Горе от тумана: Грибоедов «Горе от ума» краткое содержание по действиям – читать пересказ комедии онлайн

Грибоедов «Горе от ума» краткое содержание по действиям – читать пересказ комедии онлайн

12 мин.

Александр Грибоедов

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 71324.

Обновлено 23 Декабря, 2021

О произведении

Александру Сергеевичу Грибоедову «Горе от ума» принесло всемирную славу. В этой комедии в сатирическом ключе представлены нравы московского дворянства 19 века. Основной конфликт разгорается между Чацким, представителем нового поколения дворян, и обществом Фамусова, в котором принято ценить не человека, а его чин и деньги. Кроме того в пьесе есть и любовный конфликт, участниками которого являются три персонажа: Софья, Чацкий и Молчалин. Эти сюжетные линии тесно переплетены и вытекают одна из другой. Краткое содержание «Горе от ума» по действиям поможет более детально разобраться в проблематике пьесы.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Место и время действия

События пьесы происходят в начале 1820-х годов на протяжении суток в Москве, в доме Фамусовых.

Главные герои

  • Павел Афанасьевич Фамусов – управляющий в казенном доме, отец Софьи. Для него главное в человеке – чин. Его очень заботит мнение света о нем. Фамусов боится образованных людей и просвещения.
  • Софья – 17-летняя дочь Фамусова. С колыбели воспитана отцом, т.к. мать ее умерла. Умная и смелая девушка, которая готова противостоять мнению общества.
  • Алексей Молчалин – секретарь Фамусова, который живет в его доме. Молчалив и труслив. Его, человека незнатного рода, пригрел Фамусов и дал ему чин асессора. В него влюблена Софья.
  • Александр Чацкий – рос вместе с Софьей. Был влюблен в нее.
    Затем отправился странствовать по свету на 3 года. Умен, красноречив. Предпочитает служить делу, а не людям.

Другие персонажи

  • Лизанька – служанка Фамусовых, которая помогает Софье сохранять в тайне свидания с Молчалиным.
  • Полковник Скалозуб – глупый, но очень состоятельный человек. Метит в генералы. Его прочат в супруги Софье.

А ещё у нас есть:

Краткое содержание

Действие 1

Первое действие пьесы «Горе от ума» начинается со сцены, где Лизанька, служанка в доме Фамусовых, просыпается в креслах с жалобами на то, что плохо спала. Причина в том, что ее хозяйка Софья принимала у себя друга – Молчалина. Лиза должна была проследить, чтобы встреча их осталась в тайне от остальных домочадцев.

Лиза стучится к Софье в комнату, откуда раздаются звуки флейты и фортепиано, и сообщает молодой хозяйке, что наступило утро и пора бы прощаться с Молчалиным, чтобы не быть застигнутой отцом.

Чтобы ускорить процесс прощания влюбленных, Лиза переводит часы. Они начинают бить.

Фамусов, отец Софьи, застает Лизу за этим занятием. В процессе разговора Фамусов явно заигрывает со служанкой. Их беседу прерывает голос Софьи, которая зовет Лизу. Фамусов поспешно удаляется.
Лиза начинает упрекать Софью в неосторожности. Софья прощается с Молчалиным. В двери появляется Фамусов. Он интересуется, зачем его секретарь Молчалин оказался здесь так рано. Молчалин утверждает, что он возвращался с прогулки и зашел к Софье только что. Фамусов гневно отчитывает дочь за то, что застал ее с молодым мужчиной.

Лиза рекомендует Софье быть осторожнее и поостеречься недобрых слухов. Но Софья их не боится. Однако Лиза полагает, что у Софьи и Молчалина нет будущего, ведь Фамусов не допустит брака своей дочери с небогатым и незнатным человеком. Самая выгодная партия для Софьи, по мнению отца, – полковник Скалозуб, который имеет и чины, и деньги. Софья отвечает, что лучше утопиться, чем выйти замуж за Скалозуба, ведь он очень глуп.

В разговоре об уме и глупости Лизе вспоминается былая история юношеской нежной любви Софьи и Александра Андреевича Чацкого, который отличался и веселостью, и незаурядным умом. Но это дело давно минувших лет. Софья считает, что это нельзя было считать любовью. Они просто росли вместе с Чацким. Между ними была только детская дружба.

В дверях появляется слуга и докладывает Софье, что приехал Чацкий.

Чацкий обрадован встрече с Софьей, но удивлен холодному приему. Софья уверяет его, что рада встрече. Чацкий начинает вспоминать былые годы. Софья называет их взаимоотношения ребячеством. Чацкий интересуется, не влюблена ли Софья в кого-нибудь, ведь она так смущена. Но девушка говорит, что смущена от вопросов и взглядов Чацкого.

В разговоре с Фамусовым Чацкий восхищается Софьей, говорит, что подобных ей не встречал нигде и никогда. Фамусов опасается, как бы Чацкий не посватался к его дочери.

После ухода Чацкого Фамусов остается в раздумьях о том, кто же из двух молодых людей занимает сердце Софьи.

Действие 2

Во втором явлении второго действия Чацкий интересуется у Фамусова, что бы тот ответил, если бы он посватался к Софье. Отец возлюбленной Чацкого говорит, что неплохо бы послужить государству и получить высокий чин. Чацкий произносит знаменитую фразу: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Тогда Фамусов называет Чацкого гордецом и приводит в пример своего дядю Максима Петровича, который служил при дворе и был очень богатым человеком. А все благодаря тому, что умел «подслужиться». Однажды на приеме у Екатерины II он оступился и упал. Императрица засмеялась. Вызвав её улыбку, он решил повторить свое падение еще дважды, но уже специально, доставив тем самым удовольствие императрице. Зато, благодаря своему умению обернуть такой казус себе во благо, он был в почете. Умение «прислуживать» Фамусов считает очень важным для достижения высокого положения в обществе.

Чацкий произносит монолог, в котором сравнивает «век нынешний» и «век минувший». Он обвиняет поколение Фамусова в том, что они судят человека по чинам и деньгам и называет то время веком «покорности и страха». Чацкий не желал быть шутом даже перед самим государем. Он предпочитает служить «делу, а не лицам».

Тем временем в гости к Фамусову приезжает полковник Скалозуб, чему очень обрадован Фамусов. Он остерегает Чацкого от высказывания при нем вольных мыслей.

Разговор Фамусова и Скалозуба касается двоюродного брата полковника, который получил благодаря Скалозубу множество преимуществ по службе. Однако он накануне получения высокого чина внезапно оставил службу и уехал в деревню, где стал вести размеренную жизнь и читать книги. Скалозуб говорит об этом со злой насмешкой. Такой образ жизни неприемлем для «фамусовского общества».

Фамусов восхищен Скалозубом потому, что он уже давно полковник, хотя служит совсем недавно. Мечтает Скалозуб о генеральском чине, причем хочет его не заслужить, а «достать». Фамусов интересуется, не собирается ли Скалозуб жениться.

В разговор вступает Чацкий. Фамусов осуждает его свободомыслие и нежелание служить. Чацкий отвечает монологом о том, что не Фамусову его судить. По мнению Чацкого, в обществе Фамусова нет образцов для подражания. Представители фамусовского поколения презирают свободу, их суждения устарели. Их нравы чужды Чацкому. Перед этим обществом он не будет склонять голову. Чацкий возмущен тем, что в свете все опасаются людей, которые занимаются науками или искусством, а не получением чинов. Лишь мундир прикрывает отсутствие нравственности и ума в фамусовском обществе.

Прибегает Софья, напуганная тем, что Молчалин разбился, упав с лошади, и падает в обморок. Пока Лиза пытается привести девушку в чувство, Чацкий в окно видит здорового Молчалина и понимает, что Софья напрасно переживала за него. Софья, очнувшись, спрашивает о Молчалине. Чацкий отвечает холодно, что с тем все в порядке. Софья обвиняет его в равнодушии. Чацкий наконец-то понимает, кем занято сердце Софьи, ведь она так неосторожно выдала свое трепетное отношение к Молчалину.

Молчалин упрекает Софью в том, что она слишком откровенно выражает свои чувства. Софью не волнует чужое мнение. Молчалин же опасается слухов, он труслив. Лиза рекомендует Софье пококетничать с Чацким, чтобы отвести подозрение от Молчалина.

Наедине с Лизой Молчалин откровенно заигрывает с ней, делает ей комплименты, предлагает подарки.

Действие 3

В начале третьего действия чацкий пытается выяснить у Софьи, кто ей мил: Молчалин или Скалозуб. Софья уходит от ответа. Чацкий говорит, что он «без ума» от любви к ней. В разговоре выясняется, что Софья ценит Молчалина за кроткий нрав, скромность, тихость, но прямого заявления о своей влюбленности в него опять избегает.

Вечером в доме Фамусовых намечается бал. Слуги поспешно готовятся к встрече гостей.

Съезжаются гости. Среди них князь Тугоуховский с женой и шестью дочерьми, графини Хрюмины, бабушка и внучка, Загорецкий, картежник, мастер всем услужить, Хлёстова, тетка Софьи. Всё это влиятельные в Москве люди.

Молчалин опускается до того, что нахваливает гладкую шерстку шпица Хлёстовой, чтобы добиться ее расположения.

Чацкий это приметил и посмеялся над услужливостью Молчалина.

Софья размышляет о гордости и злости Чацкого. В разговоре с неким господином N она невзначай говорит, что Чацкий «не в своем уме».

Весть о сумасшествии Чацкого распространяется среди гостей. При появлении Чацкого все пятятся от него. И Фамусов тут же подмечает в нем признаки безумия.

Чацкий говорит, что его душу переполняет горе, он чувствует себя неуютно среди этих людей. Он недоволен Москвой. Его возмутила встреча в соседней комнате с французом, который, собираясь в Россию, боялся, что попадет в страну варваров, страшился ехать. А здесь его встретили с лаской, он не услышал русской речи, не увидел русских лиц. Он будто бы оказался на родине. Чацкий осуждает засилье всего иностранного в России. Ему противно, что все преклоняются перед Францией и подражают французам. Пока Чацкий заканчивал свою речь, все гости разошлись от него, закружились в вальсе или отошли к карточным столам.

Действие 4

В четвертом действии бал заканчивается, и гости начинают разъезжаться.

Чацкий торопит лакея, чтобы быстрее подавали карету. Этот день развеял его мечты и надежды. Он размышляет, почему все считают его сумасшедшим, кто пустил этот слух, который все подхватили, знает ли об этом Софья. Чацкий не догадывается, что именно Софья первой заявила о его сумасшествии.

При появлении Софьи Чацкий прячется за колонну и становится невольным свидетелем разговора Лизы с Молчалиным. Выясняется, что Молчалин не только не собирается брать в жены Софью, но и не испытывает к ней никаких чувств. Служанка Лиза ему куда милее, он об этом ей прямо заявляет: «Зачем она не ты!» Он угождает Софье лишь потому, что она дочь Фамусова, у которого он служит. Софья случайно слышит этот разговор. Молчалин бросается на колени и просит прощения. Но Софья отталкивает его и приказывает покинуть дом к утру, иначе она все расскажет отцу.

Появляется Чацкий. Укоряет Софью в том, что ради Молчалина она предала их любовь. Софья заявляет, что и подумать не могла, что Молчалин окажется таким подлецом.

Прибегает Фамусов с толпой слуг со свечами. Он не ожидал увидеть дочь с Чацким, ведь она «сама его безумным называла». Теперь Чацкий понимает, кто пустил слух о его сумасшествии.

Фамусов негодует, ругает слуг за то, что недоглядели за дочерью. Лизу отправляет «в избу», «за птицами ходить», а саму Софью грозится отправить «в деревню, к тетке, в глушь, в Саратов».

Чацкий произносит свой последний монолог о том, что его надежды не оправдались. Он спешил к Софье, мечтал обрести с ней свое счастье. Винит ее в том, что дала ему ложную надежду и не сказала прямо, что их детская влюбленность для нее ничего не значит. А он только этими чувствами и жил все три года. Но теперь он не сожалеет о разрыве. В фамусовском обществе ему не место. Он собирается покинуть Москву навсегда.

После отъезда Чацкого Фамусова беспокоит только одно: «Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!»

И что в итоге?

Чацкий — полностью разочаровавшись в высшем столичном обществе, герой покидает Москву и отправляется неизвестно куда, возможно навсегда.

Фамусов — после отъезда Чацкого Фамусову, опасавшемуся пересудов и сплетен, предстоит восстановить собственную репутацию в высшем обществе.

Софья — в качестве наказания отец хочет отправить её к тётке в Саратов.

Скалозуб — о дальнейшей судьбе героя ничего не известно. Возможно, он женится на Софье Фамусовой или же выберет другую невесту.

Молчалин — застав Молчалина с Лизой, Софья требует от героя, чтобы тот немедленно покинул дом, в противном случае она грозится обо всём рассказать отцу.

Заключение

Комедия «Горе от ума» стала знаковой в истории русской культуры и литературы. В ней представлены вопросы, волновавшие общество после войны 1812 года, показан раскол, наметившийся в дворянской среде.

Краткий пересказ «Горя от ума» позволяет представить широту тематики и проблематики этого произведения и особенности раскрытия сюжетных линий. Однако он не передает языкового богатства комедии, которая славится обилием выражений, ставших «крылатыми». Рекомендуем вам прочитать «Горе от ума» Грибоедова в полном объеме, чтобы насладиться тонкой авторской иронией и знаменитой легкостью слога этой пьесы.

Тест по комедии

После прочтения краткого содержания произведения Грибоедова – проверьте свои знания тестом:

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Тимур Ханбекян

    15/15

  • Татьяна Паскар

    15/15

  • Анастасия Якименко

    11/15

  • Арыстан Мынбаев

    13/15

  • Ирина Дубовская

    13/15

  • Egor Glazunov

    15/15

  • Лия Рябова

    15/15

  • Даня Яскин

    10/15

  • Варвара Перфильева

    15/15

  • Асхаб Тамаев

    10/15

Рейтинг пересказа

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 71324.


А какую оценку поставите вы?

«Горе от ума»: краткое содержание и анализ

Спектакль «Горе от ума», Малый театр. 1911: Wikipedia

Жизнь российского дворянства XIX века сатирически представил Александр Сергеевич Грибоедов в знаменитой комедии «Горе от ума». Краткое содержание поможет быстро познакомиться с основными сюжетными линиями, в которых переплелись конфликты поколений и любовные истории главных героев пьесы «Горе от ума». Краткое содержание по действиям вместе с анализом бессмертного произведения читайте в статье.

«Горе от ума»: краткое содержание

«Горе от ума» — знаковое в русской литературе произведение. В нем раскрываются вопросы, которые более всего тревожили общество первой половины XIX века, в том числе описан раскол дворянской среды.

Комедия известна языковым богатством, обилием крылатых выражений, легким слогом и тонкой иронией. Все это, конечно, не передаст краткий пересказ «Горе от ума», но он познакомит с широтой тем и проблем комедии, ее основными сюжетными линиями.

Сюжет «Горе от ума» изложен в четырех действиях:

  • Краткое содержание «Горе от ума»: действие первое.

На сцене появляются все главные персонажи комедии «Горе от ума». Автор знакомит читателя с молодой барышней по имени Софья Фамусова. У девушки ночной визетер — секретарь ее отца Молчалин. Служанке Лизаньке не удается скрыть этот факт от отца девушки. Тот отчитывает дочь и заявляет, что никогда не позволит ей выйти замуж за бедного и незнатного человека.

В это же утро в дом приезжает с визитом Александр Чацкий, с которым Софья росла и который был ее первой юношеской любовью. Однако теперь девушка горячо отрицает былые чувства, чем огорчает Чацкого. Фамусов взволнован и переживает о будущем дочери.

  • «Горе от ума» в сокращении: действие второе.

Александр решается спросить у Фамусова, как бы он отреагировал на его сватовство к Софье. В ответ молодой человек слышит, что необходимо вначале дослужиться до высокого чина, и гордо парирует: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».

Фамусов объясняет свой взгляд на мир. Говорит о том, как важно, прислуживаясь, добыть денег и знатное положение. Но встречает полное непонимание и отпор Чацкого, который не желает быть шутом, но хочет заниматься достойным делом.

Еще один гость — Скалозуб — полковник, который полностью разделяет взгляды отца Софьи и потому ему очень нравится. Фамусов опасается ссоры между гостями, но продолжает беседовать с ними. Вдруг прибегает Софья с новостью о том, что Молчалин разбился.

Иллюстрация к комедии «Горе от ума»: Wikimedia / Д. Н. Кардовский

Александр увидел в окно, что с Молчалиным все в порядке. Теперь он понимает, кто занял сердце девушки. Софья не скрывает своих чувств, а вот Молчалин упрекает ее в излишней откровенности.

  • «Горе от ума»: действие третье.

Александр в разговоре с Софьей пытается узнать о ее чувствах, однако девушка избегает ответа.

Вечером в доме собирается много гостей, приходят и молодые люди, поклонники Софьи. Молчалин ведет себя так же, как и все окружающие. Чацкий выглядит гордым и злым. Софья определяет его состояние как безумие. Он не может примириться с нравами общества, которое восхищается всем иностранным, французским. Гости рассуждають о сумасшествии Чацкого.

  • «Горе от ума»: действие четвертое.

Бал подходит к концу. Чацкий слышит беседу Молчалина со служанкой, которой тот говорит о своей любви и рассказывает, что за Софьей ухаживает только из-за того, что служит у ее отца. Этот же разговор доносится до Софьи. Негодуя, она прогоняет Алексея.

Александр решается поговорить с девушкой, но вдруг вбегает Фамусов. Он не может понять, как дочь, назвавшая Чацкого безумным, оказалась рядом с ним. Надежды Чацкого рушатся, и он принимает решение навсегда уехать из Москвы.

Все, что после стольких событий беспокоит Фамусова: «Что станет говорить княгиня Марья Алексеевна!»

«Горе от ума»: анализ произведения

Иллюстрация к комедии «Горе от ума»: Wikimedia / Д. Н. Кардовский

Прототип образа одного из главных персонажей произведения, Чацкого, — сам Грибоедов. «Горе от ума» писатель решил создать после того, как побывал в высшем обществе и осмелился вслух критиковать его лицемерие. За это он был тут же обвинен в сумасшествии. Увиденные пороки, борьбу консерваторов и прогрессивных людей Александр Сергеевич решил отразить в своем сатирическом произведении.

Какие мысли, темы, идеи представил в комедии Грибоедов? «Горе от ума», краткое содержание которого уже вам знакомо, актуализировало множество тем:

  • пороки общественного строя, которые пронизывают его от низа до верха;
  • лицемерие;
  • бюрократизм;
  • чванство;
  • чинопочитание;
  • преклонение перед всем иностранным.

Главная проблема произведения — противостояние патриархальщины и прогресса, что продемонстрировано на примере Чацкого и Фамусова. Молодой человек придерживается новых взглядов, в то время как отец Софьи защищает старый уклад.

Это ключ к пониманию символичности названия пьесы. Прогрессивный, умный и мыслящий человек для тех, кто не хочет отрекаться от старых взглядов, — безумец. То есть ум, по мнению общества, в этом случае — исключительно источник горя.

В названии заложена идея произведения. Консервативное дворянство отвергает взгляды Александра и обвиняет его в сумасшествии. Так поступить проще, чем менять собственную жизнь по требованию времени. Дворяне понимают, сколь много вопросов придется пересмотреть в угоду прогресса, а потому предпочитают укрыться в своем мире от «безумия Чацких».

Александр Сергеевич Грибоедов: Wikipedia

Главные персонажи пьесы:

  • Павел Афанасьевич Фамусов. Известен чинопочитанием, а также боязнью просвещения и образования.
  • Софья Фамусова. Воспитывалась без матери, наделена умом и смелостью. Готова противостоять обществу.
  • секретарь Алексей Молчалин. Незнатный и трусливый молодой человек, в которого влюбляется Софья.
  • Чацкий. Влюблен в Софью, умен и придерживается самых современных взглядов.

Довольно сложно определить жанр произведения. Чаще пьесу относят к комедийному жанру, но иногда определяют как драму. В произведении параллельно развиваются социальные и любовные противостояния. Они тесно связаны, но не находят логического завершения. Каждая из противоборствующих сторон остается верной собственным убеждениям и не находит понимания у оппонента. Такое построение пьесы не характерно для классицизма, зато сделало произведение очень живым и реалистичным.

Стоит отметить, что автора критиковали за новаторскую композицию пьесы. Он первым использовал деление на четыре действия, отказался от общепринятых стандартов, чем потряс зрителей. Его талант нашел выражение в уверенной и смелой подаче действий, ярких образах, параллельном и симметричном развитии двух сюжетных линий, едином и динамичном сценарии.

В современной жизни мы сталкиваемся с темами, раскрытыми в пьесе «Горе от ума». Краткое содержание позволяет убедиться в этом, одновременно вызывая желание познакомиться с произведением, фразы из которого стали крылатыми и до сих пор не теряют актуальности.

Оригинал статьи: https://www. nur.kz/family/school/1870906-gore-ot-uma-kratkoe-soderzanie-i-analiz/

Туман горя и как с ним справиться

Когда мой 57-летний муж Дейл внезапно скончался от обширного сердечного приступа 20 ноября 2018 года, за два дня до Дня Благодарения, сказать, что я был в шоке, было преуменьшение. Более чем через месяц я понял, насколько сильно эта травма, изменившая мою жизнь, повлияла на мои умственные способности.

Фото: Adobe

В Рождество, на следующий праздник без него, я была в смятении и подумала о булавке, которую Дейл подарил мне, когда мы еще были подростками. Я хотел держаться за булавку для комфорта. Я знал, что он был в старой шкатулке для драгоценностей, хранившейся в нашем подвале, и я не думал, что у меня возникнут проблемы с его поиском.

Через два часа после того, как начались мои поиски, я, наконец, отказался от шкатулки с драгоценностями и вернулся в постель. Я знал, что коробка должна быть там, я только что заметил ее, когда мы с Дейлом вытащили рождественский декор за два дня до его смерти. Я был в замешательстве, почему я не мог найти его. Через два месяца я пошел искать что-то еще в подвале и там на полке, на виду у всех, стояла шкатулка с драгоценностями. В нем моя ценная булавка.

К тому времени я знала, что не сошла с ума — я страдала от того, что мой психолог и люди из моей онлайн-группы поддержки назвали «вдовьим туманом». Одна женщина рассказала, что в первые месяцы после смерти мужа ей было так плохо, что ее взрослые дети настаивали на том, чтобы ее проверили на деменцию.

Туман Гривера

«Я считаю, что термин «туман вдовы» является неправильным», — говорит Джейкоб Браун, семейный терапевт из Корте-Мадера, Калифорния, специализирующийся на горе и проблемах, связанных с пожилыми людьми. «Это следует называть «туманом гривера» или «туманом травмы». Это очень распространенное состояние, которое возникает у мужчин, женщин и детей после значительной утраты или травматического опыта».

Карла Франковилья, лицензированный профессиональный консультант из Канзас-Сити, штат Миссури, консультировала других по поводу тумана Гривера и сама испытала это, когда ее 60-летний муж Стив умер от обширного инсульта в 2016 году. туман в течение нескольких месяцев», — говорит Франковилья. «Это началось, когда мне позвонили и я ехал в больницу. Это способ тела и мозга справиться с травмой».

Франковилья говорит, что помнит, как сидела возле больничной палаты своего мужа, а врачи просили ее подписать бумаги. «Я не могла ясно мыслить. Я почти не помню, как ехала в больницу», — говорит она.

Бет Бриджес потеряла своего 55-летнего мужа Джей Ди Блэра, когда его сердце внезапно остановилось в апреле прошлого года. 50-летняя жительница Фресно, штат Калифорния, говорит, что после этого несколько месяцев ходила в тумане.

«Мне было трудно что-то найти, — говорит она. «Я искала номер грузовика моего мужа и искала везде, кроме несгораемого сейфа, где мы храним все наши важные документы — например, документы на транспортные средства. Несколько месяцев спустя я нашла его, когда искала что-то еще. Я делала такие вещи, как теряла кофе кружку и найти ее в холодильнике или в моей спальне, но не могу вспомнить, как поставил ее туда».

Компоненты тумана Гривера

Браун говорит, что когда скорбящие пациенты жалуются на то, что они в тумане, он объясняет, что это нормально и состоит из трех основных компонентов: обработка вашей боли. Повседневная деятельность окружающих вас людей кажется бессмысленной.

  • Неврологический : Серьезная утрата является формой травмы. Браун цитирует исследования, включающие сканирование головного мозга, которые показывают снижение активности гиппокампа после травмы, что может привести к снижению функционирования памяти. Гриверы обычно сообщают о потере таких вещей, как очки или ключи от машины, о том, что они теряются и им трудно принимать решения.
  • Физический : Усталость. «Реакция тела на травму заключается в том, чтобы направить энергию на исцеление травмы; включая физическую, эмоциональную или неврологическую энергию», — говорит Браун. «В результате гриверы часто испытывают глубокое чувство усталости и вялости».
  • Как двигаться вперед

    «Туман проходит, но на это нужно время», — говорит Браун. «Одна из вещей, которые вам нужно сделать, — это найти время, чтобы позволить себе почувствовать горе. Вы не можете думать о себе», — говорит Браун.

    Браун говорит, что в зависимости от человека, он видел, как люди начинали пробираться из тумана через два-три месяца и довольно хорошо функционировали через шесть месяцев, но это может продолжаться и дольше.

    Вы можете помочь себе двигаться вперед. Браун предлагает найти то, что работает для вас.

    Например, вы можете читать книги о горе и стойкости или о восстановлении после травмы. Или: «Свяжитесь с группой поддержки через хоспис, вашу церковь [или другой молитвенный дом] или онлайн», — говорит Браун. «Общение с людьми, которые поддерживают вас и понимают вашу ситуацию, и (вы) помогаете тем же людям в вашей группе, может помочь вам раскрыться».

    Франковилья, как и я, работает не по найму, и ей потребовалось пару месяцев, чтобы почувствовать горе и начать выкарабкиваться из него. По ее словам, тем, кто должен вернуться на работу после трех-пятидневного отпуска в связи с тяжелой утратой, не ожидайте слишком многого от себя и попросите помощи у своего начальника и коллег. «Ваш мозг все еще не восстановился, даже спустя два месяца», — говорит Франковилья.

    Реклама

    Она использовала комбинацию осознанности, медитации и движения, чтобы выбраться из тумана. «Мозг и тело связаны, поэтому ходьба, бег, прослушивание музыки, молитва и медитация — все это помогло», — говорит Франковилья. «Постарайтесь просто присутствовать в данный момент и смотреть на цветущие цветы и деревья, а не думать о прошлом или будущем».

    Новый путь

    Франковилья говорит, что важно признать, что сейчас вы находитесь на другом жизненном пути: «Вы должны понять, что все никогда не будет прежним. жизнь и иди к солнцу».

    Браун соглашается. «Одна вещь, которая удерживает людей от выхода из тумана, — это то, что они продолжают ждать, когда все вернется к тому, что было раньше», — говорит он. «Вы должны понимать, что вы другой, и вы должны понимать это, чтобы двигаться вперед».

    Поделиться   

    Керри Файвкоут-Кэмпбелл – независимый писатель и писатель, живущий в горах Озарк. Она является основателем и администратором общедоступной страницы в Facebook «Годы света: жизнь на широкую ногу вдовства» и частной группы в Facebook «В поисках себя после потери супруга», посвященной помощи вдовам и вдовцам в продвижении вперед. Подробнее

    То, как мозг реагирует на горе, может изменить нас

    Когда утром 2 апреля мне позвонила медсестра из хосписа и сообщила, что мой отец умер в 7:38 утра, всего через два дня после того, как его выписали из больницы больнице и через семь часов после того, как я приехал в город, чтобы увидеть его, мир вдруг показался мне странным, наполовину сформированным. Я узнавал формы вещей, но изо всех сил пытался понять, что я видел. Я не осознавала, насколько он был опорой моего существования, пока эта опора не рухнула. С того дня, как я родился, он постоянно присутствовал, даже на расстоянии 2000 миль — он жил в Мэриленде, я жил в Нью-Мексико — и теперь его больше не существовало. Насколько мой рациональный разум знал, что это правда, для остальной части меня это просто не казалось возможным.

    Внешне я оставался спокойным, тихо и без лишнего шума выполняя нежелательные задачи, возлагаемые на старшего ребенка скорбящего: рассказывать другим членам семьи, договариваться, уведомлять государственные учреждения, компании, организации, университет, где он работал библиотекарем в течение 33 лет. годы. Но внутри я был бурлящим водоворотом эмоций: грусти, замешательства, гнева, неверия, страха, сожаления, вины. Порой в те первые часы, дни и недели после его смерти было трудно дышать. Я не мог сосредоточиться. Я забыл вещи. Усталость была постоянной, независимо от того, сколько я спал. Я пришел к пониманию того, что Джоан Дидион имела в виду в Год Волшебного Размышления (2005), хроника ее горя по поводу потери мужа, когда она написала: «Я поняла, что на данный момент я не могу доверять себе, чтобы представить миру связное лицо».

    Этот туман горя, оказывается, так же обычен, как и само горе. Когда невролог Лиза Шульман девять лет назад потеряла мужа из-за рака, «была некоторая серьезная печаль, но не это было главной проблемой», — вспоминает она. «Это была дезориентация. Мне казалось, что я просыпаюсь в совершенно чужом мире. Потому что вся инфраструктура моей повседневной жизни полностью исчезла».

    Она обнаружила, что теряется во времени, оказываясь в знакомых местах, не зная, как туда попала, вспоминает она. «Это не просто вопрос дискомфорта или беспокойства. Это пугает, — говорит она. «Потому что вы чувствуете, как давно сказал Дидион, что сходите с ума».

    Представление о пяти стадиях горя, распространенное в западном мире, не помогает. То, что мы по очереди проходим эти стадии, от отрицания к гневу, к торгу, к депрессии и, наконец, к принятию, стало частью духа времени. Психиатр Элизабет Кюблер-Росс впервые предложила эти пять стадий горя в своей книге 9.0079 On Death and Dying (1969) как способ описать опыт людей, столкнувшихся с неизлечимой болезнью. Позже, вместе с экспертом по смерти и умиранию Дэвидом Кесслером, она расширила идею, чтобы объяснить реакцию скорбящих на потерю в «О горе и горе » (2005). Но в последние годы психологи и нейробиологи пришли к выводу, что горе гораздо сложнее и индивидуальнее. Разрушительные последствия горя многочисленны и разнообразны. Человек, потерявший близких, конечно, чувствует себя грустным, но он также может чувствовать злость, раздражительность, усталость, отсутствие мотивации, подавленность, даже больше, чем обычно, беспокойство из-за шума. Подобно Шульману, неврологу из Медицинской школы Университета Мэриленда, они могут сомневаться в своей идентичности, в своем месте в мире.

    Пять стадий теории горя, как оказалось, не особенно полезны для размышлений о тяжелой утрате. На самом деле это может быть вредно: если то, как мы себя чувствуем, не соответствует шаблону, мы можем подумать, что что-то не так с нами или с окружающими нас людьми.

    «Важно, что мы можем отказаться от нашего инстинкта делать то, что нас успокаивает, веря, что есть правильные и неправильные способы поведения», — пишет Шульман в своей книге «До и после потери » (2018). «Но наш опыт утраты личный и интимный. Он не поддается обобщению; он такой же уникальный, как и мы».

    Исследование людей, потерявших близких, выявило, насколько разнообразны переживания горя у людей, а также выявило некоторые интересные закономерности. В замечательном исследовании депрессии у погибших, опубликованном в Journal of Psychiatric Research в 2015 году, исследователи наблюдали за 2512 людьми, потерявшими супруга или ребенка — один раз до и три раза после потери в течение 18 лет. Они обнаружили, что в то время как 7% страдали хронической депрессией, которая сохранялась на протяжении всего периода исследования, у большинства участников — около 68% — была только легкая депрессия или ее не было вообще. Между тем, 11 процентов сообщили, что имели депрессию перед смертью, но со временем депрессия уменьшилась, а 13 процентов испытали хроническое горе — начало депрессии после смерти.

    Ее собственный опыт вдохновил Шульман, изучающую болезнь Паркинсона, на изучение неврологии горя, чтобы понять, что с ней происходит. В своей книге, в которой история ее горя переплетается с наукой об утрате, она отмечает, что горе — это универсальный человеческий опыт, с которым наш мозг эволюционировал. По словам психолога Натальи Скрицкой, за тысячелетия коллективных потерь мозг выработал сложную стратегию, помогающую нам пережить тяжелую утрату и, в конечном счете, исцелиться. «Горе — это естественная реакция, — говорит она. «Какими бы тревожными и странными ни были эти реакции, для них есть веские причины» 9.0003

    Горе оказывает на нас такое сильное влияние, как я узнал, что оно перепрограммирует мозг: лимбическая система, основная часть мозга, контролирующая эмоции и поведение, которые обеспечивают наше выживание, занимает центральное место, а префронтальная кора — центральное место. рассуждений и принятия решений – отходит на второй план.

    «С точки зрения эволюции мы сильно запрограммированы реагировать на что-то, что представляет собой угрозу, — говорит Шульман. «Часто мы не думаем о потере любимого человека как об угрозе в этом смысле, но с точки зрения мозга именно так она воспринимается в буквальном смысле» 9. 0003

    Подобно суровой медсестре, навязывающей постельный режим, мозг подавляет центры управления, отвечающие за принятие решений и планирование.

    Такое восприятие угрозы означает, что срабатывает наша реакция на выживание — «борьба или бегство», и гормоны стресса наводняют тело. Работа психолога Мэри-Фрэнсис О’Коннор из Аризонского университета и других ученых выявила повышенный уровень гормона стресса кортизола у переживших утрату.

    Пока кортизол течет быстро, мозг переделывает себя — по крайней мере временно — чтобы помочь нам пережить травму горя. В течение нескольких недель после потери мозг, подобно суровой медсестре, навязывающей себе временный постельный режим, подавляет центры управления высшими функциями, такими как принятие решений и планирование. В то же время, говорит Шульман, области, связанные с эмоциями и памятью, работают сверхурочно, контролируя проникновение эмоций и воспоминаний. Сканирование мозга погибших показывает, что горе активирует части лимбической системы, которую иногда называют «эмоциональным мозгом». Среди затронутых лимбических областей — миндалевидное тело, которое регулирует интенсивность эмоций и восприятие угрозы; поясная кора, участвующая во взаимодействии между эмоциями и памятью; и таламус, своего рода ретрансляционная станция, которая передает сенсорные сигналы в кору головного мозга, центр обработки информации мозга.

    «Для поддержания функций и выживания мозг действует как фильтр, чувствуя порог эмоций и воспоминаний, с которыми мы можем и не можем справиться», — пишет Шульман в своей книге. Мы мало что можем сделать, чтобы изменить эту реакцию, добавляет она, хотя нам и не обязательно этого хотеть; это важно, чтобы приспособиться к потере. «По сути, мы во власти всего этого процесса, — говорит Шульман.

    Так что моя неспособность составить связные предложения или вспомнить, что я открыла в холодильнике, не о чем беспокоиться, уверяет меня Скрицкая; мой мозг просто отключил мое мышление, чтобы позволить мне пережить потерю. Компромисс заключается в нечетком познании, которое я назвал друзьям «мозгом горя».

    «Горе занимает много места в мозгу», — пишет Шульман в своей книге. «Странное поведение и непоследовательность являются ожидаемыми последствиями защитных реакций мозга после эмоциональной травмы».

    Так же, как тело знает, что делать, чтобы залечить рану, мозг знает, что делать, чтобы залечить себя после потери. Но это исцеление требует времени, говорит Скрицкая: «Это требует доброты и нежности к себе».

    Продолжительность горя у разных людей разная. Для некоторых людей боль потери может пройти в течение нескольких недель или месяцев, в то время как другие могут все еще чувствовать глубокую печаль год спустя.

    Недавние исследования показывают, что если горе слишком сильное и длится слишком долго, оно может стать проблемой. Многие психологи теперь считают, что если есть озабоченность потерей, которая длится более года, может потребоваться лечение, чтобы помочь скорбящему вернуться к себе. Состояние, называемое длительным расстройством горя или осложненным горем, включено в последний том Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам ( DSM-5 ), которое психологи и психиатры используют для диагностики клиентов.

    Это не значит, что если кто-то все еще глубоко скорбит на 366-й день после потери, его тяжелая утрата внезапно стала беспорядочной. «В этом [годовом] сроке есть некоторая произвольность», — говорит Скрицкая, которая также является исследователем Центра сложных переживаний при Колумбийском университете в Нью-Йорке. «Это баланс между тем, чтобы убедиться, что мы не патологизируем нормальные реакции, а также тем, что мы действительно уделяем внимание людям, которые, кажется, борются и нуждаются в дополнительной помощи — тем, у кого более интенсивный опыт».

    Большинство людей, переживших утрату, колеблются между активным горем и выполнением повседневных обязанностей. обнаружили исследователи из Нидерландов и США. Хотя легко предположить, что затянувшееся горе — это просто форма депрессии, и лечить ее можно так же, это не так. В том же исследовании отмечается, что осложненное горе отличается от депрессии, а также от посттравматического стресса или беспокойства, хотя есть некоторое совпадение симптомов, таких как снижение чувства собственного достоинства и социальной изоляции. Другое исследование показало, что снижение когнитивных функций более выражено у людей с тяжелым горем.

    Однако случаи осложненного горя редки; Согласно исследованию, проведенному в 2017 году исследователями из Орхусского университета в Дании, только около 10 процентов людей, переживших утрату, разовьют это расстройство. Большинство людей, потерявших близких, колеблются между активным горем и выполнением повседневных обязанностей с некоторым подобием нормальности.

    Это колебание между печалью и вроде бы хорошо описывает мой собственный опыт. Во время работы над этим эссе, например, время от времени мне удавалось входить в состояние потока — длительные периоды беспрепятственного, сосредоточенного письма — почти так же, как я мог до смерти моего отца. Но в другое время, часто в тот же рабочий сеанс, мною овладевали отчаяние и острое осознание отсутствия моего отца в мире, непонятного стирания. Когда мысли о нем всплывали на поверхность, либо сами по себе проникая в мое сознание, либо под влиянием электронного письма от друга или члена семьи, непрошенного воспоминания, даже письма из хосписного центра, я ничего не мог сделать, кроме как остановись и позволь рыданиям прийти.

    Как будто мой первобытный мозг точно знает, что мне нужно, и позаботится о том, чтобы я это получил.

    Действительно, теперь исследователи признают, что капризы горя, какими бы неприятными они ни были, помогают мозгу, разуму и телу справиться с потерей и, в конечном счете, адаптироваться к новой реальности жизни без любимого человека.

    Постепенно, в «процессе преодоления потери, примирения с тем миром, в котором вы не хотите быть», горе становится более интегрированным в повседневную жизнь скорбящего, а не доминирующей силой в ней, говорит Джудит Мюррей. , психолог из Университета Квинсленда в Австралии.

    «Это невероятная сила исцеления от горя», — говорит она. «У нас есть идея, что вы преодолеете свое горе, но оно станет частью того, кто мы есть.»

    Когда кора головного мозга снова у руля и возвращается к мышлению более высокого уровня, разум может тратить больше времени на размышления о потере и отношениях, а также на осмысление смысла всего этого может привести к положительному росту. Потеря может вдохновить людей на более глубокое изучение жизни, чем раньше, и способствовать большему осознанию собственной хрупкости и более сильному пониманию цели, пишет Шульман в своей книге. Она цитирует исследование 2004 года, которое показало, что потеря может привести к положительному росту несколькими различными способами: новое понимание приоритетов и большее понимание жизни; лучшие отношения; чувствовать себя сильнее; склонность видеть новые возможности; и духовное развитие. В своей жизни Шульман обнаружила, что ведение дневника помогло ей справиться со своим горем. Размышляя о своей утрате, она нашла в ней смысл.

    Однако не все испытывают такой рост после тяжелой утраты. Для некоторых последствия могут ухудшить их собственное здоровье и даже ускорить их собственную кончину. В своей статье в журнале Psychosomatic Medicine в 2019 году О’Коннор отмечает, что многочисленные исследования выявили повышенный уровень смертности среди людей, потерявших близких. Мой отец может быть еще одним печальным примером горя, способствовавшего преждевременной смерти. За четыре месяца до его смерти умерла его жена, и его здоровье ухудшилось. Когда он, наконец, попал в больницу, врачи в конце концов диагностировали источник болей, из-за которых он был прикован к постели: у него развилась тяжелая язва желудка. Я не могу знать наверняка, но мои последние разговоры с ним за несколько месяцев до его смерти оставили во мне глубокое подозрение, что его собственное горе и одиночество способствовали его быстрой кончине.

    Даже для тех, кто преодолевает бурные потоки горя, не падая за борт, горе никогда не отступает полностью. Исследование 1995 года показало, что через 2–15 лет после тяжелой утраты люди, потерявшие ребенка или партнера, сообщали о снижении общей удовлетворенности своей жизнью, но о более высоких навыках преодоления трудностей.

    Понимание неврологических основ моего горя и того, что за ним часто следует рост, приносит утешение, хотя я знаю, что до какого-либо роста, который я получу после смерти отца, будет далеко. На данный момент я склоняюсь к эмоциям, которые возникают по мере их возникновения, (в основном) без осуждения, и ищу утешения у поддерживающих друзей и погружения в сосновые леса пондерозы недалеко от моего дома.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *