Интересные факты про фонвизина: 14 интересных фактов о Фонвизине

Интересные факты о Фонвизине

Денис Иванович Фонвизин вошел в русскую литературу как представитель комедийного жанра, в который он внес существенный вклад. Он жил и творил в период царствования Екатерины II Великой и имел немало поклонников своего таланта. Известность он получил еще при жизни, что было редкостью среди писателей того времени. Представляем интересные факты о Фонвизине.

Происхождение

Оглавление

Фамилия писателя имеет немецкие корни и до конца XIX века писалась, как «Фон-Визин».

  1. В его роду были ливонские рыцари. Один из них после поражения в Ливонской войне остался в России.
  2. А.С. Пушкин отзывался о Фонвизине, как «Он русский, из прерусских русской!», сетуя, что фамилию Фон-Визин следует писать по-русски — Фонвизин.

Личность

  1. Денис Фонвизин представлял собой образец грамотного и светского человека, всегда опрятного, с непревзойденным внешним видом, носил чистую выглаженную одежду и красивую обувь.
  2. Фонвизин дружил с Ломоносовым М.В., с которым познакомился, будучи студентом Московского университета. В делегацию лучших студентов университета он попал вместе с младшим братом Павлом.
  3. Писатель имел пагубную привычку к алкоголю до самого конца жизни, которую приобрел в период учебы в Московском университете.
  4. Денис Иванович полюбил театр с тех пор, как в Санкт-Петербурге посмотрел постановку пьесы «Генрих и Пернилл» Людвига Хольберга, эту любовь к театру он пронес через всю жизнь.
  5. Писатель обладал даром остроумия, он очень тонко подмечал недостатки общества и жестоко их высмеивал в своих произведениях, чем нажил себе врагов. Драматург В.И. Лукин был одним из них, их вражда продолжалась долгие годы.
  6. Во время поездки в Италию с писателем случился инсульт, куда он отправился после того, как ушел в отставку с государственной службы. До самой смерти писатель страдал параличом, но даже больным никогда не переставал писать литературные труды.

Творчество

  1. Фонвизин нередко и подолгу бывал во Франции и питал искреннее восхищение и любовь к французской литературе. Ему принадлежат переводы всех знаменитых комедий Вольтера на русский язык.
  2. Будучи гимназистом, писатель выполнял переводы по заказу одного книготорговца, который платил ему жалование книгами. Переводы он выполнял с французского и немецкого языков.
  3. Примерно в это же время он начал писать свои первые резкие сатиры, обличающие недостатки в обществе. К его первым произведениям относят сатиру под названием «ранний Недоросль», являющейся прообразом знаменитой на весь мир пьесы. Однако имеет место версия, что «ранний Недоросль» вообще не дело рук Фонвизина.
  4. В наше время его называют отцом русской бытовой комедии.
  5. Его пьесу «Недоросль» отказались ставить все московские театры за язвительную сатиру, поэтому премьера прошла в Санкт-Петербурге, где имела невероятный успех и зрители буквально кидали на сцену деньги. Популярность пьеса приобрела и в Европе, где была поставлена во многих театрах и переведена на немецкий язык.
  6. Комедия «Бригадир» как сатира на молодых людей, пренебрегающих всем отечественным, также долго получала отказы в театральной постановке. Эту пьесу Фонвизин написал во время заграничного путешествия и лично читал императрице Екатерине Второй, а также во многих дворянских домах Петербурга. Позднее театральная постановка пьесы состоялась и имела колоссальный успех.
  7. Увлечение французскими писателями-атеистами отразилось на его произведениях, но безверие Дениса Ивановича было недолгим, вскоре он вернулся к православной вере.
  8. В конце жизни писатель приступил к автобиографическому очерку, но закончить его ему было не суждено.
  9. Фонвизин попал под немилость императрицы Екатерины Второй по причине, что ей перестали нравиться его едкие сатиры, разоблачающие власть. Она запретила издавать пятитомник его сочинений и сатирический журнал «Стародум». К концу жизни писатель ограничивался лишь изданием коротких статей для журналов.
  10. Женился писатель на своей подзащитной, молодой вдове, с которой познакомился в суде, где представлял ее интересы по указанию графа Н.И. Панина.

След в истории

  1. Писатель во времена службы у графа Н. И. Панина, министра иностранных дел и воспитателя цесаревича Павла, в чине секретаря принял участие в написании проекта конституции Российской Империи, полный текст которого не сохранился до наших дней.
  2. Фонвизин считал, что крепостное право нужно не уничтожать, а умерить во избежание повторений «пугачевщины». Свои суждения он изложил в труде «Размышления о непременных государственных законах», предназначенном для изучения будущим императором Павлом Петровичем. Но этот труд не получил одобрения у императрицы, что не удивительно, ведь трактат весь пронизан обличением произвола на всех уровнях власти.
  3. Политическую карьеру Денис Иванович оставил в чине статского советника, как и его отец.
  4. Полтора десятка улиц и переулков в российских и украинских городах наречены именем Фонвизина. В Москве его именем названа новая станция метро.

След в литературе

  1. Фонвизин упоминается в поэме А.С. Пушкина «Евгений Онегин», который очень любил его как сатирика и очень сожалел, что в русской литературе мало веселости и много драмы.
  2. В Пушкинской «Тени Фонвизина» писатель изображен призраком, посетившим известных поэтов того времени с целью хвалы или осуждения.
  3. Также Гоголь упоминает образ Фонвизина в своей повести «Ночь перед Рождеством».
  4. По мнению А.И. Герцена понятие сарказма в русской литературе появилось благодаря таланту Фонвизина.
  5. Известный критик В.Г. Белинский отмечал Фонвизина как очень интересного автора.
  6. В сочинение старообрядцев «Век осьмый» вошел полный текст сатиры Фонвизина «Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке».

Интересные факты о Д.И. Фонвизине: топ 10

Денис Фонвизин был известным русским писателем. Многим он запомнился в качестве представителя комедийного жанра, который он развивал в своем творчестве. Денис Иванович создавал свои сатирические произведения, когда правительницей была Екатерина Великая. В те времена Фонвизин обрёл невероятный успех. Биография выдающегося писателя наполнена интересными фактами.

Содержание:

  • 1 «Рыцарское» происхождение
  • 2 Аккуратист и денди
  • 3 Эрудит с вредными привычками
  • 4 Отношения с властью
  • 5 Язык мой — враг мой
  • 6 Личная жизнь
  • 7 Мнение о Европе
  • 8 Политические взгляды
  • 9 Опальные произведения 
  • 10 Работа после инсульта

«Рыцарское» происхождение

Известно, что будущий писатель появился на свет в 1745 году в семье богатого и знатного дворянина. Фонвизин происходил из рыцарского рода, представитель которого нанялся на службу к Ивану Грозному. Денис Иванович рос и воспитывался, согласно патриархальным законам. Будущий писатель получил философское образование в Московском университете. 

Довольно интересным является происхождение фамилии Дениса Ивановича, ведь в ней присутствуют немецкие корни. Не секрет, что до девятнадцатого столетия его фамилию писали именно так — «Фон-Визин». В роду Фонвизина были ливонские рыцари. Знаменитый писатель Александр Пушкин не раз называл Фонвизина русским, поэтому он утверждал, что его фамилию необходимо писать «Фонвизин».  Интересные факты из биографии и творчества на этом не заканчиваются.

Аккуратист и денди

Денис Иванович был очень интересной личностью. Его можно было заметить издалека. Он отличался аккуратным внешним видом. Писатель всегда был одет в чистую и красивую одежду и обувь. Для той поры это было действительно удивительно, ведь даже богачи пренебрегали гигиеной. Из-за любви к чистоте Фонвизин даже уклонился от военной службы и предпочел ученые труды.

Соответственно, и дамы не обходили Дениса Ивановича вниманием. В юности он был очень завидным женихом.

Эрудит с вредными привычками

Когда Денис Иванович был студентом университета в Москве, он познакомился с Ломоносовым и Сумароковым, увлекся театром, но об учебе не забыл. Фонвизин был одним из лучших студентов университета. Фонвизин был невероятно грамотным человеком, подавал большие надежды. Однажды в северной столице Фонвизину посчастливилось посмотреть прекрасную постановку, которая называлась «Генрих и Пернилл». После этого, Денис Иванович очень полюбил театральное искусство. И стал проводить много времени в богемных кругах.

Помимо новых знакомств в университете, Денис Иванович приобрёл вредную привычку к алкоголю. От этой зависимости писатель страдал до конца своих дней. 

Отношения с властью

Императрице нравилось раннее творчество Фонвизина. Он лично читал ей пьесу «Бригадир». Поэтому карьера автора складывалась благополучно, а его произведения были опубликованы и получили немало хороших отзывов. Примечательно, что его репертуар нравился даже оппозиционерам. Так, враг Екатерины Второй и ее жертва Николай Новиков писал: 

«…Столько по справедливости разумными и знающими людьми была похваляема, что лучшего и Молиер во Франции своим комедиям не видал принятия и не желал…» 

О личности Дениса Ивановича Фонвизина говорили многие литературные критики. Так, например, Виссарион Белинский называл Фонвизина очень интересным автором.

Язык мой — враг мой

Фонвизин был очень остроумным человеком. Он мастерки высмеивал общественные пороки в своём творчестве. В результате, у Дениса Ивановича появилось немало врагов. Так, например, вражда между Фонвизиным и драматургом Лукиным длилась на протяжении нескольких лет. 

Вскоре Денис Иванович попал под немилость русской императрицы. Екатерина не желала читать сатиры, в которой разоблачается власть. В результате, по расположению императрицы было запрещено издавать журнал Фонвизина «Стародум». 

Личная жизнь

Фонвизин женился на дочери богатого купца в 1774 году. Екатерине Роговиковой дали в приданое немало денег. Но, судя по всему, влечение у них было обоюдное и искреннее, ведь автор не нуждался в средствах.

Жена стала близким человеком для автора и сопровождала его во всех поездках.

Мнение о Европе

Интересные факты о Фонвизине должны включать в себя и его мировоззренческие метаморфозы. Так, до первой поездки за границу он и представить себе не мог, что слухи, которые он принимал за правду, клевещут на Европу. Ему очень понравилось во Франции, он был поражен высоким уровнем развития этой страны.

«Ни в чем на свете я так не ошибался, как в мыслях моих о Франции» — пишет он.

А вот Германия тех времен не понравилась Фонвизину. Люди, по его мнению, были грубы, а почта работала плохо.

Известно, что писателю очень нравилась Франция. В этой стране он жил достаточно долго. Денис Иванович искреннее восхищался французской литературой. Фонвизин перевёл все комедии Вольтера на русский язык. 

Политические взгляды

Интересно, что писатель находился на службе у графа Панина. Фонвизин участвовал в создании проекта Конституции Российской Империи в должности секретаря. Более того, он участвовал в создании проектов новых законов и написал о них очень популярное произведение тех лет под названием «Рассуждение о непременных государственных законах». Он занял позицию, которая во всем противоречила действующей власти.

У Дениса Ивановича была прекрасная политическая карьера. Он её оставил, когда занимал должность статского советника. 

Однажды Денис Фонвизин увлекся произведениям французских писателей-атеистов. Конечно же, это не могло не отразиться на его творчестве. Спустя определённое время Денис Иванович все же вернулся к православию. 

Опальные произведения 

Не секрет, что Фонвизина считали основоположником бытовой комедии в России. Однако Денис Иванович также создавал сатиры, в которых он высмеивал общественные пороки. Одним из первых творений писателя является «ранний Недоросль». Это прообраз известного произведения Фонвизина. 

Премьера постановки «Недоросль» прошла в Санкт-Петербурге. Дело в том, что театры Москвы отказались ставить пьесу из-за язвительной сатиры. Пьеса также была поставлена во многих европейских театрах. Однако императрице премьера не понравилась. Она резко высказалась против критики общественного устройства и до своей смерти не простила автора.

Работа после инсульта

После того, как Фонвизин оставил государственную службу, он отправился в Италию. В дороге у Дениса Ивановича случился инсульт. После этого,писатель страдал параличом до конца своих дней. Несмотря на серьёзную болезнь, Денис Фонвизин не забывал о литературном творчестве и пытался докончить автобиографию «Чистосердечное признание». 

Также интересным фактом является то, что Дениса Фонвизина в своих произведениях упоминали многие известные писатели. Так, например, Александр Сергеевич Пушкин вспоминает о Фонвизине в романе «Евгений Онегин«. Кроме того, в произведении Пушкина «Тень Фонвизина» знаменитый писатель предстаёт в образе призрака, который является к поэтам той эпохи, чтобы их похвалить или, наоборот, осудить. Не секрет, что Николай Васильевич Гоголь упомянул Фонвизина в произведении «Ночь перед Рождеством«.

Автор: Виктория Комарова

Рыцарь остроумия: к 270-летию со дня рождения Фонвизина

В честь 270-летия со дня рождения Дениса Фонвизина, отмечаемого 14 апреля, в Президентской библиотеке представлен комплект книг из ее фондов. Эти материалы представляют его не только как автора знаменитой комедии.

«Умри, Денис, лучше не напишешь!» — воскликнул современник о комедии «Недоросль» Фонвизина, впервые увидев ее на сцене. Самая известная русская комедия уже почти триста лет заполняет счета. Легко переживая времена и поколения, она остается острой, актуальной и понятной зрителю. Популярность комедии настолько велика, что порой затмевает собой личность автора. Между тем, когда мы изучаем биографию Фонвизина, становится ясно, что великая вневременная пьеса «Недоросль», как и другая его комедия «Бригадир», естественно вышли из-под пера этого удивительного человека.

Подробная история жизни драматурга изложена в «Денисе Ивановиче Фонвизине», изданном в 1900 году под редакцией писателя Всеволода Соловьева. Автор отзывается о его характере как о истинном патриоте, приводя в пример следующий эпизод: «В 1777 году, по болезни жены, Денис Иванович совершил свое первое путешествие за границу. Тогдашнему русскому путешественнику должно было Европе, где просвещение проявилось несравненно ярче, чем в России восемнадцатого века. Между тем Фонвизин совершенно не прельщался европейскими нравами и обычаями. Умный, проницательный и насмешливый, он ярко различал все слабости чужой жизни и жестоко высмеивал их».

По свидетельству современников, Фонвизин владел искусством смешить людей, и вызываемый им смех превратился в мощное оружие против глупости и невежества. Впечатления Фонвизина о зарубежье остались в его письмах, имеющихся в полном собрании его сочинений, оцифрованном Президентской библиотекой. В этих письмах легко раскрывается автор «Бригадира» — человек, глубоко уважающий свою страну и остро высмеивающий тех, кто ее отвергает. «В то время среди русских людей было немало таких, которые думали, что должны подражать иностранцам во всех сторонах жизни, — пишет биограф, — и пытались переделать себя на иностранный лад, особенно на французский».

«Бригадир» вызвал интерес Екатерины II и, соответственно, всего петербургского общества. Молодого человека заметил граф Никита Панин, ведавший в то время иностранными делами.

«Фонвизин имел возможность работать правильно и усердно, раскрывая свои таланты».

А вот что писал Фонвизин о Панине: «Характер покойного графа Никиты Ивановича был достоин искреннего уважения и любви. В нем был стержень, присущий душе великого. Никакие заблуждения, никакие запугивания никогда не могли его поколебать. Там не было на земле силы, которая могла бы заставить его высказать свое мнение государю или согласиться с мнением императора, если бы оно не соответствовало его внутреннему убеждению».

Годы службы Панину были лучшими годами жизни Фонвизина. В тот период Фонвизин был очень популярен в обществе, его остроумие было известно многим. Он уважал своего покровителя, ценил его и работал под его началом с большим усердием. Уважение и признание были взаимными — Панин раздал своим подопечным часть подарка от императрицы, сделав Фонвизина состоятельным человеком. «Завершив воспитание цесаревича, Панин получил от императрицы награду в виде поместья с девятью тысячами крепостных.

На долю Фонвизина приходилось около 1200 крепостных».

Денис Иванович сохранил свой веселый и ровный нрав даже после трагедии 1785 года, когда у него случился инсульт и паралич, обездвиживший всю левую сторону его тела. Фонвизины стали часто ездить в Европу лечиться, но эффекта это не давало.

За несколько часов до смерти Фонвизин был в гостях у Державина. И, несмотря на то, что он с трудом говорил, не раз смешил публику.

Project MUSE — Breaking Ground: путешествия и национальная культура в России от Петра I до эпохи Пушкина Сара Дикинсон (обзор)

Вместо аннотации приведу краткую выдержку из содержания:

6o8 Обзоры Яркий пример связи языка с национальной идентичностью. Небольшое количество несоответствий в переводах не умаляет полезности коллекции. ЛИВЕРПУЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДЖОНА МУРСА ​​ДЖАРМИЛА ХИКМАН На пути к прорыву: путешествия и национальная культура в России от Петра I до эпохи Пушкина. САРАДИКИНСОН.

Амстердам и Нью-Йорк: Родопи. 2006. 29I с. ?6o. ISBN 978-90-420-1949-2. Рассказ Сары Дикинсон о русском путешественнике, с момента его возникновения в конце семнадцатого века через его говор на рубеже девятнадцатого и до его упадка в эпоху Пушкина, исследует эволюцию пространственного самосознания России. Ее определение этого жанра показывает, как неразрывно связаны русские рассказы о путешествиях и идентичность. Благодаря удивительно богатому и подробному сборнику ранних рассказов о путешествиях эта хорошо написанная и тщательно проработанная книга расширяет наше понимание границ русского литературного опыта. Начиная с развития жанра от Петра до Екатерины Великой, Дикинсон подчеркивает склонность первых авторов-путешественников «накладывать на карту Европы отчеты о личных, метафизических путешествиях» (стр. 63). Борис Куракин описывал свой виагж (свидетельство иностранности самого термина) как часть петровских поисков европейских знаний, а молодая российская элита вела подробные записи своего туризма на европейский лад.
Позже Екатерина Дашкова инициировала эволюцию жанра: ее самопровозглашенный повествовательный голос предвосхитил дальнейшее развитие в последующих русских рассказах о путешествиях. Путешествие во Францию ​​известного драматурга Дени Фонвизина отразило такой сдвиг. Фонвизин поставил ботанические, архитектурные и культурные наблюдения рядом с критикой французского влияния на русскую придворную жизнь и своим хвастовством культурного превосходства над своими иностранными коллегами. Фонвизин особенно важен для Дика Инсона, поскольку она усматривает в его критике основу для более поздних дебатов о «русскости». По мнению Дикинсона, «письма [Фонвизина] из этой поездки известны своими нападками на французскую культуру и, по сути, представляют собой, возможно, наиболее откровенную и крайнюю трактовку национальных тем, встречающуюся в русских путевых заметках» (стр. 46). Сосредоточившись на линзе европейского романтизма, она обнаруживает свой интерес к рассказам о путешествиях с «очевидной связью с Западом» (стр. 14). И через эту связь Дикинсон предлагает тенденцию противопоставлять идентичность Европе. В то же время Дикинсон ясно устанавливает, что русские писатели не были заняты простым подражанием европейским формам: «Важным шагом к относительной культурной автономии было также возрастающее мастерство русских писателей в обращении с западным способом литературного путешествия» (с. 175). Тем не менее, для русских писателей конца восемнадцатого и начала девятнадцатого веков процесс достижения автономии происходил по мере того, как они усваивали европейские модели путевых заметок в «Эмиле» Руссо, «Сентиментальном путешествии» Стерна и «Путешествии по Италии» Гете. терминах, лишенных красоты и экзотики Средиземноморья и «Востока», изображенных в подобных европейских путевых заметках. Возможно, чувствуя эту российскую maladi du pays, Дикинсон подписывает свою монографию меткой цитатой Ивана Гончарова: «Светмал, а Россия велика» («Мир тесен, а Россия велика»). Несмотря на определенную предвзятость, Дикинсон не ограничивает свои исследования путешествиями по Европе. Ее вторая глава посвящена конкурирующим образам путешествий Екатерины по Волге в «Азию» (Симбирск) и путешествия Радищева из Петербурга в Москву в конце XVIII века. Здесь мы рассматриваем финансируемые государством исследования людей, флоры, и фауна, представление России об империи, отлитая вместе с отечественной МЛР, 103.2, 2oo8 609туризм изобилует социальной критикой. Хотя Владимир Орлов и Екатерина по-разному рассказывают о своем путешествии, оба они были частью «приведения обширных территорий империи под твердый контроль государства» (с. 75). Создание образа космоса с помощью путевых заметок было необходимо для понимания необъятности и могущества имперской географии России. Это чувство вернется в европейский контекст и в постнаполеоновскую эпоху благодаря возрождению в России «Большого тура» во времена расширения российской власти. Для Дикинсона «Письма русского путешественника» Николая Карамзина представляли собой кульминацию русского путеводителя. Карамзин подорвал критический стиль Радищева, поставив русское письмо «на один уровень» с европейскими аналогами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *