мозаичным полотном под названием Сидящий Демон (1890) и сошел с ума, работая над динамичным и зловещим Демоном Поверженным (1902).
Другими художниками-символистами, связанными с журналом «Мир искусства », были Виктор Борисов-Мусатов, последователь Пюви де Шаванна, Михаил Нестеров, рисовавший религиозные сюжеты из средневековой русской истории, Мстислав Добужинский с его урбанистическими фантазмами и Николая Рериха, картины которого называют герметическими или эзотерическими.
Символизм в музыке и театре
Выдающимся композитором-символистом был Александр Скрябин, который в своей Первой симфонии восхвалял искусство как своего рода религию. Le Devin Poem (1905) стремилась выразить «эволюцию человеческого духа от пантеизма к единству со вселенной». Poème de l’extase , впервые прочитанная в 1908 году в Нью-Йорке, сопровождалась тщательно подобранными цветными проекциями на экране.
В синтетических перформансах Скрябина музыка, поэзия, танцы, цвета и запахи использовались для того, чтобы вызвать «высший, последний экстаз». Сходные идеи о «сценическом слиянии всех искусств» разрабатывали Андрей Белый и Василий Кандинский.
В области более традиционного театра Вишневый сад и некоторые другие более поздние пьесы Чехова были описаны как пропитанные символизмом. Тем не менее их первая постановка Константина Станиславского была максимально реалистичной. Именно постановку Мейерхольда « Кукольный спектакль Блока » (1906) обычно называют кульминацией символистского театра. Через два года сам Станиславский добился международного признания, поставив во МХАТе .L’Oiseau Bleu , последняя из пьес Мориса Метерлинка.
Теоретически следует упомянуть работы Николая Евреинова, который утверждал, что театр — это все, что нас окружает, и что природа полна театральных условностей: цветы пустыни передразнивают камни; мышь, симулирующая смерть, чтобы избежать кошачьих когтей; сложные танцы птиц и т. д. Театр, по Евреинову, — универсальный символ бытия. С другой стороны, актер Михаил Чехов (племянник автора) разработал особую систему символистской игры, которая до сих пор соперничает по популярности с системой Станиславского.
Ссылки
Ссылки ISBN поддерживают NWE за счет реферальных сборов
- Браун, Эдвард Дж. Русская литература со времен революции . Издательство Гарвардского университета, 1982. ISBN 0674782046
- Мирский Д. С. Современная русская литература 1881-1925 гг. . Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф, 1926 г.