Иоганн каспар гете: Иоганн Каспар Гёте, сын хозяина гостиницы «Вейденгоф» и императорский советник. Гёте. Жизнь и творчество. Т. I. Половина жизни

Содержание

Биография, стихотворения, драмы, лирика — Иоганн Вольфганг Гёте

Иоганн Вольфганг Гёте (Goethe) (28.8.1749, Франкфурт-на-Майне, — 22.3.1832, Веймар), немецкий поэт, мыслитель и естествоиспытатель. Выдающийся представитель Просвещения в Германии, один из основоположников немецкой литературы нового времени, разносторонний учёный.

Сын имперского советника, образованного бюргера, Гёте учился в Лейпциге (1765-1768) и Страсбурге (1770-1771), слушал лекции по юриспруденции и многим другим научным дисциплинам, включая медицину. В Страсбурге Гёте познакомился с И. Г. Гердером и стал участником движения «Бури и натиска». В 1775 году приехал в Веймар по приглашению герцога Карла Августа. Пренебрегая мнением двора, Гёте вступил в гражданский брак с работницей цветочной мастерской Кристианой Вульпиус. Великую французскую революцию принял сдержанно, но в сентябре 1792 года, в битве при Вальми, гениально определил всемирно-историческое значение победы революционных войск Франции: «С этого дня и с этого места начинается новая эпоха всемирной истории».

Важное значение имела для Гёте дружба с Шиллером (с 1794 года). В Веймаре Гёте руководил организованным им в 1791 году театром.

Ранние поэтические произведения Гёте (1767-1769) тяготеют к традициям анакреонтической лирики. Первый сборник стихов Гёте издал в 1769 году. Новый период его творчества начинается в 1770 году. Лирика Гёте периода «Бури и натиска» — одна из самых блестящих страниц в истории немецкой поэзии. Лирический герой Гёте предстаёт воплощением природы или в органическом слиянии с ней («Путник», 1772, «Песнь Магомета», 1774). Он обращается к мифологическим образам, осмысляя их в бунтарском духе («Песнь странника в бурю», 1771-1772; монолог Прометея из неоконченной драмы, 1773). Историческая драма «Гёц фон Берлихинген» (1773) отразила события кануна Крестьянской войны 16 века, прозвучав суровым напоминанием о княжеском произволе и трагедии раздробленной страны. В романе «Страдания юного Вертера» (1774) Гёте, использовав форму сентиментального романа в письмах, передаёт драматические личные переживания героя и в то же время создаёт картину немецкой действительности.

В драме «Эгмонта» (1788), начатой ещё до переезда в Веймар и связанной с идеями «Бури и натиска», в центре событий — конфликт между иноземными угнетателями и народом, сопротивление которого подавлено, но не сломлено; финал драмы звучит призывом к борьбе за свободу.

Десятилетие 1776-1785 — переходное в творческом развитии Гёте. Реакция на индивидуалистическое бунтарство обусловила мысль Гёте о необходимости самоограничения личности («Границы человечества», 1778-1781; «Ильменау», 1783). Однако верный героическим заветам гуманизма, Гёте утверждает, что человек способен к творческим дерзаниям («Божественное», 1782). В этом противоречивость мировоззрения Гёте. Поэт не мог полностью избежать гнетущего влияния отсталых социальных отношений. В конце 80-х годов 18 века оформляется концепция т. н. веймарского классицизма — особого варианта европейского и немецкого просветительства. В идее гармонии, воспринятой Гёте от И. Винкельмана и разработанной Гёте и Шиллером, утверждение идеала гармонической личности сочетается с программой постепенных реформ, происходит замена идей борьбы идеей воспитания, что в конечном счёте означало примирение с существующими порядками (драма «Торквато Тассо», 1780-1789, изд.

1790).

Языческо-материалистическое восприятие античной культуры ярче всего выражено в «Римских элегиях» (1790), прославляющих плотские радости. Позднее в балладе «Коринфская невеста» (1797) Гёте противопоставит это жизнеутверждающее язычество аскетической религии христианства. Трагедия «Ифигения в Тавриде» (1779-1786, изд. 1787) написана на сюжет древнегреческого мифа, идея трагедии — победа человечности над варварством. Великая французская революция получает непосредственное отражение в «Венецианских эпиграммах» (1790, изд. 1796), в драме «Гражданин-генерал» (изд. 1793), новелле «Беседы немецких эмигрантов» (1794-1795). Гёте не приемлет революционного насилия, но вместе с тем признаёт неизбежность социального переустройства. В эти годы он пишет сатирическую поэму «Рейнеке-Лис» (1793), обличающую феодальный произвол. В поэме «Герман и Доротея» (1797), написанной гекзаметром, по жанру близкой к идиллии, Гёте сталкивает тихий патриархальный уклад немецкого захолустья и «небывалое движение», развернувшееся за Рейном.

Крупнейшее произведение Гёте 90-х годов — роман «Годы учения Вильгельма Мейстера» (1793-1796, изд. 1795-1796). Сценические увлечения героя предстают как юношеское заблуждение, в финале романа он видит свою задачу в практической экономической деятельности. Фактически это означало примирение с отсталой немецкой действительностью. Яркость реалистических бытовых сцен, колоритность образов сочетаются в романе Гёте с надуманно загадочным финалом, изображением таинственных фигур и т. п. Автобиографическая книга «Поэзия и правда из моей жизни» (ч. 1-4. изд. 1811-1833) охватывает ранний период жизни Гёте, до переезда в Веймар, и критически оценивает бунтарство «Бури и натиска». «Итальянское путешествие» (т. 1-3, изд. 1816-1829) — замечательный художественный документ эпохи. В семейном романе «Избирательное сродство» (изд. 1809) Гёте поднимает вопрос о свободе чувства, но — под знаком отречения и верности семейным устоям. Роман «Годы странствий Вильгельма Мейстера» (ч. 1-3, 1821-1829), уже во многом связанный с традицией немецкого романтического романа, примечателен идеей коллективного труда, воплощённой как наивная утопия ремесленной общины.
Характерный для романтизма интерес к Востоку отражён в цикле «Западно-восточный диван» (1814-1819, издан в 1819 году), навеянном персийской поэзией. В публицистике последних лет Гёте, отвергая тевтономанию и мистические стороны немецкого романтизма, приветствует сборник народных песен Л. И. Арнима и К. Брентано «Волшебный рог мальчика» (1806-1808), высоко оценивает романтизм Байрона. В полемике против националистических тенденций, развившихся в Германии в период и после наполеоновских войн, Гёте выдвигает идею «мировой литературы», не разделяя при этом гегелевского скептицизма в оценке будущности искусства.

Трагедия «Фауст» (1-я ч. — 1808, 2-я ч. — 1825-1831) подводит итог развитию всей европейской просветительской мысли 18 века и предваряет проблематику 19 века. В обработке сюжета Гёте опирался на народную книгу о Фаусте (1587), а также на кукольную драму. В образе Фауста воплощена вера в безграничные возможности человека. Пытливый ум и дерзания Фауста противопоставлены бесплодным усилиям сухого педанта Вагнера, отгородившегося от жизни, от народа.

В процессе исканий Фауст, преодолевая созерцательность немецкой общественной мысли, выдвигает деяние как основу бытия. В произведениях Гёте нашли отражение гениальные прозрения диалектики (монолог Духа земли, противоречивые стремления самого Фауста). У Гёте снимается метафизическая противоположность добра и зла. Отрицание и скепсис, воплощённые в образе Мефистофеля, становятся движущей силой, помогающей Фаусту в его поисках истины. Путь к созиданию проходит через разрушение — таков вывод, к которому, по словам Чернышевского, приходит Гёте, обобщая исторический опыт своей эпохи. История Гретхен становится важным звеном в процессе исканий Фауста. Трагическая ситуация возникает в результате неразрешимого противоречия между идеалом естественного человека, каким представляется Фаусту Маргарита, и реальным обликом ограниченной девушки из мещанской среды. Вместе с тем Маргарита — жертва общественных предрассудков и догматизма церковной морали. В стремлении утвердить гуманистический идеал Фауст обращается к античности.
Брак Фауста и Елены выступает символом единения двух эпох. Но это единение лишь иллюзия — Елена исчезает, а сын их гибнет. Итогом исканий Фауста становится убеждение, что идеал надо осуществлять на реальной земле. При этом Гёте уже понимает, что новое, буржуазное общество, создаваемое на развалинах феодальной Европы, далеко от идеала. Поставленный перед сложным комплексом проблем 19 века, Гёте сохраняет просветительский оптимизм, но обращает его к будущим поколениям, когда станет возможным свободный труд на свободной земле. Во имя того светлого будущего человек должен действовать и бороться. «Лишь тот достоин жизни и свободы, Кто каждый день за них идёт на бой!» — таков конечный вывод, вытекающий из оптимистической трагедии Гёте.

Смерть Гёте, по словам Г. Гейне, обозначила конец «художественного периода» в немецкой литературе (понятие, означающее, что интересы искусства преобладали тогда над общественно-политическими).

В России творения Гёте изучались и переводились начиная с 18 в. В переводах принимали участие Василий Жуковский, поэты пушкинского круга, а также Федор Тютчев, К. С. Аксаков, Н. П. Огарев, Михаил Лермонтов, Афанасий Фет. Имеется 23 перевода 1-й части «Фауста». Первый перевод «Фауста» сделан в 1838 году Э. И. Губером. Лучшими признаны переводы Н. А. Холодковского и Бориса Пастернака

. Стихи Гёте переводили Н. Н. Вильмонт, В. В. Левик и др.

Широкую известность приобрели рисунки Эжена Делакруа к «Фаусту». На тему «Эгмонта» сочинил музыку Бетховен (1810). Шарль Гуно написал оперу «Фауст» (1859), Арриго Бойто — оперу «Мефистофель» (1868), Гектор Берлиоз — ораторию «Осуждение Фауста» (1846).

С. В. Тураев.

В области естествознания Иоганн Вольфганг Гёте выполнил ряд работ: по сравнительной морфологии растений и животных, по физике (оптика и акустика), минералогии, геологии и метеорологии. Наибольшее историческое значение имеют морфологические исследования Гёте. В труде «Опыт о метаморфозе растений» (1790) им прослежены признаки сходства в устройстве различных органов растений. В области сравнительной анатомии животных Гёте принадлежит открытие межчелюстной кости у человека (1784, опубликована в 1820 году одновременно с другими анатомическими работами в мемуаре «Вопросы морфологии», где, в частности, изложены представления Гёте о том, что череп состоит из слившихся позвонков). Ему принадлежит самый термин «морфология». Возражения Гёте

Исааку Ньютону, открывшему сложный состав белого света, были ошибочны, но его труды по теории цветов сохраняют историческое значение, главным образом в области физиологии и психологии зрения. Взгляды Гёте на единство строения растительного и животных организмов позволяют считать его одним из предшественников Ч. Дарвина.

Л. Я. Бляхер.

Основные разделы сайта:
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |

Гёте Иоганн Вольфганг (1749-1832)

Иоганн Вольфганг фон Гёте родился 28 августа 1749 года в немецком торговом городе Франк-фурте-на-Майне на улице Гроссер-Хиршграбен.

В автобиографической книге «Поэзия и правда» он так сказал о своём рождении: «Двадцать восьмого августа 1749 года, в полдень, с двенадцатым ударом колокола, я появился на свет во Франк-фурте-на-Майне. Расположение созвездий мне благоприятствовало…»

Отец писателя, Иоганн Каспар Гёте, имел звание имперского советника во Франк-фурте. Мать — Катарина Элизабет Гёте, дочь городского судьи Иоганна Вольфганга Текстора. Катарину выдали замуж в 17 лет за 38-летнего мужчину, и через год она родила первенца Иоганна Вольфганга. Мать Гёте родила ещё много детей. Выжили только Иоганн Вольфганг и его сестра Корнелия.

По словам Гёте, от отца он унаследовал скептицизм, страстность и честолюбие, а от матери — весёлость, общительность и фантазию.

Обучением детей занимался отец, обладавший угрюмым и педантичным нравом. Полученное наследство позволяло отцу семейства не работать. Каспар Гёте много путешествовал, собрал отменную библиотеку. И дети получили всестороннее домашнее образование, знали ряд языков.

Благодаря своей матери — через сказки на ночь и чтение Библии — соприкоснулись с миром литературы. В библиотеку отца доступ был совершенно свободным. Маленький Гёте много читал и любил спектакли огромных марионеток на Франкфуртской ярмарке.

По настоянию отца Иоганн отправился осенью 1765 года изучать юриспруденцию в Лейпцигский университет. 19 октября 1765 года шестнадцатилетний Иоганн Вольфганг Гёте стал студентом. Гёте получал от своего отца ежемесячное пособие в 100 гульденов, что позволяло ему безбедно существовать.

Иоганн Вольфганг не особенно интересовался юриспруденцией, хотя его отец очень хотел видеть в сыне юриста, а полюбил лекции знаменитого немецкого баснописца Христиана Геллера о поэзии.

В июне 1768 года Гёте тяжело заболел, вынужден был уехать из Лейпцига и вернуться домой во Франкфурт.

Первый сборник стихов Гёте под названием «Новые песни» вышел в 1769 году.

В апреле 1770 года по настоянию отца Гёте отправился в Страсбург для продолжения учёбы. Здесь он познакомился с Иоганном Готфридом Гердером, интересным человеком, богословом, искусствоведом и литератором. Под его влиянием Гёте обратился к народной поэзии: стал собирать стихи и песни, а в собственном творчестве использовал темы немецкого фольклора.

Гуляя по окрестностям Страсбурга, Гёте познакомился с Фридерикой Брион, дочерью священника, и влюбился в неё. Ей посвящены «Зезенгеймские песни», «Здравствуй и прощай», «Майская песня», «Степная розочка». В 1771 году Гёте уехал во Франкфурт и оттуда отправил Фридерике прощальное письмо.

Летом 1771 года Гёте наконец представил к защите свою диссертационную работу — о взаимодействиях государства и церкви. Диссертация не понравилась, но Гёте всё же получил степень лиценциата, промежуточную между степенью бакалавра и доктора (в средневековых университетах).

И в мае 1772 года 23-летний Гёте приехал в старинный германский город Вецлар, где находился Имперский камеральный суд — высший судебный орган Священной Римской империи, чтобы пройти здесь профессиональную практику.

В 1773 году Гёте пишет пьесу о швабском рыцаре «Гёц фон Берлихинген с железною рукою», принёсшую ему первый литературный успех.

В Вецларе происходит знакомство Гёте с Шарлоттой Буфф. Гёте влюбляется в прекрасную образованную девушку, но она не отвечает ему взаимностью. Сердце Иоганна разбито. История отношений Гёте и Шарлотты (Лотты) легла в основу романа «Страдания юного Вертера». Роман принёс автору всемирную славу.

Осенью 1775 года во Франкфурте Гёте впервые встретился с 18-летним герцогом Саксен-Веймарским Карлом Августом и по его приглашению переехал к веймарскому двору, где и прожил свою дальнейшую жизнь.

Гёте хорошо приняли при дворе, поручили курировать дворцовый театр и служить советником герцога. Проведение реформ, борьба с коррупцией, руководство Йенским университетом — всё это позволило Гёте претендовать на дворянский титул. С 1782 года его имя дополнено дворянской частицей «фон».

Работа оставляла совсем немного времени для творчества. В этот период Гёте занимается научными вопросами горнодобывающей и лесной промышленности и сельского хозяйства, геологии и минералогии, ботаники и остеологии.

Гёте-учёный собрал обширную палеонтологическую коллекцию послетретичных ископаемых, 18-тысячную коллекцию камней, разработал цветовой круг, который и по сей день используется и называется «Цветовым кругом Гёте».

В 1782 году Гёте написал всемирно известную теперь балладу «Король эльфов» — в стиле народного эпоса.

В сентябре 1786 года, устав от притворной жизни, Гёте внезапно для всех выехал в Италию и долго путешествовал. Всё это время он записывал свои впечатления в дневнике, что впоследствии дало ему возможность написать своё «Итальянское путешествие».

Вскоре после возвращения в Веймар Гёте влюбился в 23-летнюю модистку Иоганну Кристиану Софию Вульпиус. Мать не одобряла выбора сына. Кристиане не позволялся вход в высшее общество, и, хотя она переехала к Гёте и рожала ему детей, Кристиана оставалась в тени.

Гёте и Критиана Вульпиус поженились в 1806 году, а 19 октября 1806 года обвенчались.

14 июля 1789 года в частную жизнь европейцев вторглось событие мирового масштаба: парижские санкюлоты штурмовали Бастилию. Энтузиазм по отношению к революции объединил поначалу людей очень несхожих. Гёте же всегда оставался противником насильственных перемен. Бедствия революционных войн показаны в эпической поэме Гёте «Герман и Доротея» (1798).

В 1794 году Гёте особенно сблизился с Шиллером. Поэты стали издавать ежемесячный журнал «Оры», где проповедовали чистую гуманность, любовь к истине и красоте, отказываясь затрагивать временные политические интересы.

В 1808 году появилась в окончательном виде первая часть «Фауста», — самое гениальное и глубокое произведение Гёте.

В последние годы жизни Гёте был занят составлением своих воспоминаний, которые озаглавил «Поэзия и правда» и где правда переплетается с вымыслом. В старости Гёте особенно усердно занимался естественнонаучными трудами.

Вторая часть «Фауста» появилась к концу жизни поэта.

В 1832 году весной Гёте простудился во время поездки в открытой карете на консультацию к врачам.

22 марта 1832 года великий поэт умер в Веймаре.

 

Интересные факты из жизни И.В. Гёте. Подробнее

Высказывания о И.В. Гёте. Подробнее

Крылатые слова И.В. Гёте. Подробнее

Книги из фондов библиотек ЦБС. Подробнее

Иоганн Каспар Гёте (1710-1782) — Мемориал «Найди могилу»

Мемориал успешно обновлен.

Да, больше никакой рекламы! Мемориал был успешно спонсирован.

Ваши предложения отправлены и будут рассмотрены менеджером мемориала.

Ваше редактирование не содержит изменений по сравнению с оригиналом.

Спасибо! Предложенное вами слияние отправлено на рассмотрение.

Теперь вы являетесь управляющим этого мемориала.

Спасибо за помощь в поиске могилы!
Вы можете запросить передачу до 250 000 мемориалов, находящихся под управлением Find a Grave. подробнее
Вы приближаетесь к лимиту передачи мемориалов, управляемых Find a Grave.
подробнее

Запрос фото успешно отправлен.

Запрос на фотографию успешно удален.

Не удалось удалить запрос на фото. Попробуйте позже.

Мемориал успешно перенесен

Как менеджер этого мемориала вы можете добавить или обновить мемориал, используя кнопку Редактировать ниже. Узнайте больше об управлении мемориалом .

Запрос на фотографию выполнен.

Вы уверены, что хотите сообщить администраторам об этом цветке как оскорбительном или оскорбительном?

Об этом цветке было сообщено, и он не будет отображаться во время проверки.

Не удалось сообщить о цветке. Попробуйте позже.

Вы уверены, что хотите удалить этот цветок?

Не удалось удалить цветок. Попробуйте позже.

Вы уверены, что хотите удалить этот мемориал?

Не удалось удалить мемориал. Попробуйте позже.

Проблема #index#:
Детали:
Сообщил:
Сообщено:

При удалении этой проблемы произошла ошибка. Попробуйте позже.


Проблема:

Управление кладбища не имеет записей об этом человеке Управление кладбища подтвердило, что это захоронение не опознаноЯ обыскал все кладбище и не смог найти могилуЯ обыскал указанный участок или участок и не смог найти могилуЭто захоронение находится в частной собственности или иным образом недоступенДругая проблема

Пожалуйста, выберите проблему

Детали:

Какой мемориал, по вашему мнению, является дубликатом Иоганна Гёте (54775093)?

Мы рассмотрим мемориалы и решим, следует ли их объединить. Узнайте больше о слияниях .

ID мемориала

Недействительный мемориал

Введите действительный ID мемориала

Вы не можете объединить мемориал сам с собой

Мемориал уже объединен

Мемориал уже удален

Вы уверены, что хотите удалить это фото?

Не удалось удалить фото. Попробуйте позже.

Закрывать

Добро пожаловать на страницу мемориала «Найди могилу»

Узнайте, как максимально использовать мемориал.

или больше не показывай — я хорошо разбираюсь во всем

Фотография на обложке и важная информация

Быстро узнайте, кому посвящен мемориал, когда они жили и умерли и где они похоронены.

Фотографии

Для мемориалов с более чем одной фотографией дополнительные фотографии появятся здесь или на вкладке фотографий.

Вкладка «Фотографии»

Все фотографии отображаются на этой вкладке, и здесь вы можете изменить порядок сортировки фотографий на памятниках, которыми вы управляете. Чтобы просмотреть фотографию более подробно или отредактировать подписи к фотографиям, которые вы добавили, щелкните фотографию, чтобы открыть средство просмотра фотографий.

Цветы

Цветы, добавленные к мемориалу, отображаются внизу мемориала или здесь, на вкладке Цветы. Чтобы добавить цветок, нажмите кнопку Оставить цветок .

Члены семьи

Здесь будут отображаться члены семьи, связанные с этим человеком.

Связанные поиски

Используйте ссылки под номером Подробнее… для быстрого поиска других людей с такой же фамилией на том же кладбище, в городе, округе и т. д.

Поддержите этот мемориал

Удалите рекламу с мемориала, спонсируя его всего за 5 долларов. Мемориалы, ранее спонсируемые или известные мемориалы, не будут иметь этой опции.

Поделиться

Поделитесь этим мемориалом в социальных сетях или по электронной почте.

Сохранить в

Сохранить в Древе предков, на виртуальном кладбище, в буфер обмена для вставки или печати.

Изменить или предложить изменить

Изменить мемориал, которым вы управляете, или предложить изменения менеджеру мемориала.

Оставьте отзыв

Спасибо за использование Find a Grave, если у вас есть какие-либо отзывы, мы будем рады услышать от вас.

Оставить отзыв

1 фото выбрано. ..

2 фото выбрано…

Превышен размер

Вы не можете больше загружать фотографии на этот мемориал

«Неподдерживаемый тип файла»

Загрузка…

Ожидание…

Успех

Ошибка

Это фото не загружено, т.к. в мемориале уже 20 фото

Это фото не загружено потому что ты уже Загрузил 5 фотографий в этот мемориал

Недопустимый тип файла

Загружается 1 фото

Загружается 2 фото

1 Фото загружено

2 Фото загружено

Добавил(а)

900 02 ОТЛИЧНЫЕ НОВОСТИ! На это кладбище есть 1 волонтер .

Извините! На это кладбище нет добровольцев. Продолжение этого запроса добавит оповещение на страницу кладбища, и любые новые добровольцы будут иметь возможность выполнить ваш запрос.

Введите числовое значение

Введите идентификатор мемориала

Год не должен быть больше текущего года

Недействительный мемориал

Повторяющаяся запись для мемориала

Вы выбрали этого человека в качестве члена своей семьи.

Сообщено!

Эта связь невозможна из-за сроков службы.

0% Завершено

Добавить заголовок Сохранено

Выберите тип фото

Могила

Лицо

Семья

Другое

Сохранено

Требуется Javascript: К сожалению, Find a Grave не работает должным образом без включенного JavaScript. Вам нужно будет включить Javascript, изменив настройки браузера. Научитесь включать это.

Лафатер, Иоганн Каспар (1741–1801) | Encyclopedia.com

Иоганн Каспар Лафатер, немецко-швейцарский поэт, физиогномист и теолог, родился в Цюрихе. Там он учился в гимназии у литературных критиков Иоганна Якоба Бодмера и Иоганна Якоба Брайтингера. Позже, в северной Германии, он посещал лекции протестантского пастора Иоганна Якоба Сполдинга, который под влиянием графа Шефтсбери и английских моралистов стремился примирить разум и чувство и подчеркивал моральную и религиозную совесть. Находясь в северной Германии, Лафатер также познакомился с Иоганном Георгом Зульцером, Моисеем Мендельсоном (которого он позже пытался обратить в христианство), драматургом Фридрихом Готлибом Клопштоком и другими известными людьми. Вернувшись в Цюрих в 1764 году, он занимал там различные должности в церквях с 1769 года.на. Он много путешествовал по Германии, был знаком со многими важными в культурном отношении людьми и был одним из самых востребованных и известных людей того времени. Как поэт он опубликовал сборник религиозных стихов Christlicher Lieder (1771 г.) и две эпические поэмы в стиле Клопштока: Иисус Мессиас (1780 г.) и Джозеф фон Аримафия (1794 г.). Из-за своей оппозиции правительству Цюриха Лафатер был вынужден переехать в Базель в 1796 году. Он вернулся только для того, чтобы быть раненным во время захвата Цюриха французами в 179 году.9. Он умер от этой раны в 1801 году.

Лафатер известен главным образом как физиогномист. Его теории были изложены в двух основных работах: Von der Physiognomik (Лейпциг, 1772 г. ) и Physiognomische Fragmente zur Beforderung der Menschenkenntnis und Menschenliebe (Физиогномические фрагменты для развития знаний и любви к человеку; 4 тома, Винтертур, Швейцария, 1775–1778). Над последней работой работали Иоганн Готфрид Гердер и близкий и давний друг Лафатера Иоганн Вольфганг фон Гёте. Лафатер заявлял о своей независимости от традиционной физиогномики, восходящей к временам Аристотеля, но его независимость была главным образом вопросом поверхностного знания традиции. Он поддерживал классическую точку зрения о том, что на форму человеческого тела влияет характер человека, и наоборот; но его критерии были непоследовательны и запутаны. Было две основные причины его беспрецедентного успеха: во-первых, его живая и простая манера изложения, следовавшая образцу «популярного философа»; и во-вторых, психология характера в основе его теории.

Лафатер подчеркивал «чувство» и такие духовные качества, как вдохновение и творческий гений, которые широко обсуждались в восемнадцатом веке. Родной язык гения, добродетели и мудрости можно было узнать, только изучая человеческую форму. Мерилом истины является человек. То, что гармонирует по форме с человеком и является его частью, есть то, что существует для него. Нет абсолютной истины, а есть только субъективное переживание. Поэтому чувство надо воспитывать, как оно есть у гения. Психология гения Лафатера, отводившая эмоциям место помимо разума, была важным связующим звеном между пиетизмом и сентиментализмом, с одной стороны, и Буря и натиск с другой. Лафатер подвергся резкой критике, особенно со стороны Георга Кристоффа Лихтенберга, но его прекрасно отпечатанные тома с иллюстрациями и его комплиментарные анализы различных влиятельных современных деятелей были широко прочитаны.

Как автор религиозной и религиозной литературы, Лафатер был не менее влиятельным. Его религиозные взгляды основывались на вере во внутренний свет, что делало его субъективизм мистической и сентиментальной антропоморфной теологией. Бог – это то, что удовлетворяет потребности человека. Библия исторически верна, но ее следует интерпретировать субъективно. Лафатер был твердо убежден в магической силе благодати и молитвы, сильно интересовался чудесами и пророчествами. Поэтому его тянуло к спиритуализму и месмеризму.

См. также Аристотель; Гёте, Иоганн Вольфганг фон; Гердер, Иоганн Готфрид; Лихтенберг, Георг Кристоф; Мендельсон, Моисей; Чудеса; пиетизм; Шефтсбери, третий граф (Энтони Эшли Купер); Зульцер, Иоганн Георг.

дополнительные работы по умывальнику

Aussichten in die Ewigkeit in Briefen an Zimmermann. 2 части. Цюрих, 1768–1769; 2-е изд. и 3-я часть, 1773 г.; 4-я часть, 1778 г.

Geheimes Tagebuch von einem Beobachter seiner selbst. 2 тт. Лейпциг, 1771–1773 гг.

Понтий Пилат oder die Menschen in allen Gestalten, oder die Bibel im Kleinen und der Mensch im Grossen. 4 части. Цюрих, 1782–1785 гг.

Натанаэль, oder die Göttlichkeit des Christenthums. Винтертур, Швейцария, 1786 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *