Информация о м в ломоносове: • HTTP Error: 404 Not found

творчество, идеи, концепции : VIKENT.RU

Один из первых русских просветителей, учёных-естествоиспытателей.

Сын помора. В 1731 году, выдав себя за сына священника, поступил в Московскую славяно-греко-латинскую академию.

Феофан Прокопович, сподвижник Петра Великого, настоял на том, чтобы Михаила Ломоносова не исключали из Славяно-греко-латинской академии за то, что он выдавал себя за сына священника. Восхищённый любознательностью юноши, его острым умом и глубиной проникновения в суть вещей. Прокопович будто бы сказал тогда: «Не бойся ничего. Когда бы со звоном в большой московский соборный колокол стали публиковать тебя самозванцем, я твой защитник».

Морозов А.А., Михаил Васильевич Ломоносов, 1711-1765, Л., «Ленинградское газетно-журнальное и книжное издательство», 1952 г., с. 177.

 

О своём образовании М.В. Ломоносов писал так: «Обучаясь в Спасских школах, имел я со всех сторон отвращающие от наук пресильные стремления, которые в тогдашние лета почти  непреодоленную силу имели. С одной стороны, отец, никогда детей кроме меня не имея, говорил, что я, будучи один его оставил, оставил всё довольство (по тамошнему состоянию), которое он для меня кровавым потом нажил и которое после его смерти чужие расхитят. С другой стороны, несказанная бедность: имея один алтын в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба и на денежку квасу, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет и наук не оставил. С одной стороны, пишут, что, зная моего отца достатки, хорошие тамошние люди дочерей своих за меня выдадут, которые и в мою там бытность предлагали; с другой стороны, школьники, малые ребята, кричат и перстами указывают: смотри-де, какой болван лет в двадцать пришёл латине учиться! После того вскоре взят я в Санктпетербург и послан за море, и жалованье получал против прежнего в сорок раз. Оно меня от наук не отвратило, но по пропорции своей умножило охоту, хотя силы мои предел имеют».

Ломоносов М.В., Письмо графу И.И. Шувалову от 10 мая 1753 г. / Избранная проза, М., «Советская Россия», 1986 г., с. 31.

 

В 1742 году М.В. Ломоносов впервые в России начал читать публичные лекции на русском языке в Академии наук.

В своей «Риторике», написанной в 1747 году, М.В. Ломоносов рассматривает литературу древнего мира «… как запас образцов для подражания; таковы тексты Овидия, Вергилия, Гомера, Анакреона, Цицерона, Демосфена, а из новых авторов — Хрисостома и Эразма в переводах.
Риторика Ломоносова с её переводными латинскими и греческими exempla должна была продемонстрировать приёмы на языке оригинала и возможность их адаптации к языку усвояющему, который в процессе такой адаптации собственно только и формируется». (Имеется в виду русский язык – Прим. И.Л. Викентьева).

Ренате Лахманн, Память и литература. Интертекстуальность в русской литературе XIX-XX веков, СПб, «Петрополис», 2011 г., с. 229.

 

В 1755 году по инициативе М.В. Ломоносова и по его проекту был основан Московский университет, «открытый для всех лиц, способных к наукам». На открытие Университета М.В. Ломоносов приглашён не был.

1764 году в «Предложениях об устройстве и уставе Петербургской Академии» М.В. Ломоносов назвал академическую гимназию «Кормилицей Университета», пояснив, в чём он видит её назначение: «Здесь следует воспитывать более нежный возраст, преподавая школьные предметы так, чтобы вышедшие оттуда были способны к занятиям высшего порядка в Университете». А ранее — в 1754 году в письме И.И. Шувалову об учреждении Московского университета Ломоносов настаивал: «При Университете необходима должна быть гимназия, без которой Университет как пашня без семян»…

 

«Профессорское звание вплоть до начала XIX столетия считалось унизительным для дворянина. А гениальный

М.В. Ломоносов так и не поднялся по табели о рангах выше статского советника».

Садовничий В.А., Россия. Московский университет. Высшая школа: Статьи. Выступления. Интервью 1992-1998, М., Изд-во Московского университета, 1999 г., с. 221.

 

М.В. Ломоносов, высказал конструктивный принцип применительно к поэзии — это: «сближение идей далековатых».

«Я своей чести достиг не слепым счастием, но данным мне от Бога талантом, трудолюбием и терпением крайней бедности добровольно для учения».

Ломоносов М.В., Письмо к И.И. Шувалову / Полное собрание сочинений в 11-и томах, Том 10, М.- Л., Изд-во Академии Наук СССР 1957 г., с. 539.

 

«За Ломоносовым была химия, была великая наука. Но не будь её, он был бы, вероятно, как поэт явлением опальным».

Тынянов Ю.Н., О Хлебникове / Литературная эволюция: избранные труды, М., «Аграф», 2002 г., с. 367.

 

Когда воспитатель Императора Павла I Семён Порошин «… привёз во дворец печальную весть о кончине
М.В. Ломоносова — великого русского учёного, Павел сказал: «Что о дураке жалеть, казну только разорял и ничего не сделал». Слова наследника стали достоянием столицы».

Меерович Г.И., Буданов Ф.В., Суворов в Петербурге, Л., «Лениздат», 1978 г., с. 113.

 

А.С. Пушкин писал о М.В. Ломоносове: «Он создал первый наш университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».

Михаил Васильевич Ломоносов — Книжные выставки — Информация по случаю — Каталог файлов

 

19 ноября 2011 года исполнится 300 лет со дня рождения М.В.Ломоносова.

Ломоносов умер в 54 года. Всего за 24 года своей работы он успел очень много. Стал первым российским учёным-естествоиспытателем. Провёл четыре тысячи опытов. Добился открытия Московского университета и создания при Академии наук химической лаборатории. Занимался химией, физикой. Первым дал физической химии определение. Создал молекулярно-кинетическую теорию тепла. Вывел одно из начал термодинамики. Заложил основы науки о стекле. Астроном, приборостроитель, металлург, геолог, поэт, художник, историк.

На этой странице собираются ссылки на Интернет-ресурсы, посвященные нашему великому земляку.

   БИОГРАФИЯ

Подробная биография М.В.Ломоносова изВикипедии.

Подборка произведений М.В.Ломоносова и о нём избиблиотеки Мошкова.

История жизниМихаила Ломоносова. Личная жизнь.

Коротко исамое важноео жизни М.В.Ломоносова.

   ВКЛАД В НАУКИ

Общая информация. + по отдельным наукам.

М.В. Ломоносов —великий ученый.

М.В. Ломоносовкак учитель

 

     ЛОМОНОСОВ — СТРОИТЕЛЬ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
Научные труды Ломоносова по языку и литературе укрепляли национальную самостоятельность русской культуры.

    ЛИТЕРАТУРА

Полное собрание сочиненийМ.В.Ломоносова.

Стихи и одыи не только М.Ломоносова.

Книги о М.В. Ломоносове, имеющиеся в нашей библиотеке.

Статьи из журналов о М.В. Ломоносове (полный текст).

Учёные Севера о М.В. Ломоносове.

 

  ИЗОБРЕТЕНИЯ М. ЛОМОНОСОВА

    МОЗАИКИ М. ЛОМОНОСОВА

Мозаичная мастерскаяМ.Ломоносова.

Мозаики М.В.Ломоносова.

    АФОРИЗМЫ

АфоризмыМ.В.Ломоносова.

Цитатыиз произведений Ломоносова.

     МУЗЕИ

Мемориальный музей  М.В. Ломоносова.

Музейные экспонаты.

Старинные книги времён Ломоносова.


  О МИХАИЛЕ ВАСИЛЬЕВИЧЕ ЛОМОНОСОВЕ:

— Б.Шергин «Слово о Ломоносове«.

— Несколько трудов изБиблиотеки Мошкова.

Мнения знаменитых людей о М.В.Ломоносове.

Стихи, посвященные М.В.Ломоносову.

Курьёзные истории из жизни М.В.Ломоносова,

занятные факты, анекдоты.

 

    ПОРТРЕТНАЯ ГАЛЕРЕЯ.

Отечественное картографическое наследие XVIII века

Отечественное картографическое наследие XVIII века.

М.В. Ломоносов во главе Географического департамента Академии наук и художеств

До середины 18 века серьезных работ по созданию планов городов не велось. Академия наук, имевшая хорошую издательскую базу в виде типографии и Гравировальной палаты, не располагала геодезистами полевиками, и поэтому не могла самостоятельно решать, когда и какие карты выйдут в свет. В обязанности Сенатских геодезистов съемка российских городов не входила.

Только некоторым городам посчастливилось быть отображенными на около сотни карт масштабов 1:40 тыс. и крупнее. Семь карт имелось на Петербург, пять картографических произведений-памятников той эпохи отображали Астрахань. На долю остальных городов приходилось по 1 плану.

Для составления карты Москвы в 1731 году императрица Анна Иоанновна подписывает специальный указ, так как без вмешательства монарха ситуацию было не изменить. «Понеже Москве, яко резиденции нашей аккуратного плана поныне не имеется и домы строятся непорядочно, того ради указали мы: всей Москве, большим и малым улицам сделать аккуратно план».

Выполнен царский указ был уже при новой императрице Елизавете Петровне, в 1741 году.



Свет увидел «План императорского столичного города Москвы, сочиненной под смотрением архитектора Ивана Мичурина» в 1739 году (размер 50х52 см, масштаб 1:22 400).

На карте практически полностью отсутствовали топонимы, но более 400 городских объектов обозначались цифрами и буквами, содержание которых было раскрыто в легенде, напечатанной на отдельном листе с пространным названием: «Чертеж местоположения столичного города Москвы, в котором означены не только Кремль, Китай город, Белый город и Земляной город, но и все находящиеся в оном ворота, улицы, императорские домы и публичные строения, соборы и приходские церкви, монастыри архиерейские и другие подворья, реки, пруды, сады и прочие знатнейшие места».

При Елизавете жизнь Петровского Сената оживилась. Ему вернули статус высшего органа государственного управления. Сенат стал средоточием всех статистических и географических сведений о России и готовил указ о межевании земель.

К 50-летию основания града Петрова в 1753 году Академия наук и художеств издала «План столичного города С.-Петербурга», поражающего своими размерами — 137х203 см. Это картографическое произведение имело 12 гравировальных видов («проспектов») наиболее примечательных мест столицы. Выполнялись работы лучшими мастерами Гравировальной палаты. На титуле альбома указаны имена авторов: «Чертил Академии наук адьюнкт И. Трускотт». Прекрасное качество гравирования плана было высочайше одобрено. О составителе карты, капитане-поручике фон Зихейме, никто не вспомнил. Исполняя указ 1737 года «О начертании верного плана С.-Петербургу», он настолько качественно выполнил геодезические съемки города, что к юбилейному изданию новую съемку не делали.

Ф.И. Миллеру, тогдашнему руководителю Географического департамента, было некогда заниматься планом лишь одного населенного пункта. Пусть даже и столичного. В то время он готовил ответ И.Н. Делилю о результатах Камчатских экспедиций. Хорошо знакомый с сибирскими архивами, Ф.И. Миллер в 1755 году составил две карты к известной книге С. Крашенинникова «Описание земли Камчатки» («Карта земли Камчатки с около лежащими местами» и «Карта Курильских островов с около лежащими местами»).


Да еще Михаил Васильевич Ломоносов — непримиримый оппонент Ф.И. Миллера, имевший звание профессора Академии наук, т.е. академика, поддерживаемый графом И.И. Шуваловым, в 1757 году смещает его с должности, исполняя высочайшее повеление «смотреть» за Географическим департаментом Академии наук, чтобы придать ему общегосударственное значение.

К тому времени М.В. Ломоносов уже успел преобразовать Морскую академию в Шляхетский морской кадетский корпус для детей дворян и офицеров с семилетним сроком обучения. Нужно отметить, что к 1917 году в России насчитывалось уже 29 кадетских корпусов с 10 тысячами слушателей.

А в 1755 году «Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом», — говорил о Ломоносове А.С. Пушкин. В успехе его геодезической деятельности сомневаться не приходилось.

Великий русский ученый написал новую «Инструкцию Географическому департаменту», в которой обозначил цели, задачи и порядок его работы: «Без позволения Академии Наук г. президента или Академической канцелярии членам Географического департамента никаких имеющихся во оном еще не публикованных карт или других известий никому на сторону не сообщать, в противном же случае подлежать имеют за то тяжкому ответу. Равномерно и им самим, не записав в журнал, ничего на дом к себе не брать. А адъюнктам работы свои отправлять в Географическом департаменте и для того как до полудни, так и после полудни порядочно туда приходить и смотреть, чтоб то же и от студентов чинено было».

Проект построения государственной геодезической сети М.В. Ломоносов изложил в статье «Мнение о посылке астрономов и геодезистов в нужнейшие места России для определения долготы и широты». «Между тем, когда Правительствующий Сенат по моему старанию соблаговолил послать во все городы Российского государства географические запросы, то неотменно послать надлежит по нужным местам астрономов с геодезистами, чтобы присылаемые известия исправить через точное на нужных местах долготы и широты определение».

Прилагая все усилия для развития организационной, геодезической, издательско-картографической деятельности Географического департамента, Ломоносов составил «Примерную инструкцию по определению астрономических пунктов», главной задачей в которой ставилось повышение точности долгот. Разработал он и проект определения разности высот уровней Черного и Каспийского морей. Высказал мнение о необходимости продолжения триангуляции по параллели 47° и указал на важность исследований Северного морского пути. Для экспедиции В.Я. Чичагова составил циркумполярную карту Сибирского (Северного ледовитого) океана и наметил путь прохода через него в Восточную Индию. Продолжил начатые В.Н. Татищевым исследования по маркшейдерии. На картах ввел русское правописание.

Особое внимание М.В. Ломоносов уделял образованию молодых геодезистов в университете и гимназии Академии наук.

Но главной задачей для него стала подготовка и издание нового атласа России. Вышедший в 1745 году «Атлас Российской» М.В. Ломоносов считал несовершенным.

И действительно, этот Атлас создавался лишь на 61 опорном пункте. Только 8 из них имели долготы. В 1757 году был опубликован новый каталог объемом в 206 пунктов, 24 из которых имели долготу, в 1773 году уже с 300-ми пунктами, 60 из которых имели долготу.

«Российский атлас», должен был быть сочинен в Географическом департаменте через три года на основании полученных с мест ответов на географические запросы и на основании астрономических определений трех экспедиций, намеченных Ломоносовым на ближайшее время. «Атлас» должен был состоять из 60 или 90 специальных карт, «с отменными украшениями» и с политическим и экономическим обстоятельным описанием всех частей империи, кроме Сибири, «на которую еще сверх того два или три года употребить должно будет».

Встала задача собрать топографическую информацию о местности. Для этого М.В. Ломоносов разработал анкету и организовал ее рассылку на места от лица правительства. 31 января 1760 года был опубликован указ «О доставлении из всех городов в Академию наук для сочинения Российского атласа верных географических известий».

Первоначально анкета состояла всего из 13 пунктов:

«1. Город, чем огражден, каменною стеною или деревянною или земляным валом и рвами.

2. Много ли проходов внутри и за городом и какие церкви каменные или деревянные и сколько верст в окружности имеют.

3. На какой реке или озере и на какой стороне по реке вниз или при озере по компасу.

4. По оной реке какие суда ходят по весне и в межень.

5. Когда бывают ярмонки и откуда больше и с каким товаром приезжают и который день в неделю торговый.

6. Чего больше родится у того города и какие есть промыслы.

7. В каких ремеслах народ больше упражняется.

8. Какие где по городам и селам заводы, яко то, серебряные, медные, железные и рудные, так же и фабрики.

9. В городах буде есть летописцы, присылать с них верные копии для сочиняющейся истории Российской.

10. Села и деревни, сколько душ по ревизии.

11. Сколько дымов.

12. Есть ли ряды и ярмонки.

13. Где есть водяные мельницы пильные или хлебные.

Но при подготовке указа количество вопросов выросло с 13 до 30 и сами вопросы сильно расширились. Например, 1 пункт теперь выглядел так: «Город чем огражден, каменною стеною или деревянным или земляным валом, палисадником или рвами? Причем показать меру их окружности, вышины, глубины, цело оное заграждение или нет». Все это сильно затруднило получение достоверных отчетов. М.В. Ломоносов неоднократно обращался на места с требованием деловых ответов, а не бюрократических отписок.

Будто нарочно в декабре 1760 года Ф.И. Миллер в указе «О присылке из всех городов в Сухопутный шляхетский кадетский корпус ответов на сделанные от оного корпуса вопросы для сочинения географического описания Российского государства» публикует идентичную анкету из 30 пунктов.

М.В. Ломоносов предпринимает еще одну попытку наладить сбор нужной информации, выступив в марте 1764 года с «Мнением о употреблении нынешней ревизии в пользу географии Российской и сочиняющегося нового атласа». Под ревизией он имел ввиду перепись населения. Всего 6 пунктов осталось в анкете Ломоносова, главным из которых стал вопрос «о числе душ». В своем «Мнении» он подчеркивал, что при исправном получении сведений даже по такой сокращенной программе «лет в пять сочинен и напечатан будет такой «Российской атлас», которым похвалиться можно перед всею Европою». Архив РАН хранит 222 дела с ответами на академическую анкету и 153 дела с ответами на анкету Сухопутного корпуса. Опубликованы из собранного только материалы по Московской губернии. Вся остальная информация в научный оборот не введена. Ф.И. Миллер достиг своей цели, так и не дав Ломоносову подготовить новый атлас страны.


Зато были созданы весьма заметные картографические произведения, среди которых главное место занимает вышедший в 1763 году «План царствующего града Москвы на 30 верст в округ» с великолепным картушем – изображением Московского Кремля, полученного с помощью камеры-обскуры.

По итогам Второй Камчатской экспедиции М.В. Ломоносовым была составлена «Циркумполярная карта» с изображением вытянутого полуострова напротив Камчатки с надписью «чаятельной берег Северной Америки». В 1976 году Б.П. Полевым была обнаружена «Вторая карта Ломоносова». Исследователь полагал, что после встречи в апреле 1764 года с купцами Снегиревым и Бурениным, побывавшими на Алеутских островах, Ломоносов внес исправления в свою первую карту.

Сам Ломоносов свою деятельность в Географическом департаменте оценивал так: «Старался весьма о приведении в порядок Географического департамента и для того: 1) произвел в действие сочинение Российского нового атласа, о коем прежде его через двенадцать лет не было старания: сочиненные под его предводительством карты уже грыдыируются; 2) исходатайствовал через Правительствующий Сенат географические известия изо всех городов российских по 30-ти пунктам, для того напечатанным и разосланным, и уже половина оных получена в Академию; 3) обретающимся при Географическом департаменте геодезистам и студентам прежде не показыванны были сочинения ландкарт, кроме копировки, а его стараниям ныне уже некоторые обучены ландкартному делу и могут оные составлять без предводительства; 4) его же старанием учреждены географические экспедиции по всему Российскому государству для наблюдения знатнейших мест долготы и широты для точнейшего сочинения «Российского атласа» и исходатайствованы в Правительствующем Сенате для подъему езды всякие нужные потребности; 5) так же старался получить известия от Святейшего Синода о монастырях и церквах, а от Камер-коллегии о количестве душ для различения городов и деревень».

Географические проекты М.В. Ломоносова по большей части были реализованы после его смерти. Во Второй половине XVIII века в результате нескольких астрономо-геодезических экспедиций были собраны значительные объемы материалов, на основе которых Географическим департаментом опубликованы 324 карты, а около 800 остались в рукописном виде.

Еще одним наследием великого ученого стал самый большой в России глобус. Это необыкновенное творение рук человеческих имеет такую же необыкновенную историю.

Первоначально глобус диаметром 3,2 метра принадлежал герцогу Гольдштейн-Готторпскому. Изготовлено сие чудо было в 1654 году мастерами А. Олеарием и А. Бушем. В свою вторую поездку в Западную Европу 1717 году Петр Первый посетил замок герцога в городе Шлезвиг, где весьма заинтересовался глобусом. В тот момент герцог мечтал женить своего сына Карла Фридриха на дочери русского царя Анне. К слову, брак состоялся и впоследствии их сын стал императором России Петром III. Интерес родителя невесты к необыкновенному произведению картографического искусства не остался незамеченным и глобус переехал в Санкт-Петербург. В 1737 году при пожаре глобус был практически уничтожен. Но Ломоносов посчитал проблему разрешимой и в 1748-1754 годах восстановил его, нанеся все надписи, но уже на русском языке. Поэтому исследователи называют этот глобус глобусом Готторп-Ломоносова.

События Второй мировой войны вызвали новые «приключения» глобуса. Захваченный немецкими войсками в Царском Селе в 1941 году, он опять оказался в Германии. Там в конце войны его обнаружили англичане и в 1948 году возвратили в Ленинград, где он и хранится до сих пор в Кунсткамере, в помещении бывшей астрономической обсерватории.

 

_________________________________________

Литература:

1.       Кашин Л.А. Топографическое изучение России (исторический очерк). – М.: Картгеоцентр – Геодезиздат, 2001.

2.       Кусков В.С. Памятники отечественной картографии. Учебное пособие. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003.

3.       Пушкин А.С. Собрание сочинений в 10 томах. «Путешествие из Москвы в Петербург». Т.6. – М.: Художественная литература, 1959-1962.

4.       Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений в 10 томах. «Инструкция Географическому департаменту» 1757 октября 3». – М.: Изд-во Академии наук СССР, 1950-1983.

5.       Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений в 10 томах. «Мнение о посылке астрономов и геодезистов в нужнейшие места России для определения долготы и широты» 1760 января 19-28». – М.: Изд-во Академии наук СССР, 1950-1983.

6.       Полевой Б.П. Поиски второй полярной карты Ломоносова. – Наука и жизнь, 1976. № 12.

7.       Википедия — свободная энциклопедия.


Ломоносов – яркий пример государственного деятеля, ученого, поэта, патриота – И.Халиков

19 ноября 2011  19:52

Премьер-министр РТ высказался о роли М.В.Ломоносова в российской и мировой науке.

(Казань, 19 ноября, «Татар-информ»). 300 лет назад, 19 ноября 1711 года, родился М.В.Ломоносов – великий русский ученый-естествоиспытатель мирового значения. Премьер-министр Татарстана Ильдар Халиков высказался о личности гения и его роли в науке.

Вклад М.В.Ломоносова в российскую и мировую науку трудно переоценить, поэтому 2011 год объявлен ЮНЕСКО Годом М.В.Ломоносова.

Открытия Ломоносова обогатили многие науки и даже стали стимулом к рождению новых. Михаил Васильевич дал толчок мощному развитию атомно-молекулярных представ¬лений о строении вещества, заявил о сохранении материи и движения, заложил основы физической химии, основы учения о теплоте, обосновал кинетическую теорию газов, исследовал атмосферное электричество и силу тяжести. Его химические исследования положили начало производству ценных сортов стекла.

М.В.Ломоносов был крупнейшим поэтом XVIII века, создателем русской оды философского и высокого гражданского звучания, автором поэм, поэтических посланий, трагедий, сатир, филологических трудов, он создал первую русскую грамматику.

Его острый пытливый ум гениально сочетал в себе способность видеть мир в его целостности и одновременно стремился найти первопричины природных явлений.

Личность Ломоносова и сегодня впечатляет своей силой и разносторонностью. Его самоотверженный труд, неуемная жажда знаний и стремление просветить Отечество стали образцом подражания для многих поколений граждан России.

Идеи выдающегося ученого по-прежнему очень актуальны и современны. В нем мы видим достойный пример неудержи¬мого стремления к знаниям. Хотя в современном обществе знания становятся непосредствен¬ной производственной силой, в то же время никаким материальным стимулированием нельзя заставить человека стремиться к тому, чтобы знать больше. Это можно и нужно воспитывать. Воспитав хотя бы сотню, тысячу таких, как он, мы сможем построить лучшее будущее для нашей страны.

В нем естественным образом соединялось то, что называется естествознанием и гуманитарной наукой. А ведь это именно то, что сейчас требуется нашему обществу. Невозможно воспитать современного человека, не соединяя точные науки с гуманитарными знаниями, литературой, музыкой. Государство, ставя цель динамичного развития, должно поддерживать на высоком уровне не только прикладную науку или науку фундаментальную, но и духовную, нравственную, культурную и общественную сферы человеческой жизни. Высокоразвитые страны в большинстве своем придерживаются именно такой стратегии модернизации.

Говоря о практической направленности знаний великого ученого, следует отметить неразрывность науки и практики. Все открытия, полученные им в ходе исследований в области физики, химии, атмосферного электричества, тепловой теории, Ломоносов применял на практике. Можно смело назвать его ученым-инноватором.

Конечно, идей научного творчества у фигуры такого масштаба, как Ломоносов, гораздо больше. Хотелось бы выделить особенно его тягу к знаниям, широту интересов и практическую направленность. Ломоносов всю жизнь трудился «во славу государства Российского». Свой талант, знания и силы он посвятил развитию национальной промышленности и культуры.

Михаил Васильевич Ломоносов – для каждого из нас яркий и живой пример государственного деятеля, ученого, поэта, патриота.

«Всякое беззаветное служение на благо и на силу Отечества должно быть мерилом жизненного смысла», – утверждал Ломоносов.

Премьер-министр Республики Татарстан Ильдар Халиков. 

МИХАИЛ ЛОМОНОСОВ

МИХАИЛ ЛОМОНОСОВ
Далее: Об этом документе …

ЛИЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Родился: г.
1939, Москва, СССР Семейное положение: женат, 6 детей
Рабочий адрес:
Математический факультет, Б.Г. Университет Негева, Беэр-Шева, 84105, Израиль, тел. 972-8-6461604, Факс 972-8-6477648

ОБРАЗОВАНИЕ, ЗАНЯТОСТЬ

1993
Владение в B.G. Университет Негева, Беэр-Шева, Израиль
1987-
доц. профессор кафедры математики, Б.Г. Университет Негева.
1975
Присуждена докторская степень. степень по математике, Inst. по проблемам информации Коробка передач АН СССР. Наук, Москва.
1956-1966
Студент и аспирант Московского университета, г. Физический факультет, кафедраматематической физики.

ДЕСЯТЬ ОТБРАННЫХ ДОКУМЕНТОВ


Теория графов
1976
Э. Диниц, А. Карзанов и М. Ломоносов. По шаблону минимальных разрезов на графике, в Исследования по Дискретной оптимизации , г. Москва, «Наука» (1976), 290-306.
1990
М. Ломоносов. Циклический переход по заданным элементам в графике, в: B. Korte et al (Eds.), Пути, потоки и схема СБИС , Springer Verlag, 1990.

Комбинаторика надежности
1974
М. Ломоносов. Схема Бернулли с замыканием, Проблемы передачи информации Том 10, №1 (1974), 91-101.
1994
М. Ломоносов. Об оценках надежности сети методом Монте-Карло, Вероятность в инженерии и информатике , 8 (1994), 245-264.
1999
М. Ломоносов и Ю. Шпунгин. Комбинаторика надежности Монте-Карло, Случайные структуры и алгоритмы , 14 (1999), № 4, 329-343.

Сетевые потоки и пакеты путей
1985
М. Ломоносов. Комбинаторные подходы к решению многопоточных задач, Дискретная прикладная математика , Vol. 11, № 1 (1985), 3-93 (весь выпуск).
2000–1
H.Илани, М. Ломоносов. Максимальный сбалансированный поток в сети, Журнал комбинаторной теории — B , Vol. 78, №2, С. 185-197.
2000-2
Х. Илани, Э. Корах и М. Ломоносов. Об экстремальных множественных потоках, Комбинаторный журнал. Теория — B , Vol. 79, No. 2, pp. 183-210.
2002-1
М. Ломоносов. На обратном пути упаковка. Европейский журнал комбинаторики , подано 21 апреля 2002 г.
2002-2
М. Ломоносов. Локальные паттерны упаковки путей, Combinatorica , подана 12 июня 2002 г.




Далее: Об этом документе …
Свен Райхард
2002-07-04

Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства


Ломоносов



Обзор миссии

Миссия «Михайло Ломоносов 300» (МВЛ-300) был российским спутником астрофизики высоких энергий.Он был назван в честь 300 -летие со дня рождения русского эрудита Михаила Васильевич Ломоносов. Он был спроектирован Московским государственным институтом им. М. В. Ломоносова. Университет (МГУ; сам назван в честь того же интеллектуала). В Целью миссии было изучение гамма-всплесков на нескольких длинах волн и изучать переходные явления в земных верхняя атмосфера.

Миссия стартовала 28 апреля 2016 г. с российского космодрома Восточный. (Восточный) космодром на полярную гелиосинхронную орбиту на корабле «Союз 2-1а» Ракета Волга.Автобус космического корабля был основан на проверенной в полете платформе Kanopus. Изначально у Ломоносова была запланированная продолжительность жизни три года, но примерно десять месяцев. не дойдя до этого рубежа, система передачи данных вышла из строя, и специалисты от МГУ и Корпорации ВНИИЭМ (производитель спутника) не смогли восстановить операции.

Приборы

МВЛ-300 был оснащен множеством приборов для физики высоких энергий и астрономические исследования. Инструменты BDRG, ShOK и UFFO были в первую очередь занимался исследованиями гамма-всплесков и рентгеновских астрофизических явлений.

  • Блок детектирования Рентгеновского и гамма-излучения (БДРГ; Блок детектирования рентгеновского и гамма-излучения), три детектора рентгеновского / гамма-излучения установлены перпендикулярно друг другу. Он был разработан для изучения широкого множество небесных источников рентгеновского и гамма-излучения, а также для генерации триггера сигналы для прибора ШОК для гамма-всплесков.
  • Оптика «» Оптические камеры Свепхирокого поля Эрения (ШОК; Оптические камеры со сверхшироким полем обзора), пара оптических камер с очень широкие поля зрения.Сделав несколько изображений в секунду камеры могли отслеживать космический мусор, световые вспышки, такие как спрайты, новые, сверхновые, околоземные астероиды и гамма-всплески.
  • Обсерватория сверхбыстрой вспышки (UFFO) состояла из двух инструментов: UFFO Burst Alert and Trigger Telescope (UBAT) и телескоп с поворотным зеркалом (SMT). УБАТ представляла собой апертуру рентгеновской камеры с кодовой маской и широкой (∼1,95 ср; 90,2 ° x 90,2 °) с эффективная площадь 191,2 см 2 и энергетическое разрешение 2 кэВ при 60 кэВ.UBAT запускал оповещение для SMT, которое передавалось на цель в течение секунды после предупреждения, собирая УФ и оптическое послесвечение без необходимости переориентировать спутник. Телескоп обеспечил Поле зрения 17 угловых минут с точностью определения местоположения 0,5 угловой секунды.
  • Дозиметр Электронов , Протонов, Нейтронов (ДЕПРОН; Электрон, Протон и нейтрон Дозиметр), который измерял интенсивность и энергию частиц высоких энергий в окружающей среде. космическая радиационная среда космического корабля.
  • Трековая Установка (ТУС; Ультрафиолетовый детектор слежения), Зеркало-концентратор 2 1,8 м с набором фотоумножителей, чувствительных к ближнему УФ-излучению, для изучения ночи стороны Земли, ища следы космического ливня от взаимодействий с атмосферой Земли. Также отслеживаются очень непродолжительные события. такие как «вертикальная молния» и подобные переходные явления. Зеркало было изготовлено из углеродного материала для устойчивости к суровым тепловым воздействиям. окружающей среде и покрыт MgF 2 для защиты от атмосферных воздействий. кислород.

Наука

Миссия «Ломоносов» изучала космические лучи сверхвысоких энергий. (10 19 –10 20 эВ) в поисках предсказанного Обрезка спектра ГЗК, обнаруженные и исследованные источники гамма-всплесков, а также как энергетические явления в верхних слоях атмосферы, включая местные погодные явления (например, «спрайты» от активных гроз), магнитосферные события, и явления атмосферного ливня от космических лучей, падающих на верхние слои Земли. Атмосфера.


[Ломоносов в МГУ (Россия)] [Публикации]
[Все миссии] [по времени] [по энергии]
HEASARC На главную | Обсерватории | Архив | Калибровка | Программное обеспечение | Инструменты | Студенты / Учителя / Общественность


Последнее изменение: четверг, 24 сентября 2020 г., 17:21:49 EDT

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

  • Московский государственный университет им.В. Ломоносов «Лечебный факультет»
  • Московский государственный институт им. М.В. Ломоносова «Лечебный факультет»
  • Московская Государственная Академия М.В. Ломоносова «Лечебный факультет»
  • Московская Государственная Школа М.В. Ломоносова «Лечебный факультет»
  • Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

  • Московский государственный университет основан в 1755 году
  • В университете обучаются более 40 000 студентов (аспирантов и аспирантов) и около 7 000 магистрантов, более 5 000 специалистов проходят здесь курсы повышения квалификации.На факультетах и ​​научно-исследовательских институтах работают более 6 000 профессоров и преподавателей, около 5 000 научных сотрудников.
  • Ежегодно в Московский университет обучается около 4 000 иностранных студентов и аспирантов со всего мира.
  • Кампус Московского университета представляет собой чрезвычайно сложную систему: его общая площадь составляет 1 000 000 м2, в нем находится 1 000 зданий и сооружений, 8 общежитий, в которых проживает более 12 000 студентов, и 300 км инженерных коммуникаций.
  • Библиотечная система МГУ — одна из крупнейших в России: 9 000 000 книг, 2 000 000 из них на иностранных языках, и среднее количество читателей 55 000, использующих 5 500 000 книг в год.

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова предлагает образование мирового уровня всем, кто способен на пользу. Наши курсы сложные и строгие, под руководством и вдохновением работают высококвалифицированный преподавательский состав.

ФАКУЛЬТЕТОВ

  • Механико-математический факультет
  • Факультет вычислительной математики и кибернетики
  • Физический факультет
  • Химический факультет
  • Факультет материаловедения
  • Биологический факультет
  • Факультет биоинженерии и биоинформатики
  • Факультет почвоведения
  • Геологический факультет
  • Географический факультет
  • Факультет фундаментальной медицины
  • Факультет фундаментальной физико-химической инженерии
  • Исторический факультет
  • Филологический факультет
  • Философский факультет
  • Экономический факультет
  • Юридический факультет
  • Факультет журналистики
  • Психологический факультет
  • Институт Азии и Африки
  • Факультет социологии
  • Факультет иностранных языков и востоковедения
  • Факультет государственного управления
  • Факультет мировой политики
  • Факультет изящных и исполнительских искусств
  • Факультет глобальных процессов
  • Факультет педагогических исследований
  • Факультет политологии
  • Факультет военного обучения
  • Биотехнологический факультет

Общая информация

Учебный год в МГУ начинается в сентябре и заканчивается в июне (01.09-30.06).

Все факультеты обеспечивают очное обучение по программам бакалавриата, магистратуры и специализации. Аспирантура может быть очной или заочной.

Большинство программ в МГУ преподаются на русском языке.

Вы можете пройти подготовительный курс русского языка в Институте русского языка и культуры МГУ.

Система образования МГУ

Продолжительность обучения

  • Бакалавриат 4 года — 240 кредитов
  • Магистр 2 года — 120 кредитов
  • Специалист 6 лет — 360 кредитов
  • Аспирантура:
  • Кандидатская
  • Степень доктора наук

Жилые помещения

Кампус

МГУ расположен на 292 тысячах квадратных метров. Около 15 тысяч студентов и аспирантов, стажеров и слушателей курсов проживают в 7 общежитиях с возможностью выбора одно-, двух-, трех- и четырехместных комнат.

Иностранные студенты дневной формы обучения имеют право подать заявку на проживание в кампусе. Жилье будет предоставлено, если позволит место.

студентов по обмену имеют право подать заявку на проживание в кампусе в соответствии с двусторонним соглашением. Жилье будет предоставлено, если позволит место.

DFG, Немецкий исследовательский фонд — Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ) отмечает 260-летие

(01.04.15) В начале этого года Московский государственный университет (МГУ), самый известный вуз России, отметил свое 260-летие.МГУ был основан в 1755 году по рекомендации Михаила Ломоносова, имя которого носит с 1940 года. Сегодня, с 40 000 студентов и 11 000 преподавателей, он является крупнейшим университетом России и наиболее активным с точки зрения исследований. В ознаменование юбилея ректор университета пригласил для участия в торжествах большое количество гостей, в том числе немецкие университеты-партнеры и финансирующие организации, такие как Deutsche Forschungsgemeinschaft (DFG, Немецкий исследовательский фонд).

Ректор Bergakademie Freiberg удостоен звания почетного профессора в рамках празднования юбилея

Одним из кульминационных моментов специального мероприятия в Большом зале, на который были приглашены 2500 гостей, стало вручение почетного профессора профессору Бернду Мейеру, ректору TU Bergakademie Freiberg (Горно-технологический университет Фрайберга).TU Bergakademie Freiberg — один из самых известных немецких университетов россиянам, потому что Михаил Ломоносов учился как в Марбурге, так и во Фрайберге. Он также поддерживает давние партнерские отношения с 15 российскими университетами, в том числе с Национальным университетом минеральных ресурсов в Санкт-Петербурге.

МГУ неоднократно признавался лучшим университетом России по некоторым показателям в национальных и международных рейтингах. Он занимает 25-е место в рейтинге мировой репутации Times Higher Education за 2015 год.Он более успешен в обеспечении стороннего финансирования от национальных финансирующих организаций, таких как Российский научный фонд (РНФ), чем любой другой исследовательский институт Российской академии наук (РАН). Это также отражено в совместных призывах DFG и Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ).

Например, DFG и РФФИ в настоящее время финансируют 17 проектов двустороннего сотрудничества в МГУ — больше, чем в любом другом российском исследовательском учреждении. Крупнейшим долгосрочным германо-российским проектом в МГУ является Международная исследовательская учебная группа RTG 1956, партнерство с университетами Гиссена и Марбурга, созданное в 2006 году для изучения ферментных комплексов.Помимо наук о жизни, поддерживаются проекты в области почвоведения и растениеводства, математики, астрофизики, экспериментальной и теоретической физики, химии полимеров и технологического проектирования. Новый исследовательский атлас DWIH и онлайн-база данных GEPRIS предоставляют информацию об исследовательских проектах, финансируемых DFG, а также об участвующих людях и учреждениях.

Стефан Кауфманн (справа) и Йорн Ахтерберг (DFG Moscow) в МГУ с проректором Алексеем Хохловым (в центре)

Стефан Кауфманн, председатель парламентской партии ХДС / ХСС в Комитете по образованию, исследованиям и оценке технологий Бундестага Германии, во время своего визита в университет в начале марта убедился в впечатляющих исследовательских возможностях МГУ.В беседе с проректором Алексеем Хохловым, руководителем Департамента инноваций, информации и международного научного сотрудничества, и Йорном Ахтербергом (DFG Москва) финансируемые DFG проекты Университета Ломоносова представили примеры передовой практики двустороннего университетского сотрудничества между Германией и Россией. Хохлов, физик, член Президиума Российской академии наук (РАН) и председатель Научно-консультативного совета Минобрнауки России (МОН), уже два десятилетия активно участвует в научно-исследовательском сотрудничестве с Германией.В 2013 году он был награжден Bundesverdienstkreuz в Университете Ульма, где он когда-то руководил проектом в рамках Центра совместных исследований DFG «Формирование иерархической структуры и функции органо-неорганических наносистем» (CRC 569).

Российская плавучая электростанция соответствует строительным нормам

11 января 2018

Российская государственная экспертиза (Главгосэкспертиза) признала плавучую атомную электростанцию ​​ «Академик Ломоносов » строительной нормой.Власти заявили 9 декабря, что они одобрили проект в самом северном городе России Певеке, который финансируется Росэнергоатомом, дочерней компанией Росатома, являющейся оператором атомной электростанции.

Академик Ломоносов (Изображение: Росэнергоатом)

В настоящее время пришвартован на Балтийском заводе судостроительной верфи в Санкт-Петербурге, Академик Ломоносовский реактор «Академик Ломоносов» . аналогично тем, что используются в российских атомных ледоколах.

«Изучив представленные материалы, Главгосэкспертиза пришла к выводу, что проектная документация и результаты инженерных изысканий на объекте соответствуют техническим регламентам и другим установленным требованиям», — отмечают в идентичных заявлениях Главгосэкспертиза и Росэнергоатом. «Проектная документация проекта согласуется с ранее проведенными инженерными изысканиями», — добавили они. Главгосэкспертиза также «определила, что сметная стоимость проекта разумна», — сказали они.

«Единая энергетическая система» России охватывает около 15% ее территории, и использование ядерной энергии является «наиболее оптимальным способом» обеспечения теплом и энергией удаленных районов, которые занимают около половины территории Российской Федерации, они сказал.

Киль Академика Ломоносова был заложен в апреле 2007 года на Севмаше в Северодвинске, но в августе 2008 года Росатом расторг контракт — видимо из-за военной загруженности Севмаша — и передал его Балтийскому судостроительному заводу в Санкт-Петербурге, который опыт строительства атомных ледоколов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *