Иноческая жизнь википедия: ИНОЧЕСТВО | это… Что такое ИНОЧЕСТВО?

Серафим Саровский | Читать биографии известных личностей РФ для школьников и студентов

Основной письменный источник исторических сведений о старце Серафиме — жизнеописание старца Серафима, составленное саровским иеромонахом Сергием. Родился П.И. Мошнин в 1754 году в городе Курске в семье местного купца Исидора Мошнина и Агафии. Рано потерял отца. В отрочестве упал с колокольни строящегося храма Сергия Радонежского, но остался невредим. Когда благочестивому юноше исполнилось семнадцать лет, он твердо решил оставить мир и, с благословения матери, напутствовавшей его медным крестом, с которым с тех пор никогда не расставался, посвятил себя иноческой жизни.

В 1776 году совершил паломничество в Киево-Печерскую лавру, где старец Досифей благословил и указал ему место, где он должен принять послушание и постриг — Саровскую пустынь. В 1778 году стал послушником у старца Иосифа в Саровском монастыре в Тамбовской губернии. Тепло принятый настоятелем пустыни, старцем Пахомием, юный Прохор сразу предался иноческим подвигам. И вот избранник Божий, взяв у старцев благословение, стал в свободное от послушания время уходить в лес. Строгость жизни Прохора привлекала к себе общее внимание братии и многие удивлялись силе его подвигов. В 1786 году принял монашество и был посвящён в иеродьяконы, в 1793 году рукоположен в иеромонаха. В иноческий ранг его посвятили с новым именем — Серафим. В переводе с древнееврейского оно означает «пламенный».

В 1794 году, стремясь к уединению, стал жить в лесу в кельи в пяти километрах от монастыря. Его подвижничество в это время сводилось к телесным ограничениям (носил одну и ту же одежду зимой и летом, сам добывал себе пропитание в лесу, спал очень мало, во многом имел строгое воздержание, пост), чтению священных книг (перечитывание Евангелия, святоотеческого писания), ежедневной долгой молитве, столпничеству. Около кельи Серафим возделал огород и устроил пчельник. «Житие» сообщает о чудесах, например, о случае, когда Преподобный из рук кормил медведя хлебом.

Однажды на него в лесу напали разбойники. Узнав, что к старцу часто приходят посетители, в том числе и вполне обеспеченные, бандиты решили ограбить келью. Напав на Серафима, они проломили обухом топора ему голову и сильно избили, в результате чего старец навсегда остался сильно сгорбленным. В кельи они ничего не нашли. Позже эти люди были установлены, но отец Серафим простил их и упросил не наказывать.

В 1807 году принял на себя иноческий труд молчания, старался ни с кем не встречаться и не общаться. В 1810 году возвратился в монастырь, но ушёл в затвор до 1825 года. После окончания затвора принимал многих посетителей из монашествующих и мирян, имея, как сказано в «Житии», дар прозорливости и исцеления от болезней. Был посещаем знатными особами, в том числе императором Александром I.

Ко всем приходящим к нему обращался словами «Радость моя!», в любое время года приветствовал словами «Христос Воскресе!». Покровительствовал Дивеевской женской обители. В 1831 году сподобился видения Богородицы в окружении Иоанна Крестителя, Иоанна Богослова и 12 дев. Скончался в 1833 году в Саровском монастыре, в своей келье во время молитвы.

Стоит отметить, что иконописное изображение Серафима Саровского писалось с его прижизненного портрета, сделанного художником Серебряковым (впоследствии иноком Саровской обители) за 5 лет до кончины старца.

В 1839 году в Троицко-Сергиевой Лавре, при содействии митрополита Филарета (Дроздова), вышло «Краткое начертание жизни» схимонаха Марка, книга включала «Духовные наставления отца Серафима». «Сказание о жизни и подвигах» отца Серафима (без «Духовных наставлений») было опубликовано в 1841 году. Многие из ныне известных поучений старца Серафима почерпнуты из записок купца Николая Александровича Мотовилова, якобы найденных С.А. Нилусом и изданных им в 1903 году. Впрочем, аутентичность некоторых фактов, изложенных Мотовиловым, оспаривается.

Народное почитание «батюшки Серафима» началось задолго до его канонизации, еще при его жизни. Подготовка к официальной канонизации вызвала политический скандал и должна рассматриваться в контексте стремления Николая II преодолеть некое «средостение» (по выражению генерала А. А. Мосолова), якобы разъединявшее царя с народом, который «его искренне любит». Первый документ, указывающий на идею официальной канонизации, датирован 27 января 1883 года — годом коронации Александра III. Затем, по свидетельству графа С.Ю. Витте, в 1902 году канонизации потребовал лично Николай II, видимо, по настоянию супруги. 11 января 1903 года комиссия под председательством митрополита Московского Владимира (Богоявленского), включавшая и архимандрита Серафима (Чичагова), произвела освидетельствование останков Серафима Мошнина. Результаты освидетельствования излагались в секретном всеподданнейшем докладе, которые, однако, вскоре стали широко известны читающей публике. Поскольку существовали ожидания «нетленности» мощей, каковой обнаружено не было, митрополиту Петербургскому Антонию (Вадковскому) пришлось констатировать факт сохранности «остова» Саровского старца и выразить мнение, что наличие нетленных мощей не обязательно для прославления. Летом 1903 года состоялись «Саровские торжества» при огромном (до 150000 человек) стечении народа и с участием царя и других членов императорской фамилии.

В 1920 году было произведено вскрытие мощей с составлением акта, а в 1922 году они были изъяты и перевезены в Москву, в Музей религиозного искусства в Донском монастыре. А в храме в честь преподобного Серафима, освященном в 1914 году в Донском монастыре, в 1927 году был построен один из первых в СССР крематориев. В 1990 году в запасниках Музея истории религии (в Казанском соборе) Ленинграда были найдены неизвестные останки, не проходящие по описи. Было установлено, что это были мощи преподобного Серафима Саровского. В 1991 году мощи Преподобного были перенесены в Дивеевский монастырь.

МОНАШЕСТВО — Древо

Мона́х (греч.: один) – человек, посвятивший себя Богу через принятие обетов. Принятие обетов сопровождается постригом волос в знак служения Богу. Монашество делится на три последовательные степени в соответствии с принятыми обетами: рясофорный монах (рясофор) – подготовительная степень к принятию малой схимы; монах малой схимы принимает обет целомудрия, нестяжательства и послушания; монах великой схимы или ангельского образа (схимонах) принимает обет отречения от мира и всего мирского. Готовящийся к постригу в рясофорные монахи и проходящий испытание в монастыре называется послушником.

Монашество возникло в III веке в Египте и в Палестине. Первоначально это были удалившиеся в пустыню отшельники. Первым христианским отшельником был прп. Павел, проживший с двадцати трех лет до ста тридцати лет в Фиваидской пустыне, в Египте. В год его удаления, в 251 году, родился великий Антоний, который, собственно, и признается основателем пустынножительства и иночества. Изумительные подвиги св. Антония, дар чудес, небесные откровения свыше, которых он удостоился, — вся жизнь этого необыкновенного подвижника производили сильное впечатление на современников, и уже при жизни Антония Фиваидская пустыня стала заселяться отшельниками, жившими в уединенных кельях. Антоний не предписывал внешних правил для жизни иноческой, заботясь, главным образом, о внушении живого, искреннего и глубокого благочестия, но вскоре, с умножением числа иноков, возникла необходимость в правилах и учреждениях, которые могли бы поддерживать и укреплять волю в борьбе с искушениями. Начало правильному общежитию, или жизни в киновиях, положил св. Пахомий. Этот великий подвижник-киновиарх основал общество иноков на одно острове Нила, называемом Тавенне. Уже при жизни великого Пахомия устроилось около восьми монастырей с тремя тысячами иноков, а после его кончины, последовавшей в 348 году, к началу V века число иноков простиралось уже до 50000 человек. Почти одновременно возникли и женские обители, управлявшиеся также по уставу св. Пахомия. Так возникли киновии.

Историк Евагрий в следующих чертах изображает жизнь иноков в киновиях:

«Отшельники живут вместе, не возмущенные земными привязанностями: у них нет золота. Но зачем говорить о золоте? У них нет даже собственной одежды и пищи. Плащ, в который одет один, может потом надеть на себя другой; одежда всех принадлежит как бы одному, и одежда одного – всем. У них и стол общий. На столе не увидишь изящно приготовленных мясных яств. Зелень и овощи, да и то в количестве, достаточном только для поддержания жизни, — вот их кушанья. Денно и нощно возносят они общие молитвы к Богу и так изнуряют себя подвигами, что, кажется, видишь пред собою мертвецов, только не в гробах». (Evagr. I. 21).

Киновия управлялась аввою (что в переводе с сирийского значит – отец), и безусловное послушание ему было обязанностью каждого обитателя киновии. Время, свободное от богослужения и молитвы, иноки проводили в труде: занимались земледелием, плетением корзин и веревок и т.п.

Третий вид иночества – это лавры. Основателями этого вида иноческой жизни были Макарий Старший, живший в Скитской пустыне близ границы Египта с Ливией, и Аммон Египетский, поселившийся на Нитрийской горе. В лаврах мы видим как бы соединение отшельничества с общежитием. Каждый подвизался отдельно, в особой келье. Кельи, разбросанные вокруг холма или жилища аввы, находились на известном расстоянии одна от другой и располагались в виде переулков в городе, откуда и самое название – λαϋρα – дорога, переулок). Отшельники в первый и последний дни недели собирались вместе для богослужения. В остальные дни хранили безмолвие. Если кто-нибудь не приходил на общие собрания, заключали, что он болен, и некоторые из братии посылались для его посещения. Жизнь в лаврах была много труднее, чем в киновиях, и к подвигу безмолвия уже приступали не иначе, как подготовившись к нему в киновиях. «Вступившие в монашество, — говорит Кирилл Скифопольский, — жили сначала в монастыре и исполняли в нем обязанности иноческие, а те, которые уже достигли некоторого совершенства в подвижнической жизни, помещались в кельях».

В скором времени иночество распространилось и за пределы Египта. В Палестине основателями иночества были св. Харитон Исповедник, пострадавший при императоре Аврелиане (270-275) и основавший в Палестине знаменитую лавру Фаранскую, лавру близ Иерихона – в пещерах Сорокадневной горы и лавру Сукка, и свт. Иларион, ученик и подражатель св. Антония Великого, подвизавшийся около 50 лет в пустыне близ г. Газы. Здесь основаны были обители, из которых в VI веке славились: киновия аввы Серида, близ которой жили знаменитые отшельники в своих одиноких кельях: свв. Варсонофий и Иоанн, и киновия аввы Дорофея, в окрестностях Газы и Маиума.

Основателями русского монашества считаются преподобные Антоний и Феодосий Печерские, создавшие в XI веке Киево-Печерский монастырь.

Святые отцы о монашестве

[Сказал авва Захария: ] кто делает себе во всем принуждение, тот монах [1].

Библиография

  • Луг Духовный – Творение Блаженного Иоанна Мосха (Перевод с греческого с подробными объяснительными примечаниями протоиерея М.И.Хитрова). М.: Отдых христианина. – 2002. – с.21-23.


[1]  Древний Патерик, гл. 1, 6. — http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=102

Монашество — ПравославнаяВики

Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне

Эта статья является частью серии
Православная духовность
Святые Тайны
Крещение — Миропомазание
Исповедь — Евхаристия
Брак — Рукоположение
Елеосвящение
Трехступенчатый
Катарсис/Очищение
Теория/Озарение
Теозис/Обожение
Исихазм
Непсис — Метанойя
Исихия — Фронема
Мистицизм — Ноус
Аскетизм
Целомудрие — Послушание
Непоколебимость — Пост
Бедность — Монашество
Достоинства
Смирение — Щедрость
Целомудрие — Кротость
Умеренность — Довольство
Усердие
Молитва
Богослужение — Почитание
Молитвенное правило — Иисусова молитва
Реликвии — Крестное знамение
Отцы Церкви
Отцы Апостольские
Отцы Пустынники
Каппадокийцы
Добротолюбие
Лестница Божественного Восхождения
Изменить это поле

Монашество (от греч.

μοναχός, одинокий человек) — это древняя христианская практика ухода от мира, чтобы полностью и интенсивно посвятить себя жизни Евангелия, стремясь соединиться с Иисусом Христом.

В центре внимания монашества находится обожение, процесс совершенствования, к которому призван каждый христианин. Этот идеал выражается везде, что Божие ищется превыше всего, как видно, например, в Добротолюбии 9.0102 , книга монастырских писаний. Иными словами, монах или монахиня — это человек, давший обет следовать не только заповедям Церкви, но и советам (т. е. обетам бедности, целомудрия, непоколебимости и послушания). Слова Иисуса, которые являются краеугольным камнем этого идеала, таковы: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный».

Итак, монахи практикуют исихазм, духовный подвиг очищения (κάθαρσις), просвещения (θεωρία) и обожения (θέωσις) в молитве, таинствах и послушании.

Содержание

  • 1 Предшественники христианского монашеского идеала
  • 2 Истоки христианского монашества
  • 3 Место монашества в обществе
  • 4 Православное монашество сегодня
  • 5 Монастырское духовенство
  • 6 монашеских степеней
  • 7 См. также
  • 8 Внешние ссылки

Предшественники христианского монашеского идеала

Древними образцами современного христианского монашеского идеала являются назореи и пророки Израиля. Назорей был человеком, добровольно отделившимся от Господа по особому обету.

объяви сынам Израилевым и скажи им: когда мужчина или женщина отделятся, чтобы дать обет назорейства, отделиться пред Господом: он должен отделиться от вина и крепких напитков, и никакого уксуса из вина и уксуса из крепких напитков не пей, и виноградной водки не пей, и винограда сырого и сушеного не ешь. Во все дни разлуки своей он не должен есть ничего из того, что сделано из виноградной лозы, от зерен до шелухи. Во все дни обета разлучения своего бритва не должна касаться головы его; доколе не исполнятся дни, в которые он отделится пред Господом, он будет свят, и пряди волос головы своей пусть расти. Во все дни, в которые он отделяет себя для Господа, он не должен приходить ни к одному мертвому телу.
Не осквернит он себя ни для отца своего, ни для матери своей, ни для брата своего, ни для сестры своей, когда они умрут, потому что посвящение Бога его на голове его. (Числа 6:2-8)

Монастырь св. Георгия Хозевитянина, Вади-Кельт
(По дороге из Иерусалима в Иерихон)

Пророки Израиля были отделены для Господа ради вести о покаянии. Некоторые из них жили в экстремальных условиях, добровольно разлученные или вынужденные уединиться из-за бремени своего послания. Другие пророки были членами общин, школ, иногда упоминаемых в Священном Писании, но о которых существует много предположений и мало что известно. Доавраамические пророки, Енох и Мелхиседек, и особенно еврейские пророки Илия и его ученик Елисей, важны для христианской монашеской традиции. Наиболее часто упоминаемым «образцом для подражания» для жизни отшельника, отделенного для Господа, в котором, как считается, назорей и пророк сочетаются в одном лице, является Иоанн Креститель.

У Иоанна также были ученики, которые остались с ним и, как можно предположить, были научены им и жили подобно ему:

В те дни пришел Иоанн Креститель и проповедовал в пустыне Иудейской и говорил: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Ибо это тот, о ком пророк Исаия сказал: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и кожаный пояс на чреслах своих; а его пищей были акриды и дикий мед. Тогда выходили к нему Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои. (Матфея 3:1-6)

Женскими образцами для монашества являются Богородица и четыре дочери-девственницы апостола Филиппа (Двенадцати):

И когда мы закончили наш путь из Тира, мы пришли в Птолемаиду, и приветствовали братьев, и пробыли у них один день. На другой день мы, сопровождавшие Павла, отправились и пришли в Кесарию и вошли в дом Филиппа евангелиста, который был одним из семи; и пребывать с ним. И у того же человека было четыре дочери-девственницы, которые пророчествовали. (Деяния 21:7-9)

На этом изображении из монастыря в Румынии изображен настоятель (или игумен), сидящий на стуле, предназначенном для его статуса. Он держит жезл своей должности и носит епитрахиль, символизирующий его священство как иеромонаха.

Монашеский идеал также создан по образцу апостола Павла, который, как полагают, был целибатом и изготовителем палаток:

Ибо я хотел бы, чтобы все люди были такими же, как я сам. Но каждый человек имеет свой собственный дар Божий, один таким образом, а другой другим. Итак, безбрачным и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. (1 Коринфянам 7:7-8)

Но совершенным прообразом всякого христианского монашества, общинного и уединенного, является Иисус Христос:

Да будет в вас тот же ум, который был и во Христе Иисусе: Который, будучи в образе Божием, не почел хищением быть равным Богу: Но уничижил Себя и принял образ рабом, и сделался подобным человекам: И, быв по виду похожим на человека, смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.
(Филиппийцам 2:5-8)

Кроме того, самая ранняя церковь была образцом монашества. Согласно Деяниям апостолов, первые христианские общины жили сообща, делясь всем.

Истоки христианского монашества

Институт христианского монашества зародился в пустынях Египта 4-го века как разновидность живого мученичества. Некоторые ученые связывают рост монашества в это время с изменениями в римском обществе, которые произошли после обращения императора Святого Константина и правовой терпимости христианства в Римской империи. Это положило конец положению христиан как небольшой преследуемой группы, что привело к возникновению номинального христианства в церкви. В ответ многие, желавшие сохранить интенсивность первых лет христианской жизни, бежали в пустыню, чтобы поститься и молиться, свободные от раздробленного влияния мира. Прекращение преследований также означало, что мученичество перестало быть таким распространенным явлением, и поэтому стал преследоваться аскетизм как форма живого мученичества.

Монастырь Святой Екатерины, Синай, Египет

Ss. Антоний и Пахомий были первыми основателями монастырей в Египте, хотя Павел Фивейский — самый первый исторически известный христианин, который жил как монах. Православие также смотрит на Василия Великого как на основателя монашеского законодателя, а также на пример отцов-пустынников. Святого Бенедикта Нурсийского, основавшего свое собственное правило на правиле святого Василия, часто считают отцом западного монашества.

Вероятно, с очень давних времен были люди, которые жили в изоляции — отшельники — в подражание 40 дням Иисуса в пустыне. Они не оставили подтвержденных археологических следов, а лишь намеки в письменных источниках. Святой Антоний Египетский жил отшельником и приобрел последователей других отшельников, которые жили поблизости, но не в сообществе с ним. С другой стороны, Павел Фивейский жил недалеко от Антония в абсолютном уединении, и даже Антоний считал его совершенным монахом.

(Когда св. Антоний впервые встретился с ним, он вышел из пережитого, говоря: «Горе мне, дети мои, грешному и лжемонаху, который является монахом только по имени. Я видел Илию, я видел Иоанна Крестителя». в пустыне, а Павла видел — в раю!») Эта разновидность монашества называется отшельник («отшельник-подобный»).

Св. Пахомий Великий, последователь Антония, также приобрел последователей; он решил сформировать из них общину, в которой монахи жили в отдельных хижинах или комнатах — кельях (от греческого κελλια), — но работали, ели и поклонялись в общем пространстве. Этот метод монашеской организации называется общежительным («общинным»). Большая часть монашеской жизни носит общежительный характер. Глава монастыря стал известен под словом «Отец» на сирийском языке,

Abba — на английском языке, Abbot .

В конце концов, для некоторых редких монахов, сформировавшихся в общинной жизни, установилась закономерность покинуть общежительный контекст и начать отшельническую жизнь. Попытка его без этого предварительного образования часто считается духовным самоубийством, часто приводящим к впадению в прелесть, духовное заблуждение.

Место монашества в обществе

Начавшись в Египте (с таких святых, как Антоний Великий и Павел Фивейский) и распространившись на Ближний Восток, а затем в Европу, монашество стало центральным аспектом жизни в течение западного Средневековья и высокий период Римской («Византийской») империи на Востоке. Первой неримской территорией, принявшей эту систему, была Ирландия, в которой развилась уникальная форма, тесно связанная с традиционными клановыми отношениями, система, которая позже распространилась на другие части Европы, особенно во Францию.

Золотой век христианского монашества длился примерно с восьмого по двенадцатый век. Монастыри стали неотъемлемой частью общества, часто действуя для унификации литургической практики и прояснения доктринальных споров. Монастыри также привлекали многих лучших людей общества, и в этот период монастыри были центральными хранилищами и производителями знаний.

Руины аббатства Уитби, Нортумбрия, Англия

На Западе система рухнула в одиннадцатом и двенадцатом веках, когда религия начала меняться. Религия стала гораздо меньше прерогативой религиозной элиты. Это было тесно связано с появлением нищенствующих орденов, таких как монахи-францисканцы, которые занимались распространением информации публично, а не в закрытых монастырях. Религиозное поведение изменилось, когда простые люди начали причащаться и активно участвовать в религии. Растущее давление национальных государств и монархий также угрожало богатству и могуществу орденов. Наконец, после Второго Ватиканского собора в Риме «религиозные» ордена увидели массовый исход членов, и многие монахи перестали носить традиционную одежду своих орденов. В целом монашество в Римско-католической церкви находится в глубоком упадке. Тем не менее, монашество по-прежнему сильно отражается в западной культуре. Современные университеты разными способами пытались подражать христианскому монашеству. Даже в Новом Свете, где монашество никогда не было стандартной частью общественной жизни, университеты строятся в готическом стиле монастырей двенадцатого века. Общие трапезы, общежития, тщательно продуманные ритуалы и одежда — все это во многом заимствовано из монашеских традиций.

На Востоке монашество продолжало процветать даже после Великого раскола одиннадцатого века, став пробным камнем и объединяющим центром для христиан приходящей в упадок Римской империи, даже после падения Константинополя.

Православное монашество сегодня

Церковь Свято-Тихоновского монастыря, Южный Ханаан, Пенсильвания

Сегодня монашество остается важной и жизненно важной частью православной христианской веры, и крупные монашеские центры, такие как гора Афон и монастырь Святой Екатерины (Синай), увидеть пробуждение как с точки зрения количества монахов, приходящих принять жизнь, так и с точки зрения интенсивности ведущейся жизни. Участились и паломники, быстрыми темпами идет восстановление многих древних центров монашества.

Монастырское духовенство

Христианское монашество само по себе является мирским орденом, изначально не имевшим духовенства в качестве стандартной части общины (таким образом, монахи полагались на местные приходы в сакраментальной жизни). Однако, если монастырь был изолирован в пустыне, как это было со многими египетскими общинами, это неудобство вынуждало монастыри либо принимать священников, либо рукополагать своего настоятеля, либо рукополагать других членов. Священник-монах называется иеромонахом и в настоящее время считается стандартной частью общежительной монашеской жизни. Монастырские дьяконы также довольно распространены, и их называют иеродиаконы .

Во многих случаях в православии, когда необходимо наполнить епархию, находят подходящих кандидатов из близлежащих монастырей. Поскольку многие священники женаты (до рукоположения в священство), а епископы обязаны соблюдать безбрачие, монастыри являются хорошим источником безбрачных мужчин, которые также являются духовно зрелыми и обычно обладают другими качествами, желательными для епископа. Многочисленные святые из церковной традиции являются примерами этой практики.

Когда человек, желающий монашеской жизни, поступает в монастырь, он или она обычно проходит три ступени или стадии:

  1. Стажер — Новичок, Риасафор
  2. Монах Малой Схимы — Крестоносец, Ставрофор
  3. Монах Великой схимы — русский схимник

См. также

Монастырская церковь в Глендалохе, Ирландия

  • Исихазм
  • Гора Афон
  • Монашеские звания

Внешние ссылки

  • Монашество в Православной Церкви Митрополита Максима (Агиоргусиса) Питтсбургского
  • Православное монашество (Сербская православная епархия Рашка и Призрен)
  • Аскетический идеал и Новый Завет о. Жорж Флоровский
  • Всемирный справочник православных монастырей

Монашество | Природа, цели, типы и факты

монашество

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Святой Григорий Великий Святой Бенедикт Святой Одо Клюнийский Франсиско Хименес де Сиснерос Святой Антоний Египетский
Похожие темы:
матха аббат Отцы пустыни отшельник настоятельница

Просмотреть весь связанный контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

монашество , институционализированная религиозная практика или движение, члены которого пытаются жить по правилу, требующему работы, выходящей за рамки работы мирян или обычных духовных лидеров их религий. Обычно соблюдающий целомудрие и повсеместно аскетический, монах отделяет себя от общества, либо живя отшельником или отшельником (религиозным отшельником), либо присоединяясь к сообществу ( coenobium ) других, которые исповедуют аналогичные намерения. Впервые примененный к христианским группам в древности, термин монашество теперь используется для обозначения сходных, хотя и не идентичных, практик в таких религиях, как буддизм, индуизм, джайнизм и даосизм.

Слово монашество происходит от греческого monachos («живущий в одиночестве»), но эта этимология выделяет только один из элементов монашества и несколько вводит в заблуждение, потому что большая часть монахов мира живет в общежитии ( общая жизнь) сообщества. Термин монашество подразумевает безбрачие или жизнь в одиночестве в смысле отсутствия супруга, что стало социально и исторически важной чертой монашеской жизни.

Даже этот аспект монашества не выходит за пределы культур и языков, которые увековечивают религиозную терминологию так называемых авраамических (прослеживающих свое происхождение от библейского персонажа Авраама) или пророческих религий иудаизма, христианства и ислама. В исламском мире арабские и персидские термины, которые можно перевести как монах или монах , не означают «отшельник», как в греческом. Вместо этого они этимологически произошли от других терминов, связанных с монашеской жизнью в исламе (например, зухд , «аскетизм»). Ни один из многих индийских терминов, обозначающих монаха (например, санскритское апабхрамша или пали пракрит ), не означает «одинокий» или «живущий в одиночестве», хотя монахи в этих традициях — особенно в индуизме, буддизме и джайнизме — живут поодиночке или в группах, обособленных от остального общества. Этимологии индийской и некоторых арабских и персидских терминов обозначают бедность, экстатические состояния ума, условности в одежде и т. д., в то время как другие термины подразумевают холостяцкую жизнь безбрачия.

Монахи сыграли важную роль в создании, сохранении и развитии институтов религиозного и светского обучения, а также в передаче культурных ценностей, артефактов и интеллектуальных навыков из поколения в поколение. Монастырские учреждения также выполняли медицинские, политические и военные функции, хотя с 1500 г. последние две функции в большинстве обществ стали полностью секуляризованными.

Определение монашества, охватывающее все его формы, было бы настолько широким, что подробности пришлось бы отнести к анализу конкретных монашеских систем. Таким определением могло бы быть: религиозно обусловленное поведение (ортопраксия) вместе с его институтами, ритуалами и системами верований, чьи агенты, члены или участники добровольно (часто через клятву) выполняют религиозные действия, выходящие за рамки тех, которые требуются религиозными учениями. общества в целом. Такое поведение вытекает из примера религиозных и духовных основоположников, которые более радикально интерпретировали постулаты, применимые ко всем верующим или ко всему обществу. Помимо такого утверждения, можно говорить только об основных характеристиках монашеской жизни и ее институтов, поскольку ни один из них не является универсальным. Безбрачие является основополагающим для большинства монашеских орденов мира, но ни в коем случае не является универсальным, как показывает пример буддизма в современной Японии.

Другая характеристика, аскетизм, является универсальной, при условии, что этот термин определяется достаточно широко, чтобы включать все сверхобязательные (предпринятые добровольно, а не полностью предписанные) религиозные практики. Подлинно универсальная характеристика монашества вытекает из его определения: монашествующий отделяется от общества либо для того, чтобы пребывать в одиночестве в качестве религиозного затворника (отшельника или отшельника), либо для присоединения к общине отделившихся от своего окружения с подобными намерениями, т. е. постоянное стремление к религиозной жизни в ее наиболее радикальной и часто в самой требовательной форме.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Монашество не существует в обществах, в которых отсутствуют письменные передаваемые знания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *