Иосифляне нестяжатели: Иосифляне и нестяжатели — урок. История, 7 класс.

Спор иосифлян и нестяжателей – краткая таблица-сравнение, последствия и участники

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 311.

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 311.

Спор иосифлян и нестяжателей связан с религиозной жизнью Великого княжества Московского на рубеже 15-16 вв. Его участники отстаивали разные точки зрения на организацию монастырей.

Суть взглядов

Нестяжанием называли один из монашеских обетов, он был связан с бедностью. Одним из лидеров движения нестяжателей во второй половине XV века стал Нил Сорский. Он совершил паломничества в Палестину, в Константинополь и на гору Афон, познакомился с монашеским бытом и, вернувшись в русские земли, основал скит под Вологдой, который в последствии превратился в Нило-Сорскую пустынь.

Рис. 1. Нил Сорский.

Он написал несколько литературных произведений, в том числе “Устав о скитской жизни” и на рубеже XV-XVI веков выступил против землевладельческих прав церкви. Его последователи стали выступать против:

  • Пышности церкви.
  • Казней еретиков.
  • Вмешательства церкви в дела государства и наоборот.

Противником нестяжателей стали иосифляне, их название связано с деятельностью Иосифа Волоцкого. Он в 1479 году основал около Волоколамска Иосифо-Волоцкий монастырь, написал книгу “Просветитель” и несколько посланий и обличений в адрес еретиков – жидовствующих. В них он дискутировал с Нилом Сорским, отстаивал противоположные позиции:

  • Законность монастырского землевладения.
  • Строительство пышных храмов с богатыми иконостасами.
  • Требование казней еретиков.

Суть спора двух направлений в рамках православия конца XV века свелась к дискуссии о бедности и богатстве церкви. Нестяжатели своими взглядами напоминали появившихся в Европе в XVI веке протестантов, которые также выступали против богатого убранства соборов и монастырского землевладения.

Рис. 2. Иосиф Волоцкий.

Результат полемики

Итогом дискуссии между двумя направлениями стал церковный Собор 1504 года.

Он прошел в последний год правления великого князя Ивана III и победила точка зрения иосифлян. Их сторонники набирали силу в XVI веке. Исключением стал короткий период нахождения на должности митрополита Иоасафа в 1539-1541 годах.

Таблица-сравнение будет способствовать лучшему пониманию материала:

Движение

Нестяжатели

Иосифляне

Лидер

Нил Сорский

Иосиф Волоцкий

Приверженцы

Максим Грек

Старец Филофей из Пскова

Взгляд на церковное землевладение

Против, жизнь в монашеских скитах

Церковь нуждается в землях для распространения своих идей и благотворительности

Отношение к ересям

Против казней еретиков

Поддержали казни

Убранство церкви

Скромное

Пышное

К известным иосифлянам XVI века относится монах из Пскова Филофей. Он стал популяризатором концепции “Москва-Третий Рим” в 1523-1524 годах. Саму идею он взял из трудов митрополита Зосимы, которые относятся к 1490-1494 годам.

Рис. 3. Иосифо-Волоцкий монастырь.

Что мы узнали?

Кратко о иосифлянах и нестяжателях можно узнать из школьного курса истории 7 класса. В споре двух течений победили иосифляне. Усиление их влияния в рядах церкви совпало с переходом от княжеский власти к царской.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Алмас Мухамеджанов

    5/5

Оценка доклада

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 311.


А какая ваша оценка?

Нестяжатели и иосифляне — Исторические заметки — LiveJournal

?
Нестяжатели и иосифляне[Jan. 2nd, 2011|03:58 pm]

Исторические заметки


Во второй половине 15-го — в 16-м веке двумя главными течениями в русской православной церкви было нестяжательство, основоположником которого был Нил Сорский, и иосифлянство, идеологом которого был Иосиф Волоцкий. Течения эти были прямо противоположны друг другу, что не помешало канонизировать обеих их руководителей.

Иосифа Волоцкого — победителя в споре с нестяжателями, канонизировали через 64 года после смерти (в 1579 г.), а вот точная дата канонизации Нила Сорского как общерусского святого неизвестна (вероятнее всего — вторая половина 18 века), что, вообще, достаточно редкий случай (подробнее про исследования, связанные с его канонизацией, можете прочитать тут и тут).

Водораздел между иосифлянами и нестяжателями проходил по отношению к церковному имуществу.
Согласно правилам, установленным Нилом Сорским в основанным им Нило-Сорской пустыни, скит не мог рассчитывать на чей-то чужой труд, нельзя было приобретать никакую собственность, даже на заработанное своими руками.

Это жесткое требование Нил (а затем и его преемники) распространял на весь монастырь: не полагалось братии владеть ни землей, ни селами. Всё это и называлось «нестяжательством».

Иосифляне же являлись сторонниками приращения церковных богатств. Также они продвигали идею «божественного происхождения» царской власти и преемственности Русского государства от Византии, оставшегося единственным оплотом православия после падения Константинополя в 1453 г. и фактически стали официальными идеологами самодержавия (монах Филофей, выдвинувший знаменитый тезис — «Москва — Третий Рим» принадлежал к иосифлянам).

Различным было и отношение по вопросу смертной казни еретиков. Если иосифляне безусловно выступали за смертную казнь для них, то нестяжатели исходили из того, что такие меры противны духу Евангелия и несогласны с природой Церкви, которая не должна действовать средствами мира сего: насилием, страхом и т.д.

В идеологическом споре иосифляне победили — нестяжатели были осуждены на церковном соборе 1531 г. , а многие их сторонники казнены или отправлены в ссылку.

Подробнее про Нила Сорского и Иосифа Волоцкого можно в материалах Б.Н. Путилова, выложенных на нашем сайте:

Нестяжатели и Нил Сорский

Иосифляне и Иосиф Волоцкий

Comments:
From: ostaev
2017-12-17 06:22 pm (UTC)

«нестяжатели» и «иосифляне»

Вы, простите меня, крайне ущербно, примитивно и главное неверно рассказали в своей заметке о сущности «спора» между так называемыми «нестяжателями» и «иосифлянами». Очевидно вы черпали информацию из антицерковных статей и брошюр советского периода. А теперь по существу: Во-первых, Вы изволили назвать «нестяжательство» и «иосифлянство» «двумя главными течениями в русской православной церкви». Никогда таких «течений» в церкви не было. Были два типа монастырского делания общежительный тип, строителем которого Являлся Иосиф Волоцкий, и скитской тип монастырского устройства, который представлял собой монастырь преп. Нила Сорского. Во-вторых, противоречиий между двумя этих типов не больше, чем между ростком и деревом. Один тип является продолжением другого. Сначала монах поселяется в скиту, ведёт отшельнический образ жизни, потом вокруг его кельи поселяются его ученики, которые возрастая духовно превращают монастырь из скита в общежитие, потом общежительный монастырь делается лаврой (от греч. Λαύρα — городская улица, многолюдный монастырь) в котором духовно возросшие ученики, как семена с плодоносного древа рассеиваются по пустынным местам — скитам и плодоносный круг замыкается, вернее спиралевидно рассеивается по мiру…

Вассиан Патрикеев и нестяжатели — История русской литературы

 

 

 

В рубрике ::: XVI век

Иосифу Волоколамскому и Даниилу противостояли полемисты более самостоятельного характера. Самым талантливым из полемистов, выступавших против иосифлян, был, несомненно, Вассиан Патрикеев, князь, которого Иван III заставил принять монашество в Белозерском Кирилловском монастыре. В начале XVI века Вассиан стал основателем движения нестяжателей, выступавших против монастырей, владеющих землей. Учитель Вассиана, Нил Сорский, мало внимания уделял конкретным вопросам социальной организации. Подобно Иосифу Волоколамскому, он вел теоретические споры с еретиками, возможно, даже помог написать «Просветителя», проповедовал нравственное совершенствование монахов. Лишь к концу своей жизни, в 1503 году, Нил косвенно проявил свою точку зрения по практическим вопросам, поддержав Ивана III, когда тот на церковном соборе предложил лишить монастыри земли. Как именно Нил оправдывал эту поддержку князя, мы не знаем. В отличие от своего учителя, Вассиан был прежде всего полемистом и политиком. Он много писал о монастырском землевладении, доказывая, что монастыри не должны владеть «селами с крестьянами», а должны существовать на казенное пособие и свои труды. 28

Белое озероКирилловский монастырь. 16-17 века. Общий вид

И все же Вассиан не был ни еретиком, ни сторонником Реформации. В отличие от всех деятелей Реформации, он не подвергал сомнению учение отцов церкви и не нападал на монашество. Наоборот, он стремился ее усовершенствовать. Он также не поддерживал религиозную терпимость. Он согласился с тем, что еретиков следует наказывать. Он возражал лишь против массовых репрессий, которые стали применяться после 1504 г. не только против вольнодумцев, но и против их сторонников — как действительных, так и мнимых. Вассиан заявил, что к раскаявшимся еретикам, выступающим против смертной казни, можно относиться снисходительно. Иосиф Волоколамский утверждал, что для святых древности было все равно, «если бы грешник или еретик был убит руками или молитвой». На что Вассиан ответил, что сам Иосиф не поступал так, как святые древности: он не творил чудес и не желал быть связанным на костре с еретиками и остаться невредимым. «Мы приветствовали бы вас… как вы вышли из пламени», — писал он в ироническом послании к Иосифу Волоколамскому от имени «старцев святого Кирилла».

Белое озероКирилловский монастырь. Крепостная башня

Осмеяние было и самым сильным оружием этого князя-монаха в его полемике с митрополитом Даниилом, который судил Вассиана церковным трибуналом (в результате чего тот был признан виновным и впоследствии предан смерти). В ответ на обвинение Даниила в том, что Вассиан не считает Макария Калязинского и других недавно канонизированных Церковью чудотворцев святыми, Патрикеев заметил с притворной простотой: «Я знал его, простого человека; …а чудотворец он или нет, решать вам…» Даниил возразил, что в таком случае всякий может быть святым, царем или священником, «вольным или холопом». — Это, сударь, знаете только Бог и вы и ваши чудотворцы, — ответил Вассиан с ядовитым смирением.

Белое озероКирилловский монастырь. Укрепления

Ирония — не единственная черта полемического письма Вассиана. В спорах со своими противниками он тоже мог быть чрезвычайно торжественным и красноречивым, например, когда обвинял стяжателей в алчности и в притеснении их «убогих братьев» — крестьян: «Господь говорит: дай нуждающимся». писал Вассиан, противопоставляя этому новозаветному завету поведение помещиков, которые вымогали у крестьян все новые и новые проценты и прогоняли с их земли нищих должников с женами и детьми, «отняв у них корову и лошадь».

букмекерских контор

« Максим Грек ||| Даниил »

 

Иосифо-Волоцкий монастырь — подробное описание и фото. Карта мест, туристические маршруты

Москва, Центр, Россия

Свято-Успенский Иосифо-Волоцкий мужской монастырь — один из красивейших монастырей Подмосковья. Он расположен в 130 км к северо-западу от Москвы, по Новорижскому шоссе. Монастырь является ставропигиальным, то есть подчиняется непосредственно Патриарху Русской Православной Церкви.

Иосифо-Волоцкий монастырь основан в 1479 году. Учитывая его расположение к западу от Москвы, в монастыре почти сразу начали возводить каменные храмы, а также мощные крепостные стены и башни. Он стал крепостью. На протяжении нескольких столетий Иосифо-Волоцкий монастырь был причастен не только к религиозным, но и к политическим событиям России. На той же дороге находится Новоиерусалимский монастырь.

Преподобный Иосиф Волоцкий

Преподобный Иосиф Волоцкий (в миру Иван Санин) родился в 1439 г.в селе Язвище под Волоколамском. Он много сделал для церковного просвещения и борьбы с ересью. Он также много сделал для того, чтобы объединение Руси в единое государство под властью князя Ивана III Московского произошло как можно бескровнее. В частности, он способствовал примирению князя Ивана III с братьями во время нашествия войск хана Ахмата и Стояния на реке Угре в 1480 году, после чего на Руси окончательно закончился период монголо-татарского ига.

Сначала Иосиф Волоцкий был послушником Пафнутьево-Боровского монастыря, где прожил 18 лет. После кончины преподобного Пафнутия он был назначен игуменом монастыря. Он попытался ввести более строгий устав монастыря, но большая часть монахов его не приняла, поэтому Иосиф Волоцкий ушел странствовать на два года. В этот конфликт вмешался князь Иван III, и Иосиф снова стал игуменом, но лишь ненадолго. В то время он уже решил основать свой монастырь близ села Теряево, в 20 километрах от Волоколамска. В 1479 г., строительство монастыря началось при слиянии рек Сестра и Струга.

Иосиф Волоцкий был известным богословом и проповедником. Книгопечатания в те годы не было, поэтому почти каждый монах в своем монастыре переписывал старинные книги. Библиотека Иосифо-Волоцкого монастыря в те годы была одной из богатейших в России. Иосиф Волоцкий лично написал книгу «Просветитель», где затронул самые острые темы церковного устройства.
Иосиф Волоцкий умер в 1515 г., а в 1579 г.он был канонизирован. Такая быстрая канонизация говорит о его великих заслугах перед церковью. Мощи святителя хранятся в нижнем ярусе Успенского собора Иосифо-Волоцкого монастыря.

Храмы Иосифо-Волоцкого монастыря

Каменное строительство в монастыре началось практически сразу после его основания. Первый каменный храм был построен в 15 веке, но постройки того периода до наших дней не сохранились.

Соборы и церкви Иосифо-Волоцкого монастыря, сохранившиеся до наших дней, были построены в XVI-XVII вв. Старейшим зданием является Трапезная с Богоявленской церковью, построенная в 1505 году. Церкви построены в стиле московского барокко и имеют богатый внешний декор, фасад Успенского собора украшен старинными изразцами.

Успенский собор — главный храм Иосифо-Волоцкого монастыря. Первый деревянный собор был построен в 1479 г., но в 1484 г. на его месте был возведен каменный храм. В 1688 г. обветшавший собор был разобран, а на его месте воздвигнут огромный Успенский собор, сохранившийся до наших дней.

Каменные стены Иосифо-Волоцкого монастыря были построены в период с 1543 по 1566 год. Мощная стена и 9 башен делали монастырь не только монастырем, но и крепостью. Во время Великой Смуты монастырь выдержал длительную осаду польскими войсками, после чего стены были еще больше укреплены. Крепостные стены и башни, сохранившиеся до наших дней, были построены в 1677-88 гг.

Колокольня Иосифо-Волоцкого монастыря

У входа в Успенский собор находилась высокая колокольня, построенная в 1490 году. Некоторые историки считают эту колокольню прообразом колокольни Ивана Великого в Московском Кремле. возведен в 1505 году. Однако это преувеличение, так как высота колокольни Иосифо-Волоцкого монастыря в 15 веке достигала всего 17 метров. Итальянский зодчий Бон Фрязин, построивший колокольню Ивана Великого, имел свои прототипы в итальянских городах.

Колокольня Иосифо-Волоцкого монастыря построена в 1692-1694 гг. В результате его высота достигла 76 метров. Это была одна из самых высоких колоколен в России. Высота колокольни Ивана Великого составляет 81 метр, выше на Руси строить было запрещено. В это время появилось подобие двух колоколен.

Со временем у колокольни появился наклон, как у Пизанской башни или Наклонной башни в Невьянске. К 19 веку этот уклон достиг 1,5 метра. В 1847 году были проведены реставрационные работы. Мастерам удалось остановить рост уклона и стабилизировать фундамент.

Колокольня Иосифо-Волоцкого монастыря была взорвана 19 ноября 1941 года отступающими советскими войсками, посчитавшими, что она может служить хорошим ориентиром для немецкой артиллерии во время оборонительных боев. Сейчас от колокольни остались только руины высотой 5 метров, но есть планы по ее восстановлению.

Иосифо-Волоцкий монастырь в политических событиях

Учитывая, что Иосифо-Волоцкий монастырь был крепостью, он был причастен к политическим событиям страны. Все цари с 16 века приезжали в монастырь для паломничества. Здесь же были заключены многие известные люди того времени, в том числе царь Василий Шуйский. Во времена Великой Смуты все военные отряды стремились взять под контроль монастырь, который был важной опорной крепостью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *