Искусство среднего царства египта: (21 . 19 . ..) [1956 —

Особенности египетской архитектуры Среднего царства — Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве

Просмотры: 23 590

Скачать как PDF

В эпоху Среднего царства (2200 — 1500 гг.до н.э.) получали распространение скальные гробницы, декорированные росписями на традиционные сюжеты, и полупещерные храмы. На внешней стороне скалы располагался лишь фасад такого храма, представленный гигантскими скульптурами, а в глубине – анфилада помещений, оформленных скульптурами, рельефами и многоцветными росписями. Этот период характерен тем, что начинают строиться сооружения с массивными колоннами, на которые опираются перекрытия, т.е. появляются конструкции стоечно-балочной системы. Сначала так оформляли входы в гробницы.

Закат Древнего Царства

Среднее царство охватывает период около 300 лет — от конца III тысячелетия до вторжения в Египет в XVII в. до н. э. чужеземных племен гиксосов. В последний период Древнего царства, т. е. в конце III тысячелетия до н. э., Египетское государство пришло в в упадок. Грандиозные строительные работы, предпринятые фараонами Древнего царства, истощили материальные ресурсы страны. Отвлечение на сооружение пирамид большого числа людей пагубно отразилось на сельском хозяйстве, которое основывалось на искусственном орошении, связанном с большими затратами труда.

Периоду Среднего царства предшествовал длительный период междуусобной борьбы. В конце Древнего царства все большее значение приобретала местная знать. Власть номархов усиливалась, и часто они противопоставляли себя столичной знати и самому фараону. В конце концов это привело к распаду страны на полузависимые от власти фараона области. Последним сильным фараоном VI династии был Пепи II. После него правила VII династия, во время которой, по свидетельству древнего греческого историка Манефона, за 70 дней сменилось 70 царей. VIII династия, происходившая из города Мемфиса, правила недолго.

Имя Ментухотепа I (№ 12) в Карнакском списке из храма Ипет-Исут, Лувр

Фараоны IX и X династий, происходившие из Гераклеополя, пытались объединить страну. Но хотя гераклеопольские фараоны и подчинили себе значительную территорию, номархи продолжали активно бороться за свою самостоятельность.

В папирусе № 1116А из Государственного Эрмитажа — так называемом Поучении гераклеопольского царя — фараон Ахтой III призывает жестоко бороться с теми, кто вербует себе сторонников и сеет смуты.

Особенно большую роль стали играть правители Фиванской области. Борьба между Гераклеополем и Фивами, носившая острый характер, принесла победу Фивам. Фиванские правители объединили вокруг себя Южный Египет.

Окончательное объединение страны произошло при четвертом фараоне XI династии Ментухотепе I.

Среднее Царство

В 2050 году до н. э. Ментухотеп I вновь объединил Египет и восстановил единую власть фараонов под эгидой Фив. Столетия, отделяющие эпоху Среднего царства от времени заката Древнего царства, много значили в духовной жизни египтян. Распад страны, войны, упадок центра и божественной власти фараона — всё это создало почву для развития индивидуализма.

Для Среднего царства характерно усиление людей незнатного происхождения, обязанных своей карьерой только самим себе. В противовес высшей знати они называли себя «малые» — неджесы. Некоторые неджесы Среднего царства владели большими богатствами. Так же как представители высшей знати, неджесы сооружали себе гробницы, покрывали их рисунками и рельефами. Неджесы занимали видное место в египетском обществе и при фараонах XII династии.

Индивидуализм египтян проявился прежде всего в том, что каждый стал заботиться о собственном бессмертии. Теперь уже не только фараон и вельможная знать, но и простые смертные стали претендовать на привилегии в потустороннем мире. Так возникла идея равенства после смерти, что сразу же отразилось на технической стороне культа умерших. Он очень упростился. Стали излишней роскошью гробницы типа мастаба. Для обеспечения вечной жизни было уже достаточно одной стелы — каменной плиты, на которой были написаны магические тексты и все, что требовалось умершему в загробном мире.

Все отражение эпохи Среднего царства, нашло себя в архитектуре. Был создан ряд форм и композиционных приемов для архитектуры. Позже, они получили колоссальное развитие и были применены в построениях храмов. Для примера можно отметить, что с того века пришли: ворота в форме двойных башен, применилось поднятие потолка над средними проходами в колонных залах, для того, чтоб устроить окна в просветах, между двумя уровнями перекрытия.

Во времена Среднего царства, широкое распространение получила колонна, которую назвали «гаторическая». Она выглядела, как женский музыкальный инструмент – систра. Такой инструмент выглядел очень красиво и изящно. Он состоял из нескольких стержней, которые продевались через изогнутую металлическую полосу, она же насаждалась на ручку с украшениями. В большей части в виде украшения использовалась голова женщины, которая имела уши коровы. Так олицетворяли египетскую богиню Гатор. Колонна, выглядела практически так же, но иногда в нее добавляли кубическое навершие или выкружку.

Классической чертой, которая встречается практически во всех постройках Среднего царства, являлась колонна, или же колоннада. Все они были вынесены за наружный фасад здания. К сожалению, с тех времен практически ничего не сохранилось. Хоть и проводилось большое количество раскопочных работ, всю картину, как выглядела архитектура того времени, мы получить не сможем. Этой эпохе характерен подъем всей хозяйственной жизни Египта, большое прибавление и рост городов, а так же культуры.

Погребальные постройки Среднего Царства

Однако фараоны продолжали строить гробницы в виде пирамид, желая подчеркнуть законность обладания престолом. Правда это были уже не те пирамиды, что возводились в эпоху Древнего царства: размеры их значительно уменьшились, материалом для строительства служили не двухтонные блоки, а кирпич-сырец, изменился и способ кладки. Основу составляли восемь капитальных каменных стен, расходившихся радиусами от центра пирамиды к её углам и середине каждой из сторон.

