Иоанн III Васильевич: биография, «карьера» и подвиги во благо Руси
ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Реклама. |
ЛГ online
Далекий и близкий Ярослав Гашек
28.04.2023
К 140-летию со дня рождения и 100-летию со дня смерти выдающегося писателя. Эссе Александра БАЛТИНА.«Буханка» для Донбасса»: поздравим бойцов с Днем Победы!
22.04.2023
Писатели и все неравнодушные люди готовят для фронта микроавтобус со снаряжением.«Все нужно делать с любовью»
15.04.2023
В Президентской академии состоялась встреча студентов факультета журналистики с дипломатом Марией ЗАХАРОВОЙ.
ЛГ плюс
Русские идут, а это значит…
27.04.2023
В поэме Ирины БАТЫЙ говорится о самом главном для каждого жителя России.«Увидел тебя и не смог устоять…»
23.04.2023
В рассказах Марины ЗАВЬЯЛОВОЙ о самом главном говорится порой просто и обыденно.«Выпей из чаши печальных озер»
15.04.2023
Далеко не всякий поэт умеет так чувствовать природу, как Наталия КАТРУК.
Спецформат
Голос за стихи
01.05.2023
Предлагаем читателям выбрать один из трех поэтических сборников.«Главное в Сибири – это люди»
26.04.2023
Главное впечатление от Томска – это его жители, как считает писательница Вера БОГДАНОВА.От имажинизма до психиатрии
21.04.2023
Представляем три новинки, выпущенных российскими издательствами к ярмарке интеллектуальной литературы non/fictioNвесна.
Позиция
АЭС и Апокалипсис
29.04.2023
О международном контроле объектов атомной энергетики на территории Украины. Обращение генерал-майора Николая ТАРАКАНОВА.Поляки готовятся?
25.04.2023
Директор СВР Сергей НАРЫШКИН заявил, что все более острой для руководителей Польши становится тема геополитического передела.Имама Шамиля и его идеи надо защищать
19.04.2023
15 стран приняли участие в Первом Международном форуме имени Имама Шамиля. Форум послужил сближению народов и культур. Будет ли продолжение?
Настоящее прошлое
Перхавко Валерий
Теги: Иоанн III Васильевич , государь , Русь , история , биография
Оценка: 5. 6 — Голосов: 5
12+
Новости
- 02.05.2023
Цветаевский «Квартирник на Новинском»
Театр «МОСТ», возрождая самый задушевный жанр исполнительского искусства, изобретает свой собственный.- 01.05.2023
«Донбасс. Это моя земля»
Кафедра туризма Донецкого национального университета экономики и торговли проводит онлайн-мастерскую.- 30.04.2023
О «Песнях нашего полка»
В Музее Победы состоится концерт и церемония награждения финалистов всероссийского песенного конкурса.- 30.04.2023
Путь поэзии, поэзия пути
1 мая в отечественных социальных сетях стартует проект «Зарифмованные маршруты: Россия поэтическая».- 29.04.2023
Тайна бытия кроется в обыденности
Премия «Лицей» объявила длинный список номинантов 2023 года.
Все новости
Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.
Колумнисты ЛГ
Литература
Курсы кройки и шитья
У Бунина есть рассказ, написанный в эмиграции. Про слабость Гоголя к ярким жилет…
Культура
Явление Плетнёва
Событием музыкальной жизни столицы стало исполнение в программе Х Транссибирског…
Общество
Спор о корнях
Слово «русня» сегодня можно услышать на Украине часто и не только от радикалов. …
Литература
С младых ногтей
Зависть – плохое чувство, один из семи смертных грехов. Но оно так распространен…
События и мнения
Что за утечкой?
Объёмная утечка секретных документов Пентагона взбодрила наблюдателей с обеих сторон…
Иоанн III Васильевич, великий князь московский и всея Руси, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.
Том VIIпрофессор Александр Павлович Лопухин
Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том 7
Иоанн (Порфириев), архиепископ новгородский и псковскийИоанн IV Васильевич, Грозный
Скачать
epub fb2 pdf Оригинал: pdf25Мб
Иоанн III Васильевич, великий князь московский и всея Руси, называемый иногда «великим», старший сын Василия Васильевича Темного и Марии Ярославны, род. 22 января 1440 г., в день памяти Апостола Тимофея, почему и носил двойное имя Иоанн – Тимофей; занял великокняжеский престол 27 марта 1462 г. и управлял русской землей 43 года до самой своей смерти, последовавшей 27 октября 1505 г. Самым важным и славным делом всей жизни Иоанна было собирание и устроение Руси, которое велось под знаменем православной веры. Объединение Руси было в интересах церкви и государства, представители которых взаимно поддерживали друг друга в этом деле, – что́ видно из отношений Москвы к Новгороду.
Ревность по вере Иоанна, совмещенная с государственной прозорливостью и некоторыми недостатками самовластия, видим из его отношений к митрополитам и религиозным вопросам и нуждам, возникавшим в то время.
При митрополите Феодосии (1461–1464 г.), который известен своими мерами исправления вдовых священников и диаконов, псковичи просили в 1463 г. у великого князя особого от Новгорода епископа; но Иоанн, хотя был не расположен к новгородцам, отказал псковичам в их просьбе, посоветовавшись предварительно с митрополитом.
Последний написал чрез некоторое время грамоту псковичам, чтобы они давали доход и повиновались своему архиепискому. Вскоре Феодосий оставил митрополию, видя общее неудовольствие за свою строгость. Митрополит Филипп I (на московской кафедре с 1464–1473 г.), избранный в преемники самим Феодосием, согласно вышесказанному, помогал Иоанну в политическом подчинении Новгорода Москве, а также проявил стойкую заботливость об охранении уважения к православию при следующих обстоятельствах. В 1472 г. Иоанн вступил во второй брак с греческой царевной Софией Палеолог, племянницей двух последних греческих императоров Иоанна и Константина, – по предложению папы, который в своих целях послал с царевной кардинала Антония. Митрополит Филипп не допустил, чтобы папский легат имел торжественный въезд в Москву в преднесении креста. Это бракосочетание сделало Иоанна как бы наследником византийских императоров, в соответствии с тем мнением русских книжников, что и центр православия перешел из Константинополя в Москву.При том же митрополите Геронтие церковные власти узнали о существовании ереси жидовствующих, возникшей в 1470–71 г. в Новгороде от лжеучения жида Схарии. Главные пропагандисты жидовства новгородские священники Алексей и Дионисий, понравившиеся Иоанну в бытность его в Новгороде были в 1480 г. переведены на хорошие места в Москву (первый – в Успенский собор, второй – в Архангельский) и приобрели там себе видных покровителей в лице невестки великого князя Елены, супруги Иоанна младшего († 1490 г.) и государева думного дьяка Федора Курицына. Новгородский архиеп. Геннадий, бывший Чудовский архимандрит, случайно узнал, в конце 1484 г. о новой ереси и на свое донесение государю получил ответ «беречься, что бы то лихо в земли не распространилося». Геннадий разыскал только 4 виновных, но и те бежали в Москву. Там трое из них государем и духовным собором в 1488 г. были осуждены, подвергнуты градской казни и отосланы в Новгород; в то же время великий князь написал Геннадию грамоту с приказанием продолжать розыски еретиков и наказывать их по своему рассуждению церковной казнью, а для наказания градской казнью посылать к его наместникам. Исполнив все это, Геннадий для окончательного решения дела о еретиках отправил свои розыски в Москву, где они были оставлены без дальнейшего движения. На митрополичью кафедру по смерти Геронтия был даже избран тайный последователь ереси жидовствующих, симоновский архимандрит Зосима (с 1490–1494 г.). Тем не менее стараниями Геннадия и препод. Иосифа, игумена Волоколамского монастыря, был созван 17 октября 1490 г. собор, отлучивший от церкви 9 изобличенных и всех прочих еретиков. Иоанн не согласился казнить их смертью, а послал одних в заточение, других отправил к Геннадию для публичного позорного наказания. Порочная жизнь и суровость Зосимы, к тому же сильно заподозренного в еретичестве, были причиной его удаления с кафедры. Преемником ему был избран собором епископов указанный Иоанном кандидат – игумен Троице-Сергиева монастыря Симон (с 1495 – 1511 г.). В чине поставления нового митрополита принимал участие великий князь, который лично вручил Симону пастырский жезл, приветствуя его краткой речью и тем заявляя о своих царских правах по отношению к митрополиту. Что касается ереси жидовствующих, то она еще не заглохла; сам Иоанн, введенный в заблуждение, назначил архимандритом в новгородский Юрьев монастырь Кассиана, оказавшегося еретиком. Когда это открылось, препод. Иосиф лично убеждал великого князя принять решительные меры против еретиков: после смерти Федора Курицына и после того, как наложена была опала на партию Елены, невестки великого князя, и Димитрия, его внука, – не оставалось у еретиков сильных покровителей, и можно было очистить церковь от ереси. По приказанию Иоанна произведен был по городам строгий обыск; церковный собор 1504 г. по расследовании дела предал еретиков проклятию и большинством голосов настоял на необходимости казнить главных пропагандистов ереси; менее виновные были отправлены в заточение. Относительно последних возник вопрос, следует ли принимать их раскаяние; вопрос решался в утвердительном смысле препод. Нилом и его сторонниками и отрицательно – препод. Иосифом и его партией. Пред смертью Иоанн отдал приказание принимать раскаяние еретиков и освобождать их от заключения. Важно выяснить отношение великого князя Иоанна III к еретикам в виду того, что он сам как бы признавал себя виновным в попустительстве им и просил в этом прощения у владык и препод. Иосифа; по словам последнего, Иоанн даже говорил, что он знал о существовании ереси жидовствующих. Но как согласить это с несомненной религиозной ревностью великого князя? По объяснению академика Е. Е. Голубинского, Федор Курицын мог представить Иоанну себя и своих единомышленников, как людей, усвоивших только одну сторону жидовства, а именно – знание астрологии. Основание к такой догадке заключается в словах препод. Иосифа: «дерзновение имеяху к державному протопоп Алексей и Федор Курицын…, звездознанию бо прилежаху» (Просвет. , стр. 52).
Собор против жидовствующих 1504 г. был продолжением собора 1503 г., определившего не брать епископам платы за постановление на церковную степень и запретившего служение в миру вдовым священникам и диаконам. За нарушение первого соборного определения новгородский архиеп. Геннадий вскоре был лишен сана и заточен в Чудов монастырь.
Собор 1503 г. обсуждал еще одно важное дело об отобрании вотчин у монастырей и архиерейских кафедр, возбужденное препод. Нилом Сорским и угодное Иоанну с точки зрения государственных и его личных интересов. Известно, что по договору с новгородцами в 1478 г. великий князь взял 10 волостей от новгородского владыки и половину земли у 6 наиболее богатых монастырей; дополнительное обобрание новгородских церковных земель было произведено Иоанном в 1500 г. Но напрасно Иоанн целые три раза заставлял членов собора давать ему ответ по этому вопросу: в споре иосифлян с заволжанами на стороне первых были все симпатии высшей духовной иерархии. Не получив желанного ответа, великий князь издал 2 узаконения, по которым: наследниками признавалось право выкупа завещанной в монастырь земли, и 2) в новоприобретенных областях запрещалось отдавать и продавать в монастыри вотчины без доклада государю. Это было одно из последних дел великого государствования Иоанна III.
А. В. Попов
Иоанн (Порфириев), архиепископ новгородский и псковскийИоанн IV Васильевич, Грозный
Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. – Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 7: Иоанн Скифопольский — Календарь : с 18 рисунками и картами. — 1906. — VII, 892 стб., 893-913 с., [12] л. ил., портр., план.
Самый быстрый словарь в мире | Vocabulary.com
ПЕРЕЙТИ К СОДЕРЖАНИЮ
Иван III Васильевич великий князь Московский, чьи победы над татарами легли в основу единства России (1440-1505)
Иван Ив Васильевич первый царь России (1530-1584)
69″>бескорыстный, пренебрегающий своими преимуществами и благополучием по сравнению с другими
vena basilica вена, которая дренирует тыльную сторону кисти и предплечья и впадает в подмышечную вену
проповедник, отмеченный горячим или ревностным энтузиазмом по делу
универсальная вуалевая мембрана, первоначально полностью покрывающая молодой спорофор различных грибов, который разрывается при росте; представлен у зрелого гриба вольвой вокруг нижней части ножки и чешуей на верхней поверхности шляпки
Иван Павлов Русский физиолог, наблюдавший условные слюноотделительные реакции у собак (1849-1936)
2″>Ван Флек, физик США (1899-1980)
Эней Сильвий Итальянский папа с 1458 по 1464 год, известный своей неудачной попыткой возглавить крестовый поход против турок (1405-1464)
проявленное, ясно открытое разуму, чувствам или суждению
Атлантический парусник разновидность парусника
анафазный или относящийся к стадии митоза, известной как анафаза
вторжение на Иво кровавая и продолжительная операция на острове Иводзима, в ходе которой американские морские пехотинцы высадились и разгромили японских защитников (февраль и март 1945 г. )
фантазия жизнь воображаемая жизнь в фантастическом мире
venafacialis любая из нескольких вен, оттекающих от лица
Джон Ван Флек, физик США (1899-1980)
Avena sativa широко культивируется в регионах с умеренным климатом из-за съедобного зерна
фантазия жизнь воображаемая жизнь в фантастическом мире
инвазивный постепенно интрузивный без права или разрешения
Эвансвилл город на юго-западе Индианы на реке Огайо
Музеи Московского Кремля: — Шлем Ивана Грозного
Парадный зал Оружейной палаты
- Организаторы:
- Музей Московского Кремля, Королевская Оружейная палата в Стокгольме доспехи высокой исторической и культурной ценности.
Одним из самых выдающихся экспонатов музея является шлем русского царя Ивана IV. Он служил свидетельством древней исторической эпохи и достоин особого внимания своей интересной судьбой.
Шлем выкован из стали, украшен техникой чеканки и золотыми насечками. Имеет остроконечную вершину с шипом для крепления яловецкого флажка. В летописях XVI-XVII вв. такой головной убор упоминается как шелом или шолом шлемы.
Шлем не только идеально функционален по форме, но и исключительно декоративен. Его поверхность разделена на чередующиеся узкие участки-лепестки, инкрустированные цветами и растительными орнаментами из золота. Его корона украшена орнаментальными полосами с насечками в золоте, одна из которых имеет тонкий узор, имитирующий восточные надписи. Стиль оформления шлема, сходный с орнаментом турецкого оружия, свидетельствует о мастерстве русского мастера, владевшего искусством насечки и инкрустации золотом.
Между двумя орнаментальными полосами, расположенными вокруг венца, узкая надпись на древнерусском языке гласит: «ШЕЛОМ КНЯЗЯ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА СЫНА ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ВАСИЛИЯ ВАСИЛЬЕВИЧА ВСЕЯ РУСИ». По нему исследователи могут предположить, что шлем был выполнен до 1547 года — времени принятия великим князем Московским Иваном Васильевичем царского титула.
Существует несколько версий легенды о том, как этот шлем, выполненный в Оружейной палате Московского Кремля, стал экспонатом коллекции Королевской Оружейной палаты в Стокгольме. Он мог быть захвачен в Смутное время 1611-1612 годов и затем доставлен в Польшу, Варшаву, королю Сигизмунду. В 1655 году, когда войска Польши были разбиты шведской армией, он мог быть передан из Варшавы в Королевскую оружейную палату в Стокгольме в качестве экспроприированного трофея.
По другой версии шлем попал в руки шведов в 1574 году во время битвы у замка Лоде в Эстонии, когда шведские войска одержали победу над русской армией. Много трофеев было захвачено и с торжественной церемонией доставлено в Ревель. В течение многих веков драгоценные русские шлемы, доспехи, щиты и топоры бережно хранились в Оружейной палате короля Швеции Иоанна III и его брата Карла IX.