Биография Микеланджело Меризи да Караваджо
https://ria.ru/20130928/966075439.html
Биография Микеланджело Меризи да Караваджо
Биография Микеланджело Меризи да Караваджо — РИА Новости, 28.09.2013
Биография Микеланджело Меризи да Караваджо
28 сентября исполняется 440 лет со дня рождения итальянского живописца.
2013-09-28T10:00
2013-09-28T10:00
2013-09-28T11:03
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn21.img.ria.ru/images/sharing/article/966075439.jpg?6160881291380351803
италия
весь мир
европа
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2013
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og. xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
справки, италия
Справки, Культура, Италия, Весь мир, Европа
Итальянский живописец, один из крупнейших представителей барокко Микеланджело Меризи да Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio) родился 28 сентября 1573 года в итальянском селении Караваджо. Его отец был мажордомом и архитектором маркиза Караваджо. До начала 1590-х годов Микеланджело да Караваджо учился у миланского художника Симоне Петерцано, около 1593 года уехал в Рим. Поначалу он бедствовал, работал по найму. Спустя некоторое время модный живописец Чезари д’Арпино взял Караваджо помощником в свою мастерскую, где тот выполнял натюрморты на монументальных картинах хозяина.
В это время были написаны такие картины Караваджо, как «Маленький больной Вакх» и «Мальчик с корзиной фруктов».
По характеру художник обладал необузданным темпераментом, который ввергал его в сложные и опасные ситуации. Он много раз дрался на дуэлях, за что неоднократно попадал в тюрьму. Нередко проводил дни в обществе игроков, мошенников, скандалистов, авантюристок. Его имя часто фигурировало в полицейских хрониках.
5 «нехудожественных» проделок Караваджо >>
© Меризи да Караваджо / public domain Картина Меризи да Караваджо «Лютнист», 1595. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
© Меризи да Караваджо / public domain
В 1595 году в лице кардинала Франческо Мария дель Монте Караваджо нашел влиятельного покровителя, который ввел его в художественную среду Рима. Для кардинала дель Монте художник написал одни из лучших своих картин — «Корзина с фруктами», «Вакх» и «Лютнист». В конце 1590-х годов художником были созданы такие произведения, как «Концерт», «Амур-победитель», «Гадалка», «Нарцисс». Караваджо открыл новые возможности живописи, впервые обратившись к «чистому» натюрморту и «авантюрному» жанру, который получил дальнейшее развитие среди его последователей и был популярен в европейской живописи XVII века.
Среди ранних религиозных произведений Караваджо — картины «Святая Марфа беседует с Марией Магдалиной», «Святая Екатерина Александрийская», «Святая Мария Магдалина», «Экстаз святого Франциска», «Отдых на пути в Египет», «Юдифь», «Жертвоприношение Авраама».
© Фото : public domainКараваджо «Юдифь, убивающая Олоферна». ок.1598-1599
© Фото : public domain
На рубеже XVI-XVII веков Караваджо создал два цикла картин на сюжеты из жизни апостолов. В 1597-1600 годах для капеллы Контарелли в церкви Сан-Луиджи деи Франчези в Риме были написаны три картины, посвященные апостолу Матфею. Из них сохранились только две — «Призвание апостола Матфея» и «Мученичество апостола Матфея» (1599-1600). Для капеллы Черази в церкви Санта-Мария дель Пополо в Риме Караваджо выполнил две композиции — «Обращение Савла» и «Распятие апостола Петра».
© Фото : Микеланджело да КараваджоКартина «Иоанн Креститель», Микеланджело да Караваджо
© Фото : Микеланджело да Караваджо
В 1602-1604 годах художник написал «Положение во гроб» («Снятие с креста») для церкви Санта-Мария-ин-Валичелла в Риме. В 1603-1606 годах создал композицию «Мадонна ди Лорето» для церкви Сант-Агостино. В 1606 году написана картина «Успение Марии».
В 1606 году после ссоры при игре в мяч и убийства своего соперника Раннуччо Томмазони Караваджо бежал из Рима в Неаполь, откуда перебрался в 1607 году на остров Мальта, где был принят в Мальтийский орден. Однако после ссоры с высокопоставленным членом ордена он был заключен в тюрьму, откуда бежал на Сицилию, а затем в Южную Италию.
В 1609 году Караваджо вновь вернулся в Неаполь, где ожидал помилования и разрешения вернуться в Рим.
В период скитаний художник создал ряд выдающихся произведений религиозной живописи. В Неаполе он написал большие алтарные картины «Семь дел милосердия» (церковь Пио Монте делла Мизарикордия), «Мадонна Розария» и «Бичевание Христа». На Мальте для храма Сан Доменико Маджоре он создал полотна «Усекновение главы Иоанна Крестителя» и «Святой Иероним», на Сицилии — «Погребение святой Луции» для церкви Святой Луции, «Воскрешение Лазаря» для генуэзского купца Ладзари и «Поклонение пастухов» для церкви Санта Мария дельи Анджели. К последним произведениям Караваджо относится также картина «Давид с головой Голиафа», на которой голова Голиафа предположительно представляет автопортрет художника.
В 1610 году, получив прощение от кардинала Гонзага, художник погрузил свои вещи на корабль, намереваясь вернуться в Рим, но так и не добрался до места назначения. На берегу его по ошибке арестовали испанские гвардейцы и задержали на три дня.
18 июля 1610 года Караваджо скончался от приступа малярии в итальянском городке Порто-Эрколе в возрасте 37 лет.
Творчество Караваджо оказало значительное влияние не только на многих итальянских художников XVII века, но и на ведущих западноевропейских мастеров — Питера Пауля Рубенса, Диего Веласкеса, Хосе де Риберу, а также породило новое направление в искусстве — караваджизм.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Микеланджело и его время | Журнал «ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ»
Александр Бурганов
Рубрика:
МЕЖДУНАРОДНАЯ ПАНОРАМА
Номер журнала:
#4 2004 (05)
Мы входим в зал, погруженный в полумрак. и лишь распахнуты маленькие окна, из которых льется свет из другого, неведомого нам мира. Но это не окна, это выставка рисунков «Микеланджело и его время» в Венском музее Альбертина. Листы старинной бумаги, обрамленные скромными классическими рамами, сами испускают волшебный немыслимый свет. На листах следы легких прикосновений руки великих мастеров. Это их души, имена, голоса, их страсти, нежность и отчаяние, их разговор с богом. И мы становимся свидетелями этого диалога. Графика — самый мистический вид искусства, обнажающий все потаенные движения души, отображающий мгновения, которые не терпят ремесленной лакировки, проработки, полировки, потных усилий, и краткое прикосновение, рукопожатие, всплеск чувств. и вот они сегодня перед нами — божественные свидетельства близости к Богу, его ответной любви к нам.
Микеланджело оставил после себя грандиозные по своему масштабу произведения искусства. Сегодня, приходя на поклонение к ним, мы выглядим просто карликами. Гигантские, беспрерывно расширяющиеся росписи потолков и стен Сикстинской капеллы, монументальные мраморные статуи, поражающие наше воображение, являются примерами титанизма, величия вложенного труда. Но среди его необъятного наследия до нас дошли в том числе хрупкие, маленькие квадратики старинной бумаги, которые являются драгоценными свидетельствами самой сущности великих откровений мастера.
Все дело в том, что представленные на выставке рисунки сами по себе не создавались как отдельные произведения искусства. Являясь первым актом рождения будущего произведения, они должны были отпасть, отлететь как нечто ненужное, промежуточное, прикладное, сопутствующее, как некоторый вторичный материал творчества, который своей кажущейся легкостью предполагает рождение ограненных бриллиантов будущих произведений. Но для художника эти клочки бумаги часто становятся мистическими амулетами, потому что здесь в случайной непредсказуемой форме происходит первый разговор с будущим творением, и он, как завороженный, вглядываясь в такой клочок бумаги, предчувствует первую встречу с собственным, еще не рожденным произведением, видит одобрение в глазах Бога, который благословил его искусство. именно поэтому маленьким рисункам великого мастера знатоки отводят особую роль для тех, кто понимает, конечно. Потом мы встретим огромные фрески и титанические изображения, поражающие воображение. Но этот первый звук, первый знак в своей чистоте и концентрированности содержит нечто гораздо большее.
Искусство европейской графики, безусловно, берет свои истоки в античной вазописи. Именно здесь состоялись основные профессиональные технологические открытия, составляющие специфику графики как вида искусства: сначала монохромность как основной принцип, затем линейный рисунок и, наконец, включение дополнительного тона и блика как завершающий прием, осуществляющий оживление. Вазопись была фундаментом будущей живописи. Обогащаясь цветом, светотенью, живопись расцвела и стала завоевывать иллюзорное пространство на двухмерной плоскости. иллюзия — вот что ценилось больше всего в развитой античной живописи. Мухи садились на виноград; занавеску, накинутую на картину, нельзя было снять. И все же в основе этих достижений лежали технологические символы: два-три тона, линия, падающая тень и блик.
Не хаос и не копирование, а жесткая дисциплина, в которой сочетание вышеуказанных элементов создавало неотразимое ощущение пространства.Ренессансный рисунок продолжал графическую традицию античности. Его излюбленными приемами были тонированная бумага, линия, две-три тональные градации и пробела, создающие иллюзию пространственной выпуклости. Рисунки титанов Возрождения — Микеланджело и мастеров его круга — построены по этому принципу. В основе они монохромны. Цветность создается градацией самого материала: сепия, бистр, угольный карандаш, серебряные палочки, заливки сиеной или умброй.
Эффекты объемов в пространстве ставились великими мастерами рисунка именно в пределах его составляющих символических компонентов и графических приемов, создающих объем монохромным способом. Рисунки этого периода выполнены в основном в двух техниках: перо, цветные чернила и различные виды мягких материалов. Имелись образцы более сложной техники, когда в рисунке участвовали элементы заливки кистью.
На выставке в Альбертине мы видим рисунки Микеланджело, выполненные пером и мягкой сангиной. Шедевром экспозиции является подготовительный рисунок к изображению обнаженного юноши для потолка Сикстинской капеллы. Тема подготовительного рисунка, изображающего обнаженное тело, является особым жанром великих мастеров итальянского возрождения. Микеланджело, который сумел проникнуть вглубь анатомического построения, который раскрыл конструкцию и витальную силу органики тела, взаимодействия мускулов, был, конечно, много выше своих современников. Глубокое понимание механики взаимодействия внутреннего устройства человеческого тела превращало его рисунки с натуры в некоторые канонические символы человека в его пространственном выражении. Но этот рисунок обладает неким особым художественным достоинством, о котором необходимо сказать. Его отличает необыкновенное ощущение пространства, он уникален именно в таком качестве, он создает такое ощущение пространства, после которого все живописное творчество мастера кажется просто аппликацией.
Быть может только маленький рисунок Леонардо да Винчи на голубом фоне, с его уникальной техникой сфумато может приближаться к шедевру Микеланджело. Этот рисунок уникален и для самого Микеланджело. Только здесь он достигает той пространственной мощи, которую в будущем будут разрабатывать великие венецианцы и Рембрандт. Ибо здесь дело не в случайно счастливой точности рисунка, а совершенно в ином чувстве эстетики пространства на двухмерной плоскости, которое открывает двери в новую эпоху.
Рисунок как таковой до мастеров Высокого Возрождения не всегда выделялся в самостоятельный вид художественного творчества. Именно здесь рисунок впервые меняет функцию. Это не иллюстрация, как в средневековых миниатюрах, не графические листы народных картинок.
Это еще и не самостоятельное произведение искусства, которое обслуживает литургическую или прикладную функцию как украшение. Возникает рисунок как некоторая лабораторная часть подготовительного творческого процесса, т.е. в этом качестве рисунок теряет свою самостоятельность, является как бы подготовительной стадией чего-то более значимого, хотя одновременно становится его особой, наиболее важной магической частью.«Все искусства имеют свой стержень в рисунке», — говорил Леонардо да Винчи. В эпоху Возрождения и возникает новое понимание его функции в творческом процессе, с одной стороны — подготовительной, с другой — всеопределяющей. Творческий процесс расщепился на свои составные элементы, и, наконец, было найдено ядро творческого процесса — им стал рисунок. Это произошло впервые в истории искусства. В античности умели хорошо рисовать, но никогда не выделяли рисунок как нечто самостоятельное, а сознание самостоятельности пришло в эпоху Возрождения.
И вот перед нами подготовительные рисунки великого Микеланджело и мастеров его времени, которым предназначалось остаться в мастерской. это был вспомогательный архив художника, но в то же время рисунки осознавались как необходимая творческая составляющая процесса создания произведения искусства и становились предметом коллекционирования, по всей вероятности, прежде всего в среде знатоков и самих художников. Мы знаем о коллекциях Питера Пауля Рубенса, Джорджо Вазари, Маркантонио Раймонди, Бенвенуто Челлини. Сильные мира сего и богатые заказчики собирали произведения живописи и скульптуры, ювелирные украшения. Художники и интеллектуальная элита собирали почеркушки и подготовительные рисунки, видя в них высокую художественную ценность.
Выставка «Микеланджело и его время» в Альбертине демонстрирует нам эти сокровища. Лабораторные работы великих мастеров являют зрителю их творческие поиски, их внутренний мир, закрытый для непосвященных, их гамбургский счет друг к другу. Подобные «рисуночки» с наглядной и достоверной силой сообщают нам, кто есть кто, и если бы от наследия Микеланджело ничего не осталось, а только маленький набросок обнаженного юноши из коллекции Рубенса, то и тогда было бы ясно, кто из них самый великий, самый могучий, отмеченный божественным знаком художник. Это был бы Микеланджело Буонарроти — гениальный страдалец из Флоренции.
Вернуться назад
Теги:
избранных картин и скульптур Микеланджело
Страшный суд — Микеланджело | |
Давид — Микеланджело | |
Пьета — Микеланджело | |
Моисей — Микеланджело | |
Распятие — Микеланджело | |
Бахус — Микеланджело | |
Битва при Кашине — Микеланджело | |
Мадонна Брюгге — Микеланджело | |
Воскресший Христос — Микеланджело | |
Смещение — Микеланджело | |
Аполлон — Микеланджело | |
Брут — Микеланджело | |
Ронданини Пьета — Микеланджело | |
Голова фавна — Микеланджело | |
Отделение Земли от Воды — Микеланджело | |
Потолок Сикстинской капеллы — Микеланджело | |
Всемирный потоп — Микеланджело | |
Рассвет — Микеланджело | |
День | — Микеланджело |
Ночь — Микеланджело | |
Сотворение Солнца, Луны и растений — Микеланджело | |
Давид и Голиаф — Микеланджело | |
Мученичество Святого Петра — Микеланджело | |
Мадонна Медичи — Микеланджело | |
Победа — Микеланджело | |
Опьянение Ноя — Микеланджело | |
Сотворение Евы — Микеланджело | |
Жертвоприношение Ноя — Микеланджело | |
Отделение света от тьмы — Микеланджело | |
Дельфийская Сивилла — Микеланджело | |
Исайя — Микеланджело | |
Падение человека — Микеланджело | |
Джоэл — Микеланджело | |
Захария — Микеланджело | |
Иезекииль — Микеланджело | |
Иеремия — Микеланджело | |
Ливийская Сивилла — Микеланджело | |
Иона — Микеланджело | |
Мадонна на лестнице — Микеланджело | |
Битва кентавров — Микеланджело | |
Мятежный раб — Микеланджело | |
Умирающий раб — Микеланджело | |
Ангел — Микеланджело | |
Амур — Микеланджело | |
Мучения святого Антония — Микеланджело | |
Святой Матфей — Микеланджело | |
Святой Петроний — Микеланджело | |
Святой Прокул — Микеланджело | |
Тондо Питти — Микеланджело | |
Тондо Таддеи — Микеланджело |
Сотворение Адама Микеланджело
Из всех чудесных образов, заполняющих огромный комплекс Сикстинского потолка, Сотворение Адама , несомненно, наиболее глубоко впечатлило потомство. Неудивительно, ведь здесь нам дано единое подавляющее видение величия Бога и потенциального благородства человека, невиданное и непревзойденное во всей истории человечества. Изобразительное искусство. Уже не стоя на земле с закрытыми глазами и мантией, Господь плывет по небесам, Своя мантия распростерта и полна ангельскими формами, и Его спокойный взор сопровождает и усиливая движение Его могучей руки. Он протягивает Свой указательный палец, собираясь коснуться пальца Адама, который возлежит на бесплодном берегу земли и едва может поднять руку. Божество форма выпуклая, взрывная, отцовская; человек вогнутый, восприимчивый и явно импотентный. Зарождающийся оплодотворяющий контакт между двумя указательными пальцами часто была описана как искра или ток, современная электрическая метафора, несомненно, чуждая шестнадцатому веку, но вполне естественная, учитывая реку жизни, которая, кажется, вот-вот впадет в ожидающее тело.
Бытие повествует о том, как Господь сотворил Адама из праха земного и вдунул в его ноздри дыхание жизни. Эта история никогда не изображалась буквально в искусстве эпохи Возрождения. Обычно, как в Прекрасный рельеф Якопо делла Кверча на фасаде церкви Сан-Петронио в Болонье, который, должно быть, глубоко впечатлил молодого Микеланджело, Творец стоит на земле и благословляет уже сформировавшееся тело Адама, читаемое вместе с землей, так как имя его на иврите означает земля. Совершенно новый образ Микеланджело как бы символизирует еще одну идею — вселение божественной силы в человечество, которое произошло при Воплощении. Учитывая неоднократное настаивание кардинала Вихерио на учении о двух Адамах и положении сцены сразу после преграды во святилище, на том месте, где обычно являлось Благовещение, и после Иезекииля с его видением Девственного Зачатия это казалось бы вполне естественным. Сцена напоминает известные стихи из Исайи: «Кто поверил слышанному нами? И кому открылась мышца Господня? Ибо Он вырастет перед Ним, как нежное растение и как корень». из сухой земли. ..», который теологи неизменно используют для предсказания Воплощения Христа, отростка жезла Иессея. Два поразительных визуальных элемента ясно показывают, что это был один из отрывков. который на самом деле рекомендовал Микеланджело его вероятным советником, кардиналом Виджерио. Во-первых, открывается могучая правая рука Господа, обнаженная, как ни в одном другом Его явлении на Сикстинской земле. Ни потолка, ни где-либо еще, насколько мне удалось определить, во всем христианском искусстве до этого времени. (Левая рука одета, по крайней мере до локтя, в белый рукав.) Во-вторых, Прямо под Адамом рука юноши под вуалью слева над персидской сивиллой выдвигается на сцену — вопрос, который требовал значительного предварительного планирования — приближаясь к прикосновению Бедро Адама, как Творец свой палец. Эта рука держит рог изобилия, наполненный листьями Ровера и желудями, которые, кажется, растут из сухой земли и полны силы, как Адам («земля»). пусто от этого. Такой образ характерен не только для Микеланджело, который по возможности предпочитал изображать мужские фигуры, в том числе и Христа, совершенно обнаженными, но и для римских высоких эпохи Возрождения и самого Юлия II, чей язык, как записали его изумленные современники, изобилует хвастовством собственной физической силой и могуществом.