От этих стен под углом в 45 градусов отходили другие восемь стен, а промежутки между ними заполнялись обломками камня, песком, кирпичом. Сверху пирамиды облицовывались известняковыми плитами, соединявшимися друг с другом деревянными креплениями. Так же, как и в Древнем царстве, к восточной стороне пирамиды примыкал верхний заупокойный храм, от которого шёл крытый переход к храму в долине. В настоящее время эти пирамиды представляют собой груды развалин.

Заупокойный храм фараона Ментухотепа II

Наряду с пирамидами, которые по сути копировали пирамиды Древнего царства, появился новый тип погребальных сооружений, сочетавший в себе традиционную форму пирамиды и скальную гробницу. Наиболее значительным из подобных памятников была

усыпальница царя Ментухотепа II в Дейр-эль-Бахри. К ней из долины вела ограждённая каменными стенами дорога в 1200 метров длиной и 32 метра шириной. Главную часть усыпальницы составлял заупокойный храм, оформленный портиком; по центру пандус вел на вторую террасу, где второй портик окружал с трех сторон колонный зал, в центре которого возвышалась сложенная из каменных глыб пирамида. Её основанием служила естественная скала. С западной стороны находился открытый двор, оформленный портиками, с выходами в колонный зал и святилище, вырубленное в скале. Гробница фараона размещалась под колонным залом.

Значительным сооружением эпохи Среднего царства является и заупокойный комплекс фараона Аменемхета III в Хавара.

Пирамида сложена из кирпича и облицована известняком, погребальная камера высечена из цельной глыбы отполированного жёлтого кварцита. Особую известность получил заупокойный храм при пирамиде. Этот храм вошёл в историю культуры под названием лабиринта. Храм занимал площадь в 72000 квадратных метра и делился двумя рядами колонн на три нефа, из которых центральный был выше боковых и освещался через различные проёмы в верхней части стен.

Необычным было то, что Аменемхет построил для себя две пирамиды. Подобного не случалось со времён правления Снофру в эпоху Древнего царства. Одна пирамида (т. н. «Тёмная пирамида») (104 × 104 м) Аменемхета была возведена в Дахшуре из необожженного кирпича. Гранит использовался только для укрепления камер и для пирамидиона. В этой пирамиде он приказал сделать 2 входа: один, на традиционной северной стороне, вёл в лабиринт коридоров, заканчивающийся тупиком. Через другой, в юго-восточном углу, можно по такому же лабиринту спуститься в погребальную камеру с красным саркофагом. Однако в этой пирамиде Аменемхет похоронен не был. В ареале этой пирамиды находится гробница Эвет-иб-Ра, вероятно, царя следующей XIII династии.

Пирамида в Хаваре

Вторая пирамида (102 × 102 м) построена в Хаваре. Хаварская пирамида была центром вновь основанного царского некрополя, к которому, возможно, принадлежал и прославленный Лабиринт. Сейчас от неё остался лишь приплюснутый глиняный конус диаметром около 100 м и высотой 20 м. Вход в пирамиду расположен с южной стороны. Погребальная камера — прямо-таки чудо древнеегипетской техники. Огромная усыпальница (6,71× 2,4 ×1,83м) вытесана из цельной глыбы необычайного твердого жёлтого кварцита и весит свыше 100 тонн. Толщина стен составляет 60 см. Крышка из кварцита имеет толщину 1,2 м и вес около 45 тонн. Сверху камера перекрыта двухскатной крышей из двух известняковых блоков весом по 50 тонн каждый. В камере находятся два саркофага. Флиндерс Петри, прокопав ход под пирамиду и найдя погребальную камеру, обнаружил саркофаги пустыми, судя по надписям, в одном был похоронен сам Аменемхет, в другой — дочь Аменемхета Птахнефру, которой, впрочем, принадлежала ещё и расположенная неподалеку малая пирамида.

Время правления Аменемхета III оценивается от 45 до 48 лет (хотя Манефон упоминает лишь о 8 годах правления этого царя, которого он называет Лахарес/Ламарес/Лампарес). Последний прижизненный источник известный нам датирован 46-м годом Аменемхета III. Он, как и его отец, оставил после себя серию замечательных скульптурных портретов прекрасной работы.

Лабиринт считается самым выдающимся из множества многоколонных храмов, построенных в период Среднего царства. Колонны его были стилизованы под растительные формы, что соответствовало символике храма как дома божества — солнца, которое, по одной из египетских легенд, родилось из цветка лотоса.

Чаще всего колонны имитировали связку стеблей папируса, были также колонны с растительной капителью, изображающие цветок папируса или лотоса. Все колонны богато украшали цветным орнаментом и позолотой. Между капителью и тяжёлым перекрытием египтяне помещали значительно меньшую по размерам плиту абак, незаметную снизу, в результате чего, казалось, что потолок, расписанный под звездное небо с золотыми звёздами, парит в воздухе.

Лабиринт превосходил самые пирамиды. Это двенадцать крытых зал, расположенных своими порталами один против другого и соединенных между собой в одно помещение; шесть зал обращены на север, шесть на юг. Снаружи они окружены общей стеной. Покои в Лабиринте двоякого рода; одни подземные, другие на поверхности земли над первыми; всех покоев три тысячи, по полторы тысячи в каждой половине. Действительно, переходы через покои и извилистые повороты от одной залы до другой, исполненные разнообразнейшего великолепия, представляли тысячи чудес, когда, бывало, переходишь из залы в покои, из покоев в коридоры, из коридоров в другие покои, из этих покоев в новые залы.

Крыша над всеми помещениями, равно как и стены, сделана из камня; на стенах в изобилии рельефные изображения; каждая зала снабжена кругом колоннами из кусков белого камня, отлично сложенных. К тому самому углу, где кончается Лабиринт, тесно примыкает пирамида в сорок сажен вышиною».

Геродот. История. Кн. II. М, 1888, стр. 148.

О монументальном зодчестве первой половины Среднего царства можно судить на основании заупокойного храма Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахри. Он был построен на западном берегу Нила невдалеке от Фив, у подножья высоких скал. От расположенной в долине молельни вела вверх дорога, огражденная с обеих сторон белыми известняковыми стенами; она имела в длину 1200 м, а в ширину 33 м. Вдоль стен по обеим сторонам дороги были посажены деревья и установлены статуи фараона. Постепенно поднимаясь, дорога подводила к массивной стене, окружавшей большой двор. От двора к храмовому комплексу вела широкая аллея, обрамленная колоссальными статуями фараона, возвышавшимися за двором, на скалистой террасе.

Переднюю часть комплекса храма образовывал многоколонный (гипостильный) зал, перед которым находился открытый портик с двумя рядами столбов. На гранитных столбах портика было высечено имя фараона Ментухотепа I; составлявшие его иероглифы были окрашены в желтый и синий цвет. Известняковые плиты, облицовывавшие стены портика, были покрыты цветными рельефами, рассказывавшими о военных подвигах и охотах царя.

Храм Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахри

В заупокойном ансамбле фараона Ментухотепа I тип скальной гробницы, свойственный погребениям его предков — фиванских номархов, сочетается с обязательной для фараонов предшествующего периода гробницей в форме пирамиды, помещенной здесь в центре его заупокойного храма. При этом в отличие от пирамид Древнего царства и пирамид фараонов последующей, XII династии, пирамида в комплексе Ментухотепа I лишена погребальных функций и является памятником, символизирующим величие фараона.

Архитектурная композиция ансамбля пирамиды и храма Ментухотепа I чрезвычайно интересна. Здания расположены на разных уровнях, и для их обозрения требуется постепенный подъем; при этом перед посетителем храм предстает с различных точек зрения. Обнаруживается стремление зодчего выделить главный фасад: к передней части здания прибавлен нижний портик, акцентирующий фасад заупокойного храма.

Гробницы знатных вельмож

в период Среднего царства сооружались в непосредственной близости от усыпальниц фараонов.

Гробницы вельмож времени фараона Ментухотепа I, построенные недалеко oт погребального храма фараона в Дейр-эль-Бахри, по плану очень близки между собой: у подножия скалы сооружались ворота, за которыми находилась небольшая молельня со статуей покойного; перед ней совершались жертвоприношения. От ворот вверх вел крутой подъем, обрамленный кирпичными стенами. Непосредственно перед входом в гробницу возводили иногда портик с колоннами, от него вел длинный коридор, в конце которого находился зал с нишей, где стояла другая статуя покойного. Рельефы и росписи покрывали стены: портика, коридоров и зала. Под залом в скале вырубалась шахта, которая вела в погребальную камеру. Стены камеры облицовывались известняковыми плитами, покрытыми раскрашенными рельефами.

Постройки, не связанные с погребальным культом

Наряду с традиционными для египетского зодчества колоннами, появилась

новая форма колонны с каннелированным стволом и трапециевидной капителью. Некоторые исследователи считают их прообразом дорического ордера, но эти довольно неопределённые совпадения могут оказаться случайными.

Наряду с заупокойными сооружениями от периода Среднего царства сохранились архитектурные памятники, непосредственно не связанные с загробным культом.

Сенусерт I воздвиг величественный храм Атума в Ону, от которого в настоящее время сохранился один обелиск. Он построил также храм Осириса в Абидосе, подробно описанный в заупокойной стеле — архитектора, руководившего строительством храма, начальника всех работ царя Ментухотепа:

Я вел работы в храме, построенном из аянского камня, я вел работы по священной ладье, я сделал… жертвенники из лазурита, бронзы, электра и серебра, медь была в изобилии без конца и бронза без границ, ожерелья из настоящего малахита, всякие украшения из драгоценных камней».

Архитекторы Среднего царства не воздвигали таких грандиозных сооружений, как пирамиды Древнего царства. Постройки этого времени характеризуются разработкой внутренних пространств, увеличением длины здания, усилением роли колонны в наружном и внутреннем оформлении здания. Все эти черты получили дальнейшее развитие в архитектуре Нового царства.

Период XII династии характеризуется большими ирригационными работами. Восстанавливаются старые каналы и дамбы, пришедшие в упадок во время смут, строятся новые. На севере, в районе Фаюма, было осушено много болот, которые превратились в плодородные земли, используемые для сельского хозяйства. Здесь создали огромное водохранилище, названное впоследствии греками Меридовым озером. Оно было соединено особым каналом с Нилом. Благодаря постройке шлюзов и плотин стало возможным направлять воду из Нила во время разлива в водохранилище, а затем использовать ее для орошения.

Кахун

В районе Фаюмского оазиса был построен большой город Кахун, куда Сенусерт II перенес свою резиденцию. На основании проведенных в конце прошлого века раскопок удалось восстановить расположение улиц в этом городе.

Кахун был построен в короткий срок по единому плану. Город занимал лощадь около 10 га (260 X 380 м) и был обнесен кирпичной стеной. Стена имела двое ворот — с юго-западной и с северо-западной стороны.

В конце главной улицы, с правой ее стороны, на некотором возвышении был расположен царский дворец, окруженный со всех сторон толстой кирпичной стеной (в настоящее время дворец совершенно разрушен).

В Кахуне сохранился фундамент дома одного из вельмож фараона Сенусерта II, расположенный рядом с царским участком. От улицы дом был отгорожен глухой глинобитной стеной. Узкая входная дверь находилась против помещения привратника. Отсюда по открытому коридору вдоль внешней стены можно было попасть в хозяйственные помещения. Другой открытый проход вел к жилым помещениям. Эти помещения состояли из мужской и женской половин, разделенных большим открытым двором. Вдоль южной стороны двора шла галерея, крыша которой опиралась, вероятно, на деревянные столбы. На эту галерею выходили жилые комнаты. Плоская крыша центрального, наиболее обширного помещения поддерживалась четырьмя свободно стоящими колоннами. Центральной частью женской половины был квадратный двор, окруженный открытыми галереями на колоннах. В северной части главного двора находилась лестница, которая вела на плоскую крышу.

Во всей планировке дома следует отметить стремление отгородиться от улицы, замкнуться в помещении, являющемся центром всего участка и открывающемся только в сторону двора, ориентированного на север. Жаркое египетское солнце заставляло летом искать прохлады в тени галерей, открытых доступу северного ветра.

Источник: Всеобщая история архитектуры в 12 томах. Том 1. Архитектура древнего мира. 2-е изд., 1970

Искусство времени Среднего царства

Искусство Среднего царства представляло собой сложное явление. В условиях отмеченной политической борьбы и фараоны и номархи, естественно, использовали также искусство. Еще первые фараоны-фиванцы, желая подчеркнуть законность обладания престолом, стремились подражать памятникам могучих владык Древнего царства.

Важным моментом явилось возобновление строительства царских гробниц снова в виде пирамид. Первым начал сооружать свою усыпальницу в виде пирамиды тот же Аменемхет I, который решился при этом поместить ее уже на севере, порвав связь с гробницами предков, — шаг достаточно трудный, если учесть мировоззрение древних египтян.

Стремление фараонов начала XII династии подражать памятникам Древнего царства заставило египетских зодчих вернуться к образцам этого периода. Планировка пирамид и заупокойных храмов начала XII династии и их взаимоотношение полностью совпадают с расположением усыпальниц фараонов V-VI династий.

Однако вследствие изменившихся экономических условии сооружение гигантских каменных пирамид было уже невозможно, что и отразилось на масштабах и технике пирамид XII династии. Размеры этих пирамид значительно уменьшились, например, пирамида Сенусерта I имела 61 м в высоту. Строительным материалом служил теперь в основном кирпич-сырец, причем резко изменился способ кладки пирамиды. Основу ее составляли восемь капитальных каменных стен, расходившихся радиусами от центра пирамиды к ее углам и к середине каждой стороны. От этих стен под углом в 45 градусов отходили другие восемь стен, промежутки же между ними заполнялись обломками камня, кирпичом или песком. Пирамиды облицовывались известковыми плитами, соединявшимися друг с другом деревянными креплениями. Такая облицовка в основном только и сдерживала здание пирамиды Среднего царства; не удивительно поэтому, что эти пирамиды в настоящее время представляют собой груды развалин. Разумеется, в момент сооружения пирамид недостатки техники были скрыты облицовкой, и внешне пирамиды начала Среднего царства точно воспроизводили тип усыпальницы царей Древнего царства. Так же как и раньше, к восточной стороне пирамиды примыкал небольшой по сравнению с самой пирамидой заупокойный храм, от которого шел проход к храму в долине.

Следование древним образцам в начале Среднего царства характерно и для официальной скульптуры, рельефов и росписей. Так, статуи Сенусерта I из его заупокойного храма в Лиште стилистически весьма близки аналогичным по назначению статуям периода Древнего царства (например, фараона Хафра): эти памятники хотя и воспроизводят портретные черты определенного царя, но передают их схематично, обобщенно и идеализированно. Застывшая поза, заглаженность округлых мускулов, слабо моделированные глаза повторяют древние образцы, стремясь создать прежний идеализированный образ царя-бога.

В равной степени следование искусству Древнего царства наблюдается и в росписях гробниц придворной знати.

Иным характером отличаются памятники, созданные в ряде местных центров, в частности при дворах правителей номов, расположенных в Среднем Египте. Именно в этих центрах развивались более передовые художественные направления в искусстве начала Среднего царства. И это было совершенно закономерно. Политическую и экономическую самостоятельность, которую приобрели эти номы в конце Древнего царства, не смогли окончательно побороть и подчинившие их фараоны-фиванцы. Номархи Среднего Египта в 20 веке до н. э. еще чувствовали себя хозяевами своих областей. В своем обиходе они подражали обычаям царского двора, вели летоисчисление по годам собственных правлении, строили храмы и пышные гробницы, окружая себя зодчими, скульпторами и художниками. Вместе с политическим ростом столиц этих номов росло и их значение как художественных центров. Работавшие здесь мастера, унаследовав традиции искусства Древнего царства, творчески его переработали и создали памятники, имевшие большое значение в сложении нового направления в искусстве Среднего царства. Известная самобытность общественной среды способствовала преодолению местными художниками ряда традиции: для их произведений характерны поиски новых способов передачи окружающего мира, что соответствовало новым задачам, стоявшим перед искусством и вызванным всей сложившейся к началу 20 века исторической обстановкой.

Особый интерес представляют находимые в гробницах группы деревянных статуэток слуг и рабов, подчас изображающие целые бытовые сцены. Здесь и пастухи со своими стадами, и мастерская ткачей, и кухня в доме богатого вельможи, и лодка с гребцами, и носильщики, и отряды воинов, вооруженных то луками, то копьями и большими щитами. Эти статуэтки, помещавшиеся в гробницы для служения вельможе в потустороннем мире, отличаются разнообразием поз, живостью и непосредственностью. В них особенно чувствуется связь с народным искусством, они полны подлинной жизненной правдивости.

Художественное ремесло получило в Среднем царстве значительно большее развитие, что было обусловлено усилением роли местных центров и общим ростом городской жизни. В известной степени этому способствовало и возросшее в итоге захватнических походов богатство знати и увеличившийся приток золота, слоновой кости и ценных пород дерева.

Таким образом Среднее царство было важным и плодотворным периодом в истории египетского искусства. Наряду с творческой переработкой наследия Древнего царства оно создало много нового. Трехнефное построение зала с приподнятым средним нефом, пилоны, колоссальные статуи, поставленные вне здания, увеличение заупокойного храма по сравнению с самой пирамидой, рост реалистических тенденций и блестящее их проявление в ряде памятников — таков вклад мастеров Среднего царства в сокровищницу египетского искусства.

Египет в Среднем царстве (ок. 2030–1650 гг. до н. э.) | Эссе | Метрополитен-музей

Среднее царство обозначает период древнеегипетской цивилизации, простирающийся примерно с 2030 по 1650 год до н.э. (с 11 по 13 династию). В эту эпоху были переосмыслены культурные принципы, изложенные в начале египетской цивилизации и систематизированные во времена Древнего царства, включая идеологию царствования, организацию общества, религиозные практики, верования в загробную жизнь и отношения с соседними народами. Эти преобразования засвидетельствованы в архитектуре, скульптуре, живописи, рельефном декоре, стелах, ювелирных изделиях, личных вещах и литературе.

Многие памятники Среднего царства плохо сохранились, что способствует относительному отсутствию современной известности эпохи. Поскольку египетские храмы, посвященные божествам, часто заменялись последующими царями, храмов Среднего царства почти не осталось. Многие пирамиды Среднего царства были построены с ядрами из сырцового кирпича, которые разрушились после того, как их известняковая оболочка была удалена древними каменными грабителями. Отсутствие внимания к памятникам Среднего царства вызывает сожаление, поскольку это был период прекрасных произведений искусства, выполненных с большим мастерством и чувствительностью (14.3.17).

Предыдущее Старое Царство, по-видимому, было веком абсолютной уверенности — по крайней мере, в течение пяти тысяч лет. Примером тому служат пирамиды, парящие монументы из цельного камня, свидетельствующие об изощренных организаторских способностях той эпохи; скульптуры, изображающие молодых, уверенных в себе людей; а также рельефы и картины с изображением обильных пейзажей. Наиболее совершенные произведения искусства той эпохи обладают захватывающей индивидуальностью и производят общее впечатление безмятежности и уравновешенности (52,19).).

В конце Старого Царства централизованный политический контроль распался, и на первый план вышли местные правители, что положило начало эре, которую мы называем Первым промежуточным периодом. Обрушение, возможно, было результатом плохих урожаев, вызванных разливами низкого Нила, хотя причины обсуждались. Политическая власть объединилась вокруг двух центров, Гераклеополиса на севере и Фив на юге, при этом южные правители в конечном итоге победили гераклеополитов (57.95). В каком-то смысле древнеегипетская культура так и не оправилась от этого катаклизма; на самом деле, согласно сохранившимся текстам Среднего царства, был более выражен страх перед хаотическими силами и упор на единство внутри страны. В то же время память о потрясениях могла вдохновить древних египтян, поскольку показала им, что они могут оправиться от периодов беспорядка. Возможно, это, по крайней мере, одна из причин того, что Среднее царство рассматривалось в последующие эпохи как идеальная эпоха.

В то время как культура Среднего царства представляет собой значительную трансформацию общества Старого царства, сам период претерпел три различных перехода, первый из которых произошел между концом 11-й и началом 12-й династии. в самом начале Среднего царства обнаруживаются отчетливые местные черты, в том числе фигуры с оттянутыми конечностями и подчеркнутыми глазами, формы с высокой степенью внутренней узорчатости (14. 2.7). Некоторые двухмерные изображения, которые, кажется, не имеют прецедентов, характерны для фиванской области, включая изображения интригующих обрядов, связанных с богиней Хатхор и украшением цариц. Гробницы и храм имеют впечатляющие фасады с колоннами, и они расположены на фоне отвесных известняковых скал, которые являются впечатляющей чертой южного пейзажа. По мере воссоединения страны при Ментухотепе II (26.3.29), и были установлены более тесные связи с севером и его традициями, фиванские произведения искусства объединили стили и иконографию двух регионов.

Возрождение форм Старого Царства в раннем Среднем Царстве продолжилось в начале 12-й династии при королях Аменемхете I и Сенусерте I, когда на севере в Иджтави, недалеко от центра политической власти Старого Царства, была основана новая столица. Скульптура, рельеф, живопись и архитектура демонстрируют явное сходство с традициями Старого Царства, хотя некоторое влияние 11-й династии сохраняется (08.200.5). В это время возобновилось строительство комплексов пирамид, сопровождаемых мастабами, построенными как мемориалы и места захоронения элиты.

Хотя есть свидетельства того, что фараоны Старого Царства вносили произведения искусства в храмы, посвященные божествам, королевское покровительство таким памятникам значительно расширилось в Среднем Царстве. В частности, во время правления Сенусерта I мы находим первые существенные остатки храмов богов с каменными стенами, обширным рельефным декором и скульптурными программами. Фивы стали свидетелями зарождения одного из величайших храмов древнего Египта, Карнакского комплекса, посвященного все более могущественному богу Амону. Наличие храмов божеств в важных местах по всему Египту также можно рассматривать как средство объединения населения и подчеркивания доминирующей роли царя в региональных центрах.

Во многом наше увлечение Срединным царством связано с драматическим сдвигом, который произошел в период между серединой и концом 12-й династии, во время правления Сенусерта II, Сенусерта III и Аменемхета III. К сожалению, ни один текст не объясняет эти преобразования, которые проявляются в остатках архитектуры, гробниц и их погребального инвентаря, рельефного убранства, литературы и, особенно ярко, в скульптурных лицах королей и их придворных (56. 136). Эти изменения должны отражать глубокие изменения в религиозных верованиях и практиках, роль короля как политического и духовного лидера и отношения между королем и его народом.

Наиболее интригующим является то, что эти разработки, кажется, были всеобъемлющими и, возможно, взаимосвязанными. Например, более зрелые лица на статуях Сенусерта III (26.07.1394) и Аменемхета III, вероятно, воплощают новые идеи о царской власти в отношении либо политической власти, либо религиозной роли правителя. В то же время произошли существенные изменения в форме царского культового комплекса, что привело к появлению разных типов храмов, сокращению старых и изменению расположения комплексов. Новые типы символических украшений, которые носили в виде наборов, были заложены в погребениях царственных и элитных женщин, что указывает на дальнейшие изменения в религиозной практике (16.1.6; 16.1.7а). Значительно увеличилось количество частных памятников, построенных в священных местах, таких как Абидос и Элефантина, и на этих мемориалах изображены большие и расширенные семейные группы, включая соратников, которые не были родственниками. Более крупные семейные группы, изображенные на стелах, находят современную параллель в гробницах, в которых проживало несколько человек. Помимо религиозной сферы, во время правления Сенусерта III политическая должность номарха, или регионального губернатора, была подавлена ​​или упразднена, что соответствовало исчезновению искусно украшенных региональных гробниц. Одновременно с этим прекратилось производство некоторых типов предметов, в том числе моделей мастерских, предприятий по производству продуктов питания и хозяйственных построек (20.3.13), которые впервые появились в гробницах позднего Древнего Царства и были широко распространены в 11-й и ранней 12-й династиях9.0003

Заключительная эра трансформации Среднего царства пришлась на 13-ю династию, когда около пятидесяти королей правили примерно 150 лет. В то время как некоторые занимали трон дольше, некоторые правили год или меньше. Царствование в 13-й династии, безусловно, не переходило последовательно от отца к сыну или даже внутри одной семьи, а, скорее, циркулировало среди ведущих семей. Неясно, что случилось с этими недолго правящими королями. Можно предположить, что роль короля стала в значительной степени церемониальной, со сменой фараонов, служивших в течение ограниченного периода времени, а высокопоставленные чиновники обладали реальной политической властью. Но сохранившиеся записи не подтверждают такую ​​​​практику.

Образы в Dynasty 13 представляют собой переходы между идеализирующими и гуманизирующими тенденциями искусства Dynasty 12, часто сочетая их. Великолепные статуи королей все же создавались, несмотря на то, что большинство королевских гробниц, кажется, остались незавершенными, а храмовые пристройки были ограничены. Многочисленные статуи и стелы некоролевской элиты часто столь же прекрасны, как и статуи раннего Среднего царства.

Во времена Среднего царства монументальность достигла большего баланса между архитектурой и скульптурой. Хотя были построены большие храмы, комплексы пирамид и надстройки гробниц, ни одно из этих зданий не имело такой же массивности, как их аналоги из Старого или Нового Царства. В то же время получили распространение крупномасштабные и монументальные скульптуры, в основном, но не исключительно, изображающие фараона (Л. 2011. 42). Монументальность была приемом, который использовали короли Среднего царства, чтобы подчеркнуть свое господство над всей страной.

Противопоставлением монументальности в искусстве Среднего царства является склонность к тонким, интимным деталям (26.7.1275a–j). В некоторых случаях художники Среднего царства уделяли особое внимание и трудолюбие частям предметов, которые было нелегко увидеть. Например, украшения Среднего царства не только были покрыты невероятно мелкими вставками, но и спинка лучших украшений была украшена искусной чеканкой, видимой только женщинам, которые их носили (16.1.3а, б).

Метрополитен-музей долгое время был в авангарде раскопок и изучения искусства и археологии Среднего царства. Между 1906 и 1934 г. проводились раскопки в храме Небхепетре Ментухотепа II в Дейр-эль-Бахари; могилы чиновников на Западном берегу в Фивах; комплексы пирамид Аменемхета I и Сенусерта I в Лиште; и мастабы чиновников, построенные в Лиште. За последние тридцать лет раскопки в Лиште и комплексе пирамид Сенусерта III в Дахшуре выявили свежую информацию об архитектурных формах, иконографии и художественном развитии Среднего царства. Коллекция Музея искусства Среднего царства является одной из самых важных за пределами Египта и включает в себя предметы, найденные во время более ранних раскопок, когда Египет разрешил разделить находки с раскопочными учреждениями.


Цитата

Оппенгейм, Адела. «Египет в Среднем царстве (ок. 2030–1650 гг. до н. э.)». В Хайльбрунн Хронология истории искусств . Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2000–. http://www.metmuseum.org/toah/hd/mking/hd_mking.htm (февраль 2019 г.)

Дополнительное чтение

Граецки, Вольфрам. Среднее царство Древнего Египта: история, археология и общество. Египтология Дакворта. Лондон: Джеральд Дакворт и Ко. Лтд., 2006.

Хейс, Уильям К. Египетский скипетр: фон для изучения египетских древностей . 2 тт. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 1953–59.

Оппенгейм, Адела, Доротея Арнольд, Дитер Арнольд и Кей Ямамото, ред. Трансформация Древнего Египта: Среднее Царство. Внеш. кот. Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2015. См. в MetPublications

.

Паркинсон, Р. Б. Поэзия и культура в Египте Среднего царства: темная сторона совершенства. Исследования по египтологии и древнему Ближнему Востоку. Лондон: Равноденствие, 2002.

.

Среднее царство Египет: период трансформации

11 й династия Рельеф Ментухотепа II и Хатхор , 2010-00 гг.

Среднее царство Египет — это период в истории, непосредственно следующий за Первым промежуточным периодом, периодом, в значительной степени характеризующимся политической раздробленностью. Он был основан с воссоединением Египта при 11-й династии около 2055 г. до н.э., и его культура породила некоторые из его величайших и самых известных произведений искусства и литературы. Египтологи до сих пор не пришли к единому мнению, какая династия ознаменовала официальный конец Среднего царства — 12-я, 13-я или 14-я. Однако, поскольку 13-я династия содержала много следов политики, торговых отношений и художественных стилей 12-й династии, она была включена сюда как последняя династия второго пикового периода древнеегипетской цивилизации.

 

Воссоединение во времена Среднего царства Египта 11-й династии
11 th Стела династии короля Интефа II Ваханха , 2108-2059 гг. до н.э., через Музей Метрополитен, Нью-Йорк

 

К концу Первого промежуточного периода две соперничающие династии, укоренившиеся в северных и южных регионах Египта, боролись за контроль над всей страной. Нижним (северным) Египтом правила 10-я династия из Гераклеополя, а фиванская королевская семья с первой половины 11-й династии контролировала Верхний Египет. Эта династия ведет свое происхождение от фиванского номарха Первого промежуточного периода, Интефа «Старшего» или «Великого», который первым поднял восстание против власти Гераклеополя. Ментухотеп I, его преемник, пошел по его стопам и завоевал прилегающие районы для Фив, укрепив могущество и престиж города. Интеф II известен тем, что предпринял некоторые из наиболее важных шагов к воссоединению, захватив Абидос, объединив все южные номы и заявив о божественном титуле 9.0034   , что переводится как «Царь Верхнего и Нижнего Египта».

 

11 й династия Статуя Ментухотепа II в Юбилейном облачении , 2051-00 г. до н.э., через Музей Метрополитен, Нью-Йорк

 

Ментухотеп II взошел на трон Фиванского Верхнего Египта в течение Первого промежуточного периода. Около 14 года своего правления он отправил свою армию, чтобы захватить Нижний Египет у Гераклеополя. После свержения этих правителей он укрепил свою власть над всем египетским государством, успешно воссоединив весь Египет незадолго до 39 года.своего правления и стал первым королем Поднебесной со столицей в Фивах. Его почитали как второе пришествие Менеса по отношению к первому царю Египта раннего династического периода, который первоначально объединил страну.

 

В течение оставшейся части своего правления в качестве царя объединенного Египта Ментухотеп возобновил походы на юг, чтобы вернуть утраченные нубийские территории и восстановить царский культ, который позволял поклоняться царю как божественному существу при его жизни. Он умер после 51-летнего правления, и корона перешла к его сыну Ментухотепу III. Он продолжил дело своих предшественников по объединению Египта, а также построил форты для защиты от врагов с востока и отправлял торговые экспедиции в легендарную землю Пунт.

Получайте последние статьи на свой почтовый ящик

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей

 

19 й династия Абидос Список царей без картуша Ментухотепа IV в Абидосе, через Египетский музей

 

Правление

Ментухотепа IV, тем не менее, является своего рода загадкой. Последний король 11-й династии, он известен только по нескольким надписям и странным образом отсутствует как в Абидосском, так и в Туринском списках царей. Фактически, современные источники называют время, соответствующее его правлению, «семью пустыми годами». Одна из существующих теорий состоит в том, что его визирь Аменемхет на самом деле был Аменемхетом I, первым королем 12-й династии, и он сверг (и, возможно, убил) Ментухотепа IV, чтобы получить контроль над монархией. Однако вполне вероятно, что он достаточно успешно продолжал политику своих предшественников, поскольку страна процветала, когда Аменемхет вступил на престол

 

Влияние первого промежуточного периода
11 th династия Раскрашенные деревянные фигурки мужчины (слева) и служанки (справа), через Британский музей, Лондон

3 90

Управление Египтом Среднего Царства в целом было попыткой подражать Старому Царству. Хотя литература описывает Первый промежуточный период как время хаоса, чтобы оправдать повторное введение централизованной власти в Среднем царстве, реальность была гораздо более сложной — политическая и социальная структура периода постоянно менялась. Первый промежуточный период принес египетским номам независимое богатство, которого никогда не существовало в высокоцентрализованном правительстве Древнего царства, и эти изменения остались после установления Египта Среднего царства. В то время как король снова считался верховным главой государства, его подчиненные чиновники сохранили часть своей прежней власти, что помогло облегчить переход Среднего царства в его «классическую эру».

 

Эти изменения наиболее отчетливо видны в художественном и литературном стилях 12-й династии. Влияние многих различных номов можно увидеть в архитектуре, литературе, иероглифических надписях, картинах и гробницах поздней 11-й династии, а также всей 12-й династии. Это ясно указывает на то, что региональное художественное выражение было более распространенным и динамичным в то время. Работы, заказанные королевским двором Старого царства, были неизменными и однородными по внешнему виду и стилю, в то время как работы Среднего царства были гораздо более разнообразными. Ни одна из этих модификаций не могла бы произойти без Первого промежуточного периода.

 

Ранняя 12-я династия
12 th Раскрашенная деревянная фигурка хранителя династии , 1919-1885 гг. до н.э., через Музей Метрополитен, Нью-Йорк

 

Семья Аменемхета будет править государством почти 200 лет, приведя Египет Среднего царства к новым высотам в военной стратегии, торговых экспедициях и произведениях искусства. Он подкрепил свои претензии на трон такими произведениями, как Пророчество Неферти , литературное произведение, действие которого происходит во времена 4-й династии, предсказавшее восхождение Аменемхета на престол для восстановления единства и порядка в стране. Он перенес новую столицу Египта в Иджтави, что переводится как «тот, кто захватывает две земли». Его местонахождение пока не установлено, но предполагается, что оно где-то недалеко от Мемфиса.

 

На 20-м году своего правления Аменемхет I назначил своего сына Сенусрета I своим соправителем — практика, обычно применяемая в основном в Поднебесной для обеспечения беспрепятственной преемственности. К сожалению, Аменемхет стал жертвой заговора с целью убийства дворца, и Сенусерту пришлось прервать свою ливийскую кампанию и спешить обратно в Иджтави, чтобы предотвратить тотальный правительственный переворот. Во время своего правления Сенусерт лишил духовенство части власти, построив культовые центры по всей стране, и провел кампанию вглубь Нубии, захватив большую часть ее территории для египетского государства. Следующие несколько наследников престола продолжили тенденцию к военным кампаниям, торговым экспедициям, домашнему строительству (например, строительству пирамид) и процветанию.

 

Высота Среднего царства Египет
12 th династия Сидящая статуя Сенусерта III , 1836-18 гг. до н.э., через Бруклинский музей

 

Сенусерт III наиболее известен как выдающийся король-воин. Он возглавил множество кампаний в Нубии, чтобы контролировать южную границу, и был известен административными реформами, которые по-прежнему передавали власть в руки централизованного правительства, а не региональных властей. В последние годы своей жизни он привлек своего сына Аменемхета III в качестве своего соправителя и возможного преемника. Во время правления Аменемхета III Египет переживал пик экономического процветания Среднего царства. Также было беспрецедентное использование ресурсов, таких как добыча полезных ископаемых на Синае, экспедиции в Вади-Хаммамат и укрепление обороны в Нубии. После 45-летнего правления он передал корону своему преемнику Аменемхету IV.

 

9-летнее правление Аменемхета IV плохо засвидетельствовано, но ясно, что власть престола начала ослабевать. Проблемы с преемственностью возникли, возможно, отчасти из-за сверхдолгого правления Аменемхета III. После Аменемхета IV пришла Собекнеферу, вторая женщина-правительница Египта после Мернейт. Ее правление также было коротким, и она умерла, не оставив наследников, поэтому 12-я династия внезапно подошла к концу, а вместе с ней и Золотой век Среднего царства Египта.

 

13-я династия: закат во второй промежуточный период
13 th Цилиндрическая печать династии с именем Гора Аменемхета VII , 1640-1550 гг. до н.э., через Музей Метрополитен, Нью-Йорк

 

13-я династия просуществовала ок. 1803 г. до н.э. — ок. 1649 г. до н.э. и стал свидетелем правления 50 царей примерно за 150 лет, хотя это ставится под сомнение, поскольку гиксосы, иностранцы вероятного левантийского происхождения, прочно утвердились в качестве северной египетской державы ок. 1720 г. до н.э. В отличие от предыдущих династий, королевская власть не передавалась однозначно от отца к сыну или даже внутри одной семьи, а скорее распределялась между элитными семьями. Хотя эта династия традиционно считается более слабой, чем ее предшественница, точно, когда она начала приходить в упадок, неясно из-за фрагментарности исторических записей.

 

Похоже, однако, что короли 13-й династии продолжили политику правителей 12-й династии и сохранили единство страны. В то время все еще строились погребальные комплексы, храмы и стелы, но того импульса, который определил Золотой век Египта Среднего царства, больше не было. Ни один из царей не обладал силой правителей 12-й династии. В Нижнем Египте начали возникать различные независимые политические образования, в том числе гиксосы, главные герои Второго промежуточного периода, и правительство в Иджтави не было достаточно сильным, чтобы подавить их.

 

Подобно переходу от Старого царства к Первому промежуточному периоду, переход от Среднего царства ко Второму промежуточному периоду часто характеризуется хаосом. Это не точно; 13-я династия не смогла сохранить контроль над страной, и ей на смену пришла более сильная власть. Хотя гиксосы были иностранцами, археологические данные свидетельствуют о том, что они проявляли уважение к религии и культуре Египта, доходя даже до объединения стилей искусства и принятия египетских королевских титулов.

 

Искусство и образы в Египте Среднего царства
12 th династия Колоссальная статуя Глава Сенусерта III , 1878-40 гг. до н.э., через Музей Метрополитен, Нью-Йорк

 

Во многом наше увлечение Египтом Среднего царства связано с драматическим сдвигом в искусстве, который произошел в классическую эпоху, особенно во время правления Сенусерта II, Сенусерта III и Аменемхета III. Оставленные археологические находки подчеркивают эти изменения в архитектуре, гробницах, погребальном инвентаре, украшениях, литературе и королевской скульптуре, которые должны отражать глубокие изменения в религиозных верованиях и практиках, роли короля как политического и духовного лидера и отношения между королем и его народом.

 

Например, художники стали лепить более реалистичные изображения королевских королей, тогда как до этого момента было принято изображать правителей вечно молодыми и сильными. На приведенном выше изображении Сенусерт изображен в виде пожилого короля с морщинами и дряблой кожей, что, вероятно, свидетельствует о новых идеях, связанных с королевской властью. В то же время появились новые типы королевских культовых комплексов, меньшего размера и иной формы, чем их аналоги Старого Царства. Довольно широкое распространение получило создание статуй и скульптур в натуральную величину, чтобы подчеркнуть господство царей над египетским государством. Образы из Dynasty 13 продолжали эту стилистическую тенденцию и менялись между идеализмом и реализмом, часто даже сочетая их.

 

12 й династия Апотропный жезл , 1878-1640, через Музей Метрополитен, Нью-Йорк

 

В отличие от монументальности некоторых форм королевского искусства, Египет Среднего царства также производил множество тонких и очень детализированных предметов. Художники уделяли особое внимание созданию изысканных рисунков на апотропных изделиях, таких как амулеты, украшения, волшебные жезлы и жезлы, а также в это время стали популярны фаянсовые фигурки животных-покровителей, о чем свидетельствует погребальный инвентарь, найденный в царских, элитных и некоторых нецарские гробницы.

 

Египетская литература также возникла в своем истинном виде в этот период, служащая для развлечения и интеллектуального любопытства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *