Ипподром при юстиниане 1: Большой Константинопольский ипподром или История Площади Ипподром в Стамбуле

Большой Константинопольский ипподром или История Площади Ипподром в Стамбуле

Всего 41 фото

Ипподром в Константинополе являлся одним из самых грандиозных сооружений Византийской империи строительство которого было начато римским императором Септимием Севером в 203 году, когда город ещё назывался Византием. Большой Ипподром (или Большой цирк) — крупнейший из пяти константинопольских ипподромов, второй по величине в Средиземноморье, после Большого цирка в Риме. Он использовался как место конских ристаний, гладиаторских боев, триумфальных шествий и праздненств, проведения публичных актов связанных с передачей или сложением императорской власти и приведением в исполнения смертных казней. Ипподром также являлся своеобразным центром общественно-политической жизни простонародья столицы.

Сейчас мало что осталось от былого великолепия этого сооружения — скорее сама Площадь Ипподром в историческом центре Стамбула и руины сфенды которые лишь приблизительно напоминают о его славной истории. Поэтому в этом материале я как раз и сделаю попытку дать возможность своему читателю представить это уникальное общественное сооружение Восточной Римской империи. Мы по крупицам соберем образ Константинопольского Ипподрома, узнаем его историю и любопытные подробности связанные с ним.

Первоначально, в византийский период, Ипподром представлял собой сооружение из камня и дерева, характерное для богатого, но провинциального города, несмотря на стремление последнего обладать столь необходимым в социальном и престижном отношении сооружением. При императоре Септимии Севере, в 203 году, ипподром капитально перестраивается и по габаритам приближается к своим нынешним: 118 метров в ширину и 470 метров — в длину. При перестройке за эталон берется Большой цирк в Риме. Соотношение — примерно 1: 1,277. В массиве западной трибуны были возведены двое сквозных ворот, и, вероятно, зеркально — в восточной трибуне.

Сейчас об Большом Ипподроме Константинополя напоминает только сама Площадь Ипподром, два обелиска — Феодосия, Египетский и Змеиная колонна.
02.

Площадь Ипподром в Стамбуле

Так выглядел прообраз Константинопольского ипподрома — Большой Цирк (Циркус Максимус) в Риме.
03.

Большой Цирк (Циркус Максимус) в Риме. Реконструкция на карте Google.

Еще двое ворот находились между левым и правым крыльями стартовых стойл и трибунами. Благодаря изогнутому фасаду стартовых стойл, опирающихся флигелями на трибуны и охватывающих по дуге северо-восточную оконечность спи́ны (разделительная стена ипподрома, рассекающая его «U»- образное поле практически по продольной оси на две беговые дорожки, соединяющиеся поворотами. Стартовые стойла располагались наискось относительно продольной оси ипподрома: под острым углом к западной и тупым углом к восточной трибунам. В связи с расширением ипподрома и понижением рельефа местности, в его юго-западной части возводятся колоссальные кирпичные субструктуры, залитые изнутри римским бетоном, на которых возводится сфенда — зрительские трибуны, расположенные полукруглым амфитеатром, повторяющим юго-западный поворот беговой дорожки. Ипподром облицовывается мрамором и дополняется скульптурными украшениями.
04.

Большой Константинопольский ипподром. Реконструкция.

Планы основания Второго Рима и переноса в новый город столицы Римской империи самым благоприятным образом затронули византийский ипподром, перешедший в разряд столичного. В 324 году, при императоре Константине Великом, начинается вторая капитальная перестройка сооружения, закончившаяся к маю 330 года. После этой масштабной перестройки размер сооружения составлял около 450 метров в длину и 120 метров в ширину. Вместимость ипподрома была до 100 000 человек. Количество рядов зрителей увеличивается до шестнадцати. При этом глубина места, включая проход и собственно сиденья, достигает полутора метров. Высота мраморной скамьи — 0,38 метра, а ширина (в расчете на одного сидящего) — около 0,7 метра.

Кафисма (на реконструкции ниже в правой части кадра) — императорская ложа на восточной трибуне не только дополнительно украшается, как, впрочем, и весь ипподром, но превращается в составляющую часть Большого дворцового комплекса, вплотную примыкающего к ней с внешней, восточной стороны. Несмотря на наличие ступеней и арки для возможности прохода к императору победителя ристания для награждения, кафисма является по существу укрепленным пунктом, позволяющим гвардии без труда сдерживать нападающих по ее периметру до эвакуации на территорию Большого дворца всех в ней находящихся
05.

Большой Ипподром в Константинополе. Вид с южной стороны. Реконструкция.

На нижнем ярусе была расположена так называемая ложа Пи, охватывающая Кафисму с трех сторон и рассеченная лестницей, ведущей к местонахождению императора. Над верхними зрительскими рядами возводится подиум со сквозным крытым портиком, кровля которого покоится на двух рядах восьмиметровых колонн. По обеим его краям, между колонн, устанавливается великолепная полуметровая решетка, играющая роль ограждения и позволяющая зрителям безопасно двигаться внутри. Сам портик является дополнительным проходом на верхние зрительские ряды и соединен с ними ступенями, а также соединен с лестницами входа-выхода из сооружения.
06.

Большой Ипподром в Константинополе. Вид с южных трибун. Реконструкция.

Расширяются лестницы и многоуровневые выходы на трибуны, а также входные проемы. Все это позволяло зрителям, как и прежде, несмотря на увеличение количества мест до 30-35 тысяч, в течение до десяти минут занять свои места или покинуть ипподром. Расширяются и обустраиваются места общественного пользования в самих трибунах: афедроны — туалеты с водяным смывом и торговые площади под лавки.

Ипподром дополнительно украшается произведениям искусства, свозимыми со всей империи. Статуи раполагаются на спи́не, по краям подиума портика, на оконечностях зрительских трибун, кафисме, судейской трибуне и на здании стартовых стойл.

07.

Капитель в виде четырех пегасов. Кафисма. Стамбульский археологический музей.

Сейчас можно только представить все эти впечатляющие мраморные изваяния и архитектурные детали Кафисмы.
08.

Капитель в виде четырех пегасов. Кафисма. Стамбульский археологический музей.

После антиэллинских указов императора Феодосия I Великого (379-395 гг.) 384-385 и 391 годов и повсеместного закрытия или уничтожения языческих храмов, статуи и древнейшие сакральные изображения богов были выставлены в публичных местах, в том числе на Константинопольском ипподроме (конные статуи братьев Диоскуров, сакральное изображение Арктура и т.д.).
09.

Статуя Ники. Предположительно находилась в объеме Кафисмы. Стамбульский археологический музей.

Грандиозная стамбульская мечеть Süleymaniye Camii, стоящая на вершине холма, имеет перед восточным входом мраморную паперть, окруженную портиком. 28 куполов портика опираются на 24 древние колонны взятые как раз при разборке императорской Кафисмы Большого Ипподрома. Скорее всего и мраморные плиты пола двора мечети взяты оттуда же.

10.

Мечеть Сулеймание в Стамбуле

Две из этих колонн, стоящие рядом с главными дверьми, сделаны из порфира и имеют по 90 см в диаметре, десять других — из мрамора, а еще двенадцать — из розового гранита.

11.

Мечеть Сулеймание в Стамбуле
12.

Мечеть Сулеймание в Стамбуле

Если идти вдоль ограды Голубой мечети, то заметно, что каменная приступка самой ограды — это ступени византийских трибун Ипподрома.

13.

В начале 1990-х гг. администрация мечети Sultanahmet по собственной инициативе начала раскопки во дворе. На свет были извлечены колонны с монограммами, мраморные скамьи Ипподрома, арки проходов. Однако вскоре изыскания были остановлены вмешательством властей, а находки закопаны обратно. Даже обмеров тогда не сделали. Теперь лишь одна целая скамья лежит посреди газона мечети. На фото ниже некоторые находки у дерева и скамья на дальнем плане. Добраться туда не удалось — рядом была охрана.

14.

Вход на ипподром был с северной стороны, примерно там, где сейчас установлен Немецкий фонтан (на фото ниже в левой части кадра).
15.

В связи со строительством комплекса Большого дворца, примыкавшего к внешней стороне восточной трибуны, ворота в ней закладываются, за исключением северо-восточных ворот между восточной трибуной и стартовыми стойлами. Спи́на (разделительный барьер поля ипподрома) достигает 269 метров. Над северо-восточной частью ипподрома, стартовыми стойлами, возводится великолепная надстройка с двумя башнями над крыльями сооружения и центральной, которая украшается знаменитой квадригой Лисиппа.
16.

Квадрига Лисиппа. Фото wise-travel.ru.

Ипподром приобретает тот вид, который, в последующие столетия, останется в памяти современников.
17.

Большой Ипподром в Константинополе. Состязания колесниц. Вид с юго-восточной стороны.

18.

Северная сторона Большого Ипподрома Константинополя. На втором плане — Айя-София.

Фреска собора Святой Софии в Киеве, изображающая кафисму (императорскую ложу) константинопольского ипподрома.
19.

Как и в ранний период существования, над трибунами натягивался матерчатый тент, двигавшийся с помощью лебедок по направляющим, крепившимся в верхней части трибун. Позже, с началом производства шелка, открытая часть Кафизмы над знатью закрывалась шелковой материей. К началу правления Юстиниана I Великого (527-565 гг.) Большой Ипподром был расширен за счет надстройки трибун из дерева на месте рухнувших во время землетрясений пролетов портика.

Это, однако, резко повысило пожароопасность сооружения. Именно Ипподром неоднократно становился очагом знаменитых константинопольских пожаров. В период с 491 по 601 годы — восемь раз. Причем, эти пожары возникали не из-за неосторожного обращения с огнем (освещение, жаровни торговцев), а в результате вандализма схлестнувшихся между собой партий ипподрома — «синих» и «зеленых», и примыкавших к той, либо иной сторонам «красных» и «белых». Один из самых разрушительных пожаров произошел во время восстания «Ника!» в 532 году при императоре Юстиниане I Великом (527-565 гг. ). Сгорели надстроенные трибуны из дерева, очень сильно пострадали остатки сквозного портика и верхние ряды мраморных трибун. Но позже, еще при Юстиниане I, ипподром был полностью восстановлен.

20.

Константином VII Порфирородным (911-959 гг.) на разделительном барьере возводится обелиск (т.н. «Обелиск Константина») в честь своего деда — императора Василия I (866-886 гг.). Практически это была последнее архитектурное сооружение, возведенное на ипподроме в имперский период существования города.
21.

Впоследствии подавляющее количество статуй было разбито, а металл использован для выпуска монет. Часть статуй, в том числе Квадрига, были вывезены в Западную Европу. К немногим сохранившихся можно отнести Змеиную колонну, все египетские обелиски, посвятительные императорские колонны (без статуй), остов Обелиска Константина, сакральное изображение Арктура, статую Справедливого и четыре мраморных изваяния в кафисме.

По данным итальянского историка, церковного археолога Онофрио Панвинио Ипподром в Стамбуле В XV веке выглядел так (фото гравюры ниже). Это гравюра из книги Onofrio Panvinio «De ludis circensibus»(Венеция,1600). И хотя на гравюре даже Змеиная колонна не идентифицируется, видно что в османский период в пределах спи́ны еще находилось четернадцать объектов. Отмечу, что упоминаются в том числе несколько египетских обелисков. Какие именно разъехались и куда — информации у меня пока нет.
22.

После 1261 года на ипподроме ристаний не проводили (последние прошли в 1204 году), хотя его территория использовалась аристократической молодежью для игры в поло и проводились всевозможные праздненства и торжества. В последний период существования империи часть помещений трибун была переоборудована под зверинец. После захвата Константинополя турками в 1453 году Большой ипподром превратили в каменоломню для возведения построек и, в первую очередь, мечети Мехмеда Завоевателя, на строительство которой были использованы, в частности, колонны (кроме уцелевших колонн сфенды). Сама территория сооружения, постепенно затягивающаяся культурным слоем, использовалась турками примерно в тех же целях, что и византийцами: для проведений праздничных шествий, парадов и смотров, казней или протестов янычар против верховной власти.

Сейчас, кроме обелиска Константина на Площади Ипподром можно увидеть только Змеиную колонну…
23.

… и Египетский обелиск Тутмоса III привезенный из Луксора в 390 году по приказу императора Феодосия I и установленный на Ипподроме на специально изготовленном мраморном постаменте.
24.

Да еще так называемый Немецкий фонтан — подарок султану Абдул-Хамиду II от немецкого кайзера Вильгельма II, который посетил Стамбул в 1898 году. Фонтан сделали в Германии и в разобранном виде привезли и установили на площади Ипподром в 1900 году.
25.

Из украшавших Большой Ипподром Константинополя скульптур и архитектурных сооружений известны лишь: Квадрига, Обелиск Феодосия, Обелиск Константина и Змеиная колонна. Достоверной информации о каких-либо других сохранившихся произведениях искусства, кроме барельефов и баз от скульптур, сейчас нет.

Беря пример со столицы Византии, великий киевский князь Ярослав Мудрый (1016-1018; 1019-1054) во второй период своего правления построил в стольном городе ипподром с кафизмой для княжеской семьи, украсив его бронзовой квадригой, вывезенной из Херсонеса Таврического святым князем Владимиром.

В настоящее время основа массива Ипподрома находится до четырех метров в глубину от современного уровня почвы. С западной стороны Площади Ипподром можно найти несколько фрагментов руин фундаментов возможно его западных трибун.
26.

Поскольку культурный слой в этих местах составляет 4-5 метров, фактически вся Площадь Ипподром расположена над его подземной частью. И вообще все эти места вокруг в историческом центре Стамбула находятся над подземным Константинополем…
27.

На выходе с Terzihane sok. на At Meidan (западная дорожка площади Ипподром — примерно напротив и между обелиском Константина и Змеиной колонной), когда-то стояла западная трибуна Ипподрома, а по земле проходила белая черта, на которой забег заканчивался. Сейчас на этом углу находится очень глубокая яма с водным источником и византийскими плитами на дне. Вот на этой глубине и находился настоящий Ипподром. Совсем недавно турецкие археологи обнаружили начинающийся отсюда подземный ход, вернее, целую сеть ходов, шедших вокруг Ипподрома и в разные стороны от него. Один из них привел в обширное помещение с саркофагом. Вытащить его наружу оказалось невозможно, потому что наверху — сплошная застройка.

28.

Площадь Ипподром со стороны Немецкого фонтана
29.

Здание университета Мармара в южной части Ипподрома (его торцевая сторона выходящая к Мраморному морю). Оно как раз и находится на месте сфенды (сфендона) — зрительских трибун, некогда расположенных полукруглым амфитеатром, повторяющим юго-западный поворот беговой дорожки. Сейчас мы обойдем это здание слева и начнем спускаться по узким улочкам к Мраморному морю.
30.

Сейчас к реальному просмотру доступны лишь колоссальные аркады сфенды на юго-западной оконечности, несколько элементов восточной трибуны и фрагмент западной трибуны, возвышающийся над уровнем земли примерно на девять метров.

31.

При расширении ипподрома в его юго-западной части и были возведены эти колоссальные кирпичные субструктуры, залитые изнутри римским бетоном.
32.

Остатки сфендоны впечатляют. Именно по ним можно воочию дорисовать в своем воображении Большой Константинопольский ипподром. Сфендона казалась обычной частью Ипподрома только со стороны трибун — в действительности же она представляла собой циклопическую субструкцию, то есть искусственно достроенный кусок скалы, компенсировавший недостаточность ровного пространства для беговых дорожек. Если надземные сооружения Сфендоны теперь исчезли и на их месте выстроена школа, то субструкция никуда не делась. Изнутри субструкция полая, а ключ от нее хранится у директора школы. Но легального доступа туда нет.
33.

Рассмотрим с любопытством стендоны для пущего погружения в исторический контекст.
34.

35.

Толщина стен Сфендоны — около трех метров; за ними — 25 сводчатых комнат, связанных коридором, идущим вдоль всего полукруга. Первоначально здешние помещения предназначались для диких зверей, которых травили на Ипподроме. Уже в v в., вероятно, травля была запрещена, и это пространство превратили в цистерну. Здесь и сейчас стоит вода глубиной больше метра; судя по отзывам тех, кому удавалось сюда попасть, вынести здешнее зловоние нелегко.

36.

37.

Еще пара кадров кирпичной кладки сфенды крупным планом.
38.

39.

40.

Здание школы на массиве кирпичной кладки сфенды Константинопольского Ипподрома.
41.

42.

В заключении панорама Площади Ипподром в Стамбуле с восточной стороны… Сумерки.
43.

Источники:

Форум Византийская держава. theatron.byzantion.ru.
Сергей Иванов. В поисках Константинополя. Путеводитель по византийскому Стамбулу и окрестностям. Вокруг Света. 2011.
Википедия
Фото реконструкции Константинопольского ипподрома из разных неидентифицированных источников.

© Vladimir d’Ar, 2017

Tags: #константинополь, #площадь ипподром в стамбуле, #стамбул, большой константинопольский ипподром, константинополь, константинопольский ипподром, площадь ипподром в стамбуле, стамбул

Константинопольский ипподром (апгрейд) — sarmata — LiveJournal

Константинопольский ипподром (Большой ипподром или Большой цирк) был не только одним из самых грандиозных сооружений Константинополя, но и центром общественно-политической жизни столицы империи.

Кроме состязаний колесниц и разнообразных зрелищ, здесь происходило оглашение императорских указов и иных распоряжений властей, устраивались триумфальные шествия и праздненства. Здесь кипели спортивные и политические страсти, враждовали между собой партии «зеленых» и «синих» (названные так по цвету одеяний возниц), а иногда вспыхивали народные восстания, самое известное из которых (восстание «Ника!») произошло в 532 году и едва не стоило трона императору Юстиниану.

Монументальный каменный ипподром был построен в Византии при императоре Септимии Севере в 203 году (до этого на его месте существовал скромный деревянный ипподром), затем он неоднократно перестраивался. Масштабная реконструкция ипподрома была предпринята Константином Великим в 324-330 годах, после переноса столицы Римской империи из Рима в Константинополь.

По своему устройству ипподром представлял собой прямоугольную песчанную арену длиной более 400 метров и шириной около 120 метров, которую с трех сторон окружала Сфенда — зрительские трибуны, расположенные полукруглым амфитеатром, напоминающим по форме вытянутую подкову.

Сфенда состояла из 16 (по другим данным — 30) повышающихся рядов мраморных скамей, над которыми возвышался подиум — сквозной крытый портик, кровля которого покоилась на двух рядах восьмиметровых колонн, увенчанных коринфскими капителями. Промежутки между колоннами были украшены статуями, вывезенными со всей империи. В жаркие или ненастные дни над трибунами натягивали матерчатый тент.

Константинопольский ипподром (современная реконструкция, к сожалению, не очень точная)

Четвертую сторону арены замыкала Кафисма – большая постройка с ложами для сановников и императорской трибуной, которая была соединена крытым переходом с находившимся рядом Большим императорским дворцом. Кафисму увенчивала бронзовая Квадрига (четверка коней), вывезенная из Греции, считавшаяся творением великого скульптора Лисиппа. После захвата Константинополя крестоносцами в 1204 году Квадрига была перевезена в Венецию и установлена над центральным порталом собора Сан-Марко.

Квадрига с константинопольского ипподрома (в настоящее время находится в музее Сан-Марко, а на ее месте установлена копия)

Под императорской трибуной, на специальном балконе, располагались музыканты, а еще ниже находились ворота, через которые выезжали на арену колесницы.

Рельеф постамента обелиска Феодосия I с изображением императора на трибуне ипподрома. В руке он держит венок, которым увенчивали победителя состязаний.

Кафисма. Капитель в виде четырех пегасов. Паросский мрамор. 203 год. Стамбульский археологический музей.

По центру арену пересекал невысокий каменный разделительный барьер (СпИна) шириной 10 метров, богато украшенный обелисками, статуями и колоннами.

Диптих из слоновой кости с изображением состязаний колесниц на ипподроме. В нижней части диптиха изображена спина с установленным на ней обелиском.

К началу правления Юстиниана I Великого (527-565 гг.) ипподром был расширен за счет надстройки деревянных трибун на месте рухнувших во время землетрясений пролетов портика. Теперь он мог вместить до 60 тысяч зрителей (по другим оценкам: до 120 тыс. зрителей).

Константинопольский ипподром приводил в изумление очевидцев своими размерами и великолепием. Известно описание ипподрома, сделанное участником Четвертого крестового похода Робером де Клари: «. .. А в другом месте города было другое чудо: близ дворца Львиная Пасть находилась площадь, которую называли Игралищем императора. И эта площадь была вытянута в длину на полтора выстрела из арбалета, а в ширину — почти на один выстрел; и вокруг этой площади было 30 или 40 ступеней, куда греки забирались, чтобы глядеть на ристалище; а над этими ступенями имелась весьма просторная и весьма красивая ложа, где, когда шли состязания, восседали император с императрицей и другие знатные мужи и дамы. И когда устраивались состязания, то их бывало сразу два, и император и императрица бились об заклад, кто в каком из двух выиграет, и все, кто глядел на ристалище, также бились об заклад. Вдоль этой площади была стена, которая имела с добрых 15 стоп в высоту и 10 — в ширину; и сверху на этой стене были фигуры и мужчин, и женщин, и коней, и быков, и верблюдов, и медведей, и львов, и множества других животных, отлитых из меди. И все они были так хорошо сделаны и так натурально изваяны, что ни в языческих странах, ни в христианском мире не сыскать столь искусного мастера, который смог бы так представить и так хорошо отлить фигуры, как были отлиты эти. Некогда они обычно двигались силою волшебства, как бы играючи, но теперь уже больше они не играют; и французы глядели на это императорское Игралище как на чудо, когда они его видели».

Фреска собора Св. Софии в Киеве, изображающая кафисму (императорскую ложу) константинопольского ипподрома

 

Ипподром сильно пострадал во время латинской оккупации (1204-1261 гг.), а после захвата Константинополя турками в 1453 году завоеватели превратили его в каменоломню. Некогда величественное сооружение было буквально стерто с лица земли. В настоящее время остатки ипподрома находятся на глубине четырех метров от уровня почвы. Доступны осмотру лишь развалины юго-западной части сфенды.

Ипподром в 15 в. Гравюра из книги Onofrio Panvinio «De ludis circensibus»(Венеция, 1600)

 
То же. В большом размере (2000 х 1286)


Площадь ипподрома на турецкой миниатюре XVI века
 

Площадь ипподрома на гравюре XIX века. Турки называли ее Ат-Мейдан, что означает «Площадь лошадей»

Из украшавших ипподром скульптур и архитектурных сооружений сохранились лишь: Квадрига (находится в Венеции), Обелиск Феодосия, Обелиск Константина и Змеиная колонна.

Обелиск Феодосия представляет собой обелиск фараона Тутмоса III — монолит из розового гранита, привезенный Феодосием I Великим из египетского города Гелиополя, помещенный на массивное основание из 2 каменных блоков, украшенных барельефами.

Обелиск Феодосия

 
База обелиска Феодосия

Обелиск Константина был воздвигнут Константином VII Порфирородным (911-959 гг.) в честь своего деда — императора Василия I (866-886 гг.). 25-метровый обелиск из песчаника, облицованный листами позолоченной бронзы, называли также «Золотой колонной» (бронзовые листы обшивки содрали крестоносцы).

Обелиск Константина. Фрагмент рисунка 1575 года

Бронзовая Змеиная колонна, изображающая свившихся змей, привезенная из императором Константином Великим из Дельф, отлита в 478 г. до н.э. в честь победы греков над персами (на ней имеется надпись с перечнем греческих городов, принимавших участие в битве при Платеях).

О Змеиной колонне, на которой когда-то стоял золотой треножник, говорит Геродот: «Когда добыча была собрана (после битвы при Платеях), эллины отделили десятую часть дельфийскому богу (Аполлону). Из этой десятины был сделан и золотой треножник, который стоит в Дельфах на трехглавой медной змее непосредственно у алтаря» (IX, 81).

Змеиная колонна в Дельфах. 5 в. до н.э. Реконструкция


База Змеиной колонны в Дельфах. Современное состояние. Реставрация

Змеиная колонна является древнейшим памятником Стамбула. Верхняя часть колонны со змеиными головами утрачена. Сохранившийся фрагмент одной из змеиных голов хранится в Стамбульском археологическом музее.

Змеиная колонна (на заднем плане – обелиск Феодосия)

Провозглашение императора на ипподроме. Болгарский список летописи Константина Манассия. XIV в.

Султан Сулейман I проезжает через руины ипподрома. Гравюра 1533 года.
Изображение отличается высокой достоверностью (за исключением фантастических фигур по бокам). В центре изображен Обелиск Феодосия, справа от него – Змеиная колонна и Обелиск Константина. Кроме того, на гравюре (справа) видны несохранившиеся посвятительные колонны и часть сфенды с возвышающимся портиком подиума (пропорции несколько нарушены).
 

Константинопольский ипподром

Страница в разработке

В 330 г. в Константинополе прошли церемонии открытия города как новой столицы Римской империи. Готовясь к церемониям, император Константин заказал ряд монументальных зданий, в том числе императорский дворец, соединенный с ипподромом. Этот ипподром занимал центральное место в церемониях, что свидетельствовало о его важности для новой столицы. Фактически Константинопольский ипподром будет центром политической и общественной жизни города почти 9 лет.00 лет. Даже после того, как он был разрушен, его арена стала главной общественной площадью города. И хотя большая часть его исчезла много веков назад, его важные следы, в том числе великолепный египетский обелиск, можно увидеть и сегодня.
Арены для гонок на колесницах — греческий ипподром и римский цирк — были важны во всем Средиземноморье задолго до того, как Константин стал императором. Гонки на колесницах, одна из старейших игр региона, возникла в мифическом прошлом. Важные сначала в эпоху Республики, римские императоры позже взяли под свой контроль покровительство цирку и, в свою очередь, сделали скачки центральным элементом имперской пропаганды.
В ответ на кризис третьего века, когда Римская империя была на грани распада, император Диоклетиан создал Тетрархию, разделившую имперскую власть между четырьмя императорами. Это привело к созданию нескольких столиц, включая Никомедию, Салоники и Антиохию. В некоторых из этих столиц рядом с императорским дворцом был построен цирк, что напоминает о связи Большого цирка с императорским дворцом. Это модель, которой впоследствии следовал Константин, когда перенес свою столицу в Константинополь.
История Константинопольского ипподрома не очень ясна. Город, первоначально известный как Византия, серьезно пострадал, когда сто лет назад встал не на ту сторону в гражданской войне. Победитель войны, Септимий Северус, разрушил стены и общественные здания и лишил его статуса города. Предположительно позже он решил восстановить город, даже начав строительство ипподрома, который Константин позже расширит и завершит более века спустя. Это, однако, могло быть просто историей, рассказанной, чтобы поддержать римскость Константинополя.
Независимо от своего происхождения, ипподром Константина сыграл центральную роль в преобразовании города Византии в Имперский Новый Рим. Он был спроектирован и оформлен в прямом подражании Большому цирку в Старом Риме. В нем есть императорская ложа, которая вела прямо в императорский дворец. Как и у Большого цирка, у него были памятники победы на спине. Очевидно, Константин планировал воздвигнуть второй египетский обелиск в Большом цирке, а также планировал установить два обелиска на Константинопольском ипподроме. Хотя детали немного неясны, у обоих в конечном итоге будет два обелиска, хотя один в Константинополе был построен из каменной кладки на месте и покрыт бронзовыми пластинами. Оба этих обелиска до сих пор можно найти в Стамбуле.
Многие статуи и памятники были перевезены из других частей Римской империи. Три из этих памятников все еще можно найти на месте: Египетский обелиск, Каменный обелиск и Змеиную колонну. Наиболее впечатляющим является египетский обелиск, первоначально построенный Тутмосом III около 3500 лет назад. Каменный обелиск изначально был покрыт бронзовыми пластинами. Есть также бронзовая Змеиная колонна, построенная в честь победы греков над персами почти 2500 лет назад. Сегодня осталась только колонна, так как ее змеиные головы отвалились много веков назад. Он мог быть построен Константином или его непосредственными преемниками, чтобы дать ипподрому два обелиска, как у Большого цирка. Кроме того, есть также Триумфальная квадрига, четыре бронзовых коня в Венеции, которые, похоже, тоже прибыли с ипподрома.
Хотя он был явно меньше Большого цирка, точные размеры и вместимость Константинопольского ипподрома неизвестны. Из-за ограниченных археологических данных у нас есть только приблизительные предположения о его размерах. Например, по оценкам, его вместимость составляет от 30 000 до 100 000, что маловероятно. Вероятно, его длина составляла от 400 до 450 метров. В южной части была серия массивных сводов, известных как Сфендон, построенных там, где земля спускается к морю. Позже эти своды были запечатаны и использовались как цистерны для хранения воды. Сегодня это самые существенные остатки ипподрома, которые дают нам некоторое представление о том, насколько массивным он был когда-то.
11 мая 330 года Константин провел официальные церемонии освящения и открытия Нового Рима. Во время этих церемоний проходила процессия, во время которой золоченая деревянная статуя Константина проезжала на колеснице по Месе — главной улице Константинополя. Он прошел мимо Колонны Константина, у которой была похожая статуя Константина, и в конечном итоге оказался на Ипподроме. Это шествие повторялось каждый год в годовщину посвящения и сопровождалось серией гонок на колесницах на ипподроме.
На пике могущества Константинополя гонки на колесницах проводились в течение всего года в связи с церемониями и праздниками, что делало их центральным элементом общественной жизни города. Помимо своей функции арены для игр, он также служил местом для провозглашения императоров и празднования военных триумфов и, таким образом, обычно был центром общественной жизни в городе.
В ранние годы, когда гонки на колесницах были на пике популярности, за один день можно было провести множество гонок. Начиная с утра и снова после обеда, день на ипподроме может быть долгим и насыщенным разнообразными аттракционами и зрелищами, включая музыку, танцы, различные драматические представления, акробатов и бои диких зверей. Это также может включать в себя еду и питье в близлежащих тавернах, блуждание по улицам с колоннадами, полными магазинов, или проведение нескольких часов в банях Зевксиппа. В то время как в Константинополе был самый важный ипподром в поздней античности, ипподромы также были популярными местами в других крупных городах, таких как Салоники, Антиохия и Александрия. Это сопровождалось снижением важности и популярности других форм развлечений, включая гладиаторские игры и Олимпийские игры, которые со временем исчезли.
Существовали четыре команды колесничих, известные как фракции, которые помогли сделать гонки на колесницах привлекательными. Они возникли в городе Риме, а затем стали популярными в Восточной Римской империи. К 6 веку Синие и Зеленые были самыми популярными фракциями, а Красные и Белые со временем исчезли. Со временем они стали отвечать и за организацию других развлечений на ипподроме. Они также могли заниматься гражданскими делами, включая оборону городов. Когда Аттила Гунн подошел к Константинополю, его стены недавно были повреждены землетрясением, что побудило Синих и Зеленых помочь восстановить стены.
Известные как «демои» — «народ» — по-гречески, цирковые группировки создавали иллюзию народного участия в политике. Они могли, например, обращаться непосредственно к императору на константинопольском ипподроме. Они также сыграли свою роль в имперской власти, поскольку эти просьбы давали возможность императору проявить свою благодарность и великодушие. Возможно, императорам по-прежнему требовалась общественная поддержка, которую мог дать ипподром. Таким образом, ипподром также мог стать источником политических проблем.
Цирковые группировки часто действовали как уличные банды и прославились своим хулиганством. Они даже устроили несколько беспорядков, в результате которых неоднократно погибало несколько тысяч человек. Их стоит упомянуть, поскольку они связаны с более крупными событиями того времени и даже предвосхищают некоторые черты Средневековья.
В 390 году, во время правления Феодосия, в Салониках вспыхнул бунт после ареста популярного возничего. Поскольку это убило местного магистрата, Феодосий приказал своим солдатам отомстить, в результате чего погибло 7000 человек. Могущественный епископ Амвросий отказался служить мессу с Феодосием, пока не покается в этих смертях. Феодосий, недавно сделавший христианство официальной религией Римской империи, в конце концов подчинился его требованиям, что предвещало борьбу за власть между церковью и государством на века вперед. Еще один важный бунт был спровоцирован Порфирием, самым известным возничим в начале 6 века. Он возглавил нападение на еврейскую синагогу в Антиохии в 507 году, сжег и разграбив синагогу и убив там многих евреев.

Самым крупным бунтом, однако, были бунты Ника 532 года, которые чуть не свергли императора Юстиниана. К поздней античности ипподромы стали центральным элементом имперского правления. Хотя императоры нуждались в поддержке публики на ипподроме, становилось ясно, что это также представляет опасность. Хотя он был поклонником «синих», бунты «Ника» отчасти были ответом на попытку Юстиниана установить контроль над фракциями. После того, как в результате циркового бунта погибли люди, власти приказали казнить партизан как из синих, так и из зеленых. Во время гонки на ипподроме обе фракции взывали к Юстиниану, чтобы тот помиловал их. Когда он отказался, два цвета объединились, приняв своим лозунгом «Ника» (победа) и начали бунт. Беспорядки усилились, несмотря на призывы Юстиниана из императорской ложи на Ипподроме. Собираясь бежать из города, Юстиниан в конце концов приказал своему генералу Велизарию атаковать бунтовщиков, в результате чего было убито около 30 000 человек. Поскольку город сильно пострадал от пожара, Юстиниан смог восстановить значительные части города, дав нам Собор Святой Софии таким, какой он есть сегодня.
Это не единственная роль, которую цирковые группировки играли во времена правления Юстиниана. Прирожденные простолюдины, и Юстиниан, и его жена Теодора сами были главными сторонниками блюза. Отец Теодоры, по-видимому, много лет назад был смотрителем медведей у ​​Зеленых. Хотя позже она станет одной из самых влиятельных женщин в истории, она начала свою собственную карьеру в качестве исполнительницы блюза в шоу, похожем на бурлеск, что, возможно, дало ей связи, чтобы позже встретиться с Юстинианом.

Несмотря на катастрофу восстания Ника, гонки на колесницах на Ипподроме продолжали играть очень важную роль в общественной жизни Константинополя. Со времен правления Августа цирк символизировал имперского победителя — и, несмотря на серьезные изменения в Римской империи, это было верно и для поздней античности. Помимо празднования побед, Ипподром был местом ритуальных унижений и публичных казней врагов, предателей и даже нескольких императоров. Еще один наглядный пример можно найти у императора Юстиниана II. Он был отстранен от власти более чем на десятилетие отчасти благодаря помощи зеленых. После десятилетия изгнания он снова смог прийти к власти. Он привел двух предыдущих императоров на ипподром. Сначала они были унижены на улицах, а затем им пришлось испытать еще больше унижений, когда Юстиниан II руководил скачками, поставив ноги им на шею, после чего казнил их на ипподроме.

Со временем, когда Византийская империя ослабла перед лицом многочисленных угроз и вторжений, другие ипподромы были заброшены, а гонки на колесницах продолжались только в Константинополе, где со временем они стали в основном церемониальными, а не настоящими соревнованиями. Тем не менее он оставался символом города, как видно из собора в Киеве, построенного в 11 веке, на котором изображен ипподром и его скачки. В Константинополе скачки продолжали организовываться, хотя и реже, до тех пор, пока от них не отказались в латинский период, когда они использовались для турниров / рыцарских турниров. Еще до этого периода комнатанские императоры использовали его для развлечений в западном стиле, таких как рыцарские турниры.

Четвертый крестовый поход окончательно положил конец гонкам на колесницах на Ипподроме. Вместо того, чтобы отправиться в Святую Землю, как предполагалось, венецианцы убедили крестоносцев отправиться в Константинополь, который они в конце концов разграбили в 1204 году. Большая часть богатств Константинополя была повреждена или уничтожена пожарами или грабежами, в том числе огромное количество произведений искусства и литературы. Ипподром также пострадал от пожара, после чего его бронзовые статуи были переплавлены. Пространство продолжало использоваться для рыцарских турниров после крестовых походов.

В то время как большая часть богатейших жителей Константинополя была уничтожена или разграблена во время Четвертого крестового похода, некоторые части продолжали стоять веками. На нескольких сохранившихся изображениях ипподрома после османского завоевания Константинополя показаны значительные части, сохранившиеся до 16 века.
Даже после того, как крестоносцы уничтожили большую часть статуй, легенды продолжались. Такие верования были настолько сильны, что пережили завоевание Константинополя в 1453 году. Знаменитый путешественник Эвлия Челеби считал доосманские памятники талисманами. Три уцелевшие колонны на Ипподроме он причислил к талисманам Константинополя.

Ипподром, утратив свою первоначальную функцию после крестовых походов, оставался центром города, когда его захватили османы. Действительно, он продолжал играть эту роль и в Османскую эпоху. Османы не строили больших общественных зданий, кроме мечетей. Массовые мероприятия проводились на открытом воздухе. В то время как в османских городах не было формального форума или центра, ипподром, как незапланированное пространство, стал площадью османского Константинополя. Его название, Атмейданы (Площадь Лошадей), возможно, является остаточным воспоминанием. Однако, вероятно, это название связано с скачками и конным рынком. Другие публичные парады и праздники могут включать борцов, акробатов и музыкантов, а также демонстрацию товаров торговцев и ремесленников. Он также использовался для обучения солдат, поэтому мог быть местом как казней, так и восстаний. Еще в начале 20 века его использовали для публичного развешивания. Самое главное, султаны проводили церемонии обрезания для своих сыновей и свадебные церемонии для дочерей. Церемония обрезания, которую Мурад III провел для своего сына Мехмеда в 1582 году, длилась 55 дней. Как и прежде в Византии, эти церемонии могли продемонстрировать публике силу империи и могущество султана.

Хотя Ипподром лежал в руинах, большая его часть все еще была нетронутой, когда османы захватили Константинополь. Однако его оставшиеся колонны и камни были использованы при строительстве таких зданий, как дворец Топкапы и мечеть Сулеймание. Первым крупным изменением в этом месте стало строительство дворца для Ибрагима-паши. Возможно, грек по происхождению, Ибрагим-паша воздвиг группу статуй, привезенных им из недавно завоеванной Венгрии. Говорят, что по заказу венгерского короля Матиаса Корвинуса они представляли Геракла, Диану и Аполлона. Последним существенным изменением в этом районе стало строительство мечети Султана Ахмеда, которая покрыла руины частей ипподрома и Большого дворца, в результате чего уровень ипподрома поднялся почти на 5 метров. Раскопки в 1950 раскрыли часть сидячих мест на ипподроме. Позже в результате незаконных раскопок в саду мечети Султана Ахмеда были обнаружены еще несколько сидячих мест. Сиденья, в том числе мраморная скамья со спинкой, а также колонны все еще можно найти в садах мечети Султана Ахмеда. В 1900 году в память о визите кайзера Вильгельма II в Константинополь вокруг места карцеров был сооружен Немецкий фонтан. Он был построен в неовизантийском стиле с золотыми мозаиками и колоннами.

Ипподром в Константинополе

«Все вдоль одной стороны этого места была стена, которая, несомненно, была пятнадцати футов высотой и десятью шириной; на этой стене были статуи мужчин, женщин, лошадей, волов, верблюдов, медведей и львов, а также многих видов зверя, отлитого из меди, которые были так хорошо сделаны и так естественно сложилось так, что не было мастера-ремесленника ни в христианской, ни в языческой землях, которые знали, как лепить или формировать статуи так искусно, как эти статуи были созданы. А раньше играли магией. Но они уже совсем не играют. И франки выглядели на этих Играх Императора в изумлении, когда они их увидели».0003

Роберт де Клари, Завоевание Константинополя (ХС)

Доверчивое удивление простого рыцаря в Четвертом крестовом походе может быть воображаемый. Две трети богатства весь мир, удивлялся он, будто бы находится в Константинополе, а другая треть рассеяна по всему миру (LXXXI). Тысячелетием раньше, в н.э. 196 г. Септимий Север приказал разрушить греческую колонию Византия до основания. за поддержку своего соперника Песценниуса Нигера. После трехлетней осады г. во время которого отчаявшиеся жители обрушились на римлян «камни из театров и целые бронзовые кони и бронзовые статуи» (Дион,

Римская история , LXXIV.12.4), Византия была разрушена, а ее стены снесены вниз, «лишенный своих театров и бань и, действительно, из всех украшений город, теперь только деревня» (Геродиан, История Римской империи , III. 6.9). В конце концов, Византия была восстановлена ​​согласно римская модель с новыми общественными сооружениями, включая форум и базилику, улицы с колоннадами, бани и цирк или ипподром. Но Северус умер в 211 году нашей эры, и эти монументальные проекты Ипподром еще недостроен.

18 сентября 324 г. н.э. в битве из Хрисополя Константин победил своего соперника Лициния. стать единоличным правителем Римской империи. Через два месяца через Босфор на европейском берегу, он основал свою новую столицу Константинополь. Он завершил Ипподром, увеличение кавеи или зоны отдыха и «украшение это с работами из бронзы и со всем совершенством, и сделано в это шкатулка для царского обозрения по подобию той, что в Риме» ( Хроник Пасхальный , Олимпиада 277). Дворец тоже был построен рядом с трассой, которую можно было увидеть из кафизмы или императорской ложи. И отпраздновать посвящение своего нового города в 330 году нашей эры, который Константин провозгласил в Новом Риме были гонки на колесницах.

Скульптуры и предметы старины продолжали накапливаться до тех пор, пока времен Юстиниана (527-565 гг. н.э.), который предоставил двух лошадей из Храм Артемиды в Эфесе. Это сознательное подражание Цирк Максимус в Риме придал ипподрому определенную патину возраста и респектабельность. Кроме того, грабеж народов имел большое значение. символическое значение. Помимо обогащения государства, spolia продемонстрировал господство победителя над побежденным и усиливало унижение поражение и реальность господства.

De Signis Никиты Хониата — это экфрасис, формальное описание работ. искусства, которым завершается его Анналы . Написано в изгнании после разграбления Константинополь в 1204 году, это скорбный записи о разрушениях Византии и культурных потерях в результате вторжения Крестоносцы, в том числе передышка Геркулеса Trihesperos после финала труд, работа. Дело в том, что латинские захватчики разрушили то самое, что они заявил, что восхищается тем, что так обескураживает и сбивает с толку Хониата.

В этом случае Геракла, однако, колоссальная статуя не была разрушена полностью, но перевернутый. «Они который отделил мужественность от соответствующих добродетелей и заявил это для себя не позволило этому великолепному Гераклу остаются нетронутыми, и они несут ответственность за гораздо большие разрушения» ( Анналы, 650).

Никита рассказывает странную историю императрицы Евпросины, жена Алексея III, которая, озадаченная магией и прорицанием, приказал высечь статую Геракла. И у нее была морда калидонский вепрь, который тоже стоял на ипподроме, рубил выкл (519). Изуродовав клыки кабана, население было считались неспособными атаковать своих правителей. Этот такое же качество симпатической магии, как страх и суеверие что породили языческие статуи, можно увидеть в удалении самого вепря с ипподрома в 1203 году императором Исаак II Ангелус, поместивший его во дворце «по вере что он мог таким образом упредить натиск свинского и безрассудного населения города» (558 г.

). Там, в безопасности под контроль, толпа была бы лишена страстей, которые она воплощала. Старый, слепой и суеверный, он должен был быть восстановлен на троне крестоносцев и княжить со своим беспутным сыном Алексеем.

Это представление о том, что древние языческие статуи все еще смутно вредоносны (действительно, для отцов ранней церкви они были жилищем бесов), снова было продемонстрировано, что того же года, когда, встревоженные приближением крестоносцев, население Константинополь «разбил статую Афины, стоявшую на пьедестале на форуме Константина, ибо казалось глупая толпа, которую она манила к западным армиям» (558). Никита продолжает, что бронзовому колоссу было тридцать футов высотой и что толпа, «совершенно не ведавшая о ориентация сторон компаса утверждала, что статуя смотрела на запад и рукой манила западное армии», неправильно понял тот факт, что правая рука богиня на самом деле указывала на юг. Статуя была отождествлялся Фидием с различными Афинами, в том числе с

Парфенос (фигура богини в Парфеноне), Промахос (рисунок на Акрополе) и Lemnia (посвященный гражданами Лемноса, также на Акрополе), но без определенного можно составить ассоциации.


Одна греческая бронза пережила и жадность латинской крестоносцами и турецкими завоевателями, возможно, потому, что был преобразован в фонтан: Змей Колонка от Delphi.


Сейчас просматривается парк в районе Султанахмет в Стамбуле, Ипподром (вверху) выше с северо-востока. На переднем плане обелиск Феодосия I, который он воздвигнут на позвоночнике

в 390 г. н.э. (Марцеллин, 390). На все четыре стороны мраморного основания — рельефы императора и его семья в кафизме Ипподрома смотрят игры, готовясь короновать победителя или принимая дань уважения заключенных. Не так сразу бросаются в глаза два дополнительных рельефы на уровне земли трассы. Один, выше, изображает сама колонна фактически поднимается. Что только этот раздел в рельефе просматривается монолит из красного гранита, где иероглифы обрываются в том же месте, что и на обелиске. В нынешнем виде обелиск, вероятно, составляет около двух третей его первоначальная высота.

На противоположной стороне базы находится второй рельеф, который показывает четыре

квадриги , мчащиеся вокруг позвоночника , с мета (поворотный пост) либо конец. Таблица над спиной показывает, что победителем является коронован и с обеих сторон триумфальный круг верхом на коне, завершающий с цифрами, приветствующими его победу. На двух других гранях надписи, одна из которых на латыни гласила, что «поскольку все вещи уступают Феодосию и его вечному потомству, я был покорил и покорил в три раза по десять дней и поднял на высокие небо по совету Прокла [префекта города]» и, на противоположной стороне по-гречески: «Это был только Император Феодосию, которому удалось поднять четырехгранную колонну, когда-либо лежал как бремя на земле. Он передал задачу Проклу, и так за тридцать два дня воздвиглась огромная колонна».0003

Бассет утверждает, что Феодосийский обелиск был одним из пара, возведенная Тутмосом III в храме Амона в Карнаке (Фивы), обе из которых, вероятно, были взяты Константином, одна чтобы украсить Рим, другой Константинополь.

Аммиан Марацеллин рассказывает об одном обелиске, перевезенном в Александрию Константина, который намеревался установить его в Константинополе. Но император умер в 337 году нашей эры, и монолит, самый большой в мир, томился там ( Римская история , XVII.4). Двадцать лет спустя, когда его сын Констанций II посетил Рим, он дивился его чудесам и был «полон решимости добавить к красотам города установка обелиска в Большом цирке» (XVI.10). В том же году, в 357 г. н.э., обелиск из красного гранита был перевезен в Рим на огромной барже, а затем тащили на санях в город, где он был возведен на спине , чтобы присоединиться к одному привезен из Гелиополя Августом в 10 г. до н.э.

На заднем плане второй памятник, Константину VII Порфирогенит. Предположительно, он был установлен после обелиска Констанция были возведены в Риме, так что Константинополь, как преемник этого города, будет и второй памятник. И так как обелиск Августа занимал центр

спины, поэтому обелиск Феодосия отмечает центральное положение Ипподром. То, что он не выглядит таким образом, объясняется тем, что изогнутый конец курса (Sphendone) находится дальше по трассе, теперь его почти не видно за зданиями современного города.


«Также опрокинулся Геракл…. Он уперся левым локтем в левую ногу согнуты в коленях; глубоко подавленный и оплакивающий свои несчастья, он держался за склонив голову на ладонь, раздраженный трудами Эврисфея. задумано не от острой необходимости, а от зависти, надмеваемой избытком судьба. Он был толст в груди и широк в плечах, с кудрявыми волосами; толстый в ягодицах, сильный в руках, он был несравненным шедевром вылеплены от первого до последнего рукой Лисимаха [Лисиппа] и изображены в масштабе, который художник должен был приписать настоящий Геракл; статуя была настолько велика, что ей понадобился шнур размером с пояс мужской, чтобы обхватывать большой палец, а голень была величиной с человека» (

Анналы, 650).

Как минимум две статуи Геракла стояли на Ипподроме. Фигура силы и стойкости в выполнении своих двенадцати подвигов, один показал, как он борется с Немейским львом, другой, Геракл Тригесперос , сидит измученный после чистки Авгиевых конюшен. (Эпитет относится к три ночи понадобилось Зевсу, чтобы зачать его.) Работа Лисипп из четвертого века до нашей эры (греческий скульптор, выполнил Apoxyomenos ), Тригесперос был колоссом высотой шестьдесят футов (Плиний, Natural History , XXXIV.40). Он стоял на акрополе Тарента на юге Италии до 209 г. до н.э., когда в наказание за то, что встал на сторону Ганнибала против Рима во Второй Пунической войны, он был доставлен в Рим Фабием Максимом и посвящен Капитолий (Плутарх, г. Жизнь Фабия Максима г., XXII.6; Страбон, VI.3.1). Там он оставался до консульства Юлиана, когда в 325 г. перевезены на корабле и повозке в Византию ( Парастаз , ХХХVII; также Суда , «Базилика»). Просто годом ранее Константин победил своего соперника Лициния и стал единоличным правителем. Римской империи, и статуя была перенесена в то место, которое станет его новым столицы, сначала к базилике, а затем (незадолго до того, как она сгорела в 476 г. н.э.) к ипподрому.

Считается, что статуя изображает Геракла, устало отдыхающего после завершения его пятый подвиг, чистка авгиевых конюшен (ср. Аполлодор, Библиотека , II.5.5; Диодор Сицилийский, Историческая библиотека , IV.13.3; Павсаний, Описание Греции , Т.1.9-10; Гигин, Басни , ХХХ). Хотя поза немного другая, то же чувство усталости. очевидно в Боксер , эллинистической бронзовой скульптуре в Палаццо. Массимо алле Терме (Рим).


Ссылки : «Ипподром в Византии» (1948) Rodolphe Guilland, Speculum , 23 (4), 676-682; Хроники Марцеллина (1995) в переводе Брайана Кроук; «Древние статуи в средневековом Константинополе» (1924) Р.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *