Иррационализм шопенгауэра: 8.2. Иррационализм а. Шопенгауэра и философия жизни ф. Ницше

8.2. Иррационализм а. Шопенгауэра и философия жизни ф. Ницше

Имена Артура Шопенгауэра, Фридриха Ницше и их последователей связаны с таким мощным и содержательным направлением иррационалистической философии, как «философия жизни». Эти выдающиеся философы показали, что и познание, и процесс добывания истины доступны далеко не всем и каждому, мир вовсе не является рациональной единой системой, а прогресс наук привел к ужасным для человечества последствиям. Еще в 1818 г. А. Шопенгауэр написал книгу «Мир как воля и представление», но особенно популярной она стала на рубеже ХIХ – ХХ столетий. На место разума должна быть, по Шопенгауэру, поставлена воля как «абсолютно свободное хотение», которое не имеет ни причины, ни оснований. Ф. Ницше также поместил в центр своей философии волю, но взятую в качестве воли к власти. Не отвергая в принципе науку, ее практическое значение для человеческой жизни, они отказывались видеть в последней адекватный способ познания окружающего мира и самого человека. Оказалось, что история в большей степени наполнена мифами и стереотипами, чем ра­зумом. И главное – люди не столько нуждаются в научной истине, сколько в устраивающих их жизненных мифах, «внутри» которых легче жить. Развитие науки и техники может не только облегчить жизнь общества, но при известных условиях способно вообще уничтожить самую жизнь.

Иррационалистическая философия немецкого мыслителя Артура Шопенгауэра (1788 – 1860) стала своеобразным переломным этапом в философии XIX в. В своей основной работе «Мир как воля и представление» (1819 г., второй том вышел в 1844 г.) философ выступает как продолжатель дела Канта. Мир, считает он, не основан на принципах разума. В мире вообще нет разума, а есть воля, которую надо понимать широко: не как качество человеческой души, а как «порыв», существующий в природе и обществе. Например, в мире животных есть стремление к сохранению жизни, в физическом мире есть притяжение, тяготение, магнетизм, в обществе существуют воля государств, рас, народов и отдельных людей, воля «разлита» в природе и обществе.

Но она слепа, не имеет разумной цели, иррациональна. Воля порождает все явления и процессы в мире, но сама она безосновна и беспричинна. Она выступает как бесцельная потребность выжить. На человеческом уровне воля выступает в виде страстей (аффектов): властолюбия, мстительности, половой любви и т.д. Если основа мира – воля – неразумна, то и мир, по сути дела, неразумен. История лишена смысла, в ней нет никакого разумного обоснования. Наука постоянно заходит в тупик, когда пытается обосновать мир по законам разума. Мир не стал лучше из-за развития науки и техники, которые становятся все большим злом.

Разум (представление) человека подчинен воле. Разум лишь возбуждает волю, порождает бесконечную череду желаний и потребностей. Человечество можно уподобить, по мнению Шопенгауэра, пассажиру экипажа, лошади которого понесли. Неудовлетворенность желаний – причина глубоких страданий и пессимизма, являющегося постоянным состоянием души. Путь к спасению один: необходимо остановить распаленную волю с помощью искусства, творчества или обуздать ее путем воздержания, проповедуемого буддизмом.

Руководящий принцип морали заключен в сострадании, которое в своем высшем проявлении тождественно «боли всего мира». Именно сострадание «умерщвляет волю» Я, ведет к «истинной безмятежности и совершенному отсутствию желаний». Таким образом, Шопенгауэр приходит к пессимистическим выводам о бессилии человека и безнадежности его попыток познать законы общества (поскольку у воли, «разлитой» в мире, нет законов). Он приходит к отрицанию морального прогресса и возможности построения счастливого и разумного государства. Эти идеи Шопенгауэра получили развитие в философии ХIХ – ХХ вв., особенно в экзистенциализме и философии жизни.

Космический пессимизм мыслителя не заслоняет его большой несомненной заслуги: Шопенгауэр открывает новый, неведомый ранее для науки и философии мир – мир бессознательного, став тем самым не столь уж отдаленным предшественником целой большой науки о бессознательном в психологии, психиатрии, философии и культурологии ХХ в. (З. Фрейд, К.Г. Юнг и др. ).

Фридрих Ницше (1844 – 1900) – один из самых блестящих и спорных мыслителей европейской философии. Он справедливо считал себя последователем Шопенгауэра, однако шопенгауэровская восточная этика самоотречения не гармонировала с его метафизикой всемогущества воли. У Ницше воля первична не только в плане метафизическом, но и в этическом. Он не изобрел никаких новых специальных теорий в онтологии и эпистемологии; наибольшее значение имеет прежде всего его этика, а также его острая историческая критика. Рано проявивший необычайную одаренность в поэзии и музыке, филолог по образованию, в двадцать пять лет Ницше получил место профессора филологии в университете Базеля.

Вагнеру посвящена первая книга Ницше – «Рождение трагедии из духа музыки» (1872), сразу же вызвавшая скандал. Эта работа знаменует начало его творчества как культуролога, говоря современным языком, и философа. Он взорвал господствовавшее в то время представление о сугубой рациональнос­ти культуры классической Греции. Ему удалось показать, что эта культура является синтезом двух начал: аполлонийского – разум, чувство мери, созерцательность ‑ и дионисийского – воля, безмерная страстность, действенность. Это миросозерцание и трагично, и оптимистично. С Сократа и его пос­ледователей Платона и Аристотеля, утверждавших господство разума над волей, начинается, по мнению Ницше, упадок греческой культуры.

Таким образом, немецкий философ начал проповедовать имморализм и возвращение к первозданной свободе, единение с природой посредством освобождения инстинктов из-под гнета морали и норм общественного порядка – идею Вечного Возвращения.

В книге «Человеческое, слишком человеческое» (1878) он показывает, как мало в человеке и его жизни подлинного величия и свободы, как сильно закрепостил он себя многочисленными представлениями и предрассудками, сложившимися в моральные установления, и как спокойны и беззубы его мысль, наука, выхолощено искусство. Все это только лишь «человеческое».

Всем этим «человеческим» связаны людские души, и для того, чтобы вновь появились (как когда-то существовавшие изначально) «свободные умы», душа должна испытать «великий разрыв» со всем этим «человеческим». Выпутываясь из тягчайшей антиномии – мораль или свобода, – Ницше предполагает, что традиционная мораль, извне предписывающая человеку целую систему запретов и декретов, могла опираться только на презумпцию несвободы. Выбор в пользу свободы диктуется взрывом внутренних сил человеческой души, изначально свободной и вечно стремящейся вернуться в лоно свободной воли. Мыслитель приходит к тому, что стать по-настоящему свободным умом – значит, прочувствовав и испытав все человеческое, подняться над ним и обратиться в сверхчеловека.

«Так говорил Заратустра» (1883 – 1885) – самая известная из книг Ф. Ницше. Образ Заратустры – это образ человека, идущего по пути становления сверхчеловека. Благая весть, которую несет Заратустра, – весть о том, что, невзирая на весь трагизм жизни, в ней есть смысл и надежда, что самоотречение от радостей жизни, от «танца жизни», так же недостойно человека, как недостойно закрывать глаза на страдания.

Человек имеет цель внутри себя – это жизнь. Идея абсолютной ценности человеческой жизни, по существу, явилась тем лозунгом, который объединяет все творчество Ницше. С этим лозунгом связан и ницшеанский идеал человека – Сверхчеловек. Этот идеал, по его замыслу, может быть реализован лишь при условии, если человечество возвратится к истокам своей истории, когда бал жизни будут править люди высшей расы – «хозяева», люди, представляющие собой совершенство прежде всего в биологическом отношении. Они не будут отягощены ни бытовыми, ни социальными, ни религиозными ограничениями и предрассудками и потому будут абсолютно свободны.

Биологически обусловленным, считает Ницше, является все, что в человеческом общежитии считается добром, что составляет для людей ценность, включая и ценность моральную. Соответственно, нет и быть не может объективно обусловленной морали. Каждый имеет такую мораль, которая в наибольшей мере соответствует требованиям его жизни: мораль одного оправдывает все, к чему он стремится; мораль другого делает его умиротворенным; мораль третьего призывает к мщению врагам и т.

д. Люди даже могут не осознавать, каков на самом деле источник их моральных убеждений и представлений, но это не меняет дела.

Наиболее существенное различие между людьми, по мнению Ницше, состоит в том, что некоторые из них от природы слабы, другие сильны. Соответственно различается и их мораль. Сильные ценят личное достоинство, решительность, настойчивость, самоуверенность, несгибаемую волю и неистощимую энергию в достижении поставленной цели. Слабые ценят то, что в большей мере выражается в их слабости – сострадательность, мягкосердечие, альтруизм, рассудительность и т.п.

Своей главной заслугой Ницше считает то, что он предпринял и осуществил переоценку всех ценностей: все то, что обычно признается ценным, на самом деле не имеет ничего общего с подлинной ценностью. Нужно все поставить на свои места: на место ценностей мнимых поставить истинные ценности. В этой переоценке ценностей, по существу своему составляющей собственно философию Ницше, он стремится встать «по ту сторону добра и зла». Обычная мораль, сколько бы ни была она развитой и сложной, всегда заключена в рамки, противоположные стороны которой составляют представление о добре и зле. Их пределами исчерпываются все формы существующих моральных отношений. Мораль, ограниченная этими рамками, есть ложь. Подлинный человек должен строить всю свою жизнь в пространстве, границы которого пролегают не там, где находится добро и зло господствующей морали. Именно в этом смысле философ называет себя имморалистом.

Разрушение традиционных ценностей обернулось саморазрушением. Долгие годы учение Ницше было связано с фашизмом. Образ сверхчеловека исказился до неузнаваемости и приобрел черты «белокурой бестии», не щадящей ничего и никого, безжалостно разрушающей мир и его ценности. Но ведь не в этом суть сверхчеловека Ницше. Его сверхчеловек безжалостен прежде всего и более всего к себе, он сомневается и подвергает пересмотру имеющиеся у него ценности и установления, лишающие его внутренней духовной свободы и радости творческой жизни. «В человеке тварь и творец соединены воедино». Нужно помнить, что философия Фридриха Ницше – это уникальный и всей жизнью осуществленный эксперимент по разрушению внутри себя «твари» и взращиванию «творца», прозванного «сверхчеловеком». Он верил в возможности человека – единственного творца и самого себя, и своей истории. Учение Ницше противоречиво, потому и не может быть оценено как только негативное или только позитивное. Он заставляет думать, сравнивать, размышлять.

иррационализм в философии жизни кратко

 

Фотограф Andrea Effulge

Артур Шопенгауэр даже в среде известных и значимых философов персона неоднозначная и выделяющаяся, разумеется, выделяющаяся своими взглядами. Мыслитель опередил философские настроения своего времени более чем на век вперёд, этим в многом объясняется его ограниченная известность. До старости, даже создав свои основные труды и сформулировав свои философские взгляды, Шопенгауэр оставался весьма ограниченно известен лишь в определённых кругах, но заслуженное признание он всё-таки получил, а вернее, его труды на поприще науки.

В этой статье я постараюсь изложить философию Артура Шопенгауэра кратко, несмотря на широту его взглядов и творческую плодовитость. Лично для меня этот философ близок не столько его концептуальными взглядами, сколько персональным мировосприятием, стилем жизни и бытия, но это личные детали. Труды этого мыслителя оказали влияние на многих выдающихся философов, а Ф.В.Ницше называл его вождём трагического недовольства и выказывал солидарность с взглядами Шопенгауэра.

Философия Артура Шопенгауэра, прозванная философией пессимизма, в многом сходилась в незримом диспуте с господствующей в его время классической философией, в которой утверждались неудержимый и неограниченный прогресс, подкрепляемый успехами в науке и технике. В то же время философия мизантропа Шопенгауэра критиковала жизнелюбие и утверждала ироничность борьбы за существование с неизбежным поражением в виде смерти. То есть, иррационализм в философии Шопенгауэра выступал с критикой германской классической философии и её объективного идеализма. Плодами этой интеллектуальной борьбы стало утверждение в иррационалистической философии Шопенгауэра трёх постулатов в понимании мира:

  • Сталкивание мистической интуиции познания и классической теории познания. Шопенгауэр утверждал, что только искусство, где творец лишён воли, способно быть настоящим зеркалом, истинно отражающим действительность, то есть, мудрость не продукт некоей образованности, полученной абстрактным изучением и думанием, а достижение конкретного мышления;
  • Опровержение теорий прогресса и утверждений, что мир рационально и стройно сконструирован, а его движение в всех смыслах есть воплощение этого разумного замысла. Философия Артура Шопенгауэра с истинно мизантропической точки зрения подвергала критике рациональность устройства мира, а тем более специальное и изначально вольготное место, отведённое в этом мире человеку. Мыслитель полагал существование человека прежде всего как мучение;
  • На основании предыдущих двух постулатов логичным выглядит рассмотрение иррационалистической философией Шопенгауэра экзистенции как критерия и методологии в миропонимании.


Проблема человека в взглядах мыслителя заключается в том, что человек не какой-то абстрактный объект познания, а включённое в мир существо, существо страдающее, борющееся, телесное и объективное. А также от этих всех объективных факторов весьма зависящее.

Другое проявление иррационализма в философии Шопенгауэра состояло в рассмотрении мудрости, где она представлялась как интуитивное познание, свободное от власти воли; отказ от волевого акта в познании и давал необходимую безвольную интуицию, необходимую для исследования мира. Такая безвольная интуиция могла лучше всего воплощаться в искусстве: лишь достигший гениальности в искусстве разум, являющийся воплощением безвольного созерцания, может быть истинным зеркалом вселенной.

Несмотря на критику германской классической философии, Шопенгауэр высоко ценил сам рационализм и Канта в частности, в его кабинете стоял бюст германского мыслителя, а так же статуэтка Будды, так как философию буддизма Артур Шопенгауэр находил очень достойной. Мотивы и согласованность с азиатской философией в общем, и с философией буддизма ярко прослеживаются в самой философии Шопенгауэра: достижение безвольного состояния и отказ от индивидуальности схоже с стремлением к нирвана, аскетизм как путь к достижению смысла существования и преодолению воли напоминает взгляды даосизма и многое другое.

Философия Шопенгауэра если кратко скорее является этической и эстетической нежели, например, метафизической; она рассматривает многое, в том числе познание мира, с позиций морально-нравственных и эстетических взглядов, заявляет иррационализм, рассуждает о повседневной жизни и бытии конкретного индивида, его нравственности и так далее. Не смотря на всё это философия Шопенгауэра прозвана пессимистической не спроста, ведь существование обычного человека он рассматривал как переход от скуки и праздности к страданию, и удержанию в этих состояниях волей выступающей как вредитель.

У читателя после всего сказанного выше может вызвать шок заявление о том, что на самом деле, в своей пусть и иррационалистической сути, философия Шопенгауэра — «философия жизни». Да, это так, взгляды Артура Шопенгауэра, несмотря на весь сквозящий из них пессимизм, являются философией жизни; поясню. Дело в том, что к взглядам этого мыслителя применима поговорка: «Имея — не ценим, потеряв — скорбим». Шопенгауэр утверждает, что каждый, абсолютно каждый человек, имея три величайшие ценности, их не бережёт, пока не потеряет; эти ценности: свобода, молодость и здоровье. Причём в ценность «молодость» вкладывал понятие инициативы, побуждений, устремлений и всего, что неизбежно ассоциируется с этим понятием — «молодость». Философ в своих трудах призывал каждого совсем иначе взглянуть на своё существование, преодолеть иллюзии и научиться ценить данные с рождения эти три великие блага: свободу, молодость и здоровье. И тогда каждый момент бытия заиграет новыми красками, станет прекрасен и самоценен в самом себе без участия чего угодно очевидно в этом лишнего. Именно поэтому, несмотря на пессимистические настроения, взгляды Шопенгауэра — это философия жизни. А, поняв ценность каждого момента и преодолев иллюзии, каждый человек сможет приступить к достижению гения в искусстве и достигнуть истинного отражения Вселенной.

Надеюсь, прочитав эту статью ты, читатель, понял многое как и о этом пусть и не самом известном философе, но без сомнения заслуживающем внимания, а также о том, что мизантроп с пессимистическими взглядами может быть апологетом философии жизни, как это было с Артуром Шопенгауэром. Безусловно, кратко философию Шопенгауэра, как и любого выдающегося мыслителя, изложить в деталях невозможно, поэтому предлагаю тебе ознакомится с его основными трудами: «Мир как воля и представление», «О четверояком корне закона достаточного основания», «О свободе человеческой воли», «Афоризмы житейской мудрости», «Об обосновании морали», «Парерга и паралипомена (приложения и дополнения)».

(с) Algimantas Sargelas

Другие статьи по философии

Иррационализм | философия | Британика

Артур Шопенгауэр

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Эдуард фон Хартманн
Похожие темы:
рационализм философия Дионисийский

Просмотреть весь связанный контент →

иррационализм , философское движение 19-го и начала 20-го века, которое претендовало на обогащение понимания человеческой жизни, расширяя ее за пределы рационального до более полных измерений. Укорененный либо в метафизике, либо в осознании уникальности человеческого опыта, иррационализм подчеркивал аспекты инстинкта, чувства и воли, противоречащие разуму.

Иррационалисты существовали и до 19 века. В древнегреческой культуре, которую обычно оценивают как рационалистическую, дионисийское (т. е. инстинктивное) течение можно усмотреть в произведениях поэта Пиндара, драматургов и даже таких философов, как Пифагор и Эмпедокл, и Платона. В философии раннего Нового времени — даже во времена господства картезианского рационализма — Блез Паскаль обратился от разума к августинской вере, убежденный, что «у сердца есть свои доводы», неизвестные разуму как таковому.

Еще из «Британники»

Западная философия: XIX век

Основная волна иррационализма, как и литературного романтизма — сама форма иррационализма — последовала за эпохой разума и была реакцией на нее. Иррационализм нашел в жизни духа и в истории человечества многое, с чем нельзя было справиться рациональными методами науки. Под влиянием Чарльза Дарвина, а затем Зигмунда Фрейда иррационализм начал исследовать биологические и подсознательные корни опыта. Прагматизм, экзистенциализм и витализм (или «философия жизни») возникли как выражения этого расширенного взгляда на человеческую жизнь и мышление.

Для Артура Шопенгауэра, типичного иррационалиста XIX века, волюнтаризм выражал сущность реальности — слепую, бесцельную волю, пронизывающую все сущее. Таким образом, если разум является продуктом немого биологического процесса, естественно заключить, как это сделали прагматики, что он развился как инструмент для практического приспособления, а не как орган для рационального проникновения в метафизику. Таким образом, Чарльз Сандерс Пирс и Уильям Джеймс утверждали, что идеи следует оценивать не с точки зрения логики, а с точки зрения их практических результатов при проверке действием.

Иррационализм также выражается в историцизме и релятивизме Вильгельма Дильтея, который видел, что все знания обусловлены частной исторической перспективой и, таким образом, подчеркивал важность Geisteswissenschaften (гуманитарных наук). Иоганн Георг Хаманн, отвергнув предположения, искал истину в чувствах, вере и опыте, сделав личные убеждения своим высшим критерием. Фридрих Генрих Якоби превозносил уверенность и ясность веры в ущерб интеллектуальным знаниям и ощущениям.

Фридрих Шеллинг и Анри Бергсон, озабоченные уникальностью человеческого опыта, обратились к интуиционизму, который «видит вещи, невидимые науке». Сам разум не был отвергнут; он просто утратил свою руководящую роль, поскольку личные инсайты не поддаются проверке. В своем аспекте витализма философия Бергсона — так же, как и философия Фридриха Ницше — была иррационалистической, утверждая, что инстинктивное или дионисийское побуждение лежит в основе существования. Ницше рассматривал моральные кодексы как мифы, ложь и мошенничество, созданные для маскировки сил, действующих под поверхностью, чтобы влиять на мысли и поведение. Для него Бог мертв, и люди вольны формулировать новые ценности. Людвиг Клагес расширил жизненную философию в Германии, настаивая на том, что иррациональные источники человеческой жизни являются «естественными», и им следует следовать в преднамеренной попытке искоренить случайную причину; а Освальд Шпенглер распространил его на историю, которую он интуитивно рассматривал как иррациональный процесс органического роста и распада.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

В экзистенциализме Сёрен Кьеркегор, Жан-Поль Сартр и Альбер Камю отчаялись найти смысл в бессвязном мире; и каждый выбрал свою собственную альтернативу разуму — прыжок веры, радикальную свободу и героический бунт соответственно.

В общем, иррационализм подразумевает либо (в онтологии), что мир лишен рациональной структуры, смысла и цели; или (в эпистемологии) что разум изначально ущербен и неспособен познать вселенную без искажений; или (в этике) что обращение к объективным стандартам бесполезно; или (в антропологии) что в самой человеческой природе господствующие измерения иррациональны.

Эта статья была недавно пересмотрена и обновлена ​​Брайаном Дуиньяном.

Иррационализм — Энциклопедия Нового Света

Иррационализм относится к любому движению мысли, которое подчеркивает нерациональный или иррациональный элемент реальности сверх рационального. Иррационализм — это больше, чем школа мысли, многогранная реакция на господство рационализма. Таким образом, он играл значительную роль в западной культуре в конце девятнадцатого и в начале двадцатого века. Иррационализм не должен противопоставляться разуму. Оно может заключаться в простом осознании того, что рациональному аспекту вещей придается чрезмерное значение и что это необходимо компенсировать акцентом на интуицию, чувства, эмоции и подсознание. Но может принимать и более крайнюю форму. Таково мнение, что разумное есть нечто противоположное жизни и совершенно отрицательное. Хотя немногие считали, что разум вообще не играет никакой роли в психической жизни человека, некоторые иррационалисты таким образом свели его к второстепенной функции, которая просто представляет собой поверхность вещей и препятствует развитию того, что действительно важно.

Содержание

  • 1 Истоки иррационализма
    • 1.1 Пределы рационализма
    • 1.2 Религиозный вопрос
  • 2 Исторический обзор
    • 2. 1 Древнегреческая философия
    • 2.2 Средневековый мистицизм
    • 2.3 Современная философия
    • 2.4 Историческая кульминация иррационализма
    • 2.5 ХХ век
  • 3 Иррационализм в искусстве
  • 4 Оценка иррационализма
    • 4.1 Иррациональное против нерационального
    • 4.2 Вопрос мировоззрения
  • 5 Каталожные номера
  • 6 Внешние ссылки
    • 6.1 Общие источники философии
  • 7 кредитов

Истоки иррационализма

Существует как минимум два основных источника иррационализма.

Пределы рационализма

Во-первых, даже самый последовательный рационалистический подход к миру в конце концов приведет к некоторым конечным понятиям, которые уже нельзя схватить или выразить с помощью рационального языка (вопросы истины, добра, красоты и скоро). Это ясно проявляется в древнегреческой философии. В эпоху Просвещения восемнадцатого века часто сохранялось несколько поверхностное доверие к разуму, и таким образом избегали вопроса о последних. И все же Вольтер, типичный представитель «Люмьеров», весьма скептически относился к естественному свету человеческого разума и способности находить окончательные ответы. Позитивизм девятнадцатого века, наконец, появился как кульминация человеческого доверия к разуму, основанному на научных достижениях. Однако позитивистская вера в то, что научный разум сделает все другие подходы устаревшими, вскоре была в значительной степени отвергнута как наивная иллюзия. Таким образом, иррационализм постоянно бросал вызов вере в то, что аналитическое или дедуктивное мышление является альфой и омегой умственной деятельности человека. Это хорошо резюмируется высказыванием Антуана де Сент-Экзюпери 9.0109 Маленький принц: «Существенное остается скрытым от глаз».

Религиозный вопрос

Второй вызов главенству разума исходит от религии. Все мировые религиозные традиции, основанные как на непосредственном опыте, так и на откровении, остро осознают, что человеческое затруднительное положение противоречит самому идеалу совершенства и счастья. В христианской мысли существует двойственное понятие Божьего суда и Его благодати, позиция, лучше всего выраженная апостолом Павлом и возрожденная наиболее известными реформаторами Мартином Лютером и Жаном Кальвином. Само понятие греха в мире, созданном всемогущим и добрым Богом, кажется противоречивым. Этот диссонанс привел к таким парадоксальным формулировкам, как библейские «кто хочет жить, тот умрет, а кто хочет умереть, будет жить» и «первый будет последним».

Таким образом, в религиозном контексте иррационализм приобретает характер парадокса и тайны. Человеческий разум без посторонней помощи не может полностью понять значение человеческого состояния. Следует признать, что два основных факта (Бог и зло) сосуществуют таким образом, что это не может быть рационально объяснено. Только вера или духовная интуиция могут каким-то образом постичь то, что бессмысленно только для разума. Эта позиция сохраняет сильное присутствие даже там, где изобилуют попытки предложить рациональные объяснения.

В различных контекстах другие мировые религии подошли к одному и тому же основному вопросу и предложили ответ, который неизменно сводился к отказу от рационализма. В религиозном мире Дальнего Востока (особенно в Индии и Китае) ответ часто искали в высшей мудрости, включающей духовное восприятие и позволяющей верующему увидеть, как кажущиеся противоречивыми понятия могут гармонировать на более высоком плане. Существует также общая настойчивость в необходимости найти правильное отношение к повседневной жизни и ее важнейшим вопросам. Наконец, в дзен-буддизме в качестве ответа рассматривается просветление через непосредственный опыт, благодаря которому человек вырывается из своего привычного состояния. Таким образом, реакция религии на ограничения разума, как правило, имеет сильный эмоциональный, основанный на опыте и добровольный компонент.

Исторический обзор

В истории западной философии преобладало представление о том, что разум и интеллект определяют ценность мысли, кульминацией которого стали рационализм восемнадцатого века, позитивизм девятнадцатого века и логический позитивизм двадцатого века. Таким образом, иррационализм в основном был вторичной реакцией, защищаемой несколькими второстепенными фигурами, элементом, внедренным в мышление в остальном рациональных мыслителей, или основным и в значительной степени скрытым элементом. Однако при ближайшем рассмотрении обнаруживается важность нерациональных вопросов и эмоционального фактора, особенно в таких областях, как этика, эстетика, образование, аксиология и даже в таком оплоте рационализма, как эпистемология. Иррационализм впервые стал главной силой в западной культуре в девятнадцатом веке. Его влияние вышло далеко за пределы философии и научных кругов и ощущалось во всем обществе, включая политическую сферу, от периода романтизма до Второй мировой войны и далее.

Древнегреческая философия

Древнегреческая философия общепризнанно считается образцом рационального мышления. Его гиганты, Платон и Аристотель, рассматривали рациональный разум как сущность человеческой идентичности. Для Платона, в частности, царство эмоций, связанных с физическим существованием, представляло собой низшее соответствие вечной красоте и совершенству нематериальных, разумных душ. Но на самом деле его философия достигает кульминации в сильно мистической форме идеализма. Бессмертие души, вечная истина и в особенности красота вводятся как результат более высокого понимания, а не дедуктивного или аналитического мышления. Такая тенденция продолжилась в неоплатонизме.

Платон и его наставник Сократ также связаны с мистическими религиями древней Греции, которые часто упоминаются в мифической форме в диалогах Платона. Элевсинские мистерии и Дельфийская сивилла — два примера того, что Ницше позже назовет дионисийским элементом изобилия и духовного опьянения в греческой культуре — элементом, который будет сочетаться с пластическим и формальным элементом света, аполлоническим элементом, для создания шедевров. греческой культуры.

В более ранней греческой философии этот элемент уже можно было найти в трудах Эмпедокла и Пифагора. Он оказал большое влияние на греческую трагедию и поэзию. Загадочные афоризмы Гераклита, другого философа-досократика, также резко контрастируют с плавным течением рационального дискурса, хотя его диалектика прямо не защищает иррационализм.

Наконец, представление о судьбе судьбы, произвольно избранной богами Олимпа, представляет собой одобрение иррационализма: вещи не имеют смысла. Их просто нужно принять.

Средневековый мистицизм

В средневековой мысли иррационализм проявляется в форме мистицизма и волюнтаризма. Даже Фома Аквинский, вероятно, наиболее рационально ориентированный из богословов Средневековья, к концу своей жизни пережил мистический опыт, когда ему показалось, что все, что он написал, было подобно «соломе». Мистически ориентированные писатели, такие как Мейстер Экхарт и Якоб Бёме, считали познание Бога ограниченным негативной теологией. Для via negativa, единственными позитивными утверждениями, которые можно было сделать о Боге, были те, которые отрицали возможную ограниченность его Бытия (Бог не конечен и т. д.). Вся история средневековой мысли — христианской, но также иудейской и мусульманской — сводилась к определению границ рационального философского подхода в его противостоянии с верой, подхода, превосходящего человеческий разум.

Современная философия

Среди великих метафизиков семнадцатого века, таких как (Декарт, Лейбниц), французский католический мыслитель Блез Паскаль представляет собой выдающееся исключение. Высокоинтеллектуально одаренный математик явился одним из первых предшественников христианского экзистенциализма и, как известно, заявил, что «у сердца есть свои причины, неизвестные разуму». Паскаль также провел не менее известное различие между Богом Авраама, Исаака и Иакова и «Богом философов», то есть пониманием через откровение и пониманием через разум.

Позиция Паскаля каким-то образом является продолжением августинской традиции, защищаемой Дунсом Скотом, с ее волюнатиристским упором на волю к вере, а не на рациональное убеждение.

Историческая кульминация иррационализма

Настоящий прорыв иррационализма произошел с ответной реакцией на рационализм Просвещения и последующей волной позитивизма. В конце восемнадцатого века Иммануил Кант пришел к выводу, что разум не может дать достоверного и окончательного знания о реальности, особенно о Боге и трансцендентном. При этом он хотел освободить место для веры, которую он также рассматривал как форму разума.

Вопрос о том, что считать разумом, а что нет, станет важным. Для многих все, что не связано с научным знанием эмпирически известной вселенной, не может считаться разумом. Для других, особенно в эпоху романтизма, врожденная способность разума распознавать реальность Предельного представляет собой высшую вершину разума. На этом этапе наблюдается сходство между рационализмом и иррационализмом, в основном с разницей в терминологии. Фридрих Генрих Якоби, Якоб Фридрих Фрис и Иоганн Георг Хаманн являются известными представителями того периода.

Немецкие идеалисты — еще один пример мыслительных систем, разработанных с большим упором на рациональное мышление, но достигающих кульминации зачастую в высшей степени иррациональными спекуляциями. Это относится и к Гегелю, и к его панлогизму, и тем более к Шеллингу, особенно в его поздней, мистической фазе.

У Артура Шопенгауэра иррационализм полностью принимает форму волюнтаризма. Слепая воля представлена ​​как основа существования, а мир рациональных представлений лишь образует обманчивую поверхность вещей (подобно индийскому мышлению). Фридрих Ницше столь же скептически относился к рациональной традиции Запада и его поверхностным этическим кодексам, подчеркивая такие понятия, как воля к власти и игривость ребенка. В христианской традиции Сёрен Кьеркегор резко критиковал рациональные построения Гегеля и предлагал в качестве альтернативы прыжок веры экзистенциалистского подхода. Его общая ориентация, обычно без христианского подтекста, сохранялась в мышлении экзистенциалистов двадцатого века, таких как Жан-Поль Сартр. Для Анри Бергсона, чей интуитивизм основывался на понятии élan vital (жизненный толчок), рациональное мышление было в равной степени плохо приспособлено для постижения сути вещей. Наконец, даже такая сильно интеллектуальная философия, как феноменология Эдмунда Гуссерля, основывается на интуиции как элементе, предшествующем рациональному анализу в восприятии реальности.

Приведенный выше список имен, к которому можно было бы добавить множество других, иллюстрирует то, что имел в виду Пауль Тиллих, когда говорил о сильном иррациональном скрытом течении западной мысли. Философский иррационализм распространился на многие другие области культуры, включая историю (Вильгельм Дильтей, Освальд Шпенглер) и, что наиболее известно, психоанализ (Зигмунд Фрейд, Карл-Густав Юнг). Смысл последнего заключается в том, что иррациональные, бессознательные силы действительно формируют человеческую жизнь. Уильям Джеймс поддержал бы другую форму иррационального акцента в объяснении работы разума: прагматизм, который утверждает, что позиции по существу оправданы, когда они работают.

Двадцатый век

Столкновение между рационализмом и иррационализмом будет продолжаться на протяжении всего двадцатого века, причем рационализм подкрепляется ошеломляющим развитием науки, а иррационализм подкрепляется очевидной бессмысленностью многих мировых событий. Возможной точкой схождения было признание современной наукой неадекватности традиционного механистического мировоззрения и ее пропаганда гораздо большей изощренности в попытках уловить нюансы ее ключевых понятий. Это привело многих к отказу от научного редукционизма и его отрицания непостижимого царства духа. В философском мире постмодернизм стал свидетелем полного отказа от всех до сих пор принятых определенностей.

Таким образом, существует парадокс современного мира, в котором человечество сильнее, чем когда-либо, схватывает природные явления и контролирует их, но в то же время в онтологии и эпистемологии все чаще ставится под сомнение рациональная природа этого мира ( Жак Деррида и деконструктивизм, аналитическая философия), а также в этике (Ницше и совсем недавно Мишель Фуко и их отказ от принятия заданных норм).

Иррационализм в искусстве

Часть иррационалистического движения включала заявления о том, что наука уступает интуиции. В этой иерархии искусству отводилось особенно высокое место, так как оно считалось воротами к кантовской непознаваемой вещи в себе. Некоторыми из последователей этой идеи были Фридрих Ницше, Федор Достоевский, Анри Бергсон и Жорж Сорель.

По самой своей природе искусство обращается к интуиции и чувствам, а не к разуму и логике, хотя достижения в искусстве всегда требуют овладения рациональными элементами. В древности и в классический период современной эпохи нерациональным элементом, составляющим субстанцию ​​художественного произведения, обычно было то, что можно было бы назвать надрациональным элементом — достижение посредством систематических приемов и вдохновения выразительной гармонии между конститутивными элементами. элементы. Полученное в результате формальное совершенство можно найти от храмов древней Греции до музыки Моцарта и картин двадцатого века Пита Мондриана.

С другой стороны, в девятнадцатом веке, на основе развития романтизма, было сильное движение акцента на сторонах жизни, которые были чужды разуму, по крайней мере, в узком смысле. Особое внимание уделялось эмоциям, интуиции и чувствам. Постепенно было открыто измерение подсознания. В результате произошел сдвиг от формального баланса к более свободной форме искусства. В музыке кульминацией этой тенденции стали такие композиторы, как Рихард Вагнер в Германии, Гектор Берлиоз во Франции и многие их последователи в Европе двадцатого века. В живописи и других искусствах многочисленные школы того же периода делали акцент на нерациональном элементе (символизм, эстетизм, сюрреализм) и даже на воспринимаемой абсурдности жизни (дадаизм).

Это направление в искусстве и культурной жизни в целом развивалось рука об руку с философской ориентацией, разделявшей сходные взгляды. Этому развитию способствовали трагедии мирового масштаба, которые оставили шрамы в человеческом сознании в двадцатом веке. Осмысленное и рационально последовательное мировоззрение стало для многих немыслимым, и эта перспектива нашла отражение во всех сферах человеческой деятельности.

Оценка иррационализма

Таким образом, ясно, что многое из того, что выдается за иррационализм, на самом деле не ставит под сомнение обоснованность разума, а скорее открывает возможности других областей исследования, которые ранее игнорировались рационалистической традицией. Это сопровождается бунтом против рационализации реальности, которая воспринимается как абсурд, или этических правил, которые воспринимаются как оскорбительные в их претензиях на рациональность.

Иррациональное против нерационального

Разницу между нерациональным и иррациональным определить не так просто, как может показаться. Немецкие авторы, такие как философ религии Рудольф Отто, часто используют эквивалент английского «иррациональный», но переводчики их произведений предпочитают использовать «нерациональный», чтобы не создавать впечатление антирационального уклона. Действительно, в таком контексте, как у Отто, иррациональное предназначено для передачи значения чего-то, что ускользает от понимания разума, глубинного измерения человеческой психики, которое не может быть надлежащим образом выражено рациональным языком. Это не означает, что автор полностью отказывается от рационального дискурса. В случае с Отто все наоборот. Этот автор настоятельно подчеркивает необходимость того, чтобы академический дискурс шел в соответствии со строгими рациональными правилами и избегал излишеств романтического энтузиазма. Отто просто хочет показать, что разум не одинок и что после того, как он заговорил, остается нечто такое, что может быть постигнуто только интуитивно и выражено в символах.

Точно так же современная социология религии понимает мифы как подлинный и незаменимый компонент человеческого дискурса, который может выражать определенные реальности лучше, чем прямая научная болтовня, и даже достигать того, чего эта речь не может достичь. В этих обстоятельствах мифу не придается негативной коннотации.

Вопрос мировоззрения

В конце концов, понимание иррационализма в смысле нерационального или иррационального является вопросом мировоззрения. Для тех, кто считает, что вселенная и, если это применимо, Высшее Существо образуют непротиворечивое целое, в котором интеллект, эмоции и будут гармонично сосуществовать как различные аспекты этой реальности, в качестве различных аспектов этой реальности следует выбрать нерациональное. правильное выражение. С этой точки зрения иррациональное должно быть зарезервировано для случаев мнений или поведения, которые не соответствуют общепринятым правилам разума, а не для описания того, что выходит за рамки разума.

Немногие будут отстаивать сильную версию противоположной позиции, согласно которой в основе всего лежит противоречие. Такая позиция сделала бы невозможным любой дискурс, в том числе и тех, кто придерживается этой позиции. Но разные мыслители подчеркивали парадоксальность реальности. С такой точки зрения реальность может не быть полностью противоречивой, но она представляет существенные черты, которые всегда будут находиться в парадоксальном положении друг по отношению к другу. Таково вообще положение диалектической философии. Другими сильными формами иррационализма являются те, которые утверждают принципиально абсурдную природу мира или полную неуместность рационального дискурса.

Ссылки

Ссылки ISBN поддерживают NWE за счет реферальных сборов

  • Бенн, Кеннет Д. «Современный иррационализм и идея рациональности». В: Исследования в области философии и образования. Том 6, номер 4 / декабрь 1969 г.
  • Бергсон, Анри. Творческая эволюция. Dover Publications, 1998. ISBN 978-0486400365
  • Девольф, Л. Х. Религиозный бунт против разума. Издательство Гринвуд. ISBN 978-0837100616
  • Кьеркегор, Серен. Заключительный ненаучный постскриптум. Princeton Univ Pr, 1941. ISBN 978-0691019604
  • Кьеркегор, Серен и Говард Винсент. Философские фрагменты. Издательство Принстонского университета, 1962. ISBN 978-0691019550
  • Ницше, Фридрих. По ту сторону добра и зла. Digireads.com, 2005. ISBN 978-1420922509
  • Ницше, Фридрих и Вальтер Кауфман. К генеалогии морали и Ecce Homo. Винтаж, 1989. ISBN 978-0679724629
  • Ницше, Фридрих. Так говорил Заратустра. Додо Пресс, 2006. ISBN 978-1406510867
  • Паскаль, Блез. Мысли. LGF Livre de Poche, 2000. ISBN 978-2253160694
  • Платон. Симпозиум. Классика пингвинов, 2003. ISBN 978-0140449273
  • Шопенгауэр, Артур. Die Welt als Wille und Vorstellung , 1818/1819, vol. 2: 1844 (Мир как воля и представление , иногда также известный на английском языке как Мир как воля и идея ). Dover Publications, 1966. ISBN 978-0486217628

Внешние ссылки

Все ссылки получены 6 марта 2018 г.

Общие источники по философии

  • Стэнфордская философская энциклопедия.
  • Интернет-энциклопедия философии.
  • Проект Пайдейя Онлайн.
  • Проект Гутенберг.

Кредиты

Энциклопедия Нового Света писатели и редакторы переписали и дополнили Википедия статья в соответствии со стандартами New World Encyclopedia . Эта статья соответствует условиям лицензии Creative Commons CC-by-sa 3.0 (CC-by-sa), которая может использоваться и распространяться с надлежащим указанием авторства. Упоминание должно осуществляться в соответствии с условиями этой лицензии, которая может ссылаться как на авторов New World Encyclopedia , так и на самоотверженных добровольных участников Фонда Викимедиа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *